Классный час по профилактике безнадзорности темы. Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "человек и закон". Объявление темы и постановка цели занятия

Классный час № 13

«Мое свободное время»

(Профилактический практикум)

Цели и задачи классного часа:


  • профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди школьников;

  • воспитание потребности в организованном проведении досуга подростками;

  • развитие навыков противодействия «модным» ув­лечениям: подростков.
Ход классного часа

Что такое «подростковая безнадзорность»?!

Учитель: Чем заняться в свободное время? Этот вопросу наверное, волнует каждого подростка в современном обществе. Как правильно организовать свой досуг, избежать влияния вредных привычек и игромании - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь на нашем классном часе.

Во многих уголках нашей страны большинство ребят вашего возраста не могут правильно организовать свое свободное время. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.

Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.

В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 г. № 39-ФЗ), в частное говорится:

«Статья 1. Основные понятия.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возра­ста восемнадцати лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неис­полнения или ненадлежащего исполнения обязан­ностей по его воспитанию, обучению и (или) содер­жанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий мес­та жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в об­становке, представляющей опасность для его жиз­ни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо соверша­ет правонарушение или антиобщественные дей­ствия;

Антиобщественные действия - действия несовер­шеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотроп­ных и (или) одурманивающих веществ, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции, пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайни­чеством, а также иные действия, нарушающие пра­ва и законные интересы других лиц;

Семья, находящаяся в социально опасном положе­нии, - семья, имеющая детей, находящихся в со­циально опасном положении, а также семья, где родители или инке законные представители несо­вершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа - дея­тельность по своевременному выявлению несовер­шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-пе­дагогической реабилитации и (или) предупрежде­нию совершения ими правонарушений и антиоб­щественных действий;


  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

  • пиво и напитки, изготавливаемые на его основе,

  • пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливае­мые на основе пива напитки с указанным содержа­нием этилового спирта.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельнос­ти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них являются:


  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий не­совершеннолетних, выявление и устранение при­чин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов не­совершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация несовер­шеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несо­вершеннолетних в совершение преступлений и ан­тиобщественных действий. <...>»
Учитель: Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного вре­мени? Почему так опасны детская беспризорность и без­надзорность?

(Варианты ответов учеников.)

Тик ли безобидны подростковые увлечения?

Учитель: Ребята, мы рассмотрели проблему, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений.
Но большая часть подростков увлекается различны­ми видами спорта, музыкой, компьютерными играми, чтением книг, собиранием марок или монет. Вроде бы
все хорошо - ребята увлечены любимым делом и для совершения проступков просто нет времени. Но и здесь есть определенные проблемы.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер. Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально-эстетические - исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе. Эгоцентрические увлечения - изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что-то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами. Телесно-мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга. Накопительские увлечения - кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор. Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластичес­ких хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времен призадуматься.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Ребята, выскажите свое мнение, что полезного в по­добном проведении досуга подростками, а что здесь про­тиворечит общественным нормам или попросту противозаконно?

(Варианты рассуждений учеников.)

Учитель: Особо мне хотелось бы поговорить об увлече­нии подростков сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом

Взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными. Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Будьте осторожны! Многие врачи предупреждают:


  1. Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.

  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.

  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.
Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое 1 .

А вот еще один способ проведения свободного време­ни - часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом мы забываем, что компью­тер сильно вредит нашему зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:


  • самосветящееся, а не отраженное;

  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

  • мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;
не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:


  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

  • замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

  • двоение предметов;

  • быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

  • жжение в глазах;

  • чувство «песка» под веками;

  • боли в области глазниц и лба;

  • боли при движении глаз;

  • покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа.

Ребята, как вы думаете, в чем еще вред длительного проведения времени за компьютером? (Варианты отве­тов учеников.)

Чем опасна игромания?

Учитель: Ребята, мы подошли с вами к одной из самых острых проблем современной молодежи - к игромании. Появление во многих семьях компьютеров и почти в каждом населенном пункте игровых автоматов (играль­ных залов) привело к повальному увлечению большей части молодежи азартными играми.

Игромания, лудомания (от лат. 1udos - игра), игро­вая зависимость или патологический гэмблинг - этими терминами называют психическое расстройство, в осно­ве которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клу­бах, тотализаторах и др.). По международной классифи­кации болезней основным признаком является постоян­но повторяющееся участие в азартной игре, что продол­жается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутри­семейных взаимоотношений и личной жизни у взрослых. А у подростков - возникновение опасности попасть в криминальные группировки; влезать в долги и, как пра­вило, совершать кражи; расстройство нервной системы и потеря реалий жизни; резкое ухудшение здоровья и появление психических заболеваний.

