Дэвид Вилкерсон: «Служение ободрения других» (Текстовые проповеди). Смысл страданий верующих

Любите ли вы испытания? Стремитесь ли вы получить очередную порцию для тестирования своей веры? Вы уверены в своей вере - тогда ждите испытаний!

Для начала давайте разберемся с понятием "испытание".
С греческого (δοκίμιον) - тест, проверка. В страдательном залоге это слово передает идею: "одобренный после проверки", "испытываемый для одобрения", "подлинный" (Клеон Л.Роджерс-младший, Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета , 843). Цель испытаний - благая. Испытания показывают подлинность нашей веры.

Испытание - это тест на проверку нашей веры. Это процесс или средство для определения подлинности чего-либо, тестирование, средства тестирования (BDAG, 265). Суть испытания в том, чтобы проверить нашу веру на подлинность.
Притча о сеятеле хорошо иллюстрирует суть испытаний: если уверенность человека в своем спасении является следствием ложной веры, то любые грядущие испытания покажут, на каком основании построена приверженность к христианскому вероучению.
В испытаниях Бог использует любые средства. И при этом важно понимать, что Бог не испытывает грехом (Иакова 1:13-16), Он никого не искушает.

1. Испытания как средство проверки нашей веры

Нижеприведенные стихи, хорошо аргументируют ценность испытаний для нашей веры. Естественно, наша плоть будет им противиться. Мы будем бунтовать против того, чтобы

искоренить даже самый малейший грех, но Господь в Своей благодати терпеливо работает над нами и посылает все необходимые средства для очищения всего, что порочит Его славное имя.

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение;и терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. " (Иак.1:2-4)

"О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа.. . " (1Пет.1:6,7)

2. Испытания как средство для проявления Божьей славы.

Редко когда мы задумываемся об этом аспекте испытаний. Гораздо чаще некоторые люди думают, что у Бога нет никакого права пользоваться человеком для проявления своей славы. Глина начинает указывать горшечнику, основываясь на своих иллюзорных правах. А как же! Очевидно, для наших ушей подобный инструмент для проявления славы Бога звучит жестоко, но это происходит лишь потому, что мы не понимаем до конца Божьей природы и не знаем замыслов Его "сердца". Наш эгоизм и чувство самозначимости подпитывает наше чувство самосохранения.

"И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии . " (Иоан.9:1-3)

3. Испытания как способ для наказания.

Именно об этом аспекте испытаний многие христиане судачат, когда у их ближнего случается что-то плохое: "А, это его Бог наказал!". Человек заболел неизлечимой болезнью - Бог наказал, умер близкий - Бог наказал и так далее. Возможно и так, но не факт, так как мы видим, что существует несколько причин для испытаний. И только Бог в полной мере знает, почему Он допускает испытания.
И через наказание Бог испытывает нашу веру.
"Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. " (Пс.117:18)

"Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня ." (Пс.118:75)

4. "Испытания" как следствие наших глупых поступков.
Этот пункт является не столько испытанием, сколько тем, что мы часто считаем испытанием, но таковым не является в библейском смысле этого слова. Совершая глупые поступки, мы редко задумываемся об их последствиях. Например, мы берем кредит в банке для покупку машины, проходит определенное время и мы понимаем, что не сможем отдать деньги за машину. И изощренный человеческий ум сразу начинает оправдывать себя, прекладывая ответственность за свои поступки на Бога, говоря: "Меня испытывает Господь". Но это ведь не так. Несомненно, через подобные обстоятельства проявляются наши качества характера, но проблема того, что мы не можем отдать деньги за машину заключается в нашей неспособности адекватно оценить свои финансовые возможности. И ничего более. Не исключено, что Бог использует и наши слабости для того, чтобы испытать нашу веру.

Бог призывает нас радоваться испытаниям. Причиной такой радости не является мазохизм, нам не нравится подвергать себя страданиям. Нам радостно, потому что мы знаем конечную цель испытаний - преображение в образ Иисуса Христа.

(The Ministry of refreshing others)

Некоторые христиане склонны думать об апостоле Павле как о сверхчеловеке по причине глубины его посланий и чудес его служения. Однако если бы Павел не был из той же плоти и крови, что и мы, если бы он не подвергался таким же точно искушениям и испытаниям, ему бы нечего было сказать церкви. Все его послания были бы напрасными.

Истина же в том, что Павел написал многие свои послания в самые трудные периоды своей жизни. Он открыто признавался церкви в Коринфе, что у него бывали периоды глубокой скорби и душевных мук: «мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи» (2Кор. 7:5). Когда великий апостол писал это, он находился в Македонии, где чувствовал себя подавленным, бесплодным и полностью отвергнутым церковью.

Как Павел дошёл до такого состояния? Давайте посмотрим, на фоне чего у него возникли такие страдания. Павел только что написал своё первое послание к Коринфянам, – резко обличительное письмо, имевшее целью исправить сложившуюся безнравственную ситуацию в этой церкви. Хотя его послание было выдержано в жёстком тоне, Павел писал его в слезах и сердечных муках.

Причиной написания этого послания был позорный случай блуда, на который церковь закрыла глаза. Павел писал коринфянам: «и вы возгордились, вместо того, чтобы плакать об этом открытом грехе среди вас. Вы не осудили этот грех, как должно было бы сделать. Вы должны были изъять из среды вашей сделавшего такое дело до тех пор, пока не увидите истинного покаяния в нём». Павел далее советует им: «предать такого сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5).

Это было сильное, жёсткое послание. Спустя некоторое время Павел уже жалел, что написал его (см. 2Кор. 7:8). На самом деле Павел печалился уже с самого дня его написания, с тревогой думая о том, как коринфяне воспримут его. Вдруг они неправильно поймут его мотив? Поймут ли они, что он написал его из любви к ним и с глубокой тревогой о том, в каком направлении начала двигаться церковь? Позже он писал им: «не в осуждение говорю» (7:3).

Я знаю, что чувствовал Павел. Уже много лет мне приходится проповедовать то, что некоторые назвали бы жёстким словом, согласно повелению Господа из Его Слова. После каждой такой проповеди я падаю на колени в душевных муках и молюсь: «О, Господи, не перешёл ли я грань? Твоё Слово говорит, что мы не должны укорять праведных или благословлять нечестивых. Скажи же мне, ранил ли я праведных Твоих этой проповедью?»

Павел также узнал, что в Коринфскую церковь стали проникать лжепророки, наставляя других «пренебрегать» его страданиями. Фактически эти люди говорили о нём: «если действительно Бог с этим человеком, тогда почему весь этот позор и поношение на нём? Почему Павла бросают в темницу? И как может какой-либо муж Божий говорить о себе, что он «не надеялся остаться в живых»? Мы не понимаем, как молящийся человек может подвергаться так часто стольким нападкам со всех сторон и так отчаиваться, чтобы не надеяться остаться в живых? Если бы у Павла была истинная вера, он бы не испытывал всех этих скорбей».

