Логопедические упражнения, занятия. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи с младенчества

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок - ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы - это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице .

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» - игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» - упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

Содержание:

Правильная и красивая речь - залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.

  1. 1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
  2. 2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
  3. 3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
  4. 4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.

Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.

Для развития речи

Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

  1. 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
  2. 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  3. 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  4. 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
  5. 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
  6. 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).

Работа над звуком «р»

После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.

  1. 1. «Чьи зубки лучше блестят»:
  • раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
  • показать чистые зубы в улыбке.

Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

  1. 2. «Мы покрасим дом»:
  • растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
  • делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.

Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.

  1. 3. «Кто дальше бросит мяч»:
  • растянуть губы в улыбке;
  • высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.

Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».

  1. 4. «Вкусное повидло».

Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.

Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.

  1. 5. «Птица»:
  • раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
  • одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
  • делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.

Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.

  1. 6. «Музыканты»:
  • открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
  • упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.

Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.

Постановка звука «ц»

Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».

  1. 1. Игровая форма:
  • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» - т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
  • поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
  1. 2. От поставленных звуков.

Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.

Для звука «л»

  • «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
  • «Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
  • «Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
  • «Язычок поет». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.

При заикании

При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.

  1. 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
  4. 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
  5. 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.

Для взрослых

Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:

  • прочитайте скороговорку несколько раз;
  • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
  • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко;
  • добившись положительных результатов, ускорьте темп. Главным является точное воспроизведение звуков, а не скорость;
  • маленькие скороговорки произносите на одном дыхании, соблюдайте темп и ритм.

На четкость произношения

Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.

Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.

Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.

Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.

После инсульта

Логопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.

  1. 1. «Лошадь». Двигайте языком во рту так, чтобы имитировать лошадиное цоканье.
  2. 2. «Ядовитая змея». Высовывайте язык, как можно дальше, и шипите, как змея.
  3. 3. «Стена». Сделайте оскал, чтобы были видны передние зубы. Выполняется без звука.
  4. 4. «Добрый волшебник». Улыбайтесь, не показывая зубы.
  5. 5. «Дудочка». Покажите кончик языка, свернутого трубочкой, дуйте в него, как можно сильнее.
  6. 6. «Громкоговоритель». Сделайте губы трубочкой, приставьте к губам ладошку и громко трубите.
  7. 7. «Бублик». Округлите губы и пойте О-О-О-О-О-О-О.
  8. 8. «Маятник». Высуньте язык и двигайте его вверх-вниз, как маятник.
  9. 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку, громко чмокая (как при воздушном поцелуе). При выполнении упражнения складывайте губы в трубочку с напряжением.
  10. 10. «Хобот слона». Высуньте язык и попробуйте достать сначала нос, затем подбородок, не помогайте губами.

Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.

Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.

Любому взрослому, да и ребенку, известна польза от утренней гимнастики. Упражнения помогают проснуться, размять мышцы, повысить их тонус и настроиться на предстоящие дела. Мышцы, которым не дают нагрузки, становятся вялыми, слабыми и не могут уже работать в полную силу.

Вышесказанное верно не только для мышц тела, но и для мышц артикуляционного или речевого аппарата — это подтвердит любой логопед в детском саду. Губы и язык управляются многими мышцами, которые и обеспечивают нормальное произношение звуков. Несовершенная работа любой из них может привести к неправильному звукопроизношению. Подвижность речевого аппарата совершенствуется (развивается) постепенно. Ребенку 3 лет могут быть не доступны некоторые тонкие и точные движения, но со временем мышцы начинают работать все лучше и лучше, и позволяют органам артикуляции произносить самые сложные звуки.

Для того чтобы уточнить, развить и совершенствовать основные движения органов речи, рекомендуется проводить специальную речевую гимнастику. Она также называется «логопедическая зарядка». Начинать ее проводить детский логопед может уже с самыми маленькими детками.

Логопедическая зарядка проводится при следующих правилах:

  • Идеально проводить гимнастику каждый день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Логопедическая зарядка обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки зубов – в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения.
  • Пока вы разучиваете с ребенком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий. Лучше обратить внимание на качество выполняемого – в каждом положении нужно на несколько секунд задержаться (чтобы мышцы запомнили), нужно следить, чтобы упражнение выполнялось полностью (например, при облизывании губ чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская).
  • Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным.
  • Проводить гимнастику нужно в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме.

Работа над упражнениями идет в определенной последовательности:

  1. рассказ о предстоящем упражнении, рассматривание картинок;
  2. показ упражнения;
  3. выполнение упражнения взрослым и ребенком;
  4. проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

Детский логопед или сами родители могут увидеть, что в начале работы некоторые мышцы будут слишком напряженными, как будто каменными, другие — слишком слабыми. У некоторых детей эти две особенности могут присутствовать одновременно. Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений. В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение.

Упражнений для развития мышц речевого аппарата довольно много, в разных изданиях их названия могут слегка отличаться. Иногда родителям предлагается рассказывать ребенку небольшое стихотворение к каждому упражнению, это позволяет сделать зарядку более веселой и запоминающейся. Как правило, артикуляционная гимнастика включат в себя упражнения на развитие всех групп мышц речевого аппарата.

Подобные регулярные занятия в детском саду или выполнения таких упражнений дома очень часто позволяет в дальнейшем не обращаться к детскому логопеду для коррекции звукопроизношения, так как зарядка готовит артикуляционный аппарат к нормальному произношению звуков.

Все упражнения можно разделить на:

  • статические – губы или язык принимают определенное положение и «застывают» на несколько секунд;
  • динамические – губы или язык выполняют какие-либо движения (вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз и прочее)

Логопедическая зарядка для губ:

  • УЛЫБОЧКА

Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.

  • ТРУБОЧКА

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.

  • УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.

  • ЗАБОРЧИК

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.

Логопедическая зарядка для языка:

  • ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

  • ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.

  • ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  • ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

  • КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

  • ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.

  • ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.

  • КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

  • ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.

  • СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

  • ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.

  • МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.

  • ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения, и Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью. Занимайтесь с удовольствием. Удачи!

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


Упражнение №3. Звукоподражание

Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р»

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


Упражнение №5. Работа со звуком «л»

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


Упражнение №7. Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа

Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

Закрепить правильное произношение звука -Ж-.

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащать словарный запас.

Упражнять в словообразовании.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Схемы согласных звуков.

Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.

Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.

Домики для слов разного слогового состава.

Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)

Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.

Фланелеграф, наборное полотно.

Ход занятия.

Орг. момент.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Введение в тему.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

(Дети. Звук -Ж-.)

Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.

Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии

был звук Ж?

(Дети: желтой, оранжевой)

Логопед продолжает.

Конечно лучше желтой, сказал Жук.

Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

И оранжевой нет, сказал Уж.

Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?

(Дети: Жадная.)

А где живет Жаба?- спросил Уж.

Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.

Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;

на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,

Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.

Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -

в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).

Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.

*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

*Полка для книг, какая? (книжная)

*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).

Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Упражнение на словообразование.

На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.

Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,

сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)

Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.

Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)

Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.

Формирование навыков деления слов на слоги.

На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,

РОМАШКА - три слога.)

Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.

Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.

Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.

Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)

Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

Дружно пальчики считаем - насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,

На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.

Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)

Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.

(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

Работа над интонацией.

На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.

Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Итог.

Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)

Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)

В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.

Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.

Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.

Использование звуковых игр

В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.

Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.

Игры Словознайкина.

«Нарисуй слова»

Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.

Игры Звукознайкина.

«Разбери слова по звукам»

Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.




Top