Ионизирующее излучение и обеспечение радиационной безопасности презентация. Презентация на тему: "Обеспечение радиационной безопаснлсти населения" презентация к уроку (8 класс) на тему. Проведение йодной профилактики

В ходе проведения урока, учащиеся знакомятся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обеспечение радиационной безопасности населения

Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

1 задание. Выполнить тест.

1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

а). химически опасные объекты

б). гидротехнические сооружения

в). радиоактивно опасные объекты

г). взрывопожароопасные объекты

2. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

а). авария в пределах АЭС

б). тяжелая авария

в). авария с риском для окружающей среды

г). глобальная авария

3. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

а). 200 бэр

б). 600 бэр

в). 100 бэр

г). 50 бэр

4. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

а). щитовидная железа

б). кожный покров

в). легкие

г). красный костный мозг

5. Однократное облучение:

а). первые двое суток

б). первые четверо суток

в). первые сутки

г). первые трое суток

6. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

а). зона отчуждения

б). зона ограничений

в). зона профилактических мероприятий

г). зона экстренных мер защиты населения

2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.

2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.

3. Зоны радиоактивного заражения.

4. Фазы аварий.

5. Стадии лучевой болезни.

6. Типы радиационно опасных объектов.

3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

1. Что такое ионизирующее излучение?

2. Какое событие понимается как радиационная авария?

3. Что такое радиационно опасный объект?

4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?

5. Источники внешнего облучения.

6. Источники внутреннего облучения.

3. Изучение нового материала

Радиационно опасные объекты в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на радиационно опасных объектах. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1995 г был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности; определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения.

  • радиационная безопасность населения – это состояние защищенности

настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;

  • естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая

космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.

  • техногенно измененный радиационный фон – это естественный

радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

  • санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника

ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.

  • зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной

зоны, на которой проводится радиационный контроль;

  • радиационная авария – это потеря управления источником

ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

Возникновение радиационной аварии

1. находясь на улице необходимо:

Немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

Укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

Войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

2. находясь дома необходимо:

Закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

Включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

Загерметизировать помещении е

Открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

Сделать запас воды в закрытых сосудах

Продукты и воду поместить в холодильник

Помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

Эвакуация при радиационной аварии

Собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

Обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

Отключить электро- и газовые приборы

Одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

При движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

Зарегистрироваться на эвакуационном пункте

Прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

Уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

Обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

При возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

Территорию двора периодически увлажнять

Мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

На открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

Не купаться в открытых водоемах

Не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

Перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

Проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

4. Закрепление

1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.

2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.

3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.

4. Вы находились на занятиях в школе. По сигналу «Внимание всем» вы включили телевизор и получили информацию о радиационной аварии. Ваши действия.

5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

5. Домашнее задание

Разделы: ОБЖ

Класс: 8

Цели урока:

  1. Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.
  2. Развивающие:
  3. способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
  4. Воспитывающие:
  5. воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Ознакомиться с основными понятиями о радиации, рассмотреть источники радиации, изучить основные виды ионизирующего излучения; изучить единицы измерения дозы облучения; ознакомиться с нормами радиационной безопасности.
  • Установить последствия радиоактивного влияния на живые объекты
  • Развитие лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
  • Воспитание ответственного отношения к личной безопасности.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, презентация .

Планируемые результаты: учащиеся понимают влияние радиация на человека, умеют пользоваться средствами индивидуальной защиты, понимают, чем опасно радиоактивное заражение и в чём заключаются неотложные действия населения при оповещении о радиоактивном заражении местности.

Личная значимость изучаемого для учащегося: понимать, почему не рекомендуется часто делать рентгеноскопию.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.
  • Источники излучений (естественные и искусственные).
  • Внутреннее и внешнее облучение организма.
  • Нормы радиационной безопасности человека.

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с информационным материалом, составление таблицы, выполнение самостоятельных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад), осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: радиоактивность, радиоактивные вещества, радиационно опасные объекты, радиационная авария, уровень радиации, доза облучения, рентген, БЭР.

Основные этапы урока.

  1. Организационный момент (Приветствие учителя, подготовка рабочих мест)
  2. Постановка цели урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
  5. Динамическая пауза
  6. Первичное закрепление знаний.
  7. Рефлексия деятельности.
  8. Домашнее задание.

Источники информации: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Отметка отсутствующих, подготовка рабочих мест

2. Постановка цели урока.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения, что вы чувствуете, когда посещаете флюорографический кабине?

