Чем отличается тактика от стратегии. Объекты стратегического значения

http://docs.cntd.ru/document/901904859

Для лучшего восприятия отсортированы недействующие пункты.

Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 4 августа 2004 года N 1009
(с изменениями на 31 октября 2016 года)

N п/п Стратегические предприятия и их местонахождение

1 Авангард, г.Стерлитамак Республики Башкортостан

2 Аварийно-технический центр Минатома России, г.Санкт-Петербург

4 Администрация гражданских аэропортов (аэродромов), г.Москва

4_1 Алексинский химический комбинат, г.Алексин-1 Тульской области

10_1 Амурский патронный завод "Вымпел", Хабаровский край

19 Базальт, г.Саратов

22 Бийский олеумный завод, Алтайский край

26 Ведомственная охрана Минатома России, г.Москва

26_1 Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации, г. Москва

26_2 Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей, г.Верхняя Салда Свердловской области

29 Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт", г.Москва

37 Воскресенский государственный казенный агрегатный завод, Московская область

39 Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, г.Москва

40 Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт тугоплавких металлов и твердых сплавов, г.Москва

41 Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, г.Москва

43 Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, г.Москва

44 Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева, г.Санкт-Петербург

45 Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, г.Москва

46 Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений, г.Москва

48 Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии, г.Казань

50 Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений, пос.Менделеево Московской области

56 Всероссийский электротехнический институт имени В.И.Ленина, г.Москва

58 Гидрографическое предприятие, г.Санкт-Петербург

60 Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, г.Москва

61_1 Горно-химический комбинат, г.Железногорск Красноярского края

61_2 Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, г.Москва

68 Государственное научно-производственное предприятие "Крона", Владимир

72 Государственное предприятие электрографии и микрографии, г.Тула

75_1 Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем, пос.Белоозерский Московской области

78 Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, г.Москва

79 Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, г. Москва

85 Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии, г.Москва

87 Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов, г.Казань

90 Государственный лазерный полигон "Радуга", г.Радужный Владимирской области

94 Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт химических реактивов и особо чистых химических веществ, г.Москва

107 Завод имени Морозова, пос.имени Морозова Ленинградской области

108 Завод имени Я.М.Свердлова, г.Дзержинск Нижегородской области

120 Завод "Электромаш", г.Нижний Новгород

131_1 Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), г. Москва

134 Казанский государственный казенный пороховой завод

135 Казанский завод точного машиностроения

149 Каменский химический комбинат, г,Каменск-Шахтинский Ростовской области

155 Киноконцерн "Мосфильм"

175_1 Координационный Центр по созданию систем безопасности и управления "Атомбезопасность" Росатома, г.Сергиев Посад-7 Московской области

177 Космическая связь, г.Москва

186 Куйбышевский химический завод. Новосибирская область

193_1 Международное информационное агентство "Россия сегодня", г.Москва

195 Межотраслевой научно-исследовательский институт "Интеграл", г.Москва

197 Морсвязьспутник, г.Москва

206 Московское орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени конструкторское бюро "Электрон"

208 Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов, Московская область

213 Научно-информационный центр "Планирование. Экономика. Управление", г.Москва

226 Научно-исследовательский институт "Геодезия", п.Красноармейск Московской области

230 Научно-исследовательский институт "Квант", г.Москва

237_1 Научно-исследовательский Институт Научно-производственное объединение "Луч" Министерства Российской Федерации по атомной энергии, г.Подольск Московской области

244 Научно-исследовательский институт прикладной акустики, г.Дубна Московской области

254 Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации, г.Москва

259 Научно-исследовательский институт физических проблем имени Ф.В.Лукина, г.Москва

264 Научно-исследовательский институт электромеханики, г.Истра Московской области

272_1 Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова, г.Сосновый Бор Ленинградской области

281 Научно-производственное объединение машиностроения, г.Реутов Московской области

285 Научно-производственное объединение электромеханики, г.Миасс Челябинской области

289_1 Научно-производственное предприятие "Гамма", г. Москва

297 Научно-производственное предприятие "Прогресс", г.Омск

306_2 Научно-технический и сертификационный центр по комплексной защите информации, г.Москва

