Митрополит иларион дашевский. На финском языке. На сербском языке

С первой минуты общения в православном священнослужителе и богослове митрополите Иларионе привлекает внимание его пронзительный и очень глубокий взгляд. Поэтому нетрудно понять, что он человек непростого мышления, знающий что-то большее, истинное и сокровенное, и старающийся всячески донести свои знания и мысли до людей и этим сделать мир в их душе светлее и добрее.

Митрополит Иларион Алфеев (фото его представлены чуть ниже) – патролог и доктор философии Оксфордского университета и Богословского института в Париже. Он также является членом Синодальной комиссии Русской православной церкви, руководителем секретариата Московского Патриархата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений и автором музыкальных эпических ораторий и сюит для камерного исполнения. В этой статье мы проследим жизненный путь этого человека, познакомимся с его биографией, в которой много интересных фактов.

Митрополит Волоколамский Иларион: биография

В миру Алфеев Григорий Валериевич родился на свет 24 июня 1966 года. Ему была предназначена хорошая музыкальная карьера, так как он, окончив музыкальную школу Гнесиных, выучился затем и в Московской государственной консерватории. Потом он отслужил положенных два года в Советской армии, после чего сразу решил стать послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

Семья

Будущий митрополит Иларион родился в столице России, в очень интеллигентной семье. Дата его рождения - 24 июля 1966 года. Его дед, Дашевский Григорий Маркович, был историком, который написал ряд книг об испанской Гражданской войне. К сожалению, он погиб в 1944 году на войне с фашистами. Отец митрополита, Дашевский Валерий Григорьевич, был доктором физико-математических наук и писал научные труды. Он автор монографий по органической химии. Но Валерий Григорьевич ушел из семьи и потом погиб от несчастного случая. Мать Григория была писательницей, которой и досталась та горькая доля - одной воспитывать сына. Его окрестили в 11 лет.

С 1973 по 1984 год Иларион обучался в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15 лет он поступил в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) чтецом. По окончании школы, в 1984-м, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В январе 1987 года оставил обучение и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

Священство

В 1990 году он становится настоятелем Благовещенского кафедрального собора в городе Каунасе (Литва). В 1989 году Иларион оканчивает Московскую духовную семинарию заочно, затем учится в Московской духовной академии, где получает степень кандидата богословия. Через время он становится преподавателем Свято-Тихоновского богословского института и университета св. апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году он оканчивает аспирантуру Духовной академии, и его отправляют в Оксфордский университет, где в 1995 году он получает степень доктора философии. Потом шесть лет он работает в отделе внешних церковных связей. После становится священнослужителем при храме Св. Екатерины на Всполье в Москве.

В 1999 году православным Свято-Сергиевским институтом в Париже он был удостоен звания доктора богословия.

В 2002 году архимандрит Иларион становится епископом Керчинским. А в начале января 2002 года в Смоленском кафедральном соборе он принимает сан архимандрита и буквально через неделю хиротонисан во епископа в московском храме Христа Спасителя.

Работа за границей

В 2002 году его направляют служить в Сурожскую епархию, возглавляемую митрополитом Антонием (Блум, РПЦ Великобритании и Ирландии), но вскоре против него ополчился весь епископат во главе с епископом Василием (Осборном, которого в 2010 году лишат священного сана и монашества, потому что тот изъявит желание вступить в брак). Все это произошло потому, что Иларион несколько обличительно отзывался об этой епархии, и за это он получил критические замечания от архиерея Антония, в которых тот указывал, что они вряд ли сработаются вместе. Но Иларион - еще тот «крепкий орешек», он выступил с речью, где снимал с себя все обвинения и настаивал на правильности своего мнения.

В итоге его отозвали из этой епархии и назначили главным представителем РПЦ по работе с международными европейскими организациями. Митрополит всегда в своих выступлениях выступал за то, что толерантная для всех религий Европа не должна забывать свои христианские корни, так как это одна из важнейших духовных и нравственных составляющих, которая и определяет европейскую идентичность.

Музыка

С 2006 года он активно занимается музыкой и напишет немало музыкальных произведений: «Божественную литургию», «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию» и т. д. Это его творчество было высоко оценено, и с благословения патриарха Алексия II произведения его исполнялись на многих концертах в Европе, Соединенных Штатах, Австралии и, конечно же, России. Публика стоя, овациями отмечала успешные эти выступления.

В 2011 году митрополит Иларион с Владимиром Спиваковым стали создателями и руководителями Рождественского фестиваля духовной музыки (Москва), проходящего в праздничные январские дни.

Служение по совести

В период с 2003 по 2009 год он уже епископ Венский и Австрийский. Затем его избирают епископом Волокаламским, постоянным членом Синода, викарием московского патриарха и настоятелем храма Божией Матери на Большой Ордынке в столице.

