Болгарский поселок Рупите: самое загадочное место планеты, откуда Ванга черпала свои силы. Где в Болгарии находится храм Ванги

Вопрос отношения Церкви к прорицательнице Ванге до сих пор волнует общество. Кем она была? От кого получила свой дар?

До сих пор есть люди, называющие Вангу «святой», «прорицательницей», «ясновидящей», сравнивающие её с блаженной Матроной Московской и не понимающие, почему церковь признала Вангу ведьмой. Люди спрашивают: «Почему? Она ли не церковница? В церковь ходила; построила храм – это было мечтой ее жизни», «Что плохого сделала эта женщина, помогавшая стольким людям?» и т.д. Она говорила: «Идите и креститесь!» – как будто и не была никогда чужда Церкви. Отсюда и возникают сложности. С одной стороны, она ясно заявляла, что принадлежит к Церкви, а с другой – все, что она делала, полностью противоречит догматике Церкви. И это является еще одним ярким свидетельством, что современному человеку становится все труднее различать духов и придерживаться подлинного учения Христа. Это плод атеистического воспитания и христианской безграмотности.

Ванга и Церковь

Иногда в СМИ появляется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых. Это утверждение не соответствует действительности. Вот официальный ответ сайту «Суеверие.нет» , полученный из Болгарии.

Ванга – новая «святая» для российского телезрителя? В России наблюдается высокий интерес к Ванге. Весной 2011 года на НТВ вышел фильм о ней - с рейтингом, сравнимым с рейтингами футбольных матчей. Сейчас на Первом канале в прайм-тайм, то есть в самое удобное для просмотра время уже вторую неделю идёт сериал «Вангелия», посвящённый болгарской прорицательнице. При этом главная героиня выглядит в фильме чуть ли не святой: доброй, кроткой, трудолюбивой, искренне набожной.

В связи с показом по Первому каналу сериала «Вангелия» множество людей стало обращаться в редакцию портала Православие.Ru с вопросами о том, была ли Ванга православной христианкой. Нижеследующие материалы наглядно демонстрируют, что болгарская прорицательница на самом деле была колдуньей и экстрасенсом, источником «вдохновений» которой служили демонические силы.

Когда владыка через несколько дней приехал и вошел в комнату старухи, он держал в руках крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь. Уж, во всяком случае, она не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся - низким, хриплым - голосом с усилием проговорила : «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»?» - спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» - вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь.

Краткая биография Ванги (1911-1996)

Вангелия Пандева Гущерова (1911-1996), более известная как Ванга, родилась 31 января 1911 года в Струмнице (ныне Македония) в семье бедного крестьянина. Ванге было только 3 года, когда в 1914 году, при рождении второго ребенка, умерла ее мать Параскева. После окончания Первой Мировой Войны, около 1919 г., её отец Панде Сурчев женился второй раз, на Танке Георгиевой, которая становится мачехой Ванги. От Танке у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). При рождении четвертого ребенка в 1928 году умерла и Танка, его вторая супруга.

Когда Ванге было 12 лет, в 1923 году, с ней случилось событие, изменившее всю ее дальнейшую жизнь. Когда она, вместе с двумя двоюродными сестрами, возвращалась в деревню с поля, ураган страшной силы поднял ее в воздух и унес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Из-за песка, попавшего в глаза, ей делают три неудачные операции на глаза, в результате которых Ванга полностью теряет зрение.

В 14 лет Вангу отправляют в город Земун (Сербия) в Дом слепых, где она проводит три года своей жизни и изучает азбуку Бройля, музыку, начинает неплохо играть на рояле. Девочку учат вязать, готовить, шить. В 18 лет ей делает предложение слепой по имени Димитр, так же живущий в Доме слепых. Его родители богаты, и девушку может ожидать обеспеченное будущее. Ванга соглашается, но в это время она получает известие от отца о смерти мачехи Танки, отец зовет дочь домой, так как ее помощь нужна по уходу за малолетними братьями и сестрой. Свадьба с Димитром расстраивается, и Ванга возвращается к отцу, активно включаясь в повседневные хлопоты.

Умея красиво вязать, Ванга берет заказы на дом, занимается ткачеством. Но заработанных денег не хватает на достойную жизнь, и семья живет в нищете.

Необычные способности Ванги начали проявляться в апреле 1941 года, когда ей было 30 лет. Её посетил «высокий, светловолосый, таинственный всадник божественной красоты», который сказал ей, что он будет рядом с ней и будет ей помогать делать предсказания о мертвых и живых. Скоро после этого «от ее уст начал слышаться другой голос, который называл с поразительной точностью местности и события, имена мобилизованных мужчин, которые вернутся живыми, или с которыми случится какое-нибудь несчастье…». С этого времени Ванга начала часто впадать в транс, принимать все больше и больше посетителей, находить потерянных людей и вещи и говорить с «мертвыми».

В 1940 году на 54 году жизни умер отец Ванги. В мае 1942 года Ванга выходит замуж, по категорическому повелению «сил», за Димитра Гуштерова (несмотря на то, что он тогда был обручен с другой женщиной). Семейная жизнь Ванги была несчастлива, у нее не было детей, а спустя 5 лет после свадьбы ее супруг Димитр тяжело заболел (в 1947 году), очень сильно начал пить и умер в апреле 1962 года на 42 году жизни.

В 1982 году, в возрасте 71 года, Ванга переезжает в местность Рупите, окруженная уважением и большим признанием многих людей. Ванга принимает посетителей почти до самой своей смерти, в возрасте 85-ти лет (она умерла от рака 11 августа 1996 года). На ее похороны пришло более 15 000 человек, включая высших должностных лиц (президенты, послы, дипломаты, весь кабинет министров, депутаты и журналисты). Такова в общих чертах жизнь всемирно известной прорицательницы.

Появление «дара»

В юности, когда Ванга ослепла, перед ней, по ее словам, явился Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой (странно, потому что св. Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого). А много позже она стала обладательницей необычного «дара». Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением.