308 Научно-технический центр "Атлас", г.Москва

309 Научно-технический центр "Базис", г.Калуга

312 Научно-технический центр "Информтехника", г.Москва

313 Научно-технический центр оборонного комплекса "Компас", г.Москва

314 Научно-технический центр "Орион" Федеральной службы безопасности Российской Федерации, г.Москва

315 Научно-технический центр правовой информации "Система", г.Москва

318 Научно-технический центр "Химвест", г.Москва

320 Национальные рыбные ресурсы, г.Москва

326 Нижнетагильский институт испытания металлов, Свердловская область

331 Новосибирский опытный завод измерительных приборов, пос.Чик Новосибирской области

347 Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В.Лебедева, г.Санкт-Петербург

350 Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт радио, г.Москва

370 Пермский завод "Машиностроитель"

370_1 Пермский пороховой завод

373 Предприятие по управлению собственностью за рубежом Управления делами Президента Российской Федерации, г.Москва

374 Производственное объединение "Авангард", г.Сафоново Смоленской области

382 Производственное объединение Красноярский химический комбинат "Енисей"

384 Производственное объединение "Октябрь", г.Каменск-Уральский
Свердловской области

388 Производственное объединение "Стрела", г.Оренбург

395 Росморпорт, г.Москва

398 Российская телевизионная и радиовещательная сеть, г.Москва

404 Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи

407 Самарский завод "Коммунар", пос.Петра-Дубрава Самарской области

413 Саранский механический завод, Республика Мордовия

421 Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии, г.Новосибирск

422 Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина, г.Новосибирск

426 Ситуационно-кризисный Центр Министерства Российской Федерации по атомной энергии, г.Москва

427 Смоленское производственное объединение "Аналитприбор"

430 Специализированное конструкторское бюро радиоэлектронной аппаратуры "Радэл", г.Москва

431 Специализированное производственное объединение по обеспечению противоаварийной защиты предприятий "Металлургбезопасность", г.Москва

441_1 Телевизионный технический центр "Останкино", г. Москва

444_1 Тамбовский пороховой завод, г.Котовск Тамбовской области

447 Управление строительства N 30, Межгорье Республики Башкортостан

449 Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов, г.Пермь

450 Уральский научно-исследовательский институт метрологии, г.Екатеринбург

468 Федеральный центр двойных технологий "Союз", г.Дзержинский Московской области

472 Центр аэронавигационной информации гражданской авиации, г.Москва

473 Центр радиотехнического оборудования и связи гражданской авиации, г.Москва

474_1 Центральная научно-исследовательская лаборатория отраслевых инновационных технологий, г.Москва

485 Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского, г.Жуковский Московской области

486 Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова, г.Москва

491 Центральный научно-исследовательский институт "Комплекс", г.Москва

492 Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей", г.Санкт-Петербург

495 Центральный научно-исследовательский институт связи, г.Москва

497 Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр", г.Москва

500 Центральный научно-исследовательский институт химии и механики, г.Москва

501 Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии имени И.П.Бардина, г.Москва

505 Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ", г.Москва

505_1 Чапаевский механический завод, Самарская область

506 Чапаевский опытный завод измерительных приборов, Самарская область

513 Электромеханический завод "Звезда", г.Сергиев Посад Московской области

515 Крыловский государственный научный центр, г.Санкт-Петербург

516 Почта России, г.Москва

2. Акционерные общества , акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Стратегические акционерные общества и их местонахождение Доля государства в уставном капитале акционерного общества, процентов

9 Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, г.Москва 100

14 Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество), г.Мирный Республики Саха (Якутия) 33,001

15 Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", г.Москва 75

41 Аэроприбор - Восход, г.Москва 38

42 Аэрофлот - российские авиалинии, г.Москва 50+1 акция

45 Банк ВТБ (публичное акционерное общество), г.Санкт-Петербург 42,83

87 Газпром, г.Москва 38,37

97_1 Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос.Быково, Подольский район Московской области 100

