Кто является участниками отношений в сфере образования. Участники образовательных отношений. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

1. Основные понятия.

2. Образовательные отношения: объекты, субъекты, правовой статус.

3. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Отношения в сфере образования являются частью общественных отношений.

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (Владимир Шкатулла ).

Необходимо различать понятия «отношения в сфере образования» и «образовательные отношения». Второе является частью первого.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения ), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование ().

Как частное с общим различаются и понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования».

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» ).

Участники отношений в сфере образования участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» ).

Как и другие общественные отношения, по своему составу образовательные отношения складываются из объектов и субъектов (Д.А. Ягофаров ).

Целью образовательных отношений является освоение обучающимися содержания образовательных программ. Поэтому объектами образовательных отношений можно считать совокупность характеристик образования определенного уровня, вида и направленности, требования к которым установлены нормативными документами (федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями) и (или) физическими или юридическими лицами, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность:

1) структура основных образовательных программ и их объем;

2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные;

3) результаты освоения основных образовательных программ.

Субъекты образовательных отношений – участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта (Д.А. Ягофаров ).

Все субъекты образовательных отношений могут быть дифференцированы на индивидуальные (ученик, воспитанник, студент, слушатель, педагог, руководитель образовательной организации, индивидуальный предприниматель) и институциональные (образовательные организации, их подразделения).

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также гарантий их осуществления, образуют правовой статус этого субъекта.

При этом каждый субъект имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие: обучающихся; родителей обучающихся (законных представителей); педагогических работников; образовательных организаций.

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств и механизмов (по определению Д.А. Ягофарова ).

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Все вышеперечисленное составляет законодательство об образовании.

В ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» выделены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

Цели:

- «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

Создание условий развития системы образования;

Защита прав и интересов участников отношений в сфере образования».

Задачи:

1) «обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Кузнецова Жанна
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование становится первым уровнем общего образования . В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной организации ?

ФГОС ДО на федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непроизвольности и непосредственности , а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений .

В соответствии с ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений являются

Обучающиеся,

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

Педагогические работники и их представители,

- организации , осуществляющие образовательную деятельность .

Рассмотрим, каким видят выпускника детского сада все участники этих отношений .

Так как семья выступает в роли социального заказчика образовательных услуг , определяющего цель деятельности учреждения и педагогов, мы провели анкетирование среди родителей. В анкете был всего один вопрос : «Каким Вы хотите видеть своего ребенка на пороге школы?» . Было опрошено 120 человек.

1. Всесторонне развитым, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками – 48%

3. Здоровым – 31%

4. Умеющим общаться – 29%

5. С желанием учиться – 26%

6. Добрым – 14%

7. Самостоятельным – 14%

8. Усидчивым – 14%

9. Внимательным – 14%

Как видно из результатов анкеты, большинство родителей по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Радует то, что чем старше становятся дети, тем желания родителей склоняются в «правильную сторону» : они хотят, чтобы их дети

Хотели учиться в школе,

Были усидчивыми, внимательными, старательными,

Умели общаться,

Были самостоятельными.

Задача дошкольного образовательного учреждения информировать родителей о целях дошкольного образования , которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. И для этого в нашем ДОУ проводятся следующие мероприятия :

Общее родительское собрание «Дошкольное образование - первая ступень образования в России ». Цель : повышение компетентности родителей в области модернизации системы образования , информирование родительской общественности о ходе внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду .

Групповые родительские собрания «Готовность ребенка к школе» . Цель - ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Семинар-практикум «Родители и ребенок на пороге школы» . Цель – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

Анкетирование «Портрет будущего первоклассника» . Цель – выяснить, каким хотят видеть родители своего ребенка на пороге школе.

Наглядные консультации, папки-передвижки «Право на образование » , «Чему учить будущего первоклассника» и др.

Сайт ДОУ

Основная задача всего дошкольного учреждения , а значит и каждого педагога в отдельности – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст , и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе .

В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом .

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса : от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала.

Мы решили выяснить, понимание нашими педагогами этого и провели анкетирование, также задав им всего один вопрос «Каким Вы видите выпускника детского сада?» .

1. Здоровый – 75%

2. Познавательно активный – 67%

3. Коммуникабельный – 53%

4. С достаточным уровнем произвольного поведения и внимания – 55%, сформирована мотивационная готовность к обучению в школе – 55%

5. Овладевший необходимыми умениями и навыками – 48%

Как видно из результатов анкетирования, воспитатели ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств , а не «узкопредметных» знаний, умений и навыков. При чем воспитатели старших и подготовительных групп в приоритет ставят уровень произвольного поведения и внимания и мотивационную готовность к обучению в школе.

В детском саду создана система методической работы, предусматривающая сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС. Она включала :

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ

Педагогический совет «Внедрение и реализация ФГОС ДО» ,

Деловая игра «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования ,

Семинар-практикум «Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,

Семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Разработка и реализация модели взаимодействия педагогов МБДОУ

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования . Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования , которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ) ” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования .

Начальная школа – преемник, она подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого , связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Чтобы избежать разночтения результатов освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования , важно согласовать основополагающие моменты со школой, с учителями начальных классов. Проводя анонимное анкетирование среди учителей начальных классов, мы хотели получить вариант характеристики выпускника ДОУ. Учителя начальной школы хотят, чтобы у выпускника ДОУ :

Была сформирована мотивационная готовность (любознательность, познавательный интерес, стремление к развитию) – 75%,

Саморегуляция (произвольное внимание и поведение) – 65%,

Умеет наблюдать, делать выводы – 52%,

Умеет выразить свои мысли – 46%

Коммуникабельный – 42%.

На современном этапе у учителей произошло смещение акцента в виденье готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» . Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом , для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Образование будет успешным тогда, когда учителя и воспитатели станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на образовательный процесс , вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие педагогов нашего детского сада и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества :

Совместный анализ адаптации детей-выпускников ДОУ к школьному обучению.

Совместное родительское собрание с учителями начальной школы, на котором родители познакомились с особенностями введения ФГОС и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускнику детского сада,

Встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов.

Совместный педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы» . Цель : осуществление непрерывности и преемственности в обучении детей.

Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями.

В чем же проявились совпадения в пожелании и понимании того, как должен выглядеть выпускник детского сада в видении родителей, воспитателей и учителей.

Совпали три позиции :

Сформирована мотивационная готовность (у учителей на первом месте, у воспитателей на 4, у родителей – на 5,

Достаточный уровень произвольного поведения и внимания (у учителей на 2 месте, у воспитателей – 4, у родителей – на 8) .

Коммуникабельность (у учителей на 5 месте, у воспитателей – на 3, у родителей – на 4) .

Поэтому необходимо продолжить работу по вопросам сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений .

Ведь такое взаимодействие обеспечит :

- для детей : приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

- для педагогов и специалистов : позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами , детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для родителей : стать активными участниками и партнерами образовательного процесса ; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Ну, и напоследок… Мы спросили у детей подготовительной группы, какими они должны быть, чтобы хорошо учиться в школе. Дети ответили :

«Чтобы хорошо учиться в школе, надо…

Не отвлекаться и не отвлекать учителя,

Быть умным,

Зигле Лилия Александровна - заместитель заведующей по инновационной деятельности ГБДОУ детский сад №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального Санкт-Петербург

Гудушина Людмила Павловна - заведующая детский сад N55 Кировского района Санкт-Петербурга

Новый Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» принят 31 декабря 2012 года, и вступает в силу с 1 сентября 2013 года. На подготовительную работу по реализации норм Федерального Закона направленных на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства осталось не очень много времени.

Впервые Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, обеспечивающий регулирование общественных отношений в сфере образования с учётом видов, уровней и форм получения образования.

