Фз о банкротстве с последними изменениями. ФЗ «О банкротстве» в последней редакции No 127 фз новая редакция с

В представлении большинства обывателей понятие банкротства ассоциируется с полным крахом и разорением. Однако процедура банкротства на самом деле является эффективным инструментом решения финансовых проблем должника, у которого накопились большие долги по налогам или кредиту, задолженность поставщикам, арестовано имущество или в отношении которого вынесено судебное решение о взыскании долга, с которым нет возможности рассчитаться.

Кроме того, что процедура банкротства позволяет должнику сбросить с себя бремя задолженности, закон также «страхует» поручителей несостоятельных заемщиков от перспективы самому оказаться должником.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ был принят в октябре 2002 года. В соответствии с Гражданским законодательством России, закон определяет основания для признания должника банкротом, прописывает комплекс мер по предупреждению наступления банкротства, регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о несостоятельности, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Читайте подробнее о банках и банковской деятельности

Под должником может пониматься как физическое (в т.ч. индивидуальный предприниматель), так и юридическое лицо (организация, предприятие и др). Закон однако не распространяется на госкорпорации и отдельные фонды.

Закон очень масштабный, содержит 12 глав, включающих в себя 233 статьи (20 из них на настоящий момент полностью утратили силу).

За прошлый 2017 год закон претерпел множество поправок. Рассмотрим изменения, внесенные в закон в ноябре:

Подпункт 6 п. 2 ст. 189.31 закона был дополнен. Временная администрация, назначаемая в случае приостановления деятельности исполнительных органов кредитной организации, в процессе реализации их полномочий (проведения обследования, установления наличия оснований для отзыва лицензии (ст. 20 закона о банках № 395-1-ФЗ), разработки мероприятий по финансовому оздоровлению организации и осуществлению иных функций, предусмотренных п. 1 ст. 189.31 ФЗ 127), получает доступ ко множеству документов и и имеет множество функций. В частности, администрация получает право организовывать собрание учредителей, «в том числе выполняя предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» действия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в части организации, подготовки и проведения общего собрания акционеров».

В случае, если к осуществлению комплекса мер по предупреждению банкротства банка был привлечен Банк России, назначенные им Агентство или Управляющая компания, исполняя функции временной администрации, помимо основных полномочий, прописанных в ст. 189.31 настоящего закона, приобретают также дополнительные возможности.

Пункт 4 статьи 189.34 был дополнен подпунктами 1.1 и 1.2. Таким образом, временная администрация в лице Агентства или Управляющей компании приобрела дополнительное право принимать решение:

  • Об использовании резервного и иных фондов банка для покрытия его убытков;
  • О конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка, в том числе о конвертации облигаций банка в акции.

Статья 189.50 об изменении размера уставного капитала банка и состава акционеров банка по решению Банка России была дополнена пунктом 20.1 . Данный пункт содержит особенности, с учетом которых проводится общее собрание банка после увеличения его уставного капитала и приобретения Банком России или Управляющей компанией акций банка в количестве не менее 75% (для банков в форме ООО — не менее 3/4 от общего числа голосов):

  • Решение о созыве общего собрания принимается не ранее даты зачисления на лицевой счет акций, размещенных в ходе дополнительного выпуска;
  • Дата, на которую определяются лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о созыве и более чем за десять дней до даты проведения собрания вне зависимости от повестки;
  • Сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до лиц, имеющих право на участие, не позднее чем за неделю;
  • Если повестка собрания содержит вопросы об избрании членов совета директоров, образовании единоличного исполнительного органа или досрочном прекращении его полномочий, образовании коллегиального исполнительного органа, избрании членов ревизионной или счетной комиссии, предложения по кандидатам должны поступить не менее чем за три дня до собрания акционеров. Решение временной администрации о включении их в список кандидатур для голосования принимается не позднее, чем за день до проведения собрания;
  • Управляющая компания, выполняя функции единоличного исполнительного органа (в соотв. с пунктом 16 ст. 189.50), самостоятельно проводит подготовку к общему собранию акционеров (порядок прописан в ст. 54 закона об акционерных обществах);
  • Уведомление участников о проведении общего собрания может быть произведено только после внесения Банком России или Управляющей компанией в уставной капитал дополнительного вклада и не позднее, чем за 10 дней до проведения собрания участников;
  • Общее собрание акционеров банка проводится только в очной форме. Бюллетени передаются лицам, имеющим право голоса, только в день проведения собрания;
  • После зачисления акций на лицевой счет, либо внесения дополнительного вклада в уставной капитал банка и до даты проведения общего собрания акционеров, полномочия совета директоров банка приостанавливаются. На первом собрании полномочия председателя осуществляет представитель Банка России.

