Иисусова молитва самая главная но короткая. Эти пять слов разведут небеса

Молитва - мост от земли на небо, способ общения человека со своим Создателем. В православии одной из самых известных является Иисусова молитва. Текст ее широко известен, он очень краткий, но глубокий по богословскому содержанию.


Происхождение

Кто составил текст Иисусовой молитвы, точно установить уже невозможно, ее приписывают Макарию Египетскому, он написал много христианских сентенций. По сути, это не обычное прошение или хвала, а именно краткое исповедание христианской веры:

  • Иисус Христос называется Сыном Божиим;
  • Христос исповедуется Богом;
  • верующий просит оставления грехов (помилования).

В краткой форме (всего 8 слов) здесь содержится вся евангельской вести. Также издавна считается, что именно эта молитва способна поднять любого верующего на духовную высоту.


Для чего необходима

Есть мнение, что текст Иисусовой молитвы можно практиковать лишь монахам. Но это ошибка - миряне также нуждаются в упражнениях для души. Если ее оставить без воспитания, она будет подпитываться лишь собственными страстями. Молитвенная практика даст ей множество преимуществ.

  • Оживляет и укрепляет дух.
  • Доступное средство для того, чтобы со временем сделать свое сердце жилищем для Святого Духа.
  • Молитвенное делание позволяет обрести благодать, всем существом своим принять Бога и Евангелие, чтобы начать служить Ему уже на земле.

Польза неисчислима, а время дополнительно изыскивать не нужно - можно произносить текст повсюду, за любым занятием.


Текст Иисусовой молитвы

Предостережения

Очень многие опытные духовные отцы оставили верующим наставления о том, как следует читать Иисусову молитву. Основное, чего следует опасаться - это гордыня и поиск особых душевных состояний. Чем они опасны? Гордость может быть незаметной для человека и постепенно окружить его множеством других грехов. Как сказано в Писании - Господь отворачивается от гордецов.

Восхождение

Путь тех, кто познал сладость молитвы, очень долог и непрост. Бог не сразу вручает высшую награду, Он взращивает дары постепенно.

Как правильно молиться

Молиться Иисусовой молитвой можно в любое время дня или вечером. Ей допустимо заменить правило - повторять 10-15 мин. (столько обычно на него уходит).

Однако, начинать лучше с малого - достаточно десятка повторений. Неподготовленный ум будет все время отвлекаться. Естество человека настолько поражено грехом, что нужно много времени, что собрать воедино душу и разум.

Со временем эти слова должны пропитать все человеческое сознание настолько, что во время любого дела они будут звучать в его сердце. Некоторым монахам удавалось достичь заоблачных высот в «умном делании», они видели Ангелов за служением. Но таких людей на земле очень мало.

Духовные преграды

Не надо стараться «вычитать» Иисусову молитву на русском как можно больше. Дело не в количестве, Господу не нужны никакие «рекорды». Важно сохранять собранность, смирение духа и не искать неких духовных радостей. Со временем будет становиться понятно, как продвигаться дальше - Дух Святой сам поведет подвижника.

  • Искушения могут начаться на втором этапе, поэтому на нем уже необходим опытный духовник, который не даст сбиться с пути. Если на ум приходят посторонние образы, не надо пытаться их прогонять, просто продолжать произносить молитву.
  • Бывает, что некоторым тяжело даются какие-то определенные слова. Тогда надо отнестись к ним более внимательно, пытаться вникнуть в самую глубину богословского смысла.

Иногда случается, что Господь подает подвижнику утешение, а затем отнимает. В таком случае не надо отчаиваться. Это делается для пользы человека и значит, что ему необходимо больше времени отвести борьбе с грехами.

Необходимые условия

Осознавать, для чего читается молитва; вникать в смысл.

  1. Проявлять постоянство.
  2. Уединиться (хотя бы мысленно).
  3. Находиться в спокойном состоянии.
  4. Призвать на помощь Духа Святого, участвовать в жизни Церкви.
  5. Не стараться молиться долго - прекращать надо при возникновении духовной усталости.

Еще раз приводим текст:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́.

Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́.

Иисусова молитва - как правильно молиться, текст на русском was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Пожалуй, каждому человеку знакомо такое состояние, когда душу тревожит что-то неясное и расплывчатое беспокойство за судьбу близких людей, житейские проблемы и невзгоды камнем лежат на сердце.

Как же избавиться от этой тяжести, обрести почву под ногами?

Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства - любовь, вера, терпение, надежда... И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан любой христианин. Они основа основ, своеобразная азбука христианства.

Первая из них -

Символ Веры

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век.
Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Им же вся быша.
Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Вторая главная молитва, с которой мы идем по дороге христианства -

Молитва Господня

«Отче наш, Иже еси на небесах!

Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Какой бы серьезной ни была наша забота, каким бы тяжелым ни было наше горе, в унынии и печали, в тоске и скорби, в болезни душевной и болезни телесной мы всегда можем вернуть себе покой, здоровье и радость. Для этого достаточно знать короткую на первый взгляд молитву из восьми слов.

Иисусова молитва

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»

И, конечно, кроме трёх главных молитв, существуют основные молитвы, которые хотя бы раз в неделю, должен читать каждый верующий.

Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

«Боже, милостив буди мне грешному (Поклон)».

Молитва предначинательная

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе» .

Молитва Святому Духу

« Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

ТРИСВЯТОЕ

« Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» .
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Молитва Пресвятой Троице

« Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь» .

Песнь Богородице

«Богородица Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою!
Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь» .

Молитва Пресвятой Богородице

« О, Пресвятая Дева, Мати Господа, Царица небесе и земли!

Вонми многоболезнен¬ному моему воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с ве¬рою и любовию поклоняющихся Пречистому Образу Твоему!

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наши.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!

Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводите.

Подаждь христианскую кончину и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода Христианского, со всеми угодившими Богу.
Аминь! »

Живый в помощи

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного.
Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

Молитва Ангелу-Хранителю

«Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души к телу моему грешному от святого крещения,
аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делами,
клеветами, завистию, осуждением презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением,
сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многогла¬голанием,
злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякого плотское вожделение.

О, злое мое произволение, его же и скоти безсловесних не творят!
Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему?
Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах?
Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю но вся дни и нощи и на всяк час?
Но молюся ти припадая хранителю мой святой, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего
(имя),
буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми,
всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва Архангелу Божьему Михаилу

«Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя).
Защити, Архангеле, нас от всех врагов видимых и невидимых.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы.
И смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыне и на морях тихое пристанище.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольские, егды услышишь нас, грешных, молющихся Тебе и призывающих имя Твое Святое.
Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников, святых мучеников Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых небесных сил.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

«Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь»

Псалом 50

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

Молитва за Отечество

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Мы потеряли связь с Божественным - и в том причина всех наших бед и напастей. Мы забыли об искре Божией, которая есть в каждом из нас.
Мы забыли, что человек предназначен для того, чтобы беречь и укреплять связь между собственной божественной искрой и Божественным огнем, которая словно подключает нас к «аккумулятору Вселенной».
И нам дается столько сил, сколько нужно, без всяких ограничений. Православные молитвы восстанавливают эту связь.
По материалам nsk-xram.ru, www.librarium.orthodoxy.ru

Посчитайте! Здесь всего пять слов. Иисусова молитва содержит пять слова, но эти пять слов проведут тебя по пяти континентам земли, пять слов разведут небеса во всю длину и ширину мира; пять слов поставят тебя пред престолом Божиим; пять слов вложат в тебя Христа и сделают тебя близким Ему.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сегодня мне хотелось бы поговорить об этой молитве. И не просто: сегодня мне хотелось бы чего-то еще более дерзновенного - чтобы мы вознесли эту молитву, чтобы мы не просто говорили о ней, а в то же время - почему бы нет? - и вознесли ее.

Если можешь, то там, где ты сейчас есть, возноси ее. Если ты не делаешь чего-нибудь требующего всецелой сосредоточенности, то возноси ее про себя. Попробуй.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Я повторяю ее по многу раз, потому что кто-нибудь, может, не расслышал ее как следует, а кто-то не знает, как молиться этой молитвой или знает ее более пространный вариант: Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя, грешнаго! Другие произносят ее кратко, кто-то говорит только: Господи, помилуй! - третьи только: Иисусе, помилуй мя! - а четвертые произносят лишь: Иисусе мой! А ты скажи, что хочешь, и как хочешь скажи это, достаточно лишь произносить это имя, и чтобы оно высеклось в твоем сердце - имя Господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас, когда ты слушаешь, тебе нетрудно произносить про себя эту молитву, так чтобы она лилась потоком, а когда передача закончится и ты продолжишь делать свои повседневные дела, то ты тоже произноси ее постоянно.

Она очень сильна. Святой Косма Этолийский советовал творить ее. Куда бы он ни шел и где бы ни останавливался, то, поскольку научился ей на Святой Горе Афонской, в монастыре Филофей, где жил, то он говорил людям:

И вы произносите молитву. Возьмите четки, они служат нам не для этого, чтобы мы коротали с ними время в кафе, а каждый узел означает слово. И какое же слово произносится в этой молитве? Имя Господа нашего Иисуса Христа. Когда призываешь имя Господа, то ты зовешь Самого Христа к себе.

Мы абсолютизируем не молитву, но Личность, к Которой возносится молитва, - Христа, в Котором всё

Сила этой молитвы огромна. Мы не абсолютизируем ни одну молитву, однако абсолютизируем молитву как таковую, а более всего - Личность, к Которой возносится молитва, нашего Христа, Который есть абсолютное Благо, Который есть всё.