Вспомните ваше состояние, когда вы длительное время (вопреки рекомендациям) проводите за компьютером?

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Дополнительно мы узнаем о радиационной обстановке на территории Иркутской области.

Научимся работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

3. Актуализация знаний.

Из уроков химии вспомните, что объединяет такие вещества как уран, радий, стронций?

– В природе есть особые вещества, которые имеют свойство самопроизвольно распадаться и превращаться в новые вещества, при этом они испускают неведомые лучи и выделяют энергию. Такие элементы называют радиоактивными.

Что вы можете сказать о событиях на Чернобыльской АЭС?

– 26 апреля 1986 года произошёл взрыв реактора на крупнейшей в Европе АЭС, унёсший тысячи жизней.

(На доске открывается тема “ Аварии с выбросом радиоактивных веществ”)

4. Изучение нового материала.

Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Естественный радиационный фон существует и существовал всегда и везде. Поэтому не надо бояться радиации. Но в тоже время и пренебрегать ею тоже не надо. В малых дозах она безвредна, спокойно переносится человеком без каких-либо последствий, а вот в больших дозах к сожалению может привести к летальному исходу.

Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Благодаря явлению радиоактивности был совершён существенный прорыв в области медицины и в различных отраслях промышленности, включая энергетику. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия.

В настоящее время в России действуют 10 АЭС, доля атомной энергетики составляет сегодня 16%. До 2030 года в России планируется построить 26 новых реакторов, а производство электроэнергии должно возрасти с 16 до 23%. Для этого из Федерального бюджета будет выделено 674 миллиарда рублей. Развитие атомной индустрии нарушает права и свободы человека, и главное – право на здоровую окружающую среду.

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно подвергаются воздействию ионизирующих излучений, обусловленных естественным радиационным фоном.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету (приложение 1 ).

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

Один из наиболее распространённых источников радиации – радон. Это невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, тяжёлый газ (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Он высвобождается из земной коры повсеместно. Его концентрация в закрытых помещениях обычно в 8 раз выше, чем на улице. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Другие источники поступления радона в жилые помещения – вода и природный газ. При кипяченииводы радон улетучивается, в сырой же воде его намного больше. Основную опасность представляет его попадание в лёгкие с парами воды. Чаще всего это происходит в ванной при приёме горячего душа.

Под землёй радон смешивается с природным газом и при сжигании того в кухонных плитах, отопительных и других нагревательных приборах попадает в помещения.

Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-100 мбэр (0.03-0.1 бэр). Известны пять географических районов на нашей планете, в которых естественный радиационный фон существенно больше, чем в других. Это Бразилия, Франция, Индия, о.Ниуэ в Тихом океане и Египет. Население, проживающее в этих районах, тщательно обследовали. Однако никакой связи между повышенным уровнем радиации и биологическими нарушениями не установлено.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Внешнее и внутреннее облучение человека.

В зависимости от того, расположен источник излучения вне или внутри организма, различают внешнее и внутреннее облучение человека.

Внешнее облучение организма производят космические лучи, а также природные и искусственные излучатели, находящиеся в воздухе, в земле, стенках помещения или используемые в производственных, научных, медицинских и бытовых целях.

Существенную роль играет при этом местонахождение человека. Чем выше он находится над уровнем моря, тем сильнее его облучение, ибо толщина и плотность воздушного слоя атмосферы по мере подъёма уменьшаются, снижая её защитные свойства.

Так, люди, проживающие в местности, располагающейся на уровне моря, в год получают дозу внешнего облучения, в 6 раз меньшую, чем живущие на высоте 4000м. На высоте 12 км доза облучения за счёт космических лучей увеличивается примерно в 25 раз.

Внутреннее облучение зависит от радиоактивных веществ, попадающих внутрь организма человека с выдыхаемым воздухом, продуктами питания, водой.

Вдыхаемые с аэрозолями радиоактивные газы попадают в дыхательную систему. Из неё они проникают в кровь, лимфу, желудочно-кишечный тракт и разносятся по всему организму, оседая в различных органах и тканях: костях, печени, селезёнке, щитовидной железе и др. При вдыхании воздуха через нос задерживается до 83% радиоактивной пыли.

Второй путь попадания радиоактивных веществ внутрь организма человека – пищеварительный тракт. Из него эти вещества всасываются в кровь и попадают в различные органы человека.

Поступление радиоактивных веществ в организм человека через кожу возможно при открытых ранах и повреждениях.

Коварство радиоактивных элементов состоит в том, что человек не может их обнаружить, у них нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Для их обнаружения используют специальные приборы – дозиметры.

