Кто издал указ о веротерпимости. Из истории веротерпимости в россии. В. в Римской империи

– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.

Какова мудрость возложения поста Всевышним?

– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.

Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих , читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.

Каково достоинство поста?

– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.

Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду"а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.

Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?

– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: "Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью".

Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?

– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.

Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?

– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.

Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?

– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.

Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.

Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?

– Муд – это мера измерения сыпучих тел . Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения ("Аль-фикху исламийю ва адиллатуху", т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь ("Хашиятуль-Жамал", т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы ("Аль-фикхул исламийя", т. 3, стр. 1743, "Тафсируль Куртуби", т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. ("Аль фикхул исламийя", т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества (1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.

Какое ду‘а читается после разговения?

Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.

После разговения читается это ду"а: "Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами".

Перевод: "О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением".

Расскажите об обязательных составляющих поста?

– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: "Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха". Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.

2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.

Что нарушает пост?

– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.

От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается "афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.

Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.

Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.

Что является суннатами поста?

– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду"а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: "Я держу пост". Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.

Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.

В какие дни желательно поститься?

– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.

Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).

Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!

На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Юсуф Аль-Карадави отвечает на вопросы относительно Уразы

Ураза в вопросах и ответах

Разрешается ли использовать духи во время поста?

Использование духов разрешено во время поста. Никто из правоведов не запрещает использовать духи в месяце Рамадан и не говорит, что это нарушает пост.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел о «О посте»
Перевел: Я. Расулов

Очень много людей в начале месяца Рамадан забывает о посте. Кто-то выпивает стакан воды, другой - закуривает сигару или начинает что-то есть. Он вспоминает, что соблюдает пост, после того как уже что-то поел или выпил. Разрешается ли ему продолжать поститься или пост уже нарушен?

Ответ: В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил еду или питье, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его» (передал Аль-Бухари и Муслим). В другой достоверной версии хадиса говорится: «….это всего лишь пропитание, которым наделил его Аллах, нет на нем обязанности возмещать пост» (передал Ад-Даракутни). А в другой также достоверной версии сказано так: «Кто по забывчивости вкусил еду во время поста в Рамадане, то на нем не лежит обязанности возмещать пост или искуплять его (милостыней)» (передали Ад-Даракутни, Аль-Хаким)ю

Эти хадисы недвусмысленно говорят о том, что употребление, по забывчивости, пищи и питья не нарушает пост. Это согласуется со словами Всевышнего: «Владыка Наш! Ты пощади нас, коли забудем мы или ошибемся» (2:286). В достоверных хадисах сказано о том, что Аллах ответил на эту мольбу. Также в достоверном хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Поистине, Аллах простил этой умме ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Постящемуся, который, по забывчивости, принял пищу или питье, необходимо продолжить свой пост. Он не должен прекращать поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», рздел «О посте»
Перевод: Я. Расуло
в

Можно ли поститься тому, кто не совершает 5-кратную молитву?

Мусульманин обязан исполнять поклонение в его полной форме: совершать 5-кратную молитву, платить закат (ежегодный налог, взимаемый с богатых слоев населения - Перев.) соблюдать пост, совершить паломничество (хадж), когда найдет для этого возможность.

Кто без оправдательной причины не соблюдает какое-либо из этих предписаний, тот является пред Богом грешником. Правоведы Ислама выносят относительно него различные оценки. Одни считают, что мусульманин, который не соблюдает любое из этих предписаний, является «неверным» («кафиром»), другие - считают «кафиром» только того, кто не соблюдает молитву и не платит закат; с точки зрения третьих, - кафиром является только тот, кто не соблюдает молитву, поскольку она занимает особое место пред Богом и в хадисе пророка (мир ему) сказано: «Между человеком и неверием лежит оставление молитвы» (передал Муслим).

Правоведы, которые утверждают, что мусульманин является «неверным», если он не совершает молитву, не считают, что его пост будет принят Всевышним, поскольку служение, поклонение «неверного» не принимается Богом.

