Акт технического обследования мкд. Кто и в каких случаях должен проводить осмотры общего имущества в мкд. Причины для проведения технического обследования многоквартирного жилого дома

Объект строительного обследования: жилая многоквартирная застройка

Адрес проведения экспертизы: г.Москва

Цель обследования: строительно-техническая экспертиза по исследованию жилой многоквартирной застройки .

Экспертное исследование многоэтажного дома с помещениями административно-бытового и общественного назначения проходил в три связанных между собой этапа:

  • подготовка к проведению технического осмотра (изучение документов Заказчика);
  • технический осмотр (визуальный);
  • составление экспертного заключения.

При визуальном осмотре выявлялись и фиксировались видимые дефекты и повреждения, производилась фотофиксация элементов.

При техническом осмотре кирпичной кладки с целью проверки состояния ее безопасной эксплуатации кирпичной кладки жилого дома в секциях №1 и №2 1-4 этажи, секции №3 и №4 1-4 этажи, секция №1 6-й этаж установлено следующее:

Жилой дом - 9-и секционный, 9-ти этажный, с подвалом. Секции жилого дома сдвинуты в плане относительно друг друга с размерами 39,7х14,6+37,94х17,15+40,7х15,7+37,94х14,6м.

Высота здания от планировочной отметки проезда до уровня подоконника последнего жилого этажа – 28,2м, высота верхней точки строительных конструкций – 33,5м. Высота этажей: подвала - 2,3 м; 1-го жилого и последующих - 2,9 м; 9-го – 3,5.

Здание разделено по секциям деформационными швами.

Связь между этажами в каждой секции предусматривается при помощи лифтов и лестничной клетки.

Наружные стены - согласно СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита здания", с учетом сбережения теплоэнергии наружные стены выше отм.+0,000 запроектированы многослойные.

Ограждение балконов выполнены из кирпича строительного полнотелого одинарного М-150 (ГОСТ 530 и ГОСТ 5158).

Стены с первого этажа и выше поэтажного опирания по монолитному перекрытию выполняются из полнотелых газоблоков СКЦ-1РГ 01/01 (ГОСТ 6133-99) Плотность блоков 800-1400 кг/м3 Морозостойкость F50 на цементно-песчанном растворе с тщательным заполнением швов на всю толщину (без пустошовки).

Перегородки – газобетонные блоки СКЦ-1РГ 01/01 (ГОСТ 6133-99), плотность блоков 800-1400 кг/м3, морозостойкость F50 на цементно-песчанном растворе с тщательным заполнением швов на всю толщину (без пустошовки) и пенобетонных блоков плотность блоков 300-1200 кг/м3, морозостойкость F35 на цементно-песчанном растворе с тщательным заполнением швов на всю толщину (без пустошовки).

Заключение строительного эксперта по обследованию застройки

Работы по возведению перегородок из пенобетонных блоков следует осуществлять в соответствии с технической документацией, которая содержит:

  • указания по виду материалов, применяемых для возведения перегородок, включая проектную марку по прочности, а также объёмную массу (объемный вес) и отпускную влажность;
  • данные по марке и составу раствора для производства работ в летнее и зимнее время, а также вид вяжущего;
  • данные по способу кладки и мероприятия, обеспечивающие прочность и устойчивость конструкций перегородок в стадии возведения;
  • осуществлять производственный контроль качества работ по устройству кирпичной кладки и кладки пенобетонных блоков в зданиях и сооружениях, который включает в себя входной контроль рабочей документации и используемых материалов и конструкций, операционный контроль технологических процессов и приёмочный контроль выполняемых работ;
  • операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов и производственных опера-ций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению;
  • в процессе работы мастер должен следить за тем, чтобы блоки, раствор и арматурная сетка соответствовали указанным в проекте, а также проверять правильность привязки и качество швов кладки, вертикальность, горизонтальность и прямолинейность поверхностей и углов, качество поверхности кладки;
  • периодически проверять толщину швов.

Для этого измеряют пять-шесть рядов кладки и определяют среднюю толщину шва, например, если при замере пяти рядов кладки стены ее высота оказалась 400 мм, то средняя высота одного ряда кладки будет 400:5 = 80 мм, а средняя толщина шва за вычетом толщины кирпича составит 80 - 65 = 15 мм. В соответствии с п. 7.6 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» средняя толщина горизонтального шва кирпичной кладки должна составлять - 12 мм, допустимые отклонения -2;+3 мм; вертикального шва - 10 мм (-2;+2 мм). При этом толщина отдельных вертикальных швов должна быть не менее 8 и не более 15 мм, горизонтальных не менее 10 и не более 15 мм. Утолщение швов против предусмотренных правилами можно допускать лишь в случаях, оговоренных проектом, при этом размеры утолщенных швов должны указываться в рабочих чертежах (Фото 5, 6);

Тип кладки и система перевязки должны быть указаны в проекте с учетом требуемой прочности кладки, конструктивных особенностей стен и ее совместной работы с другими конструкциями. Внутренняя поверхность стены должна быть обязательно оштукатурена (СНиП 3.03.01-87); все швы наружного и внутреннего слоя стен пенобетонной кладки следует тщательно заполнять раствором с затиркой внутренних швов; для выравнивания вертикальности стены кирпичной кладки использовать арматурную сетку, после чего заштукатурить.