В это же время патриарх Кирилл за верное и усердное служение РПЦ возводит его в сан архиепископа. Через год он же возводит его в сан митрополита.

Митрополит Иларион: православие

Необходимо отметить то, что в разные годы он всегда представлял Русскую православную церковь. Иларион ревностно отстаивал ее интересы на различных межхристианских конференциях, международных форумах и комиссиях.

Проповеди Илариона

Проповеди митрополита Илариона Алфеева очень цельны и грамотно построены. Его очень интересно слушать и читать, ведь у него огромный опыт, который он передает нам в числе огромного количества богословских литературных трудов, которые необыкновенны в своем содержании. Они и продвигают нас к великим познаниям христианской веры ее последователей.

Книги по богословию

Одна из его книг - «Священная тайна Церкви. Введение». В ней читатель знакомится с мыслями некоторых отцов и учителей церкви о призывании имени Божия в практике молитвы Иисусовой и в Богослужении. Здесь речь идет об осмыслении церковного опыта и о правильном его выражении. За это автору в 2005 году была вручена Макариевская премия.

В своей книге «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание» митрополит Иларион представил перевод своей докторской диссертации, защищенной в Оксфордском университете, на богословском факультете. В ней он исследует отношение богослова XI века преподобного Симеона к православному служению, Священному Писанию, аскетической и мистической богословской литературе и т. д.

Не обошел митрополит Иларион своим вниманием и Исаака Сирина и посвятил ему книгу «Духовный мир Исаака Сирина». Этот великий сирийский святой как никто смог передать дух евангельской любви и сострадания, поэтому он молился не только за людей, но и за животных, и демонов. По его учению даже ад - это любовь Божья, которая воспринимается грешниками как страдание и боль, потому что не принимают ее и имеют ненависть к этой любви.

Среди его книг есть и произведение «Жизнь и учение святителя Григория Богослова». Здесь он описывает жизнь великого отца и святителя и его учения, отчеканившие догмат о Пресвятой Троице.

Награды и титулы

Его деятельность не осталась незамеченной, и поэтому в арсенале у этого священника есть огромное количество наград - всевозможных грамот, медалей и званий, среди которых - орден Святого Иннокентия Московского II ст. (2009 г., Америка, РПЦ), орден Святого мученика Исидора Юрьевского II ст. (2010 г., Эстония, РПЦ МП), орден Святого воеводы Стефана Великого II ст. (2010 г., Молдова, РПЦ), золотая медаль Болонского университета (2010 г., Италия), орден Сербских Соколов (2011 г.) и другие награды.

Фильмы митрополита Иллариона

Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев стал автором и ведущим следующих фильмов: «Человек перед Богом» - цикл из 10 серий (2011 г.), вводящий в мир православия, «Путь Пастыря», посвященный 65-летию патриарха Кирилла (2011 г.), «Церковь в истории» - истории христианства, «Византия и Крещение Руси» - сериал (2012 г.), «Единство верных» - фильм, посвященный пятилетию со дня единства московского патриарха и РПЦ за границей (2012 г.), «Путешествие на Афон» (2012 г.), «Православие в Китае» (2013 г.), «Паломничество на Святую Землю» (2013 г.), «С Патриархом на Афоне» (2014 г.), «Православие на Афоне» (2014 г.), «Православие в сербских землях» (2014 г.).

Представляют настоящую базу для тех, кто хочет узнать, как вести себя в церкви, что такое иконы, как понимать святые труды, фильмы, автором которых стал митрополит Иларион Алфеев. Православие в них предстает как мир, наполняющий жизнь человека глубиной. Его глазами мы увидим святые паломнические места и то, как проповедуется христианство в других чуждых для православных людей местах.

+ + +

Пять дней назад мне на глаза случайно(??) попалась ярко-цветастая фотография высокого качества одного высокопоставленного, и при этом весьма одиозного персонажа (см. ниже), которая при ближайшем рассмотрении меня буквально ПОТРЯСЛА.

Я два дня не мог успокоиться, в голове крутилась одна и та же мысль: «Ну как же так?.. как же так??.. КАК ЖЕ ТАК??!!!.. Ведь вот же, ВОТ ЖЕ — ОНО!!!» Сказать, что я был поражён буквально на глазах сбывающимися пророчествами Св. Отцов, это значит ничего не сказать…

И это к слову, в том числе — и моё личное отношение к прошедшей «Исторической встрече» ТМ папы с патриархом Московским в Гаванском аэропорту.

комбатант

Нет, многое про сего мегараскрученного (и раскручиваемого!) в последнее время (sic!) персонажа в нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата я до сего дня и так знал. Так впервые очень серьёзно задуматься над ролью сего священноначальни(ч)ка в нашей Матери-Церкви меня заставила вот эта чёрно-белая фотография невысокого качества в газете «Дух христианина», которую я тогда выписывал:

На то время «вашими интырнетами» я толком не владел, и как-где-чего-(да и зачем) искать в Сети, я себе не представлял от слова вообще.

