Исход 10 казней египетских. Объяснения эпидемиологов десяти казней египетских. Против чего же была направлена эта казнь

В российский прокат выходт фильм "Исход: цари и боги"

В начале января 2015 г. в российский кинопрокат выходит очередной фильм-экранизация известных библейских сюжетов. На этот раз объектом внимания в фильме «Исход: цари и боги » становиться Моисей, в священном Коране именуемый как пророк Муса (а.с.). С этой личностью связан исход еврейского народа из Египта и предшествующие ему события в самом Египте именуемые 10 казнью египетскими .

Согласно Ветхому завету это:

  1. Наказание кровью.
  2. Казнь лягушками.
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, вши, клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы.
  7. Гром, молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи.
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

В Коране по поводу этих событий говорится о девяти знамениях ниспосланных Аллахом египетскому народу и его правителю фараону в знак того, что пророк Муса (а.с.) - это посланник Божий и в качестве наказания за нежелание правителя Египта отпустить евреев на землю обетованную.

«Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришел к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован» (Сура 17:101 ). В числе этих знамений упоминаются различные события. Это, во-первых, знамения истинности пророческой миссии Мусы (а.с.), их было две: белая рука пророка, светящаяся как молоко и посох посланника, который превратился в змею (Сура 28:31-32 ).

Во-вторых, это непосредственно сами казни египетские (наказание Египту на нежелание отпускать народ Израильский на свободу). Если в Пятикнижии Ветхого Завета они достаточно подробно описаны, то в Коране о них говорится вкратце. Это говорит о том, что в этом, вопросе Всевышний дает нам четко понять, что особых разночтений с Библией нет. А последнее знамение – это расступление моря перед еврейским народом, по сухому дну которого они и прошлись спасаясь от египетского войска, и внезапное затопление, который и погубил армию фараона вместе с ним самим.

Самих же казни египетские занимают 6 из девяти вышеперечисленных божьих знамений.

«Аллах наслал на них ещё большие бедствия: потоп («тафа»), который покрыл водой их селения, и саранчу, которая опустошила их землю. Аллах наслал на них также насекомых, нанесших большой вред плодам, растениям и животным. Он наслал на них жаб, быстро распространившихся повсюду и не дававших людям жить спокойно. Аллах наслал на них болезни в виде кровоточащих ран на теле и кровь, которая загрязняется и не поддаётся очищению, и кровь, которая вызывает паралич, и кровь в моче, и подобные им разные болезни. Даже вода, которую они использовали в повседневной жизни, превратилась в кровь. Аллах наслал на них эти бедствия как явные знамения, но они не были обеспокоены этим, сердца их окаменели, совесть пропала, и они отклонились от веры и от возвращения к Истине Аллаха. Они возгордились и стали неверными грешниками» (Сура 7: 133 ).

То есть это потоп, нашествие саранчи, нашествие насекомых (вшей), нашествие жаб, и наказание кровью (превращение всей воды, и даже молока в кровь). Но по мнению многих толкователей есть основание полагать, что в Коране недостающие казни вполне могут быть зашифрованы под общим наименованием первого наказания – «тафа» , который в буквальном переводе означает «всеобъемлющее бедствие ».

Такое малопонятное выражение многие переводчики Корана предпочитают для удобства переводить как "потоп", а между тем под это наименование можно отнести и те казни египетские, которые не упоминаются напрямую в Коране (тьма египетская, Гром, молнии и огненный град, смерть первенцев, мор скота). На это в частности указывает следующие строки из священного Корана: «Мы наказали Фараона и его народ засухой и недородом, уменьшением плодов и тяжкими годами, - может быть, они одумаются и уразумеют свою слабость и слабость своего жестокого властителя перед мощью Аллаха. И тогда они, может быть, опомнятся и не будут несправедливыми к сынам Исраила, и примут призыв Мусы - мир ему! - к вере в Аллаха» (Сура 7:130 ).

И недавние исследования ученых, говорят о том, что казни египетские имели место на самом деле, что подтверждается целым рядом доказательств. Причем немецкие биологи и климатологи вывели о том, что первопричиной большинства бедствий стала именно засуха, как раз то, о чем нам и говорит священный Коран, в выше приведенном нам аяте. Следы резкой перемены климата исследователи обнаружили при изучении сталагмитов в пещерах в дельте Нила. По мнению ученых, после засухи, из-за которой Нил обмелел и замедлил течение, в грязной, медленно текущей воде размножились водоросли Oscillatoria rubescens, из-за чего река окрасилась в красный цвет.