Особую опасность представляют аварии с выбросом радиоактивных веществ.

При радиационной аварии главную угрозу для жизни и здоровья людей представляет ионизирующее альфа-, бета – и гамма– излучение. (Презентация)

Альфа-излучение – ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях. Альфа-частицы распространяются на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10см, в живой клетке – до 0,1мм.

Они полностью поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека, за исключением случаев непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях. Бета-частицы распространяются в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15мм, в алюминии – до 5мм. Одежда человека почти наполовину ослабляет их действие. Они практически полностью поглощаются оконными стёклами и любым металлическим экраном толщиной в несколько мм. Но при контакте с кожей они также опасны.

Гамма-излучение – фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях и распространяющихся со скоростью света.

Гамма – частицы распространяются в воздухе на сотни метров и свободно проникают сквозь одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение считают самым опасным для человека.

Используя параграф учебника, самостоятельно дайте определение основным единицы измерения и запишите в тетрадь: доза облучения, рентген, БЭР.

Радиоэкологическая обстановка в Иркутской области характеризуется разнообразием. Это связано, прежде всего, с особенностями геологического строения территории и её географическим положением.

К зоне высокой радоновой опасности относится примерно 24% территории области. Это складчатое обрамление Сибирской платформы (Байкало-Патомское плато на северо-востоке области, предгорья Байкальского хребта в восточной части области и Восточного Саяна на юго-западе).

Проблема радона характерна практически для всех северных городов и населённых пунктов области. Всего около 40% территории Иркутской области, в том числе наиболее плотно населённый Иркутско-Черемховский район, относится к зоне потенциальной радоновой опасности. В этих районах возможны высокие концентрации радона в жилых и общественных зданиях.

Наибольшие концентрации радона наблюдаются в одноэтажных домах, где практически отсутствует принудительная вентиляция и защита от проникновения радона из почвы в помещение. Напряжённая радоновая обстановка отмечается в следующих посёлках: Еланцы, Хужир, Куреть Ольхонского района, Большое и Малое Голоустное, Большие Коты, Карлук, Большая Речка, Листвянка Иркутского района, Шаманка, Подкаменная Шелеховского района, Култук Слюдянского района, также посёлок Усть-Ордынский Усть-Ордынского округа. В этих населённых пунктах в 10-30% жилых домов зафиксированы превышения санитарных норм по радону 100 Бк/мЗ. Почти во всех городах области были выявлены здания, в которых обнаружены высокие концентрации радона более 100 Бк/м 3 - в Иркутске, Усолье-Сибирском, Усть-Куте, Железногорске, Усть-Илимске, Киренске.

По уровню радона в жилье особо выделялся посёлок Белая Зима Тулунского района, расположенный на редкометалльном месторождении.

5. Динамическая пауза.

  • Радиационный фон выше в горах (руки вверх, потянулись)
  • Радиационный фон ниже у берега моря (руки опустить, наклониться вперёд)
  • Наиболее опасны часы со светящимся циферблатом (круговые движения глазами по часовой стрелке)
  • Атомы двигаются хаотично (вибрация всем телом)
  • 6. Закрепление знаний.

    1) Организуется работа в группах.

    Представьте, что вы члены экологической группы, которым необходимо провести экологический аудит и выступить перед общественностью о проблемах радиоэкологической обстановки в Иркутской области. Изучив документы, вы должны вынести свой вердикт по вопросу ввоза радиоактивных отходов на территорию области. (приложение).

    2) Игра “Лови мяч”. Я задаю вопросы, кидаю мяч, а вы отвечаете.

    1. Что служит главной характеристикой степени опасности ионизирующих излучений?
    2. Как называется время, в течение которого радиоактивность радиоактивных элементов уменьшается в 2 раза?
    3. Что входит в состав ионизирующего излучения? (альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение).
    4. Самым опасным излучением для человека является – (гамма-излучение).

    7. Рефлексия.

    У вас у всех на столах лежат листики с названием одного из видов ионизирующего излучения: синего (альфа излучение), желтого (бета-излучение), красного (гамма-излучение) цвета.

    Синий – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

    Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

    Красный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

    8. Домашнее задание. §5.2

    Для желающих: найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить сообщение.

    Подготовить компьютерные презентации по теме “Влияние радиации на организм человека”

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

    Урок по теме

    Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.

    Подготовил преподаватель основ

    безопасности жизнедеятельности

    Казарин Михаил Васильевич

    г. Северодвинск

    8 класс

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ

    «____»_________200_г.

