Борьба с контрабандой. Контрабанда как угроза национальной безопасности россии: проблемы противодействия

Анализ наркоситуации в стране позволяет заключить, что Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Отчасти это объясняется тем, что с перестройкой в России произошла девальвация моральных принципов, утрата веры и идеалов, порождающие бездуховность. К этому добавились такие факторы, как неуверенность в завтрашнем дне, общая напряженность в обществе, увеличение ежедневных нервно-психических нагрузок. Наркотики, принося кажущееся облегчение, забытье и эйфорию, удовлетворяют желание уйти от нелегкой окружающей действительности и душевного дискомфорта. В результате поток наркотиков буквально хлынул в Россию через ее в значительной степени «прозрачные» границы. Наркотические средства стали доступны: они продаются на рынках, дискотеках, в ночных клубах и даже школах. Это вызывает не только наркотизацию большого количества людей, их личностную и социальную деградацию, но и является своеобразным генератором преступности Андреева Л.А. Указ. соч. - С. 8..

Удобное расположение страны для транзита наркотических средств, психотропных веществ, емкий рынок их сбыта, наличие во многих регионах России прекрасно сложившейся и, что самое главное, неконтролируемой технологической и сырьевой базой, связанной с производством химической продукции, которая может быть использована в процессе незаконного изготовления синтетических и полусинтетических наркотических средств или психотропных веществ и ряд других причин также способствуют лавинообразному росту контрабанды данных средств и веществ.

Произошедшие в российском обществе изменения, в первую очередь, либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили глобальные изменения в характере и масштабах контрабанды в целом Александров А.И. Указ. соч. - С. 312..

В настоящее время в качестве предметов контрабанды наряду с традиционными наркотиками марихуаной, опиумом, героином, через таможенную границу РФ все чаще стали перемещаться наркотические средства, считавшиеся ранее редкими, такие как кокаин, «ЛСД», «экстази» Там же. - С. 312..

Происходит интенсивная структурная перестройка отечественно нелегального наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркотиков растительного происхождения (каннабисной группы и маковой соломы) более сильными по воздействию на организм человека и более дорогими по цене высококонцентрированными препаратами, особенно героином. Все большее распространение получают стимуляторы амфитаминного ряда (МДА, МДМА, МДЕ и др.). Данные препараты встречаются в виде капсул, пропитки бумаги, но чаще всего в виде таблеток Рогатых Л.Ф. Указ. соч. - С. 10.. Новой и вполне конкретной проблемой становится нелегальный оборот прекурсоров Лобанов К.Н. Каналы и источники незаконного поступления наркотиков в Россию // Материалы конференции по проблемам государственной политики по контролю за наркотиками в РФ. - Белград, 1999. - С. 18..

Наркотические средства наиболее часто являющиеся предметом контрабанды

Рис. 1.4. Задержания наркотических средств таможенными органами СЗТУ за 2007 и 2008 год

Исходя из данных представленных на диаграмме, можно сделать вывод о том, что наиболее часто предметом контрабанды в 2007 году являлись такие наркотические средства как:

а) марихуана (изъято около 4180 г) - 18 задержаний;

б) гашиш (изъято около 10831,182 г) - 14 задержаний;

в) кокаин (изъято около 134233 г) - 9 задержаний.

а) кодеин (изъято около 341,6679 г.)- 17 задержаний

б) марихуана (изъято около1710,2854 г.)-15 задержаний

в) гашиш (изъято около 1779,057 г.) и кокаин (изъято около 121565,77 г.)- 8 задержаний.

Крупными партиями, в основном, перевозится кокаин, гашиш. Наиболее часты задержания кодеина, но это наркотическое средство перевозится в основном небольшими партиями.

Серьезную угрозу представляет резко возросший вывоз контрабанды кодеина из России в Финляндию частными лицами преимущественно через Карельскую таможню.

Существенно возросла активность попыток ввоза контрабанды кокаина из стран Латинской Америки и Европы через акваторию морского порта города Санкт-Петербург. Представители наркогруппировок проявляют интерес к использованию для доставки крупных партий наркотиков морского транспорта, в частности через территорию морского торгового порта Санкт-Петербурга.