Из-за этого погибли рыбы, которые поедали икринки жаб и лягушек, контролируя таким образом их численность. В результате чего численность земноводных превысила все разумные пределы и они в огромном количестве вышли на сушу. Их смерть в свою очередь привела к катастрофическому размножению личинок кровососущих насекомых. Это, в свою очередь, привело к быстрому распространению инфекционных заболеваний, из-за чего резко возросла смертность и животных, и людей. Даже тьма египетская – продолжительная ночь длиною в трое суток, объясняется извержением вулкана Санторин, из-за которого в атмосфере сконцентрировались тяжелые вещества и пепел закрывший Солнце.

То есть здесь мы снова находим научные доказательства истинности божественных откровений в священном Коране, а последовательность этих событий, где первым бедствием называется именно засуха, подтверждается в том числе и научными исследованиями.

Ильнар Гарифуллин

Интересная статья? Сделайте, пожалуйста, репост!

ПЕРВАЯ КАЗНЬ: ВОДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРОВЬ

Исход 7:19-25 И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона...

Против чего же была направлена эта казнь?

Река Нил считалась одним из божеств Египта, которому Египет был обязан своим появлением на свет, своим существованием и процветанием.
«В Древнем Египте Нил, "великая река", всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель – Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: "Египет - дар Нила". Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер.

Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: "Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их".

Бог Хапи (которого изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода) был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как "высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием", как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога. Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун. Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров».

Другое божество Нила – Хнум (который почитался египтянами как бог-творец, создавший человека на гончарном круге) также считался хранителем истоков Нила и изображался в виде человека с головой барана со спирально закрученными рогами. Другое божество – Себек – в египетской мифологии считалось богом воды и разлива Нила. Поскольку его священным животным был крокодил, то он чаще всего изображался в виде человека-крокодила или человека с головой крокодила.

Египтяне поклонялись не только Нилу и идолам-покровителям Нила , но и некоторым особям рыб, которые водились в этой реке.
Чтобы посрамить все эти египетские божества, Господь Бог превратил воду Нила в кровь, и в результате вода стала непригодной для питья и орошения земли, а также вся рыба вымерла.

Следует обратить внимание на то факт, что египетские чародеи смогли повторить это чудо своими колдовскими силами, что способствовало ожесточению сердца фараона и удвоить силу тяжести этой казни.


ВТОРАЯ КАЗНЬ: ЖАБЫ

Исход 8:1-14 «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами ; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

«В Древнем Египте с головой лягушки (или жа бы) изображались мужские первобожества гермопольской Огдоады – великой восьмерки изначальных божеств. Силам первозданного Хаоса противостояли созидательные силы – четыре пары божеств, олицетворяющих стихии. Мужские божества восьмерки – Хук (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", то есть Воздух) – имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские божества со змеиными головами.

Лягушкам приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались вестниками плодородия. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладала способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Она считалась священным животным древнеегипетской богини плодородия Хекет – одного из символов бессмертия. [Поскольку её священное животное – лягушка, то она изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове.]. Богиня-лягушка помогала роженицам, а в загробном царстве – воскресению умерших.

Господь Бог посмеялся над суеверием египтян и над их божествами, наслав на весь Египет полчища жаб и лягушек. По слову Моисея жабы вышли из реки Нил и наполнили все жилища египтян.

Чародеи тоже смогли имитировать это чудо, но поскольку они не смогли избавить страну от нашествия жаб, фараон убедился в Божьем превосходстве и даже попросил Моисея и Аарона помолиться о нём и даже пообещал Моисею, что он отпустит Израильский народ в пустыню на некоторое время: стих 8 «И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу». Однако потом он ожесточился сердцем и передумал.

ТРЕТЬЯ КАЗНЬ: МОШКИ

Исход 8:15-19 «И увидел фараон , что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается персть мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь».

Что это были за мошки? Мнения богословов разделились. Согласно переводу септуагинты (греческому переводу Ветхого Завета), по удару жезла из земли появилось множество «скнипов». Вот что как об этом написано в Псалме 104:31 «Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их». В старину скнипами на Руси называли вшей. Это был перевод с библейского оригинала, где используется слово «кинним».

Древнегреческие философы Филон и Ориген полагали, что это были мошки и комары – обычный бич Египта в периоды наводнения Нила. Другие же философы и исследователи (такие как Иосиф Флавий) придерживаются другой точки зрения, понимая под словом «кинним» вшей или блох. Именно так это слово переводится с сирийского и арабского языков.

