Какой главный объект политической карты мира. Карты. Какую информацию несёт политическая карта мира

1. А. В какой части света находится больше всего монархий?

Б. Чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные – в Европе?

Азиатские страны очень консервативны, поэтому неохотно идут на попытки ограничить единоличную власть монарха, тогда как европейские государства более динамичны в развитии, в том числе и в части формы правления.

2. Как проводятся морские границы?

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними.

3. Какие существуют формы правления в современных государствах?

На современном этапе развития общества и государства различаются монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти меищу монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная - у парламен¬та. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентской монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

В парламентских монархиях, являющихся наиболее распространен¬ными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающий большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские.

Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и форми-рования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

4. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?

Потому что формируются на основе территориального соотношения частей к целому. Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

5. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства и почему?

Федеративная форма государственно-территориального устройства предполагает, что такие – локальные – субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший – федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации – она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие - федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная форма государственного территориально-политического устройства).

6. Какие страны относятся к унитарным? а) Япония б) Индия в) Финляндия г) США

Япония, Финляндия

7. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия б) Венгрия в) Россия г) Франция

Бразилия, Россия

8. Установите соответствие: 1) монархия 2) республика а) США, Аргентина б) Испания, Дания в) Франция, Бразилия г) Бахрейн, Катар

2-а, в, 1- б, г.

9. Приведите примеры двух-трех европейских стран, чьи государственные границы и территории в 20 веке претерпели большие изменения. Чем это объясняется?

Югославия - в 90-е образовалась Сербия, Черногория, Босния, Хорватия и т. д. Чехословакия – Чехия и Словакия Австро-Венгрия – по итогам ПМВ перестала существовать, разделилась на два государства.

10. Как вы считаете, почему на политической карте республик больше, чем монархий?

Республиканская форма правления более гибка по сравнению с монархиями, власть в которых не зависит от демократического волеизъявления.

Главными объектами политической карты являются суверенные государства и несамоуправляющиеся территории .

Суверенные государства – это государства, обладающие суверенитетом. Число таких государств растет. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. Накануне Второй мировой войны их было 71, в 1947 г. - 81, а к 2000 г. суверенитетом обладало уже более 190 стран.

Суверенитет государства означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающей всякую иностранную власть. Он подразумевает также неподчинение властям иностранных государств в сфере международного общения за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенитет лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Наряду с суверенными государствами в современном мире насчитывается также около 30 несамоуправляющихся территорий . Их можно условно разделить на две группы:

    колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении независимости);

    территории, не включенные в перечень ООН, так как по утверждениюуправляющих ими государств, они являются «заморскими департаментами», «заморскими территориями» или «свободно ассоциированными» с ними государствами и т.п.

Некоторые несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира:

  • 1. Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) острова и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.
  • 2. Владения Франции: («заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством): Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника (Карибское море); остров Реюньон (Индийский океан, около Мадагаскара); «заморские территории» в Океании: о. Новая Каледония; Французская Полинезия: острова Общества, Туамоту, Маркизские острова, Тубуаи, Бас и др.
  • 3. Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова: Бонайре, Кюрасао, Саба и др. (Карибское море); о. Аруба (в ближайшее время возможно получение суверенитета).
  • 4. Владения США: Виргинские (США) острова (в северной части Малых Антильских островов, Карибское море); Пуэрто-Рико с 1952 г. государство «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа - «неинкорпорированная (неприсоединенная) территория» США (Океания); военные базы на островах Тихого океана: Гуам, Мидуэй Джонстон"и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова, Республика Палау (Океания) - «ассоциированные» с США государства.

Образование и развитие государств - сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов: политических, социальных, экономических, этнических. Специалисты по международным проблемам насчитывают в настоящее время на земном шаре более 200 объектов, по которым имеются споры: территориальные, этнические, религиозные, пограничные, в том числе несколько десятков таких, где существует острая конфликтная ситуация. Во многих суверенных государствах существуют очаги сепаратизма . В настоящее время специалисты отмечают наличие около 50-ти такого рода конфликтов.

Наиболее острые конфликты современности:

В Европе

    Северная Ирландия;

    Страна Басков, Галисия и Каталония в Испании;

    Корсика и Валлония во Франции и др.

    Балканский конфликт.

В Азии :

    Курдистан (территория этой горной области в Юго-Западной Азии, не имеющей фиксированных границ, входит в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии);

    Горный Бадахшан в Таджикистане;

    Пакистанская провинция Белуджистан;

    Южный Йемен;

    Область Читтагонг в Бангладеш;

    Индийские штаты Пенджаб, Джамму и Кашмир;

    Северные области Шри-Ланки;

    Тибет и Синьзянн (Уйгуристан) в Китае и др.

