Когда день апостола андрея первозванного. Жизнь апостола Андрея Первозванного. Когда отмечают день памяти святого Андрея Первозванного? История жизни апостола

Этот день в славянском календаре назван как Андреев день. Название произошло от имени апостола Андрея Первозванного.

Апостол Андрей и его брат Петр были учениками Иоанна Крестителя. Андрея призвал на реке Иордан Иисус. Он стал первым человеком, последовавшим за Спасителем. После чего его прозвали Первозванным. После распятия и воскресения мессии, апостол получил дар Святого Духа. Он отправился в страны Причерноморья и проповедовал христианскую веру в Скифии, Фракии и на Кавказе. По берегу Днепра он добрался до Киевских гор, где установил крест и сообщил ученикам, что на этом месте воссияет Божия благодать и будет стоять величественный город с множеством церквей. Потом апостол продолжил путь на север, посетил Новгорода и селения варяг.

В 62 году Андрей Первозванный принял мученическую смерть. Он был распят правителями греческого города Парты на кресте в форме «Х». С тех пор кресты подобной формы называют Андреевскими.

Апостол Андрей многое значит для нашей страны. Он первый из христианских проповедников и учителей посетил наши земли, через него восточные славяне связаны с Господом не только духовно, но и исторически, в земной жизни.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного стал первой и высшей наградой Российской империи. Он был учрежден Петром I в конце XVII века. Последний царь всея Руси почитал святого как своего покровителя. Орден вручали по усмотрению императора за высокие воинские подвиги и государственную службу. Неоднократно менялся знак ордена, но в его центре всегда помещался косой крест, на котором, по преданию, распяли апостола Андрея.

В Киеве в память Андрея Первозванного, на том месте, где он воздвиг первый крест, в 1212 году возвели деревянную церковь Воздвижения Креста Господнего. В середине XVIII века на одной из гор в Киеве построили Андреевскую церковь.

День Андрея Первозванного – праздник 13 декабря

Старики в этот день вторично «наслушивали» воду. Рано утром они шли на реку, рубили прорубь и, прежде чем зачерпнуть воды, становились на колени на краю проруби и прислушивались к шуму воды. Если она бурлила, то будут метели и холода, если же была тихой, то зима будет теплой и мягкой. Потом сравнивали результат с тем, что показал ).

По карпатским представлениям в ночь на Андреев день активизируется нечистая сила. Ведьмы могут отобрать у скотины молоко. Чтобы этого не случилось, жители восточной Словакии жгли ночью «андреевские костры».

С этого дня до Нового года, а то и до Крещения вводились запреты на мотание ниток и все виды ткацких работ.

Гадание на Андреев день

Апостолу Андрею девушки молятся о даровании хороших женихов, а вечером гадают на суженых. Гадания на ) и Андреев день – своего рода репетиция перед разнообразным гаданием на Святки.

Ночь на Андрея Первозванного называли «Андреева ночь». Согласно народному поверью, в этот время парням и девушкам может явиться образ суженых. Незамужние девушки, ложась спать, клали под подушку кусочек испеченного своими руками хлеба. Перед сном нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи хлебушка моего отведать ».

Парни до зари наливали в миску воду и выходили на крыльцо. Наклонившись ухом к миске, в шуме воды пытались расслышать имя будущей супруги.

Накануне Андреева дня девушки соблюдали строгий пост, но делали это так, что бы никто из домочадцев не заметил. Садясь ужинать за стол, отламывали кусочек хлеба от своего ломтя и прятали его под скатерть, а выходя из-за стола, забирали с собой. Ложась спать, кусочек хлеба клали под подушку, приговаривая:

«Суженый-ряженый, приходи ко мне кушать».

Верили, что во сне загадавшая увидит своего будущего супруга.

Существовал и другой вид гадания. Вечером 12 декабря девушки под подушку клали зеркало, нож, мужскую шапку или кепку. В горшочек с землей сеяли семена льна и читали над ними молитву «Отче наш» по девять раз стоя, сидя и опустившись перед горшочком на колени. Потом его и миску с водой ставили под кровать. И прежде чем уснуть читали заговор:

«Святый Андрею, я на тебя лён сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лён рвать».


