Демократия виды и формы. Что такое. Какие виды демократии существуют? Чем они различаются

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

    Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

    Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.

    Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

    Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин – один голос.

    Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

    Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

    Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

    Гарантия основных прав человека 1 .

    Политический плюрализм (от лат. pluralie – множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

    Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

    Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы. Разрешение конфликтов мирным путем.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов демократического режима необходимо подробно рассмотреть его характерные черты:

1) Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть – это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

2) Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

3) При демократическом режиме на первый план наряду с плюра­лизмом выступает либерализм, который предусматривает расшире­ние прав и свобод граждан.

Либерализм предполагает обеспечение демократических свобод и прав личности, ограничение вмешательства государства и общест­ва в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и рели­гиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыноч­ного хозяйства, многопартийную систему, ограниченную регулирую­щую роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспе­чение международной безопасности и развитие интеграционных про­цессов.

4) функционирование политической системы при демократическом режиме государственного управления строится на основе разделения властей –законодательной, исполнительной и судебной. Эти орга­ны власти как бы взаимоуравновешивают друг друга, и ни один из них не может узурпировать власть в государстве.

Демократическая система государственного управления предус­матривает формирование основных органов государства путем сво­бодных выборов – парламента, главы государства, органов местно­го самоуправления, автономных образований, субъектов федерации.

Взятые в комплексе разделение властей, система сдержек и противовесов, федеративные, партийные, общественные и информа­ционные структуры в условиях гласности могут через механизмы го­сударственной власти способствовать проведению, в рамках консти­туционной законности мирного конструктивного диалога различных политических сил, созданию политической стабильности в обществе.

5) Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура.

6) Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

7) В любом, даже самом либеральном обществе имеются силовые органы – это армия, органы внутренних дел, полиция, разведка, контрразведка, органы госбезопасности. Наличие и полномочия это­го разветвленного и многообразного аппарата принуждения и на­силия закреплены в конституциях и специальных законах. На случаи необходимости подавления массовых выступлений во многих стра­нах имеются законы о чрезвычайном положении, комендантском ча­се, президентском правлении, которые приводят к временному огра­ничению прав и свобод граждан.

8) Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является бюрократические извращения (служебные злоупотребления, неэффективность и пр.), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова – повсеместное явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов – авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.

9) Демократический режим может успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые для всех нормы (правовые, конституционные) с учетом тех или иных традиций, присущих данной стране. От уровня и типа политической культуры во многом зависят характер власти, ее формы, отношение к рядо­вым гражданам, способы насилия и подавления, применяемые в чрезвычайных ситуациях. В структуре политической культуры выде­ляются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий эле­менты. Так, например, поведенческий элемент политической культуры в условиях демократического режима предполагает осознанное уча­стие граждан в политической жизни страны: при обсуждении про­ектов государственных документов и актов; при проведении рефе­рендумов и плебисцитов; в выборах законодательной, исполни­тельной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и ряде других кампаний общественно-поли­тической деятельности.

Каждая страна характеризуется специфическим «политическим климатом» , политическим порядком (режимом), который складывается в результате взаимодействия всех компонентов политической системы - политических отношений, политических норм, институтов, политической культуры. Самым прогрессивным является демократический режим.

Термин «демократия» в буквальном переводе с греческого означает «власть народа» . В современной политической науке под демократией понимается политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

Предпосылки демократии.

  • 1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
  • 2) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;
  • 3) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, т.к. только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Практика показала, что для осуществления подлинной (а не формальной) власти народа, его возможности влиять на политические решения и действия государства необходимо создать в обществе определенные условия. К ним относятся: истинно свободные и равные выборы в парламент; гарантированность на деле прав меньшинства и прав граждан, в том числе права на инакомыслие; свободная пресса; опыт (умения) граждан грамотно и эффективно участвовать в политической жизни.

Эти условия непосредственно связаны с функционированием правового государства, развитием политического плюрализма, формированием политической культуры личности и в совокупности образуют демократический политический режим. Поэтому демократию нередко называют способом организации политической системы .

Подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы. Во всех демократических странах именно свободная экономическая деятельность на основе разнообразных форм собственности способствует дифференциации разнообразных социальных интересов, возникновению негосударственных организаций, развитию политического плюрализма.

Следовательно, демократия - это способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества . К признакам демократии можно отнести:

  • 1) признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  • 2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни;
  • 3) наличие прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
  • 4) принцип большинства, который через институты демократии выражает свою волю;
  • 5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
  • 6) политический плюрализм, т. е. наличие автономных различных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;
  • 7) правовое государство;
  • 8) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры;
  • 9) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • 10) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;
  • 11) развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Всеобщие институты демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят:

  • 1) выборность высших органов государства, без которого невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;
  • 2) ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);
  • 3) сменяемость состава выборных государственных органов по истечении сроков их полномочий.

Выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, которая осуществляется через:

  • · референдум;
  • · выборы;
  • · всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, а также митинги, пикетирования, забастовки;
  • · народную правотворческую инициативу;
  • · участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
  • · индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум - это всенародный опрос по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права.

Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов, либо по инициативе президента.

Выборы - это избрание главы государства, должностных лиц, депутатов, членов организаций путем голосования. Выборы, как и референдум, представляют собой форму прямого народного волеизъявления.

Демократические режимы принято разделять на консервативные и охлократические.

