Единовременная помощь реабилитированным крымским татарам. Полульготы для крымских репатриантов. Может ли дедушка и папа выселить своего внука и сына выгнать из дома в некуда?…

Информационная рабочая группа

Национального движения крымских татар

(НДКТ), Симферополь, 14.10.1991 г.

Верховному Совету КрАССР

Верховному Совету УССР

Верховному Совету СССР

Верховному Совету РСФСР

Политическому Консультативному

Совету при Президенте СССР

Движению Демократических реформ

«О единовременном пособии

компенсации всему народу за реквизицию 18.05. 1944 года»

Пунктом 9 Постановления Кабинета Министров СССР № 511 от 24.07. 1991 г. признаётся целесообразным выплачивать с 01.01. 1992 г. единовременное денежное пособие в размере 2000 руб. гражданам из числа крымских татар, непосредственно депортированным из Крыма в 1944 г. при их возвращении в Крымскую АССР.

Преодолев определённую неряшливость формулировки, можно понять, что эта целесообразность распространяется и на мобилизованных из Крымской АССР ветеранов ВОВ - крымских татар, так же как и граждан, эвакуировавшихся до войны (до оккупации Крыма), равным образом попавших под санкции Постановления ГКО № 5859сс от 11.05. 1944 года. Следовательно, единовременное пособие предполагается выплатить живущим ныне крымским татарам, родившимся вплоть до июня 1944 г. граждан Крымской АССР, если они возвращаются в Крымскую АССР, или вернулись туда после 01.01. 1988 г.

Эта благотворительная акция символической помощи в целом соответствует призывам и обещаниям оказать содействие в возвращении ветеранам и предложению представителей НДКТ (и возглавлявшегося им Комитета по делам депортированных народов Крымоблисполкома) разрабатывавшим проект Постановления № 511, вынести вопрос о компенсациях за реквизиции 18.05. 1944 г., за потери народа от ссыльного режима спецпоселений за рамки Постановления № 511 в особый законодательный акт союзно-республиканского уровня.

В связи с реализацией этого благородного акта (по п. 9 Постановления № 511) возникают следующие вопросы и проблемы:

1. Не являясь компенсацией за материальный и моральный ущерб, нанесённый крымскотатарскому народу реквизицией 18 мая 1944 года, режимом спецпоселений и за накопленный ущерб полувекового ущемления на высылке, и не отменяя этой компенсации, единовременное пособие следует выплатить указанной категории населения. При выплате в будущем компенсаций за материальный и моральный ущерб, соответствующая сумма может быть удержана.

Выплата единовременного денежного пособия во избежание задержки связанной с неопределённостью формирования госпрограмм должна быть произведена из фондов по чрезвычайным ситуациям. К размеру пособия (2000 руб.) должен быть применён коэффициент, учитывающий инфляцию по отношению к 01.01. 1988 г. на момент выплаты.

2. Компенсация за реквизицию ночью 18 мая 1944 года личного и обобществлённого (в колхозах) имущества и недвижимости крымских татар подлежит полному и безусловному возмещению. Её объём не может определяться соображениями «целесообразности» или отвлечёнными рассуждениями, а должен точно соответствовать объёму реквизиции, независимо от того, насколько рачительно утилизировано благо приобретённое.

В 1974 году НДКТ произвело оценку путём переписи, учёта и исчисления об объёме реквизированного, представив в ВС СССР, Прокуратуру СССР и другие высшие органы документ – «Исторические справки», составленные на основе 64 справок экономического анализа по всем разрядам собственности. При разработке учитывались особенности жизненного уклада крымских татар в степной, горно-предгорной зоне, на ЮБК и городах, тип жилища и т.д. Объём реквизированного в денежном выражении (курс 1961 г.) составил 4,41 млрд. руб. Эта сумма является исходной для определения суммы выплаты, неизбежность которой определена Верховным Советом СССР, одобрившим «Выводы и предложения» комиссии Совета Национальностей Постановлением № 845-1 от 28.11. 1989 г. и провозгласившим курс на восстановление национальной целостности и равноправия крымскотатарского народа.