    Конфликт между Израилем и Палестинской автономией.

    Афганистан.

    Конфликт в Персидском заливе (Ирак, Кувейт).

    Тайванский пролив.

На американском континенте :

    Канадская провинция Квебек.

    Мескиканский штат Чьяпас;

    самоуправляющаяся территории Дании остров Гренландия.

На африканском континенте:

    Западная Сахара.

    Спор между Испанией и Великобританией о суверенитете над Гибралтаром.

В Южной Америке :

    Был вооруженный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной из-за владения Фолклендскими (Мальвинскими) островами около берегов Аргентины.

    Военные действия происходили на границе между Перу и Эквадором.

Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

Многообразие стран современного мира.

Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

Группировка стран по размерам территории:

  • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
  • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
  • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
  • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

1.1. Современная политическая карта мира

Какую информацию несёт политическая карта мира?

· Политическая карта мира - это географическая карта, на которой показаны территории, границы, крупнейшие города всех государств мира.

Главными объектами политической карты мира являются страны, территории и их границы.

· Страна - территория , имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства и лишенная государственной самостоятельности (колонии, подопечные территории).

Сегодня на политической карте мира насчитывается 193 независимых государства: 43-в Европе (включая Российскую Федерацию); 48-в Азии (включая Палестинское государство); 53-в Африке (без Западной Сахары, статус которой подлежит урегулированию, согласно соответствующим решениям ООН и Организации Африканского Единства (ОАЕ); 35-на Американском континенте; 14 государств-в Австралии и Океании.

· Государство - политическая форма организации общества. Главные признаки государства: 1) наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющееся на всё население; 2) наличие права-совокупности общеобязательных правил поведения, установленных государством; 3) наличие определённой территории, на которую распространяется власть, юрисдикция данного государства.

Для каждой страны характерно своё экономико-географическое положение (ЭГП), под которым понимают положение страны по отношению к центрам мировой экономики, рынкам сырья и сбыта.

Процесс образования государств продолжался несколько тысячелетий. Одни государства (Египет, Китай) насчитывают около 6 тыс. лет своей истории, другие-чуть более 200 лет (США). Некоторые современные государства в их нынешнем виде просуществовали менее 15 лет (Эритрея, Кыргызстан, Таджикистан и др.).

Процесс формирования политической карты мира насчитывает тоже несколько тысячелетий. Его начало связано с периодом первичных стадий общественного разделения труда, появлением частной собственности, обусловившей социальное расслоение общества. Дальнейшее его углубление привело к интенсификации государственного строительства и борьбе за передел сфер влияния. Смена общественных формаций определила рубежи основных этапов формирования политической карты мира. Среди них:

1. Древний - до 5 в. н.э., характеризуется формированием и развитием таких крупнейших центров цивилизации, как Египет, Китай, Индия, Месопотамия. Многие государства древнего мира возникли в Средиземноморье и связаны с периодом расцвета Греции, Рима и Карфагена.

2. Средневековый - охватывает примерно V-XVI вв. в Европе возникает большое количество феодальных государств, усиливаются торговые связи между ними, территориальные претензии феодальных государств друг к другу обусловливают многочисленные военные конфликты. В это время на карте появляются Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Московское государство, Португалия, Испания, Англия.

3. Новый - формирования современной политической карты: (С XVI века до окончания первой мировой войны) - соответствует целой эпохе зарождения, подъёма и утверждения капитализма, формирования колониальной империи. Так, в 1876 г. всего лишь 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. – уже 90%.

4. Новейший - с 1914 г. до второй половины 90-х гг. 20-го века-связан с двумя войнами, Октябрьским переворотом в России, формированием социалистического и капиталистического лагерей, с политическим и экономическим противостоянием между ними. К этому этапу относится и распад колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, США, Японии и ряда др. метрополий, в результате чего на территории Азии, Африки и Латинской Америки возникает более 100 новых независимых государств.

5. Современный - с 1990 г. до наших дней. К важнейшим событиям этого периода, в корне изменившим политическую карту мира, относятся:

· Крушение социалистического лагеря;

· Распад СССР на 15 суверенных государств;

· Воссоединение ФРГ с ГДР;

· Распад Чехословакии и Югославии и образование на их территории семи независимых государств (Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина , Македония).

· Выделение из состава Эфиопии самостоятельного государства Эритреи;

· Воссоединение Гонконга с КНР;

· Распад Сербии и Черногории на два самостоятельных государства.

