Когда сретение господне. Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.

По Закону Моисееву

Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.

По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку. Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские. Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.

Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.

Встреча небесного и земного

Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.

Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим. В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца. Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.

Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.

Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира. Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.

Праведный Симеон

Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм. На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль. Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.

Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.

Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.

Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы. И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень. После этого чуда все сомнения его оставили.

Исполнение пророчества

Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения.

Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира. Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

Когда же он был установлен?

На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление. В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла. Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.

Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках. В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.

Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью. Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху. Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.

Месточтимый религиозный праздник

Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их комментариями и пояснениями. Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне. Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.

На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.

Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.

Праздник, спасший Византию

Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.

В "Четьих-Минеях" ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках. В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение. Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.

И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.

Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения. И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия. Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.

Исторические свидетельства легендарных событий

Несмотря на то что события, изложенные в "Четьях-Минеях", более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.

Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней. Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.

Праздник христиан всего мира

Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному. Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось. В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.

Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.

Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.

Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.

Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним. Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше). Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним

Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы. Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми. Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.

Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.

Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.

Узнав в общих чертах, что за праздник - Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!

Иосиф Бродский - Сретение

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Софроний Иерусалимский - Слово на Сретение Господне

Мы, возлюбленные, зная сіе [историю Сретения Господня], пойдемъ вместе во сретеніе Христу Богу нашему, имея воздержаніе, принося чистоту и незлобіе, являя забвеніе обидъ, освобождая себя отъ мірскихъ заботъ, поставляя себя чистыми предъ Богомъ, отличаясь кротостью нрава и благожеланіемъ, имея взаимную ко всемъ любовь, а также сочувствіе и состраданіе. Поступая такъ, мы встретимъ грядущаго Христа, узримъ Его, возьмемъ на руки, исповедуемъ Его пророческимъ словомъ, восхваляя Его пришествіе къ намъ, и величественнымъ голосомъ прославимъ явленное имъ намъ милосердіе, — дабы намъ достигнуть царства небеснаго и насладиться вечными благами во Христе Искупителе и Спасителе нашемъ Боге, Ему же со безначальнымъ Богомъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ да будетъ выну слава, честь и поклоненіе, ныне и присно и во веки вековъ.

Читать Слово свт. Софрония полностью

Кирилл Иерусалимский - Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца

3. С Cиoном людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его.

4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс.46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9): Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех.

Читать Слово свт. Кирилла полностью

Амфилохий Иконийский - Два слова на Сретение Господне

Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме. Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О, чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца, как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите Этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою и прииди во еже спасти нас. Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же — и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно — по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Младенец родился нам — Сын дан нам. Как младенец Он рожден, как Сын — дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Первое и второе слова свт. Амфилохия

Феофан Затворник - Три слова на Сретение Господне

Будет, братие, некогда общее всему роду человеческому сретение Господа, когда у слышится глас: се жених грядет, исходите во сретение. Радостно встретят Его только те, кои приобыкли к сему сретению здесь, вкусили силу Его еще на пути жизни сей, или по крайней мере положили решительное намерение достигнуть сего и начали труды, необходимые в сем делании, именно труды очищения сердца неуклонным исполнением всех заповедей Божиих. Непривыкшие же к сему сретению будут поражены тем гласом: исходите во сретение, и от сретения Господа не радость, а страх и трепет восприимут, которые, начавшись там, где нет изменений времени, вечно пребудут в них потом, составляя для них свой ад — достояние отверженнных. Помыслите о сем, братие, и от сего примите новое, особенное побуждение к ревностному исполнению заповедей Божиих, приводящему к чистоте и бесстрастию и удостоивающему сретения Господа в духе, которое, ублажая здесь, и тамошнему блаженству полагает прочное основание и несомненное упование получения. Как обрадует Господа тот, кто ныне же положит так, а не иначе тещи путем оставшейся еще ему жизни. Господь да благословит начинание такого.

Первое , второе и третье слова свт. Феофана

Его же из «Евангельской истории»

Богослужение праздника

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Читать полностью по русски , по церковнославянси

Андрей Кураев - Чудо встречи

Сретение - это встреча человека и Бога. Старый, очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств. И вот этот день пришел. И что же - разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном? Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и Моисею, и Илие, и Иезекеиилю, пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно готовые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...". "Теперь Ты отпускаешь меня, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня - ибо я видел Спасение мое и Твоих людей"...