С этого момента должны быть учтены два фактора: разность курсов рубля 1961 г. и момента выплаты, а также вступивший в силу при финансовых расчётах фактор времени. С 28.11. 1991 г. сумму 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) следует считать кредитом, представленным крымскотатарским народом советскому государству с учётной процентной ставкой, соответствующей той, на которую само государство кредитует программу возвращения крымских татар.

Соглашаясь на отсрочку выплаты компенсаций, а это зафиксировано в резолюциях собраний крымских татар и документах НДКТ, крымскотатарский народ учитывает трудное финансовое положение государства. Одновременно спекуляции на трудностях с целью сорвать организованное возвращение крымских татар, в частности путём разбазаривания инвестиций целевой программы, организованное Государственной комиссией В. Догужиева и определёнными кругами в Крыму и Киеве, должны стать экономически невыгодными, поскольку платить за предоставленные кредиты придётся.

Выплата долга 4,41 млрд. руб. (курс 1961 г.) с процентами должна распределяться между Россией и Украиной. Сначала РСФСР, оприходовавшая реквизированное и системой незаконных сделок распределившая между частными лицами, колхозами и госпредприятиями, а затем Украина, получившая наследство путём незаконной сделки 1954 года во взаимных консультациях и в рамках союзного экономического соглашения этот вопрос уладят сами.

На момент выселения сумма реквизированного у каждой татарской семьи составляла около 40 тыс. руб. (курс 1961 г.), или около 8 тыс. руб. на одну душу. В случае выдачи компенсаций индивидуально, компенсация на одну душу определяется перерасчётом о численности нации при выселении (560 тыс. чел.) и объёма ожидаемого возвращения (800 тыс. чел.). То есть 8:800×560=5,6 тыс. руб. (без учёта разности курсов рубля и нарастаемого процента).

3. Отдельным расчётом Минфин СССР должен компенсировать крымскотатарскому народу вытянутые из каждой крымскотатарской семьи 50 тыс. руб. по курсу 1974 г. (до денежной реформы была выдана ссуда 5 тыс. руб. после реформы – взыскание в десятикратном размере и с процентами – 55 тыс. руб.). Её жертвами стали 322 тыс. чел. крымских татар. На семью с учётом увеличившегося населения придётся 5:800×322=2000 руб. – по курсу 1947 г. и без учёта возрастания по процентам.

4. Изложенные выше соображения должны быть положены в основу законодательного акта «О компенсациях материального ущерба крымскотатарскому народу за реквизиции, связанные с депортацией и удержанием на высылке», подлежащего разработке и принятию в рамках межреспубликанского экономического соглашения. Разработку следует возложить на Госкомитет по организации возвращения крымских татар, который должен быть создан на смену Госкомиссии В. Догужиева и на Оргбюро Крымской АССР, которым НДКТ окажет максимальную поддержку и содействие.

Члены Информационной рабочей группы

Османов Ю.Б., Баев Г.К.

(Письмо в редакцию)

В редакцию газеты Avdet часто поступают письма, в которых крымские татары жалуются на невыполнение президентского указа о реабилитации. Вот одно из них.

Какой статус дал крымским татарам Указ Президента РФ о реабилитации?

Крымские татары начали массово сдавать документы на получение справок о реабилитации, стояли каждую пятницу в очередях в надежде на, что после получения документа им, тем, кого насильственно выселили из Крыма 18 мая 1944 года, вернут в материальном соотношении то, что они, их родители тогда оставили в Крыму.

Моей матери, Асие Садыковне Герус (Абдулкадыровой), органы МВД отказали в выдаче справки о реабилитации. Причиной этому стали некоторые неточности в предоставляемой архивной справке.
Во время депортации мать 5-летней Асие скончалась. Позже, в 1946 году, умер и вернувшийся с фронта отец. Чтобы девочка не оказалась в детдоме, близкие родственники записали ее на свою фамилию. Из-за этого теперь в документах разночтения.