Некоторые считают, что игроки - люди ограничен­ные и склонные только к легкой наживе, но это далеко не так. Как правило, это люди энергичные, во многом талантливые, познавшие успех или стремящиеся к нему. Многие из них любили спорт, сделали хорошую карье­ру, им свойственна рискованность в делах. К игре при­ходят не для заработка, а для развлечения, отдыха, лег­кого способа ухода от проблем. Им хочется таким обра­зом расслабиться, «отключить мозги», испытать прият­ные и радостные эмоции после трудового дня, освобо­диться от одиночества, скуки и однообразия существова­ния, вернуть в свою жизнь утерянные сильные эмоции. Привлекает, конечно, и легкий способ получения удо­вольствия во время бездумной и рискованной игры. Од­нако многие не задумываются, что ставкой в драматич­ной и страстной игре являются не столько деньги, сколько психическое здоровье, а порой и жизнь.

Втягивание в игру происходит быстро, порой за счи­танные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им по­стоянно. На процесс игры они начинают тратить все боль­ше сил и хотели бы за это получить награду в виде де­нежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желае­мого успеха, а следовательно, разжигает азарт. Объеди­няет проблемных игроков и то, что они любят только выигрывать, но не умеют проигрывать.

Когда же игроки распаляются, то незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыг­раться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигран­ными деньгами, и вновь делают ставки (реальные - в игровых автоматах, виртуальные - в компьютерных играх), продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые труд­но получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, ког­да закончатся деньги или они упадут без сил после мно­годневной игровой гонки.

Раскаяние быстро забывается, и скоро игроки вновь начинают испытывать сильное влечение к игре. Им хо­чется отыграться, вернуть проигранные деньги (или прой­ти новый уровень в компьютерных играх), их одолевает обида и злость, им кажется, что их обманули. Этот мо­тив приводит их вновь в игровые заведения (или к ком­пьютерной игре), но на самом деле их влекут процесс игры и те запредельные эмоции, которые они готовы пе­режить снова и снова. Чем выше наслаждение от выиг­рыша, тем глубже и тяжелее страдания от проигрыша. Игровой транс - это психическое состояние, которое со­поставимо с эффектом от сильнодействующих психоак­тивных веществ, какими являются, в частности, нарко­тики. Тяга к этим ощущениям настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни.

Под влиянием сильнейшего и непреодолимого влече­ния игроманы становятся коварными, хитрыми, приду­мывают самые разные предлоги, чтобы отлучиться и на­чать игру.

Долгое время проблемные игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только еще чуть-чуть поигра­ют и остановятся. Многие говорят: «Вот отыграю свое и больше никогда к игре не вернусь». Постепенно жела­ние повторять свое участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению игровой зависимости. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры (или приобрести новую компьютер­ную игру) часто заставляет патологических игроков идти на преступление.

Лечение от игромании не может быть скоротечным. Оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. Во многом излече­ние связано не только с восстановлением психического здоровья проблемного игрока, но и с переоценкой жиз­ненных ценностей и изменением его образа жизни. К ле­чебному процессу должны подключиться не только спе­циалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья. Однако на практи­ке, к сожалению, далеко не все готовы терпеть безум­ство игромана, и тогда его падение становится особенно быстрым.

В завершение классного часа учитель делает вывод, что пятиклассники должны разумно организовывать свое свободное время, не забывать, что как бродяжничество, так и игромания могут привести человека к преступ­лению и разрушить его личную жизнь.

Согласовано» «Утверждаю»

протокол №_62

от «_03 _» __сентября __2015г. от «_01 _»_сентября __2015г.

План работы по профилактике правонарушения и безнадзорности

среди воспитанников МКОУ ССКОШИ

в течении 2015-2016 уч.года

Цель:

Задачи:

Тематические классные часы, беседы, консультации учащимся

месяц

Классные часы нач.кл

Классные часы старш.кл.

Час общения в старшей группе

Час общения в младшей группе

Социальный педагог

психолог

Медицинский сектор

Сентябрь

Режим дня

Режим дня

Настоящий друг, кто это

Азбука юного гражданина

Школа-интернат – второй дом

Мой портрет

Личная гигиена

Октябрь

Правила поведения в школе-интернате

Жить -отвечая за все

«Добрым жить на белом свете радостно» – «Доброта – это наше солнышко»

«По каким правилам мы живем?»