1.2. Многообразие стран мира. Государственный строй

При изучении политической карты мира для объединения государств в группы используются различные критерии. Наиболее распространёнными из них являются показатели, характеризующие страну:

1. по размерам территории:

· Крупнейшие (более 3 млн. кв. км )- Россия, Канада, США, Китай, Индия;

· Крупные (1-3 млн. кв. км) - Аргентина, Мексика, Монголия, Индонезия, Саудовская Аравия ;

· Средние (менее 1 млн. кв. км) - Великобритания, ФРГ, Польша, Япония, Турция;

· Карликовые (менее 0,01 млн. кв. км) - Ватикан, Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино .

2. по численности населения- наиболее крупные (млн. чел)- Китай (1280), Индия (1045), США (287), Индонезия (217), Бразилия (174), Пакистан (148), Россия (145), Бангладеш (134), Нигерия (130), Япония (127).

3. по национальному составу населения -одно– и многонациональные;

4. по особенностям географического положения -приморские, внутриконтинентальные, островные, полуостровные, страны-архипелаги.

Страны группируют и по таким политическим признакам, как государственный строй (монархии и республики), административно-территориальное устройство (унитарные, федеративные, конфедеративные).

В случае если в основу объединения государств положены качественные признаки, то говорят о типологии стран.

· Экономически развитые- примерно 60 стран мира.

1) «Большая семёрка» - США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада-на долю этих стран приходится около 50% мирового ВВП.

2) Менее крупные страны - страны Западной Европы-их экономический потенциал заметно ниже, но по показателю ВВП на душу населения эти страны не уступают «Большой семёрке».

3) Страны «переселенческого капитализма» - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.


Развивающиеся страны- включают в себя более 150 стран, в которых проживает около 70% населения мира. В этой группе условно выделяют:

1) Ключевые страны – Индия, Бразилия, Мексика, обладающие значительным природным, людским и экономическим потенциалом, но по показателю ВВП на душу населения значительно уступающим развитым странам.

2) Менее развитые страны Латинской Америки0 Азии и Северной Африки, у которых показатель ВВП на душу населения превышает 1 тыс. долл.-Чили, Перу, Египет, Тунис.

3) Новые индустриальные страны- Гонконг, Малайзия, Таиланд и др., добившиеся экономического роста в конце 20 века.

4) Нефтеэкспортирующие- Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др., где благодаря притоку «нефтедолларов » душевой показатель ВВП достигает уровня развитых государств.

5) Отстающие страны, для которых характерна многоукладность экономики с сильными феодальными пережитками и где душевой показатель ВВП не достигает 1 тыс. долл. в год-Кения, Сальвадор и др.

6) Наименее развитые (беднейшие) страны, где преобладает потребительское сельское хозяйство , практически отсутствуют промышленность и сфера услуг, а ВВП на душу населения составляет 100-300 долларов в год-Афганистан, Непал, Эфиопия и др.

В данной типологии весьма сложно определить место постсоциалистических государств, которые по многим показателям не уступают развитым странам, но имеют довольно низкий ВВП на душу населения. Именно поэтому такие страны, как Россия, Чехия, Польша, Венгрия и др., часто выделяют в особый тип-страны с переходной экономикой .

ВВП (валовый внутренний продукт) - совокупная стоимость произведённых внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах за определённый период.

В мире существуют только две формы правления государством – монархическая и республиканская.

· Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху – королю, герцогу, султану, эмиру, князю и передаётся по наследству. Всего в мире насчитывается 30 монархий.

Монархии бывают:

1. Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена.

2. Конституционная – власть монарха ограничена Конституцией.

3. Теократическая – такая форма правления монарха, когда он одновременно является и главой государства, и главой церкви.

· Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран в мире – республики. Республики делятся на президентские, в которых президент наделён большими полномочиями, возглавляет правительство и парламентские – в них главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др., Парламентские республики – ФРГ, Италия, Индия, Израиль и т. п. Социалистическими республиками являются – Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.

· Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран всего 15. Формальной главой государства является королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада и др.).

Кроме того, по форме административно-территориального устройства бывают унитарные и федеративные.

· Унитарное государство – это такая форма административно-территориального устройства страны, при которой в стране существует единая, неделимая исполнительная и законодательная власть.

· Федеративное государство – имеет такую форму административно-территориального устройства страны, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, земли, штаты, марки и т. п.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

После второй мировой войны на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения неприсоединения. Но основное содержание всего послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, «холодная война» между ними. Возникли многочисленные военно-политические союзы, и в том числе два главных: Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряжённости, региональные конфликты.

На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» остаётся Ближний Восток, включая район Персидского залива. И не последнюю роль в этом играет исторически сложившееся переплетение культур и религий. Здесь сталкиваются интересы не только арабских стран и Израиля, но и других государств.