«При изучении материалов заявления установлено, что в свидетельстве о рождении Ваш отец значится как Садык Абдулкадыр, а в архивной справке МВД Узбекистана от 20.12.2004 № 7/4-А-12907 как Меджитов Исмаил. Также имеются и разночтения в написании фамилий и имен других родителей», – сказано в выданном МВД России по Республике Крым ответе.
Матери порекомендовали для установления факта родственных отношений обратиться в суд.

Вернувшись из Узбекистана на Родину в 2011 году, Асие Герус получила паспорт в течение месяца, имея статус депортированной. Но вот для получения статуса реабилитированной ей придется доказывать свое право на это в суде. А пока она не может пользоваться льготами как реабилитированная крымская татарка. Ей не положены также 500 рублей, которые должны выплачиваться, согласно закону о реабилитированных гражданах. Льготами по коммунальным услугам, которые составляют 50 %, она тоже не может пользоваться, так как живет в съемной квартире, на оплату которой уходит вся ее пенсия, вплоть до того, что не остается денег на лекарства.

Так какой же статус имеет крымская татарка, которой отказано в получении справки о реабилитации, которая не имеет жилья, полуслепая? Мои письма Президенту РФ возвращались на рассмотрение в Совет министров Крыма, в Госкомнац, МВД, но никому наши старики и их проблемы не нужны. Если в год будут сдавать по 500 квартир для реабилитированных по Крыму, наши старики еще 10 лет не получат жилье.

Я же могу получить гражданство РФ, лишь пройдя длительную процедуру: разрешение на временное проживание, вид на жительство и только после пяти лет проживания в Крыму я могу стать гражданкой России. Получается, что крымские татары возвращаются на Родину не как народ, подвергшийся насильственному выселению, а как иностранные граждане. Вернувшись на Родину, сталкиваешься с бюрократией, пренебрежительным отношением со стороны работников паспортных столов.

Есть случаи, когда крымских татар депортировали из Крыма, так как у них закончился срок регистрации вида на жительство, или они «застревали» между двумя границами, не имея возможности ни вернуться в Украину, ни заехать в Крым.

К примеру, семье Аметовых, которая вернулась на Родину из г.Бекабада, в ФМС заявили, что отцу и трем детям продлят пребывание в Крыму, а от матери потребовали выехать с территории полуострова. Между тем семья продала дом в Узбекистане, чтобы вернуться на Родину, но оказалась здесь в таком положении. Те деньги, которые были выручены за дом, они истратят, пока получат все надлежащие документы, а потом им придется скитаться с детьми по квартирам. Сколько еще страдать крымским татарам, вернувшимся на Родину? Сколько еще будут депортировать крымских татар? Кто будет решать вопросы крымских татар, кто будет отстаивать их интересы? Почему крымские татары, вернувшись на Родину из мест депортации, должны покупать патент, чтобы работать? Раз уж Президент РФ издал Указ о реабилитации, то документ должен вступить в полную силу, чтобы реабилитированным было возвращено все, что было отнято в 1944 году. В законопроекте Э. Гафарова предусмотрены все льготы для реабилитированных лиц вплоть до выплаты материальной помощи за съем жилья, обеспечения жильем, компенсации…Но на мои письма из Госкомнаца пришел ответ только по нескольким пунктам, в принципе это те пункты, которыми в настоящее время будут пользоваться реабилитированные лица. Когда же вступит в силу тот законопроект, который вернет реабилитированным все, что было у них отнято?

Как известно, 21 арпеля 2014 года Президент РФ Владимир Путин издал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В документе, в частности, говорится о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам.

Суды, прокуратура, милиция до сих пор продолжают возвращать людям их доброе имя. О том, как это происходит, рассказывает Дмитрий ШУР, начальник отдела спецфондов Зонального информационного центра (ЗИЦ) ГУВД по г. Москве.

О реабилитации

«АиФ»:- Реабилитацией каких категорий репрессированных вы занимаетесь?