На прочность и устойчивость конструкций перегородок, данные нарушения не оказывают существенного влияния и могут эксплуатироваться при ликвидации выявленных нарушений.

В дальнейшем при проведении работ:

  • проверять толщину швов перегородок каждые пять - шесть рядов кладки и определять среднюю толщину шва. Утолщение швов против предусмотренных правилами можно допускать лишь в случаях, оговоренных проектом, при этом размеры утолщённых швов должны быть указаны в рабочих чертежах;
  • вертикальность поверхностей и углов проверять уровнем и отвесом не реже двух раз на каждом ярусе кладки. Если будут обнаружены отклонения, не превышающие допускаемые, то их исправляют при следующей кладке яруса или этажа;
  • горизонтальность рядов контролировать правилом и уровнем не реже двух раз на каждом ярусе кладки, определяют величину отклонения кладки от горизонтали. Если она не превышает установленного допуска, отклонение устраняют в процессе последующей кладки.

Конструктивные решения наружных стен должны обеспечивать требуемые прочность и устойчивость при возведении, эксплуатации. Несущая способность стен устанавливается расчетом по СНиП II-22-81.

Для наружных стен использоваться кирпич и камни керамические по ГОСТ 530-2007 осуществлять надлежащий строительный и лабораторный контроль.

При монтаже конструкций фасада не допускать крепления несущих элементов к элементам кладки стен из кирпича и пено-бетонных блоков.

Крепление несущих конструкций фасада выполнять к монолитным элементам жилого дома. «Скользящие» элементы конструкции фасада допускается крепить к кладке при строгом выполнении работ согласно схеме№1 проектной документации. Отступления от проектной документации не допускаются. Усилить кирпичную кладку лоджий, металлическими стойками, к которым будут крепиться витражи. Работы выполнять на основании технологической карты. Вести технический надзор за выполнением работ. По результатам контроля технологических процессов составляются акты освидетельствования скрытых работ.

В процессе подготовки монтажных работ проверить готовность рабочей поверхности фасада здания, конструктивных элементов фасада, средств механизации и инструмента к выполнению фасадных работ.

Обязательно ведение журнала технического надзора (СНиП 3.01.01-85)

Ведение и хранение журнала технического надзора обязательно для всех объектов, независимо от их ведомственной подчиненности, характера работ и назначения зданий, журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью. Журнал подлежит обязательному хранению на стройплощадке.

Минстрой России предлагает установить, что осмотры общего имущества многоквартирного дома могут быть текущими, сезонными и внеочередными . Указанные осмотры общего имущества оформляются актом осмотра и являются основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или действующего законодательства, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) ().

Предполагается, что текущие осмотры будут общими, в ходе которых предлагается проводить осмотр многоквартирного дома в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр отдельных элементов дома или его помещений. При этом частичные текущие осмотры планируется проводить в сроки, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в зависимости от материалов изготовления его элементов, подлежащих осмотру.

Может ли управляющая организация отвечать за предоставление не всех, а отдельных коммунальных услуг? Ответ – в Энциклопедиисудебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Что касается сезонных осмотров, то их планируется проводить два раза в год. Так, весенний общий осмотр предполагается осуществлять после таяния снега в целях выявления появившихся за зимний период повреждений элементов здания (сооружения), систем инженерно-технического обеспечения и элементов благоустройства примыкающей к зданию (сооружению) территории. При этом в ходе указанного осмотра планируется уточнить объем работ по текущему ремонту на летний период и по капитальному ремонту – на будущий год. Осенний общий осмотр предлагается проводить по окончании летних работ по текущему ремонту для проверки готовности здания (сооружения) к эксплуатации в зимних условиях.

Внеочередные осмотры планируется проводить в течение суток после произошедших аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Также предполагается дополнить новыми разделами VII-VIII "Организация обслуживания клиентов" и "Порядок раскрытия информации лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами". В них планируется закрепить в том числе перечень информации, которую управляющая организация обязана раскрывать на:

  • вывесках при входе в ее помещение;
  • досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором он расположен;
  • информационных стендах (стойках) в своем представительстве.

