Милость аллаха хадисы. Испытания - это милость аллаха. Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

Милость Всевышнего Аллаха, также бесконечна как Его щедрость. Он проявляет ее к нам, не требуя практически ничего взамен. Но при этом большинство рабов Творца неблагодарны и не замечают, той самой Милости, которая является для нас напоминанием.

И вот, что об этом говорит Всемогущий Создатель в аятах Священного Корана:

«О, сыны Исраила (Израиля)! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь» (сура аль-Бакара, аят -40).

«Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании» (сура аль-Бакара, аят – 211).

«Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи» (сура аль-Бакара, аят – 231).

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура Али Имран, аят – 103).

«Воистину, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: «Аллах оказал мне милость тем, что я не присутствовал рядом с ними» (сура ан-Ниса, аят-72).

«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны» (сура аль-Маида, аят -6).

«О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки. Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие!» (сура аль-Маида, аят -6).

«Всевышний сделал [на земле так], чтобы у предметов были тени. Горы для вас [наряду со многими другими их функциями] могут служить кровом, укрытием. [Те, кто видел исторические архитектурные памятники древних городов, высеченных многие тысячелетия назад людьми в горах (скалах), могут это представить, например Петра в Иордании]. И предоставил Он вам возможность шить одежды [из хлопка, льна, шерсти и многого другого], защищающие вас от жары [как и от холода] и одежды, защищающие от внешних вредных воздействий [кольчуги, например, бронежилеты и т.п.].

Проявление милости Творца к вам охватывает все грани жизни [упомянутые формы милости - наиболее простые и понятные всем примеры, вне зависимости от места проживания на планете, уровня образования и культуры], будьте же покорны [Ему]» (сура ан-Нахль, аят - 81).

«Всевышний приводит вам [назидательный] пример: [существовало когда-то] селение, жизнь его протекала в спокойствии и умиротворении [оно не имело врагов и не получало в свой адрес угроз. Жители его пребывали в достатке]. Доход был [не с чего-то одного, что могло бы в любой момент закончиться, а] из разных источников (проявляющимся во многих формах и видах). Они не приняли это как дар Божий [а посчитали должным и само собой разумеющимся], за что Всевышний заставил их вкусить [и понять, что такое] «одеяния» голода и страха [процесс обнищания явился для них болезненным и коснулся всех без исключения; им пришлось-таки заслуженно вкусить всю горечь жизни]. И это за то, что они вытворяли» (сура ан-Нахль, аят - 112).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

I. Пророк - милость ко всем творениям: к верующим и неверным, к людям, джиннам и животным.

Всевышний сказал о нем: «Мы отправили тебя, (о Мухаммад) только в качестве мило­сти к мирам» (21:107).

Верующие приняли эту милость и возблагодарили Аллаха за нее. Другие отвергли ее и променяли дар Аллаха на неверие. Указывая на то, что Мухаммад является милостью для всех: как для уверовавших в него, так и для неверных, - Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Кто уверовал в Аллаха и Последний день, тому Всевышний предначертал милость в этом мире и в жиз­ни вечной, а те, которые не уверовали в Аллаха и Его посланни­ка, избавлены от наказаний в виде провалов под землю и падения камней с неба, которому подвергались предыдущие общины, не уверовавшие в посланных к ним пророков ».

Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого аята, сказал: «Наиболее правильным из двух мнений по поводу по­нимания слов Всевышнего «в качестве милости к мирам» являет­ся то, которое передано от Ибн Аббаса. Он говорил, что Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в качестве милости ко всем творениям: как верующим из них, так и неверным. Что касается верующих, то милость к ним заключается в том, что посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах направил их к прямому пути, посредством веры в него и деяний, совершаемых ими сообразно принесенному им от Аллаха шариату, они будут введены в Рай. Что же касается неверных, то посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, от них отведено скорое массовое истребление, которое постигало предшествующие об­щины, объявлявшие лжецами своих пророков» .

На то, что милость, явленная Аллахом в Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, охва­тывает весь мир, указывает хадис, переданный от Абу Хурейры. В нем сообщается, что однажды люди сказали Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Посланник Аллаха! Воззови к Аллаху и попроси у Него кару для язычников!» Пророк ответил: «Я не послан для проклятий, а по­слан в качестве милости».

Хузейфа передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я всего лишь чело­век и, подобно всем людям, могу гневаться. Однако я послан Аллахом не иначе, как милость для миров. Посему, кого бы из своей общины я ни поругал и кого бы ни проклял, прошу Аллаха сделать это благословением для него в Судный день».

В хадисе, переданном от Абу Хурейры, приводятся та­кие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я не иначе, как милость, дарованная (Аллахом)».

Он также сказал: «Я - Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ат-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».

II. Примеры, п одтверждающие милость, явленную в Пророке , да благословит его Аллах и да приветствует .

Примеры проявления милосердия к врагам:

Милосердие к врагам во время джихада:

Милосердие, заключающееся в религии Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, распро­страняется даже на ее врагов во время битв с ними. Сражение с врагами в шариате Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет четкие правила, которых обязаны придерживаться сражающиеся на пути Аллаха.

Всевышний говорит: «Не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190).

Слова Аллаха «не преступайте!» включают запрет на та­кие вещи, как аль-мусля (уродование тел убитых врагов), аль-гулуль (воровство военных трофеев), убийство жен­щин, детей, а также убийство стариков, которые не принима­ют участия в битвах и чье мнение не влияет на ведение войны. Запрещено убийство монахов, больных, слепых, отшельников-богомольцев, если только они сами не сражаются или не помо­гают неверным своими советами.

Сюда же относится запрет на неоправданное убийство жи­вотных, сжигание деревьев, порчу посевов и плодов, приведе­ние в негодность водоемов и загрязнение колодцев, разрушение домов.

В одном из военных походов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была найдена убитая женщина, и он высказал свое порицание, запретив верующим убивать женщин и детей.