Привороты и любовные заговоры на Андреев день

Девушки не только гадали в этот праздничный день, но и прибегали к различным любовным заговорам, которые в некоторых местах называли «присухи».

От подружек, от старших сестер к младшим, от «знающих» женщин на протяжении веков передавались тексты таких «присух» и способы их выполнения. Заговор нужно было запомнить наизусть, читать, не запинаясь и не останавливаясь.

Чтобы приворожить любимого человека, во время того, как топится печь, проговаривали в трубу:

«Господи Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня грешную. Пусть пойдет дым по высоким горам, да по синим морям, разыщет раба Божьего (имя) и разожжет в его сердце огонь. Чтобы раб Божий (имя) не мог без рабы Божьей (имя) ни жить, ни быть, ни есть, ни пить, чтобы не было ему покоя ни днем и ночью, чтобы думал он и тосковал о рабе Божьей (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Стану я, раба Божья (имя), благословясь, выйду перекрестясь, из дома дверями, из двора воротами, стану на восточную сторону, где протекает огненная мать-река. Пусть мать-река пойдет в плоть раба Божия (имя). Разожжёт его и распалит, чтобы не мог он ни ночью спать, ни днем работать. Пусть раба Божья (имя) кажется ему лучше света белого, лучше солнышка красного, лучше родной матери и отца. Аминь».

Видео: 13 декабря – день апостола Андрея Первозванного

С вятой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. 1, 35–42).

С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.


Ковчег с частицей мощей св. апостола Андрея Первозванного
за богослужением в Троице-Сергиевой Лавре

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой».


Святой апостол Андрей Первозванный

Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

Тропарь апостола Андрея Первозванного, глас 4

Я́ ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся,/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостола Андрея Первозванного, глас 2

М у́жества тезоимени́таго богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́/ и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Молитва святому апостолу Андрею Первозванному

П ервозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный всехвальне Андрее, славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас, грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Андрей Первозванный - это один из учеников Иисуса Христа. С его личностью связано множество чудес и выдающихся событий истории. День почтения памяти этого святого - 13 декабря, считается важным православным праздником. Эта личность, пожалуй, одна из самых узнаваемых за всю историю существования христианства.

Жизнь Святого

Первозванным святого назвали не случайно, ведь Андрей был самым первым учеником Христа. Он считался спутником великого Учителя всю его жизнь до самого распятия, поэтому его и назвали так.

После смерти Иисуса, его верный ученик не ушел в отшельники и не скрывался. Он продолжал нести слово Господа по миру так, как это делал бы сам Сын Божий. Андрей Первозванный после Воскресения Христа стал путешествовать по странам, неся с собой веру в Бога. Он посетил множество народов, проповедуя Христианство — был даже на том самом месте, где в будущем воздвигли город Новгород, был в Грузии и на месте основания Киева, великой столицы Древней Руси. Естественно, он подвергался гонениям со стороны язычников, так как они не принимали чуждую им веру. Это были настоящие муки, ибо в него бросали камни, били и причиняли серьезные увечья.

Умер Андрей Первозванный так же, как и его учитель — на кресте. Крест был другим — он был косой, а руки и ноги были привязаны, а не прибиты. Кстати, крест Андрея Первозванного — флаг российского флота, именно поэтому на нем изображается символ в форме буквы «Х». Это тоже не случайно, ибо с морем связано одно из чудес этого апостола. Однажды, по преданию, он успокоил сильнейший морской шторм чтением молитв.

Принял смерть свою на кресте этот святой в городе Патры, который находится в Греции. На месте распятия был воздвигнут самый великий православный храм Греции, названный в честь имени великомученика.

Празднование в честь Андрея Первозванного

Празднуется Андреев день (таково народное название праздника) чтением молитв в храмах православной церкви. В 2015 году 13 декабря церковные службы также будут посвящены этому апостолу.

Молитва апостолу Андрею Первозванному звучит так:

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


Раньше на Руси было принято гадать на женихов в Андреев день. Во многих странах есть различные приметы, связанные с этим днем. Где-то считают, что в этот время по земле разгуливают души умерших, где-то гадают на погоду. Делается прорубь и слушается вода внутри: если шумная, значит, зима будет ветреной и недружелюбной, а если наоборот — то тихой и приветливой.