    ТЕМА: 6.1. Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты.

    УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС

    Оборудование: плакаты, видеофильм о ГП – 7, обучающий диск по ОБЖ 10 класс, противогазы ГП – 5 на каждого ученика, противогазы ГП – 7, ватно-марлевые повязки, респираторы Р-2, плакаты. Учащиеся имеют бейджи.

    МЕТОД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие.

    Расчетвремени (мин)

    Руководитель занятия ___________ М. В. Казарин.


    Ход урока.

    1. Вводная часть. Орг. момент.Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия. Учебные вопросы:
      Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

    Цели урока

    (тема урока и цели урока на доске)
    2. Проверка усвоения пройденного на предыдущем уроке материала.
    Контрольное тестирование по предыдущей теме. (карточки на каждого, 1 и 2 варианты)

    3. Основнаячасть.

    Изложение нового материала.

      Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных (РВ), отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС).
    (объяснение по плакату по плакату на доске) К ним относятся:
      а) средства защиты органов дыхания
    (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)
      б) средства защиты кожи (защитная одежда, подручные средства защиты кожи); в) медицинские средства защиты (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8)
    2) Мы рассмотрим СИЗ органов дыхания. (показ образцов простейших СИ З) По плакату-схеме: 1. Средства защиты органов дыхания;

      2, простейшие средства защиты органов дыхания - противопыльные тканевые маски (изготавливаются самостоятельно);

      ватно-марлевые повязки.

    лепестки; .респиратор; «Феникс»; самоспасатель – СПП – 2, 4 3. выпускаемые промышленностью респираторы (Р-2); 4. фильтрующие противогазы (общевойсковой, ГП-5, ГП-7, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д);
    3 ) Показ фрагмента в/ф о видах СИЗ с диска 10 класса 3 минуты (до размеров ГП-5) После просмотра ответить на вопросы:
    Беседа по вопросам фильма. -Что представляют собой средства индивидуальной защиты? - Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания? Что представляет собой противогаз? Для чего он служит? - Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты? - Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по способу изготовления? - Кто изобрел противогаз?
    Рассказ, показ:

    4) Классификация противогазов:

    Для защиты органов дыхания используются:

    а) изолирующие (предназначены для защиты л/с (пожарных, горноспасателей) от высоких концентраций ОВ. (КИП -7, КИП – 8, АСВ)

    Изолирующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица человека при выполнении аварийных, газоспасательных и восстановительных работ в непригодной для дыхания атмосфере независимо от состава и концентрации вредных веществ в воздухе, а также при недостатке или отсутствии кислорода.

    Принцип действия противогазов основан на поглощении диоксида углерода и влаги, выдыхаемых человеком, регенеративным продуктом и одновременным выделении внутри противогаза кислорода в количестве достаточном для дыхания. Противогазы приводятся в действие с помощью пускового устройства, дыхание в них осуществляется по замкнутой маятниковой схеме.

    Состав противогазов: лицевая часть, гофрированная трубка, регенеративный патрон с пусковым устройством, дыхательный мешок с клапаном избыточного давления, сумка для хранения.

    б) фильтрующие.

    Принцип защитного действия противогазов основан на очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.

    Защитные свойства фильтрующего противогаза основаны на том, что вдыхаемый воздух, проходя противогазовую коробку, фильтруется в ней и попадает в органы дыхания очищенным.

    запись в тетради:

    Адсорбция – это поглощение паров и газов поверхностью твердого тела.

    Виды фильтрующих противогазов:

    Общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, детские

    фильтрующий противогаз состоит из:

    (показ, под запись)

      фильтрующе-поглощающей коробки;

      лицевой части.

    В комплект противогаза, кроме того, входит сумка для хранения и переноски противогаза и коробка с незапотевающими пленками.

    Фильтрующе-поглощающая коробка противогаза служит для очистки вдыхаемого воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

    В металлическом корпусе коробки помещены специальные поглотители и противодымный фильтр. При вдохе воздух, поступающий в коробку, проходит сначала через фильтр, на котором остаются частицы пыли, дыма, тумана, а затем через поглотители, где задерживаются пары ОВ.

    Лицевая часть противогаза состоит из:

      резиновой шлем-маски (5 ростов) с очковыми узлами и обтекателями;

      клапанной коробки;

    Очковый узел состоит из:

      смотрового стекла;

      внутренней и внешних обойм, которыми стекло крепится в корпусе шлем-маски;

      прижимного кольца для крепления незапотевающей пленки.