Видения Ванги начались с ее общения с неким «всадником». Вот как племянница описывает со слов Ванги одно из таких видений: «…Он (всадник) был высок, рус и божественно красив. Одет как древний воин, в доспехи, которые блестели в лунном свете. Его конь взмахивал белым хвостом и рыл землю копытами. Он остановился перед воротами дома Ванги, соскочил с коня и вошел в темную комнатку. От него исходило такое сияние, что внутри стало светло, будто днем. Он повернулся к Ванге и заговорил низким голосом: «Скоро мир перевернется и много народу погибнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать мертвым и живым. Не бойся! Я буду рядом с тобой и буду говорить то, что ты должна им передать!»». Кем был этот явившийся Ванге всадник?

Источник «дара» Ванги

По словам родственников и знавших Вангу, она говорила о голосах, которые диктовали пророчества. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках дара предсказания: от Бога и от бесовских сил. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге Красимиры Стояновой, племянницы Ванги.

К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром, с «духами»:

Вопрос : Ты говоришь с духами?

Ванга : Приходят многие и самые разные. Некоторых я не могу понять. Не те, которые сейчас приходят и находятся около меня, я понимаю. Один приходит, стучит в мою дверь и говорит: «Эта дверь плохая, подмени ее!»

Вопрос : Помнишь что-нибудь после того, как была в трансе?

Ванга : Нет. Не помню почти ничего. После транса я чувствую себя очень плохо весь день.

Вопрос : Крестная, а почему ты не помнишь, что говорится во время транса?

Ванга : Когда они хотят говорить через меня, я как дух выхожу из своего тела и стою в сторонке, а они входят в меня и говорят, и я ничего не слышу.

Достаточно взглянуть на силы, с которыми общалась Ванга, чтобы понять, что они темные.

Как писала Стоянова, по мнению самой Ванги, у существ, которые общаются с ней, есть какая-то иерархия, потому что есть «начальники», которые приходят редко, только когда нужно сообщить о каких-то чрезвычайных событиях или больших катаклизмах. Тогда лицо Ванги становится бледным, она впадает в обморок и из ее рта начинает слышаться голос, не имеющий ничего общего с ее голосом. Он очень сильный и совсем другого тембра. Слова и предложения, которые выходят из ее уст, не имеют ничего общего со словами, которые Ванга употребляет в своей обычной речи. Как будто какой-то чужой разум, какое-то чужое сознание вселяется в нее, чтобы сообщить через ее уста о роковых для людей событиях. Этих существ Ванга называла «большая сила» или «большой дух».

Описание существ, с которыми общается Ванга, очень отчетливо выявляет нам мир поднебесных духов злобы, точно как был описан в Священном Писании и Святыми Отцами: у темных сил существует иерархия; человек не может контролировать свою умственную и телесную деятельность; «силы» самовольно входят в контакт с Вангой, совершенно не считаясь с ее желаниями.

Другие демоны, дававшие Ванге предсказания о прошлом и будущем её посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым». Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим» (без комментариев).

В рассказе К. Стояновой о контактах Ванги с умершими есть эпизод, где она осуществила связь с давно умершей ясновидящей теософкой Еленой Блаватской. А когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания». Как известно, Архиерейский Собор 2000 года отлучил ярого борца с христианством Н. Рериха (основателя оккультного учения «Агни-Йога») и Е. Блаватскую (основательницу теософского общества) от Церкви .

Помимо того, Ванга очень хорошо отзывалась о Джуне Давиташвили, одобряла деятельность экстрасенсов, со многими из них общалась лично, сама активно занималась целительством. Что касается методов ее лечения, то их описанием не побрезгал бы ни один учебник магии. Вот краткий пересказ одного из многочисленных случаев в практике Ванги и данных ею рекомендаций. Некий человек, потеряв рассудок, схватил топор и бросился на родственников, когда же братья связали его и привели к Ванге, то она посоветовала поступить следующим образом: «Купите новый глиняный горшок, наполните его водой из реки, черпая против течения, и этой водой трижды полейте больного. После бросьте горшок обратно, чтобы он разбился, и не оборачивайтесь!». Мы не видим ни слова о покаянии и церковной жизни, которые могли бы уврачевать душу больного! Исцеления, совершаемые православными святыми, всегда имели целью, в первую очередь, духовное врачевание; исцеление же плоти ценой поражения духа – это удел оккультных целителей всех мастей.

В своей деятельности Ванга часто использовала сахар, позволявший ей увидеть прошлое и будущее человека. Приходящий к ней за советом человек приносил с собой два-три кусочка сахара, которые до этого должны были несколько дней пролежать под его подушкой. Взяв эти кусочки в руки, Ванга рассказывала человеку о его прошлом и будущем. Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. Для Ванги сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог принести каждый (сахар имеет кристаллическую структуру).

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей.

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает строгая духовная жизнь и многолетний аскетический опыт. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Свт. Игнатий (Брянчанинов), рассуждая о падших духах, говорит, что из-за своей греховности люди более близки к ним, чем к Ангелам Божиим. И поэтому, когда человек не подготовлен духовно, вместо ангелов ему являются демоны, что, со своей стороны, приводит к тяжкому духовному прельщению. Ванга не имела ни опыта христианской духовной жизни, ни познаний, которые могли бы помочь ей в критической оценке непонятных явлений, внезапно властно вторгшихся в ее жизнь. Дом, в котором Ванга жила, по ее мнению, был построен на месте древнего языческого капища. Сохранились свидетельства о том, что многие люди, приходя в это место, чувствовали себя угнетенно.

Да, Ванга занималась прорицаниями и часть ее предсказаний сбывалась, но с точки зрения библейского учения, этот факт сам по себе еще не доказывает духовную чистоту источника предсказаний, например, в Библии мы читаем о служанке, одержимой «… духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16:16). Подчеркнем, что дух прорицательный покинул женщину после повеления ап. Павла, произнесенного им именем Иисуса Христа: «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час» (Деян. 16:18). Учитывая симпатии Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, можно сделать вывод, что в основе ее духовного феномена действовали те же силы, которые питают оккультизм и магию, а потому, будь Ванга на месте той новозаветной служанки, ее постигла бы та же участь.

Однажды, случайно оказавшись недалеко от креста, имевшего частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Ванга потребовала, чтобы его от нее удалили, так как она не может прорицать. Известно, что если рядом с Вангой начинали читать православные молитвы, она так же теряла свой дар.