Большинство верующих православных христиан знают об этом празднике, а также о житии данного святого. Не ограничивайтесь чтением молитв дома , сходите в церковь, ведь 13 декабря — великий день для всех нас. Мы надеемся, что вы смогли почерпнуть нечто новое об этом великом человеке, который нес свет и любовь на протяжении всей жизни — как этому учил сам Господь. Удачи вам в ваших начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.12.2015 00:50

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. ...

13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память одного из двенадцати апостолов — святого апостола Андрея Первозванного.

Родом святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской, а впоследствии вместе с братом Симоном он рыбачил близ берегов Геннисаретского озера в окрестностях Капернаума.

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом и привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра (Симона).

Будущий апостол с юных лет отличался молитвенной устремлённостью к Богу, он не вступил в брак, и стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении.

На берегах Иордана, Иоанн Креститель указал Андрею на грядущего Господа своего Христа и Спаса: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира!» Не медлил более Андрей и последовал к Божественному Учителю, от коего все впервые услышали глаголы жизни. Андрей поспешил сообщить благую весть старшему брату своему Симону и стал первым евангелистом, воскликнувшим: «Мы обрели Мессию, глаголемого Христа!»

Андрей Первозванный привел своего старшего брата Симона к Иисусу, Который нарек ему новое имя: Кифа, или Петр, то есть камень.



Два брата рыбаря Андрей и Пётр, призванные Господом прежде прочих апостолов, три года следовали за Господом, когда он проповедовал о царствии Божием, исцеляя болящих и расслабленных.

В священном предании сохранён внешний образ Святого Апостола Андрея Первозванного «он был роста немалого и более высокого, но несколько согбен, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые.

Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященною водою и возвращал им силу и частоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение перстов; все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми произносил слова божественной мудрости».


Проповедуя, Слово Божие святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим.

Он прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию и Причерноморье. Апостол Андрей поднялся вверх по Днепру до местоположения нынешнего Киева, где водрузил крест на киевских горах, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Андреевская церковь в Киеве.

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошёл до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей направился обратно во Фракию, пройдя через земли варягов и Рим.

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
Н. П. Ломтев 1848 г.

Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии. В предместье Аргирополе, или Серебряном граде, Святой Андрей поставил епископом одного из 70 учеников Христовых Стахия, который стал главою иерархии нового Рима, как и апостол Климент был поставлен главою ветхого Рима от Петра.

Апостолы от 70-ти Стахий, Амплий, Урван и др.

Последним городом, куда пришёл святой апостол Андрей Первозванный, и где он принял мученическую кончину в 62 году, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной знатный горожанин Сосий. Также по молитве наложением апостольских рук исцелилась жена правителя Патрского Максимилла и его брат философ Стратоклий.

Это побуждало жителей Патры принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни и чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью Андрей Первозванный принял решение правителя и взошёл на место казни. Чтобы продлить мучения святого апостола, Эгеат приказал не прибивать к кресту его рук и ног, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «X» и получил название «Андреевский крест».


Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять с креста апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол воздав Богу хвалу, произнёс: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой».

Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нём мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя сняла тело апостола с креста и с честью погребла его.


Странствия святого апостола Андрея Первозванного

Отправившись проповедовать учение Христа, крестя верующих и преподавая им божественные тайны, Святой Андрей, Петр и Матфей достигли города Синопа в Скифских землях, который был столицей царей понтийских, где было много иудеев.

Иудеи Синопа были разделены между собою на различные ереси, и самые варвары-язычники, обитавшие в Синопе, были люди нрава жестокого и зверского. Апостолы не взошли в город, а остановились на краю мыса за шесть миль от Синопа и многих из иудеев и язычников они обратили в христианство, непрестанными знамениями утверждая свое учение.

Выйдя из Синопа апостолы разделили свои пути - Апостол Пётр взяв с собою Гая,отправился на запад проповедовать учение Христа, а Святой Апостол Андрей с Матфеем и с прочими учениками, пошёл на восток с просветительным учениемк славянам и грекам на восток.

Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их пределы с вестью евангельскою. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего Восточного христианства.

В ближайшую субботу взошел он в синагогуСинопа и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Святой Апостол Андрей Первозванный, взошедши на камень и простерши руку, осенил крестным знамением, все страждущие и больные исцелились. Удивленные его чудесами, граждане приносили пожертвования, но апостол все раздавал неимущим людям, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Троицы.


Апостол Андрей проповедовал и просвещал жителей городов и селений Понта, утверждая их в вере Господа Иисуса, он с помощью новообращенных устроил церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов.

В церкви крестились и бедные люди и богатые вельможи, мужи и жены, иудеи и язычники, ибо тогда еще правители Римской империи - Тиверий кесарь, Гай и Клавдий, не препятствовали исповеданию учения Христова. Апостол Андрей научал всех прихожан молитве, пению псалмов, славословию, священным обрядам, заповедав молящимся становиться лицом к востоку, на коленах, осеняя себя крестным знамением. Апостол Андрей учил прихожан поститься и бодрствовать, не читать языческой мифологии, а занимались Священным Писанием.

Он посетил Трапезонт, город грубых и суровых невежественных нравов, лежащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после отправился в Иверию, где довольно долго проповедовал в городах ее: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе. Отселе Апостол Андрей пошел далее в землю парфян Сомхетию, и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Третье странствие Святого Апостола Андрея Первозванного вокруг Понта началось из Эдеса, откуда он вместе с Матфеем и Симоном Кананитом отправился в землю Иверскую беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя, они прошли часть области Триалетской до реки, называемой Чорохи.
Апостол Андрей проповедовал «скифам, согдианам и горсиянам, дошёл даже до великого города Севаста и реки Фасиса (ныне река Риони), где живут ивиры, сусы, фусты и алане…»


Апостолы посетили и гористую Сванетию, княжна Сванетии приняла их проповедь, Матфей остался здесь во главе церкви, а великий Андрей с Симоном Кананитом поднялись в горы, где жили осетины, и достигли города Фостофора, и многих обратили в христианство.

Более точные и подробные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону в «Похвальном слове апостолу Андрею», IX век. «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского».

Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители Малой Скифии, территория которой простирается от города Херсонеса до реки Борисфена (река Днепр) и Дуная. Путь святого апостола Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Епифаний Кипрский собрал об Андрее Первозванном много свидетельств, и составил жизнеописание и пути святого благовестника. Апостол Андрей просветил многих иверийцев в Иверии (Грузию), в Сванетии, в которой правила Понтийская царица, вдова убитого понтийского царя. Сванетия приняла Святое Благовестие, здесь был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея для утверждения Церкви Христианской.

Из Сванетии святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру.
Епифаний Кипрский сообщает о том, что «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы».

Из горной Осетии его путь лежал в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь. Из трудов Святых отцов, изданные Минем узнаём, что «Апостол Андрей, обошел, благовествуя, все поморье Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис. Жители Севаста приняли слово Божие, во главе церкви остался святой апостол Симон.

По мнению исследователей, эти географические названия, относятся к территории современной Абхазии, где город Сухум - это древняя греческая колония Диоскурия, в римскую эпоху была известна под названием Севастополиса и Севастополь Великий,отсюда шёл торговый путь в Индию и азиатские страны. Река Фазис – это древнее название реки Риони.

Святой апостол Андрей отправился вдоль моря в землю жестокосердных джигетов, погруженных во мрак нечестия. Джигеты не приняли проповеди апостола Андрея и искали случая убить его, но Господь сохранил его. Блаженный Андрей, видя их непреклонность и жестокосердие, удалился от них, поэтому джигеты и по сие время остаются в неверии.

От них Святой Андрей удалился в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, затем он направился со своей проповедью и чудесами, творимыми Именем Божиим, в Босфор, где немало горожан привлек ко Иисусу Христу.


Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде, апостол Андрей поставил церковь близ градских ворот, называемых Авгеноном, а самая церковь носит имя Армасона.