    Обтекатели предназначены для подвода вдыхаемого воздуха непосредственно к стеклам очкового узла, благодаря чему снижается их запотеваемость.

    Клапанная коробка служит для распределения потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Внутри нее имеются клапан вдоха и два клапана (основной и дополнительный) выдоха.

    (Принцип работы клапанной коробки разъясняю по плакату)

    Для определения роста шлем-маски надо измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок:

    5. Практический обмер и определение размера противогаза, 15 швейных сантиметров.


    7.О противогазе ГП-7
    (просмотр фрагмента о ГП-7 с диска 10 класса 7 минут) Даю проблему – зачитываю вопросы перед просмотром для последующего обсуждения)
    Вопросы к фильму: -В каких положениях используется противогаз? (походное,наготове, боевое) - Что необходимо сделать по команде «Газы»? - Как определяется размер маски противогаза ГП-7? (сумма размеров горизонтального и вертикального обхватов головы) - Для чего служит дополнительный патрон ДПГ-1 и ДПГ-3?

    Противогаз ПДФ-2Ш (показать) (противогаз детский фильтрующий, школьный, тип второй) предназначен для детей в возрасте до 17 лет.

    2.

    8. Практическая тренировка по использованию противогаза ГП-5.

    Противогаз носят в положениях:

    1. «походном» (если нет непосредственной угрозы нападения противника);

    2. «наготове» (если такая угроза есть и поданы сигнал «Воздушная тревога:. или команда «Противогаз готовь»); «боевом» (по команде «Газы», а также при первых признаках химического или бактериологического (биологического) заражения).

    В «походном» положении противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.

    3. При переводе противогаза в положение «наготове» необходимо передвинуть сумку вперед, расстегнуть клапан, закрепить противогаз поясной тесьмой (шнуром).

    Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если этого не было сделано ранее.

    4. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять». для этого нужно взять свободной рукой клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску (маску) вниз и движением руки вперед вверх снять ее.

    5. Для надевания противогаза на пораженного необходимо опуститься на колени и положить на них его голову (или посадить пораженного); вынуть из сумки шлем-маску (маску) и, взяв ее обеими руками у нижней части, подвести к подбородку пораженного; слегка растягивая края (тесемки), надеть ее на голову.

      При повреждении противогаза в условиях зараженного воздуха придется какое-то время пользоваться им. Если шлем-маска (или одна из тесемок крепления маски) незначительно порвана, надо ладонью плотно прижать ее к лицу. При большом порыве шлем-маски (маски), повреждении стекол очковых узлов, клапанов вдоха или выдоха следует задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску (маску) и отвинтить соединительную трубку от фильтрующе-поглощающей коробки, затем взять горловину коробки в рот, зажать пальцами нос и дышать через коробку (не открывая глаз).

    4. Закрепление. Беседа:

    Что называется адсорбцией?

    От чего защищает фильтрующий противогаз?

    Что относится к простейшим средствам защиты органов дыхания?

    Назвать фамилию русского ученого, предложившего простейший противогаз в виде повязки с углем:

    Назвать газ, который не имеет цвета, без запаха, ядовит, практически не растворим в воде

      Итог урока . Д/з:Повторить основные положения темы. Произвести горизонтальный и вертикальный обмеры головы для определения размера вашего противогаза ГП-7.

    ТЕМА: Средства индивидуальной защиты.

    Цели урока: Изучить основные средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, порядок подбора и использования при ЧС.

    Учебные вопросы:

      Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.

      Отработка порядка пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

    Вопросы к фильму:

    Для чего предназначены собой средства индивидуальной защиты?

    Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

    Что представляет собой противогаз? Для чего он служит?

    Как делятся средства индивидуальной защиты органов дыхания по принципу защиты?

    Кто изобрел противогаз?

    8 класс. Тест 3.2

    Вариант 1


    1. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
    а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;г) массовые поражения людей, животных и растений.
    2. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
    а) очаг химического заражения;б) область химического заражения;в)территория заражения;г) зона химического заражения.



    4. Хлор – это:
    а) зеленовато-желтый газ с резким запахом;б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.
    5. Аммиак - это:
    а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.

    8 класс. Тест 3.2 Тема: Аварии с выбросом АХОВ.

    Вариант 2

    1. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:
    а) очаг химического заражения;б) область химического заражения;в) зона химического зараженияг) территория заражения.
    2. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
    а) массовые поражения людей, животных и растений;б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;г). заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами.