Подобные обвинения всё ещё раздаются сегодня в адрес тех Божиих слуг, которые терпят страдания и поношение. Как часто мы слышим, как один христианин говорит о другом: «наверно, в его жизни есть какой-то грех, раз он проходит через такие страдания»? В случае с Павлом его критики просто хотели подорвать его духовный авторитет.

И всё же Павел сказал, что он не раскаивается в том, что написал это послание Коринфянам. Более того, он даёт указание своему духовному сыну Титу идти в Коринф и объяснить цель, стоявшую за этим посланием: «скажи коринфянам, что я люблю их и не хотел причинить им боль, однако с такой ситуацией, как у них, мириться нельзя. Затем встретишь меня в Троаде и расскажешь, как восприняли там моё послание».

Когда Павел писал своё второе послание к Коринфянам, у него было ещё больше причин для беспокойства.

После того, как он послал Тита с миссией, Павел отправился в Троаду, остановившись по пути в Ефесе. Бог могущественно проявлялся через Павла там, и его помазанная проповедь коснулась сердец множества людей. Многие, слушавшие его проповедь, поспешили домой за своими оккультными книгами, сносили их на городскую площадь и бросали в большой костёр.

Это взволновало кузнецов-серебряников Ефеса, основным источником дохода которых было изготовление идолов богини Дианы. Вдруг они увидели, как их источник дохода улетучивается в виде дыма от костра прямо перед их глазами. Поэтому они в ярости восстали против Павла, обвиняя его в религиозном фанатизме и говоря, что он желает разрушить их служение. Эти обвинения зажгли большой бунт, так что Павел едва спасся от них. Когда он позднее писал о том, что «не надеялся остаться в живых», это он говорил об этом инциденте, говоря, что «я думал, что меня убьют».

Мы не знаем точно, что ещё случилось в Ефесе, так как Павел не говорит нам об этом больше ничего. Всё, что мы знаем, это то, что всё, происшедшее с ним там, заставляло его чувствовать себя «отягчённым безмерно и сверх силы, так что не надеялся остаться в живых» (2Кор. 1:8). Павел говорил о гонениях, скорби, подавленности духа. Конечно же, теперь, когда он покинул Ефес и направился в Троаду, он жаждал увидеть своего благочестивого сына во Христе Тита, который мог поднять его упавший дух. Павел хотел излить своё сердце Титу и узнать о реакции на его послание.

Тем не менее, когда Павел пришёл в Троаду, Тита там не было. Он ждал, когда придёт его духовный сын, но Тит всё не появлялся. Тем временем в Троаде Павлу открылась дверь для проповеди, но сердце апостола не имело покоя. Павел пишет об этом так: «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашёл там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошёл в Македонию» (2:12-13).

Павел совершил здесь нечто, чего никогда не совершал в своей жизни, нечто, что прямо противоречило всему, о чём он проповедовал: вместо того, чтобы проповедовать, когда дверь была открыта перед ним, Павел ушёл. Вместо того, чтобы проповедовать там, Павел направился в беспокойстве в Македонию. Перед нами картина раненого воина Креста: великий апостол находился в подавленном состоянии, ослаблен и беспомощен, падая в изнеможении сердца, плоти и духа. В чём причина? Что привело Павла до такого состояния? Апостол сам объясняет это: «я не имел покоя в духе моём, потому что не нашёл там Тита, брата моего». Он был один, и он отчаянно нуждался в утешении от кого-то.

Я немного знаком с тем, через что проходил Павел, из моего собственного опыта и со слов тех, кто имел такие же испытания. Сатана всегда старается нападать на нас, когда мы слабы и устали от борьбы. Именно в такие периоды мы наиболее уязвимы для его лжи, и я думаю, враг бил Павла двумя жуткими видами лжи. Во-первых, я думаю, он говорил ему: «Тит не пришёл, потому что он отверг тебя». Дальше шла следующая ложь: «Тита нет здесь, потому что ты больше уже не имеешь авторитета, Павел. Ты сильно ранил этих верующих в Коринфе и сам отогнал их от себя. Твоё служение перестало приносить плод».

Я могу только представить, какую ещё ложь сатана возводил на Павла!

Я почти слышу, как дьявол шепчет: «Бог уже не с тобой, Павел. Ты отвергнут всеми в Асии. Нет больше никого, кто остался бы с тобой. Даже твой духовный сын Тит, и в нём посеяны сомнения твоими оппонентами в Коринфе.

Признай это, Павел: ты потерял своё помазание. Посмотри на Аполлоса, чья проповедь собирает огромные толпы. Все хвалят его служение, говорят о нём, какое оно эффективное, какие толпы он собирает, тогда как у тебя так мало слушающих. Ты вызвал бунты там, где проповедовал, а те пробуждения, которые ты начинаешь, заканчиваются тем, что их закрывают, как это было в Ефесе. Тебя не любят, Павел, и ты больше не нужен. Вне сомнения, это тебя наказывает Господь. Ты каким-то образом огорчил Духа Святого, и Бог отнял руку Свою от тебя».

Если вы ходили с Господом в близком общении, вы должны очень хорошо знать, что чувствовал Павел. Сатана – отец лжи, и прямо сейчас он может посылать вам ту же ложь, которую бросал в Павла: «ты отвергнут всеми. У тебя нет служения, нет места в труде созидания Божьего царства. Ты только занимаешь место». Это всё идёт прямо из глубин ада.

Давид знал, что такое быть подавленным демонической ложью. В Псалме 139 он пишет о том, что находится «в брани» как физически, так и духовно. Этот муж Божий молился Господу: «нечестивые постоянно ополчаются против меня на брань. Они изощряют язык свой, как змея; они замыслили поколебать стопы мои. Они скрыли силки для меня, стараясь уловить меня» (Пс. 139:2-6, в моём изложении).

И всё же, несмотря на свои обстоятельства, Давид ликовал: «Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани» (Пс. 139:8). Вот в чём суть этих слов Давида, вкратце: «Боже, Ты покрыл разум мой, защитил его от демонической лжи. Силы ада изострили свои языки против меня, но Ты покрыл мои мысли, так что теперь эта ложь сатаны не поколеблет мои входы и выходы».

Как Бог даёт утешение и обновление сил Своему народу в периоды их уныния?

