Геополитическое положение и административно-политическое устройство россии. Геополитический статус государства: сущностные характеристики

Геополитический статус государства: сущностные характеристики

Фартушняк Лилия Леоновна,

соискатель Уральского государственного горного университета.

Современная геополитическая картина мираотличается от предыдущих сложной системой мировых связей, которые в большинстве своем опровергаютстарые геополитические схемы прошлого. Классическая геополитика предлагает нам четкие и точные формулировки, стационарные системы геополитических координат, а возникающие периодически конфликты и противоречия не в силах изменить доминантные коалициисил Моря и Суши, конфигурации «хартленда» и «римленда». Новая, «поствестфальская» мировая геополитическая система разрушаетклассические геополитические подходы, формирует новыегеополитические пропорции и расклады, для объяснения которых необходимы новые, неклассические методы геополитическогоанализа.

В научной литературе практически отсутствует анализ понятия «геополитический статус». Исследователи различных геополитических школ и направлений косвенно касались вопроса о геополитическом положении государств, но только в рамках доказательства или опровержения своих теорий. Фридрих Ратцель – один из теоретиков геополитики, основоположник политической географии в своем главном труде «Politische Geographie» (Политическая география, 1987) , обосновал тезис о том, что сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а процветание зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды. Х. Дж. Маккиндер в своем докладе «Географическая ось истории», опубликованном в 1904 г. в «Географическом журнале» ввел понятие Хартленд (Heartland ) - сердце мира или «срединная земля», который является наиболее благоприятным плацдармом для контроля над всем миром и обозначает первостепенное положение государства. Таким положением по Маккиндеру, обладала Россия. На политическом уровне это обозначало признание ведущей роли России в стратегическом смысле, а это один из признаков геополитического статуса.

А. Мэхэн выдвинул ряд критериев, которые помогают анализировать позицию или геополитический статус государства, среди которых: географическое положение и открытость морям, конфигурация морских побережий и количество портов на них расположенных, от которых зависит процветание торговли и стратегическая защищенность, протяженность территории, статистическое количество населения, национальный характер и политический характер правления. Основу его теории геополитического положения являло сильное морское государство, каковым он считал США, способное к мировому господству и противостоянию континентальной цивилизации (государства Евразии и в первую очередь – Китай и Россия).

Видный американский геополитик Н. Спайкмен в своих трудах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мира» выделял 10 критериев статуса государства, развив основные критерии Мэхэна, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Среди них: поверхность территории, природа границ, объем населения,экономическое и технологическое развитие, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность и т.д.Если суммарный результат оценкигеополитических возможностей государства оказывается не слишком высоким, то это автоматически вынуждает его вступать в более общий стратегический союз, ради глобальной стратегической геополитической протекции.

Геополитическое положение государства – это роль и место государства в системе государств геополитического региона и международного сообщества в целом. Оно определяется его политическим, экономическим, военным, демографическим, интеллектуальным потенциалом. На геополитическое положение государства влияет наличие выходов к морям, уровень развития системы коммуникаций, состояние и запасы природных ресурсов, протяженность морских, воздушных и сухопутных границ, климатические условия, а также уровень включенности межгосударственных отношений. Положение страны можно оценивать на: макроуровне - относительно мировых центров экономики и политики; мезоуровне - относительно крупных регионов и групп государств;микроуровне - относительно соседних стран и отношений с ними.

Понятие «статус» в современной научной литературе имеет неоднозначное определение. В социологии понятием «статус» обозначается положение (или позиция) индивида или группы в социальной системе, которое определяется рядом экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной общественной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» социальный статус. В энциклопедии «Геополитика» статус рассматривается как совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа, общественной или международной организации. Таким образом, статус – это положение в определенной системе общественных отношений, занимаемое данным субъектом в существующей иерархической системе.

Политический статус характеризует мощь государства, его возможности в реализации возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений. Важнейшими элементами такого статуса являются: учредительный характер, территориальное верховенство власти, наличие легитимной властной структуры, существование государственной собственности, единая кредитно-денежная система универсальная международная правосубъектность и т.д.

Быстрорез Bohle заходите и заказывайте. Звоните! Супер Цена! Доставка

metallr6m5r18.ru

Любое государство, существующее в геополитической системе, занимает определенное положение, т.е. имеет такой статус, который предполагает наличие политического и правового положения государства в рамках международных отношений. Иначе говоря, геополитический статус – это политико-правовое положение государства или иного политического субъекта в рамках глобальной геополитической системы, которое характеризует его военно-политическую и экономическую мощь, возможности в решении возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений проблем, т.е. – геополитический потенциал. Для определения геополитического статуса необходимо выделить ряд параметров, всесторонне его характеризующих, и являющихся неотъемлемыми и наиболее существенными (ключевыми) его признаками. Они составляют основу существования любого государства. Параметры могут быть базовыми (первичными) и динамическими(вторичными). Первичные параметры геополитического статуса определяются географическим положением, размером территории, климатическими условиями, наличием или отсутствием природных ресурсов, плотностью народонаселения и т.д. Вторичные параметры – это политические, военные, социально-экономические атрибуты государства, которые зависят от политической воли руководства страны, его способности реализовать ту или иную геополитическую стратегию, в основе которой лежат национальные интересы государства и постоянно изменяющейся глобальной геополитической системы. Из огромного ряда различных параметров геополитического статуса государства мы выделим ключевые параметры . Таковых несколько:

1. Территориально-географическое положение. Под территорией сегодня рассматривается пространство с определенным правовым режимом, т.е. часть земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также – космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Она является материальной основой существования государства. Качество территории определяется природными и климатическими условиями, наличием или отсутствием выходов в мировой океан, внутренними водными коммуникациями, запасами природных и, особенно, энергетических ресурсов и способом их освоения, состоянием культуры, экономики, а также качеством управления обществом в целом со стороны политической элиты. Территория составляет стратегический ресурс государства, по значимости превосходящий все остальные ресурсы, так как оказывает влияние на характер и основополагающие параметры интересов государства.