Апостол Андрей проповедовал скифам, жившим на территории от Балкан до устья Дуная и далее.
Далее пошел Андрей Первозванный во фракийский город Ираклию и, оставался там долгое время, сея семя божественного ведения. Епископ Ираклия, как старейший из духовной собратий, имеет право вручать жезл пастырский самому патриарху Константинополя.
Посещаягорода Македонии, апостол Андрей проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил, и созидал церкви, и рукополагал пресвитеров.

В Фессалонике долго он оставался, поучая народ и утверждая верующих, обращенных в христианство еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил ахайский город, древние Патры - тут был предел апостольского его подвига.

В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи.

С 1720 года по указу Петра I был учреждён Андреевский флаг с изображением Андреевского креста. Этот флаг стал официальным флагом Военно-Морского Флота России.


Владыко, почему Святая Церковь именует апостола Андрея Первозванным? Что нам известно о его призвании на апостольское служение?

13 декабря Православная Церковь празднует день памяти святого апостола Андрея Первозванного. Именно он был первым учеником Христовым, которого Господь призвал последовать за Ним, с чем и связано именование Первозванный. Особого внимания заслуживают и обстоятельства встречи будущего апостола и Учителя, так как евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают данное событие (Мф. 4:18-19; Ин. 1:35-42).

Первая встреча рыбака Андрея со Христом описана в Евангелии от Иоанна (1:35-42), где сказано, что первоначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя и именно от него он услышал свидетельство о Христе: «Вот Агнец Божий». Эти слова Предтечи побудили Андрея и другого ученика, имя которого в Евангелии не названо, идти за Иисусом, Который пригласил их в Свой дом и провел в беседе с ними весь последующий день. Андрей не мог утаить радости после встречи с Мессией и поведал о ней брату своему Симону, который сам пришел ко Христу, чтобы удостовериться в рассказе своего брата.

Повествование о призвании братьев Андрея и Петра, которое описано евангелистом Матфеем, - это, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, уже второе призвание. Оно произошло у Галилейского моря, когда братья Петр и Андрей занимались своим повседневным трудом -ловлей рыбы. Христос говорит им: «...Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:19-20).

Вот как святитель Иоанн Златоуст истолковывает это, на первый взгляд, противоречивое свидетельство евангелистов: «Вероятно, что они [Андрей и Петр. -Примеч. ред. ], сначала последовав за Иисусом, потом оставили Его, и увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе. Вот самый лучший образ ловли».

Именно этим обстоятельством можно объяснить крайнюю решительность братьев-рыбаков следовать за Христом, они уже были подготовлены Мессией к данному служению при первой встрече.

Нам этот евангельский сюжет явно показывает, что Господь, призывая человека, уважает его свободу выбора и дает некоторое время для обдумывания, чтобы человек был способен не только решительно принять Христа Спасителя, но и, не боясь мучений, самоотверженно служить Ему.

Согласно Преданию, после сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий о месте проповеди Евангелия. Апостолу Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия - земля, на которой позднее образовалась Киевская Русь. Какие существуют упоминания о пребывании апостола Андрея в наших краях? Есть ли свидетельства?

После сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи ученики Христа разошлись по всему миру с проповедью о том, что приблизилось Небесное Царство. Радостная весть о Воскресшем Христе Спасителе разнеслась по всему миру, апостолы стали истинными ловцами душ человеческих для жизни в раю. Но эта проповедь не о том, что Царство Небесное наступит после смерти или во Втором пришествии, но о том, что посредством добрых дел и духовно-нравственного подвига человек уже здесь, в земной жизни, может преобразить свою душу, сделать ее Царством, в котором вечно будет жить Христос.

Миссия апостолов была небезопасной, она требовала полного самоотречения, готовности отдать свою жизнь за имя Христово: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками... и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-18, 22).

И это пророчество исполнилось на святых апостолах, большинство которых закончило свою жизнь мученичеством за своего Спасителя. После продолжительных трудов был распят на Х-образном кресте и апостол Андрей Первозванный. В нашей Церкви особо почитается его память, так как, согласно древнерусскому летописному памятнику «Повесть временных лет», апостол Андрей после проповеди в Корсуне (Херсонесе) поднялся на север по Днепру и остановился на Киевских горах, где благословил место будущей столицы Руси и водрузил здесь крест.