В последней редакции от 27 декабря 2017 года были внесены изменения в абзац второй пункта 2 статьи 7.1. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации, «а также у конкурсного кредитора — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» с даты возникновения у должника признаков банкротства».

Порядок банкротства физических лиц

Ввиду масштабности закона возникает необходимость рассматривать его положения, разделив закон на определенные смысловые части. Перейдем к теме банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. завершивших свою деятельность), которую регламентирует глава X (статьи 213.1 — 213.32 § 1.1) «Банкротство гражданина». Отдельные положения также содержатся в главах I — III.1, VII, VIII, параграфе 7 главы IX и параграфе 2 главы XI настоящего федерального закона.

В России процедура банкротства физических лиц была узаконена в июне 2015 года. Тогда же законом была закреплена возможность применения трех инструментов дела о банкротстве физических лиц: реструктуризации, реализации имущества должника, заключения мирового соглашения.

Представим краткое содержание главы X закона, обозначив тезисы параграфа 1.1 о реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества:

  • Регулирование отношений, связанных с банкротством;
  • Применяемые процедуры, возбуждение производства по банкротству;
  • Заявление гражданина или кредитора о признании физического лица банкротом; рассмотрение заявления на предмет обоснованности;
  • Собрание кредиторов в случае банкротства физического лица; финансовый управляющий;
  • Правовое положение кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества;
  • Требования к физическому лицу, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации;
  • Представление проекта плана реструктуризации, содержание, прилагаемые документы; одобрение проекта плана собранием кредиторов;
  • Рассмотрение проекта арбитражным судом, основания для отказа в утверждении;
  • Внесение изменений в план по инициативе собрания кредиторов или физического лица и продление срока исполнения; отмена плана;
  • Завершение исполнения;
  • Решение арбитражного суда о признании физического лица банкротом;
  • Имущество, подлежащее реализации и правила данной процедуры;
  • Порядок удовлетворения требований кредиторов, завершение расчетов и освобождение от обязательств;
  • Пересмотр завершения реструктуризации или реализации имущества, возобновление производства по делу о банкротстве;
  • Последствия признания физического лица банкротом (ст. 213.30 закона 127 ФЗ рассмотрим подробно);
  • Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с мировым соглашением;
  • Оспаривание сделки должника-гражданина.

Обращение физического лица в суд с заявлением о признании его банкротом может быть как правом, так и обязанностью. Обязательной является ситуация, когда задолженность накопилась перед несколькими кредиторами и гражданин понимает, что, даже погасив ее часть, не сможет выплатить оставшуюся сумму. Соответствующие обстоятельства подробно прописаны в статье 213.4 ФЗ 127.

Решение о признании банкротства физических лиц принимается арбитражным судом. Для того чтобы судебная канцелярия приняла заявление на рассмотрение, должны быть соблюдены следующие обязательные условия (ч. 2 ст. 213.3 закона 127 ФЗ):

Долг должен составлять не менее 500 тысяч рублей, а просрочка — не менее 3 месяцев.

Процесс признания физического лица банкротом происходит в следующем порядке:

  • Сбор документов : сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и др. готовятся за трехлетний период, предшествующий подаче заявления в суд. Полный перечень приведен в статье 213.15. Представляемые документы должны подтвердить банкротство физического лица и убедить суд в отсутствии возможности погасить долг. Если вопреки представленным документам в собственности у гражданина имеется дорогостоящая недвижимость, яхты и пр., суд не только откажет физическому лицу в банкротстве, но также может привлечь его к административной или даже уголовной ответственности за обман и мошенничество;
  • Составление заявления. При оформлении банкротства физического лица, обязательно участие финансового управляющего. Для этого необходимо обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО АУ). Заявление заполняется согласно установленной форме:
    • В шапке указывается наименование суда, паспортные и контактные данные кандидата в банкроты;
    • В содержание заявления должны быть включены перечень кредиторов, сведения об общей сумме долга (долги по погашению обязательных платежей и возмещению вреда жизни и здоровью, если такие имеются, прописываются отдельно);
    • Должны быть перечислены факторы, приведшие к плачевному финансовому состоянию физического лица;
    • Учитываются текущие судебные процессы: исковые требования, исполнительные производства и др.;
    • Должна быть представлена опись имеющихся у физического лица собственности и банковских счетов, в том числе заграничных;
    • Указываются сведения о выбранной СРО АУ;
    • Прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины. На настоящий момент составляет 300 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
  • Подача заявления. С оформленным заявлением следует обращаться в арбитражный суд по месту жительства. Сделать это можно как лично, так и отправив документы письмом или в электронной форме;
  • Принятие решения судом. Рассмотрение заявления физического лица о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судок в срок от 15 дней до 3-х месяцев (ч. 5 ст. 213.6 закона 127 ФЗ). Если суд принял заявление на рассмотрение, в конечном итоге возможны три ситуации:
    • Реструктуризация заключается в изменении условий выплаты долга. Данная процедура позволяет восстановить платежеспособность должника и погасить долги согласно утверждаемому плану. На протяжении процедуры реструктуризации приостанавливается начисление пеней, штрафов и иных санкций. Претендовать на реструктуризацию могут физические лица со стабильным доходом;
    • Реализация собственности производится в соответствии с указаниями финансового управляющего, который проводит опись имущества и его оценку, определяет сроки реализации. Обычно процесс занимает длительное время (до полугода). Единственное жилье и личные вещи физического лица не подлежат реализации;
    • Мировое соглашение заключается еще до признания лица банкротом. Достижение такой договоренности дает должнику возможность отсрочки на условленный срок требований по погашению долга без его реструктуризации или продажи имущества.
  • Признание банкротства означает, что суд и кредиторы, после того, как были исполнены все возможные меры для максимального погашения долга, признали неплатежеспособность физического лица и прекращают в отношениеинего финансовое преследование.