Христос есть всё, а молитва - это надежный, прямой, сильный, красивый путь, благодаря которому ты здраво прилепляешься ко Христу и соединяешься с Ним. Молитва соединяет человека со Христом, и поэтому мы говорим, что она обладает очень большой силой. Любая молитва. Ты скажи что хочешь, как хочешь, но только говори Христу. Хочешь произносить «Отче наш»? «Царю Небесный»? Псалмы Давида? Канон молебный ко Пресвятой Богородице? Акафист Богородице? Всё это хорошо, но только Иисусова молитва, эти слова:

Вот я опять произнес это. Тебе что, тяжело это слышать? Но пусть тебе не будет это тяжело. Пусть тебе не будет тяжело слышать имя Христа, имя твоего Творца, Создателя, Того, Кто возлюбил тебя и за тебя умер, Кто сейчас думает о тебе и Кто рядом с тобой, Кто заботится о тебе и может дать решение для всех твоих проблем. Всё, что тебя занимает, все решения сосредоточены в Этой Личности, в Иисусе Христе. Пусть тебе не будет тяжело слышать имя Христа, говорить Ему, любить Его.

Это очень мощная молитва! В «Настольной книге духовных советов», в той книге, где говорится о хранении пяти чувств, то есть о том, как человеку защититься и духовно бодрствовать пятью своими чувствами, святой Никодим Святогорец говорит: «Советуйте людям в миру, верующим, чтобы они произносили Иисусову молитву. Она не для одних лишь монахов, а для всех» .

Нам всем было бы хорошо творить эту молитву, хорошо было бы знать, что у человека, сидящего напротив и слушающего тебя, есть общая точка соприкосновения с тобой - у него есть имя Самого Господа и та общая любовь, которая нас объединяет. Это мы для Него говорим, и сегодня мы Ему говорим, Иисусу Христу, и повторяем: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Монахи произносят ее целый день. По крайней мере, хороший монах, чтобы быть настоящим монахом, не должен быть «монахом», то есть одиноким, а должен всегда быть в компании - в компании молитвы, и прежде всего молитвы Иисусовой, он должен всегда носить четки в руках, а более всего - в сердце. Каждый узел - это вожделение, каждый узел - это любовь, каждый узел - это приношение, славословие, призывание этого святого и всемогущего имени, имени Господнего.

Монах целый день молится.

Куда ты идешь? - говорил некто иноку на Святой Горе, увидев, что тот выходит из монастыря, не взяв с собою четок. - Разве воин отправляется на войну без оружия?

Куда ты идешь без своих четок? Это твое оружие - четки, ты всегда держи их в руках, и чтобы молитва из рук перешла в ум, а из ума в сердце. Потом отпадет необходимость и в четках, и ты будешь испытывать неизреченные и уникальные переживания.

Давай скажу тебе кое-что, ведь я не забыл. Чего не забыл? Я не забыл, что говорю людям, живущим в миру. Сегодня я не говорю монахам. Знаю, что я немножко размечтался, и ты, конечно, думаешь, что… Нет-нет, я говорю это тебе и о твоих проблемах. Я знаю, что у тебя есть свои проблемы: расходы, ребенок, болезнь, всякие трудности в браке. Кто-то к чему-то готовится, кто-то о чем-то мечтает, кто-то живет своей болью и радостью, разными своими проблемами. У каждого свое, и вот уже кто-то из вас говорит:

В прошлый раз ты хорошо говорил нам об актуальных, наших, современных вопросах, волнующих нас. А что ты сейчас будешь говорить нам об Иисусовой молитве, умной молитве, предназначенной для монахов? Какое отношение это имеет ко мне?

Имеет. Это имеет отношение и к тебе, потому что это способ вложить Христа в здесь и сейчас твоей жизни. Именно потому, что твоя жизнь многомерна, в ней множество забот, ты расколот и фрагментирован, с утра до вечера должен сделать множество дел и не успеваешь сделать хоть что-нибудь для Бога, помолиться как следует. Потому и существует эта молитва, которая называется монологичной, что означает, что она содержит одно слово, одно выражение, одно краткое изречение, которое, если и малому ребенку его сказать - всего пять слов! - то он его выучит.

Таким образом ты сосредотачиваешься. И никаких оправданий тебе нет, как ты говоришь иногда:

Я хочу помолиться, но не успеваю. Я не знаю, что мне сказать, мне нечего сказать на молитве.

Тебе есть что сказать! Готовишь ли ты еду? Твори молитву! Мешаешь ли в кастрюле еду? Каждый раз, когда мешаешь ложкой, говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! И пока готовишь еду, внутрь тебя входит Божия благодать, входит всецелое благоухание этого имени, входят живительные соки этого имени.

Иисусово имя полно живительных соков, благословения, силы. Эта молитва очень сильна. Ах, если бы мы молились ею, если бы мы жили ею и наслаждались ощущением Христова присутствия, творя ее!