    3. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:
    а) по направлению ветра;б) перпендикулярно направлению ветра;в) навстречу потоку ветра.
    4. Аммиак - это:
    а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;б)) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов;в бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха.
    5. Хлор – это:
    а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);б) зеленовато-желтый газ с резким запахом;в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.


    Использованная литература:

    1.Смирнов А. Т., Хренников Б. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, М., «Просвещение», 2011г.

    2. Судаков А. К. Защита населения от радиоактивных осадков, М., Атомиздат, 1973.

    3. Надиров Ю. С., Веленец И. С, Дружинин Л. М., Павлов Е. И. Защита населения от оружия массового поражения, М., Воениздат, 1968.

    10

    Тема: Обеспечение радиационной безопасности населения

    Цель: ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, при эвакуации, при проживании на радиационно-загрязненной местности

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Проверка домашнего задания

    Проверка домашнего задания проводится в виде соревнования между двумя командами. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

    1 задание. Выполнить тест.

    1. Объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды:

    а). химически опасные объекты

    б). гидротехнические сооружения

    в). радиоактивно опасные объекты

    г). взрывопожароопасные объекты

    2. Назвать вид события на АЭС при котором разрушается реактор и происходит выброс в окружающую среду значительной доли радиоактивных продуктов:

    а). авария в пределах АЭС

    б). тяжелая авария

    в). авария с риском для окружающей среды

    г). глобальная авария

    3. При какой дозе облучения в большинстве случаев наступает смерть:

    4. Какие органы человека больше всего страдают от радиационного воздействия:

    а). щитовидная железа

    б). кожный покров

    в). легкие

    г). красный костный мозг

    5. Однократное облучение:

    а). первые двое суток

    б). первые четверо суток

    в). первые сутки

    г). первые трое суток

    6. После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии, в период ликвидации устанавливается зона:

    а). зона отчуждения

    б). зона ограничений

    в). зона профилактических мероприятий

    г). зона экстренных мер защиты населения

    2 задание. Ответить на вопросы. (каждой команде по 3 вопроса)

    1. Классификация аварий на радиационно опасном объекте.

    2. Классификация происшествий на радиационно опасном объекте.

    3. Зоны радиоактивного заражения.

    4. Фазы аварий.

    5. Стадии лучевой болезни.

    6. Типы радиационно опасных объектов.

    3 задание. Блиц-опрос для капитанов. (капитаны отвечают на вопросы поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан)

    На вопросы капитаны отвечают поочередно, при ошибочном ответе может отвечать второй капитан.

    1. Что такое ионизирующее излучение?

    2. Какое событие понимается как радиационная авария?

    3. Что такое радиационно опасный объект?

    4. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?

    5. Источники внешнего облучения.

    6. Источники внутреннего облучения.

    3. Изучение нового материала

    Радиационно опасные объекты в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на радиационно опасных объектах. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1995 г был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности; определено государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности и установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения в результате использования источников ионизирующего излучения.

      радиационная безопасность населения – это состояние защищенности

    настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения;

      естественный радиационный фон – это доза излучения, создаваемая

    космическим излучением и излучением природных радионуклидов, которой постоянно подвергаются все живые организмы на Земле.

      техногенно измененный радиационный фон – это естественный

    радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

      санитарно-защитная зона – это территория вокруг источника

    ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы для населения.

      зона наблюдения – это территория за пределами санитарно-защитной

    зоны, на которой проводится радиационный контроль;

      радиационная авария – это потеря управления источником

    ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

    Все люди на Земле получают от всех естественных и искусственных источников в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения организма человека.

    Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения в зависимости от возникшей ситуации.

    Возникновение радиационной аварии

    1. находясь на улице необходимо:

    Немедленно защитить органы дыхания платком, шарфом

    Укрыться в ближайшем здании, лучше в своей квартире

    Войдя в помещение, в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.

    2. находясь дома необходимо:

    Закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия

    Включить телевизор и ждать информации о дальнейших действиях

    Загерметизировать помещении е

    Открытые продукты поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты

    Сделать запас воды в закрытых сосудах

    Продукты и воду поместить в холодильник

    Помещение оставлять в крайней необходимости, одевая средства индивидуальной защиты

    Эвакуация при радиационной аварии

    Собрать необходимые вещи: документы, деньги, личные вещи (обувь и одежду по сезону), однодневный запас продуктов и сложить все это в чемодан или рюкзак

    Обернуть чемодан полиэтиленовой пленкой

    Отключить электро- и газовые приборы

    Одеть средства индивидуальной защиты и двигаться к сборному эвакуационному пункту