В соответствии с Толковой Библией Лопухина, «Кинним, по библейскому повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются «из воды» относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на людях и на скоте» (стих 17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение «вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX - «sknifeV». Употребление этого выражения у древних греческих авторов - Феофраста, Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную вошь, и червей, и блох».

Так или иначе, данная казнь была направлена на посрамление египетских божеств земли, неба, воздуха и здоровья, которые были не в состоянии защитить людей и скот Египта от нашествия мошек.

Чародеи не смогли воспроизвести это чудо и расписались в своём бессилии, признав эту казнь «перстом Божьим». Они перестали соревноваться с Моисеем, признали силу Бога и поэтому начали советовать фараону отпустить евреев по слову Моисея.


ЧЕТВЁРТАЯ КАЗНЬ: ПЁСЬИ МУХИ

Исход 8:20-32 «И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим.

Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле. Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам.

И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне. Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа».

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.


ПЯТАЯ КАЗНЬ: МОРОВАЯ ЯЗВА

Исход 9:1-7 « И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего.

И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа».

Моровая язва – это болезнь животных. Большой удар по египетским богам. Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения. Быка в роскоши содержали во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге.

Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон, будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира; изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Богиня Исида часто изображалась как женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса.

Хатхор – богиня любви и судьбы, богиня неба; кормилица фараонов и властительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами. Вообще, египтяне многих своих богов изображали с головами или телами животных. Против веры в этих богов и была направлена пятая казнь.

Итак, животных Египта постигла моровая язва, а у израильтян – не погибло ни одно животное: Исход 9:7 «Фараон послал узнать, и вот, из скота Израилевых не умерло ничего». Стоит иметь в виду, что выражение «вымер весь скот Египетский» не означает, что в буквальном смысле в Египте вымер весь скот. Ведь следующая шестая казнь тоже коснулась животных (стихи 8-9). Под выражением «вымер весь скот Египетский» подразумевается весь скот, бывший в полях. Он-то и вымер от моровой язвы. Об этом Моисей предупреждал фараона в 3-м стихе «рука Господня будет на скоте твоём, который в поле».

ШЕСТАЯ КАЗНЬ: НАРЫВЫ

Исход 9:8-12 «И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею».

Многие богословы считают, что это было нечто чёрной оспы. Эта казнь коснулась и людей, и животных, и даже чародеев после того, как Моисей подбросил пепел к небу по слову Господа Бога.

Приказание бросить кверху взятый из печи пепел имеет отношение к одному из древних религиозных обычаев Египта. Развеваемый по ветру пепел от жертв в честь бога Сета (бог зла и неудачи), по верованию египтян, отвращал зло, сглаз или порчу от всех тех пределов, куда он попадал. Но теперь брошенный Моисеем к небу пепел разнёс, в обличение египетского суеверия, не благосостояние и благополучие, а проклятие от Бога Израилева, и вызвал нарывы на телах людей и скота.

Кроме всего прочего тот факт , что чародеи не смогли защитить себя и фараона от нарывов на теле, явилось свидетельством бессилия египетских богов-целителей во главе с Исидой, которые не смогли предотвратить шестую казнь, посланную на Египет Богом Израиля.

СЕДЬМАЯ КАЗНЬ: ГРАД

Нужно отметить, что был не просто град, а очень крупный град: предположительно, размером с апельсин. Кроме того, этот град сопровождался молниями. О молниях сказано как об огне в Исходе 9:23-25 «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её».

В другом месте прямо написано, что град сопровождался молниями: Псалом 77:47-49 «…виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов».

Прежде чем пошел град, Бог сделал египтянам весьма милосердное предупреждение, чтобы они собрали свои стада и отвели их в укрытие. И вот во всём Египте выпал град и побил всё: стих 25 «от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал», а в районе Гесем (или Гошен), где жили евреи, града не было.

Удивительным в этой казни было то, что те из египтян, «которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (стих 20), и таким образом, спасли и своих рабов и скот от гибели. Тем самым , Господь Бог продемонстрировал фараону и всему Египту, что послушных Богу ожидает жизнь, а противящихся Богу – смерть.

Кроме всего прочего, данная казнь была направлена против богов неба, воздуха, дождя и плодородия, которым фанатически поклонялись египтяне во главе с фараоном, и которые были не в состоянии защитить свой народ от этой казни. Однако фараон медлил и продолжал ожесточать своё сердце.


