Фарид Салман против Валиуллы Якупова: так кто же ваххабит? – Каковы эти тенденци

Известный устаз накшбандийского и шазилийского тарикатов досточтимый шейх Саид-афанди родился в 1937 году в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района в семье ‘Абдуррахмана. Это было время, когда над Исламом и мусульманами сгустились тучи: враги Ислама уничтожали тысячи исламских ученых (да будет доволен ими Аллах!), в том числе таких известных людей, как Хасан-афанди и Мухаммад Я’суби. В этот тяжелый период по Милости Аллаха в селении Чиркей родился мальчик.

Говорят, что это произошло в ночь, когда определяется судьба человека. Именно в эту великую ночь и родился Саид-афанди (да возвеличит его Аллах!). По воле Аллаха, через общение с ним в последующем тысячи мюридов обрели подлинное счастье. По такому важному случаю отец Саида, трижды прочитав суру «Я-син», обратился ко Всевышнему с просьбой, чтобы сын его твердой поступью шел по пути Ислама и никогда не сворачивал с него и чтобы он стал ученым, который бы обучал вере новое поколение, ибо в то время враждебные для Ислама тенденции набирали силу с каждым днем.

Воистину, в ту ночь Лайлат аль-Бара’а, середине месяца ша’бан, который назван месяцем Пророка (мир ему и благословение), когда ниспосылаются благодать и милость Всевышнего, Аллах внял мольбе отца Саида-афанди.

Мать Саида-афанди, ‘Айша (да смилуется над ней Аллах), рассказывала о необычных снах, которые она видела, пока ожидала появления сына на свет. Ей снилось, как она вместе с люлькой малыша взлетает в небо и оттуда смотрит на лежащие внизу города, похожие на муравейники. И еще говорила она, что рождение сына прошло для нее легко и совершенно безболезненно.

Часто отец, кладя Саида в люльку, читал ему на ухо суру «Аль-Фатиха», а сын внимательно прислушивался, вглядываясь в отца. Заметив его благой нрав, который проявлялся уже с первых месяцев жизни, отец говорил, что из него вырастет особенный человек. С самого детства Саид был удивительно спокойным, терпеливым и умным мальчиком. Самые задиристые ребята остерегались ссориться с ним или вступать в конфликты. Он никогда не вызывал гнева или злобы, даже со стороны детей. Еще в детстве ему снились особенные, мудрые сны.

Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда. Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек. Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь.

Саид всегда с большим почтением относился к старшим, а к младшим был добр и ласков. Он никогда ни с кем не вступал в споры, приводящие к конфликтам, и даже когда кто-то был не прав, он всегда уступал.

Саид-афанди (да будет доволен им Аллах!) – достопочтенный и скромный человек, чуждый стремлению к славе и никогда не нарушающий данного им обещания.

У отца Саида-афанди было большое желание дать сыну исламское образование. Но он умер от внезапной болезни (да успокоит Аллах его душу в Раю!), когда Саиду исполнилось семь лет от роду. Случилось это в тот день и час, когда мальчик читая Коран, дошел до суры «Я-син».

Оставшись сиротой, благодаря поддержке и настойчивости матери, мальчик завершил чтение Корана, несмотря на все трудности. По окончании семи классов ему пришлось пасти сельские стада овец, чтобы обеспечивать семью. Через четыре года его призвали в ряды Вооруженных сил, где он служил оператором в войсках ПВО. На протяжении трех армейских лет, преодолевая все тяготы того времени, он не пропускал ни намазы, ни посты и не ел недозволенного мяса. Окончив воинскую службу и вернувшись в родное село, Саид снова был вынужден работать чабаном, уводя отары овец в горы. Но и там, в горах, в любую погоду – метель, снег, дождь или ветер – он каждый раз, совершив омовение, сам произносил азан (призыв к молитве) и выполнял намаз.

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.

В течение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в нем образованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниям внезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллаха помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальных средств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном. Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот период произошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путь шазилийского тариката.