Кроме того, планируется установить, что лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, будут обязаны хранить обращение собственника помещения и копию ответа на него в течение 3 лет с момента его регистрации. Сейчас такой срок не определен.

Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 22 января 2018 года.

Осмотр общего имущества в МКД – это неотъемлемая составляющая его содержания. Цели осмотра – своевременно выявить:

  • факт того, что состояние общего имущества не соответствует требованиям законодательства, а также
  • угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Это предусматривает подпункт «а» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

  • виды осмотров;
  • периодичность их проведения;
  • лица, выступающие в роли организаторов и участников осмотров.

Виды осмотров общего имущества проводятся

Осмотры состояния общего имущества в МКД бывают:

  • плановые;
  • внеплановые.

Это предусматривает абзац 3 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила технической эксплуатации).

Внимание: правила технической эксплуатации нужно соблюдать несмотря на то, что официально они применяются по остаточному принципу.

Минстрой России разъяснил, что Правила технической эксплуатации применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо от 24 мая 2016 г. № 19304-ОГ/04 «О разъяснении законодательства в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства»).

Если в договоре управления МКД отсутствует обязанность УО выполнять работы и оказывать услуги, предусмотренные Правилами, то они носят лишь рекомендательный характер. Дело в том, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это определено частью 3 статьи 4 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Однако многие нормы Правил включены в другие нормативные акты, обязательные для исполнения.

По сложившейся правоприменительной практике органы ГЖН привлекают управляющие МКД организации к административной ответственности, если они не выполняют работы и услуги, предусмотренные Правилами. В частности, организацию могут оштрафовать на сумму до 50 000 руб. по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом суд, скорее всего, поддержит позицию органа ГЖН. См., например, постановления Верховного суда РФ от 18 ноября 2016 г. № 307-АД16-10217 по делу № А26-10959/2015, от 30 ноября 2015 г. № 307-АД15-14917 по делу № А66-3331/2015, от 29 мая 2015 г. по делу № 302-АД15-6712, А19-8748/2014.

Виды плановых осмотров:

  • общие – направлены на осмотр общего имущества в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
  • частичные – осмотры отдельных элементов общего имущества.

Это устанавливает пункт 2.1.1 Правил технической эксплуатации.

Примеры частичных осмотров

В работы по обеспечению требований пожарной безопасности МКД включены осмотры состояния:

Это предусматривает пункт 27 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290.

Внеплановые осмотры нужно проводить:

  • после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов общего имущества в МКД;
  • в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации.

Это предусматривает пункт 2.1.1 Правил технической эксплуатации.

Дополнительные случаи, в которых необходимо проводить внеплановые осмотры, может предусматривать:

  • договор управления МКД либо
  • договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, если в доме выбран непосредственный способ управления.

Совет: общий осмотр состояния общего имущества в МКД стоит провести, если к управлению домом приступила УО либо в доме создано ТСЖ.

Цель осмотра – зафиксировать состояние имущества на момент вступления в силу договора управления МКД или реализации выбранного способа управления в виде создания ТСЖ.

Периодичность проведения осмотров общего имущества

Общие осмотры необходимо проводить два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).

Такие положения содержит пункт 2.1.1 Правил технической эксплуатации.

Кроме того, периоды проведения осмотров управляющей МКД организацией может предусматривать:

  • договор управления МКД – если домом управляет УО;
  • порядок, определенный в уставе ТСЖ, ЖК или ЖСК, – если домом непосредственно управляет одна из этих организаций;
  • решение общего собрания собственников помещений в МКД либо договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД – при непосредственном способе управления домом.

Это устанавливает пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290.

Кто должен проводить осмотр общего имущества

Общие плановые осмотры, а также внеплановые осмотры проводит управляющая МКД организация.

Если УО управляет домом, в котором создано ТСЖ (ЖК, ЖСК), то в осмотрах должен участвовать представитель правления ТСЖ.

Осмотры отдельных элементов МКД, которые обсуживают специализированные организации, необходимо проводить с привлечением ответственных сотрудников этих организаций. Например, они должны участвовать в осмотре лифтов, системы пожарной сигнализации, внутридомового газового оборудования, системы вентиляции.

Это предусматривает пункт 2.1.2 Правил технической эксплуатации.

Ситуация: нужно ли при проведении плановых и внеплановых осмотров общего имущества в МКД привлекать к участию членов совета МКД

Законодательство такую обязанность не устанавливает.

Вместе с тем, обязательное присутствие членов совета МКД при любых осмотрах или их конкретных видах могут предусматривать:

  • условия договора управления МКД и (или)
  • дополнительные полномочия, которые общее собрание собственников помещений в МКД передало председателю совета (п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Тип: Панельный

Этажность: 9

Подъездов: 2

Площадь застройки: 1100 кв. м

Строительный объем: ~ 35 200 куб. м (включая фундамент, подвал и кровлю).

