Лучше гореть, чем тлеть. Памяти владыки Никодима (Ротова). Митрополит никодим ротов

21 июня 1960 года - 30 мая 1972 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Николай (Ярушевич) Преемник: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) Имя при рождении: Борис Георгиевич Ротов Рождение: 15 октября (19291015 )
д. Фролово, Кораблинский район Рязанской области Смерть: 5 сентября
Ватикан Похоронен: Никольское кладбище Александро-Невской лавры , Санкт-Петербург , Россия . Принятие священного сана: 19 августа 1947 года Принятие монашества: 19 августа 1947 года Епископская хиротония: 10 июля 1960 года

Митрополи́т Никоди́м (в миру - Бори́с Гео́ргиевич Ро́тов ; 15 октября д. Фролово Кораблинского р-на Рязанской обл. - 5 сентября , Ватикан) - епископ Русской Православной Церкви ; с 9 октября 1963 года митрополит Ленинградский и Ладожский . С по председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

Детство и образование

Борис Георгиевич Ротов родился 15 октября в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области, согласно легенде, в семье секретаря Рязанского обкома ВКП (б) ; книга Человек Церкви , составленная митрополитом Ювеналием , о родителе будущего митрополита говорит так: «Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем» .

По окончании средней школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

Постриг, иерейское рукоположение и духовное образование

Некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском .

На Архиерейском Соборе 18 июля 1961 года (о созыве Собора заранее объявлено не было: архиереев собрали в Троице-Сергиевой лавре в связи с днём памяти преп. Сергия) сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей .

14 мая 1963 года Священный Синод постановил «согласно поданному прошению освободить Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима от должности председателя Издательского отдела» .

3 августа 1963 года назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, в которую тогда была преобразована Комиссия по межхристианским связям при Священном Синоде; возведён в сан митрополита и 4 августа назначен на Минскую и Белорусскую кафедру .

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус - с точки зрения Московского Патриархата - Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в , учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке .

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом Ротовым от имени Московского Патриархата сношения с Ватиканом . Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил монографию, изданную уже посмертно .

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской Церкви , политика, проводившаяся Никодимом всегда была в русле внешнеполитической линии руководства СССР , не имевшего дипломатических отношений со Святым Престолом и до августа полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния».

Первые выступления Никодима по вопросу не отличаются по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма» .

Так, в своём Докладе Мир - последование Христу на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы - тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <...> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать сымые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <...> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

Во время конфиденциальной встречи в августе в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе , если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом» .

«Тем временем, накануне вечером, патриарх Афинагор телеграфировал в Рим, что главы православных церквей, включая патриарха Московского, решили не присылать наблюдателей» .

Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ). <...> Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских греко-католиков. На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания» .

Вторая сессия Ватиканского Собора открылась 29 сентября 1963 года . Митрополит Никодим «15 сентября 1963 года нанёс визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции <...> возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души» . Примечательно, что Патриарх Афинагор даже не послал поздравлений по случаю избрания Павла VI и не направил представителя на его интронизацию .

Гимнотворчество

Малоизвестной областью деятельности митрополита Никодима являлось церковное гимнотворчество. Им были составлены несколько служб святым, которые используются в православном богослужении, среди них служба святому Иоанну Русскому , служба святой Тавифе, святому равноап. Николаю, архиепископу Японскому , Собору ярославских святых и пр.

Смерть в Ватикане

Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в ЖМП № 11 за 1978 год.

5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ - мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого) . ЖМП писал: «Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло [Jean-Marie Cardinal Villot ] и также совершил молитву у тела почившего митрополита.»

То, где и как произошла смерть, произвело недоумение в среде Русской Церкви; характерны слова архиепископа Василия Кривошеина в его воспоминаниях :

Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом. Все его поездки на поклон к Папе, причащения католиков и даже сослужения с ними, и всё это в атмосфере одновременно скрытости и демонстративности. Правы мы были или не правы, - один Бог это может знать. Но таково было наше непосредственное подавляющее православное переживание.

Высказывания

Мнение о «коммунистическом атеизме»:

Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению. Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм - кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический.

Высказывание по поводу "симфонии" Церкви и государства:

Мы ещё застанем то время, когда заседания Политбюро ЦК КПСС будут начинаться с пения "Царю Небесный". (Со слов игум. Иннокентия Павлова)

Награды

Оценки и мнения о нём

Оценки митрополита Никодима как при его жизни, так и по смерти, - весьма различны. Большинство священнослужителей , выпестованных и поставленных им (как, например, митрополиты Ювеналий (Поярков) , Кирилл (Гундяев) , архимандрит Августин (Никитин)), полагают его выдающимся церковным деятелем и личностью своего времени. О заслугах Никодима говорится, в частности:

Известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом.

В консервативных кругах Русской Церкви преобладает негативная оценка: в вину ему ставится, прежде всего, экуменизм и в особенности его увлечение католичеством . О последнем с некоторым недоумением пишет в своих воспоминаниях о нём архиепископ Василий Кривошеин .

Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню как ещё в 1960году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с ВСЦ (это не серьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и с ними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм! На него действовала внешность.

По смерти Патриарха Алексия I возникла реальная возможность, что патриархом будет избран митрополит Никодим. В Обращении к Поместному Собору 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука делалась попытка показать, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении ряда лет «развивал и насаждал в Русской Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе апокалиптического религиозного коммунизма, в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в Догматах Вселенских Соборов.»

«Всемогущим ересиархом», «никодимовщиной» называет его и его деятельность православный публицист К. Ю. Душенов , оппозиционно настроенный по отношению к руководству Московской Патриархии . В СМИ выплеснулись обвинения Никодима в гомосексуализме , использующие клише неясного происхождения - «никодимов грех» .

В сентябре 2008 года протоиерей Михаил Ардов (РПАЦ) считал: «То, что принято сегодня называть „никодимовщиной“, - это вторая фаза развития сергианства .» Церковный обозреватель Михаил Ситников тогда же писал: «То, что митрополит осознанно шёл на контакт со спецслужбами большевицкого государства с самого начала своей карьеры, не может вызывать особых сомнений. Это было свойственно большинству иерархов Русской Православной Церкви Московского патриархата до и после него. Однако случай именно Никодима (Ротова) логичней всего считать последним апробированием государственно-церковных отношений, после которого политика спецслужб в отношении роли РПЦ МП при советской власти сложилась окончательно. <…> Вполне вероятно, что один из ее ведущих иерархов пошел на личный риск сопротивления планам государства, рассчитывающего сделать из Церкви добровольного партнера в распространении коммунистической идеологии. После обнаружения того, что деятельность митрополита не соответствует интересам государства, но укрепляет позиции Церкви, спецслужбы ликвидировали опасного „двойного агента“ и отказались от перспективы попыток договариваться с РПЦ МП навсегда. <…> После митрополита Никодима Церковь рассматривалась не как возможный партнер власти, а только в примитивно сервильном качестве. После неудачной „пробы пера“ с Никодимом, отказ государства от партнерских отношений с Московской патриархией был настолько категоричным, что все попытки последующего руководства РПЦ МП переиграть ситуацию заново оставались и по сей день остаются обреченными на неудачу.»

в миру Борис Георгиевич Ротов (1929-1978) — крупный деятель экуменического движения, инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ), инициатор «православно»-католического диалога. Представитель «мирологии». Один из главных участников подготовки Восьмого Вселенского (Великого) Собора, разработчик повестки дня Собора.

В 1947 г. – пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона, с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

С сентября 1947 г. по ноябрь 1949 г. обучался в Рязанском пединституте на факультете естествознания.

В 1949 г. – иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В 1950 г. – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В 1952 г. - клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С 1954 г. исполняющий обязанности настоятеля собора.

В 1955 г. митр. Никодим (Ротов) заочно окончил ЛДС и ЛДА. В 1959 г. получил звание кандидата богословия за курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».

С 1956 г. назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Заместитель начальника, а затем начальник Миссии. В 1957 г. – игумен, архимандрит.

В 1959 г. зав. канцелярией Московской Патриархии и зампредседателя ОВЦС.

В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии. В том же году – еп. Ярославский. Его ведению были подчинены благочиния в Венгрии и Финляндии. В том же году назначается председателем ОВЦС (до 1972 г.).

В том же 1960 г. - член Комиссии Священного Синода по межхристианским связям, председатель Издательского отдела (до 1963 г.). Председатель редколлегии сборника «Богословские труды» (до 1967 г.).

С 1961 г. митр. Никодим (Ротов) становится постоянным членом Священного Синода. В том же году возведен в сан архиепископа.

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных участников подготовки Восьмого Вселенского Собора. Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 гг. Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, состоявшихся в 1971 г. в Шамбези.

Назначен председателем специальной комиссии богословов, занимавшейся разработкой тем для намечавшегося Святого и Великого Собора Православной Церкви. Совместно с доцентом МДА Д. П. Огицким руководил работами по III разделу «Управление и церковный строй».

28 ноября 1968 г. митр. Никодим представил Священному Синоду доклад о проделанной Комиссией работе по всем восьми разделам каталога тем, а 20 марта 1969 года мнения Комиссии по наиболее важным темам из каждого раздела были утверждены как «мнение Священного Синода Московского Патриархата».

Итоговый каталог тем предлагает изменения догматические, в частности, новое «определение понятия догмата по взглядам Православия», а также пересмотр авторитета «Символических текстов в Православной Церкви», т.е. Катехизиса и Православного Исповедания.

В области богослужения предлагается тайные молитвы читать вслух, Божественную литургию совершать при открытых царских вратах, организовывать общее пение всего народа за богослужением. Особо указано, что Православная Церковь, якобы, не похваляет одностороннюю и чрезмерную ревность, считающую обряд неприкосновенным. Святая Церковь допускает многообразие в церковнообогослужебном чине и считает православные восточные и православные западные обряды равночестными .