Перед руководителями образовательных организаций, и в частности дошкольных образовательных организаций, стоит много задач по приведению всей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность руководимых ими организаций в соответствие с новым законодательством.

Любая нормотворческая деятельность руководителя начинается с детального анализа основных законодательных положений. Авторы данной статьи предлагают заведующим дошкольных образовательных организаций провести анализ текста Закона «Об образовании в Российской Федерации» на предмет регламентации «отношений в сфере образования», и в частности остановиться на понятии «образовательные отношения». Но начнём обзор с определение юридического термина «отношения в сфере образования», которое содержится в п.30 статьи 2 главы 1 «Общие положения»:

«отношения в сфере образования - это совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающими содержания образовательных программ (образовательные отношения) и общественных отношений , которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование».

Из данного определения видно, что отношения в сфере образования включают два основных компонента: образовательные отношения и общественные отношения, их разное целеполагание представленное в таблице 1 определяет и разные направления содержания работы руководителей.

Таблица 1

С кем придётся взаимодействовать руководителю образовательной организации в многообразии отношений в сфере образования?

Текст Закона предлагает нам определения «участников образовательных отношений» и «участников отношений в сфере образования». Проведём сравнительный анализ (табл.1) этих определений, которые представлены в п.31 и п.32 рассматриваемой нами статьи Закона.

Таблица 1

участники

образовательных отношений

участники

отношений в сфере образования

1. обучающиеся,

2. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

3. педагогические работники и их представители,

4. организации, осуществляющие образовательную деятельность

Участники образовательных отношений

Федеральные государственные органы

Органы государственной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Работодатели и их объединения.

В статье 2 Закона «Об образовании» в перечне основных понятий, есть определения каждого участника образовательных отношений.

«Обучающийся» - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. В статье 33 главы 4 «Обучающиеся и их родители» понятие «обучающийся» классифицируется в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы. В отношении физических лиц, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, используется термин «воспитанники».

«Педагогический работник» - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.

«Организация, осуществляющая образовательную деятельность» - образовательная организация. Статья 23 главы 3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность», вводит типологизацию образовательных организаций в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ. Поэтому участником образовательных отношений в рассматриваемом контексте будет «дошкольная образовательная организация» - организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности - образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода.

Двенадцать принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в п.1. статьи 3 Закона «Об образовании». Принцип «сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» направлен на решение двух важных задач из шести в правовой регламентации образовательных отношений, изложенных в статье 4 «Правовое регулирование отношений в сфере образования»:

3 задача - «создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования»;

4 задача - «определение правового положения участников отношений в сфере образования».

В главе 6 «Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений» постатейно рассматриваются этапы развития отношений между участниками. Не все десять статей данной главы (со ст. 53 по ст. 62 включительно) можно применить к образовательным отношениям, возникающим между участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в таблице 3 приведён анализ использования их применения.

Таблица 3

№ ст.

Название статьи

Степень использования

Возникновение образовательных отношений

используются п.1,2,4.

Договор об образовании

используется

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

используется

Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

не используется

Изменение образовательных отношений

используется

Промежуточная аттестация обучающихся

не используются

Итоговая аттестация

Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Прекращение образовательных отношений

используется

Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

не используется

Следует обратить внимание, что нормы ст. 54, посвящены Договору об образовании, который заключается в простой письменной форме. В соответствии со ст.160 Гражданского Кодекса РФ «Письменная форма сделки» совершается путем составления документа в письменной форме, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Примерная форма договора об образовании, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Поэтому ждём…

Следует обратить внимание на п.9 ст.55 «Правила приёма в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. »

Продолжение данного пункта раскрывается в статье 67 «Организация приёма на обучение по основным общеобразовательным программам». Нормы данной статьи закрепляют сроки получения дошкольного образования: с двух месяцев и до шести лети шести месяцев. Начальное общее образование ребёнок может получить с шести лет и шести месяцев, но не позже достижения им восьми лет. Нормы этой статьи закрепляют приоритетное право на получение образования по принципу территориального проживания. Ребёнку, проживающему на территории, закреплённой за образовательной организацией, может быть отказано только в случае отсутствия мест. Все положения закреплённые в данной статье, должны быть отражены в локальном акте дошкольной образовательной организации «Правила приёма», который она разрабатывает самостоятельно.