Как Дух Святой дал утешение Павлу? Апостол сам рассказывает об этом нам: «Но Бог, утешающий смиренных, («тех, кто унывает» - прим.перев.) утешил нас прибытием Тита» (2Кор. 7:6). Тит прибыл в Македонию в обновлённом духе, и сердце Павла возрадовалось. Когда они общались, огромная радость наполнила тело, дух и душу Павла, и апостол написал: «я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (7:4). Павел этим говорил: «мне всё ещё предстоят трудности, но Господь дал мне всё, что нужно для борьбы. Он воодушевил меня через Тита».

За все мои годы в служении я повидал немало мужчин и женщин Божиих, выбившихся из сил, пребывающих в страшном унынии и смущении. Я мучаюсь в душе, видя боль этих дорогих моему сердцу братьев и сестёр, и спрашиваю Господа: «Отче, как этим слугам Твоим выбраться из этой бездны страдания? Где та сила, что извлечёт их оттуда? Что мне сказать им или как им помочь?»

Я верю, что ответ на этот вопрос находится именно здесь, в Павловом свидетельстве. Здесь перед нами человек, который настолько устал от борьбы, что уже даже не похож на самого себя. Павел переживал самый мрачный период в своём служении, и пребывал в таком унынии, в каком ещё никогда не был до этого. Однако всего через несколько часов мы видим его полностью избавленным от этой чёрной бездны и пребывающим в радости и ликовании. Снова возлюбленный апостол почувствовал себя любимым и необходимым.

Как это всё произошло? Во-первых, давайте посмотрим на то, что происходило в Коринфе. Когда Тит прибыл туда для встречи со старейшинами церкви, он сам получил огромную долю подкрепления. В церкви происходило пробуждение, так как они вняли увещаниям Павла, и теперь Бог обильно благословлял их.

Если бы только Господь в тот момент открыл глаза Павлу и показал, что на самом деле происходило там, если бы только он смог увидеть то пробуждение, которое происходило по действию его проповеди, то он бы увидел всю ложь сатаны и припомнил бы, что Божьи мысли в отношении его были во благо, что всё это было частью Его плана.

Тит прибыл в Македонию с ободряющими известиями: «Павел, верующие в Коринфе выражают тебе свою любовь! Они устранили грех, который был в их среде, и покончили с лжепророками. Они больше не пренебрегают твоими страданиями, но наоборот, радуются твоему свидетельству».

Эта ободряющая весть, принесённая возлюбленным братом в Господе, тут же подняла Павла из бездны его уныния: «Бог, утешающий смирённых (удручённых - англ.перев.), утешил нас (меня) прибытием Тита» (2Кор. 7:6). Вы видите, какой здесь нам дан пример? Бог использует людей, чтобы ободрять других людей. Он не послал ангела, чтобы утешить Павла. Утешение, которое получил этот человек, пришло через ободрение духа Тита, который в свою очередь ободрил дух Павла.

Пример Павла и Тита подобен многим другим примерам, имеющимся в Писании.

В 27-й главе Деяний Павел плыл на корабле, направлявшемся в Рим, и остановившемся по дороге в Сидоне. Павел попросил приставленного к нему центуриона разрешить ему посетить некоторых друзей в этом городе, и Юлий «позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием» (Деяния 27:3). Здесь мы видим ещё один пример того, как Бог использует верующих для ободрения других верующих.

Мы видим это также и во 2-м послании к Тимофею, где Павел пишет о некоем верующем: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил (ободрял - англ. перев.) меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл... а сколько он служил мне в Ефесе» (2 Тим. 1:16-18).

Онисифор был также одним из духовных сыновей Павла, и он любил Павла настолько глубоко и безусловно, что искал его даже в его страданиях. Однажды, когда Павел находился в темнице, Онисифор исходил весь город, ища его, пока не нашёл. Его объяснение было простым: «моему брату тяжело. Он перенёс все страхи кораблекрушения, и сейчас его терзает сатана. Я должен его ободрить».

Служение ободрения непременно подразумевает и поиск тех, кто в данный момент страдает. Мы слышим много разговоров о силе в церкви в эти дни: о силе исцелять больных, о силе спасать погибших, о силе преодолеть грех. Но я скажу, что есть великая, исцеляющая сила, и эта сила исходит от ободрённого и обновлённого человека. Депрессия, муки обеспокоенного духа могут приводить к самым различным физическим болезням, а вдохновлённый и обновлённый дух, – дух, почувствовавший себя принятым, любимым и желанным, – есть тот целительный бальзам, в котором нуждаются больше всего.

Мы находим это служение ободрения также и в Ветхом Завете. Когда Давид скрывался от преследований царя Саула он был вынужден бежать днём и ночью, поэтому он был всегда измотанным физически и душевно. В этот период он чувствовал себя отвергнутым священниками и Божьим народом. Тогда же, в тот критический момент его жизни, к нему пришёл его друг Ионафан: «И встал Ионафан, сын Саула, и пришёл к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдёт тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе» (1Царств 23:16-17).

Это слово ободрения пришло как нельзя более вовремя для Давида. Он только что перенёс ужасный удар отвержения со стороны людей, которым он бескорыстно сделал добро. Давид и его люди рисковали своими жизнями, спасая селение Кеила, и на некоторое время они нашли там прибежище. Однако позже, когда Саул продолжил своё преследование, Давид помолился: «Господь, предадут ли эти люди меня в руки Саула?» На что Бог ответил ему: «да, они отвергнут тебя. Уходи из этого города прямо сейчас».

Из Псалмов видно, в каком удручённом состоянии духа пребывал тогда Давид. Его дух был угнетён, и он постоянно взывал к Богу: «Боже, где Ты?» Обратите внимание также на то, какую тяжесть в душе своей испытывал Ионафан из-за своего злого, одержимого отца. Но тем не менее, этот благочестивый друг «укрепил его упованием на Бога», сказав ему: «Господь с тобой, Давид, и тебя по-прежнему любят в Израиле. Ты можешь не ощущать этого сейчас, но ты будешь царём. Твой труд ещё только начинается».

Это было всё, что Давиду нужно было услышать, а именно, слова: «Бог всё ещё с тобой». И как только он их услышал, так сразу его дух был ободрён и он был готов с новыми силами двигаться дальше. Мы наблюдаем такие примеры время от времени в Писании: Бог посылает не ангела или видение, а другого верующего, чтобы укрепить Его возлюбленных.

Павел учит нас, что есть славная цель во всех наших многих скорбях.

Под тяжестью всех наших многих скорбей и горестей легко можно впасть в бездну безверия, оставив всякую надежду и сдавшись. Если такое произойдёт с вами, вы кончите тем, что станете озлоблённым на всех и ожесточённым в сердце, если только вы не противостанете вашей ситуации с помощью истины. И вообще, мы никогда не выйдем из состояния смятения и ощущения отверженности всеми, если не поймём, почему Бог допускает эти скорби в нашей жизни. Я убеждён, что для многих читателей, это послание является словом от Господа, исцеляющим вас.