2. Пограничное пространство и состояние границ. Пограничное пространство охватывает примыкающую к государственной границе с внутренней и внешней стороны часть национальной территории на суше, воздушном и водном бассейнах, в пределах которых устанавливается специальный правовой режим и порядок действий, обеспечивающий суверенитет страны и защиту ее национальных интересов. Государственная граница и параметры пограничного пространства являются неотъемлемым компонентом геополитического положения страны.

3. Способность к выживанию, где важной составляющей является состояние народонаселения : его количество и качество. Под качеством необходимо рассматривать физическое здоровье нации, типы воспроизводства, присущие обществу, уровень образования и профессиональные квалификации и т. д.

4. Наличие военно-стратегической мощи , включая эффективно действующий военно-промышленный комплекс, боеспособную армию, наличие или отсутствие ядерного оружия, развитие стратегических технологий. Также важно участие государства в миротворческих операциях, развитая силовая организация, способная обеспечить в глобальном масштабе безопасность государства и нации. Ключевую роль играет наличие военной доктрины, которая содержит формулировку угроз и описывает средства их предотвращения и ликвидации.

5. Степень национальной безопасностигосударства и нации . Национальная безопасность представляет чрезвычайно сложную многоуровневую функциональную систему, в которой постоянно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов, прежде всего государства, с угрозами этих интересам, как внутренним, так и внешним. Главным системообразующим элементом системы национальной безопасности выступают национальные интересы, затрагивающиесущественные потребности общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Обеспечение национальной безопасности любого государства имеет специфический характер, так как определяется особенностью государственных и национальных интересов, и их реализации.Определенно, в XXI веке новыеаспекты безопасности будут играть все возрастающую роль, но при этом, традиционное сохранение баланса сил и военно-стратегический паритет не утратят своей важности. Они сохранят свое значение как основной элемент системы международной безопасности.

6. Степень разработки геополитической стратегии, которая реализуется в системе программных документов государства: конституции, концепции национальной безопасности, стратегии экономической безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического и национального развитиястраны. В современнойгеополитической ситуации, Россия находится на перепутье двух стратегий: одна их них определяется современными стандартами западной цивилизации, другая – системой евразийских ценностей. Первая предполагает интеграцию России вмировое экономико-политическое содружество через создание транснационального экономического и политического уклада, вторая – синтез классического либерализма и государственного регулирования, где никоим образом не исключены либеральные ценности рыночной экономики.

7. Способность вносить вклад вразвитие международного сообщества, включающая в себя геополитическую активность или пассивность государства и общества, ихэкономическую и финансовую мощь, степень развитости науки и наукоемких технологий, международную дееспособность и авторитет государства;

Геополитический статус формируется в ходе культурно-исторического развития, определяется фундаментальными факторами существования этноса, географии его расселения, а также «совокупной мощи» государства. В рамках современного мирового порядка государство остается одним из основных акторов геополитики. Однако по совокупному объему мощи государства различаются. Сегодня выделяют четыре основных типа государств – геополитических акторов: сверхдержавы, великие державы, региональные державы и малые государства. Сверхдержава (термин появился во второй половине XX в.) – очень мощное государство, с наибольшим (в некоторых случаях – абсолютным) политическим, экономическим или военным превосходством над большинством других государств, либо обладающее всеми тремя превосходствами одновременно. Сверхдержав не может быть много: в различных условиях развития геополитического миропорядка – одна (Униполь) или две (биполярный мир). Сверхдержавы XX в. (США и СССР) были не только военными, но и идеологическими и экономическими лидерами двух мировых противостоящих друг другу группировок. Их экспансионистская деятельность в различных геополитических пространствах имела абсолютный характер, например, превосходство США и СССР в ядерном оружии в 60-70 гг. XX века. Государства-лидеры несли ответственность за безопасность ориентированных на них группстран.

Великая держава – государство, реально или постоянно влияющее на мировое развитие в рамках определенной эпохи. Венский конгресс государств-победителей 1815 года кодифицировал статус великих держав. Был создан «Концерт великих держав», куда вошли Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а в последствии и Франция. Геополитическая экспансия такими государствами осуществляется постоянно, но имеет неравномерный характер. Современная великая держава (World power ) – это государство, реально и постоянно влияющее на систему международно-правовых и международных отношений в рамках конкретного исторического периода. Другими словами, великая держава - это государство, обладающее превосходящей способностью к геополитическому расширению во всех пространствах. Пространственное расширение такими государствами осуществляется постоянно, с той лишь разницей, что не имеет абсолютного, глобального характера и развито неравномерно. В мире существуют государства, которые не обладают превосходящей совокупной мощью, но превосходят многие иные государства по степени развитости конкретного аспекта совокупной мощи. В связи с этим формируются понятия «великая экономическая держава», «великая ядерная держава», «великая морская держава» и т.п., позволяющие выделить конкретный аспект преобладающей мощи данного государства в сравнении с другими государствами.

Термин «региональная держава» появился сравнительно недавно – в новейшей истории. Региональными державами называются те государства, которые обладают реальным влиянием в региональном масштабе в рамках конкретной исторической эпохи, которые по определенным показателям не дотягивают до позиций великой державы. Таковыми, сегодня, являются Иран,Индия, Бразилия, Австралия и другие.

Малое государство – государство, обладающее ничтожной совокупной мощью и влиянием в рамках определенной системы международных отношений. Данный терминприменяется к странам, значимость и территория которых даже в региональном измерении невелики.

Обретение и удержание геополитического статуса государством – результат длительного исторического развития. Иногда, уже существующие объективные самобытные характеристики государства позволяют занять ему ведущее место в геополитической стратификации. Но, чаще всего – это накопленный совокупный потенциал и реализация стратегических национальных и государственных интересов, которые определяют тот или иной геополитический статус государства.

Литература.

1. Гаджиев К. Введение в геополитику: Учебник для студентов вузов./Гаджиев К. – М: Логос,2002. – с. 40

2. Геополитика. Популярная энциклопедия. Москва: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002. – с. 544

3. Василенко И. Геополитика. Учебное пособие./ И. Василенко. - М: Наука, 2003. – с. 148.

