История и методология теории социальной стратификации. Теория социальной стратификации

Фундамент теории социальной стратификации были заложены К. Марксом и М. Вебером. Сама же теория была разработана на початку40-ых годах XX в. американскими социологами П. Сорокиным, Т. Парсонсом, Е. Шилз и другими учеными, которые считали, что между социальными слоями существуют существенные различия, проявляющиеся в характере собственности, которой они владеют, уровне доходов, престиже, авторитете, льготах, объему власти.

Срок стратификация (с лат. Stratum - слой, слой, facere - делать) был введен П. Сорокиным для обозначения социального неравенства.

Как уже было сказано, в марксизме основой стратификации является исключительно экономический фактор, М. Вебер усовершенствовал эту систему и добавил еще два фактора - социальный престиж и власть (принадлежность к политическим партиям).

Одной из наиболее разработанных концепций социальной стратификации является функционалистская (Т. Парсонс, Э. Шилзта др.), Согласно которой стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций и является объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой - является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивают сложную социальное неравенство.

В теории социального действия Т. Парсонс пытается разработать универсальные критерии социальной стратификации :

"качество", то есть предоставление индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);

"выполнения", то есть оценка деятельности индивида по сравнению с деятельностью других людей;

"владения" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

Отдельное концепцию социальной стратификации разработал П. Сорокин. По определению этого ученого, социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархической построении. ее основа и сущность заключаются в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот.

Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах и продолжает существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях "социальных уравнителей" - везде, где существует любая организованная социальная группа, утверждает ученый. Однако она отличается качественно и количественно. Количественный аспект социальной стратификации в ее основных формах предполагает высоту и профиль "социального дома" (расстояние от его основания до вершины, крутизна и пологость склонов социальной пирамиды и т.д.). Предметом анализа является внутренняя структура социального конуса, его целостность, внутренняя организация.

Подытоживая анализ основных концепций социального неравенства можно сделать вывод, что:

Социально стратификация - это социальный процесс, в ходе которого социальные слои оказываются неравными между собой и отличаются по правам, льготами, авторитетом, престижем.

Таким образом, социальная стратификация означает и процесс расслоения общества на слои, равны между собой и именно это расслоение. Социально неравные слои принято называть казнями.

Казнь - социальный слой индивидов, различающихся по своему положению в социальной иерархии общества.

Следует отметить, что казни существуют в любом обществе, где есть социальное неравенство. Поэтому существование казней в СССР свидетельствовало о наличии в нем социального неравенства. Правда, границы между казням и определить иногда бывает очень сложно, и, как правило, тем сложнее, чем больше казней в обществе существует.

За годы существования теории социальной стратификации были предприняты попытки разработать общую стратификационного модель общества.

Опираясь на научные исследования своих предшественников, современный американский социолог Э. Гидденс, выделил такие системы стратификации как рабство, касты, сословия и классы .

Рабство - наиболее выраженная форма неравенства, когда некоторые индивиды буквально принадлежат другим как их собственность;

Касты связывают чаще всего с культурой индийского субконтинента. Однако термин "каста» не индийского, а португальского происхождения и означает "род" (или "чистый род»). У индейцев для описания кастовой системы использовались другие слова, в частности "Варна" и "джати". Варны включают четыре категории, ранжируются по социальным престижем. Принадлежат к этим группам и "недоторкувани", занимая самую низкую позицию. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер;

Состояния были частью европейского феодализма, но существовали и во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные состояния включали казни с разными обязанностями и правами: состояние, состоящий из аристократии и дворянства; состояние, состоящий из духовенства, которое, имея более низкий статус, малобильши привилегии; "третье сословие" - слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники;

Классы - большие группы людей, различающиеся общими экономическими возможностям, которые влияют на их стиль жизни. Собственно, богатство вместе с занятием составляет главную предпосылку классовых различий. Основные классы, существующие в западных обществах: высший (владеет или напрямую контролирует производственные ресурсы: богачи, крупные промышленники, верхушка руководства), средний (большинство "белых воротничков" и профессионалов), рабочие ("синие воротнички" или заняты ручным трудом) в некоторых индустриальных странах четвертый класс - крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства).

