Лестница леонардо да винчи в замке шамбор. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

Посещая достопримечательности Франции, можно ли обойти стороной замок Шамбор?! Этот величественный дворец, по которому ходили знатные особы, сегодня можно посетить в ходе экскурсий. Опытный гид расскажет об истории строения, особенностях архитектуры, а также поделится переходящими из уст в уста легендами.

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.


Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.


Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..

Долина реки Луары - красивый живописный регион, где с XV века короли и знать возводили свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Шамбор (Шато де Шамбор) является крупнейшим и самым экстраординарным из 42 замков Луары, с которым может соперничать разве что , находящийся поблизости.

Мифы и факты

Король Франциск I построил имение в Шамбор в 1519 году как охотничий домик, и провел здесь все восемь недель своего царствования. На строительство замка Франциск не жалел денег. Даже когда казна иссякла и он нуждался в деньгах, чтобы оплатить выкуп Испании за двух своих сыновей, король увеличил налог церкви и плавил серебро подданных, но замок Шамбор продолжали строить. В своем рвении Франциск даже хотел повернуть реку, чтобы подвести Луару к подножию строения, но столкнувшись с масштабностью задачи, отказался.

Оригинальным дизайном здание обязано итальянскому архитектору Доменико да Кортона. Но, полагают, что Леонардо да Винчи, который посетил замок Шамбор во время его 50-летнего строительства, также вдохновил архитекторов на некоторые элементы дизайна. В отличие от многих средневековых замков (как в ), Шамбор никогда не имел оборонительных функций , проектирование сосредоточачивалось на красоте здания.

Конечный результат стал самым экстравагантным сооружением , шедевром архитектуры эпохи Возрождения, превосходившим все известные сооружения Франции до строительства веком спустя. Крыша разработана под вдохновением Константинополя с сотней колонн, башен, дымовых труб поднимающихся на высоту 134 метра. Одно из чудес замка - центральная лестница с двойной спиральной обмоткой - сделана по проекту Леонардо да Винчи.

Несмотря на дорогостоящее убранство и обширнейший парк (13000 га - самый крупный огороженный парк в Европе), замок Шамбор редко использовался французскими монархами, которые предпочитали оставаться в Париже или Версале. Людовик XIV был одним из немногих, кто регулярно покидал шумный Версаль, чтобы насладиться красотой Шамбор. По приглашению Короля-Солнца в замке ставил свои пьесы знаменитый французский драматург Мольер.

Известно, что в середине XVIII века в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена. В 1745 году Людовик XV отдал замок Морицу де Саксу, чтобы вознаградить его победы во время войны за Австрийское наследство, и замок превратился в казарму для полка Морица. Впоследствии Шамбор был заброшен, а в 1792 году революционное правительство распродало мебель и картины с аукциона.

Как и многие другие известные , Шамбор, выкупленный за 11 миллионов франков золотом в 1930 году, в настоящее время принадлежит правительству, которое начало восстановление замка после Второй мировой войны. С 1981 Шамбор включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

77 лестниц замка Шамбор представляют собой настоящую сеть запутанных лабиринтов. Говорят, Франциск I построил их, чтобы его многочисленные фаворитки не могли встретиться. К центральной лестнице примыкают террасы, малые винтовые лестницы и открытые переходы над галереями. Интерес представляет также часовня в противоположном королевскому крыле - самое большое помещение Шамбор.

Более 400 комнат замка заполнены старой мебелью, на втором этаже располагается музей охоты и природы. На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. По вечерам здесь устраиваются свето-звуковые представления.

Решили заехать в Шамбор. Путеводитель расписывал этот замок, как самый посещаемый, самый большой, более 400 комнат, в общем самый-самый и мы соблазнились, подумали 400 комнат это почти «Эрмитаж».

Рядом с замком находится обширная парковка, 4 евро в сутки. Цена на посещение замка 11 евро, бесплатно только для граждан EС до 25 лет. Так что пришлось заплатить за всех включая 9 летнего ребенка. К билету прилагается брошюра на русском языке, за дополнительные деньги можно взять русский аудиогид.

На самом деле оказалось, что замок по сути пуст , жилые интерьеры имеются только в максимум 10 комнатах, остальные комнаты пусты или заняты сомнительными выставками современного искусства, может, если бы не дифирамбы Шамбору от Lonely Planet степень нашего разочарования была бы меньше.

Безусловно снаружи замок выглядит гораздо лучше, чем внутри. Возможно взять в прокат велосипеды или веломобиль — хорошая идея. Замок окружен обширными лесными угодьями, где водятся дикие животные. Все поместье Шамбор окружено оградой протяженностью в 32 км с 6 воротами, простирается на 5440 гектаров — это площадь Парижа в черте города.