Некоторые правоведы считают, что подобный мусульманин сохраняет свою веру и свою принадлежность к Исламу, если он верует в Аллаха, его посланника Мухаммада (мир ему) и его откровение (Коран), не подвергая это сомнению или отрицанию. Эта группа правоведов называет подобных мусульман теми, «кто уклонился от заповеди Господа своего». Пожалуй, эта, последняя, оценка (Аллах знает лучше) является наиболее верной из всех точек зрения правоведов.

Таким образом, человек, который в силу своей лености или иных настроений проявляет упущения, халатность в исполнении одних предписаний, но соблюдает другие предписания, является человеком со слабой верой, исповедующим неполноценный Ислам. Его вера находится под угрозой, если он постоянно уклоняется от предписаний.

Но Всевышний Аллах не оставит без вознаграждения того, кто творил благие деяния. Он получит полное воздаяние сообразно со своими делами. «И все что ни делают они, занесено в их книги, где запись всех - и малых и великих дел» (54:52), «И тот, кто створил добро величиной с пылинку, узрит его! И тот, кто сотворил зло величиной с пылинку, узрит его» (99:7-8).

Юсуф Аль-Карадави,

Перевод: Я. Расулов

Нарушает ли пост полоскание рта и носа во время омовения? Нарушается ли пост, если случайно проглотил воду во время полоскания рта или носа?

Полоскание рта и носа является либо сунной (желательным образом действия. - Перев.), согласно мнению трех корифеев права: Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии, либо предписанием (фард), согласно мнению Ахмада Ханбала, который посчитал это составной частью омовения лица. Но не зависимо от того, будь полоскание рта и носа желательным делом или предписанием, оставление его не требуется во время поста.

Мусульманин, который постится, не должен глубоко заглатывать воду, полоская рот и нос, как он это делает в обычное время. В хадисе сказано: «Когда полоскаешь нос, то глубоко (заглатывай воду), если только ты не постящийся» (передал Аш-Шафии).

Если постящийся, полоская рот или нос во время омовения, непроизвольно, ненамеренно (не проявляя расточительства) проглотил воду, то пост его не нарушается. Это равносильно глотанию дорожной пыли, или пыли просеянной муки, или залетевшего в рот насекомого, поскольку все это входит в число прощаемых «ошибок» (не смотря на то, что некоторые правоведы так не считают).

Надо отметить, что полоскание рта, совершаемое вне омовения, также не нарушает пост, если только вода не проникла в желудок.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поцелуи и ласки супругов?

Поцелуи во время поста разрешены тем, кто контролирует свои чувства. В достоверном хадисе (от Аишы) говорится: «Пророк (мир ему) целовал (своих жен), будучи постящимся, и ласкал (их), будучи постящимся. Он лучше всех владел своими (чувственными) желаниями».

Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «В один из дней я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. Я пришел к Пророку (мир ему) и сказал ему: «Я совершил большое прегрешение: поцеловал свою жену, будучи постящимся» Пророк (мир ему) спросил меня: «Как ты смотришь на то, что если бы ты, будучи постящимся, прополоскал рот?» Я ответил: «В этом нет ничего плохого». Он (мир ему) сказал: «Тогда для чего этот вопрос?»

Ибн Аль-Мунзир сказал: поцелуи (во время поста) разрешили: Умар, Ибн Аббас, Абу Хурайра, Аиша, Атта, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Ахмад, Исхак.

Согласно школам Аль-Ханафи и Аш-Шафии, поцелуи во время поста нежелательны только для тех людей, в ком они вызывают чувственные желания. Хотя, тем не менее, воздержание от поцелуев во время поста в любом случае лучше.

Таким образом, исходное положение, от которого отталкиваются в этом вопросе, - это возбуждение и опасность извержения семенной жидкости, возникающие вследствие поцелуев. И здесь не существует разницы между людьми пожилого и молодого возраста. То есть поцелуи нежелательны во время поста для любого человека, не зависимо от его возраста, если вследствие них у него возникают чувственные желания. Соответственно, если поцелуи не вызывают возбуждения у человека, будь он пожилым или молодым, то «нежелательности» в них нет.