4. Комлева Н. Коллективная безопасность на современном этапе. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 12.Экологические проблемы современности. // Известия Уральского государственного университета. – 2002. - № 23. – с. 23

5. ПетровО. ОбстановкавмиреивРоссии. //Национальная безопасность и геополитика России. – 2003. – № 9. – с. 16

6. Экономическая безопасность России. М: Изд-во «Дело», 2005. – с. 71.

7. Явчуновская Р.Геополитическиеугрозы и вызовы национальной безопасности России.// Власть. -2004, - № 2 – с. 49

8. Friedrich Ratzel, «Politische Geographie», 1887, «Einleitung»

9. Mackinder H . « Geographical Pivot of History » in « Geograghical Journal», 1904.


Геополитическое положение страны- это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств. После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации заметно ухудшилось. СССР по суше граничил с 12-ю странами, а после его распада Россия приобрела новые границы - с бывшими союзными республиками, которые в большинстве случаев не оборудованы должным образом, что наносит ущерб ее экономической и государственной безопасности. Сейчас 48 из 89 субъектов федерации являются пограничными, а два из них имеют границы даже с тремя государствами: Псковская обл. - с Эстонией, Латвией и Белоруссией и Республика Алтай - с Казахстаном, Китаем и Монголией.
Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век).
В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск,Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах- С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.

  • Геополитическое положение России


  • Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ...


  • Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ...


  • Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ...


  • Геополитическое положение России . Геополитическое положение


  • Геополитическое положение России . Геополитическое положение страны- это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным.


  • Геополитическое положение России . Геополитическое положение страны- это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным.

Географическое положение и безопасность России

1. Особенности геополитического положения России

В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно признана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.

Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для неё будет доминирующим более континентальное геополитическое расположение и размеры территорий.

Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.

Природно-географическая специфика территории России.

Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около? территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.

В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладонежское, Онежское, Чудское, Таймыр.

Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.

Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.

Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.

На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь - Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.

В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.

Россия - федеративное государство: в её составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область. Протяженность внешних границ России - 90532 км. При этом морские границы почти вдвое длиннее сухопутных. Число пограничных государств - 16 (больше, чем у кого-либо в мире). В составе России 45 субъектов (административно-политических единиц) являются приграничными.

Уникальность территориально-географического расположения России в географическом плане связана с её размещением на двух континентах, между двумя океанами. Иногда можно встретить выражение «России характерен дуализм в квадрате».

Для десятков стран южного и западного полушария, омываемых сразу двумя океанами, характерен преимущественно акваториальный дуализм.

Россия имеет особую специфику транспортной инфраструктуры.

Наземные коммуникации включают:

Автомобильные сообщения; их характеризует: слабая развитость, низкая пропускная способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсутствуют;

Железные дороги (достаточно развиты в европейской части; за Уралом (Сибирь, Дальний Востокостаточно развиты в европейской части; за Уралом ()ая способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсут) развиты недостаточно. Практически эти регионы соединены с европейской частью лишь построенной в начале века Транссибирской магистралью. БАМ остается не пригодной для эксплуатации как пассажирских, так грузовых перевозок).

Существует проблема железнодорожного сопряжения России с Европой. Общеизвестно, что железнодорожное полотно России шире, чем европейское. Для прямого сообщения с Европой необходимы дополнительные ресурсы, да и станции перевода вагонов на европейские тележки теперь находятся в странах ближнего зарубежья, что создает дополнительные трудности;

Нефте- и газопровод - одна из самых проблематических сфер для современной России. Дело в том, что построенные в советское время нефте- и газопроводы от Сибири до европейских стран проводят через Украину и Прибалтийские государства. Опыт суверенного существования этих стран принес немало трудностей России в перекачке нефти и газа. Например, около 10% перекачиваемого газа Украина присваивает себе без ведома России.

Использование нефтеналивных терминалов Прибалтийских государств и Украины во многом зависит от благополучия отношений с этими странами.

В связи с известными событиями на Юге России возникла проблема перекачки нефтепродуктов и газа с каспийского региона.

Отсутствие нефте- и газопроводов на Юг (в Китай, Монголию и др. государства) делает Россию зависимой от Украины, стран Балтии, Европы.

Наиболее перспективными для России представляется реализация имеющихся проектов транспортировки нефтепродуктов через Беларусь, а также в Китай;

Линии электропередач - одно из самых перспективных направлений современных коммуникаций. Однако после распада СССР экспортировать электроэнергию для России стало практически невозможно. Весь электроэнергетический комплекс СССР, предназначенный для работы на экспорт (11 АЭС) был сосредоточен в Украине. После распада союза Россия, несмотря на достаточно большие мощности по выработке электроэнергии, испытывает некоторые затруднения.

Морские и речные коммуникации. Со времен Петра 1 Россия всегда стремилась расширить и удержать возможности выхода к морям, иметь речные сообщения. Это дешевые и эффективные каналы товарообмена, их военно-стратегическое значение трудно переоценить, в конечном итоге благодаря им Россия стала напрямую причастной к миру морских держав. Практически последние триста лет Россия только наращивала морские возможности. Однако с распадом СССР появились трудности в осуществлении проектов развития водных коммуникаций. К примеру, с потерей прямого контроля над портами Черного и Балтийского морей, Россия лишилась двух акваторий незамерзающих портов: на Дальнем Востоке, из-за неразвитости наземных коммуникаций порты продолжают оставаться мало эффективными; прямое сопряжение «река - море - океан» также неэффективно ввиду сокращения числа глубоководных портов и глубоководных рек

Россией утрачена важнейшая речная «артерия» - р. Дунай, а ряд рек Южного направления резко снизили свою эффективность в связи с переходом большинства портов Каспийского и Азовского морей во владения новых суверенных государств.

Особенность геополитического положения России выражается в демографическом противоречии. Как известно, население РФ составляет 147,2 млн. чел. (1999г.). При этом большая часть населения сосредоточена в европейской части страны, основные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. В России сохраняется снижение темпов рождаемости, усиливается диспропорция половозрастных характеристик населения. Кроме того, на демократическую ситуацию накладывают отпечаток миграционные процессы.

