Инновационные технологии: виды, характеристики, сфера применения, примеры. Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.

Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Это особенно актуально для такого школьного предмета как история. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось получить диплом оператора персонального компьютера, пройти курсы “Интел – обучение для будущего”, курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации.

Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.

Создают учебные проекты.

Занимаются научно-исследовательской деятельностью. Так на протяжении трех лет мои ученики являются призерами Международной конференции интеллект-фестиваля “Политика вокруг нас”, победителями региональной научно-исследовательской конференции “Инициатива молодых”, победителями регионального конкурса исследовательских работ “Права человека глазами ребенка”, победителями районной научно-практической конференции “Я и мир вокруг”, победителями “Деревягинских чтений” и других конкурсов и конференций различного уровня.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально – значимые проекты. Например, в рамках районного конкурса вакансий на замещение главы Муниципального образования. Проект “Выборы президента – выбор пути развития страны” занял 3 место на международной конференции “Политика вокруг нас”, социальный проект “Почему умирают деревни” – 1 место на региональной научно – практической конференции “Инициатива молодых”.

Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов. Например, в ходе проведения урока – конференции “Молодежь голосует за”, на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий и даже предложили создать свою партию “Молодежь России”.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности во время занятий клуба старшеклассников “Я – гражданин России” и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение критически осмысливать полученную информацию;
  • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
  • умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
  • способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

Еще одной специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить. Как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Применительно к процессу исторического познания под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к истории, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–8-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками макеты предметов, символизирующих ту или иную эпоху. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. В рамках приоритетного национального проекта “Образование” в этом учебном году в школу поступило оборудование для кабинета истории. Оно включает персональный компьютер, мультимедийную приставку, экран, комплект ЭОР по истории России, Всемирной истории и обществознанию, комплект дисков с картами для интерактивной доски, комплект карт по всем периодам Российской и всемирной истории, атласы, контурные карты, комплект учебной литературы. Все это создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении. Но все же одного компьютера на класс явно не достаточно, например, при подготовке к ЕГЭ, к централизованному компьютерному тестированию, на уроках где идет создание учебных проектов, участвуем в дистанционных олимпиадах и т. д. Определенные трудности возникают с недостатком Интернета. Он подключен только в кабинете информатики, который постоянно перегружен. А при подготовке к урокам, выполняя научно-исследовательские работы, проекты Интернет просто “необходим как воздух”. Поэтому необходимо все компьютеры школы подключать к Интернету. Эта потребность, продиктованная нашим бурно развивающимся временем.

О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 74 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

С каждым годом возрастает количество абитуриентов, сдающих при поступлении историю или обществознание. Особо хочется отметить, что ежегодно выпускники успешно сдают вступительные экзамены по данным предметам на бюджетные места (около 50 % от всех поступивших), что свидетельствует о высокой подготовке и качестве полученного образования.

Использование инновационных методов на уроках технологии.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Педагогическая инновация-нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологииобучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося с традиционной системой.Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики - основные цели инновационной деятельности.

Инновационные технологии на уроках технологии включают в себя применение различных методов, например использование мультимедиа технологий, которые включают в себя использование текста, графики, видео в учебном процессе. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Использование на занятиях слайд-фильмов позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем мете. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микро сдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей у учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

Метод проектов- это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыковцелеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Работая над развитием творческих способностей учащихся, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Технологии проектирования лежат в основе методов проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в общественном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Посредством метода проекта мне удается, установит прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью.Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.Педагогическая технология «Метод проектов»является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогическогоопыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи реализуются в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.

При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании;

Методы проектирования;

Личностные факторы проектирования;

Технология проектирования;

Художественное проектирование;

Технология оценки предложенных проектов.

Итак, творческий проект-это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Например, использование вышивки для творческого проекта помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность. Проект состоит из нескольких пунктов:

Выполнения эскиза задуманного изделия (образца вышивки или оформление готового швейного изделия) на основе современных направлений моды и истории вышивки;

Выбора швов вышивки;

Обоснования подбора тканей и нитей;

Детальной проработки изделия (узора);

Составление плана вышивки;

Экономического расчета;

Переноса узора на ткань;

Выполнения вышивки и т.д.

Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта необходимо выбрать и обосновать проект.

При подборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учатся учитывать:

Точный размер изделия (платье, блуза, панно, юбка, сумка, салфетка и т.п.);

Вид ткани для его выполнения;

Особенности вида вышивки (счетные швы, цветная гладь, ажурная вышивка и т.п.);

Подбор ниток, проработку швов;

Окончательное оформление.

Далее, выбрав понравившийся нам узор, мы изучаем его композиционное построение и цветовое решение, приемы вышивания и возможность его использования при оформлении того или иного изделия. Стараемся познакомиться с историей возникновения такого вида вышивки (этот материал является хорошим дополнением творческого проекта), учесть целесообразность использования выбранного узора в сочетании с современными направлениями моды, сделать обзор книг, и журналов по вышивке.

В ходе технологического этапа выполнения проекта я учу детей точно следовать технологическому процессу, вышить узор.

Во время заключительного этапа мы с ребятами стараемся проконтролировать выполненные операции.