Определению правового положения участников отношений в сфере образования посвящены главы 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)» и 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данных главах закреплены обязанности, права и социальные гарантии государства всех участников образовательного процесса.

Мы привыкли к практике детализации законодательных норм в подзаконных актах, например, в Типовых положениях о разных типах образовательных учреждений. В прежнем Законе об образовании, содержались ссылки на данные документы. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит упоминаний о таких нормативно-правовых актах.

На сегодняшний день, федеральными исполнительными органами власти начато общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в целях реализации федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и руководителям дошкольных образовательных учреждений необходимо тщательно следить за процессом их обсуждений и сроками их окончания. Министерство образования и науки предлагает всем принимать активное участие в законотворческой деятельности, пройдите по ссылке http://минобрнауки.рф и вы будете в курсе сегодняшней, очень быстро меняющейся ситуации.

You have no rights to post comments

Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ определен ряд ключевых понятий образовательного права.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права. Но так как это - нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

Отношения в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Законодательством регулируются отношения, деятельность, поведение субъектов.

Субъектами , участниками правоотношений, являются физические лица - граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица - образовательные учреждения, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися (их представителями): поступление, организация учебного процесса, аттестация и т.д., регулируется социальным, гражданским правом;

Между органами государственной власти и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по поводу управления образованием: лицензирование, аккредитация, мониторинг. Регулируются административным правом;

Между учредителем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

Между родителями и детьми по поводу обучения. Ст. 17. Закона N 273-ФЗ предусматривает такую форму, как семейное образование;

Между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;

Между обучающимися;

Между педагогами;

Между образовательными учреждениями и организациями;

Между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность и обучающимися и др.

Метод образовательного права – это комбинация способов и приемов регулирования общественных отношений. Общеправовые способы регулирования:

Запрет или обязанность воздержаться от действий;

Дозволение - право действовать определенным образом;

Правомочие - возможность требовать определенного поведения от других лиц;

Позитивное обязывание - обязанность совершить действия в пользу другого управомоченного лица.

Особенности правового положения субъектов образовательного права:

1. специальная правоспособность организации осуществляющей образовательную деятельность как юридического лица – оно обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.

2. для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

3. дееспособность обучаещегося определяется Гражданским кодексом РФ, в некоторых отношения она не важна (школьное самоуправление);

4. основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов: аттестат, приказ ректора о зачислении, договор и т.д.

5. характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.

Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. Характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений: наличие как подчиненности, так и элементов равенства, обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования.

Метод правового регулирования отношений в сфере образования – способ воздействия отрасли права на сферу образования.

Он включает особенности:

Правового положения участников правоотношений;

Связи прав и обязанностей участников правоотношения;

Механизма правового регулирования;

Ответственности участников отношений;

Санкций, применяемых к правонарушителю;

Мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.

акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.

К участникам отношений в сфере образования Закон об образовании в РФ (ст. 33) относит:

− участников образовательных отношений;

− федеральные государственные органы;

− органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

− органы местного самоуправления;

− работодателей и их объединения.

К участникам образовательных отношений в свою очередь относятся:

− родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

− педагогические работники и их представители;

− организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Таблица 8. Виды обучающихся

Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются Министерством образования и науки РФ. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством РФ или локальными нормативными актами.

V. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

5.1. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.

5.2. Школа обеспечивает права каждого обучающегося в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-ой сессией Генеральной ассамблеи ООН, Законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормами действующего законодательства.

5.3. Права обучающихся и их обязанности устанавливаются локальными нормативными актами Школы, разработанными в соответствии с требованиями действующего законодательства. Школа обеспечивает ознакомление обучающихся, их родители (законных представителей) с локальными нормативными актами, определяющими права и обязанности обучающихся.