Проблема этнических противоречий внутри страны и у её границ является важным фактором, обуславливающим особенности геополического положения России:

Россия двурасовая страна;

В стране проживает свыше 150 этносов и этнических групп;

Государственное устройство по национально-территориальному признаку поражает ряд проблем, прежде всего пробуждение самосознания этносов с их вариантами построения территориального государства;

Проблемы соотечественников за рубежом.

Для России характерны особенности конфессионального характера.

Россия - страна, в которой широко распространены три мировых религии (христианство, ислам и буддизм); имеется множество различных религиозных объединений (сект). Отличительная особенность России состоит в поликонфессиональности при этническом многообразии.

Важнейшей особенностью, характеризующей геополитическое положение России, является наличие территориальных проблем. Существуют разногласия по таким территориям как:

Курильские острова - Япония высказывает претензии на владение этими островами;

Приамурские и уссурийские земли оспаривает Китай;

Крым рассматривается рядом отечественных политиков как территория России;

Часть земель Псковской области, на которые претендует Латвия и др.

К геополитическим особенностям России следует отнести ландшафт и климатические условия.

Таким образом, особенности геополитического положения России детерминированы такими, в частности, факторами как: природно-географический императив; экономические, демографические, экологические особенности; территориальные, этнические и конфессиональные противоречия как внутри страны, так и между государствами ближнего зарубежья и их ближайшими соседями.

Геополитическая концепция Мэхэна

Мэхэн считал, что Северное полушарие является ключевым в мировой политике. Внутри Евразии в качестве наиболее важного компонента северной полусферы он признавал позицию России - этой доминантной азиатской континентальной державы...

Геополитическое положение стран Африки

Современная фаза геополитического развития африканских государств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Общепризнанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в...

Личность и политическое лидерство

До 90-х годов XX века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации...

Особенности политической культуры России

Большинство исследователей считает, что в рамках каждой общественно-политической системы и страны можно говорить о наличии особой политической культуры, основанной на определенных духовных детерминантах...

Особенности становления многопартийности в современной России

Современные политические партии, по мнению известного французского исследователя М. Дюверже, - это те организации...

Политика глобального прогнозирования

Главным препятствием развитию современной теории общего (глобального) прогнозирования, как и социального прогнозирования вообще, является господствующая научная установка европейского модерна -- установка на овладение миром...

Политическая культура

Политическая культура

При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского...

Политические движения и их динамика

Иная ситуация складывается в тех странах, где в связи с процессом ускоренной модернизации или перехода от государственной к рыночной экономике происходит бурная ломка старых структур и далеко еще не завершившееся формирование новых...

Политические партии в России

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти...

Политический конфликт

Проблема конфликта в контексте российской истории

Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе

Текущая проблема терроризма и ее решение на государственном уровне

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом...

Типы и формы современного терроризма

Геополитическое положение современной России является результатом трех основных важнейших процессов конца 1980-х - начала 1990-х годов:

  • 1) распада Советского Союза,
  • 2) окончания глобального противостояния западного и советского блоков, капиталистической и коммунистической систем,
  • 3) последствия политических и экономических реформ.

В связи с этим возникает дилемма о нынешнем положении России: представляет ли она великую мировую державу, способную влиять на мировую политику, либо же это страна, интересы и влияние которой ограничиваются странами, примыкающими к ее границам.

Общая оценка геополитического положения России

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением - размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. С точки зрения своего геополитического положения Россию называют преемницей Советского Союза.

Геополитические изменения коснулись и границ России. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн. км 2 территории. В СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число стран, граничащих с Россией: ранее было 8 стран-соседей, сейчас - 16. Это самое большое количество государств-соседей в мире.

Общая протяженность границ России самая большая в мире и достигает 60932 км. Из них протяженность морских границ составляет 37636,6 км и сухопутных - 24625,3 км (прил.1).

Морские границы простираются на удалении 12 морских миль (22,7 км) от берегов, отделяя внутренние территориальные воды от международных. Граница морской экономической зоны России в общей сложности составляет 370 км. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут добывать здесь природные ресурсы лишь по согласованию с правительством России. Следует отметить, что Россия располагает как торговым, так и военно-морским флотом.

Сухопутные границы отличаются наибольшей протяженностью. На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Финляндией. Вдоль западной границы России располагаются государства: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина. По территории Калининградской области сухопутная граница проходит с Польшей и Литвой.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горным массивам. Следует отметить наиболее протяженную сухопутную границу России с Казахстаном.

Как видим, большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, рекам и горам. Часть из них затрудняет международные контакты.

Сегодняшний потенциал России в большей степени определяется транспортно-географическим фактором.

Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южно-Сибирская железная дорога и Транссибирская железная дорога - проходят через территорию Северного Казахстана, там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Защита территориальной целостности Российского государства считается приоритетной в области внешней политики. Украина, Казахстан, Белоруссия - именно эти государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России. Экономическая интеграция с ними со стороны России в настоящее время поддерживается самым активным образом.

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Факультет мировой экономики и международной торговли

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Политология»

на тему «Современное геополитическое положение России»

Выполнил студент 2 курса

заочного отделения

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. Геополитическое положение в современной России………………. 4

2. Геополитические аспекты обеспечения безопасности

обороны России……………………………………………………………………….. 8

3. Методологические основы геополитической доктрины

России в ХХI столетии ……………………………………………………………….. 9

4. Глобализация и геополитические интересы России

в начале ХХI века……………………………………………………………………… 12

Заключение…………………………………………………………………………….. 16

Список использованной литературы………………………………………………. 17

Введение

В начале XX века громкую известность получила новая наука — геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации геополитика — это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями — ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами — «география как судьба».

Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.

Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования — взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод — системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия — страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.

1. Геополитическое положение в современной России

Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.

Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР — России.

Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:

— военном (военностратегическом);

— геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия — 154 млн человек, Китай — 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, — это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.

В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.

На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении экономической Триады мира — на западе Европейский Союз, на востоке — Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке — Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

Министерство науки и образования Российской Федерации

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

НАДЗОРНАЯ РАБОТА

дисциплина : геополитика

Тема: «Геополитическая ситуация в России.

В каком мире мы должны жить? «

Студент заключил:

2 курса 061000 «Страна и

муниципальное руководство », Мезенина О.В.

Научный руководитель:

Буртны К.П.