98 Государственная акционерная компания "Оборонпромкомплекс", г.Москва 100

136 Зарубежнефть, г.Москва 100

190 Концерн "Гранит-Электрон", г.Санкт-Петербург 100

192 Концерн "Моринформсистема - Агат", г.Москва 100

193_1 Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора", г.Санкт-Петербург 100

194 Концерн "Океанприбор", г.Санкт-Петербург 100

195 Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз - Антей", г.Москва 100

196_2 Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор", г.Санкт-Петербург 100

198_1 Корпорация "Московский институт теплотехники" 100

199 Корпорация "Росхимзащита", г.Тамбов 100

200 Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", г.Королев Московской области 100

227 Международный аэропорт Шереметьево, г.Химки Московской области 0,00000005

246 Московский научно-производственный комплекс "Авионика" 34,17

276_1 Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского, г. Нижний Тагил Свердловской области 100

305_1 Нефтяная компания "Роснефть", г.Москва 0,000000009

324_2 Объединенная авиастроительная корпорация, г.Москва 90,01

324_3 Объединенная зерновая компания, г.Москва 50 + 1 акция

324_4 Объединенная судостроительная корпорация,
г.Санкт-Петербург 100

369 Первый канал 51

81_1 Приокский завод цветных металлов, г.Касимов Рязанской области 100

385 Производственное объединение "Кристалл", г.Смоленск 100

400_1 "Роснефтегаз", г. Москва 100

400_3 Росгеология, г.Москва 100

404 Российские железные дороги, г.Москва 100

449_1 Системный оператор Единой энергетической системы, г.Москва 100

452 Современный коммерческий флот, г.Санкт-Петербург 75+1 акция

481 Техприбор, г.Санкт-Петербург 25,5

490 Трансинжстрой, г.Москва 38

513_1 Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро, г.Красноярск 60,5

513_2 Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г.Москва 0,00000000055

518_1 Российские сети, г.Москва 85,31

528_2 Центр технологии судостроения и судоремонта, г.Санкт-Петербург 100

531 Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "Элара" 49

551 ИНТЕР РАО ЕЭС, г.Москва 0,00000000000087

552 Роскартография, г.Москва 51

553 Гознак, г.Санкт-Петербург 100

Самое сложное в работе главы муниципального образования – это определить приоритеты в развитии города, его стратегически важные направления, а проще сказать, выбрать основные объекты финансирования, помня о том, что на все желаемое средств не хватит. Как решить, что сейчас нужнее горожанам: хорошие дороги, достаточное количество недорого жилья, новые школы и детские сады, а может современные центры развлечений, как в соседней Самаре. На очередные выборы на пост главы Бузулука сегодняшний руководитель города Валерий Рогожкин шел с конкретным перечнем проектов. И первой в списке неотложных дел стояла задача обеспечения бузулучан чистой водой.

Причин для того, чтобы считать решение этой проблемы первостепенной, масса. Многолетние наблюдения качества и безопасности питьевой воды (1992- 2002 гг.) в разводящей сети указывали на постоянное превышение допустимых санитарно-гигиенических нормативов по содержанию железа в 7-15 раз, что обусловливало повышенный уровень общей жесткости в 7-8 раз, мутности - 2,2 раза и цветности -1,5 раза. Это связано с высоким природным содержанием железа в подземных водах, используемых в качестве источников водоснабжения, и вторичным загрязнением их в сетях. Низкое качество питьевой воды, в свою очередь, отрицательно влияет на техническое состояние городских водопроводных сетей, сооружений и оборудования котельных, так как в результате образования различных отложений на поверхности трубопроводов, запорной арматуры, приборов и оборудования резко уменьшается нормативный срок их службы и увеличиваются затраты на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты. Повышенное содержание железа, мутности и взвешенных веществ в питьевой воде сказывается не только на здоровье населения, но и затрагивает экономические вопросы как в масштабе города в целом, так и в отдельно взятой семье. Экономические потери несут не только городские службы, но и каждый житель города Бузулука затрачивает определённые средства из семейного бюджета на покупку дорогостоящих чистящих средств для санитарно-технических приборов, различных фильтрующих элементов, оборудования для стиральных машин, на ремонт и замену смесителей и кранов.