О вреде курения

Я и моя семья

Все о гриппе

Ноябрь

кодекс школьника

Человек и закон

Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната

Правовая неделя

Агрессия и агрессивность

Профилактика нарушения осанки

Декабрь

Азбука волшебных слов

О совести, чести и достоинства

Этикет на каждый день

Привычка - вторая натура

Правило проведения в общественных местах

Я и мой класс

Профилактика нарушения зрения

Январь

Я - личность

Модель старшеклассника

«Соблазны и ошибки человека»

«Ты ответишь только за свои поступки»

«Кто придет к тебе на помощь?»(о родств, друзьях, службах)

Карта интересов

Здоровые зубы

Февраль

Будущие защитники Родины

Друг познается в беде

Влияние вредных привычек на организм человека

«ЗОЖ - что это значит?»

«Что такое жизненные навыки?»

Мой выбор

О вреде курения

Март

Береги природу

Мои положительные качества

Влияние алкоголя на организм человека

Прекрасное и безобразное в нашей жизни

«Чтобы безграмотными не быть» (о законах)

Полезная привычка

О вреде алкоголя

Апрель

Советы доктора-береги здоровье

Жить - здорово!

ЗОЖ – это модно

Игра-суд над вредными привычками

Ваше здоровье в ваших руках

Трудные ситуации

Здоровый образ жизни

Будьте взаимно вежливы

Конфликт и предупреждение конфликта

Моя семья – моя жизнь

Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы»

«Если вы все же попали»

Азбука здоровья

Профилактика травматизма

действия

Срок исполнения

ответственные

Общие организационные мероприятия

Разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Август, сентябрь

Социальный педагог, ВР, психолог, воспитатели, учителя

Классные часы по разъяснениям ФЗ от 24.06.1999 №120 - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Родительское собрание по разъяснению ФЗ от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог

Индивидуальная разъяснительная работа о ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с родителями и учащимися

Постоянно

Социальный педагог, классные руководители

Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и устава школы-интерната

Постоянно

Социальный педагог, дежурный учитель

Сбор информаций и обновление данных о социальном составе воспитанников школы-интерната:

Выявление детей из многодетных детей

Выявление подопечных детей и детей-сирот

Выявление детей инвалидов

Выявление детей «группы риска»

Выявление детей из неблагополучных семей

Выявление детей из социально-незащищенной категории

В течение 1 полугодия

Организация отдыха, досуга и занятости воспитанников, находящихся в социальном положении

В течение года

ВР, классные руководители, воспитатели

Организация посещения семьи воспитанника, находящихся в социально опасном положении с составлением акта обследования материально бытовых условий

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Оказание помощи семье в воспитании и обучении воспитанников

В течение года

Социальный педагог, классный руководитель

Привлечение воспитанников к участию в спортивной секции, кружке, (РДЮСШОР, ЦДТ, муз.школа)

По мере необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

Работа с педагогами

Индивидуальное консультирование по возникновению проблем

По мере необходимости

Социальный педагог, психолог

Совместная деятельность в работе с трудными детьми и неблагополучными семьи

В течение года

Социальный педагог

Проведение профилактических классных часов

В течение года

Классные руководители

Разработка и создание базы специальных коррекционных упражнений по развитию социальной компетенции обучающихся для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе.

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Информационно-психологические лекции

В течение года

психолог

Работа с родителями

Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты их прав

По мере необходимости

Социальный педагог, Классные руководители

Провести родительские лектории по радио «Долгун»

В течение года

Педагогический коллектив

Организация психолого-педагогического консультирования семей

В течение года

Психолог, социальный педагог

Общешкольное родительское собрание

1 раз в полугодии

Педагогический коллектив

Родительский всеобуч

По мере необходимости

Классные руководители, воспитатели

Проведение классных родительских собраний.

4 раза в год

Классные руководители

Работа с воспитанниками

Составление банка данных и карточек постановки на внутришкольный контроль

Август, сентябрь

Социальный педагог

Раннее выявление детей с различными формами дезадаптации, оказание им комплексной помощи

По мере необходимости

Социальный педагог

Профилактические беседы «Права и ответственность подростков»

В течение года

Социальный педагог

Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.).

В течении года

ВР, учителя, воспитатели

Развитие системы кружковой работы во второй половине дня.

