Дальнейшее развитие мфц. Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе мфц. Возможность оплатить госпошлину не отходя от окна

Создание сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» стало одним из самых успешных проектов в решении задачи построения сервисного государства на территории Российской Федерации. В МФЦ в полной мере реализуется принцип "одного окна", в соответствии с которым заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Первые многофункциональные центры на территории Российской Федерации были открыты в 2007 году. 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. В 2008 году на территории страны действовало уже 18 центров госуслуг.

Впоследствии была разработана нормативная база, устанавливающая требования к МФЦ, правила их взаимодействия с органами власти, перечень услуг, предоставляемых в МФЦ. Поворотным моментом в развитии сети МФЦ стало издание указа Президента Российской Федерации № 601, который определил основные векторы развития сети многофункциональных центров на ближайшие пять лет.

В настоящее время сеть центров "Мои документы" насчитывает более 13 тысяч точек предоставления услуг по всей стране (2777 МФЦ и 10317 ТОСП по состоянию на 1 января 2018 года). "Одним окном" охвачено более 96% населения страны. В МФЦ было переведено большинство востребованных и социально значимых услуг, таких как выдача паспорта гражданина Российской Федерации, регистрационный учет по месту проживания, регистрация недвижимого имущества, выдача сертификата на материнский капитал и многое другое. Всего в центрах "Мои документы" оказывается около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень постоянно расширяется. Например, в 2018 году у МФЦ появилась возможность оказывать услуги ЗАГС.

Центры "Мои Документы" являются полноценной и очень важной частью системы государственного управления России и повседневной жизни граждан, которые теперь могут получить нужные государственные услуги без многочасовых очередей и необходимости посещать разные ведомства. МФЦ не только позволили упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечили комфорт посетителей, снизили временные и финансовые затраты граждан: нормой стала электронная очередь, наличие колл-центра, уютного сектора ожидания, детского уголка и многое другое. Востребованность МФЦ подтверждается статистикой: в 2017 году заявители обратились в центры "Мои Документы" более 93 миллионов раз.

Документы:

PDF Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 "Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 № 797 "О взаимодействии между МФЦ и ФОИВ, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

20 июня на панельной сессии «Перспективы развития МФЦ. Взгляд регионов” V Всероссийского Форума центров государственных и муниципальных услуг особое внимание было уделено предложениям и замечаниям руководителей, специалистов региональных Центров МФЦ, которые действительно трудятся «на передовой”, часто общаются на местах непосредственно с заявителями, сталкиваются со всеми недочетами и пробелами в законодательстве в процессе работы и таким образом обладают богатым практическим опытом и имеют возможность вносить ценные и конструктивные идеи по совершенствованию и развитию системы.

В качестве основного докладчика на тему «МФЦ – центр компетенций по работе граждан с цифровыми сервисами. Центр передовых технологий оказания услуг» выступил директор ГКУ Московской области «Московский областной МФЦ» Михаил Анисимов. В своем выступлении эксперт затронул вопрос о роли МФЦ в государственной задаче цифровой трансформации. По его мнению, главная задача – это обеспечение безболезненного перехода в новый формат взаимодействия с государством – цифровой, то есть полное сопровождение и консультирование заявителя на этапе подачи документов в электронном виде.

Директор ГАУ Республики Дагестан «МФЦ в Республике Дагестан» Магомедэмин Арсланалиев привел в пример успешный опыт Республики Дагестан по цифровизации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предложил основные направления, которые должны войти в Концепцию МФЦ 2.0.

Директор ГАУ «МФЦ Республики Саха (Якутия)» Таисия Батуева рассказала об опыте участия МФЦ в процессах трансформации и реинжиниринга механизмов оказания государственных и муниципальных услуг, где возглавляемый ею Центр зачастую становится инициатором изменений и одним из основных участников процесса цифровизации госуслуг в регионе.

По ее данным, силами МФЦ было проведено около 900 мероприятий, в том числе встречи с населением, выезды в крупные организации и учебные учреждения, организация акций и дней открытых дверей, где особой популярностью пользуются такие акции, как «Прописка за 1 день с порталом «Госуслуг»» и «Оформление загранпаспорта нового поколения». Руководитель МФЦ Якутии также проинформировала о том, что в 2016 году был организован специализированный сектор электронных услуг, где, помимо мест самостоятельной работы, организован компьютерный класс с 10 рабочими местами и прикрепленными специалистами-консультантами, где люди, испытывающие сложности в оформлении услуг на порталах получают профессиональную методическую поддержку при оформлении электронных услуг. Она констатировала, что с момента открытия, сектор электронных услуг пользуется высоким спросом среди граждан, ежедневно его посещают более 160 человек. Кроме этого, МФЦ Якутии ежемесячно проводит курсы по повышению компьютерной грамотности населения.