Процедура банкротства — «удовольствие» не из дешевых.

Если государственная пошлина, уплачиваемая при подаче заявления, и стоимость публикации в ЕФРСБ (Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) составляют в сумме менее 1000 рублей, то услуги финансового управляющего обойдутся не менее, чем в 10 тысяч рублей + 2% от стоимости реализованного имущества или объема удовлетворенных требований.

На практике, окончательная сумма затрат превышает 150-200 тысяч рублей, поэтому резонность банкротства при долге в 500 тысяч рублей — достаточно сомнительна.

Правовые последствия

Крайне ответственно к процедуре банкротства необходимо подходить физическим лицам, являющимся владельцами или руководителями организаций и предприятий. Доля акций банкрота-учредителя будет выставлена финансовым управляющим на продажу, что грозит большими рисками для стабильной деятельности организации. В случае признания банкротом руководителя, по закону тот лишается своего поста на срок в три года, а компания в связи с этим претерпевает тяжелый удар по репутации.

Если существуют предпосылки к банкротству, рациональным решением будет расторжение трудового договора по собственному желанию руководителя или заблаговременный вывод физического лица из круга учредителей компании.

Большое число ограничений согласно закону начинает действовать еще в процессе рассмотрения дела о банкротстве:

  • На время процесса физическое лицо лишается права проведения сделок купли-продажи и дарения имущества, передачи его в залог, выдачи поручительства;
  • Судом может быть вынесен запрет на выезд из России;
  • Запрещено распоряжаться средствами на банковских счетах, а все банковские карты должны быть переданы финансовому управляющему. Однако в случае, если суд принял решение о реструктуризации, за гражданином сохраняется право открыть специальный банковский счет, средствами на котором он может распоряжаться без согласования с финансовым управляющим. Однако сумма совершенных операций в месяц не должна превышать 50 000 рублей (согласно ч. 5.1 ст. 213.11 закона 127 ФЗ).

Правовые последствия процедуры банкротства являются ее самым значительным минусом. В отличие от потенциальных рисков, как для кредиторов — понести убытки, так и для самого физического лица — остаться без значительной части накоплений и имущества, правовые последствия неизбежны .

В статье 213.30 закона ФЗ 127 прописаны последствия, наступающие после признания гражданина несостоятельным и прекращения производства по делу о банкротстве:

  • На протяжении пяти лет при обращении за получением кредита или займа, гражданин обязан сообщать кредитору о своем банкротстве;
  • Если имела место реализация имущества, в течение пятилетнего срока новая процедура банкротства не может быть запущена по заявлению физического лица;
  • Как уже было сказано, гражданин лишается права занимать должность руководителя или каким-либо образом участвовать в управлении компанией на 3 года. В течение пяти лет он не вправе занимать управленческие должности в таких организациях, как страховые и микрофинансовые компании, инвестиционные, паевые и негосударственные пенсионные фонды. Запрет на управление кредитными организациями составляет срок в 10 лет.

Скачать текст 127 ФЗ о банкротстве физических лиц

Чтобы ознакомиться подробно с положениями закона, касающимися процедуры признания физических лиц неплатежеспособными, предлагаемот 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учесть самостоятельно все риски и нюансы человеку без опыта и знания механизмов банкротства сложно, поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам.