На сегодняшний день поместье Шамбор представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе.



Прогулочная конная повозка, в свете огромных размеров парка повозка может быть хорошим вариантом

Если повезет, то во время прогулки по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка в 800 гектаров вы можете встретить кабанов и оленей.

История строительства замка Шамбор

Молодому королю Франциску I было 24 года, когда в 1519 году, он начал строительство громадного замка Шамбор. В тоже самое время в Москве строился Кремль — как известно, выполненный в стиле Ренессанс, на русском престоле сидел Иван Грозный.



Сразу после вступления на престол в 1515 году, Франциск I отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник Людовик XII. После его возвращения во Францию, молодой и честолюбивый король, одержавший победу у города Мариньян, страсно увлеченной итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой начинает строительство замка Шамбор. Сохранив в его концепции внешний вид средневековой крепости (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной).

Шамбор — башня

Замок задумывался, как перевалочный пункт во время охоты короля и его многочисленной свиты в окрестных лесах. Размеры его поистине огромны — 156 метров в длину, 56 метров в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат. Лестниц и переходов действительно очень много, возможно с террас замка придворные наблюдали за королевской охотой, туристы же могут насладиться видами парка. Парк замка Шамбор радикально отличается от парка и . Никаких регулярных клумб и посадок, это скорее лесопарк.

Шамбор, прогулка по крыше

Все же, несмотря на его колоссальные размеры, очертания замка очень изящны и гармоничны. Из всех материалов, использованных для этого сооружения, больше всего привлекает взгляд белый песчаник. Эта одновременно мягкая и хрупкая известняковая порода, которая использовалась для строительства многочисленных сооружений в долине Луары, выглядит в замке Шамбор исключительно великолепно.

По всем террасам замка Шамбор с причудливыми башенками можно прогуляться

За 32 года царствования Франциск I провел в поместье Шамбор всего лишь 72 дня. Ему не суждено увидеть его детище в завершенном виде. К моменту смерти Франциска I в 1547 году были закончены только донжон и королевское крыло. Его сыновья Генрих II и Людовик XIV, которые тоже были страстно увлечены охотой, придали замку Шамбор его окончательный облик, который и сохранился до наших дней.

Главная достопримечатель ность Шамбора — лестница Леонардо



В центральной части донжона расположена знаменитая двойная лестница, которая ведет к трем верхним этажам замка. Она состоит из двух винтовых лестниц, расположенных вокруг полого центрального сердечника. На этой конструкции возвышается башенка с фонарем, над которой расположена геральдическая лилия. Два человека поднимающиеся по двум пролетам лестницы, могут наблюдать друг за другом через отверстия в сердечнике, но никогда не встретятся! Ее резной орнамент представляет собой один из величайших шедевров французского Ренессанса. На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам. Эта чрезвычайно необычная планировка для Франции и остроумное устройство центральной лестницы наводят на мысль, что Леонардо да Винчи, который приезжал во Францию по просьбе Франциска I в 1516 году, мог быть одним из вдохновителей проекта.

Парадные апартаменты

Расположены на втором этаже замка. В 1680 году две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие с правилами этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV, поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая переходят одна в другую как в Версале.



Парадные апартаменты

Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выпонено по заказу маршала де Сакс в XVIII веке. Мебель была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Мэнтенон, расположены в башне по соседству с палатами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных палат. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Никогда еще в замке Шамбор не было такой оживленной жизни, как в XVIII веке (12 лет). Эти апартаменты занимали приближенные персоны Станисласа Лежински и маршала де Сакс, позже управляющего поместьем Шамбор. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В большие камины XVI века были встроены камины более скромного размера.

Портретная галерея всех выдающихся личностей бывавших в замке Шамбор

Все картины кликабельны и подписаны.

Франциск I (1495-1547) король Франции, который начал строительство замка Герцог Гастон Орлеанский (1608-1660) брат Людовика XIII, жил в Шамборе и Блуа с 1634 по 1643 и с 1652 по 1660 Людовик XIV (1638-1715) король Франции, 9 раз останавливался в Шамборе Мария Терезия Австрийская (Испанская) жена Людовик XIV
Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон

Долина Луары – один из самых богатых историческими памятниками регион Франции. Нигде в Европе не встретишь такой концентрации замков, как здесь – в бассейне Луары их больше ста. Свыше 20-ти замков внесено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них – расположенный неподалёку от Блуа Шамбор, один из самых знаменитых замков Франции, признанный шедевр ренессансной архитектуры.