Церковь Ванги

Ванга построила в Рупите церковь во имя св. Параскевы Болгарской. Но и здесь не все так просто. Выстроенный храм нарушает все церковные каноны. Архитектура и роспись принадлежат известному художнику Светлину Русеву, который является большим поклонником Николая Рериха, что очень проявилось при строительстве церкви. Алтарь и настенная роспись настолько не соответствовали представлениям о православной вере, что некоторые даже призывали разрушить постройку. Храм прозвали «масонским».

Сама Ванга назвала строительство церкви «жертвоприношением». Закладной камень церкви был положен 20 августа 1992 года тогдашним Неврокоским митрополитом Пименом, но нужно отметить, что в тот год в Болгарской Церкви произошел раскол, а митрополит Пимен был одним из организаторов этого раскола. Строительством церкви занимался «Фонд Ванги». В 1994 году алтарь храма был освящен каноническим Неврокопским митрополитом Нафанаилом, но несмотря на это, им сразу же стали распоряжаться раскольники и члены «Фонда Ванги». В настоящее время этот храм превращен в туристический центр. Интересно, что напротив образа Спасителя висит портрет самой Ванги, выполненный в технике «псевдоиконы», что тоже вызвало резкое неприятие священнослужителей, которые называют такие лики полуоккультными.

О «святости» Ванги

Сегодня земляки великой ясновидящей требуют от Церкви причислить Вангу к лику святых. К её могиле в Рупите люди приходят, словно к святой, с молитвами и просьбами. Их аргументом «святости» Ванги служат слова Стояновой: «Ванга была избрана Небом. Тетя была верующая, скромная женщина. Она соблюдала каноны, молилась, с радостью посещала церковь. И всегда призывала к вере в Бога! Что касается священников, то официально они ее не признавали, но даже митрополиты приезжали к ней поговорить о делах. И она говорила правду, даже нелицеприятную.» Сама Ванга в своих высказываниях говорила о хорошем отношении к Церкви и иногда даже крестила детей. Но Ванга никого не обращала в Православие!

Надо подчеркнуть, что истинная православная святость – в корне отличается от явлений, которые видим у Ванги. Христианская святость проявляется при полном и ясном сознании о духовных переживаниях, нет насилия над волей человека. Благодать Божья преображает человека не после природных бедствий и ураганов или после появления всадников, а после осознанной христианской аскезы и соблюдения Божиих заповедей. Обычно проходят долгие годы очищения перед тем, как духовные плоды начнут видимо проявляться. Нужны нравственные усилия и, как говорит Серафим Саровский, приобретение Святого Духа.

Ванга же далеко находится от этих условий, как много у нее и заблуждений относительно христианской веры. Примечательно, что Ванга впадает в транс и после него ничего не помнит. У нее появляется чужой голос, которым она говорит, и это показывает, что в нее вселяется другое существо, что она сама и признавала. В момент такого вселения она (“святая”) начинала рычать. Это не святость, а одержимость, обратная святости. Человек в таком состоянии не общается со Святым Духом, с Господом, а с темными силами.

Что касается творения чудес, то чудеса не обязательно могут быть проявлением святости. Как нам известно из житий святых, далеко не все святые творили чудеса. И наоборот, есть множество случаев чудотворства при очевидном отсутствии святости (колдуны, гадалки, современные экстрасенсы с откровенно ненормальной жизнью, некоторые поклонники восточных религий и т.д.), что является ярким свидетельством, что эти сверхъестественные «чудеса» - дело падших духов.

Многие люди, далекие от Церкви и имеющие наивные представления о темных силах (и их человеческих слугах), обманываются тем, что Ванга часто говорит о Боге, о свете, вере, Христе, любви, мудрости. Ванга использует слово “христианство” только как ширму. Под прикрытием христианства они проповедуют нехристианские идеи и практикуют нехристианские действия.

Что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской? Слепота? Так и Гомер был слеп. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после сильного урагана, брала деньги за прием (не лично, а через фонд). Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Богу за людей, которые ее об этом просили.

Нет легкого пути к Богу и никогда его не было. Поэтому Господь и говорит об узком пути. Он не обещает всем, кто хочет войти в Царство Божие, что они в него войдут. Он говорит, что Царство Божие силою берется. Современный человек не хочет прилагать никаких усилий и не принуждает себя ни к чему. Он хочет, чтобы все становилось по мановению волшебной палочки. Хочет на своей машине доехать до Царства Небесного, где сам Бог его встретит, похлопает по плечу и скажет ему, что все хорошо, ты прекрасен, ничего от тебя не требуется. Но это не так.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Используемая литература:

1. Иеромонах Виссарион (Заографский). «ВАНГА - ПОРТРЕТ ОДНОЙ СОВРЕМЕННОЙ КОЛДУНЬИ»
2. Иеромонах Иов (Гумеров). Как Церковь относится к «ясновидящей» Ванге?
3. Питанов В.Ю. Ванга: кто дергал за веревочку?
4. Иеромонах Виссарион: “Нет легкого пути к Богу”

Вконтакте

В России наблюдается высокий интерес к Ванге. Весной 2011 года на НТВ вышел фильм о ней - с рейтингом, сравнимым с рейтингами футбольных матчей. Сейчас на Первом канале в прайм-тайм, то есть в самое удобное для просмотра время уже вторую неделю идёт сериал «Вангелия», посвящённый болгарской прорицательнице. При этом главная героиня выглядит в фильме чуть ли не святой: доброй, кроткой, трудолюбивой, искренне набожной.

Антиподом Вангелии в фильме выступает священник: злобный, мстительный, он, честно говоря, в принципе мало напоминает живого человека: говорит книжными словами в стиле 19 века («изыди, сатана» и всё в таком духе), угрожает, запугивает и пытается насильно изгнать из девушки беса. Разумеется, Ванга выглядит в глазах зрителей гораздо более достойной. При этом рейтинг сериала зашкаливает.

Мы обратились к российским и болгарским экспертам с просьбой прокомментировать личность Ванги и сказать несколько слов зрителям Первого канала.