Анализируя статистику задержаний контрабанды наркотиков на таможенной границе, можно констатировать, что основная масса наркотиков, включая такие особо опасные виды, как героин и кокаин, а также наркотики амфетаминной группы, поступают в Россию из-за рубежа. При этом международные преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде афганского героина, продолжают активно использовать территорию страны для его транзитных поставок в страны Европы и США, где его стоимость возрастает. Следует отметить, что ввоз наркотических средств в Российскую Федерацию более чем в 4 раза превышает их вывоз. При этом выявленная контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров составляет мизерную долю от попадающих в Россию.

По оценкам экспертов, ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в ближайшие годы будет характеризоваться:

1. Увеличением количества организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными связями, созданием ими разветвленных глубоко законспирированных сетей торговли наркотиками.

2. Ростом международной организованной наркопреступности и расширением в этой связи контрабандной деятельности, угрожающей безопасности граждан и общества в целом.

3. Возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную и экономическую преступность, состояние общественного порядка.

4. Проникновением наркогруппировок в сферы экономической и финансовой деятельности, перемещением доходов от наркоторговли в область легального бизнеса Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: Учеб. пособие. / Под ред. С.Я. Лебедева. - М.: Юнити-Дана, 2006. - С. 228..

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что международный наркобизнес, и контрабанда наркотиков в частности, являются серьезными угрозами безопасности государства, общества и в целом представляют межгосударственную проблему.

Важными факторами, требующими расширения международного сотрудничества в борьбе с транснациональной наркопреступностью, является большая протяженность необустроенной государственной границы Российской Федерации со странами - производителями наркотиков и значительное увеличение ввоза героина из государств Центрально-Азиатского региона, прежде всего из Афганистана. Коридоры поставки наркотиков в Россию формируют Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркмения. Масса контрабандно перемещаемых наркотических средств, проходящая через упомянутые страны, исчисляется десятками тонн, при том часть его переправляется дальше: в Восточную Европу, Скандинавию, Западную Европу Айнбиндер М.Я. Наркотизм в России: основные тенденции и меры противодействия / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2004. - С. 9..

Б орьба с контрабандой, на современном этапе развития Российского государства выходит на первый план. Но настолько ли она результативна?

Практически каждую неделю мы слишим о раскрытии того или иного так называемого канала контрабандных поставок товаров. Различные средства массовой информаци муссируют тему контрабанды. Создано огромное количество подразделений правоохранительных органов которые призваны бороться с нарушениями таможенного законодательства при импорте – экспорте товаров. Однако ситуация практически стоит на месте. Еще Карл Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист , если будет видеть прибыль в 300-400% . Основной причиной обращения импортеров – экспортеров в нелегальную область всегда являлась и является экономическая состовляющая. Зачем платить таможенные платежи в огромных объемах когда от них с сравнительно небольшим риском можно уклониться?

Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания проблеме контрабанды. Напротив, многие заявления лидеров России направлены на усиление борьбы с контрабандой. Однако все как всегда упирается в непосредственную реализацию заданных направлений. Взяв «под козырек» руководство правоохранительных органов сломя говолову старается наперегонки отчитаться о раскрытии контрабанды. Основной задачей ставится повышение количественных показателей раскрываемости преступлений. Таможня, МВД, ФСБ отчитываются о расрытии каналов контрабанды по всей стране. Но приносят ли эта работа должный эффект? Можно с уверенностью сказать, что нет. Основная масса возбуждаемых дел являются частными случаями, их раскрытие практически никаким образом не влияет на общую ситуацию. Большое количество дел не доходят до суда, качетсво следствия оставляет желать лучшего.

Так как же эффективно бороться с контрабандой?

Многие авторы придерживаются мнения о необходимости ужестчения наказания за экономические преступления . Большинство напротив, отстаивают позицию смягчения наказания за весь блок экономических преступлений. Действительно, если смотреть в корень проблемы, то процент так называемого белого импорта в России намного ниже чем в любой другой стране мира. Применение различных схем ухода от таможенных платежей уже десятилетиями считается нормой для практических всех участников внешнеэкономической деятельности, брокерских, логистических компаний. Доля контрабанды в Российском импорте по различным подсчетам составляет от 70 до 80 % . Страшные цифры. Ужесточение наказания действительно может привести к снижению доли контрабандного перемещения товаров. Но процент этого снижения будет очень мал. Причина кроется в том, что ни один преступник, совершая преступление не задумывается о наказании.