Разницы между поцелуями в щеку, губы или иные места не существует. Ласкания супругов в этом вопросе равносильны поцелуям.

Источник: Сайид Сабик, «Фикх-ус-Сунна»
Перевел Я. Расулов

Разрешается ли больному во время поста ставить суппозитории (свечи) от геморроя, клизму и капать лекарство в ухо?

Всем известно простое значение поста: воздержание от пищи, питья и соития. На это указывает Коран. Также всем известно какой смысл в себе несут эти запретные моменты. Его понимали и простые бедуины в эпоху Пророка, которые не нуждались в логических трактовках для понимания значения «пищи» и «питья». Также всем известно главное значение поста - это проявление покорности, поклонения Богу путем воздержания от телесных вожделений для достижения Его довольства. Как сказано в «священном» хадисе: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари).

В этом смысле ни использование всех видов уколов, ни использование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья, как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и не противоречит установленному шариатом значению поста. А потому все это не нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот, не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста, Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185).

Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма, лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или в мочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достигла глотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрь глотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава и даже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любая иная пыль (хнойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее в рот…».

Ибн Хазм, аргументируя свое мнение, пишет: «Аллах запрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие, намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно, что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстие или мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранение живота или головы (то есть проникновение лекарства в желудок или кровь через рану. - Перев.). Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи и питья) то, что не запрещено в него вводить».

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использования глазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательного канала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее: «Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи не нарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии, должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы в число запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, то Пророк (мир ему) должен был разъяснить это. Но если Пророк (мир ему) дал бы на этот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники и довели бы эти сведения до мусульманской умы, также как они довели до нее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал от Пророка (мир ему) по этому поводу какого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становится ясным, что на этот счет нет никаких указаний. Аллах знает лучше».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Где нужно выплачивать закат-аль-фитр (налог-милостыню): там где постился или где встретил праздник окончания месяца Рамадан?

Мусульманин выплачивает закат-аль-фитр в том городе (стране), в котором он встретил предпраздничную ночь (первую ночь месяца Шавваль), поскольку основанием этого налога-милостыни является не пост, а - «разговение», «окончание поста» («фитр»). Именно поэтому он увязывается с разговением и носит название «закат-аль-фитр» (в дословном переводе звучит как «налог разговения». - Перев.)

Если человек умрет до наступления захода солнца последнего дня месяца Рамадан, то выплачивать за него закат-аль-фит не обязательно, и даже если он постился все дни Рамадана. Если новорожденный появился на свет после захода солнца последнего дня Рамадана (т.е. в первую ночь месяца Шавваль), то нужно выплатить за него закат-аль-фитр, согласно единому мнению правоведов. Таким образом, этот налог-милостыня увязывается с праздником, с всеобщей радостью, которая должна распространятся также на нищих и бедняков. Потому относительно последних в хадисе сказано: «Обогатите их в этот день!»

Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы»
Перевод: Я. Расулов

Нарушается ли пост человека, который будучи постящимся, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин?

Полезный и полноценный пост - это пост, который улучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождает благочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Постящемуся необходимо воздержаться от слов и деяний, несовместимых с духом поста. Иначе значение его поста сведется к пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк (мир ему) сказал: «Сколько есть постящихся, получающих от поста лишь голод, и сколько есть выстаивающих (ночами молитвы), получающих от выстаивания только бодрствование» (передал Аль-Хаким: достоверный хадис, согласно условиям Аль-Бухари). Также Пророк (мир ему) говорил: «Кто не оставит ложь и проистекающие из нее поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (передал Аль-Бухари).

Ибн Хазм считает, что грехи нарушают пост точно также как его нарушает намеренное принятие пищи. Некоторым сподвижникам Пророка (мир ему) и их современникам принадлежат высказывания, позволяющие сделать такой вывод.