Ванга - бесовский коммерческий проект

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Прискорбно, что наше отечественное телевидение вместо того, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное», наводит порчу на наш народ, внедряя в сознание различные оккультные вещи. Вместо того чтобы показывать христианские ценности, они транслируют бесовщину в виде различной магии, астрологии, экстрасенсов и т. д. Ванга - лишь один из таких проектов. В результате феноменального невежества нашего народа в религиозных вопросах, возникшего в результате коммунистического правления, когда были запрещены все попытки христианизации населения и уничтожены носители и учители христианства, появился духовный вакуум. Фактически человечество проехало в своей истории на 3500 лет назад.

Когда из народа уходит его религия, как говорится, свято место пусто не бывает, и приходят бесы. Услугу им оказывает и телевидение, которое просто делает на этом бизнес сходный с торговлей наркотиками, оружием или порнографией. Особенно страшно, что этим занимается . Ванга - обыкновенная колдунья, все её предсказания гроша ломаного не стоят. Она просто пользовалась своим недугом, зная, что к людям недужным в народе всегда есть особое отношение. В результате те, кто ей помогал, сделали из неё коммерческий проект, только и всего.

А здесь ещё и изображают священника, притом изображают его оголтелым идиотом. Больше чем за тридцать лет таких идиотов, как там показано, я в жизни не встречал. Конечно, если зрителям нравится погружаться в такую чёрную и беспросветную глупость, пусть они смотрят этот сериал, но я предупреждаю, что никакого душевного здоровья от его просмотра не будет. Напротив, в уме запечатлеются вещи, чрезвычайно вредные для души.

В Болгарии удивлены тем, что в России существует культ Ванги

Координатор катехизической стратегии Болгарской Православной Церкви для Софийской епархии, заведующий Издательским центром имени святых Кирилла и Мефодия в Софии Руси Русев:

Мы в очень удивлены тем, что в России существует настоящий культ Вангелии Гущеровой. Очевидно, советский социализм совсем разрушил православное самосознание у россиян, и только те из них, которые живут церковной жизнью, умеют отличать правду от манипуляции. Говоря о якобы «святости» Ванги, остановимся хотя бы на том, что Вангелия брала деньги у своих посетителей. Разве святые, которые обладали Божьим даром исцелять людей, брали у кого-то деньги? Возьмём, к примеру, свв. Косьму и Дамиана, целителя Пантелеимона! И ещё один момент для размышления: Ванга сама говорила, что если поклонится иконе Пресвятой Богородицы, которая находится в Роженском монастыре в Болгарии, «сила ее оставит».

У нас 30 лет тому назад дочь бывшего в то время несменяемым лидером компартии Тодора Живкова - Людмила Живкова, была одной из тех, кто поддерживал статус Ванги как «государственной колдуньи». Сама Людмила Живкова приглашала теософов, награждала сына Николая Рериха, занималась оккультизмом, а Ванга, со своей стороны, помогала ей в предоставлении доказательств «существования сверхъестественного» в жизни. Отмечу, что это происходило в те годы, когда людей сажали в тюрьмы по подозрению в занятиях религиозной или парарелигиозной деятельностью. Однако над Вангой всё это время существовал «политический зонтик».

Болгарам давно известно, что Ванга очень редко «угадывала будущее» посетителей. Это хорошо видно в фильме исследователя «феномена Ванги» Лозанова, сделанном в 80-х годах прошлого века. Я лично знаком с людьми, у которых она совсем ничего не могла угадать. Самым показательным случаем для всех болгар является «прогноз» Ванги о результатах финального матча Мирового чемпионата в США по футболу. Как многим известно, тогда болгарская команда неожиданно дошла до полуфинала. Тогда «пророчица» высказала прогноз на участие и на победу в финале чемпионата. Разочарование болельщиков было всеобщим.

Конечно, встречаются случаи, когда Ванга давала удачные советы относительно лечения, но позже обычно оказывалось, что состояние больных ухудшалось. Всё это впоследствии объяснялось «неправильными» действиями пациента.

Нужно сказать, что Ванга - объект местного патриотизма, поскольку делает свой край местом некого «оккультного туризма», а туризм всегда связывается с деньгами. Поэтому даже у нас не каждый решается заявить, что Ванга обманывает, ведь сделать это - значит, испортить бизнес десяткам людей. В этой лжи участвуют и некоторые священники. Само «служение» в так называемой «церкви Ванги» - грозном «христоподобном» капище - оплачивается священнику-браконьеру в 200 евро. При этом священник невольно легитимирует деятельность Ванги как «святой». Кстати, на «иконостасе» в «церкви Ванги» сама колдунья изображена перед исключительно грозным изображением Божьей Матери.

Иконостас “церкви” Ванги

Любой пиар такого рода - это пиар оккультизма

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Путник:

Ванга - это оккультная целительница, которая не имеет никакого отношения к христианству. Любой пиар такого рода людей - это пиар в первую очередь как учения. Да, формально Ванга не занимается оккультными практиками, не использует заклинания, но источник её знания - уж точно не Христос. Во-первых, если бы дар Ванги был от Бога, она бы не ошибалась, поскольку Бог в принципе не ошибается.

Во-вторых, если Бог хочет о чём-то предупредить человека, Он не будет прятать Свои слова за какими-то туманными фразами. Например, знаменитая фраза «Курск уйдёт под воду», которую сейчас приписывают Ванге, якобы имела отношение к подводной лодке «Курск». Но если бы Господь хотел указать на это, Он бы так и сказал: «Подводная лодка „Курск“ уйдёт под воду». К такого рода предсказаниям относиться нужно с предельным скептицизмом. В противном случае Господь предстаёт в виде не очень понятного существа, которое с непонятной целью сыпет предсказаниями, которые никому не могут помочь и ничего не могут предотвратить.

Что касается Первого канала, нас давно настораживает его позиция. Лично меня тот факт, что «Вангелию» показали на Первом канале, нисколько не удивляет, поскольку на этом телеканале уже давно «прописался» Малахов с его уринотерапией и прочими целительскими «познаниями», а в программе «Давай поженимся» выступает с предсказаниями астролог. Видимо, сам Эрнст очень расположен к такого рода духовным практикам.