Назначая руководителей военных походов, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прика­зывал им бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, по­ступающим под их начало, а затем говорил: «Отправляйтесь в военный поход на пути Аллаха с именем Аллаха! Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха! Воюйте, но не совершайте измены, не присваивайте себе незаконно военные трофеи, не уродуйте тела убитых, не убивайте детей! А когда встре­титесь с врагами из числа многобожников, то призовите их к одной из трех вещей…».

Первым, к чему надлежало призвать врагов, - это при­нятие ислама и переселение (хиджра) в землю мусульман. В случае отказа переселяться их следовало призвать только к принятию ислама, но тогда их статус становился подобным ста­тусу мусульман-бедуинов.

Если враг отказывался принимать ислам, его надлежало при­звать к выплате джизьи.

Если он не соглашался ни на что из этого, то надлежало по­ложиться на помощь Аллаха и вступить с ним в сражение.

Соблюдение договоров с врагами:

Одним из важнейших правил джихада является неукосни­тельное соблюдение договоров и отказ от всякого вероломства. Всевышний сказал:

«А если опасаешься измены со стороны людей (из числа вра­гов), то заяви о прекращении договорных обязательств, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (8:58).

Если между мусульманами и неверующими существует дого­вор и взаимная гарантия безопасности, то мусульманам не дозво­ляется совершать измены и вероломно нарушать договор вплоть до окончания его срока. В случае возникновения у мусульманской стороны опасений измены со стороны врагов, когда объективные данные указывают на большую вероятность вероломного нару­шения ими заключенного соглашения без всякого предупрежде­ния, мусульмане обязаны уведомить противника о прекращении договорных обязательств, так, чтобы и мусульмане, и враг в оди­наковой степени знали о прекращении действия договора.

Из этого же аята можно сделать вывод, что если измена со сто­роны врага уже произошла, то уведомлять его о прекращении до­говора не нужно, потому что в таком случае измена становится из­вестным фактом, а не является всего лишь предметом опасений.

С другой стороны, аят указывает на то, что если у мусульман нет реальных причин опасаться измены со стороны врагов, то за­являть о прекращении действия договора раньше времени нельзя. Обязанностью мусульман является соблюсти договор до полного окончания его срока.

Весьма показательной в этом плане является история, рас­сказанная Сулеймом ибн ‘Амиром. В ней сообщается: «Однажды, когда между Му’авией и византийцами действовал договор о пе­ремирии, его войска начали движение к византийским границам до окончания срока перемирия, с тем, чтобы, как только оно кон­чится, сразу напасть на врага. Вдруг прискакал какой-то человек на лошади или аргамаке и стал выкрикивать возгласы: «Превелик Аллах! Превелик Аллах! Выполняйте договоры и не допускайте из­мены!» Прискакавший оказался не кто иной, как ‘Амр ибн ‘Абаса. Му’авия, да будет им доволен Аллах, послал к нему человека, чтобы узнать, в чем дело. ‘Амр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Если кто-то заключит договор с каким-либо наро­дом, то пусть не нарушает его, пока не закончится его срок, либо пусть объявит о прекращении действия договора так, чтобы обе стороны знали об этом в одинаковой мере». Услышав такие слова, Му’авия развернул войска обратно».

Все сказанное в полной мере подтверждает, что подлинной це­лью джихада является возвеличивание слова Всевышнего Аллаха и утверждение истины.

Отведение кары от врагов:

Одним из величайших примеров милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которое распространялось даже на его врагов, является история об ангеле гор. Аллах послал к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, этого ангела, когда язычники при­чиняли ему боль и страдания. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ангел сказал: «О Мухаммад! Всевышний Аллах слышал то, как твой народ издевался над тобой. Я - ангел гор. Твой Господь послал меня в твое распоря­жение. Чего ты желаешь? Если хочешь, я обрушу на них две вели­кие горы!» На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»

Чистота сердца Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и желание им добра для иудеев и прочих:

Величайший образец милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, содержится в сле­дующем хадисе, приведенном от Анаса, да будет им доволен Аллах: «Один мальчик-иудей прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Как-то раз он заболел, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить его. Сев у изголовья больного, он сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на отца, находившегося рядом, а тот сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!» Тогда он принял Ислам. (А в версии этого хадиса, приве­денной у ан-Насаи, сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха»). После этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» Подобных примеров в истории Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, множество.

Примеры проявления милосердия к верующим:

Всевышний сказал:«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и ми­лосерден к верующим» (9:128).

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, послан Аллахом ко всем людям, однако его отно­шение к верующим было особым. Они были прекрасно осведом­лены о его качествах и могли обучаться у него. Он относился к ним с искренней добротой и стремился оказать им любую поддерж­ку. Если они испытывали трудности, то это доставляло ему бес­покойство. Он желал им только добра, делал все возможное для того, чтобы помочь им обрести добро, и стремился наставить их на прямой путь. Он не хотел, чтобы их коснулось зло, и делал все возможное для того, чтобы они научились избегать его. К право­верным мусульманам он был добрее и снисходительнее, чем их собственные родители. И поэтому обязанности мусульман перед Пророком Мухаммадом превосходят их обязанности перед всеми остальными людьми. Обязанностью его общины является верить в него, почитать его, уважать и любить.

Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его - их матери» (33: 6).

Самым дорогим для человека является его собственная душа, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заботился о верующих больше, чем они сами заботятся о себе. Да и как может быть иначе, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был полон искренности и доброжелательности по от­ношению к ним, проявлял к ним в самой высокой мере мягкость, сострадание, снисходительность. Поэтому верующим следует от­давать предпочтение желанию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед же­ланиями других и даже перед своими собственными желаниями. Они обязаны ставить его слова превыше слов других людей, кем бы они ни были, и они также обязаны любить его сильнее, чем кого бы то ни было из людей.

Аллах сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре­менно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще­ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (2:159).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (члена­ми) моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!”

Он говорил также: «Я ближе к верующим, чем они сами. Поэтому тот, кто умрет, имея долг, и не оставит средств на его погашение, я беру на себя уплату его долга. А тот, кто умрет, оставив после себя имущество, то оно принадлежит его наследникам».