Любовь и замки

Франциск Первый, взошедший на трон в 1515 году, слыл покровителем искусств и лелеял мечту о постройке замка, достойного величия Франции. Покорив Северную Италию, король сам был покорён архитектурой этой страны, её пышными дворцами и могучими замками, и ему захотелось построить что-то подобное у себя. Он встречался с выдающимися архитекторами, художниками и скульпторами, некоторых из них король уговорил переехать во Францию, в том числе знаменитого Бенвенуто Челлини. В 1516 году приглашение Франциска принял сам Леонардо да Винчи, получивший официальное звание первого художника, инженера и архитектора короля.

Таким образом, «кадровая проблема» была решена. Недостатка в средствах властелин богатейшей страны Европы в то время тоже не испытывал. Оставалось лишь выбрать подходящее место для постройки. И тут в ход событий вмешалась любовь.
















Находясь во Франции, король не сидел в Париже, а непрерывно разъезжал по стране со всем своим двором. Во время одной из поездок по долине Луары Франциск остановился в поместье графа де Тури неподалёку от Блуа, где познакомился с женой хозяина Клод, приходившейся внучкой его воспитателю, маршалу Франции Пьеру де Рогану. Ветреный король воспылал к ней горячей страстью и вызвал ответное чувство, что предопределило выбор места для замка – Франциск хотел быть ближе к своей возлюбленной.

Лес Шамбор с Х века был собственностью графов Блуа и их любимым охотничьим угодьем, поскольку отличался живописностью и изобилием дичи. С воцарением предшественника Франциска на французском троне Людовика XII лес стал частью королевского домена. С древних времён здесь стояла небольшая крепость, на месте которой король и решил отстроить новую резиденцию, призванную поразить возлюбленную и весь остальной мир своим великолепием.

Имя архитектора, руководившего строительными работами, остаётся неизвестным, тем не менее нет сомнений, что свою лепту в проект внесли зодчий Доменико да Кортона по прозвищу Боккадор, и Леонардо да Винчи. Правда, великий флорентинец рисовал свои эскизы для другого замка, к тому же умер за полгода до начала работ, а вот Боккадор непосредственно принимал участие в проектировании.

В конце 1519 года строители приступили к подготовительным работам. Местность идеально подходила для дворца. Короля не устраивала лишь незначительность речушки Коссон, на берегу которой велось строительство. Одно время он даже вынашивал мысль повернуть воды Луары, чтобы она протекала у стен замка, однако денег для реализации амбициозной идеи оказалось недостаточно.

Возведение Шамбора было одним из самых грандиозных строительных мероприятий эпохи Ренессанса. При строительстве замка использовали более 220 тысяч тонн камня, в работах участвовали до 1800 человек. Работа велась в тяжёлых условиях болотистой местности, и многие рабочие умерли от болотной лихорадки.

Жилой корпус замка был закончен в 1537 году, а в 1540 году завершились работы по возведению двух этажей северо-западного крыла, где располагалась часовня, спроектированная Жаком де Гумблем, соавтором идеи об изменении русла Луары. Здесь же находились хозяйственные службы. Королевские апартаменты размещались в северо-восточном крыле и обрели завершённый вид в 1547 году, когда заказчика уже не было в живых.

Исторические судьбы Шамбора

Таким образом, строительство замка продолжалось на протяжении всего царствования Франциска. После первоначального всплеска энтузиазма монарх охладел к своему детищу и даже не каждый год приезжал сюда на охоту. Тем не менее, замок оказался настолько великолепным, что Франциск, желая поразить могуществом Франции своего главного оппонента в большой политике, испанского императора Карла V, пригласил его на встречу именно в Шамбор.

После смерти Франциска замок на столетие оказался практически заброшен. Новая жизнь Шамбора началась при Людовике XIV. В 1670 году здесь впервые была представлена на суд публики пьеса «Мещанин во дворянстве», поставленная самим Мольером, а в 1684-м королевские апартаменты были радикально перестроены по образцу версальских покоев Короля-Солнце.

В дальнейшем Шамбор неоднократно менял своих владельцев и обитателей. Здесь жил изгнанный король Польши Станислав Лещинский, квартировал полк графа Морица Саксонского, проводил свои опыты знаменитый алхимик и маг граф Сен-Жермен, проживало семейство ближайшего сподвижника Наполеона маршала Бертье.

Последним королём, владевшим замком Шамбор, был внук Карла X Анри, герцог Бордосский, носивший также титул графа Шамбор. Правда, королём с тронным именем Генриха V Анри был лишь номинально, Францией никогда не правил и провёл почти всю жизнь в изгнании.

