Что такое физические явления природы. Явления природы (биологические, физические, химические)

Цели урока:

  • Дать понятие о предмете физики.
  • Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
  • Сформулировать цели изучения явлений природы.
  • Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
  • Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
  • Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.

Ход урока

Организационный момент

Объяснение нового материала

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.

Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:

Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо-огонек...”

И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.

Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.

"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.

Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.

Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления , понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?

Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.

Учитель . Какой можно сделать вывод?

Класс. Тела могут различаться веществом.

Учитель. Что такое вещество?

Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.

Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи.

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Материя – вещество, поле.

Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.

В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется . различные изменения, происходящие с физическими телами.

Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)

Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,

– Можно применять математические знания

– Обязательно нужно делать обобщения

Закрепление материала

Задача 1 . Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.

Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)

Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)

Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты) .

Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.

Как результат изучения природы человеком возникла наука

Которая объединила все существующие на то время знания. Эту науку называли по-разному, например, натурфилософией. Затем вследствие расширения и углубления научных знаний выделились отдельные науки, которые изучают определенные группы явлений.

Физика изучает общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения.

В переводе с греческого слово «физика» как раз и означает «природа». Это название использовал Аристотель в IV в. до н. е.

Как вы думаете, физика в настоящее время - единственная наука о природе?

Если нет, то попробуйте назвать другие науки.

Дети почти наверняка назовут ботанику, зоологию, геологию, географию, астрономию, химию и что-то более мудреное (микробиологию, генетику, акустику или энтомологии). Не исключены попытки включить в этот перечень историю или этнографию - это даст повод обсудить особенности именно естественных наук. По каждой из названных наук уточняется объект изучения, а если возможно, то и буквальный перевод названия науки.

Видите, какой длинный перечень наук мы получили, а это лишь малая их часть! Все эти науки (их называют естественными) изучают природные явления. Они тесно связаны с физикой и опираются на ее достижение.

2. Явлениями природы называют все, что закономерно происходит в природе.

Явления природы - все, что происходит в природе.

Объяснить явление - значит указать его причины: смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси; чтобы объяснить смену времен года, пришлось как следует разобраться и в движении Земли по орбите вокруг Солнца; возникновения ветра связано с различным нагревом воздуха в различных местах...

Явления природы, изучением которых занимается физика, называются физическими явлениями. Все эти явления можно условно разделить на группы:

1) механические (падение камня, качения шарики, движение Земли вокруг Солнца);

2) тепловые (кипение воды, таяние льда, образование облаков)

3) электрические (молния, нагрев проводника током);

4) магнитные (притяжение железных предметов к магниту, взаимодействие магнитов);

5) световые (свечения лампы или пламени, получение изображений с помощью линзы или зеркала).

Физические явления:

1) механические;

2) тепловые;

3) электрические;

4) магнитные;

5) световые.

Разумеется, здесь нужны демонстрации (возможно использование видеофрагментов): например, скатывание шарика и тележки с наклонной плоскости, кипятильник Франклина, «парения» керамических магнитов, свечение лампочки из набора универсального трансформатора. Можно предложить учащимся наблюдать собственные изображения в выпуклых или вогнутых зеркалах, получить на экране с помощью собирающей линзы обращенное изображение деревьев за окном и т.д.. Большую заинтересованность вызывают видеозаписи солнечных и лунных затмений. Физика давно объяснила все те явления, которые вы сейчас наблюдали. Со временем, изучая физику, вы поймете, почему тележка обгоняет шарик, почему «парят» в воздухе магниты, какой принцип действия электрических приборов и многое, многое другое. Однако есть еще немало явлений, загадочных для физиков. Никто еще не объяснил природу шаровой молнии, мы не до конца понимаем «поведение» элементарных частиц... А что может быть интереснее, чем еще никем не разгаданы загадки? Каждая наука имеет свой язык. Нам необходимо познакомиться с «азбукой» физического языка, т.е. с основными понятиями и терминами. Мы уже знаем, что такое физическое явление. Назовем еще несколько сроков.

Физическим телом называют любой предмет.

Вещество - это то, из чего состоят физические тела. Материей называют все, что существует во Вселенной. Оглянитесь вокруг и назовите физические тела, которые нас окружают. А теперь назовите вещества, из которых состоят эти тела.

Дети приводят много примеров; можно обратить их внимание на то, что воздух - тоже «полноправное» вещество.

Какие еще физические тела и вещества вы можете назвать?

Сможете ли вы назвать какой-то вид материи, которые не являются веществом?

С определенной помощью дети называют свет (ни физическое тело не может состоять из света!), А иногда и радиоволны. Свет и радиоволны являются примерами поля.

Учитель биологии МБОУ «СОШ №171» г. Казани Советского района Галявиевой Фариды Ринадовна.

Урок по природоведению 5 класс по теме «Явления природы. Физические явления».

Тема: Явления природы. Физические явления.

Задача: Закрепить знания о строение веществ, их свойств разнообразий веществ;
Формирование знаний о физических явлениях природы, их многообразии.
Развития умения наблюдать и ставить простейшие опыты.