Мы, хотя и не придерживаемся мнения Ибн Хазма, считаем, что грехи уничтожают благие последствия поста, нарушают цель его предназначения. Именно поэтому первые поколения исламской уммы обращали внимание на воздержание от пустословия и запретного, в такой же степени как и на воздержание от принятия пищи и питья. Умар Аль-Хаттаб, ближайший сподвижник Пророка (мир ему), сказал: «Воздержание (пост) - не только от еды и питья, но и от лжи, вздора и пустословия». Али, кузену Пророка и четвертому халифу, принадлежит следующее высказывание: «Если постишься, то пусть «постятся» твой слух, зрение и язык от лжи и греховности. Не причиняй неприятности прислуге. Будь преисполнен достоинством и умиротворением в дни твоего поста. И не делай твой обычный день и день поста равными». Маймун ибн Махран сказал: «Самое легкое в соблюдение поста - воздержание от принятия пищи».

В любом случае как у поста есть свои последствия и воздаяние, так ложь получит свое воздаяние пред Богом. «Пред Ним все (сущее) - по мере» (Сура «Гром», аят 8). А каждое деяние будет оценено и взвешено. «Не ошибается Господь мой (никогда), и (ничего) не забывает». (Сура «Та-ха», аят 52)

Поразмышляй над следующим хадисом о точности божественного расчета в день Суда, и ты сможешь найти полный ответ на свой вопрос.

Один из сподвижников Пророка (мир ему), придя к нему, спросил: «О Посланник Аллаха, у меня есть рабы. Они обманывают меня и ослушаются, а за это я браню и бью их. Что ожидает меня (в день Суда) за них?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Будут сосчитаны их обман, ложь, ослушание по отношению к тебе и твое наказание по отношению к ним. И если твое наказание окажется ниже их грехов, то эта разница в твою пользу. Если же твое наказание окажется по мере их грехов, то это ни в твою пользу, и ни против тебя. А если же твое наказание было выше их грехов, то будешь наказан за них в пределах оставшейся разницы». После этих слов сподвижник заплакал навзрыд. А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Почему бы тебе не прочесть книгу Аллаха? «В День воскресения Мы установим верные весы, и ни одна душа ни в чем обижена не будет, и будь какое-либо (из ее деяний) весом хотя б с горничное зерно, то и его положим Мы на вес, - и Нас достаточно для проведения расчета», (Сура «Пророки», аят 47). Тогда сподвижник воскликнул: «О Посланник Аллаха, не вижу более лучшего, чем расстаться с ними (рабами). Я призываю тебя в свидетели - они все свободны!» (Передал Имам Ахмад и Ат-Термези от Аиши).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли делать уколы во время поста?

Уколы делятся на несколько видов. Можно сказать однозначно, что любые уколы, используемые для лечения, будь они внутривенные, внутримышечные или подкожные, не нарушают пост. Здесь нет разногласий.

Что же касается питательных уколов, например, глюкозные уколы, посредством которых питательные вещества сразу поступают в кровь, то относительно них ученые современности разногласят. Этот вопрос не освещен ни Пророком (мир ему), ни его сподвижниками и их современниками, поскольку о подобные методы лечения в их время не применялись. Поэтому здесь и наблюдаются разногласия.

Одна часть ученых полагает, что питательные уколы нарушают пост, так как питание поступает непосредственно в кровь человека. Согласно мнению других ученых, эти уколы не нарушают пост. С их точки зрения, пост не может быть нарушен, так как питательные вещества поступают в кровь, а не в желудок. То есть пост нарушается тогда, когда человек принимает то, что проникает в желудок и то, после чего человек ощущает утоление голода и жажды. Ведь сущность поста сводится к тому, что человек лишает себя желудочных и половых потребностей. То есть человек ощущает чувство голода и жажды. В силу этого они считают, что питательные уколы не нарушают пост.