Знаешь, что значит постоянно произносить чье-нибудь имя? Говорить постоянно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя , призывать кого-то, чтобы он пришел к тебе? Когда ты, например, скажешь: «Иисусе мой!», «Пресвятая Богородице, помоги мне!», «Святый Ангеле!», «Святый Нектарие!» - то разве же они не придут? Придут.

Когда ты зовешь кого-нибудь по имени, то имя выражает присутствие и живое ощущение того, кого ты зовешь. Скажу тебе это и с обратной стороны, с темной стороны: маги, чтобы совершить свое колдовство, призывают имена злых духов. Они тоже призывают имена, и духи приходят. Так и Господь, когда призовешь Бога, когда призовешь имя Христа, Он приходит туда, где ты есть. Когда у тебя какая-нибудь проблема и ты говоришь: «Иисусе мой! Господи Иисусе!» - и зовешь Его, то Христос приходит.

Этого немало, этого вовсе немало - чтобы мы сегодня поговорили об этой тайне, приближающей столь далекого Бога так близко к нам. Если Христос придет туда, где ты сейчас есть, в твою комнату, и она наполнится Его присутствия, то ты поймешь, что рядом с тобой сейчас не только кровать, стол, кухня, кастрюли, телевизор и всё, что там у тебя имеется, а рядом с тобой есть и Кто-то Другой. Кто же это? Тот, Кого ты позвал.

Есть такая заповедь в Ветхом Завете, где Бог говорит: «Будь осторожен! Не произноси имя Господне напрасно!» - то есть не почитая, не благоговея, не любя, не «обожая» Бога. Как говорится, «почисть сначала рот, прежде чем произнести имя Божие».

Страшно произносить Его имя. Почему? Потому что Его имя - это Его присутствие: ты зовешь Христа, и Он приходит. Это чрезвычайно велико. Он приходит. Подумай только: чтобы в вас вошел Христос, когда ты Его призовешь.

Он Сам говорит это:

Прежде чем ты призовешь Меня, Я буду тебе говорить. Ты позовешь Меня, и Я тут же скажу тебе: вот, Я пришел! Чего ты хочешь? Скажи мне, чего ты хочешь, чтобы Я для тебя сделал.

И ты говоришь Ему:

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Вот чего. Я хочу, чтобы Ты меня помиловал.

Когда ты молишься Иисусовой молитвой, ты помогаешь миру: наполняешь мир Божией благодатью

Мы можем сказать очень много всего о молитве, но, к сожалению, всё это не наше, всё чужое. И если бы мы творили молитву, то не делали бы передач о молитве, а жили бы ею, и не говорили бы о ней, а возносили бы молитву, и благодать молитвы растекалась бы повсюду без того, чтобы мы делали передачи. Это то, чем занимаются монахи на Святой Горе, это то, чем занимались великие святые, которые говорили очень мало, через силу, говорили только и только о хорошем другим и не хотели выходить из этого наслаждения, которое испытывали, и из этого великого приношения человечеству. Ведь когда ты молишься Иисусовой молитвой, ты очень помогаешь миру: ты наполняешь мир Ангелами, Божией благодатью, небесной милостью.

Сказать тебе это немножко грубо? Мы глубоко покрыты мраком, мы все, и не знаем очень многого о нашей Церкви. О, если бы мы знали, какой хлеб содержит в себе то, что мы называем умной молитвой!

Святой Никодим Святогорец обращается к Христу в «Акафисте Иисусу Христу» и постоянно говорит: «Иисусе мой! Иисусе мой!» - а затем говорит разные вещи Христу. Он говорит:

Иисусе, благодарю Тебя, что удостоил меня этого великого благодеяния и дара умной молитвы.

Это нечто великое, это великое искусство.

Ты говоришь:

Ну, мы многого на свете не можем сделать.

Ты прав, но вот сейчас ты слушаешь, а потом пойдешь и станешь делать что-нибудь и можешь при этом помолиться. Думаешь, Бог этого не оценит? Малое, что ты можешь в этой жизни, сделай.

Хорошее это дело - призывать имя Иисусово. Если мы обратим внимание, то увидим, что и на Святой Литургии делаем это постоянно - говорим: «Господи, помилуй!» Помолимся о свышнем мире - и два слова: «Господи, помилуй!»

Боже, помоги нам! Дай нам Твою милость! Смилуйся над нами! Помоги нам! Стань тем, в чем каждый нуждается! Помилуй нас!