К счастью, несмотря на тяжелое и опасное время ученые Ислама Хаджи, сын Якуба, и Хаджи, сын Патала, обучили его религиозным наукам. В то время Саид был уже зрелым человеком, и, преодолевая все трудности, опираясь на большие способности, полученные от Всевышнего, он успешно шел к намеченной цели, быстро и уверенно продвигаясь вперед в постижении религиозных наук. Благодаря острому и проницательному уму, восприимчивости, прекрасной памяти, которые были дарованы ему Аллахом, он знал любую изученную им книгу, словно сам был ее автором.

Многие муршиды предвидели его дальнейшую судьбу. Так, тарикатский шейх Абдуль-Хамид-афанди из селения Инхо спросил у своего мюрида из Чиркея Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На краю вашего села есть дом, в котором живет благословенный сирота. Как его дела?» . Говорят, он спрашивал об этом у многих чиркейцев. На самом деле, так и было: дом Саида-афанди находился на сельской окраине. Мухаммад Ариф-афанди часто говорил своим мюридам: «В Чиркее, дети мои, хранится волос Пророка; наступит день и это станет явным для всех» .

Одним из лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому не отказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Не раз случалось так, что, начав строительство своего дома, он уходил для решения людских проблем, отложив работу и оставив сохнуть раствор.

Однажды вместе с односельчанином ‘Абдуррахманом, сыном ‘Али, он пришел в селение Нечаевка к своему устазу Мухаммаду-афанди. Учитель сказал ему: «Саид, сын мой, силы оставляют меня. Я много думал, кого оставить после себя и, поглощенный раздумьями, стал просить Аллаха, чтобы Он открыл мне имя того, кто станет моим преемником. Я знаю, что твои знания и деяния достигли совершенства. Теперь я передаю разрешение тебе, отныне ты должен будешь вести это дело» . Глаза Саида-афанди наполнились слезами, на его лице выступил пот, и он стал просить своего устаза не возлагать на него такое ответственное дело. Однако устаз не хотел даже и слышать подобных речей, сказав, что разрешение на наставничество (иджаза) не дается по чьему-то личному желанию и не забирается, если кто-то не хочет наставлять людей. Но и на этом все не завершилось. Кутб из Батлуха Мухаммад, сын Са‘аду-хаджи, отправил в Чиркей устаза Мухаммада-афанди вместе с Хасмухаммадом, чтобы передать повеление (амр) на наставничество Саиду-афанди. Вместе с повелением они принесли ему печать наставничества и халат (хирка), передающийся от устаза к устазу по цепочке (силсила).

В жизни Саида-афанди много удивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – его постоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом. Несмотря на огромное число мюридов, которые приходят к нему за советом, и на то, что ему приходится решать разного рода проблемы, никто никогда не слышал и не видел, чтобы он сказал хотя бы слово или совершил какое-то деяние, противоречащие шариату и тарикату.

О способностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые Ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘алимов) такого еще не знала.

Когда шейх из селения Батлух Мухаммад-хаджи впервые прочел его произведения, он сказал, что после ‘Али-хаджи из селения Инхо Саид занимает второе место. Но когда вышла первая книга Саида-афанди, шейх сказал, что теперь он на первом месте.

В одной из книг Саида-афанди есть такие строчки:

На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,

Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.

Тайну и явь, как масло и мед,

Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...

Обращаясь к читателям, он пишет:

Мы разговор о многом повести могли бы,

Когда б не страх, что будет он напрасен.

Но умному достаточно намека,

И тот, кто ищет, здесь найдет немало.

Да преумножит Всевышний Аллах силы досточтимого шейха Саида-афанди и одарит счастьем обоих миров его семью, близких и всех тех, кого любит он и кто любит его! Аминь!

В этом, 2012 году, в самом конце лета 28-го августа было совершено покушение на Саида Афанди аль-Чиркави. Нападение произошло в селении Чиркей. Саид Афанди аль-Чиркави был величайшим учёным современности, шейх шазалийского и накшбандийского тарикатов. Саид Афанди аль-Чиркави стал шахидом и перешёл в Ахират, как мусульманин, да подарит ему Аллах лёгкой могилы!