Мало-помалу разбираясь в интырнетах, три года спустя громко бахнула ещё одна информационная бомба, последствия взрыва которой ныне с тех пор усиленно вычищаются в Сети. Оказалось, что митрополит Иларион (Алфеев) был рождён от отца-еврея и при рождении носил его фамилию — Дашевский . Об этом я тоже писал .

Мои настойчивые поиски принесли ещё один промежуточный результат — нашлась цветная фотография той восьмилетней давности виденной мной картинки:

На заре своей стремительной карьеры

К слову, судя по этому фото, вышибленный типа за борт протоиерей Всеволод Чаплин вполне мог бы раскрыть публике сумеречные вехи биографии вице-президента ЗАО «РПЦ» митрополита Илариона (Алфеева), вместо гневно-пафосного обличения держателей дензнаков в Панамских оффшорах. Но что-то мне подсказывает, что г-н Чаплин, ныне судорожно пытающийся прибиться к стану русских национал-патриотов — не приемлющих и оттого критикующих как курс г-на Гундяева, так и г-на Путина, — г-н Чаплин не станет этого делать под страхом смертной казни. Ибо ставки в Большой Игре на разложение Русского Православия очень высоки, а «легенду» агенту Дашевскому поддерживать надо во что бы то ни стало.

Митр. Иларион (Алфеев) на приеме у папы Римского. 29.09.2011


Но продолжу.

Эта, во всех смыслах КРАСНОРЕЧИВО обличающая — глубоко легендированного Агента влияния Ватикана (это как минимум), внедрённого в РПЦ МП униатского архиепископа-криптокатолика и усиленно продвигаемого наверх могущественными антирусскими и антиправославными силами, — фотография, на которой Иларион (Алфеев) сфотографирофан в выдающем его с головой облачении, была обнаружена мною здесь:

Знакомьтесь! Иларион Алфеев — Почётный прелат и тайный униатский кардинал-архиепископ для криптокатоликов византийского обряда в России

Почётный прелат Его Святейшества (лат. Praelatus Honorarius Sanctitatis Suae) — монсеньор Иларион Алфеев, собственной персоной!

Апостольский протонатарий de numero

(Higher Prelates of the Roman Curia and Protonotary Apostolic de numero)

«Сутана (фр. soutane , итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя: у священника — черного, у епископа — фиолетового , у кардинала — пурпурного , у папы — белого цвета», (Католическая энциклопедия)

феррайоло (плащ)

«…самый высший из трех возможных для диоцезного духовенства почетных титулов — титул внештатного Апостольского протонотария , (…) следующий по рангу титул Почетный прелат Его Святейшества . Оба эти титула дают их обладателям право именоваться «монсиньорами» и использовать особые облачения — фиолетовую сутану с фиолетовым поясом и комжей и черную биретту с черным помпоном — для богослужений, черную сутану с красной окантовкой и фиолетовый пояс — в другое время. Внештатные Апостольские протонотарии (но не Почетные прелаты) могут также по желанию использовать фиолетовое феррайоло (плащ)». ()

Пурпурный цвет у католиков

Заседание 68-й Ассамблеи Итальянской епископской конференции (CEI)

Кто всё ещё по-прежнему считает, что это умелый фотошоп, предлагаю ознакомиться с оригинальным изображением максимального качества:

И таки да. Если снимок был сделан в октябре 2012, а ныне действующий папа Римский Франциск I был избран 13 марта 2013 года , следовательно, митрополит-кардинал (пусть и внештатный) Иларион вполне мог участвовать в выборах нынешнего главы Ватикана Франциска I:

Папа Франциск I целует ручки(!!!) жидам



И да. По поводу пруфов старательно вычищаемой биографии внука Григория Марковича Дашевского — в прошлом талантливого еврейского мальчика-скрипача, а ныне не менее талантливого ТАЙНОГО КАРДИНАЛА Илариона (Алфеева-Дашевского).

Повторюсь, подтверждающие ссылки (пруффлинки) исчезают из Сети исчезают просто «на раз». Вот уже и «кастрированная» (без года окончания), но всё ещё ссылка . И скриншот с неё:

Характерные еврейские ИМЯрек-Ф.И.О. по запросу в Википедии «Грушевский»:




Митрополит-кардинал Иларион с предыдущим Папой Римским Бенедиктом XVI







Митрополит-кардинал Иларион с ныне действующим папой Франциском I


«Братские» объятья со «святым» лобызанием…



Сколько католиков-кардиналов на фото?