Хотя я и склоняюсь к последней точке зрения, все же считаю, что в целях предосторожности лучше отказаться от питательных уколов в светлое время суток Рамадана. Для желающего сделать подобные уколы существует вполне достаточное количество времени, начиная с заката солнца.

Если же человек болен, то Аллах дал ему право воздержаться от поста. Ведь эти уколы, (если они даже действительно не питают в такой же степени как и потребляемая человеком натуральная пища и питье, и человек не чувствует утоление голода и жажды) по крайней мере, привносят в организм человека оживление. Человек не ощущает того утомления, которое обычно испытывает постящийся. А ведь ощущение человеком голода и жажды является одной из целей этого поста. Тем самым человек познает величину милости Аллаха по отношению к себе. И тем самым он ощущает на себе состояние голодной, несчастной и бедной части человечества.

Я боюсь, что состоятельная часть общества будет избавляться от этих ощущений и тягот поста посредством подобных уколов. Поэтому предпочтительнее будет отложить это дело на вечер, после разговения.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Закат аль-фитр


Почему налог-милостыню (закат-аль-фитр) (которую надо выплачивать после окончания месяца Рамадан) надо выплачивать сыпучими телами? Изменяется ли размер закат-аль-фитр? Можно ли ее выплачивать в денежном эквиваленте?

Размер закат-аль-фитр не изменяется, поскольку он установлен шариатом и равняется 1 саа (мера сыпучих тел). Размер саа в сыпучих телах был определен Пророком (мир ему) и смысл этого установления, по моему мнению, сводится к двум вещам:

1. Денежный обмен имел редкое хождение среди арабов, особенно среди кочевых арабов, бедуинов. Если последним было бы повелено выплатить налог в размере динара или дирхема, то они не смогли бы этого выполнить. Они владели только распространенными натуральными продуктами (финиками, ячменем, изюмом и др.), которые употребляли в пищу арабы в то время. В силу этого Пророк (мир ему) повелел выплачивать закат-аль-фитр сыпучими телами.

2. Покупательная стоимость денежной единицы изменяется в зависимости от времени. Иногда курс реала падает и его покупательная стоимость заметно понижается. А иногда на валютных фондах покупательная стоимость реала поднимается. Это делает установление закат-аль-фитр в денежной единице зависимой от повышения и понижения валюты, не стабильной. В силу этого Пророк (мир ему) определяет закат-аль-фитр в размере, который не подвергается изменениям и колебаниям, - это саа. Саа, в большинстве случаев, обеспечивает суточный рацион целой семьи.

Пророк (мир ему) установил для выплаты закат-аль-фитр сыпучие тела, имевшие широкое хождение в его время. Но их список не является жестким, строго определенным. Поэтому правоведы считают, что выплачивать закат-аль-фитр разрешается теми сыпучими телами, которые имеют широкое хождение в определенной местности, будь то пшеница, рис или кукуруза и др. Размер саа равняется примерно 2 кг.

Саа разрешается выплатить в денежном эквиваленте, согласно школе Абу Ханифы. Если человек имеет возможность, то предпочтительнее выплатить сумму, превышающую стоимость саа, поскольку пища в эти праздничные дни не ограничивается, к примеру, только рисом. Необходимо к этому мясо, бульон, зелень, фрукты и др.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли использовать зубную пасту во время поста?

При использовании зубной пасты необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер.

Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прошающ, Милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5).

А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли постящемуся смотреть телевизор?

Телевидение - это средство, с помощью которого можно достичь как положительного, так и отрицательного результатов. Подобные средства всегда оцениваются сообразно со своими целями, намерениями. Телевидение подобно радио или прессе содержит в себе как прекрасное, так и неприличное.

Мусульманин должен получить пользу от прекрасного и сторониться неприличного в любое время и независимо от поста. Разумеется, постясь, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы не испортить духовную пользу поста и не лишиться божьей награды.