127-ФЗ от 26.10.2002 определяет порядок и условия признания банкротства (несостоятельности) должника, регламентирует правила реализации мер по предотвращению утраты платежеспособности, проведения процедур, связанных с банкротством, а также иные отношения, касающиеся неспособности субъекта погасить обязательства перед кредиторами в полном объеме.

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ "О несостоятельности ". Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ "О несостоятельности " посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон "О несостоятельности (банкротстве )" были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 -ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину - не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ "О несостоятельности".

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

У последних право возникает по истечении 30 дн. со дня принятия решения, о котором говорится в абз. 2 п. 3 ст. 6 127-ФЗ "О несостоятельности ".

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.

Юридические или физические лица спешат подать иск в суд для признания банкротства, чтобы им официальным путем были списаны долги. Существуют нюансы и ситуации, когда банк или суд может отказать в погашении кредита гражданину. Чтобы выяснить, когда и как лучше поступить, рекомендуется ознакомиться с Федеральным законом 127.

Общие положения закона

Закон 127 ФЗ о несостоятельности был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, а одобрен Советом Федерации 16 октября того же года. Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В 12 глав и 233 статьи. Однако он корректируется до сих пор, и существуют некоторые поправки, которые еще не вступили в силу. Этот закон регулирует процесс и способы признания лица несостоятельным, помогает гражданам определить меры по предупреждению банкротства и правоотношения между должником, который не может оплатить кредит, и кредиторами.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены термины и определения, то, какими могут быть признаки банкротства, какими полномочиями в данной сфере обладают органы исполнительной власти. Как происходит рассмотрение дела в суде, кто имеет право на подачу заявления в суд и как должно выглядеть это заявление, какими правами и обязанностями обладают кредиторы и должники. Как проходит процедура при деле о несостоятельности и т. д.;
  • Вторая глава описывает меры предупреждения несостоятельности и порядок санации;
  • В третьей г. подробно описаны процессы дел в арбитражных судебных органах в сфере банкротства. Порядок, участники, заявления от каждой стороны, прилагаемые обязательно документы, как происходит принятие и причины отказа в деле, распределение расходов, приостановление, сроки и меры по обеспечению выполнения условий и требований. Третья глава имеет подпункты, в которых описаны способы оспаривания сделок и ответственность руководителя должника;
  • В четвертой описано наблюдение. Кто такой временный управляющий и его полномочия в деле о банкротстве. Временный управляющий по решению суда ведет наблюдение за должником и финансовым состоянием организации, проводит анализ, а затем делает вывод и принимает решение об отстранении или штрафе;
  • В г. пять описана информация о финансовом оздоровлении, порядке его введения, способах проведения и причинах его окончания;
  • Как и в пятой главе, в шестой описана процедура, но уже внешнего управления. Также порядки введения, причины, способы, окончание и т. д.;
  • В седьмой оформлено конкурсное производство. Конкурсный управляющий занимается исполнением постановления арбитражного суда после принятия решения о банкротстве лица;
  • В восьмой главе описаны общие положения мирового соглашения и его особенности в разных ситуациях. Разные типы, кто может участвовать, условия, последствия, обжалование и отказ;
  • В девятой г. описано банкротство только конкретного вида лиц. Эта глава поделена на 8 параграфов и описывает особенности несостоятельности разных категорий юридических лиц;
  • Как и в девятой, в десятой главе описана определенная категория лиц, простые граждане. Система банкротства, процедуры, способы принятия решения для каждого типа и вида граждан, делящихся по системе распределения сферы деятельности;
  • В 11 три параграфа и они описывают, какими способами органы и Гос. Дума упростили процедуру принятия решений и процесса банкротства;
  • 12 глава регулирует все дополнительные положения и условия.

Многие статьи описываемого закона утратили силу и были изменены, редакция ФЗ 127 проходит до сих пор.

Особенности банкротства физических лиц

Часто физические лица обращаются в банк для того, чтобы им списали все долги. Но каждый гражданин должен знать, что существуют ситуации, когда финансовые организации не могут списать долг. Все эти ситуации описаны в Федеральном законе о несостоятельности и о банкротстве, в главе 10.

Банк не может списать задолженность, если:

  • Судебный орган оформил постановление, в котором написана информация о произошедших случаях нанесения физического или психологического вреда;
  • Выплачивается компенсация по случаю нанесения вреда в рамках субсидиарной ответственности;
  • Физическое лицо выплачивает алименты;
  • В случаях неполной выплаты или отсутствия оплаты вознаграждения, зарплаты или выходного пособия, что часто случается у ИП. Тогда суд признает гражданина несостоятельным.