Д.Ш.: - Зональные центры, подобные нашему, занимаются только реабилитацией лиц, административно высланных в 30-50-е годы. Это представители как социальных (кулаки), так и национальных групп - калмыки, чеченцы и ингуши, крымские татары, немцы, казаки (общее количество спецпереселенцев, как называли эту категорию репрессированных в те годы, - примерно 6,4 млн человек. - Ред.). Сюда же относятся люди, которых высылали после немецкого плена или принудительных работ в Германии, после отбытия лагерного срока. Что касается тех, кто был репрессирован по уголовным статьям, - их реабилитацией занимается прокуратура. Мы принимаем заявления не только от тех, кто был репрессирован в Москве, но и тех, решение о чьей депортации принималось на столичном уровне. Например, занимаемся реабилитацией крымских татар. Несмотря на то что ныне они и их потомки являются гражданами суверенной Украины, их реабилитация идёт через Москву, так как на момент проведения депортации Крым входил в состав РСФСР. Правда, справки о реабилитации лицам крымско-татарской национальности мы выдаём лишь в том случае, если они проживают в Москве.

О льготах и справках

«АиФ»:- Какой размер компенсации положен репрессированным и их потомкам?

Д.Ш.: - Наше отделение выдаёт лишь справки о том, что тот или иной человек был незаконно репрессирован. Определением размеров компенсаций занимаются органы социального обеспечения, исходя из законов, действующих в том или ином регионе. Это могут быть доплата к пенсии или другие льготы. В случае если у репрессированных была какая-то недвижимость, которая после административной высылки перешла к другим лицам, сами репрессированные или их дети (но не внуки - таков закон!) имеют право на получение первоочередного жилья или денежной компенсации взамен утраченного. Это делается через Комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий при мэрии. Однако компенсация за потерянную госквартиру и за частный дом одинаковая - не более 10 тыс. руб. Так что имеет смысл подождать жильё.

- Правда, что к вам много обращений поступает из монастырей?

Д.Ш.: - Да. В последнее время мы много работаем с Николо-Берлюковской пустынью - мужским монастырём в Ногинском районе Подмосковья, подверг-шимся репрессиям в 30-х годах. Из другого монастыря, на Селигере, к нам обратились за поиском данных для канонизации. Монахи запрашивают точную информацию о страданиях, причинённых насельникам монастыря в застенках НКВД.

«АиФ»: - Что надо сделать для получения справки о реабилитации?

Д.Ш.: - Надо обратиться с заявлением в адрес Зонального информационного центра, предоставив полный пакет документов: свидетельство о рождении, свидетельство о браке (для женщин, менявших фамилию), паспорт. Далее - написать заявление с указанием места и времени применения репрессий. Указать установочные данные родителей: ФИО, дата и место рождения. Наш адрес: 127994, Москва, ул. Петровка, д. 38, ЗИЦ, Отдел реабилитации жертв политических репрессий ГУВД по г. Москве. Наш фактический адрес: ул. Новослободская, д. 47, - сюда люди могут приехать на личный приём. Контактный телефон 8-495-694-95-58.

Реабилитированные жертвы политических репрессий в Крыму получили право на ежемесячную материальную помощь, а также льготы по оплате коммунальных услуг и на проезд в пассажирском транспорте, сообщил РИА Новости глава госкомитета правительства Крыма по межнациональным отношениям и депортированным гражданам Заур Смирнов.

В годы Великой Отечественной войны насильственной депортации из Крыма по подозрениям или обвинениям в государственной измене подверглись представители 20 национальностей. Больше всего пострадали крымские татары - с полуострова было выселено свыше 183 тысяч человек. После референдума в марте 2014 года Крым вошел в состав РФ, президент издал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов полуострова.

По словам Смирнова, закон о мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий принят в среду на сессии крымского парламента. «Документ носит историческое значение, потому как репрессированные народы Крыма ждали его несколько десятилетий», - подчеркнул Смирнов.

В частности, закон закрепляет право репрессированных граждан на 50% льготы по квартплате и услуги ЖКХ, льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях в пределах республики, ежемесячную денежную выплату в размере 500 рублей. Кроме того, закон гарантирует выплату единовременной материальной помощи на завершение строительства жилья. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, также получили право на бесплатную юридическую помощь.