У тебя есть четки? Ты их не носи с собой, а держи в руке. Ты их сотри, приведи в негодность от многого употребления, истончи их до ниточки, но только - смотри - чтобы никто этого не заметил. Когда ты держишь четки и молишься, то только ты, Бог да твой духовник должны знать об этом. Что ты делаешь, как делаешь, ощутил ли что-нибудь, плачешь ли, есть ли у тебя минуты умиления, боговидения, ощущение Божия присутствия, чувствуешь ли, что выходишь из мира сего и переживаешь то, что сказала мне одна бабушка на днях…

Я молилась и сказала: «Возьми меня, Боже, чтобы я умерла! Я хочу сейчас умереть!» В ту минуту я сказала: «Пускай я умру!»

Но всего этого не должно быть видно. Всё это должно происходить втайне. Иисусова молитва - это таинственная и сокровенная молитва, она - любовное переживание, и, как всякая любовь, она переживается в сокровенных клетях человеческой души.

В душе есть сокровенная комната, есть сад в глубине, который предназначен только для Бога. Туда не должно входить ничего больше, никто не должен знать, что мы делаем, только наш духовник и Бог. Четки не надо показывать, они не для демонстрации, не для кичения, не для того, чтобы строить из себя великих, а, как говорится, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .

Помолись втайне, вложи в ум свой, глубоко в душу свою это имя, высеки внутри это имя: «Иисусе мой, Христе мой» - эта самая хорошая печать, а потом не бойся. Некоторые спрашивают, что будет со Вторым Пришествием, с антихристом, с печатью. Нашей печатью да будет это имя, чтобы ты высек его в своем сердце, в уме, в своей душе.

Говори про себя: «Иисусе мой, Христе мой, Боже мой, Господи мой», - но только не формально, не технически, не методически, не холодно, не монотонно, не словно исполняя некий метод и тактику, а отдай свое сердце, потому что молитва требует сердца, молитва требует любви, она требует сильного желания, требует людей, влюбленных в Христа, в истину, в святых, в Церковь, в небесный мир.

Вот так обстоят дела. Сегодня мы говорим о трудных вещах, однако мы сказали, что сделаем то малое, что сможем. А так ли трудно сделать то, о чем мы говорили с вами сейчас?

Трудно ли молиться? Да что в этом трудного - сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя ?!

Эта краткая молитва очень сильна, независимо от того, понял ли ты это. То есть сделай что-нибудь и ты, ты, у которого нет времени вычитать Шестопсалмие, вычитать Канон молебный, ты можешь постоянно произносить молитву Иисусову. Трудно ли это? Да что в этом трудного - сказать: Господи Иисусе Христе, помилуй мя ?

А прочее - об умилении, об ощущении Бога, почувствуешь ли ты, когда придет Божия благодать, или нет, - это не твое, а от Бога. Это даст Бог, когда захочет Он, как захочет, сколько захочет, а ты, однако, можешь…

У тебя есть рот? Есть. Есть язык? Есть. Скажу, однако, и другое: будь ты хоть немым, у тебя есть ум? Есть сердце, есть в тебе душа? Вот эта душа и должна говорить. Эта душа должна оттаять, потому что она замерзла, как ледники, которые сейчас, однако, тоже тают. И они тают, так как же душе не растаять? Вот от этого имени она мало-помалу и растает.

Это имя так горячо, так пламенно, так превосходно, что растапливает любой лед. Иисусе мой, Христе мой, Творче мой, Боже мой! - самая великая молитва, самая могучая молитва!

(Продолжение следует.)

Иисусова молитва очень важна для любого православного верующего. Ее можно назвать одной из первоначальных ступеней при становлении веры. Сила Иисусовой молитвы огромна. Суть ее заключается в том, что молящийся человек просит помилования у Бога через его Сына. Эта сильная молитва может использоваться при любых жизненных трудностях и стать ежедневным оберегом для верующего.

Кто такой Иисус Христос

Иисус Христос - это центральная личность христианской веры. В Ветхом Завете было предсказано появление Мессии, ставшим искупительной жертвой за грехи всего человечества. Информация о жизни и учении Иисуса Христа содержится Книгах Нового Завета. О том, что Иисус Христос был реальной личностью, свидетельствуют работы и нехристианских авторов.

Согласно христианскому учению Иисус Христос - это единосущный Сын Божий, воплощенный в человеческую плоть. В учении утверждается, что Иисус Христос умер ради искупления грехов человеческих, после чего воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Кроме этого имеется утверждение, что Мессия обязательно придет еще раз для того, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми.

Иисус Христос родился необыкновенным образом. К деве Марии, которая дала обет сохранять девство во имя служения Богу, но при этом была обручена с Иосифом, спустился Ангел и сообщил, что вскоре она родит сына, который будет Сыном Господа. И хотя Мария удивилась, она приняла Божье установление на то, что на нее найдет Дух Святой и она зачнёт от силы Всевышнего. Иосиф хотел отпустить беременную жену, так как знал, что он не был близок с ней. Но Ангел, явившись к нему во сне, сообщил, что родит Мария сына от Святого духа. Имя его должно быть Иисус, он придет на землю, чтобы спасти людей от грехов своих.

