II. Порядок продления пребывания на службе сверх. В. Тараненко. Контракт сверх предельного возраста: порядок заключения, правовое положение военнослужащего Военнослужащие заключение контракта сверх предельного возраста

Здравствуйте! Геннадий, к сожалению, заключение контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе это право соответствующего должностного лица, а не обязанность. Судебная практика складывается не в пользу военнослужащих.

ВЫ можете обжаловать решение должностного лица об отказе в заключении с Вами нового контракта.

В соответствии со статьей 49 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 50 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:

имеющими иное воинское звание, - до достижения ими возраста 65 лет.

Статьей 10 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на один год, три года, пять лет, десять лет или на меньший срок до достижения ими возраста:

65 лет - с военнослужащими, имеющими иное воинское звание.

Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:

для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.

В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.

При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.

Заключение военно-врачебной комиссии должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

Предельный возраст для военнослужащих женщин оставлен 45 лет. И хотя право заключать новый контракт с военнослужащим достигшим предельного возраста предусматривается законами (независимо мужского пола или женского), но право принятия решения остаётся за федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Руководствуясь указаниями сверху, видимо, имеется ввиду телеграмма статс-секретаря – заместителя Министра обороны РФ, которая требует исключить практику продления сроков военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе в интересах омоложения личного состава, а также сократить до минимума количество военнослужащих женского пола, должностные лица отказывают в заключении новых контрактов. И если у мужчин в связи с изменением предельного возраста до 50-ти лет появилась возможность выслужить необходимое количество лет для права получать пенсию, то женщины остались наедине со своими проблемами. Во-первых, в течение всего периода службы производились ежемесячные отчисления в Военный пенсионный фонд, увольняемые теряют право на военную пенсию по выслуге лет, сформированную ими за счёт накопленных отчислений. Во-вторых, многие женщины с разрешения вышестоящих командиров воспользовались Военной ипотекой, причём на тот момент проблем с заключением контрактов не было и никто такой ситуации не предвидел. За 10-20 лет службы женщины потеряли свои гражданские специальности (у кого они были) и теперь они остаются без накопленной пенсии, без работы и с необходимостью выплатить деньги за купленную по Военной ипотеке квартиру. Причём продать квартиру невозможно, т.к. она находится в обременении пока за неё полностью не рассчитаешься, а для многих это единственное жильё. Необходимо также учесть, что у многих на иждивении несовершеннолетние дети, а определённая часть, вообще, матери-одиночки (после 45-ти лет социальные гарантии обеспечивающие охрану материнства и детства на женщин-военнослужащих не действуют). Господин Президент, Вы как Верховный Главнокомандующий, разрешите женщинам дослужить до пенсии, дайте, пожалуйста, рапоряжение заключать контракты сверх предельного возраста до наступления права на пенсию. Защитите детей матерей-одиночек, которых оставляют без средств к существованию.

Статус идеи: ожидает рассмотрения

Комментарии

Почему мою проблему не зарегистрировали? Оставляла комментарий к отзыву "Это правда, что в скором будущем в России девушки будут служить в армии?", пришло сообщение на электронную почту о его регистрации. А про то что озвучила данную проблему на Вашем сайте сообщения не было.

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Алла!
Закон содержит разные правовые механизмы заключения новых контрактов для лиц, не достигших предельного возраста, и лиц, достигших его.
В заключении контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание об этом, не может быть отказано при отсутствии иных оснований увольнения его с военной службы. Пункт 10 ст. 9 Положения о службе устанавливает запрет безосновательного увольнения военнослужащего с военной службы в форме незаключения с ним нового контракта о прохождении военной службы при наличии соответствующего волеизъявления продолжать военную службу. Заключение нового контракта о прохождении военной службы при указанных условиях является важным средством правовой защиты военнослужащих, желающих продолжения правовой связи с государством в сфере военно-служебных отношений.
Принципиально иная ситуация с заключением контракта сверх предельного возраста с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе. Обратим внимание на терминологию, используемую законодателем. "Может быть" и иные синонимы определяют, возможно, положительный, а возможно, и отрицательный характер решения уполномоченного должностного лица о заключении контракта о прохождении военной службы с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе. Причем никаких объективных обоснований для такого усмотрения не требуется. Таким образом, юридическая обязанность должностного лица по заключению контракта после достижения военнослужащим предельного возраста трансформируется в его право усмотрения о продолжении отношений в сфере военной службы с конкретным военнослужащим или прекращении таковых.
Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, достижений, например наличия ученой степени, ученого звания (п. 9 ст. 38 Закона о службе), а также состояния здоровья, что подтверждает избирательный индивидуальный подход при решении этого вопроса (п. 6 ст. 10 Положения о службе).
Таким образом, предельный возраст пребывания на военной службе является своеобразной гранью, определяющей трансформацию обязанности должностных лиц продлить службу в их право. За этой гранью уверенность военнослужащего в продолжении служебной деятельности превращается в неуверенность. Причем специфика контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, такова, что, независимо от закрепленной на бумаге длительности срока контракта, любая из сторон вправе расторгнуть его в любое время с той же формулировкой - достижение предельного возраста, т.е. заключение такого контракта не дает гарантий ни государству, ни военнослужащему, что он будет исполнен в указанные в контракте сроки.