Что касается постов, то здесь предлагается отменить все посты, кроме Великого и в среду и пятницу. Аналогичная революция должна коснуться и внешнего вида священнослужителей:

Жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому.

Духовенству предлагается дать свободу стричься и бриться: Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо .

Относительно календарной реформы признается:

Наиболее естественный путь решения календарно-пасхалической проблемы - переход всех поместныхправославныхцерквей на исправленный (новоправославный или григорианский) календарь - и в части месяцеслова и в части пасхалии.

В пасхалии, кроме того, должно быть ликвидировано порожденное небольшой неточностью 19-летнего лунного цикла нарастание расхождения пасхалических датировок по лунному календарю с действительными лунными фазами.

Комиссия признает желательным празднование великих христианских праздников всем христианским миром в одно и то же время и готовы к совместному изучению с неправославными христианами вопросов календаря и пасхалии .

Но самая разрушительная составляющая программы Восьмого Вселенского Собора - это коренной пересмотр отношения Церкви к миру:

Православная Церковь не стоит в стороне от жизни мира. Православный христианин сознает свои обязанности в служении человечеству в духе любви, мира и справедливости. Одну из задач своего свидетельства Православие видит в устранении вражды и ненависти, исходя из евангельского учения о мире. В настоящее время одной из форм свидетельства Православия является диалог и сотрудничество с окружающим миром.

Но это сотрудничество оборачивается полной капитуляцией перед миром, поскольку Церкви предлагается посвятить себя снисканию мирских «даров любви», т.е. «свободы, равенства и братства»:

Эти дары суть: прочный и справедливый мир, искреннее глубоко осознанное братство, разумная и исполненная высокой нравственной ответственности свобода и, наконец, сама божественная любовь, как совокупность совершенства (Кол. 3:14), постепенно проникающая собой все человеческие взаимоотношения… Православный человек, как и каждый христианин, живя в определенной стране и в определенном обществе, должен… всячески должен искать мира (1 Петр. 3:11) и не ограничиваться собственными личными усилиями, но объединять их с усилиями других людей доброй воли, направленными ко благу всей человеческой семьи.

Комиссия под руководством митр. Никодима указывает, что многие достойные представители современного человечества ищут пути к таким общественным преобразованиям, которые обеспечили бы всем, без исключения, людям лучшие условия жизни, свободные от страданий, связанных с голодом, нищетой, невежеством. Они добиваются установления таких справедливых и исполненных взаимного уважения отношений между людьми, которые исключали бы любые унизительные разграничения по признаку расовой или национальной принадлежности или по причине различия политических убеждений или религиозных взглядов. Народы решительно отвергают все попытки сохранить или видоизменить осужденные историей методы безжалостного колониального угнетения и господства и законно требуют предоставления им возможности самостоятельно решать свою судьбу и избирать себе тот или иной путь развития. Православный Предсобор приветствует эти стремления, как соответствующие духу учения Христова, ибо Господь, как Царь правды (Евр. 7:2-3), ненавидит насилие и неправду (Пс. 10:5), осуждает бессердечное отношение к ближнему (Мф. 25:41-46; Иак. 2:15-16), и в царстве Его, начинающем являть себя еще в земных условиях (!), нет места ни национальной розни, ни расовой дискриминации или рабству (Кол. 3:11), ни какой-либо вражде и нетерпимости (Ис. 11:6; Рим. 12:10).

Человечество стремится к тому, чтобы вражда и недоверие, отравляющие международную атмосферу, уступили место дружбе и взаимопониманию, чтобы гонка вооружений сменилась постепенным, а затем всеобщим и полным разоружением, чтобы война, как средство разрешения международных споров, навсегда была устранена из жизни общества. Православный Предсобор всецело поддерживает это стремление к миру, признавая его делом богоугодным и достойным полного одобрения с христианской точки зрения, ибо Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:33), а человек, согласно богооткровенному учению, есть любимое дитя Божие (Ис. 49:15; Мф. 7:9-11), призванное жить в мире и «в мире сеять семена правды» (Иак. 3:18), созидать, хранить и распространять мир и любовь.

Православный Предсобор призывает все Поместные Православные церкви к неустанному сотрудничеству в святом деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами .

Соответственно этому идеалу светского активизма религиозное познание не должно быть отвлеченным (т.е. через веру в догматы.- ВВС), но должно осуществляться в жизни . Зато светская наука - путеводитель к истинному знанию - Христову учению; история Церкви подтверждает это. Все науки, правильно воспринятые, ведут человека к той же цели, к какой ведет его и христианское познание .

Церковь властью Вселенского Собора должна вписаться в глобалистскую программу мироулучшения. Церкви предлагается заниматься

решением социальных проблем, возникающих в человеческом обществе, имеет своей конечной целью:

Облегчение физических и нравственных страданий людей;

Утверждение равного достоинства всех людей;

Обеспечение мира, безопасности, свободы и гармонического развития каждой человеческой личности и общества».