Банкротство физических лиц происходит, если:

  • Гражданин имеет официальную задолженность перед кредиторами в размере денежной суммы от 500000 рублей;
  • Гражданин уверен, что неплатежеспособен перед кредиторами;
  • Лицо не выплачивает коммунальные счета периодически. Банкротство оформляется в случаях, когда не оплачивается в срок от трех месяцев и выше.

Процедура банкротства физического лица имеет минусы, но присутствуют и плюсы совершения подобного поступка. Последствие такого положения — если гражданин, признанный несостоятельным в суде, обращается в ближайшие пять лет в банк, то обязательно сообщает финансовой организации о своей неплатежеспособности. Минусом считается, что в течение трех лет после признания физического лица банкротом, оно не может занять место руководителя ни в одной организации или фирме. Но повторно признать банкротом гражданина могут только через пять лет после первого случая.

При прохождении судебного дела физическое лицо обязано оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Гражданин также оплачивает все почтовые расходы и услуги финансового управляющего.

Несостоятельность юридических лиц

При банкротстве юридических лиц иск в судебный орган может быть направлен как самостоятельно должником, так и представителем организации, выдавшей кредит или сотрудником специальных органов.

Для юридических лиц основания для признания несостоятельным отличаются:

  • В отличие от физических лиц, в этом случае задолженность должна быть от 100000 рублей для признания банкротства;
  • Сходство с физ. лицами только в том, что для признания банкротства юр. лица, оно не оплачивает коммунальные счета от трех месяцев и больше.

Процедура такова:

  • Первым делом, при постановлении арбитражного суда, проводится наблюдение, в ходе которого анализируется финансовое положение организации;
  • Далее назначается специальный сотрудник – арбитражный управляющий. Этот человек проводит контроль процессов и процедур;
  • Проводится мероприятие с попытками спасения фирмы или организации, которое называется оздоровление. Проходит анализ, ищутся способы спасения компании;
  • При отсутствии других возможностей, суд назначает специального человека, который, по мнению судей, может спасти организацию, это называется внешнее управление;
  • Если компания не была спасена, то проходит последняя процедура, именуемая конкурсным производством. Для погашения долгов продается все имеющееся имущество компании.

В случае если все-таки юридическое лицо было признано банкротом, случаются определенные последствия. Из организации обязательно увольняются абсолютно все сотрудники. Со счетов списываются все денежные суммы, которые уходят кредитным организациям и на другие расходы. По постановлению суда отстраняется начальство организации. Согласно ФЗ 127, на все задолженности юридического лица при решении о банкротстве снимаются пени и проценты.

Какие были внесены изменения?

Согласно последней редакции закона о банкротстве, утратил силу 34 абзац второй статьи, статья десять, второй и третий пункты статьи 184.13, пункты шесть и десять статьи 189.23. Основным изменением, внесенным при последней поправке, проведенной 29 июля 2017 года, в ФЗ номер 266, считается то, что теперь специальные государственные органы или кредиторы имеют право взыскать с должника его собственность, имущество. О взыскании имущества в суд может направить заявление или управляющий компании, или сотрудник обанкротившейся организации, или работник специального уполномоченного органа.

При последних поправках была полностью изменена глава 3.2, в которой говорится об ответственности, которую несет руководитель лица, имеющего непогашенный долг. Произошли изменения и в первой главе, в общих положениях о работе и системе работы арбитражных судебных органов. Информация для лиц, уже читавших этот закон – произошли изменения в названиях и порядке пунктов статей, рекомендуется ознакомиться с ФЗ 127 заново.

Скачать действующую редакцию ФЗ 127

ФЗ 127 продолжает претерпевать множество изменений. Он был создан для упорядочивания системы банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый случай банкротства имеет свои нюансы, в этом же законе описаны подробно все ситуации. Процесс признания несостоятельности трудный и очень затратный, рекомендуется для начала изучить всю законодательную часть, чтобы избежать поспешных действий и ошибок.

Скачать Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации можно

Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — ключевой нормативно-правовой акт, на основании положений которого суд может признать юридическое или физическое лицо банкротом, а также вынести ряд решений, связанных с признанием несостоятельности. (Узнайте все о банкротстве юридических лиц )

Является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи.

Описание фз 127 о банкротстве


Инициатива наведения порядка в экономике страны на рубеже 1990-2000-х годов исходила от В.В. Путина. В своих комментариях Президент активно призывал к этому. Именно его желание навести порядок в сфере банкротства и послужило отправной точкой для издания соответствующего нормативно-правового акта. В итоге в конце 2002 года на смену предшествующему закону о несостоятельности (банкротстве) пришел с тем же названием.