Достопочтимый шейх появился на свет в 1937 году в том же селении Чиркей, в котором на него и было совершено нападение. Родился он в селении Абдуррахмана.

Время его рождения было временем сгущения туч над всем мусульманским миром, и Исламом в частности. Враги религии уничтожали сотни и тысячи учёных Ислама, в тот период были убиты Мухаммад Ясуби и Хасан-афанди. И именно в этот период, по велению Аллаха родился Саид Афанди аль-Чиркави.

Со слов рассказчиков мы знаем, что его рождение произошло в ночь, когда происходит определение судьбы человека. В эту самую великую ночь и родился будущий шейх двух мазхабов Саид Афанди аль-Чиркави. И, по воле Всевышнего Аллаха, множество мюридов обрели истинной счастье от одного общения с ним.

По случаю рождения сына, отец Саида прочитал «Я-син» три раза, после чего обратился к Аллазу с просьбой о том, чтобы мальчик шёл уверенно и твёрдой поступью по пути Ислама, попросил Его о том, чтобы Саид стал Учёным и обучал новое поколение Исламу, и не давал угаснуть свету Истинной Религии в это мрачное для неё время.

И в эту ночь молитва отца Саида была принята.

Мать будущего шейха, Айша позже не раз рассказывала о странных снах, посещавших её, пока носила в утробе своего сына. Ей снилось, будто бы он, вместе с люлькой, летит на небо, и оттуда наблюдает за городами, которые были похожи на гигантские муравейники. Кроме того, уже после рождения Саида Афанди аль-Чиркави он говорила, что сам процесс родов прошёл совершенно безболезненно для неё.

Отец Саида, кладя своего сына в люльку, читал суру «Аль-Фатиха» ему на ухо. Сын же внимательнейшим образом его слушал, глядя отцу в глаза. Отец заметил его хороший нрав, который начал проявляться уже с самых первых месяцев жизни, а потому часто говорил, что из его сына вырастет хороший человек.

И действительно - с самого детства Саиду снились мудрые, особенные сны. Саид с малых лет был очень мирным, спокойным и терпеливым. С ним опасались ссориться даже самые задиристые из задиристых ребят. Он ни у кого не вызывал злобы, либо гнева.

Однажды, на одной из улочек его села его встретили женщины, возвращающиеся с колхозного сада. Они предложили ему кисть винограда, однако Саид Афанди аль-Чиркави неожиданно отказался от неё. Позже, на вопрос о том, почему он не взял горсть винограда, Саид ответил, что это было бы харамом.

А однажды, когда он вернулся из Гелбаха, в которое он ходил за пшеницей, он снял свою обувь и увидел в ней несколько зёрнышек, которые попали туда случайно. Как только он их заметил, немедленно стал собираться в обратную дорогу, несмотря на то, что на дворе стояла ночь, а путь был очень не близкий. Родные еле-еле удержали его от этого поступка.

На протяжении всей своей жизни Саид Афанди аль-Чиркави был почтенен к старшим, и обращался с лаской и добротой к младшим. Он не любил споров, которые могли привести впоследствии к конфликту, и всегда уступал человеку даже в том случае, если он сам был при этом прав.

Саид Афанди аль-Чиркави всегда был скромным и достопочтимым человеком. Он был чужд к славе. Также, если он давал кому-то своё слово, то держал его до последнего, не нарушая обещания ни при каких обстоятельствах.

У его отца было огромное желание дать сыну образование в сфере Ислама, однако, по воле Всевышнего Аллаха, он внезапно умер, смертельно заболев. Случилось это когда Саиду Афанди аль-Чиркави было всего семь лет от роду. Это случилось в тот самый день и час, когда Саид, занимаясь чтением Корана, дошёл до «Я-син» - той самой суры, которую его отец трижды прочитал в честь его рождения.