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, Бог Отец призвал Его к себе на служение. С этого времени приблизительно три года Иисус ходил по земле. Он проповедовал Царство Божье и делал разные чудеса. Ему удавалось исцелять смертельно больных людей и изгонять бесов. Его земные служения почти всегда сопровождались самыми разными чудесами. Согласно проповедуемому Божьему учению, Иисус призывал людей к покаянию и говорил, что все грехи будут прощены. Он рассказывал о вечной жизни и о милости Божьей. Говорил также о том, что всем придется стать перед судом и о том, что праведная жизнь - это истина, которая дарует спасение. Иисус рассказывал, насколько важно быть искренним перед Богом, а также о том, что все люди должны жить в мире.



У Иисуса появилось много последователей. Большинство стремилось научиться у него мудрости, а также глубоко принять и понять Божественные Истины. Иисус говорил своим последователям, что его убьют, но он потом обязательно воскреснет. Так и случилось, хотя это было многим недоступно для понимания.

Иисус Христос, Сын Божий в образе человека добровольно появился на земле. Он прожил безгрешную жизнь, перенес страшные страдания и перенес смерть на Кресте, расплачиваясь за грехи каждого человека. После чего в знак оправдания и прощения рода людского воскрес. Это говорит о том, что искренняя вера в Иисуса Христа, как своего Спасителя, позволит нам получить прощение за ведомые и неведомые прегрешения и вечную жизнь.

Иногда встречается мнение, что Иисусова молитва должна читаться только монахами. Для мирян ее чтение бесполезно. На самом деле это не так. Эта молитва должна всегда присутствовать в молитвенной практике мирян, как вспомогательное молитвенное средство общения с Богом. При этом ценность этой молитвы заключается в ее краткости.

Известно, что мирянам приходится много времени проводить в общественном транспорте, на прогулках, в очередях, в домашних заботах. И это время нужно проводить не зря, а именно творить Иисусову молитву, которая имеет и краткую, и длинную форму. Эта молитва относится к покаянным. Поэтому, если ее читать с сердечным вниманием, искренне и постоянно, то она очистит от многих прегрешений даже людей с невысокой моральностью.

История возникновения молитвы

Традиция включать в молитву слова, с помощью которых происходит обращение к Господу и Спасителю людей Иисусу Христу, уходит корнями в евангельские времена. Когда Христос ходил по земле, рассказывая о своем учении, то многие люди обращались к нему с собственными просьбами. И только ученики Иисуса Христа понимали действенность такого словесного обращения.

То есть, уже первые христиане призывали к имени Христа, как в частной молитве, так и в церковной. Считается, что молитва, которую сейчас называют Иисусовой, оформилась во времена, когда последователи Христа стали уходить для моления в пустыню. Именно в таком уединенном месте призыв к имени Божьему стал для них жизненной необходимостью. Современный текст Иисусовой молитвы записал впервые на Крите православный Святой Григорий Синаит.

Как часто стоит читать молитву?

При чтении в церкви Иисусова молитва ограничивается определенным количеством раз в зависимости от вида проводимого богослужения. Но при самостоятельном чтении каждый верующий решает самостоятельно, сколько раз нужно произнести молитвенный текст, прислушиваясь к своему подсознанию и к внутренним ощущениям. Если в душе разливается спокойствие и появляется радость, все мелкое и незначительное в окружавшем мире отходит на второй план, значит, Иисусова молитва была прочитана достаточное количество раз.

Особенностью Иисусовой молитвы является то, что она открывает новые возможности в вере. Это позволяет верующему подняться по ступеням и приблизится к истинному пониманию Бога. Только очень важно при этом проговаривать молитвенный текст в полной концентрации внимания на своем духовном мире.

Можно ли читать ее по четкам?

Иисусову молитву рекомендуется читать по четкам. Это позволяет создать надежный молитвенный щит. В некоторых случаях священнослужители рекомендуют проговаривать молитвенные слова по четкам, пока не возникнет ощущение, что молитва твориться самостоятельно без внутреннего принуждения. Именно это указывает на то, что создан защитный барьер.

Важно эти четки всегда носить с собой. Они будут напоминанием о том, что нужно молиться. Прежде, чем начинать молиться по четкам, нужно попросить у священника благословение. Именно он подскажет сколько раз нужно проговаривать текст Иисусовой молитвы.

Помогает ли в защите от порчи и зла?

Иисусова молитва - это самый верный способ избавления от порчи и колдовства. Но только для этого нужно использовать длинный вариант молитвы.

Кроме того, при чтении молитвы следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Молитву нужно обязательно выучить наизусть, чтобы ни в коем случае не путаться при перечислении имен Святых. Слова должны исходить из глубины души, поэтому нужно понимать, о чем вы просите Бога. Для этого следует познакомиться с теми Святыми, которые упоминаются в молитве;
  • Если по какой-то причине не удается выучить текст Иисусовой молитвы, то его допускается переписать на белый лист и прочитать;
  • Молитвенные фразы необходимо проговаривать четко и уверенно;
  • Важно читать Иисусову молитву в полном уединении, позаботившись о том, чтобы не возникло никаких внешних проблем.