Многие юристы предлагают снижать таможенные пошлины. Эта мера может быть действенной, но при значительно снижении ставок таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, взымаемого при ввозе товаров. А не о снижении на несколько проценов. В условиях экономического кризиса, значительного дефицита Российского бюджета правительство РФ врядли сможет пойти на столь резкие шаги.

Существует мнение что необходимо усилять правоохранительные подразделения таможенных органов путем расширения штатов сотрудников оперативных подразделений, отделов дознания. Видимо данный шаг также не сможет изменить ситуацию в корне. Так как необходимо менять всю систему. Зачастую сотрудники правоохранительных блоков таможен связан в своей деятельности по рукам и ногам позицией руководства, различных интересов влиятельных чиновников и не способны в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи.

В настоящее время таможенные органы РФ реформируются. Но к чему приведет эта реформа покажет время.

Для решения указанной проблемы необходим системный подход. Только применение комплекса мер по противодействию контрабанды создаст возможность для снижения доли незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Введение

Заключение

Введение

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины - «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.

Период участия казачьих соединений в таможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов. Подобное наблюдалось и среди казаков.

Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткая структура.

С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры.

Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители (осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб.

В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферах скрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые (легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия.

Конец XIX и начало XX в. в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска - с другой. В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой.

Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ.

С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности.

В 80 - 90-е годы прошлого столетия, накануне беспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельную структуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической (оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой.

Становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически заново и небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся и стойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельности как о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело.1

1. Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.2

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон.

Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (пункт 26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.3

Часть 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах.

Объективная сторона преступления выражается в действии - перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест).

Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

PAGE_BREAK--

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак - совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

По пункту «в» части 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).4

2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.5

Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. № 90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные органы отнесены законодательством к правоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст. 403 ТК РФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).6

Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Сотрудники таможенных органов могут быть привлечены к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Безусловно, что прежде всего данные задания имеют цель борьбы с таможенными преступлениями как наиболее общественно опасными правонарушениями в сфере таможенного дела. Именно поэтому законодатель называет в статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточно распространенным и особо опасным таможенным правонарушением. 7

По приговору Приморского краевого суда от 26 мая 2009 г. К., Г., Л. и Я. осуждены за контрабанду в крупном размере, совершенную организованной группой, сопряженную с недекларированием. Кроме того, К. осужден за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в составе организованной группы.

В кассационных жалобах осужденные просили приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, считали, что вывод суда о совершении контрабанды не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12 ноября 2009 г. приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, указав следующее.

Виновность осужденных в совершении преступлений в мае - июне 2008 г. полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана в приговоре объективная оценка.

Доводы жалобы Я. о том, что 31 мая 2008 г. он не знал о содержимом мешков, опровергаются его показаниями на предварительном следствии, оглашенными по его просьбе в связи с отказом от дачи показаний в суде, в которых он пояснял, что по просьбе Г. в конце мая 2008 г. помог ему на границе перебросить пакеты с трепангами через колючую проволоку в сторону Китая, за что получил 3 тыс. рублей.

Из показаний Г. и Л. также видно, что все участники совершенного 31 мая 2008 г. преступления были осведомлены об их общей цели - незаконной переброске пакетов с трепангами через заградительный забор на границе с Китаем. Доводы стороны защиты, не оспаривавшей фактические обстоятельства содеянного в ночь на 22 июня 2008 г., но утверждавшей, что действия виновных должны быть квалифицированы как покушение на контрабанду, не основаны на законе.

По смыслу ст. 188 УК РФ контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента пресечения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами. К их числу относятся действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы, в том числе непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы с товарами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Таким образом, действия осужденных, действовавших организованной группой, правильно квалифицированы судом как оконченное преступление - контрабанда.

Вопрос о размере контрабанды тщательно исследовался в судебном заседании, в том числе с учетом доводов защиты. Вывод суда о крупном размере контрабанды является обоснованным. Заключение эксперта, исследовавшего предмет контрабанды и определившего его стоимость, всесторонне проверено в судебном заседании.

Утверждение в кассационной жалобе об ошибочности выводов суда об организующей роли К. опровергается материалами дела.

Из установленных в судебном заседании фактических обстоятельств видно, что именно К. создал преступную группу и руководил ею при подготовке преступлений и их совершении.

Выводы суда о виновности осужденных обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Квалификация содеянного является правильной.