10. В кадровом подразделении таможенного органа ведется список сотрудников, у которых в течение календарного года истекает срок службы в связи с достижением предельного возраста (приложение 1).

11. Сотрудник подает на имя председателя ГТК России заявление согласно установленному порядку начальнику таможенного органа не позднее четырех месяцев до достижения им предельного возраста пребывания на службе (приложение 2).

В заявлении сотрудник указывает специальное звание, фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, дату рождения, выслугу лет в таможенных органах для назначения пенсии, желаемый срок продления пребывания на службе сверх предельного возраста и должность, по которой он согласен заключить контракт.

12. Начальник таможенного органа или по его поручению заместитель начальника таможенного органа по кадрам (начальник кадрового подразделения) в присутствии начальника структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник, разъясняет порядок продления срока пребывания на службе сверх предельного возраста, предлагает должность, на которой сотрудник может проходить дальнейшую службу.

13. Сотрудник, изъявивший желание продолжать службу сверх предельного возраста, направляется на ВВК.

Вопрос о продлении срока службы сверх предельного возраста подлежит рассмотрению при наличии справки ВВК, в которой заключение вынесено в одной из следующих формулировок:

"А" - годен к военной службе (службе в таможенных органах);

"Б" - годен к военной службе (службе в таможенных органах) с незначительными ограничениями.

14. Сотрудник, которому ВВК вынесено заключение с формулировками "В" - ограниченно годен к военной службе (службе в таможенных органах), "Г" - временно негоден к военной службе (службе в таможенных органах), "Д" - негоден к военной службе (службе в таможенных органах), к продлению срока пребывания на службе не представляется и подлежит увольнению из таможенных органов согласно порядку, предусмотренному статьей 48 Федерального закона.

15. Кадровое подразделение таможенного органа на основании заявления сотрудника при условии заключения ВВК о его годности к службе по состоянию здоровья и решения начальника таможенного органа оформляет представление к продлению срока пребывания на службе сверх предельного возраста (приложение 3).

В представлении указываются данные о сотруднике, его деловые качества, результаты служебной деятельности, подробное обоснование необходимости продления срока пребывания на службе сверх предельного возраста, конкретный срок продления, должность, на которой он будет проходить службу при принятии положительного решения, а также дату, номер справки с заключением комиссии ВВК и наименование медицинского учреждения, выдавшего справку.

16. Начальник таможенного органа, учитывая деловые качества сотрудника, результаты его служебной деятельности и другие обстоятельства, а также сложившуюся кадровую ситуацию, может ходатайствовать в представлении об уменьшении срока продления пребывания на службе сверх предельного возраста, указанного в заявлении сотрудника, либо о нецелесообразности продления срока пребывания на службе с указанием конкретных причин.

17. Для обеспечения объективной оценки результатов служебной деятельности сотрудника и его соответствия занимаемой должности он может быть при необходимости аттестован в соответствии со статьей 47 Федерального закона и Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

18. Кадровое подразделение таможенного органа оформляет документы к продлению срока службы сверх предельного возраста и направляет заявление сотрудника и представление начальника таможенного органа с сопроводительным письмом в вышестоящий таможенный орган с таким расчетом, чтобы не позднее чем за три месяца до достижения сотрудником предельного возраста они поступили в Главное управление кадров ГТК России.