Папа Франциск I и жиды

Папа Франциск I с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху с менорой

Митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) с раввином Артуром Шнайером — председателем орг-ции «Религиозные сионисты Америки «, председателем американской секции Всемирного еврейского конгресса

См. «Раскрыт секрет золотого яблока, подаренного Патриарху Кириллу раввином Артуром Шнайером»

Митрополит Кирилл с раввинами. В центре раввин Артур Шнайер

Митрополит-кардинал Иларион, раввин Артур Шнайер и ещё один кардинал


Митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) с вице-президентом США Джозефом Байденом (крайний справа)


У кого берут благословение сестры-монахини — у митрополита или кардинала?..

Старообрядческий митрополит Корнилий, митрополит-кардинал Иларион, Патриарх Кирилл

С Константинопольским Патриархом-экуменистом и масоном Варфоломеем




+ + +

Помнится, митрополит-кардинал Иларион (Алфеев) выступал с гневными обвинениями в провоцировании «раскола» в адрес епископа Чукотского и Анадырского Диомида , ранее заявившего прилюдно о том, что нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл является тайным католическим кардиналом , а затем, по сути, стал одним из ярых инициаторов гонений на него. На воре шапка горит?

http://ruskline.ru/news_rl/2008/06/18/episkop_ilarion_prizyvaet_arhierejskij_sobor_dat_ocenku

Епископ Иларион (Алфеев) призывает Архиерейский Собор дать оценку высказываниям епископа Диомида (Дзюбана)

+ + +

Православный взгляд:

Так КТО ОН, неназванный и тайно назначенный в Ватикане католический кардинал. Уж не Алфеев ли???


http://lightsbeam.narod.ru/history/harare.html

Восьмая Генеральная Ассамблея «ВСЦ» в Хараре

3-14 декабря 1998 г. в Хараре (Зимбабве) состоялась 8-ая генеральная ассамблея «ВСЦ», которая отмечала 50-летие образования главного органа экуменического движения (1948-1998 гг.) Экуменисты от православия утверждают, что участвуют в подобных мероприятиях для свидетельства о Православии.

15.01.2014

12 вопросов композитору, богослову, несколько раз «почетному» митрополиту Илариону

https://www.sedmitza.ru/text/324239.html

Кто был назначен Иоанном Павлом II «тайным кардиналом»?

http://www.3rm.info/index.php?newsid=61549

ОТСТУПНИК «ПАТРИАРХ» КИРИЛЛ ЗАКЛЮЧИЛ УНИЮ С САТАНОЙ. Обращение Афонитов. (ВИДЕО, ФОТО), Москва — Третий Рим

† † †
В защиту от «клеветы и нападок» митрополита-кардинала Илариона (Алфеева):

Дополнительно:

Дата рождения: 24 июля 1966 г. Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай . В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством () работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах . В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. настоятелем в Москве.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей ().

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. () назначен председателем межведомственной по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. () назначен руководителем (по должности) .

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () назначен представителем Русской Православной Церкви в .

Музыкальные произведения

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Награды:

Церковные:

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. —

Отметил свой пятидесятилетний юбилей. За прожитые годы своей жизни он проявил себя не только как талантливый богослов и священник. Митрополит Иларион награжден самим Господом ораторскими, дипломатическими, музыкальными, писательскими способностями. Жизнь Илариона с ранних лет связана с православием. Приняв постриг в 20-летнем возрасте, он не думал, что будет с ним в 30 или 50 лет, но никогда не было сомнений в том, что вся жизнь его будет связана с церковью. Служение всегда стояло на первом месте, но это не мешало развиваться в творчестве и авторском деле, вера только давала силы к созданию новых шедевров в музыке и духовной литературе.

Смысл жизни

Отношение к смерти

Как рассказывает сам митрополит, тема смерти волновала его с раннего детства. Уже в пятилетнем возрасте он осознал факт, что все люди когда-то умирают. Значит, и он тоже. Но почему? Для чего тогда дана жизнь? Мысли эти терзали его все время. В юности эти думы посещали его вновь. Любимым поэтом юноши стал Федерико Гарсиа Лорка. Творчество его в большей степени посвящалось смерти. Через стихи автор предсказывал, а впоследствии и пережил собственную трагическую кончину. Иларион, окончив музыкальную школу, к выпускному экзамену подготовил вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи этого автора, свою работу он назвал «Четыре стихотворения Гарсиа Лорка». Много лет спустя произведение было оркестровано и переименовано как «Песни смерти».

Так вышло, что начало служения церкви совпало с несколькими смертями близких ему людей. Эти трагические события юноша серьезно переживал. Первая смерть, так потрясшая молодой ум - трагедия, случившаяся с его любимым учителем скрипки. Владимир Литвинов упал прямо на экзамене, когда играл его ученик. Произошла остановка сердца. Скорая не успела приехать вовремя. Был он еще совсем нестарым человеком, сорока лет от роду. Учитель имел среди своих учеников и их родителей огромный авторитет. Его все уважали за труд, интеллигентность, доброту. К своим ученикам он всегда относился с уважением, ценил достоинство в каждом человеке. Все просто обожали учителя. Трагедия эта многих выбила из колеи.