Новый закон состоит из нескольких основных элементов. Так он в в содержании своих статей раскрывает:

  • общие положения процедуры признания лица банкротом,
  • меры по предупреждению банкротства,
  • порядок разбирательства дел в арбитражном суде,
  • процесс оспаривания сделок должника,
  • ответственность должностных и иных лиц в делах о банкротстве,
  • процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и т.д.,
  • порядок заключения мирового соглашения.

Помимо этого ФЗ 127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о банкротстве подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.

Банкротство юридических лиц


В современных экономических условиях все чаще поднимается вопрос о . В данном разделе речь пойдет как раз об этом.

В случае, когда юридическое лицо не может платить по имеющимся счетам, при этом его руководство не видит перспектив и дальнейших путей развития организации, возникает огромная задолженность, погасить которую становится невозможным. Долги возникают, как перед кредиторами, так и перед работниками.

Несостоятельность юридического лица признается в судебном порядке. Инициатором данного производства может выступить любая из заинтересованных в этом сторон. По решению суда к юрлицу могут применяться антикризисные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и другие). Помимо этого к юридическому представителю может применяться процедура ликвидации. В результате управление предприятием переходит к специальному управляющему, начисление процентов по долгам прекращается, также прекращается деятельность всех бывших руководителей. В ходе этих мероприятий постепенно погашаются все имеющиеся долги за счет имущества юридического лица.

Последствия банкротства юридических лиц не серьезные. так как те, не лишаются права заниматься предпринимательской деятельностью

Банкротство физических лиц по новому закону


Закон о несостоятельности (банкротстве) от 2002 года претерпел значительные изменения. Так поправки 2017 года привели к тому, что он даже стал характеризоваться как Новый закон о банкротстве .

Новый закон о банкротстве устанавливает, что банкротство гражданина может быть у тех лиц, которые имеют крупные долги перед другими физическими или юридическими лицами.

Время на чтение: 10 мин

ФЗ-127 «О финансовой несостоятельности» регулирует такой важный аспект, как процедура признания субъекта неплатежеспособным, или банкротом. Данный нормативно-правовой акт детализирует ключевые положения Гражданского кодекса по указанной проблематике.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Структура и содержание ФЗ-127

В ФЗ-127 определены основания для признания гражданина . В нем установлен порядок расчетов должника с кредиторами, в том числе правила взыскания и очередность погашения задолженности.

Действующая редакция закона с учетом поправок 2015 года позволяет заявлять о своем банкротстве:

  1. Физическим лицам , которые не занимались предпринимательской деятельностью.
  2. Юридическим лицам .

Согласно изменениям, вступившим в силу с октября 2015 года, банкротиться разрешили и рядовым гражданам.

Ранее законодательно допускалось объявлять о банкротстве только со статусом ИП. В законе появилась обновленная 10 глава, которая посвящена банкротству физических лиц.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт состоит из 12 глав и 233 статей. В первой главе приводятся общие положения закона о несостоятельности, определяются права сторон процесса в процессе признания несостоятельности или взыскания задолженности.

Во второй главе описываются предупредительные меры для предупреждения банкротства. Третья глава регулирует особенности судебного разбирательства дел о банкротстве в арбитраже.

Последующие главы содержат особенности применения процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Стоит отметить, что данные процедуры не распространяются на физлиц, они характерны только для компаний. Рядовые граждане могут пройти только процедуру или реализации имущества в ходе дела о банкротстве.

Отдельные главы посвящены мировому соглашению между сторонами и особенностям признания финансовой несостоятельности отдельных категорий должников. В законе также есть переходные и заключительные положения.

Основополагающие нормы

Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.

ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:

  1. Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
  2. Закон определяет порядок банкротства : лицо может быть признано финансово исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
  3. В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности , а также когда это является его непосредственной обязанностью.
  4. Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства , но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
  5. В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
  6. Законом установлены признаки банкротства . К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
  7. Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
  8. Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
  9. В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве . Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
  10. Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства . Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р., но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов .

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

Как применяется закон о банкротстве физических лиц

Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие .

Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:

  1. Наличие задолженности в размере 500 тыс. р .
  2. Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней .

Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.

Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс. р.

Но из ст. 213.6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:

  1. Если заемщик прекратил расчеты с .
  2. Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности .
  3. Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
  4. У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.

Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства . К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
  2. Назначается дата первого судебного заседания .
  3. Выбирается финансовый управляющий . В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
  4. Суд вводит в отношении должника одну из процедур: реструктуризации или реализации имущества . При наличии у банкрота стабильных источников дохода, которые имеют документальное подтверждение, суд может назначить процедуру реструктуризации, и дальнейшая процедура будет опираться на нормы ст. 213.11-23 127-ФЗ. Реструктуризация предполагает разработку и утверждение в отношении должника комфортного графика сроком до 3 лет. Если гражданин добросовестно перечислит все платежи по графику и закроет долги, то до этапа реализации дело не дойдет, и он не получит статус банкрота и все связанные с ним негативные последствия. Но указанный этап может быть пропущен, и суд вправе сразу перейти к реализации имущества.
  5. По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами . Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
  6. После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается . Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.