ВОСЬМАЯ КАЗНЬ: САРАНЧА

Наказание саранчой было одним из самых страшных. Саранча налетела большими тучами и съела всю зелень, которая выжила во время седьмой казни. А в конце дня саранча со зловонием покрывала землю толщиной в 12 см.

Данная казнь была в первую очередь направлена против богов земли, урожая и плодородия. Вот лишь некоторые из них: Осирис – бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира; Птах (Пта) – бог плодородия земли; Апис – символ плодородия; Мин – бог плодородия, производитель урожаев; Нехебкау – бог времени, плодородия и податель пищи. Египтяне увидели, что все эти многочисленные божества были не в состоянии защитить свой народ от очередной казни Бога Израилева, в результате которой, вся страна осталась без урожая и практически была обречена на страшный голод.

После этого даже слуги фараона убедились в необходимости отпустить евреев: Исход 10:7 «Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» Внезапное появление и исчезновение казней в таком обширном масштабе по слову Моисея послужило доказательством силы и могущества Бога.

Ярким достижением данной казни явилось признание фараоном своего собственного бессилия и греховности пред Богом Израиля, а также бессилия египетских богов защитить их сады и поля от нашествия саранчи: «Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть» (Имход 10:16-17).

ДЕВЯТАЯ КАЗНЬ: ГУСТАЯ ТЬМА

Исход 10:21-27 «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их».

Наказав Египет тьмой, Бог умалил и посмеялся над египетским божеством Ра – богом солнца. Полуночная тьма над Египтом продолжалась три дня. А там, где жил Израиль, было светло. «Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света» (Толковая Библия Лопухина).

Помимо верховного бога Ра, были посрамлены и другие боги солнца и света, такие как: Атон – бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Гор (Хор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. Он изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Атум – бог вечернего заходящего солнца. Xепри – бог утреннего, восходящего солнца (в отличие от Ра – дневного и Атума – вечернего). Мневис – божество в виде черного быка – почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами.

ДЕСЯТАЯ КАЗНЬ: СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ

Это было самое страшное наказание для египтян. Но если бы не эта казнь, то евреи бы до сегодняшнего дня были рабами в Египте.
Десятая казнь была направлена во-первых, на богов-защитников фараона (таких как бог Гор и богини Сатис, Сихмет и Уто), а также на последнее божество Египта – фараона.

«Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титула туру фараона»

Издревле фараоны почитались, как боги. А многие Египетские боги считались в прошлом фараонами (такие как Мин и Гор).

Но Господь развеял суеверие о том, что фараоны являются или становятся богами. Несостоятельность фараона защитить свой народ и свою собственную семью от смерти первенца опровергла претензии фараона на звание бога.

Помимо всего прочего, десятая казнь, по мнению многих богословов является местью Господа Бога за всех израильских младенцев, убиенных в Египте.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

1.Наказание кровью
2.Казнь лягушками
3.Нашествие мошек
4.Наказание пёсьими мухами
5.Мор скота
6.Язвы и нарывы
7.Гром, молнии и огненный град
8.Нашествие саранчи
9.Необычная темнота (тьма египетская)
10.Смерть первенцев

Наказание кровью.
Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

(Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками
Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

(Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек
Третья казнь

На Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

(Исх.8:17-19)

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами
И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

(Исх.8:20-25)

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь
Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил. (Исх. 9: 3-11)

Язвы и нарывы
Шестая казнь

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

(Исх.9:23-25)

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота
Девятая казнь Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их

(Исх.10:22-23)

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев
Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота

(Исх.12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Так называемый исход евреев из Египта описан во «Второй книге Моисеевой». Там сказано, что однажды группа еврейских кочевников — около 70 человек — бедствуя по случаю затяжной засухи, обратилась к египетскому фараону с просьбой разрешить их скоту пастись в дельте Нила на лугах земли Гесем.

Гостеприимный фараон пустил их на свои земли, причем из вежливости даже не стал оговаривать срок пребывания «гостей». Дескать, живите сколько хотите. Пришлые кочевники воспользовались этим приглашением, так сказать, на полную катушку. Они оставались на земле египетской на протяжении 430 лет.

Но все когда-нибудь кончается. Кончилось и терпение фараонское. Очередной правитель Египта, опасаясь как бы «гости» не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, стал их притеснять.

Евреи поняли, что им пора уходить. Однако фараон и этому воспротивился — ему вовсе не улыбалось, чтобы люди, хорошо знакомые с порядками египетского государства, выйдя из него, потом объединились с противниками фараона и вернулись вновь уже завоевателями.