Примеры проявления милосердия к людям вообще:

Джарир ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто не милостив к людям, к тому не будет милостив Великий Аллах».

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я слышал, как Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Несчастен тот, в ком нет милосердия».

Абдуллах ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Милосердных помилует Милостивый Аллах. Милосердствуйте к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто над небесами. Родственная связь - от Милостивого. Кто поддерживает ее, того под­держивает Аллах, а кто разрывает ее, с тем порывает Аллах».

Примеры проявления милосердия к детям:

Анас ибн Малик рассказал, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, при­шел старик, а люди медлили с тем, чтобы уступить ему место. Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не жалеет младших среди нас и не почитает старших среди нас, тот не имеет к нам отношения».

‘Амр ибн Шу’айб передал от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из нас тот, кто не мило­сердствует к младшим среди нас и не знает уважения к стар­шим среди нас».

Примеры проявления милосердия к девочкам:

Абу Са’ид аль-Худри сообщил: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет трех дочерей, или трех сестер, или двух дочерей, или двух сестер, и при этом он боится Аллаха в своем отно­шении к ним и совершает для них добро, тот обязательно войдет в Рай».

В сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, рассказыва­ется: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто будет содержать двух или трех дочерей, либо двух или трех сестер до тех пор, пока они не выйдут замуж или не умрут, либо пока не умрет он сам, с тем мы будем в Раю столь же близки, как эти два пальца», - и он показал указательный и средний пальцы руки».

Примеры проявления милосердия к сиротам:

1 . Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Опекающий сироту из числа своих родственников или посторонних будет в Раю столь же близок ко мне, как близки два этих».

Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик ибн Анас, сделал знак указательным и средним пальцами.

2 . Абу Хурейра сообщил, что однажды некий человек пожало­вался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на жесткость своего сердца, и он сказал ему: «Гладь головы сирот и корми бедняков».

Примеры проявления милосердия к женщинам и слабым:

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, я за­прещаю (людям) ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!”

Передают со слов ‘Амира ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать людей и сказал помимо проче­го: “Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они - ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное».

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не заходил ни в один дом в Медине, если не считать дома Умм Суляйм и домов своих жен; ког­да же его спросили о причине этого, он сказал: “Поистине, мне жалко ее, ибо ее брата убили, когда он был вместе со мной”».

Примеры проявления милосердия к вдовам и беднякам:

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающе­муся на пути Аллаха или тому, кто молится ночи напролет и постоянно постится днем».

В версии, приведенной у Муслима, сказано: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха и тому, кто молится ночами без устали и постится не разговляясь».

2 . От Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет им доволен Аллах, пе­реданы такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, много поминал Аллаха, мало разговаривал, совершал долгие намазы и произносил корот­кие проповеди. Ему не претило идти вместе с бедняками и вдова­ми и решать их проблемы».

3. Абдуллах ибн Умар, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я глядел на лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стоявшего на минбаре…, и мне на память приходили слова поэта (о нем):

…Кормилец сирот и защитник вдов…

Желавший во всем следовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Если даст мне Аллах прожить в здравии еще сколько-то, то я непременно велю назна­чить для вдов в Ираке денежные выплаты, дабы после меня они уже ни в ком не нуждались».

Из этих хадисов становится очевидным милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, проявляемое к вдовам и беднякам, и побуждение им людей к за­боте о них и удовлетворению их нужд.

От Умм Буджейд, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она обратилась к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, со словами: «О Посланник Аллаха, да пребудет над тобой благословение Аллаха! Если к моей двери подойдет бедняк, а я не найду что ему дать, как мне быть?» «Если не найдешь ничего, что можно дать ему, кроме обожженного копытца, то отдай ему!»

Этот пример подчеркивает милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к беднякам и указывает на то, что он побуждал людей проявлять к неимущим сочувствие и доброту и кормить их в меру своих возможностей.

Примеры проявления милосердия к искателям знания:

От Абу Са’ида переданы такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с кото­рыми он обратился к своим сподвижникам: «К вам будут приходить люди, ищущие знания. Когда увидите их, го­ворите им: «Добро пожаловать, о те, которые завеща­ны нам Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» - а затем обогащайте их знанием».

Малик ибн аль-Хувайрис рассказывал: «В свое время мы приш­ли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были молодыми людьми при­мерно одного возраста. И мы прожили у него двадцать дней, а по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был добр и мягок с нами. Когда он увидел, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас дома, и мы рассказали ему об этом. Тогда он ска­зал: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я, а когда наступа­ет время намаза, пусть один из вас провозгласит для вас призыв к нему, а старший среди вас пусть руководит вашим намазом” ».

Приведенные примеры указывают на доброту и милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к искателям знаний.

Примеры проявления милосердия к пленным:

Абу Муса, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Освобождайте пленных, кормите го­лодных и навещайте больных!»

В этом хадисе содержится указание на милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к пленным мусульманам, веление освобождать их, а также веле­ние кормить голодных и навещать больных.

Примеры проявления милосердия к больным и сочувствия к ним:

От Абу Хурейры передано, что он слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такие слова: «Шесть вещей входят в число обязан­ностей мусульман по отношению друг к другу». Люди спро­сили: «А что это за вещи, о посланник Аллаха?» «Если ты встре­тишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригла­сит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, скажи ему: «Йархамука-Ллах!» («Да помилует тебя Аллах!»), если он заболеет, навести его, а если он умрет, то проводи его в последний путь» .

Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мусульманин, наве­стивший больного, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернется” . Люди спросили: “О послан­ник Аллаха, а что такое “хурфату-ль-джанна”?”, - и он сказал: “Райские плоды”.

От Али, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он слы­шал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если мусульманин посе­тил другого мусульманина утром, то обязательно семьдесят тысяч ангелов благословляют его до самого вечера, а если он посетил его вечером, то семьдесят тысяч ангелов благослов­ляют его до утра, и даруется ему сад в Раю».

От Ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого еще не истек, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!” /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, - Аллах обязательно исцелит его от этого недуга».