«Благодаря проводимым мероприятиям, нам удалось за 2 года увеличить количество оформленных через единый портал госуслуг в 6 раз, через региональный портал – в 50 раз (информация по состоянию на ноябрь 2018г.), а количество зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации граждан старше 14 лет выросло с 30% по итогам 2016 года до 78% по итогам 2018 года», — заявила Таисия Батуева. При этом, как утверждает эксперт, при существенном увеличении количества оформляемых в электронной форме услуг, увеличилось и качество их получения — количество услуг, оказанных с нарушением сроков предоставления снизилось с 21% в 2017 году до 1,9% в 2018 году, а доля положительных решений по оформленным заявлениям, увеличилась с 44,9% в 2016 году до 81,8% в 2018 году.

Важно отметить, что при подготовке к панельной сессии были проанализированы предложения более 50 субъектов РФ по развитию направления «МФЦ – центр компетенции по работе с цифровыми сервисами». В завершение дискуссии было принято решение внести предложения о наделении специалистов МФЦ правом в интересах заявителя на основании его решения без доверенности направлять в органы власти заявление на предоставление услуг и комплект необходимых документов, подписанные ЭП уполномоченного сотрудника МФЦ, через портал Госуслуг, о предоставлении помощи заявителям штатными «специалистами по цифровым сервисам». Кроме того, в Концепции развития МФЦ 2.0 было предложено предусмотреть функционирование МФЦ нового формата – Цифровых МФЦ, где будут полностью отсутствовать классические окна приёма заявителей, а всё взаимодействие с государством будет осуществляться только в цифровом формате. Также внесено предложение о создании Единой брендовой концепции Цифровых МФЦ, а также единого стандарта обслуживания в таких МФЦ по всей стране.

Яна Байгожаева, Пресс-центр V-го Всероссийского Форума центров государственных и муниципальных услуг

Правительство РФ опубликовало план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы (распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 747-р ). Так, предполагается, что будут расширены перечни как основных, так и сопутствующих услуг, которые оказывают МФЦ. Планируется также разработать и нормативно закрепить понятие схемы размещения МФЦ в регионах с тем расчетом, чтобы возможность их посетить имели не менее 90% жителей субъекта.

Во II квартале текущего года должны быть разработаны поправки, которые позволят посетителям МФЦ подать единое заявление на получение нескольких услуг. А узнать о ходе предоставления госуслуг россияне смогут посредством SMS-оповещения. Таким же способом будет организована обратная связь с клиентами МФЦ, что позволит получить оценку работы центров.

Можно ли подать через многофункциональный центр уведомление о начале деятельности юридического лица? Ответ – в "Энциклопедии решений. Корпоративное право"
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Ближе к концу года будет проведен пилотный проект по созданию специальных МФЦ для предпринимателей. Об этом в конце марта и Минэкономразвития России – первый такой центр должен быть открыт в Уфе. Предполагается, что предприниматели, в том числе начинающие, смогут проконсультироваться по вопросам ведения бизнеса, подать заявку на получение кредита, оформить заявление на предоставление льгот и т. д.

Возможно, что направить заявление о получении услуги можно будет через Единый портал госуслуг, а забрать документы – уже в МФЦ. Планируется также, что все МФЦ станут выдавать ключи простых электронных подписей.

Согласно плану быстрее получить государственные услуги смогут граждане, которым нужны выписки из ЕГРП или государственного кадастра недвижимости. МФЦ будут получать их от Росреестра в электронном виде, а потом – составлять на бумаге документ, подтверждающий содержание электронного документа. Это же относится и к документам, оформляемым при регистрации прав на недвижимость и кадастровом учете.

Не исключено, что изменится порядок предоставления отдельных услуг. Так, власти проработают вопрос об отказе от выдачи СНИЛС и сертификата на материнский капитал в форме бумажного документа. А сотрудники МФЦ могут получить полномочие заверять подлинность подписи заявителя при подаче документов на регистрацию или ликвидацию юридического лица.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы» . Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» .

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - это государственное учреждение, уполномоченное на организацию предоставления государственных услуг городских и федеральных органов власти, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» .

В основе реализации идеи МФЦ положен принцип «единого окна», при пользовании которым граждане, обращающиеся за оказанием услуг, значительно экономят свое время, освобождены от необходимости получения необходимых справок в нужных им учреждениях, а также от оплаты услуг посредников, помогающих получить необходимые справки. Гражданам, желающим воспользоваться услугами МФЦ, необходимо всего лишь подать заявление и получить необходимые результаты в установленные сроки - всю остальную работу, в том числе по межведомственным согласованиям, проводят специалисты-сотрудники МФЦ вкупе с соответствующими государственными и муниципальными органами власти.

