Исакиевский собор передача рпц. Расследование РБК: как Исаакиевский собор передавали РПЦ

Зачем Исаакиевский собор должен быть передан РПЦ и почему делать этого нельзя — в студии "Фонтанки" обсудили глава паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимир Дервенев и депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский.

Верующие жалуются, что в Исаакиевском соборе им не дают проводить полноценные богослужения, но не возражают, если музей при храме останется — и будет зарабатывать деньги на содержание здания. Главный аргумент противников передачи — доходы музея неизбежно упадут, и содержание храма придется оплачивать бюджету города (то есть всем налогоплательщикам).

"Фонтанка" писала о том, что в Смольном уже давно неофициально говорят, что губернатор уже поручил подготовить положительный ответ для петербургской митрополии, о чем известили директора музея "Исаакиевский собор" Николая Бурова. Сам музейщик, впрочем, перед Новым годом активно отказывался комментировать слухи. Но большинство собеседников говорили о передаче как о решенном деле, уже и не вспоминая отказ Георгия Полтавченко сделать это.

Летом 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой передать ей Исаакиевский собор, но получила отказ. Городские власти решили продолжить существующую более 20 лет практику совместного использования храма музеем и церковью. Летом 2016 года стало известно, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий направлял председателю правительства РФ письмо с просьбой передать церкви и Спас на Крови, входящий в музейный комплекс "Исаакиевский собор".

Вишневский: - Исторический факт: Исаакиевский собор никогда не передавался церкви, он был построен за счет казны Российской империи, находился в ведении министерства императорского двора. И всегда был в государственной собственности. Нет никаких причин беспокоиться нынешним положением. В соборе проводятся службы. Никаких препятствий для них руководство музея "Исаакиевский собор" не создает.

Дервенев: - Мой оппонент передернул. Собор безусловно принадлежал церкви. Он был на балансе государства — специально было создано управление по государевым храмам. Потому что некоторые храмы не могли содержаться за счет приходов по естественным причинам, то есть не были приходскими. В это управление вошли Исаакиевский собор и домовые храмы императорских и великокняжеских резиденций. Их содержало государство. Исаакий вошел в число таких храмов как символ империи. При этом все священники были государственными служащими и получали жалованье.

Вишневский: - Я бы попросил вас быть поаккуратнее насчет передергивания. Церковь была частью государства во времена Российской империи. А сегодня у нынешней РПЦ нет даже юридического права правопреемства, чтобы требовать возвращения собора. Все разговоры о реституции основаны на том, что церковь претерпела репрессии от большевиков. Но вы лучше меня, наверное, знаете, от кого идет нынешнее руководство Московской патриархии. От митрополита Сергия Старогородского, который, между прочим, в свое время поддержал ту самую безбожную власть и обличал ее врагов. Если ставить вопрос о возвращении храмов, то у вас могут найтись конкуренты, которые занимали немного иную позицию по отношению к большевистской власти. И вы не ответили на мой простой вопрос. Службы идут. Директор музея Николай Буров им не препятствует. Что вам мешает? Давайте пойдем по пути соглашения. Я внес в канцелярию ЗакСа законопроект о внесении изменений в федеральный закон №327 о передаче имущества церкви. Если речь идет о музеях, которые являются государственным достоянием, то их не надо никому передавать, а нужно накладывать на них обременение: заключать договор, чтобы в них могли проводиться богослужения. И этого достаточно.

Дервенев: - Вы столько наговорили, и все это мало связано с Исаакиевским собором. Когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея «Исаакиевский собор», для человека верующего это неприемлемо. В соборе сегодня слишком мало храма. Слишком мало молитвы. Исаакиевский собор закрыт в среду, даже если на этот день выпадает церковный праздник. Службы, которые есть, ведутся в усеченном виде. И все они согласованы с руководством музея. А если в музее проходят какие-то музейные мероприятия, то вечерние службы отменяются. Музей должен быть при храме, а не как сейчас — храм при музее. Существует федеральный закон, по которому храмы должны передаваться верующим. И этот закон должен исполняться.

Вишневский: - Этот закон я неплохо знаю. И там написано не так. Там написано, что религиозная организация вправе обратиться с такой просьбой. А дальше орган власти решает, удовлетворить эту просьбу или нет. Составляет план передачи, и в течение шести лет рассматривается этот вопрос. Закон не предполагает автоматического возвращения всего, что вы попросите. В сентябре 2015 года уже было отказано в передаче церкви Исаакиевского собора, в том числе по экономическим соображениям. И они, на мой взгляд, здесь являются решающими. Вместо того, чтобы восстанавливать разрушенные храмы, которых по стране тысячи, церковь хочет получить процветающий музей. И заботится она в данном случае не о душе, а об интересах корпорации.