В августе 2003 г. по приглашению городской администрации немецкая фирма «Гидро-Абвассертехник» провела обследование водозаборов и качества воды г. Бузулука и предложила свой вариант водоподготовки и очистки воды стоимостью 8,1 млн евро или около 300 миллионов рублей. Но этот проект город реализовать при сложившейся экономической ситуации в стране и регионе не смог, поэтому было принято решение обратиться к отечественным проектировщикам. В 2003 г. был заключен договор с Федеральным государственным научно -исследовательским институтом «НИИ ВОД-ГЕО», г. Москва, имеющим аккредитацию Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на проектирование станции очистки подземных вод в г.Бузулуке производительностью 50 тыс. м.куб/год.

Естественно, что пойти на такие затраты администрация без поддержки горожан не могла, и поэтому общественная организация города «За чистую воду» провела соцопрос среди бузулучан, которые полностью одобрили начало строительства.

Затем нам удалось сделать очень важный шаг на пути к реализации проекта – войти в федеральную программу «Жилище» в рамках подпроекта «Модернизация объектов ЖКХ». Для города это означало поддержку строительства на федеральном и областном уровнях в плане долевого софинансирования.

И вот сегодня, в 2009 году, мы находимся на финишной прямой. Станция практически готова к запуску. Буквально на днях в городе работала комплексная комиссия по проверке городских объектов строительства. По словам Бахтиера Холматова, начальника отдела внутреннего аудита Департамента финансов и бухгалтерского учета Министерства регионального развития РФ, станция водоочистки Бузулука один из самых лучших объектов по России. Как положительный момент Бахтиер Абдумаликович подчеркнул, «что в удаленной от центра,приграничной территории Оренбургской области в строительстве такого крупного объекта, как станция водоочистки, максимально использованы материалы, произведенные в России, это тоже немаловажно».

За годы реконструкции инвестировано в этот проект немало, но дело того стоит, ведь оно касается здоровья бузулучан, их материального благополучия.

Бузулук небольшой, уютный город с устоявшимися традициями и жителями, поколениями, живущими на своей малой родине. Может быть мы немного, по-хорошему консервативны и сентиментальны, но каждый бузулучанин на вопрос о перспективе развития мест отдыха в городе, прежде чем вспомнить о модных аквапарках и ледовых аренах, помечтает о возрождении старейшего и любимого парка им А.С.Пушкина. Именно поэтому объектом номер два на сегодняшний день по важности стала реставрация этой рекреационной зоны. Проект для горожан очень важен, это подтверждает тот факт, что парк негласно считается «народной стройкой». Многочисленные соцопросы городских СМИ говорят о том, что бузулучане готовы личным трудом поучаствовать в возрождении парка. Пока мы только дважды привлекали городские трудовые коллективы на «парковые работы». Специалисты администрации города первыми вышли на объект, но мы уверены, что когда понадобится помощь большего количества бузулучан, она будет.

В прошлом году мы сделали первый большой и очень решительный шаг – выкорчевали вековые деревья, полностью расчистили территорию парка. В 2009-м, несмотря на кризис, пусть немногие средства, но вложили. Создали проект, разбили парк на зоны, причем на бумаге он имеет вполне конкретные очертания, вплоть до количества и видов зеленых насаждений. В осень часть из них обязательно посадим, а пока на территории будущего места отдыха бузулучан работает тяжелая техника. Бульдозеры ровняют территорию, делят её на сегменты и нарезают дорожки, где вскоре будут бегать городские малыши и степенно прогуливаться бузулукские старожилы.

Можно перечислить еще много объектов и дел, которые хотелось бы и надо сделать для города. Последние финансово успешные годы, особенно 2008-й, дали нам надежду на реализацию наших планов. Мы начали проектировать реконструкцию центральной городской площади, всерьёз задумались о новом путепроводе – втором городском виадуке, запланировали строительство спортивных объектов. Сейчас проектируется новый современный стадион в районе ВСК «Нефтяник», нам его передало ОАО «Оренбургнефть». Конечно, это очень затратно, но мы сразу закладываем хорошее, добротное, профессиональное покрытие и футбольного поля, и беговых дорожек. И легкая атлетика, и футбол в Бузулуке в почете, у нас есть замечательные тренеры, появилась даже женская футбольная команда, так что стадион просто необходим.