Заключение

Таможня, по сути, является связующим звеном между отечественной и мировой экономикой. Несмотря на сложности исторического развития различных государств, таможня была и остается их «неотъемлемым институтом государственности»8

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности России и способствующим контрабанде, относятся:

Преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

Зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

Недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно производителей потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

Высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;

Криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. То есть обычно по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации невозможно.9

Список используемой литературы

1. «Таможенный кодекс таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010);

2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009);

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 01.07.2010, с изм. от 13.07.2010);

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 01.07.2010, с изм. от 13.07.2010);

5. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) (ред. от 25.12.2008);

6. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010);

7. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 15.06.2010);

8. Приказ ФТС РФ от 07.02.2005 N 90 «Об утверждении Перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.02.2005 N 6349) (ред. от 29.07.2009);

9. «Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной) («НОРМА», 2004);

10. «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2010);

11. «Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ „О службе в таможенных органах Российской Федерации“ (постатейный) (Трунина Е.В.) (»Юстицинформ", 2010);

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»;

14. Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2009 N 56-О09-64 Действия осужденных, совершенные организованной группой, правильно квалифицированы судом как оконченное преступление – контрабанда;

15. Статья: Из истории становления и развития оперативно-розыскного дела в российских таможенных органах (Юн Э.И.) («История государства и права», 2007, N 22);

16. Карташов Г.А. Основы таможенного дела: Курс лекций. Вып. 1. Н. Новгород, 1998.;

17. Статья: ВАС РФ «вскрыл» двойное дно контрабанды («Московский бухгалтер», 2008, N 13);

1. БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА

"ДОЗНАНИЯ" В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ УКРАИНЫ

Контрабанда – явление очень старое. Упоминание о контрабанде, т.е. незаконном нелегальном провозе товаров из одной страны в другую имеется у древнегреческих и древнеримских историков.

Само слово "контрабанда", заимствованное из итальянского языка и вошедшее во многие современные языки мира (contrabando, от contra – против и bando – правительственный указ) включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Слово "контрабанда" также означает товар или какой-либо запрещенный к ввозу и вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через государственную границу.

Понятие "контрабанда" как правонарушение появилось в 14 веке в период зарождения капитализма и бурного развития товарно-денежных отношений, когда страны признали для себя невыгодным беспрепятственный ввоз и вывоз товаров. Позднее в законодательном порядке были установлены правила провоза товаров через государственную границу. Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и других сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни.

Всякое нарушение правил, установленных законом и другими нормативными актами, провоза или проноса товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен, получило название контрабанды, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.

С конца 18 века до начала 20 века Украина находилась в составе Российской империи. Поэтому история развития Украины тесно переплетается с историей развития Российской империи. Это касается как экономической политики, так и таможенной политики, как ее составного элемента.

Самодержавие, сложившееся в России в середине 17 века ввело в 1653 Таможенный устав, содержавший в себе таможенный тариф – свод таможенных пошлин, установленный для обложения товаров, пропускаемых через границу. Мероприятия российского государства в таможенном законодательстве были подкреплены соответствующими мерами, направленными на усиление таможенной охраны в целях пресечения контрабандного ввоза и вывоза товаров. Контрабандным путем переправлялись, главным образом, те товары, которые облагались высокими ввозными пошлинами или производство и продажа которых составляли исключительное право государства (табак, водка и другие). Важнейшим мероприятием по усилению борьбы с контрабандой было учреждение в России в 1754 году пограничной стражи, как особого корпуса войск для охраны государственной границы в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана специальная таможенная стража.

В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей, которые несли дозоры на участке. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям.

В целях усиления охраны сухопутной государственной границы и пресечения контрабанды в 1828 году вступило в действие новое Положение об устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта стража по своей организации стала походить на воинское подразделение регулярной армии.

Таможенный устав 1904 года давал право пограничной страже и таможенному надзору в наиболее опасном в контрабандном отношении районе – в пограничных губерниях Царства Польского – производить в пограничной полосе шириной в 875 саженей от границы (около 2 км) обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве следственных действий.

Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов с участием полиции, а за пределами 100-верстной полосы – с помощью мировых судей, судебных заседателей и полиции. Этим уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования, исполнения дел о контрабанде.

Термин "дознание" возник давно, он известен русскому дореволюционному процессу. В дореволюционной России дознание представляло собой непроцессуальную деятельность, осуществляемую, в основном, чинами полиции.