Тяжба потребовала немало времени и сил, пока, наконец, фараон, устрашенный десятью казнями египетскими, не согласился отпустить евреев и их вождя Моисея на все четыре стороны.

Но потом «ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми»...

А поскольку, как сказано в той же Библии, в данном случае Всевышнему было важно доказать свое превосходство над всеми, он тут же переметнулся на другую сторону и решил, что «Я... покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я — Господь».

В итоге были продемонстрированы чудеса ирригации. Сначала море расступилось и пропустило народ израилев, а потом сомкнулсь вновь и «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова... и не осталось ни одного из них».

Казалось бы, чудо из чудес, однако нынешние исследователи полагают, что при некоторых метеоусловиях сильный ветер мог отогнать воду на некоторое время от побережья. Но стоило ветру стихнуть, как море снова вернулось в исконные границы.

А потому уж не вызывает удивления факт, что историкам удалось вычислить почти точную дату, когда произошел исход. Случилось это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину.

Но если это так, наверное, должна найти рациональное объяснение и загадка десяти смертных грехов... Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что им удалось объяснить все 10 казней египетских без всякой мистики.

В библейской книге «Исход» события изложены точно и последовательно, считают ученые. Надо только их правильно интерпретировать. Моисей и Аарон просят отпустить их народ. Но фараон и слышать об этом не хочет.

Тогда Аарон поднимает жезл и ударяет им по воде речной. И вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь на всей земле Египетской».

Такова была первая казнь. Но на фараона она не произвела впечатления, и он не внемлет просьбам израильтян. И тогда Бог насылает на египтян вторую казнь — вся река воскишела жабами, которые стали входить и в дома, и в постели, и в печи, и в квашню.

Обе казни связаны друг с другом, полагают исследователи, вторая вытекает из первой. И обе легко объясняются естественными причинами. Кровавая вода в реке — это всем известные микроводоросли, действительно опасные для всего живого. Они высасывают из воды кислород и выделяют яд, который убивает все живое.

Рыбам деться было некуда, они погибли и засмердели. Земноводные, в том числе лягушки и жабы, вылезли из реки и распространились по окрестностям в поисках другой воды, поскольку без нее им тоже была погибель. Вот и лезли куда попало, в том числе и в квашню.

Увидев все это, перепуганный фараон повелел Аарону удалить жаб. Тогда он, дескать, отпустит народ израильский. Аарон простер свой жезл, жабы вымерли. Но фараон не выполнил обещания.

Тогда господь наслал на людей и скотов мириады мошек. «Этого и следовало ожидать, — говорят исследователи. — Мошки размножились среди разлагающихся жабьих останков...»

Причем в Библии есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда Аарон ударил жезлом в твердь земную, пыль превратилась в мошек.

«Нет никакого сомнения, — полагает профессор М. Мар, — что речь тут идет о мошках вида куликоидов. Это необычайно злые маленькие комарики, откладывающие яйца в пыли. А их личинки питаются минеральными останками разлагающихся организмов.

Такого же происхождения были и другие насекомые, которые в Библии называются песьими мухами. То была четвертая казнь, а за нею, поскольку фараон все упирался, последовала пятая — моровая язва погубила весь скот.

Доктор Мар перерыл все справочники в поисках болезни, которая бы разносилась комариками вида куликоидов. И нашел их даже две — африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» — тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему у овец и крупного рогатого скота.

От этих болезней и погиб египетский скот. Израильский же уцелел, но не потому, что так захотел Господь, а просто он пасся в другом месте, и инфекция не передалась ему. Земля Гессем находилась в 150 км от земель фараона, и комарики на своих крошечных крыльях просто не смогли одолеть такое расстояние.

Поскольку фараон продолжал упрямиться, на его государство напала шестая казнь, представлявшая собой воспаление с нарывами, поразившее оставшийся скот, а потом перекинувшаяся и на людей.

«То был всем известный сап, — полагают исследователи. — Эту инфекционную болезнь можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной воды или пищи. Впервые сап описан Аристотелем в 330 году до н.э. Был он известен в те времена и ранее на Ближнем Востоке и в Африке».

Седьмая казнь с предыдущими не связана. Но в ней тоже нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, время от времени выпадает на землю и поныне. Причем в Библии приведена интересная подробность — град побил только ранние посевы, успевшие выгнать колосья. Поздние же посевы, только-только проклевывавшиеся из земли, град практически не затронул. Итак, законы природы и тут не нарушены.