19. Начальник регионального таможенного управления в представлении сотрудника к продлению срока пребывания на службе сверх предельного возраста может отразить особое мнение, в том числе об уменьшении срока продления или о нецелесообразности продления, с обязательным указанием причин или оснований для принятия такого решения, но не вправе возвратить представленные документы без направления их в Главное управление кадров ГТК России.

20. Главное управление кадров ГТК России на основании документов, поступивших из таможенных органов, разрабатывает проект приказа ГТК России о продлении срока пребывания на службе или об отказе в продлении.

Приказ ГТК России является основанием для заключения с сотрудником контракта о службе в таможенных органах на указанный в нем срок либо его увольнения из таможенных органов согласно порядку, предусмотренному статьей 48 Федерального закона.

21. Контракт о службе в таможенных органах оформляется в соответствии с требованиями Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 26.11.97 N 701. Контракт подписывают сотрудник и начальник таможенного органа, имеющий право назначения на должность, указанную в контракте.

Контракт с сотрудником, занимающим должность номенклатуры назначения Правительства Российской Федерации или ГТК России, оформляет Главное управление кадров ГТК России. Подписывает его в соответствии с установленным порядком председатель ГТК России или его первый заместитель.

Предельный возраст пребывания на военной службе

1. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

2. Предельный возраст пребывания на военной службе установлен:

а) для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;

б) для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;

в) для полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;

г) для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет;

д) для военнослужащего женского пола - 45 лет.

3. Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:

а) для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - Президентом Российской Федерации;

б) для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.

4. В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

5. Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.

При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения ВВК.

Заключение ВВК должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.

7. Военнослужащему, проходящему военную службу в должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе и желающему продолжать прохождение военной службы, срок военной службы может быть продлен Президентом Российской Федерации, но не свыше достижения им возраста 65 лет.

8. Предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащего кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации устанавливается руководителем самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, но не может быть менее предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом (ст. 17 Федерального закона "О внешней разведке").

Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 определено, что директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации" от 21 апреля 1996 г. N 574 (п. 2).

Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. N 574 определено, что установление предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется путем продления срока их пребывания на военной службе.

К органам внешней разведки относятся не только Служба внешней разведки Российской Федерации, но и разведорганы, структурно входящие в то или иное министерство или ведомство (например, разведорганы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и др.).

9. Право принятия решения о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста, установленного комментируемым Федеральным законом, предоставлено:

Министру обороны Российской Федерации;

Директору Службы внешней разведки Российской Федерации;

Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

10. Продление срока пребывания на военной службе соответствующие должностные лица должны осуществлять с учетом квалификации, деловых и моральных качеств, состояния здоровья военнослужащего.

11. Решение о продлении срока пребывания на военной службе реализуется путем заключения с каждым из военнослужащих, достигших предельного срока пребывания на военной службе, контракта о прохождении военной службы сроком на один год, три года или пять лет в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.

12. Письмом Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации "По вопросу заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе" от 18 марта 2003 г. N а6-1082 даны следующие разъяснения.

Порядок заключения нового контракта с военнослужащими, в том числе имеющими воинские звания высших офицеров, а также назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, определяется ст. 49 Федерального закона "О воинской службе и военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Решения о заключении контрактов с высшими офицерами, а также офицерами, назначенными на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются Президентом Российской Федерации.

Указанные военнослужащие, достигшие (достигающие) предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подают по команде рапорт с обращением к Президенту Российской Федерации о принятии решения заключить с ними контракт, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

В случае принятия Президентом Российской Федерации решения о заключении контракта с данными военнослужащим и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

Согласно п. 1 ст. 38 указанного Федерального закона срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы. В соответствии с п. 3 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

Исходя из данного требования п. 7 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяется, что с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, новый контракт заключается в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

Таким образом, по общему правилу рапорт и материалы о заключении нового контракта с военнослужащими должны поступить Президенту Российской Федерации с таким расчетом, чтобы заключение нового контракта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации было осуществлено соответствующим должностным лицом в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта.

Однако в ряде случаев распоряжение Президента Российской Федерации о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, издается позднее окончания у этого военнослужащего срока предыдущего контракта. В этих случаях при заключении с военнослужащим нового контракта необходимо руководствоваться п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым контракт о прохождении военной службы прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Исходя из положений п. 4 ст. 32 , ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" и ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы контракт с военнослужащим в данных случаях должен заключаться не со дня окончания срока предыдущего контракта, а со дня вступления в силу соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации.




Top