На льготы имеют право претендовать лица, постоянно проживающие в Крыму и имеющие справку о реабилитации.

В этом году, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот предусмотрено 168 миллионов рублей.

Накануне третьей годовщины Указа президента России Владимира Путина о реабилитации репрессированных народов лидер страны 17 апреля подписал еще один исторический документ, которого очень ждали в Крыму. Это закон, который упростит процедуру получения гражданства РФ жителям полуострова из числа реабилитированных народов Крыма: армян, болгар, греков, крымских татар, немцев и итальянцев. Почему так важна подпись президента на этом документе, Федеральному агентству новостей разъяснил председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Заур Смирнов .

Изменения в статьи №№8 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приняты Государственной думой 5 апреля 2017 года и одобрены Советом Федерации 12 апреля 2017 года, но только окончательное решение президента сделало осязаемой мечту реабилитированных народов стать полноправными гражданами России.

«Две-три тысячи крымчан не успели получить гражданство Украины, и на момент перехода в Россию оставались с паспортами стран Центральной Азии, в основном, Узбекистана, куда были депортированы крымские татары, - объясняет Заур Смирнов. - При этом они уже перевезли семьи в Крым, наладили здесь работу и быт, осели. Но по закону России они должны были пройти долгую процедуру: сначала получить квотированное разрешение на временное проживание, затем - вид на жительство, а уже потом - гражданство. Получалось, что человек, который уже жил и работал в Крыму и ощущал себя местным, по документам был иностранцем без гарантий того, что станет россиянином».

Подписанный 17 апреля Владимиром Путиным федеральный закон предоставит льготы при получении вида на жительство в нашей стране иностранцам, которые были подвергнуты незаконной депортации с территории Крыма. Льготы распространяются на родственников по прямой нисходящей линии, усыновленных детей или супругу (супруга). При наличии справки о реабилитации получение вида на жительство теперь разрешается без промежуточного звена в виде оформления разрешения на временное проживание.

«Этот закон завершает цикл политической реабилитации крымских татар, - считает Заур Смирнов. - В указе президента говорится, в том числе, о социальной реабилитации, и это в полной мере станет возможно благодаря новому закону. До него люди были лишены как политических прав, так и социального статуса: бесплатного образования, медицинской помощи, выплаты пособий и пенсий».

Закон, который обещает облегчить жизнь реабилитированным народам Крыма, появился в Государственной Думе благодаря тому, что после перехода в Россию республика смогла выбрать и предоставить своих депутатов для продвижения интересов крымского народа. Представителем крымских татар в Госдуме стал крымчанин Руслан Бальбек , который и продвинул закон по защите прав своих земляков.

«Когда мы в Крыму готовились к первым в нашей истории выборам в Госдуму, у нас была активная дискуссия по поводу участия или неучастия крымских татар в этих выборах, в предвыборной кампании, - вспоминает Заур Смирнов. - Естественно, мощная пропаганда велась с территории Украины бывшими лидерами крымских татар Чубаровым, Джемилевым . Вся украинская агиткоманда, которая работает в антироссийских направлениях, ставила себе задачу не допустить участия крымских татар в российских выборах. Мы же здесь работали в обратном направлении, и очень важным оказалось то, что в списки кандидатов от Крыма попал и представитель от крымских татар Руслан Бальбек. Следующим этапом было убедить людей пойти на выборы, которые должны было обеспечить присутствие Крыма в Госдуме. Конечно же, лучше, чем сами представители Крыма и татар, наши интересы никто другой не мог защитить, потому что здесь речь идет о понимании проблемы, компетентности, способности донести ее до руководства».

Закон был принят внутри Думы единодушно: все политики и эксперты поддержали желание крымских татар и других реабилитированных народов Крыма без лишних проволочек стать гражданами России. Скитания депортированных людей по чужой земле завершились возвращением в родной Крым, и Россия стремится сделать это возвращение как можно более легким.




Top