Зрителям сериала я бы просто не советовал его смотреть, или хотя бы смотреть не через розовые очки, а воспринимать всё критично и рационально, понимая, для чего это делается. Такое впечатление, что готовится новая оккультная духовность. Но следует помнить, что явление оккультизма как таковое ничего позитивного дать не может. Человек, сталкивающийся с ним, в течение какого-то времени всё равно убеждается, что это лукавство, что нельзя оккультными практиками вылечить болезнь или, опираясь на них, построить свою семейную жизнь. И тогда человек разочаровывается.

Цель же оккультизма состоит в том, чтобы вновь приковать к себе внимание человека, чтобы человек постоянно плавал в этом океане и не имел возможности выбраться на берег. Для этой цели и существуют Ванги, Малаховы и т. д., а потом, возможно, появится ещё что-нибудь.

Подготовила Ксения Кириллова

У отельного гида мы купили за 70 евро экскурсию на целый день в Рупите, Роженский монастырь и город Мелник и на следующий день отправились на самый юг Болгарии.

Наш путь протекал по узким горным ущельям среди невысоких, покрытых лиственным лесом гор. Сначала горы были запорошены снегом, но с продвижением на юг снег исчез. Потом горы раздвинулись и отошли на дальний план, а по обеим сторонам уже зеленели яркие поля озимых.

И вот поворот на Рупите – место, где провела последние годы жизни предсказательница Ванга. Так сказать, всемирно известный болгарский персонаж (когда зашёл разговор, кого из знаменитых болгар мы можем назвать, то вспомнили только Кирилла с Мефодием и Вангу).

Выбранное Вангой место, действительно, необычно. Это широкая долина у подножия разрушенного в результате извержения вулкана Кожух. Над землей поднимается пар от горячих источников, среди зеленой травы змеятся ручьи с горячей водой.

В IV веке до н.э. здесь располагался античный город Петра. Просуществовав 10 веков, он был погребен под лавой во время извержения вулкана. На склоне вулкана выложен крест в память о погибших людях.

Как нам сказала экскурсовод, в этом месте всегда на несколько градусов теплей, чем в округе, и в этом мы вскоре удостоверились.

Действительно, было тепло, зеленела травка, даже на небе проглянуло солнце.

На средства Ванги в 1992 году здесь была построена церковь Святой Петки Болгарской. Освятили его только через 2 года, очень уж она не походила на обычную церковь.

Странные росписи при входе, странный иконостас с огромными ликами. Было в нарисованных фигурах и лицах что-то болезненное и неприятное, вызывающее внутреннее отторжение. Словно не люди, а инопланетные создания.

Портрет-икона Ванги

По телевизору как-то говорили, что эту церковь освятили за большую взятку. Вспоминаю церковь в Талашкино под Смоленском, построенную по проекту Рериха – наши церковники так её и не освятили, хотя она внешне и не столь выбивалась из церковных канонов, как эта.

Рядом с церковью – могила Ванги.

А через речку – ее скромный домик, в котором она принимала людей.

Вообще оформлен весь комплекс очень приятно: белые лавочки, резной мостик, по берегам речки - заросли молодого зеленого бамбука, по территории рассажены южные хвойники: туи, можжевельники, кипарисы, кедры.

Около самого большого термального озерца в отгороженном уголке гуляют цесарки. Возле термальных озер – предупреждения: «Минеральна вода 75 градусов. Купането забранено». В этой горячей воде еще водятся особые водоросли. И вода, и водоросли, как нам сказали, чрезвычайно полезны и лечат кучу болезней.

Затем мы отправились в Роженский монастырь.

Стоило нам покинуть зеленую долину Рупите, как хорошая погода и солнце кончились, небо заволоклось низкими тучами, пошел снег. Дорога забирала все выше и выше, а за окнами с обеих сторон появились высокие песчаные останцы – Мелникские пирамиды. Они показались просто чудом природы, чем-то на грани невозможного. По виду – из обычного песка, самых разных форм, созданных в результате выветривания песчаников. Некоторые из них достигали большой высоты. Стоит, скажем, песчаный палец, уходящий в небо, или узкая пирамида и почему-то не рушится.

На небольшой стоянке мы покинули автобус и пошли пешком в гору.

Путь в Роженский монастырь

С высокого плато открывался широкий обзор на песчаные крутые стены. Мы были практически на одной высоте с ними.

На пологой вершине расположился Роженский монастырь. Впервые он упоминается в 890 году. Его удачное расположение – вдалеке от дорог, на вершине горы – служило некоторым гарантом сохранности от турок, тем не менее несколько раз его сжигали, и он опять восстанавливался.

Стены монастыря - как у крепости, а вход - совсем неприметный и тесный, с угла.

В центре узкого двора - церковь Рождества Богородицы, по периметру – монашеские кельи в два-три этажа с открытыми деревянными галереями.

От церкви к галерее тянется виноградная лоза, дающая летом густую тень.

Внутри церкви – фрески XVII века и потрясающего мастерства резной иконостас (хранится отдельно, нам его специально открывали). Главная святыня храма – чудотворная икона Девы Марии. Поскольку монастырь был «отделением» одного из афонских монастырей, большая часть росписей сделана в афонских традициях.

В монастыре живут всего 3 монаха.

В 5 км от монастыря, почти на границе с Грецией, находится город Мелник, самый маленький из ныне существующих болгарских городов. Население его – около 200 человек. Городок чрезвычайно живописно встроен в окружающий ландшафт: узкое ущелье, разделенное рекой, песчаные скалы Мелниковы Пирамиды и у подножия скал – белые домики, один над другим.

Много механ, в одной из них мы пообедали. И отправились вверх по ущелью, где почти в самом конце городка на возвышении стоит Кордопулова кышта – дом-музей богатого виноторговца. Внизу вдоль тропы – руины древнего храма.

Нижний ярус дома – большой зал для дегустаций вина и вход в разветвленную сеть пещер, в которых хранятся бочки с вином.

Вверху – просторные жилые помещения.

На крыше – мощеная камнем терраса, с которой видно весь городок, тесно сжатый горами.

Городок – как музей. Неожиданно большое здание школы указывает, что знал Мелник и лучшие времена и жизнь в этом винодельческом крае кипела бойкая. Побывал он в XIII веке даже столицей независимого края деспота Алексия Слава. В пору расцвета было в нем 70 церквей. Молчаливые свидетели былого - неохватные 800-летние чинары по берегам реки.