В 1870 году во время войны с Пруссией в Шамборе размещался военно-полевой госпиталь. В 1930 году государство выкупило замок у одного из представителей семейства Бурбон, а с 1947 года в замке начинаются работы по созданию инфраструктуры с целью сделать его максимально привлекательным для туристов. В 1981 году историческое и культурное значение Шамбора было признано на международном уровне – замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дитя Возрождения

После окончания работ замок являл собой поистине сказочное зрелище. В архитектуре новой королевской резиденции органично соединились черты итальянского и французского Ренессанса. Шамбор имеет явное сходство с макетом замка, сделанного Боккадором для Карла VIII. Замок построен вокруг квадратного в плане здания, прозванного донжоном и повторяющего внешне французские средневековые крепости. Также в соответствии с местной традицией в углы донжона встроены башни. Длина замка по фасаду составляет 156 метров, ширина 117 м. Всего в здании насчитывается 426 комнат и 77 лестниц.

Донжон насчитывает 5 этажей, а выстроенный вокруг него жилой корпус - три. Этажи разделены крестообразными залами на четыре одинаковых сектора с жилыми комнатами. План в виде креста не использовался с античных времён и был возрождён лишь в 1507 году Браманте, строителем собора святого Петра в Риме. Таким образом, итальянское влияние налмцо. Разделение этажей на самостоятельные, но одинаковые жилые апартаменты было характерно для флорентийских поместий, что также выдаёт руку итальянского мастера.

Во время приездов короля в жилом корпусе квартировал двор. Говорили, что многочисленные лестницы замка, представляющие собой настоящий лабиринт, специально спроектированы столь запутанными, чтобы королевские фаворитки не могли встретиться. Некоторые лестницы снабжены пандусами, позволявшими всадникам въезжать прямо в апартаменты, не спешиваясь.

Конструкция каркаса здания, несомненно, принадлежит Леонардо да Винчи. Он же спроектировал великолепную сдвоенную винтовую лестницу в центре донжона. Оба ряда ступеней закручиваются в одну сторону, нигде при этом не пересекаясь. Лестница прорезает все этажи и выходит на широкую террасу, очень характерную для стиля да Винчи. Отсюда открывается замечательный вид на кровлю, украшенную декоративными башенками-пинаклями, колоннами, фонариками, скульптурами саламандр (саламандра была частью монограммы короля). К небу тянутся многочисленные каминные трубы.

Венчает лестницу фонарь высотой 32 метра, это самая высокая точка замка. Первоначально он был сквозным, позже в окна вставили витражи. Купол фонаря поддерживается арками, он увенчан королевской лилией.

Скульптурное оформление интерьеров Шамбора также носит отчётливые признаки итальянского влияния, кроме резных капителей, выполненных в типично французской манере. Всего в замке около 800 капителей.

Королевские апартаменты, помимо жилых комнат, включали два зала. Большой зал на первом этаже предназначался для официальных приёмов. Второй зал, расположенный этажом выше, оформлен в стиле итальянского Возрождения и служил рабочим кабинетом. Потолок кабинета украшен королевскими эмблемами – буквой F и саламандрой.

Капелла, занимающая большую часть северо-западного крыла, является самым просторным помещением замка. Дорические колонны и фронтоны поддерживают высокий свод, навевая воспоминания об античности. Часовня и апартаменты короля расположены симметрично относительно донжона, таким образом, центральный жилой корпус, предназначенный для придворных, располагается строго между ними – между властью земной и небесной. Таков был замысел самого Франциска, склонного к символизму.

По пышности и великолепию Шамбор не имел себе равных в Европе вплоть до постройки Версаля. Внешний вид замка и в наши дни поражает воображение. О прежней роскоши интерьеров сейчас можно судить лишь по архитектурным элементам – богато украшенным лестницам, каминам, окнам, резным капителям. Старинная мебель, которую сейчас можно увидеть в Шамборе, относится к более поздним эпохам. Мебель времён самого Франциска не сохранилась, поскольку гарнитуры переезжали вместе с королевским двором.

Вокруг замка простирались изобиловавшие дичью охотничьи угодья общей площадью 5500 гектаров, окруженные стеной, длина которой составляет 32 км. Сейчас бывший дикий лес Шамбор является лесопарком со статусом заповедника. Это крупнейший огороженный лесопарк в Европе. Доступ посетителей разрешён на территорию в 1000 га. Здесь водятся олени, кабаны и многие другие животные, свыше 100 видов птиц.

В настоящее время Шамбор – второй по посещаемости среди замков и дворцов Франции, уступающий лишь Версалю. Гостей привлекает замечательная архитектура замка, его уникальные интерьеры, великолепные виды, открывающиеся с террас. В апартаментах выставлены прекрасные образцы антикварной мебели, а в картинной галерее можно увидеть редкие портреты французских монархов. Большой интерес туристов вызывают также фееричные светомузыкальные представления, регулярно проходящие у стен Шамбора с 1952 года.




Top