А буквально на днях открылся новый спортивный центр боевых искусств «БУСИДО», строить его помогали и нефтяники, и предприниматели Бузулука. Этот объект тоже можно назвать общегородским. Теперь у вида спорта, культивирующегося в городе с 1985 года, у трехсот ребятишек, занимающихся карате, появился свой дом.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня не позволили воплотить все задуманное, но все-таки кое-что из этих грандиозных планов мы реализовали или работаем над этим.

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование - способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование. В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы.

В соответствии с этим планирование подразделяют на:

  • долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и предусматривающее формирование перспективных целей предприятия, направленных на наилучшее использование его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;
  • среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет.
Среднесрочные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов.

Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т.д.;

  • краткосрочное, или текущее;
  • рассчитаные на срок до одного года.
В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа и принятие управленческих решений «из будущего в настоящее ». Это и вызывает основные трудности: как планировать «от базы», знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие. Огромный вклад в становление и развитие стратегического планирования внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикланд. Именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования. В области методологии стратегического планирования особое место занимают прикладные разработки таких фирм - лидеров консалтингового бизнеса, как Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little.

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количественными методами стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.

Методология стратегического планирования, совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы .

  • 1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
  • 2. Какие подходы к решению проблем стратегического планирования использовать?
  • 3. С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптимизацию стратегических планов?
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования.

В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

  • экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
  • метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
  • метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
  • балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
  • экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
  • метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
Методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

  • принцип единства централизма и самостоятельности. Он связан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы;
  • принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
  • принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка выполнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планирования; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших;
  • для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ресурсов.

3 Объекты стратегического управления

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:

1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).

2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес - единиц:

Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

Деятельность бизнес - единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса - достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3. Функциональная сфера деятельности, или подразделение, - структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.).

Концепция стратегического управления Венсила/Лагранжа. Авторы этой концепции на основе дифференциации уровней стра­тегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

Структуризация целей и определение расхождения между наме­ченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);

Определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;

Распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

Наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Модель процесса стратегического управления:

1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.

2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями.

3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия.

4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей.

5,6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.

7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.

8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. 9,10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии.

11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.

4. Отличительные признаки стратегического и оперативного управления

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия- это генеральная программа действии, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».

«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».

Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.

Выделяют четыре фактора-условия определяющие актуальность стратегического управления:

1. Во второй половине ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению, исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в.

2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

З. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.


Стала продолжением их развития. Менеджер по работе с персоналом не может обойтись без учета комплекса взаимосвязанных факторов. Факторы стратегического управления персоналом Характеристика факторов стратегического управления персоналом выглядит следующим образом. Неопределенность и риски. В экономически сложное время предприятию и сотрудникам приходится действовать в состоянии сомнений и...

Заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление. Контроль и оценка стратегии - завершающий этап, на котором рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев (см. таблицу 4). Остановимся более подробно на специфике стратегического управления персоналом. Составляющие стратегии управления персоналом Элементами стратегии управления персонала являются: цель...




3. Разработайте производственный план организации. 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны развития. Занятие № 4. Принятие управленческого решения как основная управленческая функция стратегического менеджмента Вопросы для обсуждения: 1. Системный подход как основа разработки стратегии. 2. В чем значение системного анализа. Какую роль играет при...

Управления предприятием. Участие “ключевых сотрудников” при разработке стратегии является необходимым условием для разработки реалистичных планов, успешного проведения любых изменений системы управления компании и в конечном счете для успешной реализации стратегии организации. Незнание сотрудниками стратегии организации может повлечь за собой ряд проблем (отсутствие ориентиров для выбора...