Москва 2006

1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………… …………………………… … .str. 3

2. Глава 1. Геополитическая ситуация в России на рубеже XX и XXI веков.

1.1. «Конфликт цивилизаций» или «принцип договора»? ………… .. …… .str. 5

Парадоксы вестернизации ………………………………………… ……. p. 8-е место

3. Глава 2. Альтернатива сегодняшней разрушительной политической поездке …………………………………. ………………………………….. … стр. 12-е место

4. Заключение ………………………………………… ……………………. …… стр. 14

4. Литература ………………………………………… ………………. p. 16

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня геополитические и политические приоритеты, идеологически сформированные в концепции перехода от тоталитаризма к демократии, в конечном итоге выдвинули более важные вопросы формирования условий для вступления наций в постиндустриальное будущее.

Эйфория освобождения от тоталитаризма препятствует пониманию таких важных вопросов, как общее снижение уровня жизни и катастрофическое ухудшение его качества в регионах, которые передаются победоносным силам холодной войны.

Формальная или политическая демократия восстала с социал-демократией. Началась быстрая археология социальных отношений в компаниях. Под предлогом борьбы с экономикой проводится демонтаж систем социальной защиты, и компании теряют характер социального института и становятся прибыльной машиной. Таким образом, на карту поставлены человеческие предпосылки для прорыва в постиндустриальном обществе.

Я выбрал эту тему, потому что считаю ее важной в наши трудные времена.

Время борьбы и время быстрого развития современного общества и государства в целом.

Глава 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ИНОСТРАНЦЕ XX XXI CENTURY

Особенности геополитической ситуации для России на рубеже XX и XXI веков связаны с тремя факторами:

Во время новой геополитической напряженности, вызванной «ограничениями роста», Россия стала крайне слабой и не всегда способна отстаивать свои законные интересы.

Показатели экономического и демографического развития на территории России довольно низки по сравнению с большинством стран. Меньше России доказывает, что она способна эффективно осваивать свое пространство, тем больше у ее соседей создается впечатление «пустого вакуума», который можно попытаться заполнить.

3. Судьба постиндустриального общества как глобального феномена сегодня во многом зависит от судьбы России.

Сильная, безопасная геополитическая Россия, так что нет никаких шансов, что любовники будут иметь новую геополитическую передислокацию, объективно ускорит переход от индустриального общества к рабочему месту и связанные с ним изменения в самой парадигме развития.

Напротив, слабая геополитически «хрупкая» Россия может служить в качестве помощи устаревшей модели промышленного развития, основанной на расточительном использовании природных ресурсов и территорий.

Вместе с этим глобальным значением России в историческом временном векторе должно быть реализовано его значение в пространственном геополитическом векторе.

Вопрос в том, можно ли обеспечить стабильность в евразийском пространстве и на глобальном уровне без участия России как полноценного субъекта мировой политики?

В наше время геополитическая безопасность государства связана не только с ее собственной защитой, но и с оценкой ее значимости и ценности для других влиятельных субъектов глобальной геополитики.

Подсчитано, что баланс оценок относительно действительной роли России до сих пор не сформирован в мире. Влиятельные участники глобальной геополитики не решили, что для них существует опасность: возможное возрождение России как региональной (и даже еще большей в мире) сверхдержавы и окончательного обесценения уже не может служить России как геополитический противовес между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Эта неопределенность еще более затрудняет оценку будущей геополитической позиции России от противоречивого характера ее собственного поведения на мировой арене.

Для геополитического прогнозирования важно найти соотношение трех уровней контроля:

— уровень долгосрочных геополитических потребностей, связанных со спецификой российского пространства (географического, исторического, социокультурного);

— уровень внутренней геополитической динамики, что связано с неравномерным экономическим и демографическим развитием регионов, созданием новых стран, новыми формами самосознания людей;

— уровень глобальной (глобальной) динамики, связанный с одной рукой с миром неравного развития, с другой — с глобальными проблемами, которые диктуют весь планетарный сдвиг парадигмы.

«КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» ИЛИ «ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТА»?

Основные принципы геополитики менее различные факторы, которые изменяют ход, так как некоторые «инварианты», касающихся статус географического аспекта. Независимость коллективных образований (наций и государств) от географического пространства может возрасти в долгосрочной перспективе, но она никогда не становится полной: география — это тип наследования, который может быть благородным, но не может полностью изменить его.

Время геополитического развития пространства представляет собой значительно иной вид, например, время его экономического, технологического и информационного развития.

Время геополитики является интерактивным. Не случайно аналитики учитывают крайнюю преемственность геополитических устремлений дореволюционной России и Советского Союза, несмотря на удивительную разницу в других параметрах — политической, экономической, культурной.

С. Джонс предложил следующую классификацию политико-государственных границ: естественную, этническую, договорную, геометрическую и сильную.

Говоря о естественных границах, российские историки неоднократно подчеркивали точный характер российского пространства. Размер евразийского самолета во многом определял размер российского государства и известное единство управленческих и управленческих решений.

В евразийском пространстве он не может быть скрытым и изолированным; он устанавливает население, которое решает его перед дилеммой: либо близкий союз, либо общая судьба истории или бесконечная враждебность. Это в значительной степени является следствием условности этнических границ.

Стабильность, основанная на модели этнического сепаратизма в нашем пространстве, маловероятна.

Поэтому со времен первых московских королей (XV-XVI вв.) Он разработал модель жизненной структуры, основанной на сверхсушливых университетах. И реальная стабилизация российской цивилизации была достигнута, когда были найдены modus vivendi для православных и мусульман. Языческих людей чаще всего просто принимали Православие и ассимилировали. Здесь принцип монологов и социокультурное господство россиян был более эффективным, чем диалог и партнерство, хотя монолог почти никогда не приобретал характер строгой субординации и колониальной эксплуатации.

С язычниками русские достигли соглашения на полностью внутреннем уровне, совместного контроля над грубыми пространствами и обмена экономическим опытом.

Реальным испытанием объединяющего потенциала российской цивилизации стала конфронтация с мусульманским миром.