Справка: Исаакиевский собор — один из самых популярных музеев Петербурга. Только за 2016 год его посетили 3,9 млн туристов. Заработок музея составил более 800 млн рублей. За счет этих средств была полностью оплачена реставрация собора.

Дервенев: - Кто вам сказал, что епархия против того, чтобы в этом соборе был музей? Если там будет музей, если он будет принимать туристов, никто не против. Службы, которые бы там велись регулярно, а не украдкой в левом приделе, а как подобает - в главном соборе империи, помогали бы привлекать туристов. Реставрацию, тепло и свет — все это должно быть, как это было и сто лет назад, не только из казны государства, но и из доходов собора. Уверен, что от привлечения туристов будут средства и на содержание собора, и на реставрацию.

Вишневский: - Я прекрасно понимал, что, как только речь дойдет до экономической составляющей, вы начнете "плыть". Представим себе, что собор передали епархии. Потом вы, видимо, предполагаете, что содержать федеральный памятник архитектуры будет город. Бремя содержания будут нести налогоплательщики. Как налогоплательщик я готов платить деньги на содержание музея и сохранение памятника. Но я не согласен платить за содержание храма. Давайте проведем эксперимент: предложим верующим платить за содержание храма некий взнос. И увидим, сколько их на самом деле. Если служба ведется, как вы говорите, в уголке, давайте изменим соглашение с руководством музея, чтобы службы проводились в нужном объеме.

Дервенев: - Самые великие соборы сочетают и храм, и музей. Люди, которые приходят в храм молиться, не должны за это платить деньги. А те, кто приходит с экскурсоводами, - должны. И экскурсоводы должны быть сертифицированы, и не какой-то светской организацией. Я присутствовал на экскурсиях в Исаакиевском соборе. Там упоминание о том, что это храм Божий, нет. Говорится только о здании.

Кто мешает сейчас заходить в Казанский собор, смотреть на это великолепие, поклониться могиле Михаила Илларионовича Кутузова? Любая грамотная экскурсия, не богоборческая, как в Исаакиевском соборе, несет большой миссионерский эффект.

Вишневский: - В случае если передача собора состоится, доходы резко упадут. Огромное число людей будет приходить в храм, пользуясь правом свободного доступа, и на него смотреть. Они не будут даже нуждаться в экскурсиях. Пройдет какое-то время, и к нам в Законодательное собрание придет губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко и скажет: вы же не допустите, чтобы Исаакиевский собор разрушался — выделите на его реставрацию деньги. И грустно, что мне, неверующему человеку, приходится напоминать вам «Послание к коринфянам»: «Вы — храм Божий, и Бог не в храме, а в сердце человека».

Дервенев: - Спаси вас, Господи, за нравоучение. Город не потеряет Исаакиевский собор, а приобретет его. Музей будет существовать, как это было всегда. Это миф, что церковь — богатая организация. Попов на "тачках" я видел, только когда епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, подобрав подрясник, катит тачку на субботниках. И много других храмов, не переданных до сих пор. Например, собор Иоанна Предтечи на Лесном, в котором сейчас фитнес-центр с бассейном. Неверующему человеку не понять, что такое молитва в намоленном месте, таком, как Исаакиевский собор. Почему бы не сделать заявку в министерство культуры, чтобы часть расходов несло оно, потому что это памятник не городского, а федерального значения?

Вишневский: - Специальным решением правительства РФ он был переведен в собственность правительства Петербурга. И все решения о его судьбе принимаются правительством Петербурга. Это юридические нормы.

Дервенев: - Да, нормы, но, кроме норм, существуют договоренности.

Вишневский: - Когда речь идет о таких вещах, вопрос решается не по договоренностям, а по закону.

Дервенев: - Все храмы должны быть у верующих.

Пока в эфире "Фонтанки" шла эмоциональная дискуссия между депутатом ЗакСа и главой паломнического отдела епархии, студийный телефон буквально разрывался от звонков верующих, которые хотели поддержать идею передачи Исаакиевского собора церкви. Как пояснил петербуржец Александр, верующие уверены, что туристов Исаакий привлекает прежде всего как храм, а не как музей. Информация о том, что на канале [Фонтанка.Офис] обсуждают тему передачи собора, молниеносно разлетелась среди верующих. «Мне человек знающий позвонил и сказал, что будет такая передача», - признался Александр. Остальные звонившие рассказали, что получили некую смс-рассылку.