Я не могу сказать, что просмотр телеинформации абсолютно разрешен или абсолютно запрещен. Все зависит от того, что смотреть. Если полезное, как например, религиозные программы, новости или передачи, ориентирующие на позитивное и т.п., то, естественно, разрешено. А если плохое, то смотреть это не позволяется в любое время, а особенно в Рамадане.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Что такое сухур?

Сухур - это время до начала первых проблесков зари, когда мусульмане в последний раз могут принимать пищу перед наступлением поста.

Шейха Ю. Аль-Карадави спросили о том, что является ли сухур, то есть принятие пищи во время этого промежутка времени он непременным условием поста?

Вот что ответил Ю. Аль-Карадави:

Сухур не является условием поста. Это только «сунна» («желательный образ действий»), которую соблюдал Пророк и повелевал соблюдать ее: «Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре - благодать».

То есть соблюдение сухура входит в разряд «сунны». Также желательно (сунна) во время сухура оттягивать время принятия пищи до конца, так как это сокращает период времени голода и жажды, укрепляет постящегося и уменьшает ему тяготы поста. Ислам, по своей сущности, состоит из облегчений, стимулирующих человека к поклонению. Ускорение времени разговения и оттягивание сухура являются проявлением этих облегчений.

Таким образом, для постящегося, согласно сунне Пророка (мир ему), желательно перед наступлением рассвета принять пищу и пусть даже очень скромную - хотя бы финик или глоток воды.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли беременной женщине или кормилице воздержаться от поста?

Разрешается ли беременной женщине воздержаться от поста, если она боится за ребенка в своей утробе, который может умереть? И какая на ней лежит другая обязанность вместо поста, если она имеет право не поститься?

Ответ: Да, беременной женщине разрешается воздержаться от поста, если она боится за жизнь плода в своей утробе. Более того, если врач-мусульманин, который должен быть просвещенным специалистом и религиозным человеком, подтверждает эти опасения, она обязана воздержаться от поста, чтобы сохранить жизнь плода. Всевышний Аллах говорит: «...Детей своих не убивайте...» (6;151).

Жизнь этого плода обладает правом неприкосновенности, и никто - ни мужчина, ни женщина, не имеют право посягать на нее и приводить плод к смерти. Бог никогда не желает ставить людей в затруднительное положение. В аяте Корана: «…для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедного..» (2;184), речь также идет (как это передают от сподвижника Пророка Ибн Аббаса) о беременной женщине и кормилице.

Если кормилица или беременная опасаются за собственное здоровье, то, согласно мнению большинства правоведов, они могут воздержаться от поста, и должны будут возместить пропущенные дни поста в другое время. В этой ситуации они равнозначны больному человеку.

Если же беременная или кормилица опасаются за здоровье плода или грудного ребенка, то они также воздерживаются от поста. Но здесь правоведы уже разногласят относительно последствий: какая лежит на них после этого обязанность? Одна группа ученых считает, что они обязаны возместить пропущенные дни поста, другая группа считает, что они обязаны только лишь накормить бедного за каждый пропущенный день, не возмещая пост, и, наконец, с точки зрения третьей группа правоведов, они должны возместить пропущенные дни и наряду с этим накормить бедного.

Я же считаю, что в данной ситуации женщина имеет право не возмещать пропущенные дни, а только накормить бедного за каждый пропущенный день поста. Период беременности и кормления следуют для женщины друг за другом, и она не находит возможности для возмещения пропущенных дней поста. В один год - она беременна, во второй год - становится кормилицей, в последующий год - она опять в положении…

Таким образом, период беременности и кормления сменяют друг друга, и женщина не находит времени, сил, возможности для возмещения поста. Если же мы вменим ей в обязанность возместить все пропущенные дни поста в период беременности или кормления, то это означает, что она обязана поститься непрерывно несколько лет. А это трудно. Аллах же не желает отягчать жизнь своим творениям.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли воздержаться от поста престарелым старцам и хронически больным? Если да, то лежит ли на них после этого какая-либо другая обязанность?