Я учу при выполнении проекта, создавая художественное произведение, не забывать об экономии средств, Дети учатся определять стоимость изделия:

Рассчитывать прямые расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т.п.);

Косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места).

Сравнивая сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.

При проведении проектной работы в школе и защите проекта – это, прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам.Понимая эту закономерность, ученик, изучив что-то, стремиться рассказать об этом другим. В ходе защиты проекта школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

Достоинство проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. Проектное обучение является стимулом к успеху учителя и ученика. Ребята научились выполнять творческие проекты в различных видах декоративно-прикладного искусства. Результатом нашей совместной работы являются участия в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне,а также победы в районных конкурсах.

Используемая литература:

1.Молева Г.А., Богданова И.А. «Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии».

2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.

3.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения М, 2001

Мгебришвили М.М.
Применение инновационных методов обучения информационным
технологиям в профессиональном образовательном процессе.
Современный динамичный, быстро меняющийся мир, где перед человеком
постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает
наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия,
требует обновленной системы образования, использующей инновационные
методы и технологии.
В связи с информатизацией современного общества назрела
необходимость внедрять в процесс образования активные методы обучения,
характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный
процесс, активизацией познавательной и творческой деятельности при решении
поставленных задач. Внедрение и использование активных методов обучения
(АМО) позволяет получить хорошо подготовленных, коммуникабельных и
эрудированных специалистов.
Рассмотрим некоторые способы применения активных методов
обучения в учебном процессе, которые дают наибольший
эффект при усвоении материала, так как в этом случае
достигается существенное приближение учебного процесса к
практической профессиональной деятельности при высокой
степени мотивации и активности обучаемых.
1. Применение активных методов обучения (АМО) на лекциях по
информационным технологиям
(обязательное

использование
мультимедийного оборудования, использование презентаций, учебных
фильмов и т.д.)
 Лекция – беседа, когда в процессе преподнесения нового материала
используется не монотонное чтение, пусть даже очень интересного и
актуального материала, а метод беседы преподавателя со студентами,

когда в процессе чтения лекции задаются вопросы по уже пройденному
материалу. Это позволяет активизировать внимание студентов на новом
материале, стимулирует к изучению и повторению пред каждой лекцией
пройденного материала, а при использовании балльно – рейтинговой
системы, вызывает интерес к получению поощрительных баллов за работу
на лекции.
 Лекция – доклад, когда преподаватель дает темы докладов студентам по
изучаемым разделам преподаваемой дисциплины и выделяет на каждой
лекции по 10­15 минут на прочтение студентом (или студентами) доклада,
с использованием подготовленной презентации на заданную тему. Это
стимулирует студентов на самостоятельное изучение нового материала с
использованием сети Интернет, позволяет проверить знания студентов не
только по изученному материалу, но и в области создания презентаций,
включая использование мульти­медийной техники, а также проверить
навыки правильного создания текстового документа (доклад
представляется в распечатанном и в электронном виде). Здесь также
отрабатываются ораторские способности студентов, правильная лексика,
глубокое изучение представляемого материала, позволяющее отвечать ему
на вопросы аудитории. Такая лекция захватывает слушателей аудитории,
заставляет быть их внимательными и активными в течение всей лекции,
мотивирует аудиторию на дальнейшую самостоятельную работу и
получение дополнительных баллов по балльно – рейтинговой системе.
 Лекция – игра,
когда преподаватель, после преподнесения нового
материала, выделяет 15­30 минут на его повторение и закрепление в
игровой форме. Здесь можно разбить аудиторию на две команды и
предложить каждой команде составить кроссворд с вопросами на
пройденную тему, а затем разгадать кроссворд соперника. Такая лекция
способствует вовлечению обучаемых в учебный процесс, поскольку их
активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а

устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). А получение
поощрительных баллов по балльно ­ рейтинговой системе, мотивирует
аудиторию к устойчивому вниманию. Лекция – игра позволяет
отрабатывать навыки творческой выработки решений, повышать степень
мотивации и эмоциональности обучаемых.
 Лекция – диспут, когда в конце лекции выделяется время для проведения
состязательной дискуссии по представленным вопросам. Сопоставляя
противоположные мнения участников, можно увидеть
проблему с разных сторон и уточнить взаимные позиции.
2. Применение активных методов обучения (АМО) на практических
занятиях по информационным технологиям (ИТ).
Наибольший эффект для усвоения теоретического
материала дают деловые игры, применяемые на практических
(лабораторных) занятиях, как итоговые зачетные, или
итоговые, проводимые после изучения определенной темы. В
этом случае достигается существенное приближение учебного
процесса к практической профессиональной деятельности при
высокой степени мотивации и активности обучаемых.
Основным назначением компьютерных деловых игр является проверка
устойчивых знаний и умений, получаемых участниками игры в процессе
обучения,
формирование профессиональных навыков в области
информационных технологий, а также приобретение навыков работы в
коллективе, проявление взаимовыручки и взаимопомощи. В их основе заложена
прогрессивная технология обучения, основанная на активном диалоговом
режиме «человек­компьютер».
Литература:
1.
Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых
игр.//Деловые игры в мире. – СПб:СПбИЭИ,1992
2.
Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов.
– Самара, 2006




Top