Записала Венера Галеева,
"ФОНТАНКА.РУ", 10 января 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

В последнее время вновь разгораются страсти по поводу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, хотя, казалось бы, недавнее интервью губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, в котором он выразил намерение передать храм, поставило точку в этом споре. Однако нет: то здесь, то там проповедуют ополчение против передачи собора Церкви, собираются устраивать всенародный референдум по этому поводу. Чего стоят такие газетные заголовки: «В 2017 году город потеряет Исаакиевский собор!» Как это представляет себе автор? Верующие вынесут на своих плечах гранитные колонны, обдерут позолоту с куполов и растащат по камешку все остальное? Позвольте не поверить, особенно если посмотреть на Казанский или Троицкий Измайловский соборы: они не только стоят на месте, но даже и весьма благоукрасились после их передачи Церкви. Петербург в недавнем прошлом терял храмы по совершенно иной причине. Или православные христиане уже не являются жителями Санкт-Петербурга и лишены своих гражданских прав?

На наш взгляд спорить здесь не о чем. И тем более - нагнетать страсти.

Возьмем правовой аспект вопроса. Существует Федеральный закон РФ № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» , определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности», принятый Государственной Думой 19 ноября 2010 года, одобренный Советом Федерации 24 ноября 2010 года, подписанный президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года. Буква этого закона недвусмысленна: следует передавать «недвижимое имущество… построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников , а также движимое имущество религиозного назначения». Исаакиевский собор целиком и полностью подпадает под это определение, и в законе нет списка объектов, не подлежащих передаче Русской Православной Церкви в силу их особенного культурного значения. Так что по букве закона Исаакиевский собор должен быть передан Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

Противники передачи Исаакия Церкви подают пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам толпы

Странно, что с этим законом борются правдолюбивые законники, которые пытаются явить себя блюстителями законностями и борцами за правовое государство и гражданское общество. К сожалению, они сражаются за законность очень избирательно, а в случае с передачей Исаакиевского собора подают дурной пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам и инстинктам толпы, не к основанной на праве демократии, а к произволу и охлократии. «Dura lex, sed lex» - «Закон суров, но это закон»; «Pacta sunt servanda» - «Соглашения (или законы) надлежит исполнять» - говорят римские пословицы. Почему же законы надо исполнять только по отношению к неверующим, а по отношению к верующим можно придерживаться беззакония, как в памятные коммунистические времена? Они предлагают референдум по поводу передачи собора, хотя есть недвусмысленный текст закона и существуют определенные правила гражданского общества. Может быть, пойдем далее и будем устраивать референдумы по поводу того, ходить ли нам на работу или можно ли переходить улицу на красный свет? В истории России ровно 100 лет назад уже был один год, когда страна жила не законами, а референдумами. Например, солдаты на фронте решали, идти ли им в наступление или нет и вообще находиться на передовой или нет. К чему это привело - понятно: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Не хочется думать, что противники передачи Исаакиевского собора добиваются этого, прежде всего - на свою же голову.

Ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили Исаакиевский собор как музей

К сожалению, встречаются спекуляции по поводу того, что Исаакиевский собор до революции был-де государственной собственностью и не принадлежал религиозной организации под названием Русская Православная Церковь. Во-первых, для данного закона это безразлично: он рассматривает не характер собственности, а характер изначального назначения. А для Исаакиевского собора изначальное религиозное назначение очевидно: ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили его как музей. Они в гробу бы перевернулись от подобного предназначения.

Во-вторых, до революции у нас Греко-Российская Церковь Православного исповедания вся была государственной и император считался главным и верховным защитником Церкви, и если исходить из такой кривой логики, то из захваченных после революции храмов, в изрядном числе превращенных в склады и овощехранилища, нельзя передавать ни один. Государственная собственность ведь. Любители таких демагогических рассуждений не хотят принимать во внимание, что государство было православным и строители Исаакиевского собора были верующими православными христианами. Как гласит принцип римского права, «воля завещателей должна уважаться». Исаакиевский собор завещан нам нашими верующими предками. И их волю мы должны уважать, признавая и восстанавливая изначальное религиозное назначение собора.

Однако противники передачи Исаакиевского собора апеллируют к аргументу доступности культурных ценностей, утверждая, что будто бы собор тогда будет доступен только православным верующим и в него не будут пускать иноверцев и атеистов. Вот уже 25 лет, как Казанский собор из музея стал храмом и с Невского проспекта в него может зайти любой желающий, не платя, кстати, за вход ни копейки. Приходят и католики, и протестанты, и мусульмане, и любопытствующие неверующие - насколько помню, ни одного посетителя не то что не экзаменовали на знание Символа веры, но и о вере не спрашивали: пожалуйста, приходите, смотрите, приобщайтесь. То же справедливо и для других храмов Санкт-Петербурга. Мне неизвестен ни один случай, когда человека не пустили в какую-либо церковь из-за его веры.