Престарелому мужчине или женщине, которых сильно изнуряет соблюдение поста, разрешается воздержаться от поста в месяце Рамадан. Также разрешается воздержаться от поста хронически больному человеку, если врачи свидетельствуют, что заболевание хроническое или неизлечимое.

Им, если они не постятся, необходимо накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это - разрешение и облегчение от Господа. Всевышний говорит: «Бог хочет облегчения для вас, и не желает для вас тягот» (2:185), «В религии Он никаких на вас тягот не возложил» (22:78).

Сподвижник Пророка Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Престарелый старец воздерживается от поста, за каждый день кормит бедняка, и не постится за пропущенные дни» (передал Ад-Даракутний, и Аль-Хаким).

Подобное сообщает Аль-Бухари: следующий айят Корана был ниспослан по поводу престарелых старцев: «Для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедняка. Но кто по доброй воле прибавит к этому благое, то себе на будущее возымеет». То есть, кто накормит больше бедняков, чем требуется, то это лучше для него пред Аллахом.

Таким образом, престарелые мужчины и женщины и хронические больные имеют право воздержаться от поста, после чего им необходимо выплатить милостыню за каждый пропущенный день в пользу бедняка.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Есть ли установленный шариатом возраст, когда нужно поститься детям?

В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Перо поднято по отношению к троим (т.е. их деяния не записываются - Перевод.): к дитя, пока не достигнет совершеннолетия, спящему, пока не проснется и умалишенному, пока не выздоровеет» (хадис достоверный, передали Ахмад, Абу Давуд, Ан-Нисаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким).

«Перо поднято» означает отсутствие ответственности, обязанности (таклиф), то есть они не несут какой-либо ответственности, обязанности. Но вместе с этим Ислам, религия, учитывающая природу человека, приучает детей с малых лет к исполнению богослужения. В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Повелевайте свои детям совершать молитву с 7 лет, и наказывайте их (за ее неисполнение) - с 10» (передали Ахмад, Абу Давуд, Аль-Хаким).

Пост - это тоже поклонение и религиозное предписание наряду с молитвой. И необходимо приучать детей к посту. Но с какого возраста? Не обязательно - с 7 лет. Ведь пост труднее, нежели молитва. А потому это дело полностью зависит от возможностей, сил ребенка. Если родитель или опекун видят, что ребенок в состоянии физически вынести пост, хотя бы в определенные дни в каждом месяце, пусть приучает его к этому. Пусть каждый год приучает его поститься: первый год - 3 дня, второй год - неделю, третий - 2 недели, последующий - месяц. Когда же наступит совершеннолетие (возраст ответственности), пост не станет для него тягостным, поскольку он был заблаговременно приучен к практике поста.

Таким образом, исламское воспитание заключается в том, чтобы ребенок с малых лет приучался к этикету Ислама и исполнению его предписаний. Родители, опекуны должны приучать детей к молитве, начиная с 7 лет, наказывать за ее неисполнение - с 10 лет, приучать их к посту с того возраста, когда они в состоянии поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поллюции и купание?

Если в дневное время месяца Рамадан во время сна у меня произошли поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости), после чего я совершил «купание», то нарушается ли мой пост?

Как я понял, меня спрашивают о поллюциях: нарушают они пост или нет? Для некоторых людей этот вопрос действительно все еще остается сложным. Отвечаю: поллюции не нарушают пост, поскольку они происходят у человека непроизвольно, непреднамеренно. Купание, естественно, также не нарушает пост, так как оно является очищением, предписанным мусульманину шариатом, и даже если во время купания вода зашла в уши.

Пост также не нарушается, если человек случайно проглотил воду, совершая омовение или купаясь, поскольку все это входит в число прощаемых ошибок, оплошностей. Всевышний Аллах говорит: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах прощающ, милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением», (хадис достоверный, передал ат-Табрани от ибн Умара).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов




Top