На похоронах учителя в сознании неопытного Илариона многое перевернулось. Для чего дана человеку жизнь? Этот вопрос был одним из первых. В скором времени умирает бабушка, после этого сестра, а затем и отец Илариона. Юноша пытался понять, почему же это происходит с близкими и родными ему людьми. Пришло осознание того, что ответы на поставленные вопросы может дать только христианская вера. Она укрепляет наш дух, который противится смерти. Важно было осмыслить, для чего приходит смерть к каждому, только в разное время, какой переход (и куда) она означает. Митрополит Иларион, фильмы которого дают ответы на подобные вопросы, старается донести до всех христиан смысл жизни и смерти.

Биография. Семья. Обучение

В миру митрополит Иларион носил имя Григорий Дашевский. Родился он в Москве, в семье интеллигентов, в 1966 году,24 июля. Дед его, Григорий Маркович, слыл историком, который занимался исследованиями Гражданской войны в Испании и написал на эту тему ряд книг. Погиб он в 1944 году, во Второй мировой войне. Отец Валерий Григорьевич - доктор физико-математических наук, создатель многих научных трудов. Из семьи отец ушел, в скором времени погиб из-за трагического случая. Мать одна воспитывала сына, занималась писательской деятельностью. Окрестили Григория в 11-летнем возрасте.

И в детстве, и в юности активную жизненную позицию занимал нынешний митрополит Иларион. Русь в своей истории имеет громкое подобное имя. Святитель Иларион был первым митрополитом Киевским и всея Руси. Проживал он в начале прошлого тысячелетия. Его святое житие сыграло определенную роль в становлении молодого Илариона Алфеева.

Одиннадцать лет юноша обучался музыке в специальной школе Гнесиных по классу композиции и скрипки. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего. После окончания школы в 1984 году поступил в Московскую консерваторию, но в 1987 году его планы изменились. Оставив обучение, стал послушником Виленского Свято-Духового монастыря.

Позже служил во многих храмах Литовской епархии. Был назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе. В 1989 году Иларион окончил Духовную семинарию, а затем в 1993 году и Московскую Духовную академию. В 1991-1993 гг. Иларион преподает Священное Писание, гомилетику, догматическое богословие, греческий язык в Свято-Тихоновском богословском институте.

Священство и творчество

Стажировку митрополит Иларион проходил в Оксфордском университете. Там он изучал сирийский язык, одновременно работал над диссертацией. Учеба совмещалась со служением в Сурожской епархии. В 1995 году университет был окончен в качестве доктора философских наук. С 1995 года началась служба в Московском Патриархате. Преподавал в Духовных семинариях Смоленска и Калуги патрологию. В духовной семинарии Аляски в 1996 году читал догматическое богословие.

В 1996 году в Москве стал служителем в церкви святой Екатерины. В Париже в 1999 году защитил докторскую степень по богословию. Одновременно работал на телевидении, вел передачу «Мир вашему дому».

Вскоре выпускает образовательные издания митрополит Иларион. Книги вводят читателя в проблематику, историю славянских споров богословов, монографию. Отнести сюда можно труды «Священная тайна Церкви», «Таинство веры». Книги являются введением в догматическое богословие, доступны широкому кругу читателю, не только для учащихся семинарий и духовных академий. Изучать труды Илариона могут все, кто желает познать глубины православной веры.

В 2001 году Иларион получает сан епископа Керченского. В 2002 году принимает сан архимандрита в Смоленском кафедральном соборе.

Пребывание в Сурожской епархии

В 2002 году Иларион Алфеев направляется на службу в Сурожскую епархию. В то время возглавлял ее митрополит Антоний. В скором времени против него стали настроены все члены епископата во главе с Василием Осборном (в 2010 году его лишат монашества и сана, так как он соизволит вступить в брак). Произошел инцидент по той причине, что Иларион обличительно высказывался в адрес епархии. Архиерей Антоний сделал критические замечания и указал Илариону на то, что они вряд ли сработаются. Но еще тем «крепким орешком» оказался митрополит Иларион Алфеев. Последние свои речи он произносил с полной уверенностью в своей правоте, где снимал с себя необоснованные обвинения. Итогом службы стал отзыв из Сурожской епархии. Он стал работать в качестве главного представителя РПЦ по работе с европейскими международными организациями. Иларион всегда отстаивал свою точку зрения в том, что Европа должна помнить свои христианские корни.

Служение. Заслуги

Свой распорядок дня митрополит Иларион полностью подчиняет служебным обязанностям. Он возглавляет отдел Внешние церковные связи, является постоянным членом Священного Синода. Возглавляет множество разнообразных рабочих групп и комиссий. Пост № 1 митрополит Иларион занимает и в Общецерковной аспирантуре, здесь он является ректором, а также настоятелем храма.