В общем, экскурсия нам понравилась, побывали на юге страны, посмотрели три интересных места, каждое из них – уникально. А уж такие причудливые скалы из песчаника я даже не ожидала увидать, это незаявленный бонус сверх программы.

Оставшиеся дни мы провели на склоне, но радости от катания было мало. К подъемнику мы старались приезжать пораньше, поэтому стояли обычно всего(!) около часа. Отыскали трассу, на которой можно было кататься без очереди – на Чалином вологе: это промежуточная станция, небольшая вершина между Банско и Бандеришковой поляной. В начале трассы там крутой ледовый кулуар, который для многих являлся непреодолимой преградой, так что катающихся на этой трассе было немного. Под конец я преодолевала этот кулуар, можно сказать, на одном дыхании, даже не притормаживая. А после него начиналась хорошая красная трасса. После 3-х часов дня обычно кончались очереди и наверху, так что можно было кататься и там. И в завершение катания - обязательная «первомайская демонстрация» после выключения верхних подъемников, когда все горнолыжники Банско оказывались на одной трассе и единым потоком катили вниз.

На склонах Тодорки

Очередь на подъемник

Многолюдие и голый лёд на склонах порождали травмы, и мы частенько наблюдали мотосани с носилками, спешащие за (или уже с) очередным пострадавшим. И на ужине, смотришь, у одного нос разбит, у другого лоб пластырем заклеен, третий с подвязанной рукой.

Очень меня удивляло большое количество британцев. А до этого осенью мы были в Турции, вот там их было так много, что цены на товары в первую очередь обозначались в фунтах, а уж потом в турецких лирах и прочих валютах. Вот загадка. Вроде не бедные люди, почему они так тяготеют к местам дешёвого отдыха? А на вопрос: «Откуда вы?» никогда не скажут: «Из Великобритании», а обязательно: «Из Шотландии» или «Из Уэллса» или «Из Англии».

Накануне отъезда мы решили после обеда съездить посмотреть Рильский монастырь. Главным аргументом для поездки были слова экскурсовода, с которым мы ездили в Мелник: «Рильский монастырь для Болгарии – такая же достопримечательность, как для Египта – пирамиды».

Ехать туда – около двух часов. Поворот на монастырь – почти сразу же за Благоевградом. И вскоре далеко впереди, в дымке, показались снежные вершины Рил, словно парящие в воздухе.

Миновали узкое извилистое ущелье и остановились у высоких каменных стен монастыря. Даже не высоких – высоченных, с хороший 5-6-этажный дом.

Рильский монастырь

Сам монастырь выстроен на просторном горном уступе. Когда-то в эти глухие места удалился от мира преподобный Иоанн Рильский, а к X веку руками его сподвижников и учеников здесь был возведен монастырь. В летнее время туристов водят к пещере, в которой жил святой отшельник.

Через арку мы вошли на широкий монастырский двор. В центре двора – нарядная, ярко оформленная церковь Рождества Богородицы, по периметру – монастырские здания: кельи, трапезная, библиотека, музей; вдоль всех этажей – галереи с арками.

Хрельова башня (XIV века) со звонницей

Главный декоративный элемент монастыря – арки. Они обрамляют по контуру жилые корпуса, с трех сторон окружают церковь, на башне перед колоколами тоже две арки. Галерея перед входом в церковь расписана очень пёстро и такое ощущение, что - чуть ли не на днях.

Внутри церкви тоже всё богато и нарядно.

Показывали нам кельи монахов – никогда прежде не видала таких сибаритских келий. Сначала мы вошли в небольшое (но вполне удобное и не тесное) помещение, и я подумала, что это и есть келья. Ан нет, оказалось, что это комнатка – для прислужника, а для монаха предназначено следующее, более просторное и комфортное жилище. Кстати, в болгарских церквях (как и в греческих, впрочем) во время службы можно сидеть.

В целом, монастырь произвел впечатление немножко игрушечного и ненастоящего, очень уж красивенький, весь с иголочки. Заброшенный Роженский монастырь мне понравился значительно больше, была в нём какая-то подлинность. Стоит себе, запрятанный высоко в горах, вокруг – странные песчаные скалы. Отрешенность и тишина. А в Рильском очень уж суетно.

Вечером мы докупали сувениры и готовились к отъезду.

Главный болгарский сувенир – это розовое масло и косметика на его основе. В долине Казанлык (именуемой еще Долиной роз) растет особый сорт масличной розы, из которой давят масло.

Недороги здесь кожаные изделия, типа: кошельки, ремни, сумки. Много оригинальной керамики.

Почему-то очень распространены куклы - хулиганистые Бабы-Яги. При хлопке они начинают хрипло хохотать, сверкать глазами, двигаться. Говорят, изгоняют злых духов. Сделаны эти дебоширки в Китае.

Местное вино вполне хорошее и дешёвое. Про еду и механы написано много, кормят здесь, действительно, отлично, просто рай для любителей поесть.

Вообще, надо признать, болгары производят впечатление людей радушных, приветливых и открытых. Языки наши схожи, при желании всегда можно понять друга, хотя порой попадаешь впросак из-за так называемых «ложных друзей переводчика». Например, слово «направо» у них означает «прямо». «Булка» - это невеста, «майка» - мать, а слова, начинающиеся на «кур», в том числе «курица» - нецензурны. Еще более вводит в заблуждение их кивание головой, означающее «нет», и отрицательное покачивание, которое на самом деле значит «да». Спрашиваешь в музее: «У вас можно фотографировать?», тебе в ответ одобрительно кивают головой и говорят «Не можно». Просишь в кафе: «Принесите пива». Девушка как бы с некоторым сожалением мотает головой и тут же приносит пиво. Даже начинаешь задумываться, так ли уж они простодушны и искренни, как кажется на первый взгляд.

К слову сказать, хотя болгары всячески выражали благодарность русским, освободившим их от 500-летнего турецкого ига (как-никак при этом 300 тысяч русских погибли), однако в обеих мировых войнах Болгария, страна славянская и православная, выступала союзником нашего врага - Германии.