Слушать и читать 100 раз в день

Для того чтобы избавится от внешнего негатива рекомендуется слушать или читать Иисусову молитву не менее 100 раз в день. При молении для правильного настроя лучше использовать четки. Необходимо понимать, что снятие порчи или сглаза требует длительного времени.

Как правило, первые положительные результаты становятся видны только через месяц. Причем ни одного дня пропускать нельзя, молитва должна твориться ежедневно.

Псалом 26 – защитная молитва

Вместе с Иисусовой молитвой может читаться псалом 26. Это очень мощное защитное обращение к Богу. В таком сочетании молитвы могут очень быстро снять порчу и поставить надежную защиту на будущее. Молиться можно как на старославянском языке, так и использовать переведенные тексты.

Псалом 26 звучит следующим образом:

«Господь Всевышний, Спаситель мой, Просветитель мой: кого я страшусь? Господь Всемогущий, Ты надежный защитник всей жизни моей: кого я убоюсь? Когда приблизятся ко мне страшные злодеи, чтобы навредить плоти моей, когда попытаются враги мои и оскорбители мои зло принести мне, то от него они сами падут. Если выступит против меня целый полк, не дрогнет от страха сердце мое, а если поднимут на меня оружие мои враги, то только на Бога я уповать буду. Только одного я попрошу у Господа Всевышнего: чтобы даровал он мне жизнь в доме Господнем спокойную и радостную, чтобы созерцал я постоянно красоту Господню и посещал храм святой Его. Ибо я знаю, что он сокроет меня под покровом Своим в день несчастий и бедствий моих. И в момент спасения моего он возвысит голову мою над недругами моими, я воскликну ему хвалу и восклицания. Всю свою жизнь буду петь и воспевать Господа. Услышь, Господи Всемогущий, мольбу мою и помилуй меня. Сердце мое говорит мне: Господа воззову. Прошу не отврати лица Своего от меня и не откажи мне, не отринь меня и не оставь меня, Всемогущий Владыка Небесный, Спаситель Мой! Даже отец мой и мать моя оставят меня, а Господь Бог примет меня. Прошу Тебя, управляй мной, Господи Всевышний, наставь меня в пути моем и на праведную стезю ради победы над врагами моими. Не предай, Господи Всемогущий, отдали от меня притеснителей моих, ибо подвергся я их неправедному нападению. Верю искренне, что увижу блага Господни на земли живых. Уповаю на Господа Всевышнего, мужаюсь и терпением запасаюсь, в бесконечном упоении на Господа. Аминь».

Как правильно молиться Иисусу Христу, сыну Божьему

Чтобы Иисусова молитва была эффективной необходимо молиться правильно. Главными препятствиями в этом случае являются рассеянность и бытовая суета. Вряд ли получится научиться Иисусовой молитве, если у человека имеется зависимость от TV или интернета. Не сможет правильно молиться человек, для которого основное времяпровождение связано со слушанием музыки и общением в социальных сетях. Все бытовые увлечения заполняют ум и сердце и при этом не позволяют человеку правильно и целенаправленно обратиться к Богу с молитвой.

Чтобы правильно молиться Иисусу Христу, важно соответственно настроится. Молитва к Господу - это практически медитация. На время молитвенного обращения нужно полностью отрешиться от событий окружающего мира. Только таким образом можно приблизиться к Богу и рассчитывать на эффективное общение.

Чтобы наша молитва была услышана Богом, она должна быть наполнена внутренней энергией человека. Необходимо перед тем как творить молитву, освободить душу от греховных мыслей, злости, ненависти, зависти. Необходимо мысленно попросить прощения у своих близких, а также простить их.

Успех молитвенного обращения зависит от того, насколько вы понимаете разумом произносимый текст. Перед тем, как молиться необходимо понять и прочувствовать каждое молитвенное слово, вникнуть в смысл произносимых фраз и передать знание свое душе.

Степени совершенства в Иисусовой молитве

Молитва Иисусова очень сложная духовная молитва. Она разделяется на четыре ступени.

Понимание их делает верующего сильнее в своей вере:

  • Первая ступень - молитва телесная, устная. Это очень сложная ступень, которая требует сильной концентрации мыслей. Как правило, верующий ощущает, что мысли отбегают в сторону, а сердце не чувствует молитвенные слова. В этот период человеку во время молитвы нужно проявить огромное терпение и приложить много труда. Эта ступень очень важна, так как она дает человеку покаянный настрой.
  • Вторая ступень предполагает объединение разума и чувств. В этот период человек уже может творить молитву непрерывно и при этом ощущает, как его душа наполняется новыми чувствами. У верующего возникает необходимость творить молитву в каждую свободную минуту.
  • Третья ступень - это творческое молитвенное обращение, с помощью которого уже можно приближать желаемое. На этой ступени молитва очень эффективна.
  • Четвертая ступень - это высокая молитва, которую могут творить только Ангелы, и способностью к которой награждается только один человек на все человечество. В процессе моления не существует никаких преград для общения с Богом.