Мальчик остался сиротой, но Коран всё же дочитал до самого конца - в основном благодаря настойчивости и поддержке со стороны его матери, Аишы. Когда он окончил семь классов, то пас стада сельских овец, чтобы как-то мочь обеспечивать семью. Позже, через четыре года, он был призван в ряды армии, где он был назначен оператором в войсках ПВО. Он служил три долгих года, однако на протяжении всех лет он не пропустил ни одного намаза, и держал все положенные посты месяца Рамадан. Когда Саид окончил воинскую службу, то вернулся в своё родное село, где работал чабаном и уводил в горы овечьи отары. Но и там, какая бы ни была погода, он брал Тахарат, читал азан, совершал молитву.

В его жизни было множество удивительного. Но самым удивительным была его вера - крепкая, как январский лёд и нерушимая, как скала. Он был очень постоянен в следовании Истинному Пути, который был предначертан ему Аллахом.

Вспоминая желание отца видеть в нём человека просвещённого, он сильно страдал, понимая, что не оправдал его надежд. Всякий раз, когда его душу охватывала тяга к знаниям, он горько рыдал, стоя перед своим стадом. Он просил, он молил Аллаха даровать ему возможность изучать религиозные знания, но необходимость содержать семью и жёсткий недостаток средств вынуждал его и дальше работать чабаном и пасти овец. Однако ближе к тридцати годам он всё же сумел навсегда оставить эту работу, и продолжить свою учёбу. И в этот же период случилось то, что сыграло решающую роль в его судьбе - он вступил в шазилийский тарикат.

Учёные Ислама, невзирая на опасное для Ислама время, обучили его религиозным наукам. В это время Саид Афанди аль-Чиркави был человеком зрелым, а потому, грамотно преодолевая все возникающие трудности, он успешно продвигался вперёд, постигая религиозные науки одну за другой. От Аллаха ему были дарованы такие качества, как: высокий уровень восприимчивости, проницательный и острый ум, и отличная память. Каждую книгу, которую он изучил, впоследствии он знал так хорошо, словно написал её лично, сам.

Его судьбу уже видели многие муршиды. Абдуль-Хамид-афанди, тарикатский шейх, как то спросил у мюрида Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На окраине вашего села стоит дом, в нём живёт благословенный сирота. Здоров ли он, как у него дела?» Он спрашивал об этом у многих чиркейцев. Так оно и было - дом Саид Афанди аль-Чиркави стоя на самой окраине села. Мухаммад Ариф-афанди частенько сообщал мюридам, находившимся подле него: «В Чиркее хранится волос пророка, дети мои. Однажды наступит день, и это станет для всех явным».

Благой нрав Саида Афанди аль-Чиркави был одним из его наилучших качеств. Он никому и никогда не отказывал в своей помощи. Он был кротким и терпеливым человеком. Случалось не раз, что даже за строительством собственного дома он уходил для того, чтобы решить чью-то проблему, оставляя сохнуть уже разведённый раствор.

Вместе со своим односельчанином Абдуррахманом он как то пришёл в Нечаевку к устаху Мухаммаду-афанди. И учитель сказал ему: «Сын мой, Саид! Мои силы меня оставляют. Я провёл много времени в раздумьях кого же мне сделать своим преемником. Твои знания, деяния достигли совершенства, я это знаю. И теперь ты мой преемник, я передаю свои дела тебе». На лбу Саида Афанди аль-Чиркави выступил пот, глаза наполнились слезами. Он начал просить своего устаза, чтобы тот не возлагал на него этого ответственного дела. Но тот даже и слушать не хотел ни о чём подобном, и остался непреклонен. Он сказал Саиду, что наставничество даётся не по личному желанию, также не забирается обратно в том случае, если человек не желает наставлять. Здесь всё и завершилось. Саиду передали печать наставничества, вместе с нею халат, который передавался от устаза к устазу.

Много удивительного было в жизни Саида Афанди аль-Чиркави! Но всё же именно его постоянство в следовании Истинному пути является самым большим и великим его чудом. К нему приходило огромное количество мюридов, за советом. Он решал огромное количество самых различных проблем, но никто и никогда не видел, чтобы Саид Афанди аль-Чиркави сказал хоть слово, которое бы противоречило тарикату и шариату.