Когда мы были в Греции, нам рассказывали, что в годы войны (Второй мировой) там было три зоны оккупации: немецкая, итальянская и болгарская. Итальянцы не причинили грекам большого вреда и запомнились главным образом многочисленными романтическими отношениями с местными девушками. Немецкая оккупация – классическая, как у нас. А вот солоней всего пришлось тем, кто был оккупирован болгарами. Это всё – со слов нашего гида-грека.

Достопримечательностями страна не богата. Общая закономерность для всех стран, побывавших под турками, такова, что в культурной жизни страны во всё время правления турок зияет выжженное пятно. Да и в теперешней Турции основными экскурсионными объектами (помимо природных) являются древнегреческие и древнеримские руины.

Сейчас Болгария стала членом Евросоюза. Ожидается, что к октябрю 2011 года она войдет в шенгенскую зону. Вопрос о вхождении страны в зону евро пока не стоит. Нам сказали, что средняя зарплата в Софии – около 250 евро, а по стране - 150 евро. Поэтому население в поисках работы едет в другие страны.

Наутро, еще в темноте, нас с вещами подобрал автобус, и мы отправились в аэропорт. Я тут же уснула, а когда открыла глаза, наш автобус спускался с перевала по крутому и узкому ущелью.

Потом горы закончились, и началась бескрайняя степь. И степь эта, судя по карте, простиралась до самого Черного моря.

А в Пловдиве нас ждал наш зелёный самолет, совсем один на огромном лётном поле.

Мы в него тут же залезли и полетели в Москву.

В общем, не советую ездить кататься в Болгарию, особенно на Новый год. И не на Новый год тоже, поскольку в низкий сезон в Австрию можно съездить примерно за те же деньги, что и в Болгарию. Или, лучше, ничего не буду советовать, потому что всё, конечно, субъективно, и я сама читала отзывы людей, бывших в Банско одновременно с нами и оставшихся довольными катанием.

Так что примите к сведению и решайте сами!

Взаимоотношения Православной Церкви и известной прорицательности Ванги не определены до сих пор: c одной стороны ходят слухи, что Ванга канонизирована, а с другой, что она была одержима злыми духами.

Зачем Ванге церковь?

Сама ясновидящая считала себя верующим человеком. Стены ее дома в Рупите увешаны иконами, любимая - образ великомученицы Петки. Прорицательница мечтала построить часовню в честь этой святой. Ванга признавалась, что эта церковь - дело всей ее жизни. Говорила, что часовня для нее - это ее ребенок, ее слава, что это - все для нее. Ванга мечтала о настоящем храме, чтобы кто угодно мог зайти помолиться, очистить душу. Ясновидящая на свой лад пыталась объяснить, что хочет проложить людям путь к Богу.

Как строили храм

Церковь начали строить в сентябре 1991 года на средства самой Ванги и на пожертвования. В доме стояла специальная копилка, в которую люди складывали деньги. Рассказывая о строительстве, Ванга вспоминала, что люди стекались к ней в дом и приносили монетку к монетке. Но в деле о церкви много неясного, некоторые из тех от кого Ванга зависела, не понимали, зачем ей это надо, старались влиять на ее жизнь, в основном, на денежные дела. Очень трудно было получить разрешение на само строительство, сначала запрещали светские власти, потом церковные.

Племянница пророчицы, Красимира Стоянова, уверяет, что изначально ясновидящая выбрала для осуществления своей мечты другое место и даже успела заложить там фундамент, но основатели фонда "Ванга" настояли, что храм надо строить в Рупите. И строительство было перенесено. Стоянова считает, что и сам проект не соответствовал тому, о чем мечтала ее тетя, что над воплощением мечты просто надругались.

В одном из своих последних интервью Ванга обижалась на упреки в том, что для строительства якобы использовались краденые деньги. Говорила, что слухи идут от тех, кто не дал ни гроша, что все бумаги в порядке, что записано все до копейки. Очень переживала, утверждая, что от денег идет только зло.

Ванга торопилась довести дело до конца, мечтала сделать храм живым для людей.

Церковь святой Петки Болгарской в Рупите

Выстроенный храм нарушает все церковные каноны. Архитектура и роспись принадлежат известному художнику Светлину Русеву, который является большим поклонником Николая Рериха, что очень проявилось при строительстве церкви. Алтарь и настенная роспись настолько не соответствовали представлениям болгар о православной вере, что некоторые даже призывали разрушить постройку. Позднее жители Рупите все-таки принесли в алтарь свои иконы, чтобы в церкови можно было проводить службы. Храм прозвали "масонским".

Интересно, что напротив образа Спасителя висит портрет самой Ванги, выполненный в технике "псевдоиконы", что тоже вызвало резкое неприятие священнослужителей, которые называют такие лики полуоккультными.

Ванга и Болгарская Церковь

Первоначально церковные власти отказались проводить обряд освящения церкови, т.к. она не соответствовала православным канонам и традициям. Узнав об этом, Ванга заплакала.
14 октября 1994 года митрополит Нафанаил освятил только алтарь. На это Болгарская Церковь пошла из-за того, что жители Рупите не признавая неосвященный храм, угрожали его разрушением. Именно митрополит Нафанаил, лично знавший Вангу много лет, всегда неохотно говорил о ней, обычно только так: "Надо молиться за ее душу..."

Сейчас в церкви в Рупите проходят службы, крестят детей, сотни людей приезжают издалека, чтобы поклонится и поставить свечи. Но сама Ванга никогда не была канонизирована.

Существует большое количество различной литературы, описывающей житие болгарской прорицательницы. Тексты отличаются однообразием, опираются на внешние события и обыкновенные эмоции. Отношение православной церкви к Ванге сформировалось под влиянием очевидцев, литературы и анализа ее деяний.

Даже самые подробные книги не дают полного раскрытия личности Ванги, которая обрела популярность и стала известна благодаря журнальным статьям. Церковь утверждает, что деятельность болгарской провидицы никак не состыковывалась с канонами православия и моральными основами христианской религии.

Мнение церкви

Священные тексты воспрещают верующим обращаться к искусным гадателям и магам , даже если эти люди опираются на высшие силы внутри их сердца. Предсказание - разновидность магии и язычества, которая способствует проникновению в области вселенского миропорядка. Смотрящие в будущее ставят под сомнение могущество Небесного Отца и некоторым образом ограничивают свободу человеческого выбора.