К основным функциям МФЦ относятся следующие:

  • - работа с заявлениями граждан - физических лиц и организаций - юридических лиц - о предоставлении им государственных или муниципальных услуг;
  • - представление законных интересов как заявителей при взаимодействии МФЦ с организациями, имеющими непосредственное участие в предоставлении услуг - как государственных, так и муниципальных, а также взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, так и вышеназванных органов при взаимодействии с заявителями;
  • - предоставление заявителям необходимой информации о процедуре предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о том, в каком состоянии на данный момент находится поданный заявителем запрос о предоставлении госуслуг, а также по другим вопросам, которые связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ;
  • - сотрудничество с государственными органами и органами местного самоуправления, направленное на решение вопросов предоставления заявителям государственных и муниципальных услуг, а также работа с организациями, непосредственно участвующими в предоставлении заявителям госуслуг;
  • - выдача заявителям необходимого пакета документов по результатам обращения заявителя о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, если иное не предусматривается законодательством Российской Федерации;
  • - прием и обработка информации, полученной из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации запрашиваемых ими документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве одной из основных проблем, возникающих в рамках формирования эффективного электронного правительства Российской Федерации на региональном уровне, в том числе в Краснодарском крае, можно назвать стратегическое развитие многофункциональных центров (далее - МФЦ), предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде своим конечным потребителям - физическим лицам (гражданам) и юридическим лицам (организации).

Основные задачи Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В рамках стратегического развития МФЦ на региональном уровне можно выделить следующие основные задачи, подлежащие решению для обеспечения наиболее эффективной стратегии формирования и развития данных центров, предоставляющих электронные услуги:

  • 1) Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ с целью анализа текущей ситуации.
  • 2) Разработка методологии создания и развития МФЦ в Краснодарском крае.
  • 3) Разработка методологии создания и развития МФЦ в Краснодарском крае.
  • 4) Утверждение перечня услуг, организация предоставления которых целесообразно на базе МФЦ.
  • 5) Разработка типовых нормативных актов функционирования МФЦ.
  • 6) Определение оптимального количества создаваемых МФЦ в муниципальных образованиях Краснодарского края.
  • 7) Разработка материально-технического и программного обеспечения деятельности МФЦ.
  • 8) Разработка стандартов качества деятельности МФЦ при оказании государственных и муниципальных услуг.
  • 9) Организация системы обучения сотрудников МФЦ.
  • 10) Создание единой интегрированной информационной системы обеспечения деятельности МФЦ Краснодарского края.
  • 11) Разработка и совершенствование интернет-портала сети МФЦ Краснодарского края.
  • 12) Создание единого центра обработки данных на территории Краснодарского края.
  • 13) Внедрение системы контроля качества работы МФЦ.

Возможные пути решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Решение проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, возможно за счет следующих основных методов:

  • 1. Проведение региональной административной реформы в сфере электронных услуг, позволяющей:
    • - снизить административные барьеры при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ;
    • - усовершенствовать систему лицензирования и аккредитации МФЦ, действующих в Краснодарском крае;
    • - усовершенствовать систему уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности в Краснодарском крае для получателей электронных услуг - юридических лиц (коммерческих организаций);
    • - внедрить систему оценки регулирующего воздействия;
    • - развить систему досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу в электронном виде;
    • - усовершенствовать систему государственного и муниципального контроля и надзора за сферой оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ;
    • - оптимизировать предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) (реинжиниринг);
    • - перейти на межведомственное и межуровневое электронное взаимодействие в органах государственной власти Краснодарского края и в органах местного самоуправления;
    • - осуществить перевод государственных услуг (муниципальных) услуг в электронный вид;
    • - упорядочить участие подведомственных организаций в оказании государственных услуг в электронном виде органами власти;
    • - развить систему участия гражданского общества в деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления);
    • - внедрить систему менеджмента качества в деятельность Правительства Краснодарского края (в том числе внедрение контрактов эффективности для чиновников).
  • 2. Создание единой нормативно-правовой базы на федеральном уровне.
  • 3. Создание и утверждение общего перечня государственных и муниципальных услуг для перевода в электронный вид.
  • 4. Формирование единой, общей методологии, способствующей оптимизации и переводу в электронный вид регламентированных для данных целей административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных функций.
  • 5. Определение и разграничение специфики процесса реализации в электронном виде государственных полномочий, напрямую связанных с:
    • а) обращением заявителей (государственные и муниципальные услуги);
    • б) контролем и надзором;
    • в) функциями государственного управления, не связанными в свою очередь напрямую с взаимодействием с физическими лицами (гражданами-заявителями) и юридическими лицами (организациями-заявителями).
  • 6. Установление системы индикаторов успешности перевода, общих для любых государственных услуг и специфичных для конкретных государственных и муниципальных услуг, например, регионального уровня.
  • 7. Формирование эффективного организационного механизма оптимизации, экспертизы и аудита административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных функций.
  • 8. Формирование перечня процедур изменений, вносимых в нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение полномочий органов государственной власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
  • 9. Формирование системы мониторинга и независимой оценки результативности перевода административных процессов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в электронный вид.

