Формальный характер участия граждан в политической жизни. Формы участия граждан в политике

Формы участия граждан в политике

Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.

Скажем, при демократической форме правления, теоретически, гражданам предоставлена большая возможность влияния на власть. Политическое участие, предполагаемое для демократического общества, - всеобщее, равноправное, инициативное. Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами, теоретически самостоятельно выбрать себе «власть», или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности. Политическое участие в демократическом обществе - свободно и выступает для граждан средством для выражения чувства долга перед страной, средством для достижения своих целей, реализации потребности в самовыражении. Такое участие обеспечивается государством в плане предоставления различных правовых норм и процедур и равномерного распределения ресурсов участия, таких, как деньги, доступ к СМИ, образование, «прозрачное» видение осуществления, собственно, власти и так далее. Так же, демократическое общество допускает, в определенных рамках, такое выражение протеста граждан, как митинги, демонстрации, забастовки, петиции. Такого рода мероприятия служат как инструментом политического обучения граждан, так и доказательством, собственно, того, что государство является действительно демократическим и каждый гражданин имеет право на самовыражение.

При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.

В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

Мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

Мотив власти, желания управлять другими людьми;

Мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

Мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

Мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

Мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность – политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

Сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.


Включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия), необходимо не только осуществление сетевой политики органами государственной власти и политическими партиями, но и повсеместное распространение компьютерных сетей, а также эффективное противодействие политическим проблемам, возникающим вследствие информатизации общества. Уже сегодня становится очевидным тот факт, ...

... ­ческих государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообщест­вом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспе­чить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и...

Системы. Для России свойственна определенная гетерогенность, множественность субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход к демократии, немыслимо...

При оценке политической стабильности в стране необходимо учитывать, с одной стороны, эффективность и надежность механизмов воспроизводства политической системы, с другой – демократическое содержание развития политических процессов. Политическая стабильность обычно характеризует устойчивое, поступательное развитие общества в соответствии с историческими и цивилизационными закономерностями его...

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

К механизмам участия граждан и их объединений (полити­ческих партий, фронтов и движений, фондов и добровольных ас­социаций и др.) в политической жизни надо относить политиче­ские институты и учреждения, обеспечивающие представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и ис­полнительных органах страны. В качестве примера можно на­звать избирательное право и голосование, выдвижение кандида­тов и баллотирование, организацию политических партий и ассо­циаций, институт представительства (народные трибуны в древ­ности и народные депутаты сегодня), институт гражданства, дея­тельность СМИ и т. д.

Система выборности призвана обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народ­ного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выбо­ры, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитими­зации (узаконивания) существующей политической системы и по­литического режима. Акт участия в выборах уже сам по себе увели­чивает веру граждан в законность и ответственность правительства. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к уча­стию в политическом и особенно в избирательном процессе. Боль­шая роль отводится системе образования, а также различным меха­низмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий патриотических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропа­ганды достоинств участия в голосовании.

Роль института всеобщих выборов невозможно переоценить. Избирая ту или иную партию, того или иного депутата, народ выражает свои потребности, чаяния, интересы, жалобы самым мирным и конституционным путем, не прибегая к восстанию или изгнанию, революции.

Конечно, избранное правительство, Государственная Дума и избранный президент находятся под очень слабым контролем на­рода. Это одновременно плохо и хорошо. Хорошо потому, что необходимость «отрабатывать» народное доверие, строить поли­тику только в согласии с данными ранее обещаниями или только по наказу избирателей - сильно сковало бы руки органам власти. Правители, ответственные перед народом, - это одно, а правите­ли, зависимые и потворствующие народу, - это совсем другое. Так рассуждал в свое время Н. Макиавелли.

В зарубежных странах относительная легкость, с которой мо­жет быть заменено действующее правительство, снижает остроту возможных требований об изменении, самого политического ре­жима и его институтов. Это обусловливается тем, что институт всеобщих выборов является одним из важных элементов совре­менной политической системы. Не прибегая к революционному насилию, но используя современные механизмы политического участия, народ все же способен навязать властям свою волю.



Если бы институт выборов не зарекомендовал себя как самый эффективный инструмент политической стабилизации общества, то многие страны, скорее всего, отказались бы от него. Но ныне в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избиратель­ное право.