Стоимость обследования здания : 176 000 руб.

Срок обследования строительных конструкций типового 9-этажного 2-подъездного дома:

  • панельный дом - 10 рабочих дней
  • кирпичный - 20 рабочих дней
  • каркасный -20 рабочих дней

Цена обследования зданий и сооружений зависит от:

Типа здания (панельный / кирпичный/ каркасный)

Строительного объема

Удаленности объекта

Сложности проекта

Наличия исходной документации

Какая документация нужна для проведения обследования многоквартирного дома?

  1. Правоустанавливающие документы
  2. Рабочая документация (проект)
  3. Техпаспорт БТИ
  4. Исполнительная документация (акты на скрытые работы, журнал входного контроля, журнал производства работ и т.д.)
  5. Акты осмотра здания (при наличии)

Почему после введения здания в эксплуатацию собственники должны следить за состоянием основных конструкций здания?

Потому что гарантия застройщика на многоквартирный дом - 5 лет с момента ввода дома в эксплуатацию. Поэтому обнаруженные дефекты и повреждения по закону «О защите прав потребителя» обязан будет устранить и оплатить застройщик.

Согласно ГОСТ 31937-2011 полное обследование многоквартирного жилого дома (его технического состояния) проводится не позднее, чем через 2 года после ввода в эксплуатацию, т.к. все основные скрытые дефекты проявляются именно в этот период.

Далее обследование проводится каждые 10 лет. А дома, находящиеся в непосредственной близости к станциям и перегонам метро - каждые 5 лет. Для уникальных и технологически сложных объектов, например, Москва-Сити, устанавливается непрерывный мониторинг состояния конструкций и грунтов оснований.

Какие цели обследования и экспертизы многоквартирных домов?

Для собственников жилья, Фонда капитального ремонта и Мосжилинспекции такие обследования необходимы для того, чтобы рационально распределить средства на плановые ремонты, составить их план-график и получить необходимую смету. От грамотности составления сметы зависит, будут ли лазейки для хищения материалов подрядчиками. Вовремя предпринятые меры по привлечению экспертной компании обезопасят жильцов от лишних растрат на содержание строителей-мошенников. Как результат - техническое заключение экспертов может существенно сэкономить деньги жильцов дома и обеспечить дому долгое безаварийное существование.

В советское время существовала система обязательных осмотров зданий и сооружений, что помогало поддерживать дом в нормальном техническом состоянии.

Фактически, на данный момент состояние дома не контролирует ни одна структура. А экспертизы и осмотры назначаются, когда имеющиеся проблемы строения начинают интенсивно разрушать жилой дом. Правильно, конечно же, будет заранее провести диагностику строительного организма, чем потом вкладываться в дорогостоящее лечение всего дома. Это знают грамотные руководители управляющих компаний.

Наша организация предоставляет услуги по комплексному и выборочному обследованию многоквартирного жилого дома , включая:

  • проверку инженерных сетей
  • обмерные работы
  • разработку проектов усиления конструкций.

Инженеры-эксперты "А-эксперт" готовят техническое заключение, которое отвечает государственным стандартам и принимается во всех судах РФ.

Минстрой России разработал проект поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации о порядке государственного учета жилищного фонда и проведения технического обследования многоквартирных домов. Согласно проекту, информация о состоянии и характеристиках МКД будет доступна для всех собственников квартир и помещений на информационном портале ГИС ЖКХ. Об этом заявил глава Минстроя России Михаил Мень во время общения с прессой 30 марта.

Законопроект позволит систематизировать информацию об объектах государственного учета жилфонда, отражающую основные характеристики многоквартирных домов, в том числе, их техническое состояние. Для этого будет введена процедура проведения технического обследования многоквартирных домов, которое может проводиться только специализированными организациями, а его результаты будут оформляться в виде технического паспорта дома, он станет неотъемлемой частью технической документации на МКД.

«Новый порядок учета позволит создать открытую базу данных о многоквартирных домах, их технических характеристиках и состоянии. В течение 5 лет с момента вступления поправок в силу, обследование должно быть проведено для всех МКД, включенных в региональные программы капремонта, а еще раньше, в течение 1 года с указанной даты, техобследованию подлежат все дома со спецсчетами», - отметил Михаил Мень.

Техническое обследование многоквартирных домов будет проводиться с периодичностью раз в пять лет. В новостройках за первичное обследование будут отвечать застройщики. Для уже построенных домов техобследование планируется выполнять за счет средств фонда капремонта дома, а его заказчиком выступят регоператор капитального ремонта или владелец спецсчета, на котором собственники накапливают средства на капремонт своего дома.




Top