Стороны дела о банкротстве

Любая процедура признания финансовой несостоятельности затрагивает широкий круг лиц. К сторонам дела о банкротстве физического лица с учетом положений ст. 34 можно отнести:

  1. Должник – физическое лицо, у которого образовалась задолженность по финансовым обязательствам и отсутствует возможность для их обеспечения.
  2. Кредиторы – организации и учреждения, перед которыми у потенциального банкрота имеется задолженность. Это могут быть банки, микрофинансовые организации и физические или юридические лица, которые дали денег в долг должнику по гражданско-правовому договору или по расписке.
  3. Уполномоченные органы . Это бюджетные учреждения, перед которым у должника есть долги по .
  4. Финансовый управляющий . Ему по нормам закона отводится важная роль в ходе процедуры банкротства: контроль за сделками, оценка должника на признаки или преднамеренного банкротства, организация и проведение торгов, отчетность перед судом о завершении отдельного этапа процедуры и пр.

Стоит отметить, что инициатива о признании физлица банкротом может исходить как от самого должника, так и от конкурсного кредитора или уполномоченного органа. На это указывает п. 1 ст. 213.3 ФЗ-127.

Порядок реализации имущества

Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.

Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:

  • У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
  • Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
  • Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
  • Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
  • Собрание кредиторов приняло отрицательное решение по результатам голосования за план реструктуризации.
  • По результатам исполнения плана не удалось погасить все долги .
  • Лицо нарушило условия мирового соглашения , и дело о банкротстве было возобновлено.

Стадия реализации имущества физлица предполагает прохождение таких этапов:

Формирование конкурсной массы.

Все имущество должника, которое образовалось на дату принятия судебного решения, подлежит включению в конкурсную массу. Исключение составляет имущество, которое по закону не подлежит взысканию. На данном этапе управляющий проводит опись всего имущества должника.

Корректировка конкурсной массы .

Прохождение процедуры банкротства должником совсем не означает, что он лишится всего принадлежащего ему имущества. Связано это с тем, что далеко не все имущество подходит для конкурсной массы. Перечень имущества, на которое прямо запрещено обращать взыскание по ст.446 ГПК, включает:

  • единственное жилье (включая и под ним). Данное требование не распространяется на недвижимость, которая находится в залоге;
  • предметы обихода и домашней обстановки ;
  • вещи индивидуального пользования ;
  • деньги в размере прожиточного минимума самого должника и его иждивенцев.

Также суд может исключить из конкурсной массы иное имущество со стоимостью менее 10 тыс. р., если доход от его реализации не сможет существенно повлиять на удовлетворение требований кредиторов по п. 2 ст.2 13.25 ФЗ-127.

Оценка имущества .

Оценка имущества также является обязанностью управляющего. необходима для определения начальной цены имущества в ходе торгов. В отношении технически сложного имущества к оценке могут привлечь внешних экспертов. Экспертиза потребуется и в случае, если сам должник потребовал ее проведения.

Непосредственная реализация имущества .

Имущество должника, которое было описано и оценено финансовым управляющим, продается на специальных торгах. Это прописано в п. 3 ст. 213.26 (если только иной порядок не предусмотрело собрание кредиторов).

Драгоценности, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество со стоимостью от 100 тыс. р. подлежат продаже на открытых торгах. Правила продажи прописаны отдельно. Они установлены в ст. 110, в п. 3 ст. 111 и ст. 134.

Дело в том, что за счет продажи такого имущества преимущественно удовлетворяются требования залоговых кредиторов.

Погашение задолженности перед кредиторами .

Обязательства перед кредиторами погашаются в определенной очередности пропорционально предъявленным ими требованиям.

Если в ходе процедуры было реализовано имущество, которое совместно принадлежало , то 50% от вырученной суммы подлежит возврату супругу, а между кредиторами распределяется вторая половина.

Возврат имущества должнику .

Согласно действующему порядку, то имущество, которое управляющему реализовать не удалось, и которое кредиторы отказались принять в счет погашения задолженности, возвращается банкроту через подписание акта приема-передачи (согласно п. 5 ст. 213.26). То есть он восстанавливается в своих правах собственности.

Отчетность управляющего .

По итогам прохождения этапов описи, оценки и реализации имущества управляющий отчитывается перед кредиторами. По результатам продажи имущества отчетность предоставляется в Арбитражный суд. Если судья ее удовлетворит, то на этом процесс считается завершенным, и физлицо может начать новую жизнь без догов.