    При движении не снимать средств индивидуальной защиты, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве, не прикасаться к посторонним предметам, не пить, не принимать пищу, не курить

    Зарегистрироваться на эвакуационном пункте

    Прибыв в безопасный район, принять душ и сменить белье и обувь на незараженные

    Правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности

    Уборка помещения влажным способом с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников

    Обувь, в которой ходили по улице, ополаскивать водой (особенно подошву), затем протирать влажной тряпкой

    При возможности обувь и верхнюю одежду оставлять вне квартиры (дома)

    Территорию двора периодически увлажнять

    Мусор из пылесоса и использованную ветошь при уборке необходимо сбрасывать в яму, вырытую в земле

    На открытой местности не раздеваться, не садиться на землю, не курить

    Не купаться в открытых водоемах

    Не употреблять в пищу рыбу, раков, особенно из местных водоемов

    Перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды

    Проведение йодной профилактики (в течение 7 дней по одной таблетке йодистого калия, а для детей до 2 лет ¼ таблетки)

    4. Закрепление

    1. На каких предприятиях нашего города может произойти радиационная авария.

    2. Вы проживаете на местности, где степень радиационного загрязнения превышает допустимые нормы. Определите свой порядок действий для обеспечения личной безопасности.

    3. Вам разрешено проживать на территории, прилегающей к зоне радиационной аварии. Какие правила необходимо соблюдать при этом.

    4. Вы находились на занятиях в школе. По сигналу «Внимание всем» вы включили телевизор и получили информацию о радиационной аварии. Ваши действия.

    5. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность.

    5. Домашнее задание


    • Вступление
    • Радиационная авария и радиационное загрязнение местности
    • Виды радиационного воздействия на людей
    • Способы защиты от радиации
    • Заключение

    Преподаватель ОБЖ

    Ковалев Александр Прокофьевич

    СОШ № 2

    г. Моздок


    Радиационная авария – это авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

    Радиоактивное загрязнение окружающей среды – это присутствие радиоактивных веществ на поверхности местности, в воздухе, в теле человека в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности.


    Фаза аварии и её продолжительность

    Источник облучения

    РАННЯЯ

    СРЕДНЯЯ

    Основные виды облучения

    (от нескольких часов до нескольких суток)

    Радиоактив-ное облако

    Радиоактив-ные осадки

    ПОЗДНЯЯ

    (от нескольких дней до года после аварии)

    Внешнее (общее контакт-ное). Внутреннее (инга-ляционное) через пищеварительной тракт

    Меры по защите населения

    Оповещение. Укрытие. Защита органов дыхания и кожных покровов. Эвакуация. Йодная профилактика. Индивидуальная дезактивация. Контроль продуктов питания и воды

    (до прекращения по-требности в защит-ных мерах

    Радиоактив-ные вещест-ва, осевшие из облака

    Переселение. Дезактивация террито-рии. Контроль продуктов питания и воды. Медицинский контроль.

    Внешнее (общее). Внут-реннее (через пищевари-тельной тракт

    Контроль продуктов питания и воды. Медицинский контроль.


    При проживании вблизи радиационно-опасного объекта необходимо

    Уточнить наличие радиационно-опасного объекта в районе вашего проживания

    Выяснить в ближайшем управлении ГОЧС способы и средства оповещения населения в случае радиационной опасности

    Изучить инструкцию о порядке действий населения при аварии на радиационно-опасном объекте

    Создать и иметь определённые запасы необходимых герметизирующих средств

    РАДОН – самый главный из всех естественных источников радиации. Этот газ без цвета, вкуса, запаха – один из продуктов распада урана-238.

    Он достаточно тяжёлый (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Главный источник поступления радона – грунт. Радон выделяется в основном из геологических разломов и шахт, но может содержаться в материале стен и даже питьевой воде.


    Воздействие радиации на человека

    • Внешнее облучение при прохождении радио-активного облака.
    • Внешнее облучение от радиоактивно загрязнён-ных зданий, сооружений, земли и т.д.

    3. Контактное облучение от попавших на одежду и кожу радиоактивных веществ.

    4. Внутреннее облучение при вдыхании радио-активных аэрозолей (попадание в лёгкие).

    5. Внутреннее облучение при употреблении загряз-нённых продуктов питания и воды.


    Особенность радиоактивного заражения местности – сравнительно быстрое снижение уровня радиации (степени заражения). Принято считать, что уровень радиации через 7 часов после взрыва снижается примерно в 10 раз, а через 49 часов в 100 раз и т.д.