В духе хилиазма активное участие членов Церкви в решении социальных проблем объявляется «нравственным долгом и служит к созиданию любви и братства - начатков Царства Божия, открывающегося еще в земных условиях.

Церкви предписывается особая псевдодуховная миссия в развивающихся странах:

Православная Церковь, признавая, что все люди - братья, имеющие одного Отца Небесного, благословляет стремление всех народов к свободе и независимости. С большой тревогой взирает она на то положение, в котором находятся многие народы Азии, Африки, Латинской Америки и других районов быстрых социальных изменений, переживающие тяжелые последствия в экономике и социальной жизни, явившиеся результатом длительного владычества в этих районах колониальных держав.

Православная Церковь считает, что задачей и долгом совести всех людей и христиан в том числе является оказание всемерной поддержки развивающимся странам в их усилиях по обеспечению своей национальной независимости и созданию надлежащих условий для достижения материального благополучия и духовного развития их народов.

Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий свидетельствует: Завершив эту работу, владыка Никодим часто любил повторять: „Теперь Русская Церковь готова к Собору“ .

В 1963 г. митр. Никодим (Ротов) становится председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Возведен в сан митрополита - митрополит Минский и Белорусский, а вскоре за тем - Ленинградским и Ладожским. С 1967 г. - митрополит Ленинградский и Новгородский.

Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных организаторов учреждения в 1970 г. так называемой «Американской автокефальной Церкви» (модернистской корпорации во главе с оо. А. Шмеманом, И. Мейендорфом и архиеп. Иоанном Шаховским).

В 1970 г. защитил в МДА магистерскую диссертацию о понтификате папы Иоанна XXIII. Митр. Никодима (Ротова) привлекает личность этого папы-реформатора, созвавшего , который послужил прототипом Восьмого Вселенского Собора. В 1975 г. Совет ЛДА присвоил М.Н. степень доктора богословия «гонорис кауза».

В 1974 г. назначается Патриаршим Экзархом Западной Европы.

Экуменическое движение

Инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ). На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК.

На 3, 4 и 5 Ассамблеях ВСЦ митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 г. состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ. В 1975 г. на 5-й Ассамблее в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

Инициатор и активный участник многочисленных экуменических контактов с католиками, протестантами.

Инициатор прямых контактов с руководством Ватикана. Митр. Никодим (Ротов) непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на . В декабре 1965 г. по приглашению кардинала Беа присутствовал на церемонии закрытия Второго Ватиканского собора.

Участник личных встреч с папой Павлом VI.

Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется.

Архиеп. Василий (Кривошеин) утверждает: В Риме митрополит Никодим стал широко, более или менее без разбора причащать католиков за православной литургией .

Поддерживал широкие контакты с деятелями унии. В частности, митр. Никодим (Ротов) пригласил в СССР в 1969 г. последнего униатского «русского» экзарха Андрея Каткова.

По приглашению митр. Никодима (Ротова) СССР неоднократно посещал ректор «Руссикума» Павел Майё. В октябре 1969 г. митр. Никодим (Ротов) служил архиерейскую Литургию в церкви «Руссикума». Майё утверждал в 1970 г., что митр. Никодим (Ротов) подарил униатской церкви большую, чудесного письма икону Казанской Божьей Матери .

По некоторым сведениям, незадолго перед смертью митр. Никодим (Ротов) встречался с главой украинских униатов Иосифом Слипым.

«Борьба за мир», мирология

Активный участник так называемой «борьбы за мир», т.е. пацифистской советской пропаганды с целью ослабления западной угрозы. Идеолог «мирологии».

Участник деятельности прокоммунистической «Христианской Мирной Конференции» (ХМК) (с 1960 г.). На I-V Всехристианских мирных конгрессах М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви. Митр. Никодим (Ротов) был последовательно членом Рабочего комитета ХМК, вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском Мирном Конгрессе в 1971 г. был избран президентом, а в 1978 г. - почетным президентом ХМК.

Митр. Никодим (Ротов) был председателем Подготовительного комитета «Конференции последователей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами» (1969 г.) и руководил работой Конференции. Митр. Никодим (Ротов) являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, 1972 г.).

Кончина

7 августа 1978 г. на заседании Священного Синода было решено направить делегацию на погребение папы Павла VI. Главой делегации был назначен митр. Никодим (Ротов). 9 августа митр. Никодим (Ротов) прибыл в Рим и 10 августа у гроба папы Павла VI совершил панихиду. В субботу, 12 августа, вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI.

3 сентября вместе с представителями других Церквей присутствовал на интронизации папы Иоанна Павла I. Скончался 5 сентября в Риме на приеме у папы Иоанна Павла I. Согласно сообщению в ЖМП, папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита .

Основные труды

Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 6. С. 36-42

Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии. 1963. №1. С. 39-44

Размышления над книгами Премудрого [о книге Притчей Соломоновых] // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 9. С. 34-38

Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. С. 31-35

О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. С. 63-69

Кардинал Августин Беа [некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2. С. 57-58

Речь на собеседовании между богословами Евангелически - Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 11. С. 47-51

Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 3. С. 74-79

Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. С. 32-38

Вступительное слово [к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин)] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 4. С. 27-31

Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. С. 45-46

«The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement.» The Orthodox Church in the Ecumenical Movement: Documents and Statements 1902-1975. The World Council of Churches, Geneva, 1978

Иоанн XXIII - поборник единства христиан. Wien: Pro Oriente, 1984 вступительное слово кардинала Ф. Кенига

Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009

Источники

Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches). Ed. Carl McIntire. 1961

О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 10. С. 3

Русак, В. о. Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 11 С. 12-16

Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии. 1978. №11. С. 14-15

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. С. 25-28

Гундяев, Николай о. Для единства и мира по завету Христа // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. С. 49-56

Василий (Родзянко), еп.. Что запомнилось. Митрополит Никодим и римско-католическая церковь // Свет Христов. 1987. № 2

Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998

Гаврилів, Михайло. Кожна людина - це перш за все історія. Автобіографія українського католицького священика в сучасній Україні. Рим: Українська Пресова Служба. 1987

Ювеналий, Крутицкий и Коломенский митр. Человек Церкви. Второе издание. Московская епархия, 1998

Юревич, Дмитрий. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. 1999. № 18

Andrew, Christopher; Mitrokhin, Vasili. The Sword And The Shield. The Mitrokhin Archive And The Secret History Of The KGB. NY: Basic Books, 1999

Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М.: 2004

Маслова, И.И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2005. № 2. С. 11-14

«…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles». Interview de Miguel Arranz par Stefania Falasca // 30JOURS. Juin 2006

Записка в ЦК КПСС председателя КГБ СССР А. Н. Шелепина и председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова // Исторический архив. 2008. № 1

Августин (Никитин), о. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008

Главная цель Церкви - сохранение в чистоте спасительного учения Господа нашего Иисуса Христа, которое Он принес на землю для спасения всего человечества. Главным преступлением в государстве является покушение на его государственный строй. А главным преступлением против Церкви является ересь, поскольку она нацелена на осквернение чистоты ее учения. Отсюда становится понятным, почему Церковь Христова всегда отрицательно смотрела на ереси и бескомпромиссно боролась с ними в лице Святых Отцов, многие из которых приняли мученическую смерть от еретиков.

Свое отношение к еретикам Церковь выразила в канонах или церковных законах, согласно с которыми:

1. Нельзя православным молиться с еретиками. «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». (Правило 10-е Святых Апостолов).

2. Принимать от них дары. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное; да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило 70-е Святых Апостолов).

3. Допускать их к Таинствам Церкви или самим приступать к еретическим лжетаинствам. «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен». (Правило 45-е Святых Апостолов). Существуют и другие запреты, касающиеся общения православных с еретиками.

4. Брать у еретических священников благословение. «Так как теперь время ереси, то без дознания не должно им говорить: «Благословите, святые», ни испрашивать у них молитвы», - пишет преподобный Феодор Студит.

5. Принимать вместе с ними пищу. Тот же святой говорит: «Если кто вкушает вместе с сочетавшим и прелюбодеев или с другим еретиком безразлично, то не надобно и принимать пищи вместе с таковыми...».

Но во второй половине ХХ в. В Русской Православной Церкви появился архиерей, который дерзнул нарушить правила Святых Апостолов, а так же Вселенских Соборов и Святых Отцов, делая все с точностью до наоборот. Речь идет о митрополите Никодиме (Ротове).

«Конец, - как говорят в народе, - делу венец». Конец Ротова был ужасен. 10 августа 1978 г. вопреки строжайшему запрету Святых Апостолов он отслужил панихиду на гробе папы римского Павла VI. 12 августа так же вопреки канонам он участвовал в его отпевании. А 5 сентября в Ватикане он скоропостижно скончался на приеме у папы Иоанна Павла I у туфли римского понитифика, как верный его пес. Сбылось пророчество блаженной Пелагии Рязанской, которая предрекла экуменисту страшную и позорную смерть: «Как собака сдохнешь у ног своего папы». Уже после смерти Ротова «Радио Ватикана» объявило, что он был тайным католическим кардиналом. Этому печальному итогу предшествовал долгий путь предательства Православия вехами которого стали:

1. Сотрудничество с КГБ под оперативным псевдонимом «Святослав» («Частное определение Комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП»).

2. Вовлечение Русской Православной Церкви в еретический Всемирный Совет Церквей, который преподобный Иустин (Попович) назвал «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей (1961 г.), каждая из которых означает духовную смерть».

3. Совместное служение с еретиками в нарушение церковных законов на Западе и в Ленинградской духовной академии, причащение еретиков Святых Христовых Таин.

4. Воспитание новой прослойки архиереев, готовых ради карьеры предать Православие.

5. Псевдобогословские труды, в которых Ротов оправдывает коммунистический атеизм и призывает к единению со всеми иноверцами и еретиками.