Все эти хадисы самым очевидным образом демонстрируют то, насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был добр к больным, как горячо он стремил­ся помочь им и как сильно желал для них исцеления, а также то, как он побуждал своих последователей к проявлению всяческой заботы о больных и вселению радости в их сердца.

Примеры проявления милосердия к животным, птицам и ко всему живому:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз одного челове­ка, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался нару­жу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и лизавшую от жажды влажную землю. При виде этого чело­век сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» - на что он ответил: «Награда полагается за все живое».

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для нее воды, и за это простились ей ее грехи».

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одна женщина была под­вергнута мучениям за кошку, которую она держала взапер­ти, пока та не сдохла, и из-за этого поступка она оказалась в огне. Она держала ее взаперти, не кормя и не поя, и не выпу­скала ее, не давая возможности поедать живность, ползаю­щую по земле» .

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если какой-нибудь мусульманин по­садит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтется ему как садака».

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказал, что однажды некий человек решил зарезать овцу. Уложив ее на землю, он стал при ней точить свой нож. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что делает этот человек, то сказал ему: «Неужели ты желаешь, чтобы она ис­пытала сразу несколько смертей?! Разве ты не мог поточить свой нож до того, как уложить ее для заклания?!»

Передают со слов Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предпи­сал проявлять доброту во всем: если вам придется убивать, делайте это хорошим способом, и если будете приносить жертву, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как сле­дует точит свой нож и избавляет животное от мучений».

Ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах спросит со всякого, убившего птичку без соблюдения ее права или убившего таким образом что-либо больше нее». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! В чем заключается ее право?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это право состо­ит в том, что человек должен зарезать ее, как положено, и съесть, но не должен бросать ее, отрывая ей голову».

Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совер­шали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы уви­дели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли ее птенцов, а эта птица приблизилась к нам и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто заставил страдать эту птицу из-за ее птенцов?! Верните их ей!” Когда же он увидел му­равейник, который мы сожгли, то спросил: “Кто сжег это?” Мы ответили: “Это сделали мы”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никто, кро­ме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!”

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прошел осел, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал: «Да проклянет Аллах того, кто заклеймил его!»

От него же сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал на­носить удары по лицу и клеймить морды животных.

Абдуллах ибн Джа`фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там верблюда. Когда же верблюд увидел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то стал жалобно стонать, а глаза его наполнились слезами. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к нему, погладил его по горбу и за ушами и он успокоился, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал спраши­вать: “Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?” Тогда к нему подошел один юноша из числа ансаров и сказал: “Он мой, о посланник Аллаха.” Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Почему, владея этим животным, ты не боишься Аллаха, ко­торый сделал его подвластным тебе? Поистине, оно пожало­валось мне на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь непосильным трудом!”

Это лишь некоторые примеры милосердия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прояв­ляемого к врагам и друзьям, к мусульманам и неверным, к мужчинам и женщинам, к молодым и старым, к людям и животным. Подобных примеров его милосердия - огромное множество, однако объем этой книги не позволяет привести их все. Да пребудут над ним бла­гословения и мир Всевышнего Аллаха до скончания веков.

III. М ягкосердечие Пророка , и его п лач.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не плакал громко и навзрыд, так же, как не свойственно ему было громко смеяться. Его плач выражался в том, что из его глаз начинали капать слезы, а из груди слышался приглушенный звук. Он плакал по разным причинам: сострадая умершим, страшась за своих последователей и жалея их, трепеща перед Аллахом. Он плакал, слушая Коран, и то были слезы любви и благоговения.

Упомянем некоторые примеры того, когда плакал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

1. Плач благоговения перед Аллахом в ночных намазах

Биляль, да будет им доволен Аллах, слышавший как плачет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «О посланник Аллаха! Зачем ты плачешь, если Аллах простил тебе твои прошлые и будущие прегрешения?!» «Как же мне не быть благодарным рабом?! Сегодня ночью мне был ниспослан аят: «Поистине, в сотворении небес и земли и смене ночи и дня - знамения для обладающих разумом» (3:190). Горе тому, кто прочтет его и не задумается!»

2. Благоговейный плач в намазах

Сообщается, что Абдуллах ибн аш-Шиххир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он совершал намаз, плача и издавая от этого звуки, подобные звукам, доносящимся из кипящего котла».

3. Плач при слушании Корана

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне: “Почитай мне Коран”. Я сказал: “Как же я буду читать его тебе, если тебе он был ниспослан?!” - Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, я люблю слушать, когда его читают другие”. И я стал читать ему суру “Женщины”, а когда дошел до того аята, в котором говорится: “А как же, когда приведем Мы от каждой общины свидетеля и при­ведем тебя как свидетеля против них?! ” (4:41) - он сказал: “Хватит” , и тут я увидел, что из глаз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, текут слезы».

4. Плач Пророка , да при потере дорогих людей

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда умер его сын Ибрахим. Из его глаз полились слезы, а ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет дово­лен им Аллах, сказал: “И ты тоже плачешь, о посланник Аллаха?” На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “О Ибн ‘Ауф, поистине, это - про­явление сострадания!” - а затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, гла­за плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”

5. Плач Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, по причине смерти одной из его дочерей

Говорят, что это была его дочь Умм Кульсум - супруга ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет им доволен Аллах. Анас, да будет им до­волен Аллах, сообщил: «Мы присутствовали на похоронах дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он сидел на краю ее могилы, и я видел, как из его глаз текут слезы. Затем он сказал: «Есть ли среди вас такие, кто не имел сегодня ночью половой связи?» Абу Тальха сказал: «Я», - и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Спустись в могилу». Абу Тальха спустил­ся в могилу и уложил в нее дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

6. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал при смерти одной из своих дочерей и в другой раз

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял свою умирающую дочь и положил ее пред собой. Так она и умерла у него на руках. Умм Айман, при­сутствовавшая при этом, начала громко плакать, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты рыдаешь в присутствии Посланника Аллаха?» «Но ведь я вижу и тебя плачущим!» - сказала она. «Я не плачу. То, что ты видишь - не иначе, как проявление сострада­ния. Верующий в любом состоянии наделен всяким благом. И даже когда его душа извлекается из его груди, он восхваляет Всевышнего Аллаха».

7. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал и когда умер один из его внуков

Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал: «В свое время дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала к нему человека, чтобы сообщить ему о том, что ее сын находит­ся при смерти и позвать его к себе. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отослал этого человека обратно, велев ему пожелать им мира и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха” . Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал со своего места и вместе с ним поднялись Са`д ибн ‘Убада, Му`аз ибн Джабаль, Убайй ибн Ка`б, Зайд ибн Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. В доме дочери Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали маль­чика, который уже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди, и глаза его наполнились слезами. Увидев это, Са`д сказал: “О по­сланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов”» .

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердце того, кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах поми­лует из числа рабов Своих только милосердных».

8. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал и когда умер ‘Усман ибн Маз’ун

Айша, да будет ею доволен Аллах, сообщила: «Я видела, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал ‘Усмана ибн Маз’уна, когда тот умер, и из глаз его текли слезы».

9. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда в битве Мута погибли его сподвижники

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в свое время) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил людям о смерти Зайда, Джа‘фара и Ибн Равахи еще до того, как известия о них были доставлены гонцами, и он сказал: «Зайд взял знамя и был сражен, потом взял его Джа‘фар и был сражен, а потом взял его Ибн Раваха и тоже был сражен, - и когда Пророк, говорил это, глаза его были полны слез, после чего он продолжил, - а затем взял его меч из числа мечей Аллаха, и Аллах даровал им победу».

10. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда посетил могилу своей матери

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, приведено та­кое сообщение: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посетил могилу своей матери и при этом заплакал, и вместе с ним заплакали люди. Затем он сказал: “Я попросил у моего Господа позволить мне просить проще­ния для моей матери, но мне не было позволено, а когда я попросил Его дозволения посетить ее могилу, Господь раз­решил мне. Посещайте могилы, ибо они напомнят вам о смерти”».

11. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, плакал у постели Са’да ибн ‘Убады, когда он умирал

Сообщается, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Са‘д ибн ‘Убада серьезно заболел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел навестить его вместе с ‘Абдуррахманом ибн ‘Ауфом, Са‘дом ибн Абу Ваккасом и Абдуллахом ибн Мас‘удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к больному и увидев его в окруже­нии родных, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Он уже умер?” Они ответили: “Нет, о посланник Аллаха”, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заплакал. Увидев, что он плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: “Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слезы, текущие из глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!” - и он указал на свой язык…» .

12. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал при погребении умерших

От аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет им доволен Аллах, сообща­ется: «Однажды мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутство­вали на похоронах. Сев у края могилы, он стал плакать так, что промокла земля, а затем сказал: “О мои братья! Приготовьтесь к такому же (дню)!”»

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что (однажды) люди из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли к нему и сказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «O посланник Аллаха, богачи получат все награды, ведь они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) они еще и раздают милостыню /садака/ от излишков своего богатства!»

(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«A разве для вас Аллах не приготовил того, что вы можете раздавать в качестве садаки? Поистинe садакой для вас становится каждое прославление, и каждое возвеличивание, и каждое восхваление, и каждое произнесeние слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого и даже совершение полового сношения каждым из вас является садакой».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!»

(На это прoрок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Скажите, если бы кто-нибудь из вас) удовлетворил свое желание запретным (образом), понес бы он наказание? Но точно так же если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду» (Муслим, 1006).

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

В своём комментарии к "Сорока" Ибн Хаджар аль-Хайта» пишет: "Это - великий хадис, поскольку он включает в себя драгoценные основы религии".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

Аллах Всевышний сказал:
"...и в стремлении к этому пусть соревнуются друг с другом соревнующиеся." "Обвешивающие", 26.
Соревнование в стремлении к приобретению большего количества блага и совершению большего количества праведных дел является узаконенным и желательным, и мусульманин обязан стремиться к этому. В этом хадисе Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывает нам о том, свидетелем чего он стал при жизни посланника Аллаха, (ﷺ), увидев, какую позицию занял посланник Аллаха, (ﷺ), в этой ситуации, как он мудро поступил сколь велико милосердие ислама и как широко открывает перед человеком двери блага эта религия. Всё это нашло своё выражение в тех разъяснениях, что пророк, (ﷺ), которому был ниспослан Коран, должен был дать людям, для которых он был ниспослан.
Речь идёт о том, что группа бедняков из числа мухаджиров, среди которых, возможно, были такие же бедняки из числа ансаров, увидели, что они не в состоянии заниматься благотворительностью и подавать много милостыни. Они не обладали богатством, которое могли бы раздавать, чтобы тем самым доказать искренность своей веры и то, что они являются хорошими мусульманами, ведь они слышали от посланника Аллаха, (ﷺ), что «садака - это доказательство ». Кроме того, они читали и слышали аяты Аллаха Всевышнего и слова Его посланника, (ﷺ), побуждающие людей к расходованию своих средств на благие дела, воздающие хвалу расходующим и обещающие им рай, равный по ширине небесам и земле. И они видели, как их богатые товарищи и братья спешили щедро расходовать свои средства: один приносил всё, чем владел, другой - половину, третий - многие тысячи, а ещё кто-то складывал перед посланником Аллаха, (ﷺ), целые груды добра в надежде на то, что он обратится к Аллаху с мольбой за него, выразит своё удовлетворение им и попросит Аллаха Всевышнего о прощении и проявлении благоволения к такому человеку. Это оказало на них своё воздействие, и сердца их пожелали достичь такого же положения, какого достигли их братья. И они стремились к этому не из зависти к достатку и не из стремления к богатству, а только из желания соревноваться с ними в том, что имеет отношение к совершению благого и приближению к Аллаху Всевышнему. В конце концов они собрались и пришли к посланнику Аллаха, (ﷺ), чтобы пожаловаться на своё положение и сообщить ему о том, что они не имеют средств, плача и огорчаясь из-за того, что им нечего потратить, и говоря:
"О посланник Аллаха, богачи получат все награды.."
Этим они хотели сказать следующее: богатые люди получат все награды, а нам ничего не достанется, ведь "они молятся подобно нам и постятся подобно нам " ; в этом мы с ними равны и не отличаемся от них, однако они всё же превосходят нас и отличаются от нас, ибо они "ещё и раздaют, милостыню /садака/ от излишков своего богатства " , нам же нечего раздавать в качестве милостыни, чтобы достичь такого же положения, но наши души желают занимать пред Аллахом Всевышним такое же положение, как и они, так что же нам делать?