Уязвимость объекта – это степень возможного поражения объекта при воздействии на него различных средств противника. Она зависит от расположения объекта, его размеров, схемы функционирования, прочности, степени защиты, используемых средств поражения.

Очевидно, степень уязвимости объекта необходимо определять, прежде всего, исходя из вида оружия, применяемого противником для воздействия по объекту. Например, для ядерного оружия все объекты являются уязвимыми, независимо от того, где они расположены и как оборудованы. Исключение могут составлять лишь некоторые объекты государственного значения с высокими классами защиты. Удары авиации и огонь артиллерии также могут нанести существенный урон любому объекту на различных дальностях. В этом плане все объекты являются уязвимыми от таких видов оружия. Однако наиболее массовую опасность для военных объектов представляют угрозы от переносных, легких средств вооруженной борьбы (стрелковое оружие, гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы и др.). Именно такими средствами вооружаются различные нарушители, диверсионно-разведывательные группы, незаконные вооруженные формирования, представляющие основную опасность для подавляющего числа военных объектов.

Все объекты, против которых могут быть совершены акты диверсии, принято делить на категории по степени их важности. К первой категории относятся объекты стратегического значения, ко второй – оперативного, к третьей – тактического. Объекты классифицируются и по другим признакам. В общем виде классификацию объектов можно представить следующим образом:

1. По значению и уровню влияния на ход боевых действий:

Стратегические;

Оперативные;

Тактические.

2. По времени размещения на одном месте:

Стационарные;

Временные;

Подвижные.

3. По составу:

Единые (элементарные);

Групповые.

4. По размерам и форме:

Точечные;

Площадные;

Линейные.

5. По уязвимости:

Неуязвимые;

Слабоуязвимые;

Уязвимые.

Рассмотрим, прежде всего, объекты, классифицирующиеся по значению и уровню влияния на ход боевых действий. Как мы уже отметили, они подразделяются на стратегические (объекты I категории), оперативные (объекты II категории) и тактические (объекты III категории).

Стратегические объекты (объекты I категории важности) - это важные с государственной точки зрения объекты, играющие значительную роль в обеспечении обороноспособности страны. К ним относятся:

· объекты энергетики (атомные, тепловые, гидроэлектростанции);

· объекты водного хозяйства (плотины крупных водохранилищ, шлюзы, каналы);

· ядерные объекты общегосударственного значения (атомные электростанции, хранилища ядерного топлива и т.п.);


· ядерные объекты Министерства обороны (РВСН, 12 ГУМО, ВВС, ВМФ);

· объекты нефтехимической промышленности;

· объекты оборонного значения (оборонные заводы, арсеналы, базы, верфи, нефтехранилища);

· объекты связи и информационные центры;

· органы управления государства;

· пункты управления ГШ ВС, видов ВС и родов войск;

· важные мосты и туннели на автомагистралях и железных дорогах.

На стратегических объектах общегосударственного значения в мирное время, как правило, организуется охрана силами Внутренних войск МВД. В военное время и во время вооруженных конфликтов организуется их комплексная охрана и оборона (по планам территориальной обороны). Применяются технические средства охраны (ТСО), невзрывные, электризуемые заграждения, а в угрожаемый период и во время войны – минно-взрывные заграждения (МВЗ).

Стратегические объекты военного назначения, в том числе объекты РВСН, охраняются и обороняются силами войск (и в мирное, и в военное время). Для этого в штатах соединений и частей предусмотрены соответствующие силы и средства.

Наиболее многочисленными и охраняемыми исключительно силами войск являются оперативные и тактические объекты. Для их охраны привлекаются штатные подразделения и части охраны, комендантские подразделения, а также специально назначенные общевойсковые подразделения и части.

Оперативные объекты (объекты II категории важности) - это объекты, воздействие на которые (разрушение, уничтожение) ведет к снижению боевых возможностей войск и изменению хода операции . К ним относятся:

· пункты управления оперативного звена (фронта, армии, армейского корпуса);

· аэродромы;

· мосты и туннели оперативного значения;

· базы, склады боеприпасов и ГСМ;

· гидросооружения и другие объекты на коммуникациях;

· промышленные объекты, используемые в военных целях.