Возможные методы решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

В качестве методов решения проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, можно предложить следующие:

  • 10. Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ.

Детальное рассмотрение путей и методов решения стратегических задач планирования и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Детальное рассмотрение некоторых методов решения проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде:

1. Определение целей и задач перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ в Краснодарском крае.

Рисунок 3.1 - Цели и задачи перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В качестве основных целей и задач перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ в Краснодарском крае можно выделить следующие:

  • - реализация Стратегии развития информационного общества до 2015 года;
  • - участие в едином антикоррупционном плане РФ;
  • - участие в антикризисном правительственном плане;
  • - участие в Программе развития страны до 2020 года;
  • - инновационное развитие сферы информационных услуг;
  • - снижение бюрократических барьеров, вплоть до их полного уничтожения;
  • - возможность сделать процедуры оказания госуслуг в электронном виде «прозрачными»;
  • - стремление к 100%-ному переходу на оказание госуслугв электронном виде.
  • 2. Разработка плана перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.2 - План перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Разработанный план перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края имеет пять основных ступеней, осуществляемых поэтапно:

  • - I (2010 год) - размещение информации о услугах на портале МФЦ г. Краснодар;
  • - II (2011 год) - с портала МФЦ г. Краснодар можно скачать форму заявки на получение госуслуги;
  • - III (2012 год) - через портал МФЦ г. Краснодар можно подать заявку на получение госуслуги;
  • - IV (2013 год) - на портале МФЦ г. Краснодар можно отслеживать ход выполнения работ по заявке;
  • - V (2014 год) - госуслуга предоставляется в электронном виде.
  • 3. Разработка методики перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.3 - Методика перехода на оказание услуг в электронном виде

Разработанная методики перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края опирается в первую очередь на существующее на территории РФ законодательство - федеральные законы и распоряжения правительства, существующие межведомственные системы и каналы связи, а также саму сущность организации данного процесса с ее региональной и иной спецификой, намеченный календарный план.

Методика перехода на оказание услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края выглядит следующим образом:

  • - планирование необходимых работ;
  • - внесение необходимых изменений в законы и подзаконные акты;
  • - модернизация информационных систем;
  • - осуществление процедуры электронного взаимодействия между органами власти;
  • - оказание электронных услуг.
  • 4. Разработка эффективных решений при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.4 - Эффективные решения при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг

Разработка эффективных решений при переходе на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края связана, в первую очередь, с планом перехода на 100% оказание госуслуг в электронном виде, что связано в первую очередь, с глобальной информатизацией всего российского общества и наделено определенными преимуществами: единые информационные базы позволяют сократить время на ожидание в очередях, сбор и предоставление необходимого пакета документов, получение необходимой информации, согласование бумажных документов в различных инстанциях.

5. Определение места МФЦ в Единой системе государственных порталов и электронных услуг.


Рисунок 3.5 - Место МФЦ в Единой системе государственных порталов и электронных услуг

  • - Единый центр обработки данных непосредственно имеет связи с любыми порталами, осуществляющими деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также иную деятельность по обработке, хранению, передаче и предоставлению информации, регламентированную федеральным законодательством Российской Федерации;
  • - региональные МФЦ имеют непосредственную связь с данным центром, филиалами МФЦ, центрами удаленного доступа, а также с так называемыми «тонкими клиентами» - центрами удаленного доступа - ЕРЦ, отделениями Сбербанка, почтовыми отделениями России;
  • 6. Разработка форм организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронном виде.

Рисунок 3.6 - Формы организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги

Разработка форм организации МФЦ, оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронном виде, осуществляется по нескольким направлениям:

  • - создание call-центров;
  • - создание МФЦ;
  • - разработка эффективного механизма досудебного обжалования решений различных инстанций, чья работа напрямую связана с оказанием государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Формы организации МФЦ также можно подразделить на условно-называемые места физического присутствия, куда заявитель обращается непосредственно, и удаленные рабочие места, например, мобильные МФЦ и различные специализации сотрудников - например, приходящие социальные работники.