Когда Павел принялся писать своё второе послание к Коринфянам, он видел перед собой множество верующих людей, которые проходили через те же испытания, что и он. Он говорил им: «Я хочу, чтобы вы знали, что те скорби, которые переношу я, точно такие, какие переносите и вы в ваши тяжкие времена».

«Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим» (2Кор. 1:6). Павел говорил им: «Бог использует мои страдания, чтобы научить меня, как находить утешение. Поэтому, когда встретите ваши скорби, которые навалятся на вас, вы узнаете, что в этих моих словах к вам есть сила, потому что я также прошёл через это».

То было удивительное откровение от Духа Святого. Павел вдруг понял: «так вот почему Бог допускал все эти натиски от дьявола. Дух Святой будет утешать мою душу и исцелять меня, и тогда я смогу утешать и ободрять других в их скорбях. Он утешает нас в наших скорбях, чтобы мы были способны утешать и ободрять других, которые также переносят скорби, тем же утешением, которым мы сами были утешены».

Сегодня идёт лавина книг, кассет и видеофильмов о том, «как справляться с проблемами». Это слово крайне необходимо, и многие советы приносят некоторую пользу, когда они даются искренними и праведными проповедниками. Но я думаю, Павел хочет сказать нам вот что: «только те слова принесут настоящее утешение и длительное исцеление, через которые мы научились во многих наших скорбях и бедах».

Думаете ли вы, что для вас нет никакого служения или употребления в Божьем царстве?

Не так давно я получил письмо от бывшей монахини, которая сейчас несёт служение в церкви. Этой женщине пятьдесят девять лет, и после того, как она недавно перенесла инсульт, она впала в глубокую депрессию. Переосмысливая свою прошлую жизнь, она решила распланировать свои похороны и составила следующий некролог для себя:

«Ничья жена. Ничья мать. Отдалившаяся от своей семьи после спасения. Не совершившая ничего важного в своей жизни. Жившая в бедности. Здесь покоится прах настоящей неудачницы в жизни». Моё сердце разрывалось, когда я читал это, когда я задумался над печальной перспективой отшествия к Господу ни с чем. Однако один пастор дал этой женщине почитать копию моего послания «Напрасно я трудился», и она написала мне: «брат Давид, ваши слова ободрили и утешили меня».

Всегда помните: Бог использует людей, чтобы утешать других людей. Он настолько любит этот вид служения, что даже побудил пророка Малахию сказать об этом как о самом важном труде в последние дни. Малахия описывает, как в его дни Божьи люди наставляли друг друга, передавая из уст в уста слова наставления: «Но боящиеся Бога говорят друг другу» (Малах. 3:16).

Когда это происходило, в какое время? Слово Малахии звучало во времена, когда процветало нечестие, когда «пожирающие» уничтожали большую часть плодов земли. Божий народ устал и начал сомневаться в том, что хождение с Господом даёт что-то. Они думали: «нам говорили, что стоит служить Господу, слушаться Его слова и носить Его бремена. Но когда мы смотрим вокруг на гордых и отступников, то похоже, что только они счастливы. Они гоняются за богатством, живут беззаботно, наслаждаются жизнью сполна».

Дух Святой начал пробуждение в Израиле, и вскоре страх Господен охватил жаждущий Бога народ. Вдруг все в Израиле, молодые и старые, стали миссионерами друг для друга. По побуждению от Духа Святого люди открывались один другому, наставляя один другого, укрепляя и утешая всех вокруг них.

Я убеждён, что слово Малахии об этом служении в точности отражает ситуацию, сложившуюся в наши дни. Он дал нам образец того, как будет изливаться Дух Святой в последние дни, когда Божий народ перестанет сплетничать и жаловаться друг другу на жизнь, и вместо этого начнёт ободрять друг друга. Это будет происходить по телефону, в письмах, по электронной почте и при личном общении. И Богу настолько нравится это служение, что Он всё записывает, – каждое произнесённое слово, каждый телефонный звонок, каждое написанное письмо, каждая попытка утешить удручённых заносится в «памятную книгу». И Библия говорит, что каждый из нас, чьи дела будут записаны в этой памятной книге, будут дороги Ему: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю» (Малахия 3:17).

Да поможет Бог тем, кто жалуется, что у них нет служения или не открыты для них двери в служение! Я говорю каждому такому человеку: «оторвите глаза от ваших обстоятельств и перестаньте жаловаться, что вам что-то мешает. Прекратите ваши попытки угодить Богу, планируя совершить какой-то большой, жертвенный труд. Вместо этого лучше встаньте, оглядитесь вокруг и ободрите какого-нибудь страждущего брата или сестру.

Будьте Титом для ослабевшего в духе. Молитесь, чтобы вам иметь дух Онисифора, который искал страждущих, чтобы принести им утешение. Задумайтесь: вам дана вся сила неба для того, чтобы ободрять страждущего верующего, кого-то, кто нуждается в том утешении, которое Бог дал исключительно вам. Да-да, есть люди, которые нуждаются в вас, и Господь рассчитывает, что ваши прошлые утешения, которыми Он утешал вас, принесут ободрение этим людям. Призовите сегодня кого-нибудь к себе и скажите: «брат или сестра, я хочу помолиться за тебя и ободрить тебя. У меня для тебя есть хорошее слово». Аминь!

Все Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью.
2 Тим 3:16

В некоторых стихах я использовала современный перевод.

Люби близких

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает,а любовь Его совершенна есть в нас.
1 Ин.4:11-12

Твое отношение к людям определяет твое истинное отношение к Богу. Как ты можешь любить того, кого не видишь, если ненавидишь того, кого видишь?

Люби людей. Заботься о них. Прямо с сегодняшнего дня начни с простой улыбки и доброго слова для тех, кто рядом. Тогда, как обещает Библия, в твоем сердце будет увеличиваться любовь.

Люби врагов

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Мф.5:44

Запомни: негатив вызывает негатив. Если мы реагируем на какие-то плохие вещи негативно, пожар только разгорится. Единственная возможность его погасить – это отвечать добром на зло. Причем, не только видимо, но искренне, от всего сердца.

Подумай о тех, кто тебя обидел, задел, предал. Пойми, им хуже, чем тебе, ведь если они ранят других, значит, сами они тоже ранены. Зачем обижаться на тех, чья душа и так "на инвалидности"? Проси у Бога для своих обидчиков исцеления и мира, и увидишь удивительные перемены!