Как утверждает сам Иларион, богослужение является неким синтезом многих искусств, включая сюда фрески, иконы, архитектуру храма, чтение, пение, музыку, поэзию и прозу, своеобразную хореографию - поклоны, выходы и входы в процессии. В богослужении все органы человека приходят в действие - слух, зрение, обоняние (ладан), вкус (Причастие), осязание (иконы), то есть служение Господу охватывает всего человека целиком.

В 2003 году Иларион Алфеев был назначен епископом Австрийским и Венским. В 2009 году избирается епископом Волоколамским, а также викарием Московского патриарха. Одновременно становится настоятелем храма Богородицы на Большой Ордынке. В сан митрополита Иларион Алфеев был возведен в 2010 году.

Музыка. Фильмы

Иларион Алфеев не забросил свое музыкальное творчество. Через него он теперь несет веру к Христу. В 2006—2007 годы он создал следующие произведения: «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею». Последняя оратория звучала не только в России, но и в Канаде, Австралии. За пять лет ее исполнили полсотни раз. Публика стоя аплодировала композитору. Профессиональные музыканты, исполняющие творения, высоко оценивают шедевры митрополита. Произведение митрополита Илариона «Рождественские оратории», которое прозвучало в Вашингтоне, вызвало бурю восторга. Музыка проникла в душу каждого. Успех позже был подтвержден в Бостоне, Нью-Йорке и, безусловно, в Москве. В сотрудничестве со Спиваковым в 2011 году митрополит Иларион создает Рождественский фестиваль, который проходит теперь ежегодно в канун святого праздника.

На создании музыки священник не останавливается. На телевидении общеобразовательный цикл ведет митрополит Иларион. Фильмы, снятые Алфеевым, рассказывают об истории, становлении христианства, вот лишь некоторые:

  • 2011 - «Путь пастыря».
  • 2012 - «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Путешествие на Афон».
  • 2013 - «Паломничество на Святую Землю».
  • 2014 - «Православие в Грузии». «Православие в Сербских землях».

Митрополит Иларион. «Православие», другие труды

Недавно свет увидело новое творение митрополита «Начало Евангелия». К труду этому Алфеев шел долгие 25 лет. В своих книгах он представляет свой ценный опыт тем, кто хочет познать истину. Писательским трудом Иларион увлекся еще в те времена, когда преподавал Евангелие в Свято-Троицком институте. Тогда он очень подробно изучал Новый завет. Читал он его с детства, толковал с другой литературой, в то время нужных сведений было очень мало, доступ к ним ограничивался. Теперь свои знания передает всем желающим митрополит Иларион. Книга Христе написана была не сразу. Богословская деятельность Илариона опирается в основном на учения Святых Отцов. Диссертации защищались автором по темам о Исааке Сирине и Симеоне Новом Богослове. Все свои мысли автор вылил в книге «Православие». Начал это произведение он писать с Христа, но переключился на другие темы, поняв, что еще не созрел к авторству об Иисусе.

Книга «Священная тайна Церкви. Введение» принесла автору Макариевскую премию в 2005 году. Содержание знакомит с мыслями учителей и отцов церкви о призывании имени Христа.

Книга Илариона «Преподобный Симеон Новый Богослов, его православное предание» - это перевод докторской диссертации, которая защищалась в Оксфорде.

Исааку Сирину был посвящен труд «Духовный мир Исаака Сирина». Этот святой молился за любовь Божью, которую видел во всем. Он молился за всех - за людей, за животных, а также за демонов. Даже ад в его понимании - это любовь, так воспринимают ее грешники, как боль и страдания, посланные по заслугам.

Книга Илариона Алфеева «Жизнь и учение Григория Богослова» описывает житие великого святителя и великого отца, который в свое время отчеканил догматы о Пресвятой Троице.

Свои труды Иларион пишет доступным для мирян языком. Задумкой его было создать катехизис для тех, кто решил креститься, кому нужна небольшая книга, где за три дня можно узнать все самое основное. Митрополит сел и написал такой труд в одном порыве дыхания за три дня в таком стиле, чтобы и человек смог прочитать его за такой же срок. Потом еще неделю он его редактировал. В этом катехизисе Иларион максимально доступно и просто изложил все основы веры православной, учение о Церкви, о богослужениях, о моралях и основах нравственности христианской.

Митрополит Иларион. Книга «Иисус Христос»

На протяжении всей жизни Иларион Алфеев интересовался темой Христа. В какой-то момент он понял, что пришло время ознакомиться с Новым заветом в современном исполнении. Связано это было с тем, что Илариона благословил Патриарх на подготовку новых учебников для духовных семинарий. Первым встал вопрос о создании учебника по Новому Завету и Четвероевангелию. Митрополит пришел к мысли, прежде чем создавать учебник, он должен вначале написать книгу. Так зарождалась книга о Христе, которая должна была превратиться в учебник. Планировалось написание одной книги, но в процессе работы автор понял, что огромные блоки информации просто не поместятся в одно издание, в итоге получилось шесть. 22 июля вышла в свет первая книга митрополита Илариона «Начало евангелия» - одна из блока об Иисусе Христе. В целом труд завершен, требует редактирования только шестая книга.