Классы в свою очередь также стратифицированы. Например, отмечает Э. Гидденс, существует тенденция достаточно четкого разделения статуса внутри высшего класса развитых капиталистических стран между владельцами "старых" и "новых" денег. Семьи, чья собственность передается по наследству через несколько поколений, часто пренебрегают теми, кто стал богатым благодаря собственной деятельности.

Понятие "средний класс" охватывает представителей некоторых профессий и занятий. Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профессионалов, получивших высшее образование. Низший класс включает в себя конторский персонал, продавцов, учителей, медсестер и др. В большей части низшего среднего класса ("серых воротничков") социальные и политические позиции близки к тем, которые характерны для "синих воротничков". Среднее положение между высшими и низшими "слоями" этого класса занимают владельцы малого бизнеса, владельцы частных магазинов и небольших фермерских хозяйств.

Важным источником разделения рабочего класса ("синих воротничков") является уровень квалификации. Высший рабочий класс рассматривается как "рабочая аристократия", члены которой имеют наиболее высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Ниже рабочий класс занят неквалифицированным трудом, требует небольшой тренировки, дает низкий доход и небольшую гарантию занятости.

Важно также отметить, что первые три типа стратификации строятся на основе неравенства санкционированной правом или религией, классовое деление "официально» не признается, но происходит вследствие влияния экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей.

На Западе для иллюстрации социальной стратификации, чаще всего используют семиуровневой модель, которая выглядит так :

1 - высший класс профессионалов, администраторов;

2 - технические специалисты среднего уровня;

3 - коммерческий класс;

4 - мелкая буржуазия;

5 - техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции;

6 - квалифицированные рабочие;

7 - неквалифицированные рабочие.

Опираясь на такую традиционную модель, немецкий социолог Ф. Вурм ее несколько усовершенствовал, измерив долю отдельных социальных страт по отношению ко всему населению; после чего эта традиционная модель получила следующий вид :

Таблица 3

Стратификационная модель Ф. Вурма

Теория социальной стратификации логически связана с марксистской теорией классов, поскольку обе исследуют социальное расслоение, однако между ними есть существенные различия, прежде всего это факторы, которые влияют на формирование классов и страт (см. Таблицу 4).


Таблица 4

Сравнительный анализ социально-классовой теории и теории социальной стратификации

Социально-классовая теория Теория социальной стратификации
Критерии формирования классов Социальные классы Критерии формирования казней Социальные страты
Организация общественного производства Знание средствами производства Использование наемной рабочей силыСудьба общественного богатства (уровень доходов) Буржуазия БогатствоВластьПрестижАвторитетЛьготыПрава Выше слой
Крестьянство Средний слой
Пролетариат Ниже слой
Межклассовуюпрослойка (интеллигенция) Социально обездоленные
Деклассированные элементы и маргинальные слои

Так что можно сделать вывод, что теория социальной стратификации берет за начало теорию классов К. Маркса, но более объективной, общей и подкрепленной эмпирическим материалом.

3. Теории социальной стратификации

С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.

Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.

Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации.

Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явления, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп.

Вознаграждение соответствует роли и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает нормальное функционирование общества.

Конфликтный подход к анализу социальной стратификации опирается на теорию борьбы между различными социальными группами.

Таким образом, социальная стратификация не является необходимой, ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества.

По мнению одного из представителей этого направления М. Вебера, в основе социального неравенства лежит не только уровень доходов и владение собственностью, как у Маркса, но и неравенство статусов. В современной социологической науке существует классификация элементов стратификационной системы, которые выделяются в зависимости от того или иного социального критерия (табл. 1).


Таблица 1

Классификация элементов стратификационной системы

Выделенные элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции:

1) активизация процессов общественного развития;

2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;

3) формирование типа общественно-политического устройства государства.

Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную.

Западная стратификационная система включает семь структурных элементов:

1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);

2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;

3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;

4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;

5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);

6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;

7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.

1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.

2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.

3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Предлагаемый аспект социальной структуры общества показывет как неравенство воздействует на общество и как стратификация влияет на жизнь отдельных людей.

Все социологические концепции признают, что неравенство рас­пространено в обществе, но по-разному определяют его сущность и причины. Взгляды расходятся: что является главным компонентом неравенства - богатсво, власть или престиж? Каковы основные причины неравенства?

Люди различаются по полу, озрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и др. признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, однако главным является социальное неравенство, которое связано с социальными различиями, с социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия,которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, враг, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные (например, ученым становится умный, талантливый человек). Но нередки случаи, когда слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Может ли общество существовать без социального неравенства? Много несправедливости вносит в жизнь людей социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный, всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и испытывать постоянно пренебрежительное к себе отношение. Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социаль­ного организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облагая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается представлением лидеру особых прав.

В дальнейшем мы будем оперировать термином "социальная стратифи­кация". Социальная стратификация - структуирование неравенства между различными группировками людей, что означает их ранжирование в соответствии с ограниченными ресурсами, которые они контролируют: деньги, собственность, престиж, власть. Под стратой понимается определенный социальный срез или слой, выделяемый по одному пара­метру - доход, образование, собственность и т.п.

Социальную стратификацию часто отждествляют с социальным не­равенством и выделяют в ней две главные черты, первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы). Вторая заключается в неравном распре­делении социокультурных благ и ценностей, перечень которых весьма широк. Но в различных концепциях социальной стратификации ведущими факторами социального неравенства выступают права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние (выделены П.Сорокиным).

В концепциях социальной стратификации социальное неравенство является исходным пунктом.

В социологии наиболее известны два подхода к анализу социальной структуры общества. Прежде всего теория К.Маркса. К.Маркс считал организацию экономики основой стратификации.

Согласно К.Марксу, человеческую историю можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров - он назвал их способами производства. Способ производства определяет экономическую организацию каждого этапа. Он считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. Она включает технологию, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения - ключ к марксистской концепции класса. К. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти гоподствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными; в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - пролетариатом (рабочими).Это разделение общества на классы - основа теории К. Маркса. Он также утверждал, что история – ряд перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую (например, капитализм). Маркс признавал, что существует разделение и среди основных классов, учитывал существова­ние люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.

Согласно Марксу сущность взаимосвязи между господствующими и подчиненными классами заключается в том, что правящий класс эксплуа­тирует класс рабочих.Эта эксплуатация формируется способом производ­ства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. В результате этого труда из сырья создается продукт, который после продажи приносит прибыль. Маркс считал, что эта прибыль получена за счет прибавочной стоимости, вырабатываемой рабочим.

Маркс сделал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: приба­вочная стоимость продукта поступает в карманы владельцев, а не в собственные. Осмыслив это, рабочие осознают, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче,а пролетариат -беднее.

Конфликт усилится, в конце концов, рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к стадии социализма.

Таким образом, Маркс считал неравенство результатом деятельности влиятельных групп, стремящихся сохранить статус-кво.

Поэтому сущность стратификации заключается в распределении людей по социальным позициям, которые обладают различной степенью социаль­ного престижа. Занимающие низшие позиции будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие им привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые выступают мотивом исполнения людьми своих обязанностей. Люди стремятся к тому, что выше уценится, чего всегда не хватает, то дает им больше власти, уважения и т.п.Стратификация с закрепленными позициями упорядочивает движение вверх,котрое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотическую борьбу за власть, войну всех против всех.



Второй подход связан с концепцией М.Вебера, где были заложены основы социальной стратификации. Вебер выделил 3 основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми.Первый компонент - имущественное неравенство.Вебер указывал, что люди в каждом социальном классе - крестьян, рабочих,купцов, имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

До этого момента теория Вебера аналогична теории Маркса. Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства -группы людей в разной мере пользуются почетом, уважением и имеют неодинаковый престиж.