О его глубоких познаниях говорят книги, которые были написаны им за очень короткое время. То, что он окончил всего семь классов и провёл большую часть своей жизни на пастбище, не помешало ему написать четыре книги, в которых он в стихотворной форме даёт шариатские заключения, и описывает историю пророков и религии. Если быть точнее, в стихотворной форме им написаны три книги, четвёртая написана им в обычном виде. Также, им была написана и пятая книга, которая на данный момент лишь готовится к изданию.

Это количество трудов свидетельствует о размерах его религиозного Знания.

28.08.2012 12:00

27 августа в центре «Иман» вспоминали руководителя учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМРТ) Валиуллу Якупова, убитого 19 июля. Был создан «экспертный совет» в составе Фарида Салмана, Яны Амелиной, Галины Хизриевой, Раиса Сулейманова и Романа Силантьева. Сами эти имена дают исчерпывающую картину того, кому оказалась выгодна гибель Валиуллы-хазрата. Здесь мы напомним, как складывались отношения между Фаридом Салманым и покойным при жизни летом 2000г., когда конфликт развернулся вокруг мечети «Булгар» в Казани, чьим имамом был тогда Ф.Салман. Напомним, что именно смещение Ф. Салмана в дальнейшем открыло дорогу к приходу будущему муфтию ДУМ РТ Ильдусу Файзову. Об основных моментах ситуации я писал в статье «Ислам в Татарстане на пороге тысячелетия: Тенденции и варианты», но в связи с последними событиями стоит о них напомнить (Хабутдинов А.Ю. Ислам в Татарстане на пороге тысячелетия: Тенденции и варианты // Казанский федералист. № 1 (13). Зима. 2005. Спец. Выпуск. Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. С. 206-209.).

Итак, следует вначале отметить несколько аспектов конфликта:

1. Борьба за власть (основной). Мечеть «Булгар» являлась последней из мечетей Татарстана, чей имам Фарид Салман (Хайдаров) заявлял о своей принадлежности к Центральному духовному управлению мусульман, возглавляемому Талгатом Таджутдином. Однако Ф.Салман пошел на получение шехадет-намэ (свидетельства) от ДУМ РТ и признание подчиненности мечети ДУМ РТ. Это явилось своеобразным компромиссом, после того как руководство ДУМ РТ дважды стремилось взять под контроль мечеть. В условиях кампании за создание единого Духовного Управления Мусульман в России и избрание единого муфтия наличие на территории республики мечети, не подконтрольной ДУМ РТ, является важнейшим аргументом для сторонников Таджутдина. Контроль хотя бы над одной из мечетей РТ увеличивает его вес на общероссийской арене. Недавно Таджутдин провозгласил Ф.Салмана муфтием РТ, тем самым устранив легитимность председателя ДУМ РТ Г.Исхакова. В этих условиях Фарид Салман заявил о своем непризнании законодательства РТ и о следовании им федеральному законодательству. ДУМ РТ на федеральном уровне зарегистрировал Казанский муфтият, имеющий право включать в свой состав приходы вне РТ. По утверждению заместителя муфтия ДУМ РТ В. Якупова Таджутдин оценивает численность своих приходов порядка 2000, а Якупов около 1000. (Ислам в Татарстане.-Звезда Поволжья.-2000.-№ 27 (30).-13-19 июля).

2. Финансовый. Мечеть располагается в начале Кварталов, одного из двух основных спальных микрорайонов Казани. Сейчас к ней идет понтонный мост прямо из Центра. Поэтому духовенство имеет значительные средства от местного населения. По утверждению прихожан мечети, муфтий Исхаков стремится передать мечеть одному из своих родственников. Действительно, в последнее время ДУМ РТ пользуется тем фактом, что мусульманские общины должны пройти перерегистрацию. По закону РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в редакции на 2000 г. ДУМ РТ являлось единственной мусульманской организацией на территории РТ. В настоящее время ДУМ РТ в массовом порядке стремится ввести в мечети Казани, которые были ранее зарегистрированы на районном уровне, своих имамов.