Следующая, восьмая казнь — нашествие саранчи, истребившей посевы, уцелевшие после града. В ней тоже нет ничего такого уж необычного - саранча и поныне налетает на южные земли, принося немалые убытки земледельцам.

Девятая казнь — густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской. Ученые предположили, что тьму египетскую мог вызвать грандиозный взрыв вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море.

Взрыв действительно произошел 3500 лет тому назад и засыпал мелким пеплом все восточное Средиземноморье. Однако Мар предполагает иное объяснение — песчаная буря. Именно такая тьма упоминается в относящемся к тем временам древнем папирусе.

Осталось,таким образом, объяснить лишь десятую казнь — гибель всех первенцев от сына фараона до сына раба — и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восьмерых детей в Кливленде несколько лет назад. Дети погибли потому, что в сыром подвале их дома завелся черный ядовитый грибок.

Аналогичное происшествие могло произойти в Египте. Наголодавшиеся затри дня люди пробрались к амбарам, а грибок, расплодившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь наиболее слабых — младенцев, причем, конечно, не только первородных. Это уж людская молва, легенда выделила такую особенность.

Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени?

Оказывается, и тому есть исторические подтверждения. Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры и переносят микробов и прочих возбудителей болезней.

Скажем, в пятом веке до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождавшиеся землетрясениями и наводнениями, а также засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», — писал по этому поводу Фогдит. Особенно тяжел был 427 год, когда на островах в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие на море цунами и залившие водой все побережье. А в Афинах от колебаний почвы рухнули многие дома.

В общем, при желании все десять казней египетских и другие подобные происшествия можно объяснить и без помощи Господа. Однако это вовсе не значит, что и он тут ни при чем. Ведь все эти бедствия могли быть, согласно той же Библии, насланы и им.

свт.
  • под. ред. Лопухина
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • Александр Ткаченко
  • митр. Калужский и Боровский Климент
  • М. Макаффи
  • Ка́зни еги́петские - десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ().

    Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

    Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

    Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

    По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

    С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

    При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (; ; ; ; ). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» ().

    Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

    1. Превращение воды в кровь ()
    2. Нашествие жаб ()
    3. Нашествие мошек ()
    4. Наказание песьими мухами ()
    5. Мор скота ()
    6. Язвы и нарывы ()
    7. Гром, молнии и огненный град ()
    8. Нашествие саранчи ()
    9. Тьма ()
    10. Смерть первенцев ().

    Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

    Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

    Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах и .

    Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
    Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

    Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
    В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ()? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. – «сердце фараона ожесточилось» ; ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

    Коментарий Новой Женевской Библии:
    «Ожесточу сердце фараона» (). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

    Толковая Библия Лопухина:
    Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (; ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

    Сергей Худиев:
    «Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
    В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
    И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. ().
    У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

    Ожесточить сердце

    В притче Христовой о сеятеле и семени нет разницы между семенем, брошенным в одну почву, и семенем, брошенным в других местах, также нет разницы и в способе посева. Все зависело от восприятия семени каждым видом почвы. Подобным образом, ожесточение сердца фараона никак не являлось действием Бога, но скорее его собственным обдуманным выбором. Неоднократные предупреждения и проявления воли Божьей проливают свет, указывающий фараону на его ошибку, чтобы он смягчил и смирил свое сердце, чтобы привести его к послушанию Божьей воле. Но каждое последующее проявление Божественной силы все более убеждало его поступать по своей воле. Отказавшись от исправления, он презрел и отверг свет, так что стал нечувствительным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким образом, его собственное сопротивление свету ожесточило его сердце. Даже язычники признали, что фараон и египтяне сами ожесточили свои сердца, а не Господь сделал это ().

    Мнение толкователей по поводу ожесточения сердца фараона, которое здесь приписывается Богу, различны. Таких утверждений всего десять. Восемь из них (; ; ; ; ) содержат слово chazaq, которое означает, что Господь сделал сердце фараона «твердым», неподвижным, так что его чувства к Израилю не менялись. В использовано другое еврейское слово qashah, означающее, что Господь сделал сердце фараона «жестким» или «бесчувственным». В стихе 10:1 использовано третье слово kabed, обозначающее, что Бог сделал сердце фараона «тяжелым» или нечувствительным к Божественному воздействию. Исследование контекста показывает, что эти различные слова используются более или менее взаимозаменяемо.

    Другие десять утверждений говорят о том, что фараон сам ожесточил свое сердце. Четыре из них (;



    
    Top