Доверяй Богу

Не беспокойтесь ни о чём, но при любых обстоятельствах, через молитву ли, через прошение ли, или через благодарение, пусть просьбы ваши станут известны Богу, и мир, исходящий от Бога, превосходящий понимание ваше, пусть охраняет сердца ваши и умы ваши во Христе Иисусе.
Фил.4:6-7

Доверять - значит не волноваться. Совсем. Никак. Открой перед Богом свои просьбы, нужды, желания, и ожидай ответов с верой! Они обязательно будут!

Но если ты вечно переживаешь, сомневаешься, наговариваешь на себя и свою жизнь негатив – это зачастую блокирует Божьи решения для тебя. Упование на Бога приносит глубокий мир в сердце.

Прощай

И когда вы стоите и молитесь, прощайте все, что против кого-то имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вам ваши грехи.
Мк.11:25

Ты можешь молиться хоть сутками, но если в твоей душе живет непрощение, ты отрезан от Божьей милости, а следовательно, и от Его благословений. Повторюсь еще раз: твое отношение к людям определяет отношения Бога к тебе!

Не сдавайся!

Просите и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь и дверь отворится перед вами. Кто просит, получит; кто ищет, всегда найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.
Мф.7:7,8

Не сдавайся в своих мечтах, целях, призвании, миссии! Не стыдись просить, искать, стучать, добиваться. Такая настойчивость приводит к прекрасным результатам!



Крик души

Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.
Иер.33:3

Порой для выхода на новый уровень жизни, тебе нужно от всей души воззвать к Богу. Закричать. Завопить. Что надоело, что нет сил, что больше так нельзя.

Такие искренние «крики души» открывают дверь в «недоступное», в то, чего ты раньше не знал. Придет новое понимание, откровение, новый поворот. Бог так обещал, а Он никогда не врет.

Определи свою меру

Давайте, и вам будет дано; мерой полной, так что даже будет пересыпаться через край, вам будет отсыпано, ибо какой мерой отмерите, такой же отмерится и вам.
Лк.6:38

Это стих ясно говорит о том, что ты сам определяешь, что получишь в жизни. То, как ты меришь – отмерят и тебе. Как ты судишь о чем-то или о ком-то – так же будут судить о тебе.

Будешь жадничать – не жди щедрости от других. Но если ты «даятель» по жизни (времени, сил, финансов) – не удивительно, что к тебе возвратится еще больше!

Изучай Библию

Всегда помни, что написано в этой книге законов. Изучай её день и ночь, чтобы исполнять всё, что в ней написано. Поступая так, ты будешь мудр и преуспеешь во всех своих делах.
Иисус Навин 1:8

Изучение Слова Божьего обеспечит тебе успех в каждой сфере жизни. Именно из Библии приходит истинная мудрость, понимание того, как все работает на самом деле.

Хочешь быть мудрым, эффективным, счастливым? Прямо с сегодняшнего дня начни читать Библию, хотя бы по стиху в день, и размышляй над прочитанным. Твое мышление начнет меняться, а соответственно, и качество жизни.

Ищи утешение в Боге

Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
Пс.37:4

Когда плохо, больно, нехорошо – беги к Богу. Если будешь бежать к людям, алкоголю, наркотикам и другим доппингам – получишь временный эффект, который никак не повлияет на реальность.

Но если обратишься к Богу – это гарантирует не только глубокое утешение, но и исполнение твоих сокровенных желаний! Вот так Господь ценит твое общение с Ним!

Проблемы убегут

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Иак.4:7-10

Дьявол существует. Проклятия существуют. И многие проблемы в жизни (болезни, неудачи, боль, неустройство) – именно его работа. И поэтому, дьявола иногда надо прогонять, а то он такой, наглый гость.

Как это сделать? Прежде всего покориться (послушаться) Богу и Его плану для тебя, Его заповедям, Его слову. Таких людей дьявол ненавидит, но и приблизиться к ним не может!

Все приложится! :)

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Мф.6:33

Один из моих любимых стихов и принципов в жизни. Когда мы ищем Бога – все, что нам нужно, прилагается!

Что значит искать Бога? Значит, стремиться туда, где бывает Он (церковь, проповеди, песни, книги и тд), изучать Его характер, жаждать Его присутствия и ставить Его на пьедестал своей жизни.

Уделяй Господу время, силы, оказывай почтение и уважение. Люби Его. И тогда – все приложится! Необходимое будет само плыть в твои руки, как по течению. Перед тобой будут открываться нужные двери, ты всегда будешь в нужное время в нужных местах. Такой себе GPS судьбы включится:)

Я верю, что эти библейские стихи помогают тебе прямо сейчас осознать что-то важное. Пусть твоя жизнь изменится, а Божья любовь переполнит твое сердце!

БОГ УТЕШЕНИЯ

Краткий конспект проповеди Сергея Шидловского от 07.02.07 (Бровары, Киев)
«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Исайя 40:1-5)

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Исайя 40:1-5)

Утешайте народ Мой.

Наш Бог - Бог утешения. И одна из наших миссий - утешать народ. Каждый из нас имеет призвание быть утешителем для ближних. Это великое служение. Очень приятно утешить человека, и уходя знать, что утешение достигло цели. Без утешения жить нельзя, потому что вокруг нас скорбь. Много разного рода проблем, и без утешения просто не выжить.

И когда человек находит место утешения, то остается там навсегда. Церковь – это настоящее место утешения для каждого человека.

2 стих. Бог направляя нас и Сам начинает утешать Иерусалим. Слово Божье остается актуально и сейчас. И именно поэтому, сегодня, я могу сказать от Бога - исполнилось время борьбы вашей! А теперь нам надо идти и утешать народ, утешением Божьим. И ЯВИТСЯ СЛАВА ГОСПОДНЯ! Она уже в пути. Бог посылает ее. И узрит всякая плоть спасение Божье. Готовьтесь - будет прорыв! Я верю, что Божья слава уже в пути к вам, пройдет время, и она проявиться видимым для всех образом, в вас.

Бывает так, что в духовном мире что-то уже свершилось, а в физическом мире еще идет время, Библия учит нас ждать и ждать активно. Этому учил Иисус в истории с вдовой и судьей, или истории, как один друг просил у другого хлеба. Сегодня слово об Утешении вышло, и в духовном мире что-то случилось, теперь прими для себя это слово, и Слава Господня явится в твоей жизни. Это слово для всей Церкви, но важно помнить, Церковь - это каждый из нас. Поэтому важно принять Слово лично для себя, растворив верою, только так слово начнет действовать, взорвав духовный, а потом и физический мир.