А теперь рассмотрим проблему доступности культурных ценностей с другой стороны. Как известно, в православные храмы вход бесплатный: ни в одном из них не продаются билеты за право входа. Ознакомимся с прейскурантом прежнего Музея Четырех соборов. Цена полного билета в Исаакиевский собор - 250 рублей. В храм Спаса на Крови - столько же. В Смольный собор до его передачи стоимость билета составляла 150 рублей, а там, собственно говоря, и смотреть было почти нечего, поскольку все внутреннее убранство, включая уникальную хрустальную балюстраду, было разграблено и уничтожено после 1922 года. Теперь прикинем наиболее распространенные зарплаты по России и по Санкт-Петербургу. Так кто же обеспечивает подлинный доступ к культурным ценностям - государство или Церковь?

В связи с этой проблемой вспоминается Толгская икона Божией Матери, которую практически не видели посетители Русского музея, поскольку она хранилась в запасниках и была недоступна для народа, но которой поклонилось более 30 000 человек после ее передачи Церкви в 2011 году.

Другая проблема - сохранность культурных ценностей. Противники передачи собора пугают нас, что Церковь не сохранит отданные ей культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения к ним клириков. Однако «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Общая ревизия по стране показала пропажу 83 000 музейных экспонатов. Так что защитникам музейных ценностей лучше начать с себя. Тем более что, несмотря на большую восстановительную работу, целый ряд храмов Санкт-Петербурга и особенно Ленинградской области до сих пор несет на себе следы трогательной заботы государства и музейных работников об их сохранении. Как, например, храм XVIII века святителя Николая Чудотворца в Русско-Высоцком, который закрыли, разграбили, а потом и предоставили ярости стихий, сняв купола в 1980 году перед Олимпиадой, чтобы не светился храм чрезмерно перед иностранными туристами. В результате сейчас вместо храма - живописные руины, в которых уже успело приютиться кладбище.

А другие уже и не несут следы заботы, как, например, церковь Спаса на Сенной, взорванная в 1962 году, храм Спаса на Водах, взорванный в 1938 году, Знаменская церковь, разрушенная в 1940-м, греческая церковь - храм Димитрия Солунского на Лиговском проспекте (уничтожена в 1962 г.) и т.д. Перечислять можно сотнями. Оставшиеся храмы по большей части были разграблены и лишены своих убранств, полностью или частично. Как Смольный собор, например. Или Казанский собор, лишившийся своего уникального серебряного иконостаса - памятника войны 1812 года, поскольку он был создан из серебра, отбитого казаками у французов.

Убранство собора было расхищено: в 1922 году - во время кампании по изъятию церковных ценностей, в 1929-м - после его закрытия

И Исаакиевский собор - не исключение. Значительная часть его убранства была расхищена в 1922 году - во время кампании по изъятию церковных ценностей - и в 1929 году, после закрытия. Моя покойная бабушка Тамара Васильевна Баканова в молодости, проходя в 1928 году мимо Исаакиевского собора, видела страшную картину: из собора выбрасывали иконы, книги, полотенца, облачения и складывали в кучи. Она потянулась было к одной из них, чтобы взять икону и полотенце, и получила прикладом по рукам. А потом все это подожгли…

Представляю, как возмутились бы свободолюбивая пресса и общественность, если бы священники и верующие вломились, например, в Академию Наук или в Законодательное Собрание, повыбрасывали бы оттуда книги, папки с делами и столы и поставили аналои и иконы. Но почему можно поступать наоборот - прийти в Божий храм, повыкидывать оттуда иконы, поставить маятник Фуко и устроить музей - вначале антирелигиозный, а потом архитектурный? И почему некоторых любителей свободы и права вовсе не коробит подобное ненормальное, абсурдное и беззаконное положение вещей, и более того - они стремятся сей абсурд увековечить?

На одном из фронтонов Исаакиевского собора написано: «Дом Мой дом молитвы наречется». Эта цитата из Евангелия от Матфея (21: 13) значит для нас, прежде всего, следующее: храм должен быть именно храмом, не музеем, не местом для развлечений. Для нас это путь к очевидности, к исцелению от подмен и заблуждений прошлого.