6. Гонение на твердых в Православии архипастырей и пастырей.

Все это ни для кого сейчас не является секретом. Потому было странно слышать, когда 17 июля 2010 года в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в ответ на вопрос со-ведущего программы Ивана Семенова о Никодиме (Ротове) начал его превозносить как подвижника благочестия.

«Подлинное величие этого человека становится понятно только сейчас. По сути, он играл решающую роль в определении позиции нашей Церкви по отношению к государству, которое при Хрущеве организовало очередную волну гонений на Церковь. Митрополит Никодим всей мощью своего интеллекта и церковного сознания встал на защиту Церкви...». Далее митрополит Илларион объясняет журналисту и зрителям программы, как при помощи еретиков он «спас» Церковь.

Если не знать предательскую биографию Ротова, то из слов его преемника митрополита Иллариона может сложиться ложное впечатление о «святости» тайного кардинала. Возможно, для римской курии он и свят, но до подлинной православной святости ему так же далеко, как от земли до неба. Православные же христиане ориентируются не на таких лжесвятых и не верят уже словам митрополита Иллариона, а в своей духовной жизни руководствуются писаниями Святых Отцов, надеясь через них обрести спасение и избежать соблазнов современной антихристианской действительности.

Николай Светлов

Не раз в своих лекциях я упоминал этот эпизод. Наконец, нашел публикацию в сети.

Насколько мне известно (в том числе и из личных бесед), Алексий (Ридигер) терпеть не мог митр. Никодима. Вряд ли случайно, что за время его патриаршества практически никто из ленинградской (никодимовской) академии так и не стал епископом.

В этой бесде мы видим высший пилотаж церковно-советской дипломатии.
Патриарх Алексий 1 доживает свои последние дни. Кто следующий?
Кто для начала станет местоблюстителем? Это должен быть старейший по хиртонии член Синода.
Варианты - Пимен или Никодим. Никодим обещаал Алексию Ленинградскую кафедру, если они смогут перевести самого Никодима на Крутицкую кафедру, вытеснив Пимена из Синода.

И вот вл. Алексий мастерски топит Никодима: он его хвалит. И, напротив, критикует Пимена. При этом он понимает, что по законам советского зазеркалья то, что кажется хорошо для церкви, в глазах КГБ вредно для советской политики. То есть для собеседников Алексия его положительный отзыв мгновенно конвертируется в отрицательный. И Алексий об этом прекрасно знает.

http://grigoryants.ru/zhurnal-glasnost/glasnost-13/
ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
состоявшейся в Совете 20 февраля 1967 года с членом Синода архиепископом Алексием

Используя начатый им разговор о Пимене, я попросил архиепископа откровенно высказаться о нём. Он сказал следующее. Пимена он знает с начала 50-х годов, когда тот был настоятелем Псковско-Печерского монастыря. К подчинённым он требовательный и порой даже груб. Келейника или диакона может “разделать” где угодно, но как архиерей Пимен епархией почти не управляет, самостоятельности не проявляет и его роли в Патриархии по существу не видно, хотя он, как митрополит Крутицкий считается первым членом Синода. Пимен, продолжал архиепископ, как-то самоизолировался, ни с кем не общается, встречи у нас с ним бывают случайные. Приезжающие в Патриархию архиереи к нему мало кто обращается. Непонятно, то ли у него такой характер необщительного человека, или он так держится, чтобы подальше быть от всего происходящего (эшлимановцев и проч.). А может быть, он каким-то образом зависим от Остапова, не знает ли последний о нём что-либо такое, что позволяет ему держать Пимена по существу в повиновении; ведь бывают случаи, когда Остапов дерзит Пимену и тот молчит, всё сносит. В своё время ходили слухи о том, что у Пимена в Ростове-на-Дону имеется семья, дети. Возможно, такие данные и использует Остапов. Но это предположение. Что касается Москвы, то известно, что здесь у Пимена имеются женщины и был случай, когда по параллельному телефону я слушал, как он одной женщине говорил “крепко, крепко тебя…”.

Надо отдать должное Пимену, сказал архиепископ, что он хорошо, внушительно служит и этим создаёт о себе определённое впечатление. Волевых качеств у него недостаточно, твёрдого мнения нет. Он быстро поддаётся влиянию и легко меняет своё мнение.