Оборудование : проектор, рисунки, таблицы, ход урока фотографии

Организационный этап.
Проверить готовность учащихся к уроку
Актуализация знаний .

Что такое природа?

Назовите природные явления?

Рассматриваем презентацию на тему «Природные явления» (дождь, снегопад, ветер, солнечные освещения)

Физические явления: это изменение состояния, формы вещества, а состав остается без изменения.
Опыт : кусочки льда при нагревании начинают таить, образуется жидкая вода. Если продолжить кипятить над кастрюлям поднимается пар.
Что происходить?

Ответ : В процессе нагревания твердое вещество (лед) стало жидким, потом газообразным.
Вещество осталось, изменилось лишь его состояние.

Продолжаем опыт : Над кастрюлей с кипящей водой ставим холодное стекло, на поверхности замечаем капельки воды.
Что произошло?
Ответ : Вода из газообразного состояния при охлаждении снова перешла в жидкое состояние.
Изменение состояния веществ относится к физическим явлениям.
Вода (вещества изменила форму к состояние, а остался так же.)

Еще в глубокой древности люди начали собирать информацию об окружающем мире кроме обычного любопытства, это было вызвано практическими нуждами.
Ведь, например, если знаешь, как поднять и переместить тяжелые камни, ты сможешь возвести прочные стены и простроить дом жить в которым удобные чем в пещере или земляные. А если научишься выплавлять металлы из руд и изготавливать плуги и пасы, и топоры оружие, сможешь лучше в спахать поле и получить боле высокий урожай, а в случае опасности сумело защитить свою землю.
С течением времени объем знаний об окружающем мире не измеримо увеличился.

Анализ таблицы

Физические явления

Примеры

Механические

Полет ракеты, падение камня, вращения Земли вокруг Солнца

Оптические

Вспышка молнии, свечение электрической лампочки, свет от пламени костра.

Тепловые

Таяние снега, нагревание пище, сгорание топлива в цилиндре двигателя

Звуковые

Звук колокола, птичье пени, грохот грома.

Электромагнитные

Разряд молнии, электризация волос, электрическая дуга

Примеры некоторых физических явления природы в таблице. Взгляните, Например, на первую строку таблицы.

Вопрос . Что может быть общего между плетом ракеты, падением капля и вращением планеты?
Ответы : Вся примеры описывается одними и теми же законами законом механического движения.
Изучив физические явления по отдельности, ученые устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явлении) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловое явлении). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природные явление – грозу, но и найти путь практического применения электромагнитных и тепловых явления. Наверняка каждый из вас, проходя мимо строительного площадки, видел рабочих в защитных масках и ослепительные спешки электросварки. Электросварка (способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда) - это и есть пример практического использования научных исследований.

Подводим итоги

Окружающий нас мир состоит из материи. Существует два вида материи: вещество, из которого состоят все физического тела, и поля.
В мире который нас окружает, постоянно происходят изменения. Эти изменения называются явлениями. Тепловые, световые, механические, звуковые, электромагнитные явления – все это примеры физических явлений.

Закрепления:
1. Можно ли считать физическими явлениями события, которые происходят во сне или в воображении?
2. Из каких веществ состоят следующие тела: учебник, карандаш, мяч, стакан, автомобиль?

Домашнее задание: прг. 13 читать вопросы и задания.

Человек живет в мире природы. Ты сам и все, что тебя окружает, - воздух, деревья, река, солнце - это различные объекты природы . С объектами природы постоянно происходят изменения, которые называются природными явлениями .
С древних времен люди пытались понять: как и почему происходят различные явления? Как летают птицы и почему они не падают? Как может дерево плыть по воде и почему оно не тонет? Некоторые природные явления - гром и молния, солнечное и лунное затмения - пугали людей, пока ученые не выяснили, как и почему они возникают.
Наблюдая и изучая явления, происходящие в природе, люди нашли им применение в своей жизни. Наблюдая за полетом птиц (рис. 1), люди сконструировали самолет (рис. 2).

Рис. 1 Рис. 2

Наблюдая за плавающим деревом, человек научился строить корабли, покорил моря и океаны. Изучив способ передвижения медузы (рис. 3), ученые придумали ракетный двигатель (рис. 4). Наблюдая за молнией, ученые открыли электричество, без которого сегодня люди не могут жить и работать. Всевозможные бытовые электрические устройства (осветительные лампы, телевизоры, пылесосы) окружают нас повсюду. Различные электрические инструменты (электродрель, электропила, швейная машинка) используются в школьных мастерских и на производстве.

Ученые разделили все физические явления на группы (рис. 6):




Рис. 6

Механические явления - это явления, происходящие с физическими телами при их движении относительно друг друга (обращение Земли вокруг Солнца, движение автомобилей, качание маятника).
Электрические явления - это явления, возникающие при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, молния).
Магнитные явления - это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).
Оптические явления - это явления, возникающие при распространении, преломлении и отражении света (отражение света от зеркала, миражи, появление тени).
Тепловые явления - это явления, связанные с нагреванием и охлаждением физических тел (кипение чайника, образование тумана, превращение воды в лед).
Атомные явления - это явления, возникающие при изменении внутреннего строения вещества физических тел (свечение Солнца и звезд, атомный взрыв).
Наблюдай и объясняй. 1. Приведи пример природного явления. 2. К какой группе физических явлений оно относится? Почему? 3. Назови физические тела, которые участвовали в физических явлениях.