1. Великая мудрость и широкие врата блага
Избранный посланник, (ﷺ), понимает страстное желаний этих людей занять высокое положение пред их Господом и исцeляет их души с помощью той мудрости, которой наделил его Аллах Всевышний. Он радует их и обращает их внимание на то, что врата блага широки и что есть такие дела, награда за которые равна награде подающего милостыню, положение же совершающего такие дела близко к положению расходующего, а иногда и выше его, но каждый должен делать то, что ему по силам.
Аллах Всевышний сказал:
"Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам." "Корова", 286.

Аллах Всевышний также сказал:
"Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему." "Развод" ,7.

Пророк, (ﷺ), спрашивает их:
"А разве для вас Аллах не приготовил того, что вы можетете раздавать в качестве садаки?"

И в самом деле, ведь видов садаки, которую вы можете подавать, существует множество, в том числе - расходы на семью и то, что с материальными затратами не связано, и за любое из этих действий награда будет не меньше, чем за расходование средств на пути Всемогущего и Великого Аллаха.

2. Поминание Всемогущего и Великого Аллаха - лучшая садака для души
Если вы не наделены богатством, прославляйте Всемогущего и Великого Аллаха, возвеличивайте Его, воздавайте Ему хвалу и произносите слова "Нет бога, кроме Аллаха " поскольку награда за каждую из таких фраз будет соответствовать награде за садаку, а какая награда больше этой? Да и как же иначе, ведь мы уже знаем о том, что эти слова являются вечными праведными делами, так как Аллах Всевышний говорит:
"...но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надежды." "Пещера",46.
Аллах Всевышний, слава Ему, также говорит:
"Поминание Аллаха - самое главное..." "Паук". 45.
Это означает, что за поминание Аллаха полагается самая великая награда. Пророк же, (ﷺ), сказал:
"Нет такого дня, ночи или часа, когда бы Аллах не подавал милостыни, кому пожелает из рабов Своих, и Аллах Всевышний не даровал никому из Своих рабов ничего, что могло бы сравниться с внушением ему (мысли о необходимости) поминать (Его)" (Ибн Маджа.)

Сообщается, что однажды посланника Аллаха, (ﷺ), спросили:
"Какие рабы окажутся наиболее достойными пред Аллахом в День воскресения?"
Он сказал:
"Мужчины и женщины, поминающие Аллаха часто". (Муслим)

3. Призыв к благу есть садака всему обществу
Точно также можно сказать, что побуждение к одобряемое и удержание от порицаемого есть призыв к благу, и эти вратa широки и открыты, а награда за исполнение этой обязанности по способности /фарду-ль-кифайа / не только не меньше нагрaды расходующего свои средства на милостыню, но иногда дажe и намного превосходит её. Пророк, (ﷺ), сказал:
"Всё одобряемое (шариатом) есть садака". (Муслим)
Да и как иначе, ведь именно благодаря побуждению к одобряемому удержанию от порицаемого эта община стала лучшей из представленных людям общин.
Аллах Всевышний сказал:
"Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям обшин: вы побуждаете к одобряемому, и удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха." " Семейство Имрана", 110.

4. Широта милости Всемогущего и Великого Аллаха
И Всемогущий и Великий Аллах определил вам награду, которую вы можете получать ежедневно и еженочно, если намерeния ваши будут искренними, а цели - правильными. Разве каждый из вас не расходует средства на свою семью и детей? А пророк, (ﷺ), сказал:
"Расходы человека на его семью есть садака." (Муслим.)
Сообщается также, что пророк, (ﷺ), сказал:
"Поистине, что бы ни израсходовал ты ради лика Аллаха Всевышнего, ты обязательно получишь за это награду, в том числе и за тот кусочек, который ты положишь в рот своей жены". (Аль-Бухари; Муслим.)
Каждый из вас выполняет свои супружеские обязанности для того, чтобы удержать и себя, и свою жену от совершения запретного, уберечься от прелюбодеяния, остановиться у установленных Аллахом границ и отстраниться от всего запрещённого Им, совершение чего является грехом и влечёт за собой наказание.
Более того, даже если человек думает, что всего лишь получает удовольствие и удовлетворяет свои желания, за это ему уготована награда, но только при том условии, что намерения его относительно всего вышеупомянутого будут оставаться искренними и он не будет приближаться ни к чему, кроме разрешённого ему Аллахом Всевышним.