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий тип стратифи­кации. Речь идет о власти, имеющей политический характер. (Имеется в виду способность человека или группы проводить в жизнь планы, принимать меры и вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей или групп).

Вопросы стратификации подняты немецким социологом Р.Дарендорфом, который предложил в основу социальной стратификации положить поли­тическое понятие "авторитет", которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между социальными группами за власть.

Теория стратификации американского социолога Л.Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

В настоящее время часто используют понятие "класс" для характе­ристики деятельности социальных групп в жизни общества,но используют несколько иную трактовку классовой дифференциации. Наиболее распро­странен веберовский подход к характеристике классов. Он предполагает учет не только отношения к средствам производства, но и размеров богатства, дохода, уровня образования, юридических привилегий и других характеристик, которые проявляются в определенном образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующей группе. При этом рассматриваются не только объективные социальные показатели, но и социальная самооценка, включающая различные ценностные ориентации.

Отношения между классами не сводятся к борьбе за власть и к эксплуатации владельцами средств производства производителей мате­риальных благ. Классы могут иметь солидарные связи, общие интересы в политике и строить свои отношения на принципах сотрудничества, решая проблемы распределения капиталовложений, налогообложения, занятости или защиты окружающей среды.

Большое внимание в социальной стратификации уделяется средним слоям или так называемому "среднему классу".

Выделяют "высший класс", "средний" и "низший". (Э.Гидденс)

К высшему классу в Англии он относит 1% населения, владеющего значительной собственностью. На долю 95% населения приходится 10% всех акций, а 9/10 их концентрируются в руках 5% держателей. То есть мелкие владельцы акций по существу не играют ни какой роли в большом бизнесе, но помогают банкам аккумулировать средства. В то же время 5% населения страны получают 16% общего дохода, 20% представителей высших слоев получает 42% всех доходов, 50% представителей низших слоев получает только 5% дохода (данные 1985 г.).

Принятое деление ориентируется на доходы. Доходы высшего класса значительно превышают средние показатели,средний класс - со средними доходами и низший класс - с низкими доходами.

В развитых западных странах более половины населения относят к среднему классу. Например, в США (минимальная зарплата 17000 долл. для женщин, 25000 долл. для мужчин) реализует ся концепция "двух третей" - высший и средний класс составляют богатые, а остальные - бедные. При детализации уровней доходов часто вводится понятие "высшего среднего" и "низшего среднего" класса.

Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профес­сионалов, большинство имеет высшее образование. Низший средний класс включает большинство женщин: учителя, продавцы, медсестры и т.д.

Рабочий класс включает лиц, занятых физическим трудом. Как и у среднего класса проявляется тенденция разделения рабочего класса. Важный его источник - уровень квалификации. Высший рабочий класс включает квалифицированных рабочих, его члены имеют высокий доход, лучшие условия труда, гарантию работы. Низший рабочий класс занят полу- и неквалифмцированным трудом,имеет маленький доход и небольшую гарантию занятости.

Основное разделение в рабочем классе происходит между коренным этническим большинством и непривилегированным меньшинством - теми, кто составляет низший класс (эмигранты).

Определенный интерес представляет трансформация социальной структуры России в настоящее время.

В СССР существовал мощный пласт людей среднего достатка. Крайние слои были сравнительно немногочисленны: относительно богатыми можно было считать высший слой номенклатуры, пользовавшийся значительными привилегиями, и часть наиболее квалифицированной интеллегенции. Относительно бедными были часть колхозников и работников совхозов в слабых хозяйствах, пенсионеры с малой пенсией, служащие в сфере культуры и т.д. Основная масса населения имела средние доходы.