Конфликт получил развитие в начале июля 2000г. В последние дни июня стало известно, что 7 июля во время пятничной хутбы муфтий ДУМ РТ Г.Исхаков попытается прочесть проповедь в мечети «Булгар». По уставу ДУМ РТ муфтий имеет право присутствовать во всех мечетях и руководить богослужением. 5 июля в программе «Время» («Здесь и сейчас» Александра Любимова) ОРТ было дано интервью Талгата Таджутдина с заявлением о том, что в пятницу мечеть «Булгар» будет захвачена ваххабитами. Таджутдин подтвердил принадлежность мечети «Булгар» ЦДУМу и выступил против ее передачи ДУМ РТ. Он высказался за избрание главного муфтия России.

6 июля в казанской газете «Время и деньги» было опубликовано интервью Т. Таджутдина, где он назвал медресе РТ центрами подготовки террористов-ваххабитов, воюющих против российской армии в Таджикистане и Чечне.

7 июля в газете «Время и деньги» было опубликовано интервью Г.Исхакова, где он заявляет, что Т.Таджутдин «за двадцать лет своей работы не сумел добиться того, что успело, к примеру, ДУМ РТ за два-три года». Г.Исхаков отмечает наличие в РТ более 1000 махаллей (приходов) и 45 мечетей в Казани, наличие двух десятков учебных заведений. Г. Исхаков подтверждает факт финансирования арабскими государствами. При этом он приводит свой обмен репликами с президентом России Владимиром Путиным: «Я... : «Да строим. И что? Эти мечети и медресе в Татарстане останутся. И проповедовать в них будут наши татарские священнослужители, и учиться будут татарские парни. И не чему-нибудь - нашему исконному исламу суннитского толка. Что в этом плохого?» И он со мной согласился. «А ведь верно» - говорит».

Переходим непосредственно именно к описанию процесса событий в мечети «Булгар» 7 июля. Первоначально на 12 часов намечались переговоры между Фаридом Салманом и делегацией ДУМ РТ, включавшей муфтия Гусмана Исхакова, заместителя муфтия Валиуллу Якубова и члена Президиума ДУМ РТ балтасинского мухтасиба Джалиля Фазлыева (ныне баш-казый ДУМРТ). На 13 часов намечалась хутба. В качестве посредника должен был выступить заместитель председателя Совета по делам религий при Кабмине РТ Вячеслав Никифоров. Одновременно к мечети было стянуто около дюжины сотрудников МВД в штатском и двое (подполковник и капитан) в форме. Запись происходящего велась на 2 камеры: операторами Салмана и МВД. Однако Салман отказался от переговоров и начал хутбу в 12 при минимальном количестве народа, судя по дальнейшей реакции в большинстве из своих сторонников. В это время в молельном зале находилась делегация ДУМ РТ во главе с муфтием. Муфтий подошел к минбару (кафедре) и сказал, что по Уставу ДУМ РТ он должен читать хутбу. Салман начал кричать, что это его мечеть и он здесь муфтий и Исхаков нарушает ход молитвы. Тогда Исхаков начал брать микрофон. Салман вцепился в микрофон. В целом, в рукопашной схватке щуплый Салман не имеет никаких шансов противостоять плотному Исхакову. Часть молящихся начала выражать недовольство, но никто к ним не приблизился. Тогда Исхаков уже без микрофона на весь зал заявил о нарушении Устава ДУМ РТ. Салман начал читать хутбу. Сторонники Исхакова собрались в кружок. В это время представитель пресс-центра ДУМ РТ раздавал заявление смысл которого сводился к тому, что духовное лицо не может совмещать две должности. Так как Салман занимает пост начальника управления в ЦДУМ он физически не в состоянии быть имамом и руководить деятельностью мечети. К Никифорову подошел заместитель муфтия Валиулла Якупов и попросил подтвердить, что не было никакого насилия. После этого делегация ДУМ РТ покинула мечеть и отбыла в здание ДУМ.