5.4. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из Школы.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни и каникул.

При выборе меры дисциплинарного взыскания Школа учитывает тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение коллегиальных органов управления Школы.

По решению Школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из Школы как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в Школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Школы, а также нормальное функционирование Школы.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Школа незамедлительно информирует об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из Школы, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

5.5. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого Школой;

знакомиться с Уставом Школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

защищать права и законные интересы обучающихся;

получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

принимать участие в управлении Школой в форме, определяемой настоящим Уставом;

присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) обучающихся, посещающих группы для детей дошкольного возраста, имеют право:

выбирать образовательную программу из числа программ дошкольного образования, реализуемых Школой;

получать компенсацию в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Волгоградской области, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

5.6. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

обеспечить получение детьми общего образования;

соблюдать правила внутреннего распорядка Школы, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между Школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

уважать честь и достоинство обучающихся и работников Школы.

Родители (законные представители) обучающихся групп детей дошкольного возраста обязаны своевременно вносить родительскую плату за присмотр и уход за детьми. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми устанавливается Школой.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.7. Для работников Школы работодателем является данное учреждение. Трудовые отношения между Школой и ее работниками возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Школа самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними и расторгает трудовые договоры, распределяет должностные обязанности, создает условия и организует дополнительное профессионального образование работников.

Наряду с должностями педагогических работников в Школе предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (далее – работники, осуществляющие вспомогательные функции).

5.8. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

5.9. Право на занятие должностей работников, осуществляющих вспомогательные функции, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

5.10. Работники Школы имеют право на:

участие в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом;

защиту профессиональной чести и достоинства;

нормальные и безопасные условия труда, защиту в случаях чрезвычайных ситуаций;

иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5.11. Педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, установленными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах Школы.

Педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

5.12. Работники Школы обязаны:

выполнять свои должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором и должностными инструкциями;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования локальных нормативных актов Школы, Устав Школы;

проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

5.13. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

систематически повышать свой профессиональный уровень;

проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

соблюдать Устав Школы, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в Школе, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

5.14. Работники Школы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены действующим законодательством.

Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ определен ряд ключевых понятий образовательного права.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права. Но так как это - нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

Отношения в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Законодательством регулируются отношения, деятельность, поведение субъектов.

Субъектами , участниками правоотношений, являются физические лица - граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица - образовательные учреждения, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися (их представителями): поступление, организация учебного процесса, аттестация и т.д., регулируется социальным, гражданским правом;

Между органами государственной власти и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по поводу управления образованием: лицензирование, аккредитация, мониторинг. Регулируются административным правом;

Между учредителем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

Между родителями и детьми по поводу обучения. Ст. 17. Закона N 273-ФЗ предусматривает такую форму, как семейное образование;

Между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;

Между образовательными учреждениями и организациями;

Между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность и обучающимися и др.

Метод образовательного права – это комбинация способов и приемов регулирования общественных отношений. Общеправовые способы регулирования:

Запрет или обязанность воздержаться от действий;

Дозволение - право действовать определенным образом;

Правомочие - возможность требовать определенного поведения от других лиц;

Позитивное обязывание - обязанность совершить действия в пользу другого управомоченного лица.

Особенности правового положения субъектов образовательного права:

1. специальная правоспособность организации осуществляющей образовательную деятельность как юридического лица – оно обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.

2. для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. При этом переход на следующий уровень связан не столько с возрастом, сколько с уровнем овладения знаниями. Начальное образование возможно с 6,5 до 8 лет и даже ранее.

3. дееспособность обучаещегося определяется Гражданским кодексом РФ, в некоторых отношения она не важна (школьное самоуправление);

4. основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов: аттестат, приказ ректора о зачислении, договор и т.д.

5. характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.

Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного и диспозитивного регулирования. Характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений: наличие как подчиненности, так и элементов равенства, обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей воспитания и образования.

(Пока оценок нет)




Top