Иисусову молитву знают все православные христиане. Священнослужители объясняют верующим, что эта молитва обладает огромной силой, которая способна ввести человека в рай. Безусловно, следует понимать, что эффективной эта молитва может быть только для праведных людей. Они, читая Иисусову молитву, будут ощущать, как их душа наполняется радостью, а в жизнь приходит мир и любовь.

Иисусова молитва является сильным оружием для спасения человека. Но все кто собирается творить ее, должны понимать, что бесы не любят эту молитву и пытаются навредить человеку, который учится с ней обращаться к Богу. Поэтому следует ожидать многих жизненных искушений, которым придется противостоять.

Для женщин и мужчин (спасение души своей и молитва за детей)

Полезно читать молитву и женщинам и мужчинам. Верующие, прежде всего, молятся о спасении своей души. Причем совершенно не обязательно проговаривать молитвенный текст. Нужно приучить себя к тому, чтобы молитва звучала в душе ежеминутно и ежечасно, когда в том возникает внутренняя потребность.

Молитва будет очень действенной и в случае, если матери молятся за своих детей. Ее можно использовать в сочетании со специальными защитными молитвами. Но только нужно помнить, что это тайная молитва, никого не следует посвящать в то, когда вы молитесь.

Очень важно помнить, что для спасения души молитву нужно обязательно творить с покаянным чувством. Изгнать из души нужно зависть и злость. Кроме этого в сердце не должен присутствовать эгоизм.

Молитва Иисусова на церковно-славянском

Иисусова молитва - это молитва, исходящая из глубины сердца: Смотреть видео-молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий»

Д елание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взы вать к нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

С ила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием, и преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и Ему пред стоянии умном.

С овершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть един от Пресвятой Троицы, нераздельный со Отцем и Святым Духом.

М олитве Иисусовой навыкать постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу, и при работе...Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто-то из древних. Дыхание вместо четок.

Д ыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву. Знайте, что молитва, истинно духовная, прививается благодатию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Ч итая молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», останови все мечтания и помыслы; ни о чем постороннем не думай, а только пусть ум твой держится на словах этой молитвы, т.е. говори и понимай каждое слово молитвы: что такое «Господи», что — «Иисусе Христе», что — «Сыне Божий», что — «помилуй мя, грешнаго». Когда же ты ум соединишь с сердцем, то последует уже переживание читаемого, т,е ты не просто холодно будешь понимать: «Господи», а станешь исполняться чувств веры, любви, надежды, благоговения, страха Божия. Говоря: "Иисусе Христе», будешь чувствовать Иисуса Христа как Сладчайшего нашего Искупителя, Милосердного и Всеблагого, и это возбудит в твоем сердце умиление и благодарение к Господу. «Сыне Божий»... опять вызовет соответствующие переживания. Говоря: «помилуй мя, грешнаго», восчувствуешь всю свою духовную нищету, всю свою греховность и возымеешь единственную надежду на спасение в Господе Иисусе Христе.

И мя Господа Иисуса должно возбуждать в нас умиление, тихую радость, отраду. В самом деле, ведь это имя нашего Искупителя, нашего Спасителя. Мы не можем безразлично относиться к лицам, которые нас любят, благодетельствуют и покровительствуют нам. Напоминание и даже самое имя их нас уже радует, утешает. В бесконечно большем виде это нужно представить относительно сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа.

Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).

У пражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом, пока это не кончится; думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает от сосредоточения, но это не прелесть.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Г лавное — тут нужно смирение, с чувством мытаря...

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

М олитва Иисусова, по научению Святых Отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует, или занимается каким рукоделием. Кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.

Т акая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае.

О тцы Святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

П роизносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

П ервая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

В торая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал — молитва все совершается...

Я долго... не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

О снованием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтобы пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их. Святые апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и сует ности по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особенно насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы.

Н ужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. Как цвет и плод произрастают на стебле или древе, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. Не скоро инок справится с умом своим, он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе.

Н ачинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

П равильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Святитель Игнатий (Брянчаиинов) (1807-1867).

О чень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется.

М олитву умственную держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится.

Г лавное — во время молитвы окаивай себя как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небе и на земле Ангелами и человеками.

М олитва прекращается — это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения и, главное,— от гордости.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Е сли увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые... Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь их, поражая невидимо Божественным именем.

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.).

П равильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).




Top