В своей проповеди Салман остановился на покаянии (Тауба) и страхе перед Аллахом. Он заявил, что не надо бояться ни муфтиев, ни казыев, ни мухтасибов, ни имамов, а нужно бояться только Бога. На протяжении всей проповеди, которая тянулась больше обычного и заняла более полутора часов. Салман находился в откровенно взвинченном состоянии. Он постоянно сбивался на характеристику недавно произошедшего. Салман заявлял, что пришедшие нарушили хутбу и тем самым пошли против воли Бога. Они не боятся божественного возмездия и поэтому отступили от норм ислама. Еще более откровенно Салман высказался после окончания молитвы. В напутствии верующим он обвинил Исхакова в поддержке ваххабизма, назвал муфтият РТ незаконным и заявил, что подчиняется только ЦДУМ и российским законам.

В тот же день Ф.Салман направил заявление в адрес Президента РТ, Прокуратуры РТ, КГБ РТ, где назвал Г. Исхакова марионеткой в руках экстремистов из Саудовской Аравии и Кувейта. По утверждению Салмана, в номере 11 газеты «Иман» содержатся ваххабитские высказывания. Впрочем заместитель муфтия, редактор «Имана» В.Якупов в кулуарах признал, что в статье допущен ряд ошибок. Затем Ф.Салман призвал к одновременной отставке ДУМ РТ и Совета по делам религий при Кабмине РТ. Он заявляет, что никогда не признавал законы Татарстана и не собирается признавать ДУМ РТ. 7 июля Президиум ДУМ РТ принял решение о лишении Салмана звания имама в связи с нарушением Устава ДУМ РТ.

19 июля в программе криминальной хроники «Перехват» телекампании «Эфир» появился сюжет о покушении на помощника имама мечети «Булгар». Звуковой ряд был низкого качества, и из комментария становилось понятно, что на автозаправке в другом спальном микрорайоне «Горки» этого парня пытались затащить в машину, а из-за отказа выстрелили два раза из замаскированного в тряпку ружья с 3 метров, но в него не попали. 20 июля сюжет был повторен и дополнен в информационной программе «Город» кампании «Эфир». Салман открытым текстом заявлял, что обвиняет в покушении нынешнее руководство ДУМ РТ, связанное с ваххабитами и террористами. При этом покушение является предупреждением лично ему, Салману. Произнося эти слова Салман, что-то чертил пальцем на столе, Заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла Якупов приводил примеры инсценировок покушения (?!) в российской практике. При этом он отметил, что в исламе нет звания помощника имама. Забавно, что этот парень максимум лет 20-ти в кадре назывался Али-хазрет и был уже в тюбетейке и на фоне ковра. В комментарии сотрудников милиции отделения «Дальний» утверждалось, что такого рода деяния обычно совершаются психически неуравновешенными людьми и именно этот вариант усиленно отрабатывается.

Так Фарид Салман при жизни аттестовал Валиуллу-хазрата. Сейчас он и другие «эксперты» пытаются максимально использовать имя покойного...

А.Ю. Хабутдинов

Родился Фарид хазрат Салман (Хайдаров Фарид Адибович) в 1969 г., в Казани, татар.
После окончания средней школы в 1986 г. поступил на исторический факультет Казанского

Государственного университета (КГУ), который окончил с отличием в 1991 г.
В 1986-1988 гг. работал в археографической лаборатории КГУ, а также в Госархиве Татарстана - татарский отдел).

Во время празднования 1100-летия принятия ислама в России, организованной ДУМЕС, был переводчиком при делегациях Ирака, Кувейта и Сирии.

Работал старшим преподавателем в медресе при Азимовской мечети, медресе мечетей Нур Ислам и Аль-Марджани в Казани, преподавал в Исламском университете Аль-Фатых (Казань).

Обучался в Ливане, в Сирии, прошел курсы повышения квалификации в исламском университете Абун-Нур (Дамаск), был посвящен в ученики досточтимого шейха Ахмеда Кефтаро, ныне упокоившегося муфтия Сирии.