Тактические объекты (объекты III категории важности) - это объекты, воздействие на которые ведет к снижению боевых возможностей соединений и частей и изменению хода боя . К ним относятся:

· пункты управления тактического звена (дивизии, бригады, полка);

· важные участки горных и лесных дорог;

· мосты, путепроводы и другие сооружения на дорогах;

· пункты водоснабжения;

· склады боеприпасов и ГСМ соединений и частей;

· пункты постоянной дислокации частей и др.

Ракетные войска стратегического назначения – это особый род войск. Они располагают военными объектами всех трех категорий важности: стратегическими, оперативными и тактическими. В различных условиях обстановки степень важности объекта может повышаться или понижаться. Независимо от этого, все военные объекты РВСН должны постоянно находиться под надежной охраной и обороной, что в немалой степени будет зависеть и от вас, будущих офицеров РВСН – командиров подразделений охраны.

Как мы уже отмечали, военные объекты классифицируются также по времени размещения, по составу, по размеру и форме.

По времени размещения на одном месте объекты подразделяются на:

· стационарные (неподвижные) – объекты, которые не могут перемещаться (мосты, плотины, шахтные пусковые установки, пункты постоянной дислокации и др.);

· временные – объекты, которые перемещаются хотя бы один раз в 1 - 2 суток (пункты управления, базы, склады и т.п.);

· подвижные – объекты, которые перемещаются 2 и более раз в сутки (например – подвижные грунтовые ракетные комплексы).

По составу объекты делятся на:

· единые (элементарные) – это одиночные объекты (например, стоянка вертолетов), или совокупность одинаковых по уязвимости элементов (склад боеприпасов, нефтехранилище);

· групповые – это совокупность разных по уязвимости единых объектов (ПУ дивизии, район расположения части и др.).

По размерам и форме занимаемого района объекты делятся на:

· точечные – объекты, которые занимают площадь 0,5х0,5км (опорные пункты взводов, пункты водоснабжения, полевые склады боеприпасов и др.);

· площадные – объекты, которые включают несколько отдельных элементов и занимают площадь с размерами более 0,5х0,5км (ПУ дивизии, армии, опорные пункты рот, батальонные районы обороны, позиционные районы и др.);

· линейные – объекты, длина которых многократно превышает их поперечный размер (участки дорог, мосты, плотины и др.).

Одной из важнейших классификаций военных объектов является их подразделение по принципу уязвимости от воздействия противника. По уязвимости объекты можно разделить на 3 группы:

Неуязвимые – объекты, которым не может быть нанесен сколько-нибудь ощутимый ущерб стрелковым оружием, гранатометами, ПЗРК (крупные дорожные сооружения, промышленные предприятия, гидротехнические сооружения, заглубленные пункты управления и др.).Для нанесения ущерба таким объектам необходим их захват и применение мощных зарядов разрушения. Позиции охраны и обороны таких объектов могут располагаться на минимально допустимых расстояниях – 250 - 300 м и более.

Слабоуязвимые – объекты, которым может быть нанесен незначительный ущерб, восполнимый своими силами (пункты управления, размещенные в зданиях и сооружениях, склады материальных средств, административные здания и др.). Позиции охраны и обороны таких объектов должны располагаться на расстояниях не менее эффективной дальности средств поражения, применяемых в ночное время, т.е. на 350 - 400м и более.

Уязвимые – объекты, которым переносным оружием может быть нанесен невосполнимый ущерб (склады боеприпасов и ГСМ, командно-штабные машины, авиация на аэродромах, подвижные грунтовые ракетные комплексы, нефтехранилища и др.). Позиции охраны и обороны должны располагаться на максимально возможных расстояниях, не ближе действительного огня средств поражения нападающих.

Приведенные выше теоретические положения необходимы современному командиру для глубокого понимания важности задач по охране и обороне порученных объектов, определения их роли и значимости в общем комплексе боевых задач, решаемых войсками в мирное и военное время. В ходе военного обучения мы постоянно будем к ним обращаться, дополнять и углублять знания в этой области.




Top