Об окружающем мире. Кроме обычного любопытства, это было вызвано практическими нуждами. Ведь, например, если знаешь, как поднять
и переместить тяжелые камни, то сможешь возвести прочные стены и построить дом, жить в котором удобнее, чем в пещере или зем­лянке. А если научишься выплавлять металлы из руд и изготавли­вать плуги, косы, топоры, оружие и т. п., сможешь лучше вспахать поле и получить более высокий урожай, а в случае опасности суме ешь защитить свою землю.

В древности существовала только одна наука - она объединя­ла все знания о природе, которые накопило к тому времени человечество. В наши дни эта наука называется естествознанием.

Узнаём о физической науке

Еще одним примером электромагнитного поля является свет. С некоторы­ми свойствами света вы познакомитесь при изучении раздела 3.

3. Вспоминаем о физических явлениях

Материя вокруг нас постоянно изменяется. Некоторые тела перемеща­ются относительно друг друга, часть из них сталкиваются и, возможно, разру­шаются, из одних тел образуются другие... Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать - недаром еще в глубокой древности философ Герак­лит заметил: «Все течет, все меняется». Изменения в окружающем нас мире, то есть в природе, ученые называют специальным термином - явления.


Рис. 1.5 . Примеры природных явлений


Рис. 1.6. Сложное природное явление - грозу можно представить как совокупность целого ряда физических явлений

Восход и закат Солнца, сход снежной лавины, извержение вулкана, бег лошади, прыжок пантеры - все это примеры природных явлений (рис. 1.5).

Чтобы лучше понять сложные природные явления , ученые разделяют их на совокупность физических явлений - явлений, которые можно опи­сать с помощью физических законов.

На рис. 1.6 показана совокупность физических явлений, образующих сложное природное явление - грозу. Так, молния - огромный электричес­кий разряд - представляет собой электромагнитное явление. Если молния попадет в дерево, то оно вспыхнет и начнет выделять тепло - физики в таком случае говорят о тепловом явлении. Грохот грома и потрескивание пылающего дерева - звуковые явления.

Примеры некоторых физических явлений приведены в таблице. Взгля­ните, например, на первую строку таблицы. Что может быть общего между полетом ракеты, падением камня и вращением целой планеты? Ответ прост. Все приведенные в этой строке примеры явлений описываются одними и теми же законами - законами механического движения. С помощью этих законов можно вычислить координаты любого движущегося тела (будь то камень, ракета или планета) в любой интересующий нас момент времени.


Рис. 1.7 Примеры электромагнитных явлений

Каждый из вас, снимая свитер или расчесывая волосы пластмассовым гребнем, наверняка обращал внимание на появляющиеся при этом крохот­ные искры. И эти искры, и могучий разряд молнии относятся к одним и тем же электромагнитным явлениям и, соответственно, подчиняются одним и тем же законам. Поэтому для изучения электромагнитных явлений не стоит дожидаться грозы. Достаточно изучить, как ведут себя безопасные искорки, чтобы понять, чего следует ждать от молнии и как избежать возмож­ной опасности. Впервые такие исследования провел американский ученый Б. Франклин (1706-1790), который изобрел эффективное средство защиты от грозового разряда - молниеотвод.

Изучив физические явления по отдельности, ученые устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно со­провождается значительным повышением температуры в канале молнии (теп­ловое явление). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление - грозу, но и найти путь практиче­ского применения электромагнитных и тепловых явлений. Наверняка каж­дый из вас, проходя мимо строительной площадки, видел рабочих в защит­ных масках и ослепительные вспышки электросварки. Электросварка (способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда) - это и есть пример практического использования научных исследований.


4. Определяем, что же изучает физика

Теперь, когда вы узнали, что собой представляют материя и физичес­кие явления, пришла пора определить, что же является предметом изуче­ния физики. Эта наука изучает: структуру и свойства материи; физические явления и их взаимосвязь.

  • подводим итоги

Окружающий нас мир состоит из материи. Существует два вида мате­рии: вещество, из которого состоят все физические тела, и поле.

В мире, который нас окружает, постоянно происходят изменения. Эти изменения называются явлениями. Тепловые, световые, механические, зву­ковые, электромагнитные явления - все это примеры физических явлений.

Предмет изучения физики - структура и свойства материи, физические яв­ления и их взаимосвязь.

  • Контрольные вопросы

Что изучает физика? Приведите примеры физических явле­ний. Можно ли считать физическими явлениями события, кото­рые происходят во сне или в воображении? 4. Из каких веществ со­стоят следующие тела: учебник, карандаш, футбольный мяч, стакан, автомобиль? Какие физические тела могут состоять из стекла, металла, дерева, пластмассы?

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения


Top