Апостол Павел предупреждает: темные силы маскируются светом и пытаются обманом затащить душу на бесчестный путь.

Обычные люди часто называют прорицательницу святой, сравнивая её с Матроной Московской . Сложности в формировании отношения складываются из-за того, что православная церковь отвергает авторитет Ванги, считая деятельность провидицы неподобающей.

Отношение православной церкви к:

Как церковь относится к предсказаниям Ванги

Современные верующие с трудом распознают светлые силы от замаскированных темных и отдаляются от истинного учения Спасителя Христа. Это невежество формируется на почве атеистического окружения и религиозной безграмотности.

  • Однако Церковь оставляет шанс того, что пророчества способны сбываться. По словам священнослужителей, демонические силы, устремленные дезориентировать волю человека, заставляют последнего поступать в соответствии с желанием бесов. Прорицателям, связавшим свою жизнь с темными силами, Господь не открывает Свою волю. Поэтому ясновидящая Ванга, отринутая Церковью, не является авторитетом в православном мире.
  • Священнослужители утверждают: святость в христианстве проявляется при полноценном духовном переживании, не затрагивающем свободную волю человека. Благодать, дарованная Господом, приходит после многих лет аскетической практики и беспрекословного соблюдения заповедей. Плоды совершенства появляются через годы очистительных прошений. Чтобы обрести святость и особенные дары, необходимо Откровение через сошествие Духа.
  • Биография Ванги повествует о том, что она была далека от условий приобретения светлых способностей. Ясновидящая глубоко заблуждалась относительно истинной веры. На своих сеансах она уходила в глубокий транс, после которого не могла воссоздать картину увиденного в памяти. Очевидцы замечали, что во время ритуалов Ванга оперировала чужими голосами или подражала звукам животных. Эти признаки похожи на одержимость, но не на святость.
  • Свидетельства и факты биографии подтверждают общение прорицательницы с падшими духами. Ванга часто пользовалась при гаданиях кристаллами и другой подобной атрибутикой. Потусторонние силы открывали ясновидящей секреты прошлого, настоящего и далекого будущего, которое они только предугадывают, но не знают наверняка. Очень часто предсказания не сбываются. Демоны же, вышедшие на диалог с медиумом, объясняются неясным языком или обманывают нарочито. Предсказания провидицы облачались в форму недосказанности и вызывали сомнение.
  • Пророчества христианских святых распространялись во имя спасения. Верующим давался шанс избежать несчастий различного масштаба через усердное покаяние и отрицание греховности. В предсказания болгарской ясновидящей видна суровая обреченность, будто не существует вовсе Бога, могущего сотворить все, что необходимо.
  • Ванга, по словам Церкви, не осознавала свою связь с миром падших духов, как не понимали этого очевидцы её предсказаний. Нет необходимости видеть потусторонний мир для свершения земных дел. Светилом нам должно служить знание Закона Божьего. Обманут не будет тот, кто соблюдает заповеди и направляет свой духовный взор на самого Творца.

На заметку! На деньги прорицательницы построили храм в честь Параскевы Болгарской. Архитектурой и росписью стен занимался художник С. Русев, поклонник Н. Рериха. Эту церковь окрестили «масонской», так как алтарь и фрески совершенно не соответствовали христианским представлениям. Напротив образа Христа располагается портрет провидицы Ванги, выполненный в стиле «псевдоиконы».

Строительство рассматривалось в качестве жертвоприношения и началось в 1992 г. Сегодня храм используется в качестве туристического центра.

Читайте о суевериях:

Церковь Ванги в Рупите, Болгария

Биография Ванги

Вангелия Гущерова родилась в 1911 г. в городе Струмице в бедной семье. Когда маленькой девочке было 3 года, её мать умерла при родах. Событие, в корне повлиявшее на судьбу Ванги, произошло в 1923 г. Она находилась в компании с сестрами, когда поднялся мощнейший ураган и унес будущую ясновидящую в поле. Её нашли в насыпи из веток и песка, девочке сделали несколько операций на глаза, но зрение восстановить не удалось.


Характеристика ясновидения провидицы

Ванга часто упоминала о голосах, которые диктовали всякие пророчества. Церковь утверждает, что дар предсказания исходит или от Всевышнего или от демонических сил. Когда провидица впадала в транс, её личность покидала тело, отдавая право голоса потусторонним духам.

  • Сама Ванга говорила, что у этих существ имеется определенная иерархия. Главные демоны приходят, когда нужно известить о больших неприятностях. Эти существа, обладающие колоссальной силой, самовольно внедряются в тело и правят им, не обращая внимания на желание «хозяина».
  • Некоторые демоны представали перед Вангой в образе умерших родственников людей, обратившихся за помощью. Призраки отвечали на вопросы и с большим любопытством задавали собственные.
  • Священное Писание предупреждает верующих держаться подальше от мира духов, где находится большая ложь и колоссальная тьма. Иногда за помощью болгарская провидица обращалась к инопланетным существам.
  • Ванга при исцелении использовала магические приемы, но совершенно не убеждала людей читать молитвы и каяться перед Творцом . Святые люди же, прося божественной помощи, заботятся об излечении собственно души, что прямым образом влияет на подчиненное тело.
  • От обольщения темной энергией людей защищает духовная жизнь, сбалансированная в рамках праведности. Подвижничество и религиозная устремленность отрезвляет ум, снимает пелену невежества, сберегает от грехопадения. Когда человек не готов служить ангелам, он пропадает во власти демонов, умеющих коварно обмануть. Ванга не имела правильного опыта христианского бытия и не могла отстраниться от посещающих её существ.
  • Даже тот факт, что пророчества сбываются, не доказывает чистоту духа. Подобный пример находятся в Священных Писаниях, где апостол Павел исцелил от демона-провидца тело служанки.
Важно! Отношение православной церкви к Ванге несет негативный окрас, несмотря на её большой вклад в дело исцелений и прорицаний. РПЦ не признает её методов, называя их оккультными и языческими.

Несмотря на популярность и большой почет, болгарская провидица предстает перед священниками как человек, впустивший в свое сердце могущественную тьму.

Можно ли верить пророчествам Ванги? Протоиерей Владимир Головин




Top