Несмотря на историческую критику данного повествования, убеждение в том, что апостол Андрей посещал Киев, укоренилось в традиции нашей Церкви. Вот как рассуждает по этому поводу известный церковный историк А. В. Карташев: «Жребий, выпавший каждому апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства... От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека. Таким образом, независимо от того, куда дошел с проповедью святой Андрей, он остается небесным покровителем выпавшего ему удела. А в этот удел, несомненно, входит Русская земля».

Согласно народным поверьям, в этот день принято проводить различные обряды гаданий. Как к этому относится Церковь?

Печально, но приходится констатировать тот факт, что день памяти апостола Андрея Первозванного у многих ассоциируется с гаданием. Я бы сказал, что по масштабам распространения это стало злополучной «народной традицией». Гадание и колдовство никак не может быть совместимо с православной верой. Еще в Ветхом Завете Бог через пророка Иеремию осуждает волхвование: «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов... ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер. 27:9-10).

Современное общество очень подвержено влиянию разных оккультных практик, которые пытаются синтезировать положения христианской веры с другими религиями, убеждая общество, что нет ничего страшного в том, что, почитая Истинного Бога, человек время от времени будет прибегать к гадателям, экстрасенсам и чародеям. Апостол Павел в ряду других смертных грехов называет и грех идолослужения и волшебства: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство... Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21).

Наверное, самой распространенной причиной обращения человека к гадалкам есть давние духовные проблемы, которые были приобретены греховной жизнью. Человек видит причины не в себе, а в каких-либо внешних обстоятельствах: наведении порчи, привороте или родовом проклятии. Такие люди больше верят бабке, нежели Богу, и забывают о самом главном лекарстве от всех душевных недугов - Таинстве Евхаристии. Но стоит вспомнить достаточно строгое отношение к тем христианам, которые нарушали запрет на гадания в Древней Церкви. 83-е правило святителя Василия Великого предписывает: тех, кто обращался к волшебникам или прочим гадателям, подвергать «правилу шестилетнего покаяния», то есть отлучать от Святого Причащения на шесть лет.

Согласно народным поверьям, в день памяти апостола Андрея молодые девушки гадают о своем будущем супруге. Желание «заблаговременно» узнать свою судьбу граничит с недоверием Богу. Вместо молитвы о благополучном замужестве и добром супруге предпочитается «безобидный» магический акт.

Сфера услуг медиумов весьма обширна: от возможности получить ответы на свои вопросы вплоть до приворота объекта вожделения. И мало кто задумывается, да и вряд ли знает о том, что любое бесовское вмешательство, уж тем более совершаемое по «человеческому хотению», неизбежно повлечет за собой весьма печальные жизненные последствия, когда уже не сам человек, но враг рода людского будет вершить его судьбу. Беда в том, что человек практически не может противостоять бесовскому действию: он это позволил, сознательно выбрал, впоследствии изнемогая от страданий и бед.

Меж тем путь к устроению личного счастья всегда открыт - каждый имеет возможность призвать на помощь Всесильного и Милостивого Бога и, доверившись Ему, непременно получить все те блага, которые необходимы в определенный момент времени в достаточном для спасения количестве, чтобы не навредить душе.

В этом контексте хотелось бы привести поучительную историю из жития преподобного Макария Египетского о защите от колдовства: «Один египтянин предался страсти к замужней женщине, всячески пытался ее соблазнить. Его усилия оказались тщетными, и тогда он обратился к чародею за приворотом. Тот же, взяв с него большую плату, употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, сделал так, что всем, кто смотрел на молодую женщину, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий, помолившись, благословил воду, облил ею женщину с головы до ног, и чары тотчас разрушились. Святой сказал: "Никогда не оставляй посещать церковь, никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступала к пречистым Тайнам Спасителя нашего"».

В этой истории содержится очевидный и очень важный совет для всех людей, боящихся быть подверженным колдовству: главным средством защиты от козней дьявола является Святое Причастие. Именно святая Евхаристия - наивысшее благо для человека, а все необходимое для счастья Бог по беспредельному человеколюбию Своему приложит и подаст каждому из нас в свое время.




Top