Последствия процедуры

После того как было пройдено первое заседание по делу о банкротстве, и заявление физлица было признано обоснованным, то наступают такие последствия (по ст. 213.35):

  1. Для кредиторов вводится запрет на передачу требований должнику . Все взаимодействие с ним должно происходить только при посредничестве суда.
  2. Требования кредиторов по внесению обязательных платежей, кроме текущих, более не удовлетворяются .
  3. Сумма задолженности замораживается , проценты и штрафы перестают начисляться.
  4. Все взаимодействие с прекращается .
  5. Исполнительное производство по вынесенным судебным постановлениям приостанавливается (кроме случаев, перечисленных в п. 2 ст. 213.11).

Выше приведены положительные для должника аспекты прохождения процедуры банкротства. Но не лишена она и целого спектра отрицательных сторон для него:

  1. Должник ограничивается при заключении отдельных сделок по приобретению и отчуждению имущества, передаче его в залог , получении и выдаче кредитов.
  2. Он не сможет выступать поручителем или гарантом , уступать права требования (согласно п. 5 ст. 213.11).
  3. При признании гражданина банкротом он лишается прав в отношении имущества, вошедшего в конкурсную массу . Все оно должно быть реализовано для дальнейших расчетов с кредиторами.
  4. Должник лишается права распоряжения своими деньгами , он передает финансовому управляющему все принадлежащие ему банковские карты (даже если на них зачисляется зарплата).

В перечень последствий для гражданина по результатам прохождения процедуры банкротства входит (согласно ст. 213.30):

  1. Суд может ввести запрет на выезд должника за пределы страны (временной промежуток устанавливается судом индивидуально).
  2. О факте своей финансовой несостоятельности лицо обязано сообщать при попытке получения нового кредита или займа в течение 5 лет (фактически это означает закрытие доступа к заемным деньгам).
  3. Подать заявление на повторное банкротство в течение 5 лет гражданин не вправе , даже если на это будут основания.
  4. Запрет на занятие руководящих должностей юридических лиц, запрет на учреждение своего бизнеса и открытие индивидуального предприятия на три года.

Прочие важные положения

Законодательно предусмотрено право должника запросить суд о предоставлении ему отсрочки по оплате государственной пошлины и по внесению на судебный депозит вознаграждения управляющему в размере 25 тыс. р. Задолженность по указанным статьям затрат может быть погашена по результатам торгов. Ввиду сложного финансового положения должника суды нередко идут им навстречу.

Помимо того, что 127-ФЗ закрепляет за гражданами право на инициацию процедуры банкротства, здесь прописана и их обязанность по подаче такого искового заявления в случае, если после расчета с одним кредитором или несколькими они не смогут погасить требования других кредиторов, а совокупная сумма долга превысила 500 тыс. р. Это требование содержится в п. 1 ст. 213.4 127-ФЗ. За несоблюдение указанной обязанности физлицу грозит не только административная ответственность в размере 1-3 тыс. р. по нормам ч. 5 ст. 14.13 КоАП, но и еще одно негативное последствие. Если его кредиторы подадут заявление о признании такого гражданина банкротом вместо него самого, то по результатам прохождения этой процедуры задолженность с него не будет списана по абз. 2 п. 4 ст. 213.28.

В 127-ФЗ отдельно указано, что не все долговые обязательства по итогам процедуры списываются. Не подлежит прощению задолженность в части:

  • компенсациям в счет возмещения вреда здоровью ;
  • субсидиарная ответственность .

Статья 213.32 закрепила за управляющим право на оспаривание сделок по отчуждению имущества, которые были заключены в течение 3 лет перед началом процедуры признания финансовой несостоятельности. Речь идет не обо всех гражданско-правовых сделках, а только о тех, которые управляющий сочтет притворными и направленными только на уменьшение имущественной массы, которая могла бы пойти на реализацию для погашения долгов. Это, например, сделки с близкими родственниками или заключенные на явно невыгодных условиях (по заниженной стоимости).

Таким образом, ФЗ-127 подробно регулирует процедуру признания банкротства физических лиц. Он начал действовать на территории РФ с октября 2015 года. Благодаря внесенным изменениям в законодательство о банкротстве через принятие ФЗ-476 от 29.12.2014, заявление о признании финансовой несостоятельности теперь могут подавать не только юридические лица, но и рядовые граждане. 127-ФЗ жестко регламентирует требования к должникам и процедуру признания их несостоятельности. После прохождения процедуры банкротства задолженность с физлица подлежит списанию, даже если его обязательства перед кредиторами не были погашены в полном объеме.




Top