На вопрос: чем отличается Пимен от митрополита Никодима, архиепископ Алексий сказал так. Митрополит Никодим неглупый, можно сказать, от природы одарённый способностью человек. Быстро всё схватывает, обладает большой работоспособностью, хорошо соображает. Знает, где и что сказать. Как архиерей властный, крепко держит все вопросы в своих руках и не допускает, чтобы кто-либо оспаривал его. Раз он сказал, то считай, что другого мнения быть не может. Лично я убедился в этом за годы совместной работы с ним. Эти же моменты отмечает и епископ Ювеналий, близкий человек Никодима. Наши отношения с Никодимом нормальные, мы часто обмениваемся мнениями по делам и это позволяет мне судить о нём наиболее свободно, нежели о Пимене. Никодим – карьерист, и, несмотря на своё высокое положение, не избавляется от этих недостатков. Любит популяризировать себя, блеснуть, где только возможно, не замечая, что на это могут обратить внимание. По сведениям, за это его недолюбливает ленинградское духовенство. Отмечается такой факт. Насмотревшись за границей, Никодим купил в Париже ярко-красный материал и сшил из него мантию по примеру католиков. В этой красной мантии он совершал в Ленинграде богослужение, после чего стали говорить, что он красный архиерей (в Русской Православной Церкви не принято облачаться в красную мантию). С архиереями он общается больше, чем Пимен, к нему они заходят. Пожалуй, что всё сказанное и отличает Пимена и Никодима друг от друга.

Кого бы вы лично считали более подходящим из них быть первым членом Синода? Архиепископ Алексий ответил: Никодим, можете спросить почему? – продолжал он и сказал: митрополит Никодим более твёрд, самостоятелен и отличается другими качествами, о которых уже говорилось.

интересно, кого же первого из этого синодального серпентариума единомышленников канонизируют?

Митрополит Никодим (Ротов)

С начала 1960-х годов почти одновременно начинают развиваться два еретических учения «патриархии»,- богословие революции и экуменическое учение. Оба они связаны с личностью выдвинувшегося тогда и набравшего большую силу в церковных верхах митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова). Он сам и группа единомышленных с ним «богословов» занялись «православным» оправданием Октябрьской революции и подобных ей, как «соответствующих евангельским идеалам», созвучных учению Христа Спасителя. Договорились до утверждения, что Христос на Кресте всыновил Себе будто бы не только верующих Ему, а всё человечество поголовно. Следовательно, Телом Христовым, Церковью являются все люди, независимо от их отношения ко Христу, а потому и выходит, что «неверующие братья» (т.е. безбожники и сатанисты-коммунисты) могут творить и творят дело Божие - дело построения Царства Божия на земле, каковым является «коммунизм», а верующие, закоснев в своих предрассудках, даже часто противятся этому Божию делу! Церковь поэтому во многом - консервативна, не отвечает «духу времени» и её нужно «обновлять».

Никодимовцы никогда не цитировали ясных слов Христа: «Не о всём мiре молю, но о тех, которых Ты (Отец Небесный - прот. Л.) дал Мне» (Ин. 17:9 ), то есть только о верующих! Постепенно «никодимовцы» стали избегать упоминаний о диаволе и бесах, сам Никодим вместо слова «грехи» начал употреблять элегантное - «наши несовершенства» , и, наконец, поставил ребром вопрос перед Всеправославным совещанием на о. Родос, готовившем, в сущности, новый Вселенский 8-й Собор, названный, впрочем, осторожно - «Всеправославным», что пора признать масонство одной из религий (чтобы с ним можно было установить экуменическое общение)!

Во всей своей деятельности Никодим и его компания имели мощную поддержку КГБ, МИД и «Совета по делам». Московские семинаристы дополнили его титул: «Ленинградский, Ладожский и Лубянский». А студенты Ленинградской духовной академии в 1974 г. прикололи на двери его кабинета объявление: «Совет по делам религий при Совете министров СССР, Комитет Государственной безопасности при том же Совете, масонская ложа г. Арбатова, Хоральная синагога г. Конотопа и прочие заинтересованные организации с глубоким прискорбием извещают о безвременной кончине митрополита… Никодима. Сему печальному событию приличествует некоторое сожаление. Смерть вырвала из наших рядов одного из самых стойких борцов с Православием! ..» Общецерковного признания безбожников членами Тела Христова не получилось, хотя эта явная ересь до сих пор «патриархией» не осуждена.

Никодимовщина – рак РПЦ

Осуществилась давняя мечта никодимовцев, ими наконец-то заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви

В настоящее время никодимовцами заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви. Следовательно, мы получили духовное наследие никодимовской политики, которая имеет ярко выраженное экуменическое направление, размывающее основу Православия, которое так бережно хранили русские люди на протяжении веков. И сегодня такая соблазнительная экуменическая активность митрополита Никодима предлагается русскому православному народу в духовное наследие.

Напомним некоторые факты и моменты из жизни митр. Никодима (Ротова). По своим религиозным взглядам он явно тяготел к католичеству. Например, он публично восхищался католическими соборами, утверждая, что в них якобы есть истинное величие в отличие от наших, менее просторных православных храмов. Опубликовано немало личных свидетельств служения Никодимом «приватных месс» по латинскому обряду.

В августе 1969 года глава русских католиков «епископ» Андрей Катков по приглашению митрополита Никодима (Ротова) прилетал в Москву. Во время посещения приходских православных церквей, по благословению митрополита Никодима, его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, и некоторые московские владыки даже благоговейно лобызались с ним.