"В деловом порядке дознание разнится от следствия тем, что делается для предварительного удостоверения, есть ли основание приступить к следствию; посему строгий порядок последнего и не соблюдается при дознании, а делают одни расспросы без присяги. - …происходит от слов "дознавать, дознать что", которые означают: "допытываться, узнавать, разузнавать, разведовать, доведываться, разыскивать, доходить розыском, осведомляться, удостоверяться в чем, узнавать подробно и верно".

Основным органом дознания в дореволюционной России являлась полиция, на которую возлагалось обнаружение противозаконных деяний и лиц, виновных в их совершении. Эта обязанность осуществлялась путем дознания – т.е. негласного разведывания. Именно розыск являлся основной функцией дознания. Особый порядок производства расследований устанавливался в случаях нарушения уставов казенного управления (таможенного, лесного и других). Дознание в этих случаях проводилось должностным лицом соответствующего ведомства и оформлялось протоколом, в который вносились данные, позволяющие разрешить вопрос о том, необходимо или нет возбуждение уголовного дела.

После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством – Советом народных комиссаров – СНК были приняты решительные меры для пресечения контрабанды. Так, в частности, был издан Декрет СНК от 03.01.21 г. "О реквизициях и конфискациях". Таможенное учреждение было вправе конфисковывать "товары, признаваемые контрабандными". Наряду с этим, Декрет допускал возможность совершения таможенными службами оперативных и следственных действий. Для обнаружения контрабандных товаров, тайно ввезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу за границу, таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной полосы, производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в сокрытии контрабанды. Вне пределов пограничной полосы таможенные служащие могли осуществлять эти действия с участием уголовной или общей милиции. Задержанные в процессе обысков, выемок товары доставлялись в таможню, где им делали досмотр и опись с последующей (при необходимости) конфискацией. Порядок реквизиций и конфискаций устанавливался Декретом СНК от 17.10.21 г.

Также необходимо упомянуть об учреждении Центральной комиссии по борьбе с контрабандой при Всероссийской чрезвычайной Комиссии – ВЧК - согласно Декрета СНК от 08.12.21 г. Комиссии по борьбе с контрабандой создавались при местных особых отделах ВЧК с участием представителей военного ведомства и таможенного контроля.

Принятый в 1922 г. Уголовно-процессуальный закон четко определил задачи дознания и число органов дознания, а также круг следственных действий, которые могли проводить органы дознания. К числу органов дознания были отнесены: органы милиции и уголовного розыска, органы Главного политического управления, органы инспекций (податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой, труда), которые могли проводить дознание по делам, отнесенным к их ведению.

Таким образом, уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты и в полном объеме (как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия) были переданы органам государственной безопасности.

Многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее часто обнаруживаются факты контрабандного ввоза и вывоза предметов в процессе осуществления таможенного контроля. Вместе с тем невозможность до недавнего времени своевременного проведения неотложных следственных действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение лиц, совершающих контрабанду. Для устранения отмеченных недостатков законодатель еще в Таможенном кодексе СССР 1991 года придал таможенным органам государства функцию производства дознания по уголовным делам о контрабанде.

В соответствии с пунктом 3, статьи 6 Закона Украины "О таможенном деле в Украине" от 25.06.91 г. к компетенции таможенных органов Украины была отнесена функция борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

12.12.91 г. Верховным Советом Украины был принят Таможенный кодекс Украины, который введен в действие с 01.01.92 года. В соответствии со статьей 102 ТК Украины таможенные органы Украины являются органами дознания по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде ведется таможенными органами Украины в соответствии с законодательством Украины.

Процесс становления и развития таможенного дела в Российской империи, в дальнейшем в СССР носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом за этот период был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное таможенное законодательство Украины. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они видоизменялись, приспосабливались в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Введение

2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины - "мыта", которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.

Период участия казачьих соединений в таможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов. Подобное наблюдалось и среди казаков.

Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткая структура.

С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры.

Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители (осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб.

В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферах скрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые (легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия.

Конец XIX и начало XX в. в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска - с другой. В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой.

Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ.

С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности.

В 80 - 90-е годы прошлого столетия, накануне беспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельную структуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической (оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой.

Становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически заново и небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся и стойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельности как о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело.


1. Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон.

Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (пункт 26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Часть 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах.

Объективная сторона преступления выражается в действии - перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.




Top