Мы все утешители и Бог призвал нас утешать

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1:2-5)

Мы верим в Бога всякого утешения. Утешение должно быть в избытке. Бог через нас хочет утешать народ. Когда мы принимаем утешение от Бога - мы можем утешать других тем же утешением, которое дает нам Бог. Но прежде всего, Бог хочет утешать лично каждого из нас.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:15-16, 26)

Если Бог - Бог утешения, а имя и сущность Духа Святого - Утешитель, то нам необходимо открывать сердце для Божьего утешения.Как принять утешение Божье? Конечно же, лучше всего во время личного общения с Ним.

Степень напряжения и испытания в нашей жизни были разными, но каждый раз Бог утешал меня в основном через Слово. И утешение - это не просто слово - это сила, укрепление, обновление, елей на сердце! Богу все равно кого утешать и Его утешение не зависит от характера человека. Божье утешение дает уверенность и силу делать то, что по-человечески сделать, кажется, просто невозможно. При утешении Божьем, решительность такая, что уже никакая проблема не способна сбить нас с курса. Нет лучшего утешения, чем погружаться в Бога, в Писание, когда стихи Библии загораются в сердце – и начинаешь принимать утешение.

Конечно, через Писание Бог и обличает нас, но утешение всегда идет вслед. Важно познавать Бога, как Утешителя, иначе Писание и молитва могут ввести в депрессию, если за обличением не будет утешения. Если есть утешение, то какой бы крест ты не нес, пронесешь его с радостью. Именно так исполниться слово о постоянной радости в Боге. А как еще радоваться, если в скорбях нет утешения?

Бог хочет, чтобы мы утешались и несли это утешение во всех сферах своей жизни. Сам Иисус всегда показывал пример терпения и утешения. Как еще Бог утешает нас? Конечно же, в собрании, на домашних группах. И наша задача, исполнить сердце Отца - утешать людей вокруг себя. И тут важно не быть в крайности - важно и наказание, и обличение, НО утешение должно следовать за ними! Так сам Бог учит нас - Он воспитывает нас и наказывает, но всегда за наказанием следует утешение.

ВАЖНО из тайной комнаты выходить утешенным, даже после сокрушения и покаяния - прими утешение, задержись с Богом еще, почитай Слово и прими утешение, чтобы это утешение пошло дальше в твоей жизни. Бог – есть Бог всякого утешения! Бог - строгий Отец, но утешающий и любящий.

Как наказание, так и утешение показывает степень близости. Чужих детей ты не будешь наказывать - у них свои родители, и утешение достается близким. Это неравнодушие! Даже кризис в отношениях говорит об их близости. Если люди далеко друг от друга - они не ссорятся, но при приближении происходит притирание. И за всяким кризисом Бог дает утешение! И это очень важно. И это огромная радость и честь для нас быть с Богом, потому что без Него человек не имеет настоящего утешения.

Итог: Итак, давайте познавать Бога Утешителя. Выходить из тайной комнаты утешенными и дальше идти и утешать людей вокруг себя! И будем помнить, что когда из наших уст выходит обличение, то насколько больше должно быть утешение. Ведь благословение Божье до 1000 родов, а проклятье на 4, и пусть на 4 наших резких слова будет 1000 слов утешения. Неправильное или неполное понимание Бога приводит к отчаянию и депрессии.

Милость Божья превозносится над судом, как благословение над проклятием - так пусть и в нашей жизни утешение будет больше, чем резкости и ран. Пусть наша Церковь или группа станет и будет - местом утешения, и преумножится утешение, чтобы именно так нам пройти через любое умножение скорбей. Часто при умножении скорбей, в нашей жизни утешение не умножается, и препятствия становятся непреодолимыми, поэтому важно, чтобы мы умели принять утешение от Бога. Аминь.


Тема страданий была, есть и будет актуальной во все времена. Рост численности населения в мире на деле оборачивается приумножением многомиллионной армии страдальцев. Христиане не составляют счастливого исключения. Кто-то страдает от жестоких гонений. Кто-то опечален клеветой со стороны бывших друзей. Иной проливает слезы о том, что число верующих в церкви от года к году уменьшается, другие волнуются из-за обмирщения христианской молодежи, запутавшейся в социальных сетях. Кто-то несет тяжкий крест материальной нужды или болезни. Верующих тревожит триумфальное шествие по миру содомского греха и недопустимая «толерантность» к нему со стороны многих протестантских конфессий Запада. Кто-то оплакивает духовную или физическую смерть своих детей; кому-то причиняют боль вести о греховном падении малых и великих служителей. Кого-то пригнули к земле трудные отношения с женой или детьми; кто-то убит горем из-за разделения в церкви. Многие сокрушаются, сознавая свою духовную слабость и никчемность. Абсолютно прав был Сперджен: «Я свидетельствую, что те, кто особо отмечен Господом в публичном служении, часто претерпевают тайное наказание или должны нести особый крест, чтобы они ни в коей мере не возгордились и не угодили в силки дьявола».

Что мы делали бы в своих горестях, если бы в Библии не было учения о страданиях, в котором заключены помощь и утешение! Жизнь показалась бы нам бессмысленным бременем или жестокой казнью, а сердца были бы полны сомнений в мудрости Бога.

Бог не оставил нас в неведении о смысле страданий. Он дал ответы через святых апостолов, которым довелось претерпеть неимоверно тяжкие беды.

2 Послание к Коринфянам представляет собой исповедь апостола Павла перед церквами, в которой он показал жизнь служителей изнутри. Верующие восхищались духовной силой и мудростью апостолов, но не знали, какую цену им приходилось за это платить. Самые лучшие люди, которым следовало бы доверить императорский трон и министерские портфели, страдали, словно злостные преступники.И, тем не менее, их страдания имели глубочайший смысл.В первой главе второго послания Коринфянам апостол Павел говорит о шести великих благословениях, обретаемых на тернистом пути служения Господу.

  1. В страдании мы познаем Бога как Утешителя.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей,

Конечно, нам в первую очередь нам хотелось бы познать Господа как Избавителя. К примеру, стоит нам заболеть, — нужно только помолиться — и хворь нас покинула. Закончились деньги, — мы помолились — и прямо около нашего дома лежит мешок с деньгами. Нужна невеста, — мы помолились – и вот она стоит у ворот. Нужна работа — мы помолились — и получили приглашение в совет директоров крупной компании. Хотелось иметь большую церковь, мы помолились — и люди хлынули в нее… Нам бы хотелось, чтобы сказочная теология процветания стала истиной. Так бы нам хотелось… Однако в программе Божьего обучения есть пункт: «Познание Бога, как Утешителя». Далеко не все хотели бы его изучать!