Вспоминаются строки Анны Андреевны Ахматовой, написанные в страшные годы ежовщины:

И вот наперекор тому,
Что смерть глядит в глаза,
Опять по слову твоему
Я голосую за.
За то, чтоб стала дверью дверь,
Замок опять замком,
Чтоб сердцем стал угрюмый зверь…

Если мы хотим обезопасить себя от репрессий и беззаконий прошлого, то необходимо восстановить историческую справедливость - вернуть Церкви то, что некогда было беззаконно у нее похищено и отторгнуто, - и прежде всего храмы.

И добавим. Евангельская цитата на фронтоне Исаакиевского собора восходит к пророчеству Исаии, в котором говорится: «Дом Мой дом молитвы наречется для всех народов» (Ис. 56: 7). Исаакиевский собор действительно принадлежит всему человечеству, но это всечеловеческое призвание он может осуществлять только в христианском, только в православном контексте, в котором он и был построен, ибо он создан в конечном счете для Богочеловека и Всечеловека - Христа. При недолжном использовании он становится, по скорбному выражению Евангелия, «вертепом разбойников», каковым он в особенности был в 1930-е годы в качестве антирелигиозного музея.

Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще - и прежде всего - доминанта духовная

Храм должен исполнять свою сакральную функцию - быть местом молитвы, примирения Бога с человеком и человека с человеком, местом собирания народа Божия и народов России, и шире - всего человечества. Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще и доминанта духовная, определявшая некогда и отчасти определяющая и ныне духовное измерение государства Российского, а может быть, и судьбы мира. По выражению замечательного русского писателя Серафима Ильича Четверухина, без молитвы, без богослужения храм - труп. Набальзамированный, но бездыханный. Душа храма - молитва. На наших глазах погибало немало храмов даже не от злобы, а от равнодушия, оттого, что в них не молились и за ними не присматривали. Если мы хотим, чтобы Исаакий зажил полной жизнью, то его необходимо передать Церкви.

И последнее. Некоторые из тех, кто ратует за музейный статус Исаакиевского собора, и не скрывают, что их цель - не сбережение культурных ценностей, а борьба с христианством и с Русской Православной Церковью. Этих геростратов можно только пожалеть, потому что ничего, кроме борьбы, пафоса дискредитации и уничтожения, у них за душой нет. Был бы кому-нибудь известен Губельман-Ярославский, если бы он не был главой Союза воинствующих безбожников? Кстати, он умер с горя после роспуска Союза: жизнь потеряла для него смысл. Этим людям нужны великие потрясения. А нам нужна Великая Россия. С величественным ХРАМОМ - Исаакиевским собором.

Церковь и власти перед выборами президента, намеченными на март 2018 года, временно заморозили передачу Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ), сообщает Русская служба ВВС со ссылкой на собственные источники. По их словам, тема, вызвавшая протесты части общественности, исчезла из повестки дня властей и больше пока не обсуждается. Как стало известно, музей и РПЦ договорились лишь об увеличении количества церковных служб в соборе.

Неназванный собеседник в церковных кругах сообщил журналистам, что в данный момент темы заявки РПЦ на Исаакий больше нет. Про собор все давно забыли, и эта тема больше не обсуждается, подтвердил близкий к администрации президента собеседник.

В то же время в администрации Исаакиевского собора журналистам пояснили, что "между Церковью и руководством Исаакия были достигнуты новые договоренности, которые устроили обе стороны".

Напомним, власти Петербурга в конце 2016 года приняли решение передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ. Был составлен план мероприятий по передаче, Церковь должна была составить официальную заявку по этому поводу.

Решение вызвало протесты горожан и бурную публичную дискуссию. 15 июня в ходе прямой линии президент России Владимир Путин заявил , что вопрос передачи РПЦ Исаакиевского собора необходимо деполитизировать. Он отметил, что собор должен сохранить музейную функцию. В тот же день был назначен новый директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

Точного срока передачи Исаакия РПЦ не объявлялось. Представители Церкви говорили о возможности передаче к Пасхе или к концу 2017 года. В январе комитет по имуществу Санкт-Петербурга сообщил, что все мероприятия по передаче должны завершиться к марту 2019 года.

В самом музее отсутствие заявки от РПЦ объясняют тем, что между Церковью и руководством Исаакия были достигнуты новые договоренности, устроившие всех. Пресс-секретарь музея Игорь Стахеев сообщил, что речь, в частности, идет о переносе служб по праздникам из бокового нефа собора в центральный.

РПЦ и государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" не конфликтуют друг с другом, при этом от Церкви пока не поступало заявки на передачу собора, подтвердил ТАСС в среду Стахеев.

"Выполнено пожелание Церкви увеличить количество служб в центральном нефе собора, конфликтов между музеем и Церковью в данный момент нет, они мирно сосуществуют по соглашению 2005 года, которое регулирует отношения между ними", - сообщил Стахеев. По его словам, никаких распоряжений относительно передачи собора РПЦ не поступало. "Живем в мирном русле", - подытожил он.