Свободно владеет арабским языком. Переводит с английского, персидского, турецкого и османского языков.

Закончил Казанское медресе им. 1000-летия Ислама.

На духовной должности с 1991 года - тогда он был назначен главой международного отдела Мухтасибатского Управления Татарстана.

В 1992 г. назначен на должность заместителя муфтия ДУМ Татарстана - руководителя международного отдела, затем имам-хатыб мечети на Сенной площади (г. Казань);

В 1997 г. Верховным муфтием, председателем ЦДУМ России Т. Таджуддином присвоен духовный сан (пожизненно) муфтия.

Послужной список муфтия Ф.Салмана:
1. имам-хатыб Соборной мечети Аль-Марджани в 1995-1997 гг.
2. заместитель мухтасиба города Казани в 1996-1997 гг.
3. имам-хатыб мечети «Булгар» в 1997-2000 гг.
4. муфтий Татарстана (в составе ЦДУМ) в 1997-2001 гг.
5. заведующий международного отдела Мухтасибатского Правления мусульман Республики Татарстан,
6. председатель богословской комиссии Духовного Управления мусульман Республики Татарстан (ДУМРТ),
7. муфтий Ямало-Ненецкого автономного округа (ЦДУМ России).
8. заместитель Верховного муфтия ЦДУМ по информационной работе
9. заместитель Верховного муфтия, глава Совета Улемов.
10. глава Московского представительства ЦДУМ России.
11. представитель ЦДУМ России на совместных правительственных комиссиях по общественным и конфессиональным вопросам.
12. Представлял ЦДУМ в Межрелигиозном совете России.

Муфтий Фарид Салман принимал участие в работе международных конференций по вопросам ислама в Лондоне, Дамаске, Аммане, Багдаде, Каире, Стамбуле, Нью-Йорке, Баку, Куала-Лумпуре, Джакарте, Дели.

В составе делегации ЦДУМ выезжал в Сирию, Ливан, Египет, Турцию, Ирак, Катар, Великобританию, Марокко и т.д.
Он автор ряда трудов по теологии и богословию.

Ниже приведены основные научные и богословские труды.
1. Перевод смыслов Священного Корана на татарский язык.
2. Учебное пособие по чтению Священного Корана, на татарском языке.
3. Толкование седьмицы Священного Корана на татарском языке («һәфтияк Шәриф тәфсире»).
4. Толкование «Открывающей» суры Священной Книги «Аль-Фатиха». Книга называется «Дух Корана», на русском языке.
5. Учебное пособие по основам Вероубеждения и чтения Священного Корана, на русском языке.
6. Комментарии к «Собранию изящных словес», на русском языке.
7. Сборник ежегодного календаря на татарском языке, с 2000 г.

Эти произведения получили высокое признание и оценку татарского народа, распространены в Татарстане, России, в целом, а также в странах СНГ и в ряде других государств.

Труд муфтия Ф.Салмана «Толкование «Открывающей» суры Священной Книги «Аль-Фатиха» получило высокое признание православного и иудейского духовенства России за дух толеранства, которым пронизано это толкование.

В 2007 году начинается новая веха в издательском деле – силами муфтия и сподвижников создается Издательский Дом “ЭСМА” (Эсма аль - Хусна, Наипрекраснейшие Имена Всевышнего) и с этого времени труды хазрата издаются в этом издательстве.

В настоящее время муфтий Ф. Салман является директором Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан. Также муфтий читает лекции по мусульманской тематике в Академии управления МВД РФ.

Под руководством муфтия Ф.Салмана готовится к публикации современное толкование Священного Корана под названием «Тафсир Болгар», которое призвано укрепить интерес национальной молодежи к традиционному для татар ханафитскому толку Ислама.

Обменяться мнением с муфтием Фаридом хазратом Салманом, ознакомиться его с публикациями и интервью СМИ, получить ответы на Ваши вопросы можно на сайте Центра исследований Корана и Сунны




Top