Современный процесс социальной поляризации изменил существовавшее отношение. Появилась сравнительно небольшая группа людей с очень высокими доходами, сопоставимыми часто с "высшим" классом западных стран. На другом полюсе оказалось большинство общества: почти все люди наемного труда, их семьи, пенсионеры, студенчество. Если общий уровень доходов населения снизился за 1992-1993 гг. вдвое,то у этого большинства в 3 - 5 и более раз. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных (так называемый децильный коэффициент) в 1991 г. составляло 4.5. К концу 1992 г. он поднялся до 7.5 - 8, к концу 1993 г. - до 11. В марте 1994 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30% всех доходов,тогда как на долю 10% наименее обеспеченных сограждан - 2%. Соотношение в уровнях доходов этих крайних социальных групп составило 12.3. Разрыв в зарплате еще больший. Директора даже плохо работающих пред­приятий часто имеют оклады в 100 раз больше, чем рчдовые рабочие. Доходы высшей администрации превышают минимум оплаты труда в 20 и более раз. К началу 1994 г. за чертой прожиточного минимума было 58 млн. россиян. До 10 млн. человек находились за чертой физиологи­ческого минимума - кто недоедает, не имеет средств на приобретениепредметов личной гигиены и необходимейших лекарств.

Данные Госкомстата за 1994 г. показывают, что доходы самых бога­тых 10% населения сейчас в 21 раз превышают доходы самых бедных 10%. Доходы граждан в среднем на душу населения распределялись таким образом:

Проиллюстрировав тенденцию социальной стратификации в России в настоящее время,необходимо показать потребность общества в подобном неравенстве и его воспроизводстве.

Довольно часто социальная стратификация рассматривае тся как объективная потребность общества. С одной стороны она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой -она является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, которые определяют значи­мость той или иной деятельности. Кроме того, складывающееся социаль­ное неравенство узаконивается, поскольку возникает в силу неравно­мерного распределения наград и поощрений. Социальное неравенство является средством, при помощи которого общество сознательно обеспе­чиваеи занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами. Чем больший вклад вносит индивид в сохранение социальной системы, тем выше должно быть его вознаграждение. Оценочный характер социаль­ной позиции индивида связан и с принятыми в обществе моральными нормами, ценностями.

Изучение преобладающей морали позволяет объяснить феномен, престиж групп, которые пользуются особым почетом. Любая престижная группа наделялась уникальными правами и привилегиями в силу их особо ценимых господствующей властью и идеологией заслуг. Высокопрестижные группы всегда служили ближайшей опорой власти. А наличие непристижных социальных групп "социального дна" объясняют, например, американцы, нежеланием людей делать карьеру,неприятием доминирующих общественных ценностей, пассивностью в профессиональной деятельности.

Возникает вопрос:каким образом может поддерживаться устойчивость иерархической системы? Обеспечить стабильность системы возможно только силой: либо силой оружия, обладание которым и использование его было исключительным правом высших слоев, либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей, либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

В современном обществе, провозгласившем равенство всех граждан от рождения, тем не менее существует своя система институтов, поддерживающих стратификационную структуру. Институт собственности и наследования делает неравными шансы богатого наследника и родив­шегося в бедной семье. Институт образования позволяет подняться к престижным видам деятельности лишь тем,кто обладает соответствующими способностями. Политические институты формируют политическую элиту, получающую право осуществлять власть, руководить и управлять массами. Социальные институты всегда остаются стражами социальной иерархии, обеспечивающими либо неприкосновенность границ между высшими и низшими ее эшелонами, либо превращающимся, как подметил П.Сорокин, в своеобразный селективный мезанизм, формирующий верхние пласты общества.

Важной особенностью современного общества является то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шансы каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме по ступеням стратификационной лестницы.

Тем самым создаются условия для направления энергии, генерируемой недовольством своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов,а на достижение личного успеха.В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престижа и привилегий.

В совокупности социокультурное расслоение общества и отлаженная работа социальных институтов придают стратификационной системе необходимую прочность, исключающую проявление массового оспаривания, неподчинения, стремления выйти из-под контролирующего влияния и достаточно жесткого распределения по этажам социальной иерархии.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства,видя в нем упорядывающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграции нового.Это же свойство присуще и обществу в целом.