Фактически, в российской попытке это имело историческое значение: это относится к возможности устойчивого синтеза наций, принадлежащих к различным цивилизационным традициям, но приговоренная история и география живут вместе. Этот круглый год прошел успешно, что гарантировало цивилизацию и геополитическую стабильность в масштабе шестого класса.

Сегодня в мире есть активные силы, которые готовы передать этот опыт и принять теорию «конфликта цивилизаций».

Безопасно сказать, что стратегия дестабилизации России, которая реализуется в виде новой оппозиции православной славянской и турецко-мусульманского начала, на первый взгляд, кажется, нацелена на Россию. На самом деле, речь идет о судьбе принципов глобального значения. Если на постсоветском пространстве само пространство Российской Федерации окончательно сломается под предлогом этнической и религиозной несовместимости между мусульманами и немусульманами, это станет стратегическим поражением для нашей цивилизации в целом.

Мы не можем строить российскую геополитику на основе принципа этнофессиональной демаркации и оппозиции: в нашем евразийском пространстве нет «чистых» этнических групп и конфессиональных «чистых» районов.

Специфика российского цивилизационного пространства в том, что отличить социальное поведение, связанные не только с этническими и религиозными различиями как чисто социальный конфликт: Центр — провинция промышленных районах — сельское хозяйство, элита — массовые. Политическая история России была важным парадокс: соглашение между принципом цивилизации между этническими группами и религиями сформировалось раньше, чем на Западе, тогда как в действительности между социальными группами (классами) архаичные принципы властной политики сохранялись слишком долго.

2) расширение НАТО;

В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ.

Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.

Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется. Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:

— положение на рынке;

— демографический статус;

Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место.

Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Особенность территориально-государственного строя России заключается в том, что девять автономных районов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами они являются теми же темами федерации.

1) 21 республика;

2) 6 ребер;

3) 49 сайтов;

6) 10 автономных округов;

7) районы 1867 года;

8) 1091 место;

9) 329 городских районов;

10) 1922 городских поселений;

в России сформировано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти. Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:

5) Уральский регион — Екатеринбург;

6) Сибирский округ — Новосибирск;

7) Дальний Восток — Хабаровский край.

Причины социально-экономического кризиса девяностых годов.

XX век. В России высокие затраты на поддержание военных и полувоенных формирований, большие внутренние и внешние долги, войну в Чечне, ошибки в осуществлении экономических реформ и отток капитала во весь остальной мир.

В результате ВВП страны сократился вдвое, объем промышленного производства увеличился в 2,5 раза, уровень производительности на треть и объем сельскохозяйственного производства в 1,3 раза.

Уровень жизни в стране снизился, и стратификация населения увеличилась.

Самые старые отрасли в европейской части России были в наибольшей степени затронуты экономическим кризисом, причем наибольшая доля обрабатывающей промышленности.

Позитивные элементы экономической реформы включают:

— появление новых форм собственности;

— внедрение рыночных отношений;

— закрытие некоммерческих отраслей;

— сокращение производства военно-промышленного комплекса;

— сократив количество вооруженных сил.

Социально-экономический кризис повлиял на уровень социально-экономического развития России.

Для оценки уровня социально-экономического развития используются многие показатели. Они включают:

1) стоимость ВВП;

2) уровень производительности труда;

3) уровень потребления на душу населения;

4) отраслевая структура экономики;

5) удельный расход топлива, энергии, сырья и материалов в экономику.

6) уровень образования населения;

7) средняя продолжительность жизни в регионе.

Внешняя политика России в конце XX в. Century. стали более конкретными, ориентированными на будущее и учитывали геополитические факторы.

Но есть серьезные проблемы, связанные с возможностями его реализации. Они вызваны такими обстоятельствами, как: несоответствие между идеями в нашей стране и за рубежом о будущем России, в том числе. об их положениях в мировом порядке; риск новой изоляции в стране; появление альтернативных геополитических моделей, которые игнорируют или нарушают интересы нашей страны.

Для реалистической оценки потенциала российских геополитических проектов, установленных во внешней политике страны во второй половине 1990-х годов, необходимо пересмотреть характеристики текущей ситуации.

Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменением глобального геополитического порядка, геоэкономическими процессами.

После распада СССР геополитическая ситуация в России снизилась. На постсоветском пространстве, без исключения части территории Российской Федерации, стали подтверждаться внешние силовые центры. Процесс дезинтеграции поставил под вопрос геополитическую тему России.

Нынешнее политическое и географическое положение нашей страны в мире можно увидеть с двух точек зрения.

В первом случае Россия рассматривается как географический центр глобальной системы (Heartland) и интеграционное ядро ​​Евразии. Идея России как вид "мост" между Европой и Азией (это имеет философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о "посредник" между западом и востоком).

Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал Центра для евразийцев, но с ограниченным использованием возможностей, которые приводят к ее превращению в региональную силу с тенденцией к дальнейшему сокращению — геополитическую ситуацию.

Экономическая слабость (по данным ИМЭМО за 1998 год, наша страна производит только 1,7% мирового ВВП), отсутствие общественной воли и общественного консенсуса относительно того, как развиваться, не позволяют нам реализовать модель сердца в новой интерпретации: Россия как основа интеграции в Евразии.

Геополитическая структура постсоветского пространства качественно меняется, что теряет свое первоначальное "Rossocentrism", СНГ, включающее все бывшие советские республики, за исключением трех прибалтийских республик, очень неэффективно.

Основными факторами, препятствующими его распаду, являются зависимость многих постсоветских стран от российского сырья для топлива, других экономических аспектов и в меньшей степени культурных и исторических связей.

Однако Россия как геополитический и геоэкономический центр явно слаба. Между тем, постсоветские республики активно работают с европейскими странами, в частности с Германией и Турцией, своими усилиями по восстановлению единства Турецкого совета "от Адриатики до Великой Китайской стены", Китай (Центральная Азия), США (страны Балтии, Украина, Грузия) и т. Д.

Создание новых региональных держав осуществляется Узбекистаном и Украиной, в которых западные геостратегии видят естественную оппозицию России и ее "имперские амбиции" о территориях бывшего СССР (идея Бжезинского).

Постсоветские страны входят во многие геополитические союзы, которые являются альтернативой СНГ (европейская, турецкая, исламская и другие формы интеграции).