5. "Дела оцениваются только по намерениям"
Великой милостью Всемогущего и Великого Аллаха по отношению к мусульманину является то, что благодаря искренним намерениям дела человека превращаются в поклонение, за которое полагается награда, в результате чего как его действия, так и отказ от них становятся средством приближения к его Всемогущему и Великому Господу. Так, когда он ест или пьёт дозволеное с той целью, чтобы сохранить своё тело и приобрести достаточно сил для выражения повиновения своему Господу, это становится поклонением, за которое его ждёт награда, особенно если это сочетается с поминанием Аллаха Всевышнего в начале и при завершении того или иного дела. Имеется в виду, что сначала человек произносит слова "С именем Аллаха" /Би-сми-Лляхи/. а завершая что-либо, воздаёт Ему хвалу и благодарит Его, указания на необходимость чего имеются в сунне. И если он совершает половое сношение с женой с целью удержания самогo себя и её от совершения прелюбодеяния и всего того, что к нем приводит, или с целью соблюдения права своей жены на обрaщение с ней согласно одобряемому шариатом или с целью зачaтия праведного ребёнка, который будет поклоняться одному лишь Аллаху Всевышнему; итак, если он придерживается подобных намерений, удовлетворяя своё желание, это тоже становится поклонением. И это будет записано в книгу его добрых дел, особенно если в такие моменты человек не будет забывать о милости Аллаха Всевышнего, который разрешил ему это наслаждение. и станет выполнять веление Его посланника, (ﷺ), поминая Аллаха Всевышнего и обращаясь к Нему с мольбами, к чему направляет его посланник Аллаха, (ﷺ), который сказал:
"Если любой из вас, совершая половое сношение с женщиной скажет: "С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана, удали шайтана от того, кем Ты наделил нас!" /Би-сми-Лляхи Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!/, - и им суждено иметь ребёнка, то (шайтан ему не повредит"
(Аль-Бухари; Муслим.)
Кроме того, награда мусульманина, который воздерживается от совершения запрещённого Аллахом, увеличивается и возрастает у Аллаха Всевышнего, особенно в том случае, когда постоянно обновляет свой договор с Аллахом, представляя себе, что он воздерживается от ослушания Всеблагого и Всевышнего Аллаха, выполняя Его веление, отстраняясь от того. что было Им запрещено, желая получить Его награду и страшась Его наказания. Это значит, что такому человеку присущи качества рабов Милостивого, так как Аллах Всевышний сказал:
"...те, которые, когда их увещевают знамениями их Господа, не падают ниц, (будто) глухие и слепые..." "Различение", 73.
И это значит, что ему присущи качества искренних верующих, о которых Аллах Всевышний сказал:
"Верующими являются лишь те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, а когда читают им Его аяты, они добавляют им веры, и они на своего Господа уповают." "Добыча", 2.

6. Врат блага существует множество
Количество врат блага и видов милостыни не ограничивается только теми из них, что были упомянуты в этом хадисе. Есть и другие дела, которыми может заниматься мусульманин и за которые ему уготована такая же награда как и за садаку. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, (ﷺ), сказал:
"Нет ни одной человеческой души, для которой садака не является обязательной каждый день, в который восходит солнце"
- (Люди) спросили:
"О посланник Аллаха, откуда же нам взять cадaку, которую мы стали бы подавать?"
(На это) он сказал:
"Поистине, врат блага имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличивание Его, и произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха ", и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чём он нуждается, и (садакой для тебя будет если) ты пойдёшь к опечаленному, который просит о помощи, и если поможешь своими руками слабому, и всё это - садака от тебя тебе же". (Ибн Хаббан.)
В обоих "Сахихах" приводится хадис, в котором сообщается что пророк, (ﷺ), сказал:
"Прекрати делать зло людям, и, поистине, это будет садакой"
Кроме того, приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, (ﷺ), сказал:
"Твоя улыбка в лицо твоему брату будет садакой и то, что нальёшь воды из своего ведра в ведро своего брата, будет cадакой".

7. О том, к чему направляет этот хадис
1 - Необходимо прибегать к мудрости в трудных ситуациях, приносить радостные вести людям и радовать их души.
2 - В этом хадисе говорится о достоинстве слов поминания, указания на которые в нём имеются, и о том, что награда за эти слова равна награде за садаку, если у человека нет на неё средств, особенно в тех случаях, когда эти слова произносятся после обязательных молитв.
В одной из версий этого хадиса. приводимой в обоих "Сахихах", сообщается, что пророк, (ﷺ), сказал:
«Так не рассказать ли вам о том, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы "Преславен Аллах" /Субхана-Ллахи/, "Хвала Аллаху" / Аль-хамду ли-Лляхи/ и "Аллах велик" /Аллаху акбар/ ".»

3 - Желательно, чтобы какую-то милостыню подавал и бедный, если это не поставит в трудное положение семью человека и его самого. Что же касается богатого, то даже если он расходует много средств на благие дела, поминание послужит для него средством увеличения блага и награды.
4 - Подавать милостыню из тех средств, в которых нуждается сам человек, его жена и дети, предосудительно, а если такая милостыня приводит к ущемлению прав тех, на кого мусульманин обязан тратить свои средства, то она может быть и запретной.
Сообщается, что пророк, (ﷺ), сказал:
"Лучшей садакой является то, что подаётся от достатка, и начинай с тех, кого ты (обязан) содержать". Аль-Бухари и другие мухаддисы.
5 - Для того, кто способен подавать садаку и обладает богатством, садака лучше поминания, поскольку польза от садаки носит более общий характер и распространяется также и на других, тогда как польза от поминания носит индивидуальный характер и её получает лишь тот, кто занимается им. Если же богатый объединит садаку с поминанием, награда его у Всемогущего и Великого Аллаха будет велика. В той версии этого приводящегося в обоих "Сахихах" хадиса, которую приводит Муслим сообщается, что бедные мухаджиры вернулись к посланний Аллаха, (ﷺ), и сказали: "Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и стали делать то же самое!"
(На это) посланник Аллаха, (ﷺ), сказал:
«Это - милость Аллаха, которую Он оказывает, кому пожелает».
6 - Высоким достоинством отличается благодарный богач расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.
7 - Важность побуждения к одобряемому и удержания порицаемого в мусульманском обществе, что относится к числу обязанностей по способности. Если никто не занимается этим, то в грех впадают все, если же некоторые мусульмане выполняют эту обязанность, то на остальных греха не будет и это касается всех без исключения мусульманских сообществ
8 - Необходимо хорошо обращаться со своей женой и соблюдать её права, что делает её спокойной и довольной. Точно также и женщине следует хорошо обращаться со своим мужем в знак признания и благодарности за его добро.
9 - Этот хадис побуждает мусульманина спрашивать о том, что пойдёт ему на пользу и благодаря чему он сможет подняться выше по ступеням совершенства.
10 - Обращающемуся за советом по какому-либо религиозно-правовому вопросу, следует спрашивать о тех указаниях, которые остаются для него скрытыми, если он знает, что тот, кому он задаёт вопрос, не отнесётся к этому неодобрительно, и если его вопрос не связан с нарушением правил приличия.
11 - Следует разъяснять смысл указания ученику, особенно когда дело касается того, что ему неизвестно, чтобы это лучше запечатлелось в его сердце и больше способствовало подчинению такому указанию.
12 - Законность использования суждения по аналогии /кыйас / и принятие решения на основании рассмотрения случая, подобного тому или иному делу.