По плану кружковых работ

ВР, учителя, воспитатели

Совместная работа со специалистами по специальности по профилактике правонарушений у несовершеннолетних

Изучение вопроса о востребованности наших воспитанников рынком в регионе.

Связь с колледжами и профессиональными училищами.

В течение года

Социальный педагог, ВР, классные руководители

Посещение учащимися школы-интерната профессионально-технического колледжа №23 во время проведения Дней открытых дверей.

1 раз в год

Классные рук. старших классов

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, учреждениями (соц.центры, КДН и ЗП, ПДН ОВД, отдел опеки при муниципалитете и т.д.) с целью оказания необходимой квалифицированной помощи данной категории детей и семей.

В течение года

Социальный педагог, психолог, ВР, классные руководители

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ

протокол №__58 __ Иванова С.И.________________

от « 06 _» __сентября __2014г. от « 01 »_сентября ___2014г.

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних воспитанников МКОУ ССКОШИ

А.Ю. Спиридонова старший вожатый

Цели программы формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Задачи программы

    Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

    Изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;

    Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;

    Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;

    Формирование здорового образа жизни;

    Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;

    Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;

    Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;

    Привитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;

    Привлечение обучающихся общественно-полезной деятельности;

    Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;

    Содействие профессиональной ориентации и получении специальности;

    Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;

    Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

В реализации программы принимают участие:

    Педагогический коллектив и сотрудники школы

    Учащиеся школы

    Родители

    Представители различных инфраструктур

Пояснительная записка (актуальность)

В своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствуемся Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании», Федеральным законом № 120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.

Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

    Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей от их воспитания, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);

    Дефекты умственного развития;

    Недоразвитие эмоционально-волевой сфере обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражения и др.);

    Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее правовым или нравственным нормам, проявляются в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающие, с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.

Как правило, дети с таким поведением в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей. С этой целью нами была составлена Программа по профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МКОУ ССКОШИ.

Работа по профилактике правонарушений предлагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.

Направления программы:

    Общие организационные мероприятия

    Создание условий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Организация взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Работа с родителями

    Работа с педагогами

    Работа с подростками

Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения

    Выявление детей асоциального поведения.

    Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

    Ведение картотеки этих детей.

    Встречи с работниками ПДН.

    Правовое просвещение подростков

    Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

    Совет по профилактике правонарушений при директоре

    Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".

    Психологические консультации для детей и родителей.

    Организация психолого-педагогических консилиумов

    Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)

    Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения

    Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)

    Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.

Работая с трудными подростками, на каждого воспитанника составляется психологическая карта.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Ожидаемые результаты.

    Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников школы.

    Уменьшить число учащихся «группы риска».

    Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.

    Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.

Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.

Срок реализации программы: 2014-2018 уч. год

Использованная литература:

Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2002.

Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис… канд. пед. наук.-М., 1999.

Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей.-Уфа, 2004 - №6;

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Г. Усолье-Сибирское

"Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков»

Подготовила

классный руководитель 5-6 класса

Воищева Е.А.

2016 год

Классный час: «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Ход классного часа.

Кл.рук : Дорогие ребята, сегодня нам предстоит очень важный и серьезный разговор. Прежде чем назвать его тему я предлагаю посмотреть несколько кадров.

Кл.рук : Скажите, какие чувства, возникают у Вас, когда Вы смотрите на этих детей?

Кл.рук : О чем будет наш сегодняшний разговор?

О правонарушениях и преступлениях среди детей и подростков.

Иногда проявление наших человеческих пороков как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям

Мы должны четко определять, что такое поступок, правонарушение и преступление?

Проступок– нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.

Преступление- серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

За все свои действия человек несет ответственность. А какие виды ответственности за все, о чем мы говорили выше, вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет, либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ» Разработала классный руководитель 8­А класса МБОУ СШ № 2 им. А.С.Пушкина Ичаловская Н.А. Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; * формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; * формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям * развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию Ход классного часа 1. Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме ­ о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки» Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске): «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к

сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться ­ плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? (Определения написаны на доске) ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. ЗАКОН­ это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. 2.Классный руководитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» ­ эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководит.­ ль поправляет и дополняет примеры) плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в

воспитательно­трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос. Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом. 3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся) 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет 2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины. 4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 4.Классный руководитель: Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске) «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ; «Вымогательство» Ст. 163 УК РФ; «Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