Их роль недооценивается в России, где по-прежнему сохраняется сильная убежденность "Они не уйдут от нас", На границах Российской Федерации появляются новые системы регионального сотрудничества. В некоторых из них они играют активную роль — Балтийская, Черноморская, Каспийская и Азиатско-Тихоокеанская системы, а в некоторых случаях союз идет без его присутствия. Страны Центральной Азии активно участвуют. Регулярные встречи "тройни" (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) и "шарлатан" (так же, как Туркменистан и Таджикистан), которые формируют их особые интересы.

В качестве альтернативы СНГ в этом регионе они считают, что у них есть свой союз в Центральной Азии, турецкая интеграция (включая Турцию) или объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Типичным событием является встреча глав правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана в Душанбе (декабрь 1999 года), направленная на развитие среднеазиатского сообщества в XXI веке.

Важным геополитическим явлением является консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (Союз называется ГУАМ); в 1999 году.

Узбекистан присоединился к этому процессу (с этого момента — ГУУАМ). Этот блок разработан как геополитический противовес влияния России на постсоветском пространстве. Вот очень активная Украина, лидеры которой неоднократно обменивались визитами с главами государств, которые состояли из ГУУАМ. Официальный Киев, продвигая Запад, пытается сыграть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает, что в Восточной Европе идеи альянса любой конфигурации, но без России, являются, как правило, проектом ассоциации против России и, следовательно, возможностями для реконструкции средневекового Прибалтика-Понтика ("санитарный кордон" вдоль его западной границы) должны привести к нашей озабоченности.

Поиск Лекций

В советское время геополитика у нас считалась буржуазной лженаукой, серьезно ею не занимались, а международная политика строилась на основе марксистско–ленинского учения о классовой борьбе. На Западе благодаря исследованиям Мэхена, Маккиндера, Спикмена и др. еще в 19 веке она превратилась в науку, определяющую долгосрочные стратегические направления внешнеполитической деятельности.

Спикмен утверждал: «география есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен.

Геополитика предназначается для планирования внешней политики в целях обеспечения безопасности страны путем учёта географических факторов. Союзы создаются не благодаря чувствам и эмоциям, а вследствие действия географических причин и баланса сил».

Исходя из этой прагматичной позиции, уже в 19 веке Россия рассматривалась США как геополитический соперник, против которого необходимо применять все возможные способы, ведущие к его ослаблению. Именно этим объяснялась деятельность различных кругов США, направленная на ослабление Российской империи, в том числе и через поддержку радикальных революционных движений в России.

Как в прошлых планах, по отношению к Российской империи, так и в отношении к СССР, стояла задача их разрушения и подчинение возникших образований интересам США.

С распадом СССР эти планы не изменились.

Внутри РФ создаются структуры, которые содействуют этому, подготавливая общественное мнение нашей страны к такому переделу. Ряд публичных деятелей откровенно заявляют, что экономические трудности государства связаны с его огромной территорией и наличием дотационных районов.

По их мнению, государству для успешного развития и процветания необходимо избавиться от этих «лишних» территорий.

До 2005г. в РФ было зарегистрировано более 200 филиалов известных зарубежных организаций, деятельность которых выходит за рамки допустимого в независимой стране. Эти организации осуществляют идеологическую, культурную и духовную экспансию Запада с целью создания подсистем влияния, лоббирования, сбора информации, установления контроля над общественным сознанием нашего народа.

В конце 20 века американец Збигнев Бжезинский обосновал и построил современную военно–политическую стратегию США.

Во–первых, необходимость блокирования Евразии союзными США государствами и военными базами, во–вторых, не допустить объединение центров силы на евразийском пространстве, в–третьих, расширить число своих союзников и сателлитов на евразийском пространстве.

В отношении РФ Бжезинский пишет: «Хотя концепция зрелого партнерства ласкает слух, она обманчива.

Америка никогда не намеривалась делить власть на земле с Россией. Новая Россия была слишком слабой, слишком разоренной 75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире». Таким образом, все разговоры о строительстве «общеевропейского дома», партнерстве раде мира, полноправной восьмерке, звездном часе России – это пропагандистская дымовая завеса, призванная привязать и подчинить Российскую Федерацию Западу.

Наработки западных геополитиков не пропали даром.

На западе Россия отброшена к границам середины 17 века, на Кавказе и Средней Азии к рубежам начала 19 века. Численность населения сократилась до 140 млн.

человек и продолжает снижаться. Военный потенциал и стратегические позиции существенно ослаблены.

Россия не имеет надежных союзников в Европе и не может рассчитывать на активную помощь со стороны партнеров по СНГ, более того, многие из стран содружества проявляют к ней откровенную агрессивность.

Вместе с тем Россия продолжает оставаться самым большим по территории государством в мире, занимая 12,6% суши Земли, имеет огромный неиспользованный потенциал развития.

Оставаясь даже в своих сегодняшних границах, Россия, как и прежде, является крупнейшим геополитическим центром, вокруг которого раньше или позже начнут объединяться близкие нам народы.

Основные понятия концепции национальной безопасности

Российской Федерации

Концепция национальной безопасности Российской Федерации –система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и т.д.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Портал «Институт геополитики» — более 3 000 000 посещений из 120 стран мира

Обсудить статью в Дискуссионном клубе

Геополитическое положение государства

Владимир Дергачев

Основываясь на идеях многомерного коммуникационного пространства, идея геополитические (геоэкономические) условия и геополитический (геоэкономический, культурно-генетический) код государства.

Геополитическая ситуация государство определяется совокупной силой материальных и нематериальных ресурсов (военно-политической, экономической, технологической и страстной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли.

Геополитическое положение государства характеризуется отношением к основным направлениям коммуникации развития цивилизации, военно-политическим блокам и районам конфликтов.

На основе внешнеполитической и геополитической ситуации, геополитические векторы (военно-политическое, экономическое, культурное) влияние государства или блока на окружающий их мир.

Основные геополитические векторы появляются в стратегическом партнерстве и определяются геополитическим кодом страны.