    Для защиты в опасных зонах необходимо использовать защитные сооружения – убежища, противорадиационные укрытия, подвалы, погреба. Чтобы обезопасить органы дыхания применяют средства индивидуальной защиты – респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки, а когда их нет-противогаз. Кожу закрывают специальными прорезиненными костюмами, комбинезонами, плащами.


    В облаке радиоактивных продуктов содержится значительное количество радиоактивного йода (период полураспада 8 дней). Попадая в организм человека он сорбируется щитовидной железой и поражает её. Наиболее эффективный метод защиты при этом йодная профилактика - приём внутрь таблеток или порошка йодистого калия.

    Йодистый калий принимают в следующей дозировке:

    • взрослое население-130 мг;
    • дети до 3-х лет – 65 мг;

    Препарат принимают после еды вместе с киселём, чаем или водой. При отсутствии таблеток можно использовать 5% раствор йода: по 3-5 капель на стакан воды или молока. Принимать три раза в день семь дней подряд.

    Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики

    Уменьшение дозы облучения щитовидной железы

    За 6 часов до поступления йода -131

    В 100 раз

    Во время поступления йода - 131

    В 90 раз

    Через 2 часа после разового поступления йода – 131

    В 10 раз

    Через 6 часов после разового поступления йода – 131

    В 2 раза


    Умелое и своевременное использование средств индивидуальной защиты позволяет практически полностью исключить попадание радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания. Для защиты используют противогазы гражданские ГП-5, ГП-7, детские ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, а также респираторы «Лепесток», Р-2, Р-2Д, ватно-марлевые маски ПТМ-1.

    Для защиты от попадания в организм радиоактивного йода используют противогазы ГП-7, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.


    Эвакуируясь из дома:

    включите радио, телевизор, прослушайте

    сообщение

    • Освободите от продуктов холодильник
    • Вынесите скоропортящиеся продукты и мусор
    • Выключите газ, электричество, погасите огонь в печи
    • Возьмите необходимые вещи, документы, продукты питания, проведите йодную профилактику
    • Наденьте средства индивидуальной защиты

    При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо

    • находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
    • без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;
    • избегать движения по высокой траве и кустарнику;
    • не принимать пищу, не пить, не курить;
    • не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

    Дисциплина и организованность, строгое выполнение без спешки данных рекомендаций значительно уменьшают лучевую нагрузку, и будут способствовать сохранению вашего здоровья. Опыт ликвидации аварий на АЭС показал высокую эффективность рекомендуемых мероприятий.


    Одна из важных медицинских профилактических мер по снижению доз внутреннего радиоактивного облучения, особенно во второй фазе аварии – радиометрический контроль за содержанием радионуклидов в продуктах питания, выработанных из местного сырья.

    Такой контроль проводится в специализированных лабораториях.


    Меры по защите населения

    от радиационной опасности

    Ограничение пребывания людей на открытой местности путём укрытия из в убежищах или домах

    Защита органов дыхания и кожи индивидуальными средствами защиты

    Исключение или ограничение тех или иных пищевых продуктов

    Дезактивация загрязнённой местности

    Эвакуация населения при высоких уровнях радиации и невозможности провести режим защиты

    Проведение йодной профилактики

    Проведение санитарной обработки с последующим дозиметрическим контролем

    Соблюдение населением правил личной гигиены

    Перевод сельскохозяйственных животных на незаряжённые пастбища


    Заблаговременные меры

    подготовки к радиационным авариям

    Создание системы и установление порядка оповещения населения

    Подготовка населения к защите от радиационной аварии

    Накопление средств индивидуальной защиты и порядка обеспечения ими людей

    Подготовка противорадиационных укрытий, подвалов, простейших укрытий

    Подготовка органов управления ГОЧС

    Определение районов эвакуации населения


    Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного повышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, устраняет угрозу «энергетического голода».

    АЭС меньше загрязняют окружающую среду вредными веществами, используют в высшей степени транспортабельное топливо: 1 кг урана даёт столько же энергии, сколько 2,5 тыс. тонн лучшего угля.

    АЭС в режиме нормальной работы не представляют опасности для здоровья ни для персонала, ни для населения, проживающего в 30-километровой зоне.

    Ядерная энергетика предъявляет повышенные требования к строительству и эксплуатации станции, квалификации персонала, точности и надёжности оборудования. Одновременно она выдвигает повышенные требования к уровню общей культуры в области безопасности всего населения.

    Домашнее задание

    § 5.3 стр.106-112



    
    Top