1) «Хулиганство В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто­то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение. (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод) «Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: ­ арестом на срок до 2­х лет; ­ до 5 лет; С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: ­ тюремное заключение на срок от 4­х до 7 лет». А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, ­ влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток». «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, ­ наказывается: штрафом, обязательными работами, исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет. 2) «Мошенничество» инсценировка На скамейке сидят две девочки. 1­я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2­я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли. 1­я девочка: А где же ты их взяла? 2­я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет. 1­я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны... Лена оценивающе смотрит на Катю. 2­я девочка: Вообще­то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится! 1­я девочка: Клянусь, я никому не скажу! Девочки шепчутся. 1­я девочка: Слушая, а если они пожалуются? 2­я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает. 1­я девочка: Ну, хорошо, я согласна. Девочки уходят. На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью. 1­я девочка: Да ты что? Украли? 2­я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали... 1­я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась? 2­я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из­за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3­й девочке) Ведь правда же милиция не поможет. 3­я девочка: А что случилось? 1­я девочка: У нее вчера сережки украли. 3­я девочка: Дорогие? 2­я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя. 3­я девочка: Мне тоже мама подарила. 1­я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла... 3­я девочка: Да вы что, девочки! 2­я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки­то и не

похожи, покажи­ка их поближе... Девочка снимает сережку 1­я девочка: Похожа? 2­я девочка: Вроде похожа. 1­я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим? 2­я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает. 3­я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме. 2­я девочка: Ага, ненормальных нашла. 1­я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем. 2­я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем… 3­я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать. Девочки уходят. Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит. На сцене Катя и Лена. 2­я девочка: Вот видишь, как просто. 1­я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной. 2­я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки. 1­я девочка: Точно, сережка­то дорогая. 2­я девочка: И никто ничего не узнает… (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод) «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, ­ наказывается: штрафом, обязательными работами,

Исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет. 3) «Вымогательство» инсценировка 3 мальчика сидят на скамейке. 1­й мальчик: Стремно как­то, пойти некуда... 2­й мальчик: Бабки были бы, веселее было? 3­й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку... 1­й мальчик: Может занять у кого­нибудь? 2­й мальчик: А отдавать чем будем? 1­й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать. 3­й мальчик: как это? ... 1­й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем... Входит мальчик. 1­й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть? 4­й мальчик: Нету. 2­й мальчик: А не врешь? 4­й мальчик: Честно, нету денег. 1­й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы. 4­й мальчик: Не буду, не имеете права. 2­й мальчик: А по репе?.. Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном ­ несколько монет. 1­й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег». 4­й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь? 2­й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял? 4­й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить? 3­й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял? 4­й мальчик: Не принесу! 1­й мальчик: Не принесешь ­ в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2­й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает. Уходят, насвистывая. (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод) «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы». 4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ). 1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих». Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением. Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит? 2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой­нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться. Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти) Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству. 5.Задания для учащихся в группах ­ разбор ситуаций

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? 6. "Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям) пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. стремление к примитивному времяпровождению. зависть преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей. жадность. резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне. стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции. Низкий материальный уровень жизни населения. Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания Ответственное отношение к учебе, знаниям. Обладание внутренним миром Общение и искусством, природой доброта

Делается вывод: Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром. Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям. Как же формируется бездуховность? Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности. Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению. Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей. Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

Понятие правонарушений

Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

Уголовной - за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
- административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
- дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
- гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

Педагогическая задача

Работа с обучающимися в школе - это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

Проблемные дети

Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

4. Негативно оценивают окружающую действительность.

5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

Оздоровление условий жизни детей;
- установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
- проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация воспитательного процесса классным руководителем

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

Созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
- оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
- формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
- оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

Гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
- демократических принципов общения с воспитанниками;
- разумного порядка и дисциплины;
- принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

Профилактической работы;
- организации досуговой деятельности;
- работы с родителями;
- правового всеобуча;
- организации каникул;
- работы с трудными детьми.

Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

Устранение пробелов в знаниях детей

Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

Борьба с пропусками

Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

Организация досуга

Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества - это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей - это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

Правовое воспитание

В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

Примерная тематика таких классных часов:
- «Наши интересы и улица».
- «Обязанности и права школьника».
- «Преступления и их последствия» и т.д.

Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) - «Преступление и его виды».

Работа с родителями

В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

- «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
- «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
- «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.




Top