Геоэкономическое положение государства Напротив, он отражает географическое положение государства по отношению к глобальным и региональным центрам экономической власти к основным линиям связи капитала, производству товаров и услуг. Разработанные на основе баланса национальных интересов многовекторная система экономических отношений с внешним миром, в том числе международное и межкорпорационное разделение труда, и обеспечивают эффективное функционирование структуры коммуникационной экономики, форм геоэкономический кодекс государства .

Код хранится в «генетической» памяти состояния и изменениях в процессе преобразования геополитического пространства.

Это основной источник доходов в мире и прибыли системы в многомерном пространстве связи Земли геоэкономическая рента, которые основаны на высокоуровневой энергии (функции места) и гетерогенном социальном времени (постиндустриальные и развивающиеся страны).

В постиндустриальную эпоху так называемые мировые города (Киберпорт), расположенные на границе многомерного пространства связи, которые создают высокоэнергетическую обработку не только коммерческого, промышленного и финансового капитала, но и поток информации, знаний и идей, Поэтому центры приоритетного развития начали набирать обороты, они не обязательно имеют благоприятное положение в реальном географическом районе и на пересечении нескольких пространств (политических, экономических, финансовых, информативных и т. Д.).

Основными сверхприбылями (аренда предельной энергии) являются глобальные полигоны (мегаполисы), расположенные на границах многомерного коммуникационного пространства.


Дергачев В.А. Геополитическая теория большого многомерного пространства .

Монография. (Электронное издание на CD + интернет-гиперссылки) — издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 стр.

ISBN 978-966-02-6012-2

Вводная лекция. Введение в новейшую геополитику
Первая лекция.

Преобразование геополитического мышления
Полный неолиберальный оптимизм
Традиционная геополитика
Новая геополитика. Geoekonomija
Последняя геополитика. Гео-философия.

Геополитика власти
Геополитическое положение государства
Геополитический код государства
Изменение приоритетов национальной безопасности
Геополитическая стратегия страны

Лекция вторая. БОЛЬШАЯ КАРТА
Интеллектуальное происхождение.

Гео-философия. Многообразие миров
Классификация больших пространств Земли
Неизвестный большой океан. Многомерное пространство связи

Лекция три. РАЗРАБОТАНЫ В ВЫШЕУ ГЕОПОЛИТИКЕ
Периферийная энергия неизвестного Великого Океана
Великие геополитические границы Земли
Мировые геополитические узлы
Эффективное геополитическое пространство страны

Лекция четыре.

МИРОВАЯ ПОЛИЦИЯ ВОЗРАСТА
Исторические времена и полюсы глобального развития
Города мира
Он ушел с историей ветра
Преференциальные полюса на границах мировой экономики
Технополис. Высокотехнологичные мосты
Эпицентры выглядят великолепно
Миры философской мысли
Вдохновение земли
(стержни кристаллизованной страсти)

Лекция Pet.

КРУПНЕЙШИЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Великая шелковая дорога
Геополитическая трансформация мирских путей
Отличные часы южных морей
Международные транспортные коридоры
Воздушно-десантные драконы
Отличная информационная трасса
Угроза потери государственной связи государством

Лекция шесть. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Многослойные циклы геополитической трансформации
Изменение глобального геополитического цикла
Экономические циклы и циклы глобальной гегемонии
Заключение геополитического геополитического цикла США
Геополитические циклы и технологические режимы

«Суперзвезда геополитики»

Политико-географическое положение России

Политическое и географическое положение России изменилось из-за распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних стран, сокращению территории России, сокращению численности населения России и сокращению объема ВВП.

На мировой арене геополитические позиции России были ослаблены. Это связано с тем, что:

1) геополитическое влияние Соединенных Штатов распространилось на территорию;

2) расширение НАТО;

3) новые сильные геополитические центры — Китай и Япония;

4) усилились агрессивные устремления исламского фундаментализма;

5) Военный потенциал России сократился.

В настоящее время территорией доминирующего политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новой экономической ситуации. Геополитическое положение страны влияет на экономическое и географическое положение.

Экономическая и географическая ситуация постоянно меняется.

Анализ экономической и географической ситуации соответствует следующим компонентам:

— транспорт и географическое положение;

— промышленное и географическое положение;

— положение на рынке;

— демографический статус;

— рекреационного и географического местоположения.

Учитывая его экономическое и географическое положение, Россия занимает центральное место. Особенно благоприятным и уникальным является расположение крупных городов — на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.

Россия является федеративным государством, состоящим из 89 компаний. Среди них республики, края, провинции, автономные области, автономные органы власти и два города федерального значения.

Особенность территориального и государственного устройства России заключается в том, что девять крупных автономных округов включены в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией Российской Федерации и автономными регионами и регионами действуют те же субъекты федерации.

В 2000 году административно-территориальная структура России включала:

1) 21 республика;

2) 6 ребер;

3) 49 сайтов;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономный регион (еврейский);

6) 10 автономных округов;

7) районы 1867 года;

8) 1091 место;

9) 329 городских районов;

10) 1922 городских поселений;

11) 24 444 сельских администраций.

Большинство республик расположены в европейской части страны (16 из 21), остальные пять — в азиатской части.

Обе области находятся в европейской части (Краснодар и Ставрополь), четыре в азиатской части. Все десять автономных районов расположены на Крайнем Севере, два в европейской части.

Все республики, автономные области и автономные области формируются на основе национально-территориального принципа и соответствуют компактным районам этнических групп.

В мае 2000 года в России было создано семь федеральных округов. Руководителем каждого из них является уполномоченный представитель Президента Российской Федерации. Эти районы не влияют на административно-территориальное деление государства, но служат укреплению государственной власти.

Центрами федеральных округов являются общепризнанный региональный капитал:

1) Центральный округ — Москва;

2) северо-западный район — Санкт-Петербург;

3) Приволжский район — Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (южный округ) — Ростов-на-Дону;

Перейти на страницу: 1 234

Другие продукты

Российская Федерация в XXI веке
Россия или Российская Федерация — это страна в Восточной Европе и Северной Азии.

Это самая большая страна в мире (17 075 400 км² или 11,46% от общей поверхности Земли или 12,65% площади поверхности человека, что почти в два раза больше, чем занято в мире …




Top