Понимаете ли вы смысл этого чуда? К человеку Бога приносят не ангелы, а люди! И до сих пор ту дорогу, что ведет к Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а люди, их человеческое слово и человеческое действие. Простые люди, в чьих словах и пересказах Евангелия наше сердце вдруг опознает лучик Правды. Но когда затем мы идем по этому лучу, то оказывается, что этот способ передачи нам Небесного Евангелия через земных людей отнюдь не был случаен. Оказывается, без людей вообще нельзя прийти к Богу. И если Творец не возгнушался стать одним из нас, то, значит, так часто встречающееся желание "чистой духовности" (без людей, без Церкви, без общения с людьми в молитве и таинствах), очевидно же происходит не от Бога.

Встреча с Богом. Пытаться рассказать, как и из чего она происходит - это сложнее, чем пытаться написать инструкцию о том, как настоящая любовь прорастает в человеческом сердце.

Антоний Сурожский - Сретение Господне

Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви Его.

Но вместе с тем праздник Сретения Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби.

Читать полностью проповедь Антония Сурожского

Другая его проповедь

Георгий Чистяков - Сретение

Если смотреть на рассказ о сретении Господнем как на икону, то в центре будет Младенец на руках у Матери, справа стоят Симеон с Анной. Она подносит Его к Симеону. В лице Симеона Богоприимца как бы представлены все мудрецы Ветхого Завета, а в лице 84-летней Анны — все жёны Ветхого Завета: Сарра, Ревекка, Рахиль, Девора и т. д. Матерь Божия рядом с Иосифом. Симеон с Анной и Мария — люди, жизнь которых можно охарактеризовать одним словом: верность. Но для Симеона или Анны это верность ожидания. Анне уже 84 года, и она ни день ни ночь не отходит от храма, пребывая в молитве и посте, т. е. живёт в полной верности Богу. Симеон настолько верен ожиданию Мессии, Христа, Который должен во плоти прийти в этот мир, что даже не может умереть, пока не увидит Его. А верность Марии — это уже верность со-работы, верность пребывания со Христом и труда вместе с Ним.

И в то же время Матерь Господа слышит странные слова, которые ни Она, ни Иосиф сначала не поняли, даже как бы смутились. Старец взял на руки Младенца и сказал: «Вот лежит это Дитя на падение и на восстание многих в Израиле», то есть через Него многие люди споткнутся и упадут, а многие восстанут, поднимутся, оживут: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Значит, и в сердце Матери Божией будут испытания через Ее Сына. Этим он предрек Ее страдания с первых дней. Мы думаем, что Матерь Божия не имела искушений, но если имел искушения даже Сын Ее Божественный, имела такие испытания и Она.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки - встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник - его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник - святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) - так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав - Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение - это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель - весна будет ранняя и тёплая, если холодный день - жди холодной весны. Выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт - весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних». «На Сретение капель - урожай пшеницы». «На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Сретение

СРЕ́ТЕНИЕ , СРЕ́ТЕНЬЕ , -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся.. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

Сре́тение

один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

СРЕТЕНИЕ

СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) , посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей (Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) .
Содержание праздника
По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.
История праздника и богослужебное празднование
Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская) ), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.
Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий) , перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.
В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе - в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля - и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) . Отдание - 9 (22) февраля.
На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА) , а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа - «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).
Сретение в народной традиции
В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.
У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.
Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.
Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.
Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сретение" в других словарях:

    Встреча Словарь русских синонимов. сретение сущ., кол во синонимов: 2 встреча (50) праздник … Словарь синонимов

    Господне. По закону ветхозаветному, в 40 й день порождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храмиерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40 й день после… … Современная энциклопедия

    Один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии ребенка Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля … Большой Энциклопедический словарь

    СРЕТЕНИЕ, сретения, мн. нет, ср. (действие по старин. гл. сретити встретить) (устар.). 1. Встреча (поэт. ритор.). «Феб лучезарный из морей поднялся… и в сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов. 2. Один из т.н.… … Толковый словарь Ушакова

    СРЕТЕНИЕ, я, ср. (С прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Заутреня на С. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Сретение - СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40–й день после… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ответ редакции

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

Сретение Господне. Джеймс Тиссо.

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Сретение. Андреа Селести. 1710.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « » или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Читайте фрагмент из стихотворения Иосифа Бродского «Сретенье»




Top