Под избирательным правом понимаются два явления: 1) сово­купность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.; 2) право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избира­тельное право) и быть избранным (пассивное избирательное пра­во). Избирательное право обычно регламентируется конституци­ей и специальными законами о выборах, который определяет по­рядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, поря­док определения результатов голосования и др. Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие поли­тических решений. Однако так было не всегда.

В античной Греции права голосовать были лишены рабы, ино­странцы, женщины и малоимущие. В Древнем Риме долгое время к голосованию не допускали плебеев - преобладающую массу свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения. Имущест­венный ценз ограничивал избирательные права граждан не толь­ко в античности, но и в Новое время. Малоимущие белые мужчи­ны не имели права голосовать в XIX в. в передовых странах типа США и Англии.

По конституции США от 1787 г. тысячи чернокожих рабов были лишены гражданских и общечеловеческих прав. Только в 1870 г. была принята XV поправка к Конституции, предостав­ляющая право голоса неграм. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. негры практически были лишены возможно­сти участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов негры стали добиваться некоторых успехов в расширении права участия в выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов XX в., снявшие ограничения на участие негров в избирательном процес­се. В ЮАР чернокожих допустили к ним только в середине 90-х годов.

Американские женщины не имели права голосовать до 1920 г. В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. - до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин - в 1919 г. В Англии это случилось чуть позже - в 1928 г. Женщины получили право голоса во Франции в 1944 г., в Италии - в 1945 г., в Греции - в 1956 г. В Швейцарии, этом символе цивилизованности и стабильности, женщины впервые были допущены к избирательным урнам только в 1971 г.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избира­тельных кампаний регламентируются законодательными норма­ми. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привле­кать их обещанием продвижения по службе, обходить дома изби­рателей с целью предвыборной агитации и т. д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно рег­ламентировано использование средств массовой информации, осо­бенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избира­тельных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с кото­рым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

Голосование - одна из важнейших форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и обществен­ных движениях, обращение в парламент и местные законода­тельные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного функционера, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу пар­тии.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: 1) регистрация в списке избирателей по месту жительства, 2) тайное голосование в специальной кабине, 3) использование одинакового для всех из­бирательных округов списка кандидатов, 4) присутствие на выбо­рах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, 5) подсчет бюллетеней специально соз­данной комиссией, 6) официальное опубликование результатов голосования.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они мо­гут по свободному волеизъявлению выбрать одного. В большин­стве стран выборы проходят на альтернативной основе, т. е. изби­рателям предоставляется возможность выбрать одну кандидатуру из многих. Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур. Выборы - это игра между кан­дидатом и избирателем, правила которой определены демократи­ческой процедурой.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в от­дельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, в изби­рательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, про­граммным установкам и т. д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и про­граммы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответст­вуют их позициям и интересам.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. Обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.

2. Требование лояльности, в соответствии с которым кандида­ты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим про­тивникам.

3. Обязанность невмешательства государственного аппарата в ход предвыборной борьбы.

Суть первого условия состоит в том, что всем кандидатам на выборах предоставляется одинаковый максимальный объем расходов на проведение кампании. При этом ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды из­бирательных кампаний. В то же время государство во многих кам­пании. К примеру, в России оно предоставляет бесплатно 30% эфирного времени для предвыборной агитации. Одновременно всем партиям и кандидатам гарантируется одинаковое время для выступлений на радио и телевидении.

Хотя предвыборный этикет не допускает каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника, унижения его чести и достоинства и т.д., в России, начиная с 1992 г., постоянно нарас­тала так называемая «война компроматов». В ходе этой борьбы практически на каждого кандидата и политическую партию противники через средства массовой информации выдавали не­гативную и компрометирующую информацию, часть которой оказывалась сфабрикованной. Подобное случается не только у нас. Если в США кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого.

Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов не­наказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадо­ренные полной безнаказанностью кандидаты «купают друг друга в грязи». В каждом штате страны свои нравы и традиции. Если на севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование. В конце XX столетия в США изби­ратели вынуждены заполнять анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос. Делается такое для того, чтобы не было подме­ны. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.

В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные пред­меты. Скажем, в США один из кандидатов использовал... мухо­бойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запом­нишь его!

Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является ин­ститут референдума. Референдум - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни пу­тем всеобщего голосования. Это одна из форм непосредственной демократии. Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голо­сования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум используется в качестве законодательного механиз­ма большинством демократических государств мира.