Я посетил однажды богобоязненную старицу Еву Ивановну Ковалеву, которая была серьезно больна. Она попросила меня помолиться, «чтобы Господь сделал одно из двух — либо исцелил, либо забрал к себе». «Есть еще и третье, — сказал я, — поболеть». «Ни в коем случае! — возразила старица - Дух Святой и дух немощи не могут жить вместе в моем теле. Я не хочу терять Святого Духа!» Мне пришлось объяснять ей, что болезни далеко не всегда связаны с бесовскими духами, болели даже пророки. Болезнь, от которой мы умрем, будет последней из всех, пережитых нами. И от этого мы не уйдем». На следующий день после долгих раздумий старица приняла тот «третий вариант».

Да, христианская жизнь нередко полна трудностей, и без Божьего утешения ее не прожить! Но это утешение не всегда выражает себя в ниспослании неземной радости. У. Баркли комментирует:

«В стихах 3-7 существительное утешение и глагол утешать повторяются одиннадцать раз. Утешение в Новом Завете означает нечто намного значительнее, нежели утешающее сочувствие. В Новом Завете оно употребляется в своем первоначальном значении, а в его основе лежит латинский корень фортис, то есть храбрый. Христианское утешение придает смелость и способность справиться со всеми трудностями, с которыми связана наша жизнь».

И действительно, разве не об этом мужестве мы молим и мечтаем: «Дай счастье ощущать В страданьях за Тебя; Как славу, крест Твой принимать И петь Тебе, скорбя!»?

Мы обретаем мужество по той причине, что страдания расчищают в сердце место для Бога. А с Ним ничего не страшно: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс.26:1-3). Именно это благо имел в виду русский поэт Иван Козлов:

Меня не крест мой ужасает,-
Страданье верою цветет,
Сам Бог кресты нам посылает,
А крест наш Бога нам дает.

Те же выводы из своих переживаний сделал проповедник Эдвард Пайсон: «Господь лишал меня одного благословения за другим, и когда я лишился благословений, Он пришел и занял их место. И теперь, когда я инвалид и не способен двигаться, я счастливее, чем когда-либо».

Такое можно иметь только с Богом!

2. Страдание формирует из нас душепопечителей

чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

Душепопечение - важная часть служения церкви. Если проповедь служит для предупреждения проблем, то душепопечение — для их разрешения. Лучше всего может ободрить тот, кто сам прошел через трудные обстоятельства и получил в них утешение от Бога, которым и утешает скорбящих друзей. Без обретенного от Бога утешения душепопечитель похож на «пловца», отлично знающего теорию плавания, но ни разу не вступавшего в воду, на хирурга, не умеющего делать операции, на летчика без единой минуты за штурвалом настоящего самолета. Какой толк от таких специалистов? Так нет и малейшей пользы от душепопечителя, который с головой заваливает страдальца вызубренными библейскими текстами, не пропустив их через сердце и не испытав на себе их исцеляющую силу.

Друзья Иова, не прошедшие через страдания, оказались для него жалкими утешителями, бесполезными врачами. Они утешали философскими рассуждениями о Божьей славе и правосудии, о бренности человека и его греховности. Но никто из них не поделился опытом Божьего утешения, обретенным в страданиях. Душевно они были далеки от своего друга.

Одна их причин наших злоключений в том, что мы проходим путем страданий, чтобы помочь другим. Только опыт помогает нам поставить себя на место другого и помочь ему советом или молитвой. Будьте внимательны к допущенным Богом страданиям, извлекайте из них уроки. Когда-нибудь Бог пошлет вам человека, которому вы поможете добрым советом из пережитого опыта. Как же он будет благодарен вам!

3. Страдания приобщают нас к страданиям и утешениям Христа.

Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

Апостолы воспринимали страдания, как средство приобщения к Христу. Чем глубже страдания, тем глубже приобщение, тем значительней понимание глубины скорбей Господних и тем более заполняет наши сердца великая благодарность Господу за Его помощь. Вот почему Бог ведет нас не путем уменьшения страданий, чего мы отчаянно бы желали, но путем их возрастания. Только так мы постигаем любовь Божию, которая пренебрегла небесным комфортом и славой и согласилась претерпеть вместо нас ад. Только тогда с особой силой проповедуем о Голгофском подвиге и участвуем в вечере Господней.

Чтобы уразуметь Христовы страдания, совсем необязательно подвергнуться пыткам или смертной казни. Для многих достаточным средством приобщения может стать кроткое перенесение несправедливого отношения или тяжелой болезни. Много лет назад пресвитер церкви города Сызрань Иван Алексеевич Пелишин, страдавший саркомой, отказался от обезболивающих лекарств, чтобы «понять, хотя бы отчасти, как страдал за меня Христос».

Великая страдалица Элен ФрезиБовер писала:

Между вспышками боли - опять только боль,

От которой лишь слезы в глазах.

Я молилась о мужестве, но не нашла -

Ни в себе и ни в прочих сердцах.

И тогда наконец-то прозренье пришло.

Вспомнив путь на Голгофу с крестом, -

Я, увидев Христа, поняла Его боль,

Что досталась Ему потом.

Разве есть еще сердце, сравнимое с тем,

Что прошло через муки Креста?

И бессмыслен поток всех страданий людских

Без познанья страданий Христа.

4. Страдания объединяет христиан

«Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Формальным христианам хочется идти по такому пути спасения, который устлан коврами, одобрен общественным мнением и не требует значительных усилий. Однако такого пути нет. Не может быть истинных христиан, не отмеченных страданием. Как сказано в одном стихотворении «нет христианина без креста, тебя да не смущает, что часто Божия рука страдания посылает». Апостолы, мужи скорби, страдали не за грех или неумение благополучно обустроить жизнь, а за святое Евангелие и за единство церкви. «Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения». Послания апостолов никогда не стали бы для верующих неисчерпаемым источником утешения, если бы не пережитые ими страдания. Послание к Римлянам появилось на свет из-за непреодолимых препятствий, которые Павлу не удалось на тот момент преодолеть (Римл.1:13). Послание к Коринфянам было вызвано великой скорбью апостола о беспорядках в церкви. Страстное послание к Галатам появилось из-за разразившейся в их среде бури законничества. Послания к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону, Тимофею были написаны на тюремных нарах. Без преувеличения можно сказать, что апостольские послания были написаны кровью. Но как они сплотили и укрепили церковь! Какое могущественное спасительное влияние оказывают они на нашу жизнь теперь! Без этих посланий не было бы ни великих пробуждений, ни самой церкви - она погибла бы в мощном водовороте истории.

Страдания объединяют еще и потому, что свидетельствуют о нахождении верующих на пути спасения. Их, как и апостолов, ненавидел и гнал с жестокой ненавистью мир. В этом духовном шторме они ощущали особую необходимость прислушиваться к указаниям своих капитанов, чтобы все преодолевши устоять. Они стремились облегчить ношу скорби братьев и сестер по вере. Разве бросают родственников в беде? Никогда! А как могут бросить в беде духовные родственники, если духовное родство выше плотского?..