Во второй половине 80-х годов в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Ныне это относится к отношениям между Россией, СНГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование СНГ, начало реального разоружения, роспуск ОВД, провозглашение странами НАТО программы «Партнёрство ради мира», в которой участвует и наша страна. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих региональных конфликтов.

В результате международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. В разрядке напряжённости велика роль Организации Объединённых Наций (ООН), в состав которой входят 185 стран.

Все изменения, происходящие на политической карте мира, изучает новая ветвь социальной и экономической географии - политическая география (геополитика). В сферу интересов её входят: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и т. п. Главная задача исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Тема урока . Государство – главный объект политической карты .

Цели урока. 1. Совершенствовать знания о политической карте мира. 2. Познакомиться с основными формами правления государств, формами государственного устройства. 3. Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Методический комментарий . На уроках обществознания учащиеся уже знакомились с формами государственного устройства и формами правления. Целесообразно учащимся дать задание повторить перед уроком данную тему. В связи с этим темп урока должен быть достаточно быстрым.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие;

- выявление отсутствующих учеников.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Изменения на политической карте мира происходят и в настоящее время. Вспомните, какими могут быть изменения по характеру? Приведите примеры на конкретных странах. Ответ:

1. Количественные изменения – связаны с изменением территорий государств (распад Советского Союза, распад Югославии, распад Чехословакии, присоединение Крыма к России…) 2. Качественные сдвиги – приобретение независимости, введение нового государственного устройства, образование новых союзов и т.д. (провозглашение суверенитета Южной Осетией, образование СНГ, Евросоюза…) 3. Какие изменения происходят чаще: качественные или количественные? Объясните. 4. Что такое «политическая карта мира»? Ответ : изображение государств, их границ…

3. Актуализация знаний и определение новой темы.

Ребята, действительно, на политической карте мира мы можем увидеть конфигурацию государства, т.е. его территорию, границы государства, страны – соседи. Так что же является главным объектом политической карты? Ответ : государство . Верно.

На доску выводится слайд с темой урока «Государство – главный объект политической карты» ( слайд 1) . Тема записывается в тетрадь учащихся. – Сегодня мы с вами выясним, что такое территория государства, государственные границы, какие бывают формы правления, формы государственного устройства.

На доску выводится план урока и записывается в тетрадь. (слайд 2) 1. Территория и границы государств.
2. Формы правления.
3. Формы государственного устройства.

4. Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на доску. (слайд 3) Я не случайно выбрала именно эту карту. Также на доске вы видите два термина: территория государства и границы государства . Попробуйте самостоятельно дать определения этим терминам, опираясь на карту. Можете записать свои определения в тетрадь. Зачитайте получившиеся определения.

А теперь посмотрим на доску с правильными определениями (слайд 4). Вы молодцы. В географии есть название территории – анклав (Объяснение термина учителем). А в нашей стране есть анклав? (Калининградская область)

Ребята, в мире насчитывается более 200 государств. Формирование политической карты происходило на различных этапах развития общества. Но любая страна характеризуется формой правления и формой государственного устройства (слайд 5) .

Учитель объясняет различия между формами правления. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайд 6.

Как вы думаете, государств с какой формой правления больше? (с республиканской). На всех ли континентах есть монархии? (нет в Америке, Австралии)

Учитель объясняет различия между формами государственного устройства. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайды 7,8.

Как выдумаете, какая форма государственного устройства преобладает в мире? (Унитарное государство)

5. Первичное закрепление изученного материала. Работа в парах.

1) Географический диктант. На слайде термины по теме урока. Учитель зачитывает краткое определение, учащиеся подбирают термины из предложенных на слайде 9 . Задание выполняется устно.

    Форма государственного устройства, при которой отдельные территории, составляющие государство, обладают определенной самостоятельностью (федерации).

    Форма государственного правления, при которй избираются органы власти на определенный срок (республика).

    Линии, определяющие пределы государственной территории (границы государства).

    Форма государственного устройства, при которой страна не имеет автономий, обладает одной конституцией, одним правительством… (унитарное государство).

    Форма государственного правления, при которой власть передается по наследству (монархия).

    Часть планеты, находящаяся под суверенитетом какой-либо страны (территория государства).

2) Задание . С помощью параграфа учебника заполнить таблицу «Государственный строй стран мира». Каждой паре выдаётся таблица.

конституционная

6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Что нового узнали на уроке? Как полученные на уроке знания могут вам пригодится?

7. Домашнее задание. Домашнее задание по вариантам. На контурной карте отметить: 1 вариант – страны - монархии, подписать их названия, выделить границы; 2 вариант – страны – федерации, подписать их названия, выделить границы.

Дополнительное задание (по желанию): подготовить презентацию о стране с монархической формой правления.




Top