1. Этому классику социологии принадлежит идея о том, что солидарность членов общества покоится на коллектив­ном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества
М.Вебер
К.Маркс
Э.Дюркгейм
О.Конт

2. Эти общества, по Э. Дюркгейму, основаны на механической со­лидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом
архаические
индустриальные
гражданские
постиндустриальные

3. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит
К.Марксу
П.Сорокину
М.Веберу
Э.Дюркгейму

4. Этот классик социологии застал начальную стадию капитализма
М. Вебер
Э. Дюркгейм
О. Конт
Г. Спенсер

5. Ведущее место производственным отношениям при построе­нии своей теории отдавал
К. Маркс
М. Вебер
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм

6. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наи­большей степени определяющими последовательную рационали­зацию общественной жизни, являются
целерациональные
традиционныеценностно-рациональные
аффективные

7. Идея о необходимости революционного преобразования социаль­ных отношений составляет главный вывод
позитивизма
исторического материализма
понимающей социологии

8. Эмилю Дюркгейму принадлежит
теория эволюции
концепция идеальных типов
идея о различии механической и органической солидарности
теория конфликта

9. Суть исторического материализма состоит в
рассмотрении исторического процесса как материальной суб­станции
признании преимущества материального мира перед духовным
выделении в качестве ведущих отношений по поводу производ­ства материальных благ
особом внимании к материальным объектам и вещам

10. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого со­циального слоя служит выражением
целерационального типа социального действия
ценностно-рационального типа социального действия
традиционного типа социального действия
аффективного типа социального действия

11. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

12. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименова­ниями - теологическая, метафизическая и научная»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

13. Этот социолог-классик, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис
Огюст Конт
Герберт Спенсер
Эмиль Дюркгейм
Макс Вебер

14. Эти факторы социального развития Г. Спенсер относит к вто­ричным
климат
последствия вырубания лесов
флору и фауну
интеллектуальные качества социальных единиц

15. Гипотеза в социологическом исследовании - это
прогноз (предсказание) того, что должно произойти
положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными
описание процедуры сбора данных
выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система -- это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни другого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождающий классовые противоположности, не будет заменен общественным, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профессия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе социальным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее -- результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических различий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого представления сыграли труды российского, а с 1930 г. -- американского социолога Питирима Александровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889--1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяжение в группировку сходных в отношении этих признаков индивидов».

Он структурировал людей на следующие важнейшие группы:

  • 1) расовую;
  • 2) половую;
  • 3) возрастную;
  • 4) семейную;
  • 5) государственную;
  • 6) языковую;
  • 7) профессиональную;
  • 8) имущественную;
  • 9) правовую;
  • 10) территориальную;
  • 11) религиозную;
  • 12) партийную;
  • 13) психоидеологическую.

Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в единое целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например, профессионально партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной на основе таких элементарных признаков, как имущественный, профессиональный, правовой. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал возможности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» в социальном пространстве -- многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в которых осуществляется взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набором диспозиций (от лат. dispono -- размещаю, располагаю). Диспозиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отношение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude -- привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным классом».

Габитус -- это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности. В то же время габитус как система усвоенных индивидуальными и коллективными агентами динамических стереотипов мышления и действия способствует освоению и преобразованию определенной социальной позиции. Бурдье называет габитус «системой предрасположенностей» и «порождающей способностью» к производству схем восприятия, мышления и действия.

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образованию габитуса -- сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс.

Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объективных условий, имеют одинаковый habitus». Теоретически сконструированный (возможный) класс нельзя отождествлять с реально существующим классом.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокупность социальных условий, объективно детерминирующих классовую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно построить теоретическую (претендующую на объективность) классификацию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся изменить свою позицию в объективной классификации или даже заменить сами принципы, согласно которым эта классификация осуществляется». Важно также учитывать социальную траекторию агента -- «эволюцию его свойств во времени», которая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции».

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.




Top