В свою очередь, в Смольном ТАСС сообщили, что ситуация с передачей Исаакиевского собора не изменилась за последние месяцы. "Заявки от РПЦ не поступало", - сказали в комитете имущественных отношений, который занимается вопросами передачи религиозных объектов.

В пресс-службе администрации Санкт-Петербурга Русской службе ВВС также сказали, что в Смольный заявка от РПЦ пока не поступала. Директор Исаакиевского собора Юрий Мудров заявил журналистам, что ему также ничего не известно о заявке. Пресс-секретарь музея Игорь Стахеев также рассказал, что подача заявки в ближайшее время "не предвиделась и не предвидится".

Без официального обращения со стороны Церкви никто не может начать передачу собора. "Никаких иных способов не существует", - заявили Русской службе ВВС в пресс-службе губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.

Недавно депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга направили губернатору города обращение, в котором предложили определить порядок богослужений в Исаакиевском соборе. Как рассказал РБК депутат Максим Резник, авторы инициативы намерены "сделать первый шаг к общественному согласию по острому вопросу". "Для того чтобы этого общественного согласия достичь, необходимо сесть за стол переговоров, чтобы обсуждать, как дальше должна быть устроена деятельность Исаакиевского собора. Мы предлагаем перезаключить соглашение между епархией и правительством", - сообщил он.

Исаакиевский собор был построен по проекту архитектора Огюста Монферрана и открыт в 1858 году. Исаакий стал музеем в 1928 году, с 1990 года в нем восстановлены православные богослужения. Комплекс музея-памятника "Исаакиевский собор" в настоящее время включает два знаменитых петербургских собора: Исаакиевский и храм Воскресения Христова (Спас-на-крови).

Здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году музейный комплекс Исаакия посетило около 3,9 млн российских и зарубежных туристов.

Кто не слышал про Исаакиевский собор – крупнейший православный храм, один из символов Санкт-Петербурга? Его строил архитектор Огюст Монферран, строил очень долго, с 1818 до 1858 год. Учитывая местные особенности грунта, в основание фундамента вбили более десяти тыс. свай. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

Сейчас Исаакиевский собор – памятник архитектуры, находится в ведении Государственного одноименного музея-памятника «Исаакиевский собор», функционирует как музей еще с 1948 года. Колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. На куполе устроена смотровая площадка, откуда с высоты 43 метра открывается потрясающая панорама центральной части Санкт-Петербурга.

Церковь последовательно требовала вернуть собор в своё лоно. После неоднократных просьб и отказов в них в январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко всё-таки заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решён, но здание при этом полностью сохранит музейно-просветительскую функцию. На сайте городского комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга было опубликовано распоряжение, согласно которому Исаакиевский собор должен быть передан Русской православной церкви не позднее первой половины 2019 года. До 1 марта 2017 года Смольный и бюджетное учреждение Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» должны, цитирую: «определить возможность изъятия объекта из оперативного управления учреждения без предоставления взамен учреждению обеспечивающих его деятельность помещений». Между тем, петербургский Союз музейных работников расценил передачу Исаакиевского собора РПЦ как ликвидацию музея, около 160 его сотрудников могут лишиться работы. Начались протесты, митинги, сборы подписей…

Беспокойство людей естественно, ведь речь идет не просто о рядовом православном храме, а о крупнейшем музее. Этот факт требует учитывать интересы как верующих, так и множества туристов, музейного сообщества и просто неравнодушных людей. Поэтому не стоит торопиться при решении этого вопроса и уж тем более не политизировать его. Действовать надо крайне аккуратно, обязательно – с учётом мнение самих петербуржцев. Вместе с этим, как напомнил глава «Справедливой России» С.М.Миронов, 19 ноября 2010 года Госдумой был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поэтому передача собора в безвозмездное пользование РПЦ производится на законном основании.

В то же время, есть риск, что передача собора в руки церкви поставит крест на работе одного из самых успешных музеев России. В 2016 году музей «Исаакиевский собор» заработал 800 млн рублей, принял около 4 млн посетителей. Вырученные средства пошли как на его собственную реставрацию, так и на реставрационные работы в других храмах города. Передача собора была санкционирована губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко после личного обращения к нему с этой просьбой патриарха Кирилла, без согласования с Владимиром Путиным.

Наверное, стоило вынести вопрос о судьбе собора на общественное обсуждение, в ходе которого были бы детально проработаны и прояснены все вопросы. К примеру, сохранится ли свободный доступ в храм, в том числе и на колоннаду собора? Что будет с уникальной музейной коллекцией? Что будет с сотрудниками музея? Если бы по всем этим вопросам было заранее выработано четкое решение, адекватно учитывающий интересы всех сторон, никакого конфликта бы не было.