Через месяц состоялось первое в истории официальное паломничество из Русской Церкви к святыням Рима. Митрополит Никодим (Ротов) вручил ордена Св. Владимира 1-й степени кардиналам Эжену Тиссерану и Янсу Виллебрансу; префекту восточной конгрегации кардиналу Максимилиану де Фюрстенбергу была подарена панагия, а ректору Полю Майе – наперсный крест. Кульминацией паломничества стала торжественная «божественная литургия», которую митрополит Никодим совершил в русском католическом храме Св. Антония в сослужении протоиерея Бориса Глебова, иеромонаха Кирилла Гундяева (нынешнего Патриарха) и некоторых священников. Ектении возглашал диакон Андрей Мазур (ставший патриаршим архидиаконом). Присутствовавшие католики приступили к причастию, предвкушая наступление евхаристического общения между Москвой и Римом.

Владыки Кирилл (Гундяев), Никодим (Ротов), Филарет (Денисенко) и проф. А.И.Осипов

Уже в 1969 года заслугами митрополита Никодима постановлением Священного Синода РПЦ МП до таинств были допущены римские католики. Но вскоре это скандальное постановление отменили.

Нужно сказать, что с символичной смертью митрополита Никодима проповедуемая и усиленно насаждаемая им ересь экуменизма не перестала существовать в Русской Церкви, поскольку он успел оставить после себя плеяду своих учеников, которых в свое время сумел рукоположить в священный сан и поставить на руководящие должности. Сейчас дело Ротова продолжают: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), экзарх Украинской Церкви митрополит Владимир (Сабодан), экзарх Белорусской Церкви митрополит Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) и др.

Одним из ближайших и любимых учеников митрополита Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Первый ученик владыки Никодима никогда не скрывал, что считает своим долгом довести дело своего покойного учителя до конца. А идеалом и главной мечтой Ротова было «воссоединение с великой церковью запада» через проведение «восьмого вселенского» собора.

Делегация МП во главе с митр. Никодимом (Ротовым) на приеме у папы Павла VI в Ватикане, в составе делегации архим. Кирилл (Гундяев), являвшийся членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ, 3 июля 1975 г.

В 1978 году, 5 сентября, в Ватикане во время аудиенции у папы римского Иоанна-Павла I при исполнении обязательного обряда – целования туфли скоропостижно скончался его гость, основатель ереси экуменизма в России Ленинградский митрополит Никодим (Ротов). За 13 лет перед этим он встретился с Пелагией Рязанской, которая предсказала ему: «Как собака сдохнешь у ног своего папы».

Когда Ротову стало плохо, папа прочел по нему отходную. Затем в кафедральном костеле святого Петра римский понтифик в сослужении множества кардиналов, прелатов и ксендзов отпел Никодима и в сопровождении двух кардиналов оправил гроб со смердящими останками покойного в Ленинград. В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры кардиналы с амвона произнесли похвальную речь умершему экуменисту и рассказали его ученикам о его «блаженной» кончине у ног папы. В настоящее время ученики Ротова занимают ведущие кафедры Русской Православной Церкви.

Митр. Кирилл (Гундяев) целует руку папе Бенедикту XVI:

Экуменические откровения будущего православного патриарха:

Кто такие николаиты, которых ненавидит Христос?

.

Николаиты с виду люди верующие, но при этом они сладострастно смешиваются с миром греха и легко сходятся с другими верами. Они полу-верующие полу-язычники, полу-верующие полу-атеисты, они постоянно ищут компромисс с окружающей их средой ради выгоды или спокойствия, поэтому николаиты без зазрения христианской совести вступают в услужение к любой власти, если она им что-то обещает за сотрудничество или хорошо платит. В Откровении от Иоанна, николаиты показаны как некая церковная партия (секта), которая находилась в Пергаме и проповедовала различные послабления в духовной жизни христиан, компромиссы с язычниками и прочие отступления, оправдывая это любовью. Писание указывает на то, что эти послабления и компромиссы с язычниками привели николаитов к распущенности нравов и по образу своей жизни они мало чем отличались от прозябающих в растлении язычников.

Слово николаит греческое, оно имеет два корня: никос – побеждать, подчинять; лаос – люди. И целиком это слово переводится так: победивший или подчинивший себе людей.

В главе 2-ой от Иоанна говорится, что дела николаитов были похожи на дела пророка Валаама, который пытался проклясть Божий народ. Один царь заплатил ему за то, чтобы он сделал это. Но каждый раз, когда Валаам пытался проклясть израильтян, у него не получалось это, но из уст его по-мимо его собственной воли исходило благословение. Тогда он сказал царю, я не могу проклясть того, кого благословил Бог. Однако Валааму очень хотелось получить царские деньги и тогда он придумывает коварство – он изобретает способ, как осквернить свой народ, чтобы Бог проклял его Сам. Пророк посылает в военный лагерь израильтян блудниц, которые должны были соблазнить юношей и мужей. Когда те пали в грех прелюбодеяния, девицы приложили все свои усилия, чтобы израильские воины поклонились их языческим богам. Таким образом израильтяне сами стяжали проклятие Бога, поправ самые святые заповеди Всевышнего.




Top