Книга выстроена не в хронологическом порядке евангельских событий. Эпизоды из жизни Христа автор рассматривает тематическими блоками.

Первая книга «Начало евангелия». Митрополит Иларион говорит в ней о состоянии современной науки о Новом завете, дает общее введение в серию книг о Христе. Рассматриваются здесь основные темы четырех Евангелий: Благовещенье, Рождество, выход Христа на проповедь, Крещение. Также дается общий набросок конфликта с фарисеями, который привел Иисуса к осуждению на смерть.

Вторая книга посвящается христианской нравственности, представлена она в виде обзора Нагорной проповеди.

Третья книга полностью посвящается чудесам, свершенным Христом. В ней разъясняется, что такое чудеса, почему многие люди не верят в них. Как соотнести чудо с верой Божьей. Каждое чудодейство рассматривается в книге в подробностях отдельно.

Четвертая книга - «Притчи Иисуса». Рассмотрены здесь и изложены по порядку все притчи, которые представляет Евангелие. Автор объясняет, почему Иисус для своих учеников выбирает именно такой жанр.

Пятая книга называется «Агнец Божий». Она посвящается оригиналу Евангелия, в ней материал, который не имеет дублирований в синоптических Евангелиях.

Шестая книга - «Смерть и воскресение». Описывает в ней автор последние дни жизни Иисуса Христа на Земле, страданиях его на кресте, смерти, а затем и воскрешении. О явлениях Спасителя ученикам своим после вознесения на небеса.

На основе этой духовной эпопеи митрополит Иларион и будет создавать учебники для духовных семинарий и школ.

Святитель Иларион - митрополит Киевский и всея Руси

Говоря о нашем современнике митрополите Иларионе, хочется преклониться и отдать дань уважения ушедшему святителю Илариону, труд которого помнят уже почти тысячу лет. Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати» создавал в 1037-1050 годах. Это самое раннее произведение древнерусской литературы, которое знакомило христиан с благодатью и истиной через Иисуса явленной нашему народу.

Первый митрополит Иларион после смерти причислен был к лику Святых. День памяти его отмечают 28 августа. Судя по летописям, митрополит Иларион происходил из семьи нижегородского священнослужителя. Позже сам стал священником Придворной церкви Святых Апостолов в селе Берестове. За свои заслуги занял высокий пост митрополит Иларион. Русь в те годы находилась в управлении Ярослава Мудрого, который и увидел в священнике выдающегося деятеля тех времен. Иларион оказался для князя верным единомышленником и помощником в делах государственных и духовных.

Собором русских архиереев в 1051 году Иларион был поставлен первым митрополитом Киевским и всей Руси. Позже его утвердил Константинопольский Патриарх. Факт того, что должность митрополита занял русин был расценен как становление независимости Киевской митрополии от главнейшей Греческой. Иларион в свое время считался лучшим пастырем, проповедником, имел прекрасное образование. Деятельность его совпала с периодом утверждения на Руси христианства. Немалый вклад в это дело внес митрополит, его письменные труды прославляли веру Христа, показывали преимущество ее над старой верой. К большому сожалению, первосвятителем Иларион пробыл недолгое время, в 1054 году он отошел от управления. Скончался в 1067 году в Киево-Печерском монастыре, был прославлен в Лике Святых.

В субботу Светлой седмицы 18/5 апреля в одном из храмов Русской Православной Церкви (РПЦ), придерживающихся древнерусского богослужебного чина (такие приходы называют старообрядными или, как в XIX - нач. ХХ века, единоверческими), состоялась архиерейская служба. Божественную Литургию по старому обряду в московской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в Рубцове совершил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Митрополиту сослужили 6 священников: клирики храма Покрова в Рубцове отец настоятель — архимандрит Дионисий (Шишигин), протоиерей Иоанн Миролюбов и иерей Андрей Фастов, настоятель Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьеве-Польском игумен Афанасий (Селичев), настоятель старообрядного храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), а также настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, принимавший участие в недавних переговорах с делегацией РПСЦ по вопросу изучения канонического достоинства белокриницкой иерархии. Диаконское служение совершал иеродиакон Николай (Оно) из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (отец Николай — японец, продолжатель династии священнослужителей). За Литургией также молился клирик Михайло-Архангельского единоверческого храма иерей Евгений Саранча.