«Фонд политической культуры» провел в феврале в Петербурге опрос по Исаакию. Передачу собора РПЦ поддерживают 17,8% опрошенных, против выступают 57,1% респондентов, причем 42% заявили, что они выступают «категорически против». Вот так. Мне лично тоже не нравится подобная идея. Всё-таки Россия – светское государство. Церкви и так достаточно передаётся множество зданий по всей стране. Не лучше РПЦ самой возвести где-нибудь в Питере новый храм? А Исаакиевский собор пусть останется музеем…

Инициативная группа противников передачи Исаакиевского собора РПЦ подготовила заявку для референдума о статусе храма. Вопрос горожанам защитники музея предлагают задать такой:

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

Т.е. оставить ли всё как есть, не передавать Исаакий РПЦ? Задам этот вопрос пользователям Макспарка и я. Сейчас в соборе проводятся богослужения.

«Согласны ли вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?»

В понедельник, 9 января, "Фонтанка" со ссылкой на неназванные источники в Смольном сообщила, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поручил до конца 2017 года передать Русской православной церкви Исаакиевский собор. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока нет.

В 2015 году . С тех пор никаких новых заявок не было, заявили 9 января в церкви. "Вопрос продолжает оставаться в правовом поле, и в данном ответе не было никаких юридических оснований в отказе. Епархия никогда не отказывалась от своих намерений. Мы терпеливо ждем", – сказала РИА "Новости" руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова.

Официальная позиция в Смольном все та же – почти никто и ничего не слышал, но неофициально чиновники рассказывают, что решение принято и теперь лишь вопрос, когда губернатор Георгий Полтавченко его озвучит и публично объяснит, почему спустя год изменил свою точку зрения. "Губернатор поставил задачу: передать собор к декабрю 2017-го, задача абсолютно нерешаемая из-за бумажной волокиты, скорей всего, реальный срок – 2019 год", – рассказали "Фонтанке" источники в одном из комитетов Смольного.

В комитете по имущественным отношениям уже официально добавили: вопрос действительно рассматривается и обсуждается, но никаких окончательных решений еще не принято.

Вице-губернатор Владимир Кириллов был более информативным, в беседе с "Фонтанкой" он отметил, что разговоры о передаче шли постоянно в течение года: "Еще в августе об этом говорили, и даже патриарх обратился к президенту Владимиру Путину, чтобы собор передали РПЦ". На вопрос, почему в Смольном могли принять сначала одно решение, а потом передумать, Кириллов ответил: "Есть закон, и мы его должны исполнять, представители РПЦ имели право, например, пойти в суд".

Как рассказывают собеседники "Фонтанки", близкие к митрополии, осенью губернатор Петербурга якобы вновь отказался передавать собор мордовскому Варсонофию, но оговорил, что ответит положительно, если к нему обратится лично патриарх Кирилл. Это условие будто бы устроило церковнослужителей. Встреча губернатора и патриарха состоялась в середине декабря: на ней, как говорят, и была достигнута договоренность о передаче храма в пользование РПЦ.

"Фонтанка"


Депутаты Заксобрания Петербурга Борис Вишневский и Максим Резник отправили в Смольный депутатские запрос по поводу судьбы крупнейшего православного храма в городе, но на них пока не ответили. Резник, помимо прочего, предложил провести в городе референдум и узнать у горожан, что они думают по поводу передачи собора священнослужителям.
Информацию о возможной передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви пока можно рассматривать как слухи, но эти слухи небезосновательны. Об этом корреспонденту"Росбалта" рассказал директор государственного музея-памятника Николай Буров.

Так, по словам Бурова, согласно одному из слухов, распоряжение о передаче Иссакиевского собора РПЦ уже подписано председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Директор надеется, что Смольный даст ответ на тематический депутатский запрос о судьбе Исаакия, который был направлен депутатом Максимом Резником.

"Надеюсь, что ответ будет получен. Появится возможность на него опираться. Я как руководитель учреждения должен иметь письменное распоряжение. Пока же приходится жить на уровне слухов. Эти слухи я начал получать еще до Нового года. Но я старался не сбить работу коллектива во время зимних каникул. Это напряженное время. К нам приезжает много детей со всей страны. Сегодня полдень первого рабочего дня, но никаких распоряжений у меня на руках нет", – рассказал Буров.