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

- Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

- Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

- Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой об его участи. Первый ангел сказал:

- Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

- Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости».

(Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает:

«В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила:

«Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне:

«О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства - шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи:

«Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха».

После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа:

«О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им».

Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась».

(Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

- Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам».

(Муслим)

Кассама бин Зубай передал:

«Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

- О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

  1. 1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.
  2. 2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.
  3. 3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал:

«В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«В Судный день будет сказано:

- О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!»

(Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

Некоторые говорят: «Аллах только наказывает », «У Аллаха нет любви к нам ». Одна из причин появления такого мнения в обществе – неправильная информированность, или дезинформация.

«Хотел бы с помощью Аллаха внести ясность в понимание религии Аллаха и представление о ней. Когда оглядываешься вокруг, видишь, что люди творят, какие происходят разврат, убийства, прелюбодеяние, воровство, обман, взяточничество и т.д., то понимаешь, насколько велика милость и любовь Аллаха к нам, что мы ещё живы».

Когда Аллах сотворил всё, что нас окружает, в самом прекрасном виде, в завершение Он создал самое красивое и самое лучшее Своё творение – человека. По этому поводу Аллах в Коране сказал: «И создали Мы человека в самом красивом образе » (сура «Тин»), ещё Он сказал: «Поистине мы возвеличили детей Адама (человечество) ». Аллах сделал Своим самым любимым творением человека, а из людей лучшие – пророки и посланники, а из пророков и посланников – наш Пророк (мир ему и благословение).

И первая милость к нам и проявление любви от Аллаха – в том, что мы из общины Мухаммада (мир ему и благословение), так как Всевышний возвеличил общину Мухаммада (мир ему и благословение) над общинами других пророков через многие блага.

Даже пророки хотели бы быть из нашей общины. Передают от Мукатиля сына Сулеймана (да будет доволен им Аллах), что однажды Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «Я увидел надпись на скрижали, ходатайствующие перед Аллахом, и за которых ходатайствуют перед Ним. Сделай их из моей общины»

Аллах ответил: «Эта община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему) сказал: «О Господь! На скрижали я видел надпись об общине, грехи которой смываются пятикратной молитвой. Сделай этих людей моей общиной

Аллах ответил: « ».

Муса (мир ему) сказал: «Я видел на скрижали общину, в которой семьдесят тысяч верующих без допроса войдут в Рай. Сделай их моей общиной ».

Аллах ответил: «Это община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему) опять сказал: «Я видел на скрижали общину: если кто-нибудь из неё имел намерение совершить благое и не смог совершить, то ему записывается одно вознаграждение, если он совершил благое, то записывают десять вознаграждений. Сделай её моей общиной ».

Аллах ответил: «Это община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему и благословение) спрашивал, пока не сказал: «О господь! Я желаю быть в числе последователей этого Пророка ». Аллах ему ответил (через откровение), как сказано в Коране: «О Муса! Я возвеличил тебя среди людей моим посланием и моей речью, так возьми то, что я дал тебе, и будь благодарным мне » (аль-Араф) («Танбих», стр. 476).

Даже за намерение совершить благое без осуществления его по каким-либо причинам всё равно получают воздаяние, как будто совершили задуманное, а если совершили это благое, то за деяние увеличивается воздаяние в десятикратном размере.

Аллах не возложил на нас ничего из того, что бы мы не смогли совершать. Всевышний сказал: «Не возложил Аллах на человека того, чего он не сможет » (аль-Бакара), т. е. всё, что возложил Аллах на всех нас, – лёгкое.

Аллах возвеличил эту общину пятью вещами :

1. Аллах сделал продолжительность жизни короткой, чтобы грехов совершали меньше .

2. Аллах создал людей короткими в росте и малыми в телосложении, чтобы меньше расходовали на одежду, еду и питьё .

3. Создал физически слабыми, дабы не возвышались .

4. Создал бедными и нуждающимися, чтобы меньше было отчёта в могиле и в День Суда .

5. Сделал последней общиной последнего Пророка, чтобы меньше пребывать в сырой земле – могилах .

Передали, что Адам (мир ему) сказал: «Поистине Аллах наделил общину Мухаммада (мир ему и благословение) четырьмя почестями, которыми не наделил даже меня :

1. Поистине, принятие моего покаяния состоялось в Мекке, а люди общины Мухаммада будут просить прощения на любой точке земли, и Аллах будет принимать.

2. Я был одетым, но, когда совершил грех, Аллах сделал меня нагим. А люди из общины Мухаммада будут грешить нагими, и будет появляться одежда. (Т. е. Аллах не будет лишать имущества за каждый грех, дабы оставить возможность для раскаяния. Мы видим многих людей, которые, мягко говоря, ведут непристойный образ жизни, но Аллах не лишает их квартиры, машины и т. д.)

3. Когда я совершил грех, Аллах разлучил меня с женой, а община Мухаммада грешит, но их не разлучают с семьями.

4. Поистине, я сделал ошибку в Раю и был изгнан из него, а люди из общины Мухаммада будут совершать грехи, но в Рай будут входить чистыми путём покаяния».

Аллах дал нам возможность пять раз каждый день обращаться к Нему в обязательной молитве. Ни одной общине не было дано такое благо. Аллах повелел ангелу, записывающему наши плохие дела, ожидать шесть часов, не записывая грех, в надежде на покаяние Своего раба.

Мы просто не понимаем и даже не задумываемся, что даже то, что мы вольны выбирать, что нам делать и говорить, – это уже милость Аллаха, потому как Всевышний волен сделать всё, что Он пожелает.

Да поможет нам Аллах понять Милость Его к нам!




Top