Консервативные демократические режимы - такие режимы, которые опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, являющиеся основой данных режимов. Такие режимы являются наиболее стабильными. Для них характерны:

  • · забота о личности, ее правах и свободах, защите прав собственности, прав и свобод граждан государством основывается на постоянных и неизменных правовых нормах;
  • · стабильное функционирование властных структур, которое достигается как неизменными демократическими традициями, так и наличием мажоритарной избирательной системы, что дает устойчивое большинство в парламенте для правящей партии и, таким образом, гарантирует стабильное правительство.

Охлократические демократические режимы - это такие политические режимы, которые опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие властные решения принимаются толпой на митингах. Как правило, охлократические режимы весьма недолговечны и нестабильны.

Примером охлократического демократического режима был режим Веймарской республики в Германии, нестабильность экономического и политического состояния которого и привела к власти А.Гитлера, установившего национал-социалистическую диктатуру.

Либерально-демократический политический режим сохраняет все основные признаки режима собственно демократического, однако его характеризуют политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

  • · При либеральном режиме в экономической сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным;
  • · Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления;
  • · Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан;
  • · Провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике;
  • · Экономическую основу либерализма представляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным, нравственным сознанием, правовой культурой.

История учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа, имеет необходимые экономические и социальные предпосылки. В противном случае она вырождается в охлократию - власть толпы, направляемой демагогами, приводит к хаосу и анархии и, в конечном счете, к диктаторским режимам.

Выборность влечет за собой естественную сменяемость, пополнение при каждых выборах представительных органов представителями, не обладающими профессиональными достаточными знаниями и опытом в управлении государством.

Уязвимость для критики как ценностных, так и рационально-утилитарных обоснований демократии означает, что она не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления . «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархи, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления.

Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами строится, прежде всего, в зависимости от воли самих правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и опасениями народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Демократия (от гр. demos - народ и kratos - власть)– власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Важнейшими признаками демократии как типа политического режима являются:

1) юридическое признание верховной власти народа. Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демо­кратии;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому граж­данину принимать участие в формировании представительных ин­ститутов власти;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

6) легитимность государственной власти (означает признание населением данной власти. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Основная часть общества согласна подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;



9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* Референдум;

* общественные слушания;

* митинги, шествия;

* сходы населения;

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Представительная: «+» передача определенных функций законотворчества и контроля со стороны граждан – представительным органам. Это позволяет более быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

«-» подтвержденность коррупции, борьба за власть. Контроль за финансовыми потоками и др. Элементы прямой демократии развиты в Италии, Швейцарии, штате Калифорния, Лихтенштейне.

Россия – обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

При котором решения принимаются коллективным способом. На протяжении веков возникали разные формы демократии, в зависимости от потребностей и особенностей общества, в котором она развивалась. В этой статье мы рассмотрим ее виды и специфические черты.

демократия?

Свое начало народовластие получило еще в Древней Греции, и, в отличие от современного устройства демократии, ее характерная особенность того времени заключалась в том, что женщины, а также рабы, не имели права участвовать в решении политических вопросов.

Современные формы этого режима несколько отличаются от древних рядом признаков:

1. Народ является единственным источником власти (легитимным).

2. Управляющие назначаются с помощью состязательных выборов, в которых участвуют все граждане страны, имеющие право голоса (в том числе и женщины).

3. Общество самоуправляется ради достижения общего блага и удовлетворения интересов.

Исторические формы демократии

С течением времени выделилось два основных прямой и представительский. Эти формы демократии имеют одно значимое отличие: в первом случае политическое решение меньшинства подчинялось решению большинства, а во втором эту функцию (решение) выполняют народные избранники. Однако это далеко не все виды демократического режима, существуют также:

1. Олигархический. Здесь последнее политическое слово стоит за крупными собственниками.

2. Эгалитарный. Когда особое внимание уделяется понятию нации, решения принимают в зависимости от того, насколько это будет полезно для лиц определенной национальности, которые и имеют право голоса. оказываются бесправными при этом режиме.

3. Социалистический. Эта форма предполагает ликвидацию классового общества и реализацию власти по решению простого народа, что сближает ее с эгалитарной демократией.

4. Либеральный. Такая форма достаточно распространена в наши дни и характеризуется рядом признаков: во-первых, она более остальных предполагает нахождение консенсуса между сторонами, во-вторых, здесь проявлена ценность открытой информации, которая касается выборов, и, в-третьих, существуют гарантии гражданских, политических и социальных прав человека.

5. Имитационный. Эта форма демократии тоже достаточно распространена сегодня. Ее характеризует ряд внешних атрибутов народной власти, но, по сути, она не реализовывается должным образом.

Формы прямой демократии

При таком режиме граждане сами принимают и выполняют их. Это так называемое самовластие, которое Сенека очень ценил и называл это высшей властью. Классические примеры такой формы демократии: Нижний Новгород в 12-14 в.в. и Древняя Греция в 5 и 4 в.в. до н.э.

При этой форме граждане несут ответственность за принятие и исполнение своих решений. Плюсы и минусы ее заключаются, главным образом, в организационных моментах: с одной стороны, решения принимаются быстро и исполняются также в короткие сроки, поскольку это делается небольшими группами людей. С другой стороны, на больших территориях внедрение и реализация прямой демократии затруднена.

Среди исторических форм прямой демократии выделяют народное вече, которое было распространено на территории Также в этом списке апелла - собрание, проводившееся каждый месяц спартанцами, которые достигли 30-летнего возраста. Венецианская и Флорентийская республики также отличились организацией народных собраний, которые проводились несколько раз в год, где решались важнейшие политические и экономические вопросы.

Сегодня существуют страны, в которых есть лишь некоторые элементы прямой демократии: Италия, Швейцария, Лихтенштейн и штат Калифорния (США).




Top