Также в качестве форм организации МФЦ, существующих в данный момент, можно рассматривать использование мест массового пользования - там обычно устанавливаются инфоматы/мобильные киоски, и центры удаленного доступа - почтовые отделения связи, отделения Сбербанка, ЕРЦ.

В качестве одной из основных, личностно-ориентированных форм МФЦ можно рассматривать дополнительные сервисы МФЦ, такие как интернет-ресурс - портал МФЦ и мобильные приложения для пользователей МФЦ.

7. Разработка проекта модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края.


Рисунок 3.7 - Проект модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края

Разработка проекта модели взаимодействия системы МФЦ Краснодарского края сводится к следующему:

  • - Единый центр обработки данных непосредственно имеет связи с любыми порталами, осуществляющими деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также иную деятельность по обрапботке, хранению, передаче и предоставлению информации, регламентированную федеральным законодательством Российской Федерации;
  • - региональные МФЦ имеют непосредственную связь с данным центром, филиалами МФЦ, центрами удаленного доступа, а также с так называемыми «тонкими клиентами» - центрами удаленного доступа - ЕРЦ, отделениями Сбербанка, почтовысми отделениями России;
  • - МФЦ непосредственно связаны с региональными порталами государственных услуг и Единым порталом государственных услуг.
  • 8. Разработка системы управления качеством деятельности МФЦ.

Рисунок 3.8 - Система управления качеством деятельности МФЦ

Система управления качеством деятельности МФЦ на региональном уровне включает в себя:

  • - оценку соответствия МФЦ установленным стандартам;
  • - оценку соответствия предоставления государственных и муниципальных услуг установленным стандартам;
  • - оценку качества оказания услуг на базе МФЦ.

Инструменты, с помощью которых возможна оценка системы управления качеством деятельности МФЦ на региональном уровне:

  • - социологические опросы;
  • - автоматизированная информационная система «Мониторинг Краснодарского края»;
  • - o№-li№e система обратной связи;
  • - call-центры.
  • 9. Разработка основных целевых показателей качества и доступности государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде на базе МФЦ Краснодарского края.

Рисунок 3.9 - Основные целевые показатели качества и доступности государственных и муниципальных услуг

10. Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ


Рисунок 3.10 - Регионы - лидеры в темпах открытия МФЦ

Проведенный в декабре 2013 года Министерством экономического развития РФ мониторинг, направленный на Определение регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ, показал, что из 1004 открытых в России МФЦ 190 открыто в указанных субъектах РФ (по убыванию):

  • - Краснодарский край (44);
  • - Пензенская область (38);
  • - Ростовская область (31);
  • - Ульяновская область (24);
  • - Санкт-Петербург (19);
  • - Волгоградская область (15);
  • - Липецкая область (14).

Резюмируя выше сказанное можно сделать вывод:

  • 1. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) на сегодняшний день являются одной из наиболее совершенных и эффективных форм предоставления конечным пользователям - физическим и юридическим лицам - государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, действующих на базе российского законодательства по принципу единого окна.
  • 2. В качестве одной из основных проблем, возникающих в рамках формирования эффективного электронного правительства Российской Федерации на региональном уровне, в том числе в Краснодарском крае, можно назвать стратегическое развитие многофункциональных центров (далее - МФЦ), предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде своим конечным потребителям - физическим лицам (гражданам) и юридическим лицам (организации).
  • 3. Решение проблемы стратегического развития многофункциональных центров, предоставляющих как государственные, так и муниципальные услуги в электронном виде, возможно за счет следующих основных методов:
    • - проведение региональной административной реформы в сфере электронных услуг;
    • - создание единой нормативно-правовой базы на федеральном уровне;
    • - создание и утверждение общего перечня государственных и муниципальных услуг для перевода в электронный вид;
    • - формирование единой, общей методологии, способствующей оптимизации и переводу в электронный вид регламентированных для данных целей административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных функций;
    • - определение и разграничение специфики процесса реализации в электронном виде государственных полномочий;
    • - установление системы индикаторов успешности перевода, общих для любых государственных услуг и специфичных для конкретных государственных и муниципальных услуг, например, регионального уровня;
    • - формирование эффективного организационного механизма оптимизации, экспертизы и аудита административных процессов оказания государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных функций;
    • - формирование перечня процедур изменений, вносимых в нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение полномочий органов государственной власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги в электронном виде;
    • - формирование системы мониторинга и независимой оценки результативности перевода административных процессов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в электронный вид.



Top