Следует отметить, что это было уже не первое богослужение по старому чину, совершенное митрополитом Иларионом. Несколькими неделями раньше, 25/12 февраля, он служил краткий молебен и совершил хиротесии двух свещеносцев и четырех чтецов для общины покровско-рубцовского храма. Однако Божественную Литургию по древнему чину служить ему прежде не доводилось. Молящиеся отметили пошитые по древним образцам элементы облачения святителя: скуфью с восьмиконечным крестом, полумантию и нарядную лестовку. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось к службе изготовить архиерейский головной убор и жезл в древнерусском стиле, поэтому митр. Иларион использовал традиционные для современного епископата МП посох со змеями и новогреческую митру. Интересно, что проблема дораскольной аутентичности облачений и церковной утвари характерна также для нынешнего богослужения поповских старообрядческих согласий. И в Русской Православной старообрядческой Церкви, и в Русской Древлеправославной Церкви архиереи нередко употребляют митры, саккосы, панагии и рясы новообрядческого образца. На этот факт обратил внимание один из недавних соборов РДЦ, постановивший начать работу по приведению священнических облачений и церковной утвари к дораскольному знаменателю (XVII в.).

Как пишут наблюдатели богослужения в рубцовском храме, в остальном было отмечено следование общей эстетике службы по древнему чину. Митрополит Иларион и благословлял, и осенял себя исключительно двоеперстным крестным знамением. И он, и иеродиакон Николай, и сослужившие священники из числа новообрядцев большое внимание уделяли таким нюансам, как дораскольные нормы произнесения Имени Спасителя Исуса, ударения в словах «во веки веком» и в подобных ситуациях, когда их «на автомате» тянет произнести аналогичный богослужебный текст в привычной послениконовской редакции.

Для общины храма Покрова в Рубцове архиерейские службы по-прежнему большая редкость, несмотря на то, что у действующего при храме Центра древнерусской богослужебной традиции имеется статус Патриаршего. В прежние годы несколько раз в храме служил епископ Южноамериканский и Каракасский Иоанн (Берзиньш), викарий Первоиерарха Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) по окормлению единоверцев. Вообще в целом в единоверческих (старообрядных) приходах Московской Патриархии архиерейские службы проходят достаточно редко, поскольку в структуре Русской Православной Церкви единоверческие храмы подчинены местному священноначалию (эта временная схема управления была принята из-за репрессий в отношении единоверческих викарных иерархов в 1937 году и с тех пор не пересматривалась). Каждая архиерейская служба становится для старообрядной паствы РПЦ событием — особенно значима и памятна для единоверцев служба в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, Митрополита Московского 12 января 2013 года — первая после Раскола XVII века Литургия в одном из кремлевских соборов.

Относительной регулярностью архиерейских служб может «похвастаться» крупнейший и наиболее обустроенный единоверческий приход в Михайловской Слободе — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посещает его не реже 1-2 раз в год, а потому именно опыт михаило-архангельских священников был наиболее ценен для подготовки службы владыки Илариона. Однако при совершении Литургии в рубцовском храме учитывались и наработки игумена Кирилла с Берсеневки, где также время от времени бывают архиерейские службы.

Часы и Литургия субботы завершили период Светлой седмицы, когда чинопоследования служб существенно отличаются от обычных и логически продолжают, а во многом и повторяют праздничную службу Святой Пасхи. Стихеры празднику в наонной поморской традиции пел хор под управлением головщика Даниила Григорьева. После исходных поклонов и отпуста состоялся крестный ход вокруг храма. На службе молились как постоянные прихожане храма Покрова в Рубцове, так и члены других единоверческих общин, и гости из обычных приходов РПЦ.

Следует отметить, что у российских старообрядных приходов РПЦ МП до сих пор нет своего старообрядного епископа, хотя этот вопрос не раз обсуждался в единоверческой среде в последние 10 лет. До революции 1917 года Синод отказывал единоверцам в своем епископе из опасения создания параллельной старообрядческой иерархии. В тот период единоверческими считались порядка 600 приходов синодальной церкви, которые представляли собой реальную силу. После февральской революции Поместный собор синодальной церкви 1917-1918 годов наконец разрешил хиротонии единоверческих епископов в разряде викариев. Наибольшую известность среди таковых приобрел епископ Уфимский Симон (Шлеев). Однако в ходе большевистского террора 1920-1930 годов все единоверческие епископы (включая т. н. катакомбных ответвлений) были уничтожены.

С конца 90-х годов ХХ века возможность поставления своего епископа для старообрядных приходов РПЦ МП вновь стала актуальной. Однако пока этот вопрос не может найти своего решения, в том числе и по причине того, что непонятен алгоритм взаимодействия такого епископа с местными архиереями, обладающими всей полнотой власти в епархиях РПЦ. Аналитики подчеркивают, что подобная проблема может быть решена путем переподчинения старообрядных приходов непосредственно Патриархии, придания им ставропигального статуса. Однако, как известно, старообрядные приходы РПЦ сегодня весьма разнородны и имеют существенные различия не только в Богослужебной практике, но приходских обычаях и устройстве.




Top