Одна из главных функций избирательной системы состоит в институционализации политического участия граждан, замене спонтанных, стихийных, неорганизованных и зачастую незакон­ных (бунт, восстание и т. д.) форм политических действий узако­ненными, легальными и легитимными.

Формы участия граждан в политике

Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.

Скажем, при демократической форме правления, теоретически, гражданам предоставлена большая возможность влияния на власть. Политическое участие, предполагаемое для демократического общества, - всеобщее, равноправное, инициативное. Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами, теоретически самостоятельно выбрать себе «власть», или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности. Политическое участие в демократическом обществе - свободно и выступает для граждан средством для выражения чувства долга перед страной, средством для достижения своих целей, реализации потребности в самовыражении. Такое участие обеспечивается государством в плане предоставления различных правовых норм и процедур и равномерного распределения ресурсов участия, таких, как деньги, доступ к СМИ, образование, «прозрачное» видение осуществления, собственно, власти и так далее. Так же, демократическое общество допускает, в определенных рамках, такое выражение протеста граждан, как митинги, демонстрации, забастовки, петиции. Такого рода мероприятия служат как инструментом политического обучения граждан, так и доказательством, собственно, того, что государство является действительно демократическим и каждый гражданин имеет право на самовыражение.

При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.

В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

Мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

Мотив власти, желания управлять другими людьми;

Мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

Мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

Мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

Мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

Участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

Лоббистская деятельность - политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

Сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

Неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.

КОНСТИТУЦИЯ

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Урок обществознания в 9 классе

Учитель экономики и обществознания

Лаптенко Мария Александровна

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Задачи урока.

    Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

    Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу и начинаем новую тему. Для начала заполните столбик «до» в таблице.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

В каком возрасте я могу стать президентов РФ?

Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Откройте рабочие тетради на стр.34 и прочитайте задание 1.

Исходя из соц.опроса сделайте выводы: (2 мин)

    В каком году было самое большое кол-во заинтересованных в политической жизни? (в 2007)

    В каком наименьшее? (в 2010)

    Какой ответ был самым распространенным в 2006, 2007 и 2010 годах?

    Выберите правильный ответ к заданию в тетради.

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Беседа по вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? (5 мин)

    Что значит участвовать в управлении?

Ответ: участвовать в управлении - значит, во-первых , непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным);

во-вторых , непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений;

в-третьих , непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых , влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет , вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность - это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Теперь поработаем с конституцией. ( 5 мин)

Работа с текстом Конституции РФ

Изучение содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного. (3 мин)

Характеристика избирательного права. ( 5 мин)

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной , демократии ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    прямые выборы;

    референдум;

    отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

    народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

    формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в т.ч. и единоличные)

Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. Здесь крайне важно иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и ϲʙᴏбодные выборы будут в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

ИГРА и работа со словарём (статьи «Выборы», «Референдум», «голосование», «митинг»). (5 мин) Составление определения из слов

Вернемся к конституции

Президент выбирается сроком на 6 лет (Ст.81 Конституции РФ). Государственная Дума – на 5 лет (Ст.96 Конституции РФ).

Существует возрастной ценз: 21 год – для избрания депутатом Государственной Думы, 35 лет и проживание на территории РФ не менее 10 лет – для избрания Президента РФ.

Существует две формы политического участия – сотрудничество и разделение. О сотрудничестве мы уже говорили.

Пример политического разделения – ксенофобия – ненависть к чужим, как правило, к тем, кто воспринимается как стоящий на социальной лестнице ниже. Ксенофобия – страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие его как опасного и враждебного.

Другой пример политического разделения – отказ от участия в политической жизни общества.

Абсентеизм – сознательный отказ граждан от участия в выборах. Выборы как право. Наказания за абсентеизм.

Прочитайте ст. 29 Конституции РФ , содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

    В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

    Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

    В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

    Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи . При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

    свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

    свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Свобода слова – ст.29 Конституции РФ . Ограничения: если идёт пропаганда войны, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к вражде и насилию.

Политический экстремизм ( политический экстремизм – приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т.п.) в политике): подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной и религиозной розни; осуществление массовых беспорядков и актов вандализма (вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.

А теперь заполните или проверьте заполнение столбика «ПОСЛЕ».

Тест (7 минут)

Домашнее задание: задания в рабочей тетради: 2,3,6,8. Читать параграф 7 в учебнике.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

Бланк ответов

Номер конверта

Ответ

Номер конверта

Ответ

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12




Top