Христиан объединяет и утешение Божие. Оно, как было выше отмечено, исходит от Божьего слова, от воздействия Святого Духа, духовных песен, молитвы и общения. Но по-особенному утешение обретается через христианскую взаимопомощь.

Одна супружеская пара рассказала мне, что в страданиях они ощутили с необыкновенной силой необходимость церкви. На лечение от смертельной болезни верующие собирали им деньги, возносили горячие молитвы, всячески ободряли. Они видели людей, страдавших от похожей проблемы, но не имеющих поддержки и помощи церкви. Контраст был разительный! Как мы должны благодарить Бога за церковь! Благовестник 20-х годов В.П. Степанов, хлебнувший немало горя, писал о ней:

Там я друзей имею,

С которыми не раз

Делился я скорбями

В тяжелый трудный час

Они мне дорогие,

Их не могу забыть,

От сердца непрестанно,

Хочу сильней любить.

5. Страдания учат надеяться только на Бога

8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. 9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10 Который и избавил нас от столь [близкой] смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит…

Павел не поясняет сути навалившейся на них скорби - были это гонения или болезни или несчастья. Без деланной патетики он поясняет, что обстоятельства были настолько безнадежными, что служителям пришлось попрощаться с жизнью… Другие расписали бы пережитые ужасы, и свое геройство, чтобы возвысить себя в глазах людей. Апостолы никогда не стремились к этому. Главным для них было другое - упование только на Бога. Оно удержало их от отчаяния и дало Богу возможность проявить чудо спасения, благодаря чему их вера стала еще более сильной и дерзновенной. Служители дерзали утверждать: «на Которого надеемся, что и еще избавит…» Вне сомнения, скорби не вынудили их устрашиться бед и оставить служение.

Надежда на Бога, возрастает в скорбях и играет великую роль в христианской жизни. Вот некоторые важные тексты Писания об этом:

  • «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1Иоан.3:3).
  • «…хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:2).
  • «…надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).
  • «утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны» (Рим.12:12).
  • «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (2Кор.3:12).
  • «ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр.7:19).

6. Страдания воспламеняют молитву.

11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Епископ Весткотт мудро советовал: «Пусть горе превратиься в молитву!» Так и было во времена апостолов. Их страдания побуждали церковь Коринфа к усиленным молитвам. Верующие понимали важность служения апостолов и своими молитвами они сохраняли их жизнь и свободу. В молитве коринфяне скорее находили единство, нежели в чем-то ином. Важно отметить, что Павел не считал их молитвы никчемными, хотя жизнь их была небезупречной. Он уверял, что их молитвы способны оказать содействие в избавлении апостолов от скорбей. Вот почему никто из нас не должен считать свои молитвы бесполезными, идущими только до потолка. Даже если молитва похожа на тихий шепот, она действенна, ибо не воздух колеблет она, но сердце Бога, а Бог изменяет обстоятельства!

Молитва провозглашает: Бог жив и Он отвечает! Именно ответы на молитву усиливают ее: многие возблагодарили за нас. Неизвестный автор писал: «Мой страдающий друг! Насыщай свою наполненную болью жизнь молитвами, которые являются жертвой, которую больше всего любит Бог».

В заключение я хотел бы призвать к осторожности в применении библейских знаний о смысле страданий, чтобы они не заблокировали нашу способность к сопереживанию, не перекрыли источник сострадательных слез. Существуют, по крайней мере, два неверных отношения к страданиям, которые следует избегать.

Первое: поверхностное отношение — с Богом страдания одно удовольствие, ибо сказано: «любящим Бога все содействует ко благу»! Страдание – очень драматическое переживание, которое ведет отчаянное наступление на веру. Если у вас болел зуб или выходили из почек камни, вы еще не проклинаете жизнь и не ропщете на Бога. Чтобы это случилось, нужны страдания покрепче. Кому-то они выпадали. Праведный Иов проклял день своего зачатия и рождения (Иов.3:1-10), а пророк Иеремия проклял вдобавок и человека, обрадовавшего отца вестью об его рождении (Иер.20:14,15). Страдания этих людей превышали человеческие возможности. В этом случае лучше плакать с плачущим (Римл. 12:15), нежели тщетно пытаться унять их боль позитивными текстами из Писания!

Второе: отношение эксперта. Горе нам, когда нам «известны» фундаментальные причины страданий! Когда друзьям Иова стало ясно, что они «понимают» подлинную проблему своего друга, они стали делать одну ошибку за другой, обвиняя праведного друга во всех смертных грехах. Мы многое знаем о страданиях, но не все. И это следует помнить твердо! И в самом деле: первопричиной страданий в мире является сатана, но что нам известно о механизме возникновения греха в святом Херувиме на абсолютно святом небе? Ничего! Что нам известно о мотивах, побудивших Бога не бросить сразу сатану в озеро огненное, а позволить ему искусить праматерь Еву в раю? Ничего!

Когда с твердой убежденностью говорят, что Бог насадил древо познания добра и зла ради испытания человека, я вспоминаю диалог неверующего Ивана Карамазова со своим богобоязненным братом Алешей. Иван использовал историю про наказание мальчика, провинившегося перед генералом-помещиком. Историю страшную и выбивающую из-под ног основание веры.

« …ребеночка раздевают всего, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… «Гони его!» командует генерал, «беги, беги!» кричат ему псари, мальчик бежит… «Ату его!» вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну… что же его? Расстрелять? Для удовлетворения нравственного чувства расстрелять? Говори, Алешка!
- Расстрелять! — тихо проговорил Алеша, с бледною, перекосившеюся какою-то улыбкой подняв взор на брата»

«Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулаченком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!
- Нет, не согласился бы, — тихо проговорил Алеша».

Не спасает веру Алеши и догмат о праведном воздаянии нечестивым:

«Я от «высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»! Не стоит, потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены. И какая же гармония, если ад…»

На мой взгляд, никакая попытка оправдать действия Бога не сможет ответить на этот вопрос.

Здесь уместны слова поэта Николая Зиновьева:

Ум для сердца яму роет,

Сердце сеть плетет уму.

Прав был Филипп Янси: «Вопросы о причинах страданий относятся к Божьей сфере, и мы не можем расчитывать на то, что постигнем ответ на них. У нас нет права размышлять над утверждением вроде: «Некоторые родственники обратились ко Христу на похоронах. Наверное поэтому Бог забрал его домой». Вместо этого наша задача правильно реагировать». У нас есть ответы на некоторые вопросы, но не на все. Все ответы получим только в вечности, когда будем судить мир и ангелов. И только тогда наши вопросительные знаки превратятся в восклицательные.




Top