Кто является контрольным органом в сфере закупок? Как проходит ведомственный контроль в закупках Осуществление ведомственного контроля сфере закупок

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № . Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление

д) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок информации, содержащейся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов, направленных участниками закупок, с которыми заключаются контракты, в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

е) утратил силу с 1 октября 2019 г. Изменения применяются Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) утратил силу с 7 августа 2019 г. Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4. Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля.

5. Органом ведомственного контроля определяется состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.

6. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля.

7. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

8. Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.

9. Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее - уведомление).

10. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование заказчика, которому адресовано уведомление;

б) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность заказчика;

в) вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);

г) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

д) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

11. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.

12. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право:

а) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства

б) на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

в) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

13. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение мероприятия ведомственного контроля, и представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем ведомственного контроля лицу.

При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного контроля, в порядке, установленном регламентом, указанным в пункте 4 настоящих Правил, разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

14. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.

15. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, указанный в пункте 13 настоящих Правил, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся органом ведомственного контроля не менее 3 лет.

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ обеспечивает прозрачность – один из главных принципов госзакупок. О том, кем и как и по каким правилам осуществляется контроль, читайте далее.

Что это такое и кто может вас проверить

Ведомственный контроль – это внутренняя проверка соблюдения законодательства при ведении контрактной работы. Проводят проверку главные распорядители бюджетных средств. Проверяют они свои подведомственные учреждения. Например, Управление образования проверяет школы, а Управление здравоохранения – больницы. Проводится ведомственный контроль на основании статьи 100 Закона № 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 № 89, локальных нормативно-правовых актов региональной или местной администрации. Для того, чтобы проверить, ГРБС утверждает приказ и определяет комиссию.

Проверка длится до 30 дней. Комиссия может приехать к вам с проверкой, но предварительно уведомит об этом. Также комиссия проверяет дистанционно без посещения вашего учреждения.

Что могут проверить в ходе ведомственного контроля

Ведомственный контроль в вашей контрактной работе проверяет следующее:

  • Соблюдение национального режима при закупках;
  • Соблюдение нормирования при закупках;
  • Обоснование НМЦК в закупках;
  • Соответствие выделенных вам финансовых средств и планирования;
  • ИКЗ и финансовые средства в планировании, протоколах закупок и контрактах;
  • Преимущества организациям инвалидов, УИС, СМП и СОНО при закупках;
  • Соблюдение процедуры закупки;
  • При закупках у едпоставщика отчеты невозможности применения иных способов закупок;
  • Применение штрафов и неустоек в случае нарушений поставщиком контракта;
  • Соответствие поставленного товара условиям контракта;
  • Документы о поставке и оплате товара;
  • Своевременное внесение сведений в реестр контрактов.

Что происходит в результате проверки ведомственного контроля

Если по результатам проверки комиссия найдет у вас нарушения, то она укажет это в акте проверки. Если нарушения не попадают под административную или уголовную ответственность, то вы их устраняете и оповещаете в письменном виде контролеров. Если же нарушения попадают под штрафы, то комиссия передает акт проверки в орган финконтроля.

Орган финконтроля собирает акты от всех ГРБС и отчитывается в ФАС. ФАС инициирует внеплановые проверки по нарушениям, которые установил ведомственный контроль и налагает штраф.

На практике ведомственный контроль может прийти к вам два или три раза в год. Если это произойдет, то обязательно требуйте от контролеров уведомления о проверке и акта о результатах проверки. В случае разногласий или возникновения внеплановой проверки ФАС вы сможете представить документы и подтвердить свою правоту.

Ведомственный контроль: что проверят ревизоры и посмотрят ли отчетность по контрактам

Помимо ФАС, Счетной палаты и прокуратуры, к вам могут прийти ревизоры с ведомственной проверкой. Читайте, как выбирают, кого проверить, какие документы посмотрят и почему не всегда заставляют исправлять нарушения.

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

В этом материале вы узнаете: что такое ведомственная проверка при закупках по 44-ФЗ, как часто проводятся такие проверки и почему не всегда министерства ограничиваются документарным контролем.

Под контроль при закупках в рамках 44-ФЗ попадают все: заказчики, контрактный управляющий и вся контрактная служба, комиссия по закупкам и ее члены, операторы электронных торговых площадок, а также уполномоченные учреждения и специализированные организации (ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ).

Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации. Это и есть ведомственный контроль .

Ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками госорганов, «Росатома», «Роскосмоса», органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.

Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Здесь прописаны общие требования к проведению ведомственных проверок.

Кроме того, каждое из профильных министерств и ведомств утвердили и ввели еще собственные регламенты контроля в сфере закупок для госнужд. Регламенты проведения проверок утверждены, к примеру, в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минприроды и Минкультуры, Росавиации, Росстате, Роспотребнадзоре, в Минздраве и МЧС.

Утвержденные ведомствами регламенты контроля содержат детальное описание каждого этапа проверки, их последовательности и сроков. Также в регламентах прописан состав проверяющих комиссий, число членов комиссий и требования к ним, их права и полномочия, а также требования к оформлению результатов и отчетов.

Общие правила и механизмы ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется в отношении не исполнителя, а подведомственного заказчика и его контрактной службы. Проверки проводятся по части соблюдения с их стороны норм 44-ФЗ. В частности, проверяется соблюдение прописанных в законе ограничений и запретов, правил обоснования закупок и их обоснованности, а также верность определения начальной цены контракта.

Документарные и выездные проверки при ведомственном контроле

Сотрудники ведомств могут проводить как документарные, так и выездные проверки, но только по приказу главы ведомства. При этом они обязаны заранее уведомить заказчика о планируемой проверке. Как правило, случаи проведения выездных проверок перечисляются в регламентах ведомственного контроля.

В качестве примера рассмотрим Регламент ведомственного контроля Минобрнауки РФ. Согласно документу, выездные проверки министерство проводит при контроле соответствия поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги) условиям контракта.

Выездной контроль министерство проводит также тогда, когда проверяемые данные являются гостайной. Также выездную проверку Минобрнауки проводит по поручению министра или уполномоченного им должностного лица. Во всех других случаях министерство ограничивается проверками документов.

Отметим, что согласно постановлению Правительства РФ №89 , при выездных мероприятиях заказчик обязан позволить проверяющим доступ на территорию своей компании. Фото-, видеосъемка, копирование документов в отдельных случаях также разрешается. А если у проверяющих возникнут вопросы, заказчик по почте или устно обязан предоставить все пояснения.

Как долго длится ведомственная проверка по 44-ФЗ

В ПП РФ №89 четко прописаны и сроки проведения ведомственного контроля – не дольше 15 дней . Срок проверки можно продлить еще максимум на 15 дней, но только один раз и по решению главы ведомства.

По итогам ведомственной проверки составляется итоговый акт, где фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки. Кстати, о выявленных правонарушениях проверяющие должны сообщить в соответствующие органы – в Прокуратуру или ФАС.

Материалы по результатам такой проверки должны храниться в соответствующем ведомстве или министерстве не менее трех лет.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»




Top