"Росбалт"


На всякий случай, если градоначальник запамятовал, Резник напоминает: в сентябре 2015-го на аналогичное письмо ответ был однозначным: собор остается в ведении города.

"На обращение Митрополита.....дан ответ о необходимости сохранения здания собора в оперативном управлении государственного музея-памятника Исаакиевский собор и продолжении существующей практики совместного использования его музеем и епархией", – сообщил тогда Полтавченко.

То есть службы, пожалуйста, проводите. Но прибыль от экскурсий, продажи билетов пойдет в городскую, а не в церковную казну.

"При подготовке ответа учтена позиция Министерства культуры РФ, Общественной палаты Петербурга и статус собора,.... который является одним из самых посещаемых музеев Петербурга. Кроме того, отмечена непроработанность финансовых последствий передачи указанного здания", – добавил губернатор.

То ли проработали последствия, то ли "ветер подул" в другую сторону – непонятно. Это и хочет прояснить депутат Резник.

"Изменилась ли ваша позиция по сравнению с осенью 2015 года? – спрашивает губернатора парламентарий. – Если да, прошу сообщить причину такой трансформации. Также прошу вас принимать решение о передаче собора в ведение РПЦ только после обсуждения этого вопроса в Законодательном собрании".

"Комсомольская правда"


10 января, 20:01 Исаакиевский собор передадут РПЦ, но он "сохранит музейно-просветительскую функцию", заявил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
"Вопрос решен", – сказал он.

При этом он отметил, что у собора останутся и музейные функции. "По договоренности между патриархом и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию ", – пояснил Полтавченко. Он заверил, что доступ в здание будет обеспечен представителям всех без исключения конфессий. "Как работал (с точки зрения доступа), так и будет работать", – отметил губернатор.

При этом он уточнил, что собор передается РПЦ в пользование, дальнейшее содержание его будет осуществляться за счет церкви.

По оценкам дирекции музея-памятника "Исаакиевский собор", здание, являющееся одним из символов Санкт-Петербурга, требует постоянной, практически ежедневной реставрации. Ежегодный бюджет музея составляет около 650 млн рублей.

ТАСС


11 января, 12:42 В РПЦ призвали "не устраивать революцию" из-за передачи Иссакиевского собора.
"Мне хочется петербуржцам сказать самые добрые слова. Не нужно строить баррикады и вновь пытаться устраивать революцию. Мы это прошли и слишком дорого за это заплатили. Я умаю, что общими усилиями мы сможем показать всему миру, что мы не только умеем друг с другом драться и стрелять друг в друга, но и можем вместе делать добрые дела.

Я уверен в том, что поменяются только акценты местами. Если сейчас это прежде всего это музей, а потом храм, то будет сначала храм, а уже потом музей. Я думаю, что передача Церкви еще более обогатит возможности показа этой святыни, уникального памятника архитектуры, памятника ЮНЕСКО и верующим людям, и неверующим людям, и иностранным туристам.

Опираясь на международный опыт, мы сможем поднять значение Исаакиевского собора на еще более высокую планку и представить его нашим соотечественникам, независимо от их вероисповедания, отношения к вере, максимально качественно, с добрым сердцем.

Я думаю, что в год столетия революции очень правильно вернуть на места то, что было перевернуто вверх ногами.

Судя по тому балансу, который сейчас происходит в связи с экскурсионной деятельностью, если эти деньги будут поступать в храм, то, безусловно, должно хватить. Я думаю, что Церковь будет здесь прозрачно вести бухгалтерию, никакой "черной кассы" не будет. Если нам не будет хватать средств, и это будет объективно, люди это увидят, я вас уверяю: принесут и помогут, потому что это понимание нашей общей ответственности за эту святыню".

Председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член патриаршего совета по культуре Леонид Калинин, ТАСС


11 января, 14:57 В Исаакиевском соборе задержаны несколько человек, которые пытались вывесить На смотровой площадке Исаакиевского собора вывесили баннер с надписью "Не РПЦ", сообщили "Варламов.ру" очевидцы. Довольно быстро его оттуда сняли. Активисты хотели разместить надпись "Слава богу не РПЦ", состоявшую из нескольких баннеров, но полиция пресекла их действия.

Акцию провело движение "Весна". "Мы считаем неправильным передачу одного из символов нашего города в руки общественной организации с достаточно сомнительной репутацией, которой собор никогда до этого не принадлежал. Нам кажется, что эта инициатива направлена сугубо на обогащение руководства РПЦ, которое безвозмездно получит в собственность один из важнейших объектов туристской инфраструктуры, приносящих в бюджет города десятки миллионов рублей, но когда речь зайдёт об уходе за памятником, платить всё равно будут вынуждены горожане", –




Top