Мухаммад когда женился. Жены Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Хадисы о Хадидже

Имена жен Пророка Мухаммада ﷺ

Матери правоверных - (Умму-ль-Муъмини́н) أمهات المؤمنين :

Хадиджа бинт Хувайлид (خديجة بنت خويلد)

Сауда бинт Зама (سودة بنت زمعة)

Аиша бинт Абу Бакр (ائشة بنت أَبي بكر)

Хафса бинт Умар (حفصة بنت عمر بن الخطاب)

Зайнаб бинт Хузайма (زينب بنت خزيمة‎)

Зайнаб бинт Джахш (زينب بنت جحش)

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Умм Салама бинт Абу Умайя (أم سلمة هند بنت أبي أمية‎‎)

Райхана бинт Зейд (ريحانة بنت زيد بن عمرو‎‎)

Сафия бинт Хуйайй (فية بنت حيي بن أخطب)

Маймуна бинт аль-Харис (ميمونه بنت الحارث‎‎)

Мария аль-Кибтия (مارية القبطية)

Имена дочерей и внучки Пророка Мухаммада ﷺ

Фатима аз-Захра

Зайнаб бинт Мухаммад

Рукаййа бинт Мухаммад

Умм Кульсум бинт Мухаммад

Зайнаб аль-Сугра ибн Али - внучка

Мужские арабские имена

Х̀асан – حسن – хороший, красивый. Имя одного из внуков Пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

Список мужских арабских имен

Имена праведных халифов

Абу Бакр ас-Сиддик - первый халиф, тесть пророка Мухаммада ﷺ

Умар ибн аль-Хаттаб - второй Праведный халиф

Усман ибн Аффан - третий Праведный халиф

Али ибн Абу Талиб - четвёртый Праведный халиф, зять пророка Мухаммада ﷺ

Имена сыновей Пророка Мухаммада ﷺ

Ибрахим ибн Мухаммад

Касим ибн Мухаммад

Абдуллах ибн Мухаммад

Имена внуков Пророка Мухаммада ﷺ

Хусейн ибн Али

Хасан ибн Али

Мухсин ибн Али

Имянаречение

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Пророк, мир ему и благословение, очень внимательно относился к наречению именем. Имя должно быть благозвучным, с хорошим смыслом. Если у кого-то было имя с плохим смыслом, Посланник Аллаха давал ему хорошее имя.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Каждый младенец связан с акикой. На седьмой день после рождения сбривают волосы, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребенку на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения. Имам Бухари сказал, что те, кто не будет резать курбан акика по причине недостатка в деньгах, могут дать имя в тот же день, когда родился ребенок. А те, кто будет резать курбан, пусть дают имя на седьмой день «Воспитание по сунне Пророка», Ибрахим Джаннан

В целом, дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого - по усмотрению родителей.

Замужество

Возраст Год

Дата смерти

Возраст Год

Количество переданных хадисов

Возраст Посланника Аллаха

Количество лет, прожитых вместе

1. Хадиджа бинт Хувайлид (вдова)

40, за 15 лет до начала пророчества

65, 10 лет после начала пророчества

2. Савда бинт

Зам’а (вдова)

50, 10 лет после начала пророчества

3. Айша ас-Сыддыка бинт АбуБакр (девица)

17-18*

1 год хиджры

4. Хафса бинт ‘Умар аль-Фарук (вдова)

3 год хиджры

5. Зайнаб бинт Хузейма (вдова)

3 год хиджры

30, 3 год хиджры

6. Умму Саляма Хинд бинт

Хузейфа (вдова)

4 год хиджры

7. Зайнаб бинт Джахш

(разведенная)

5 год хиджры

8. Джувайрийа бинт Харис (взята в плен, девица)

5 год хиджры

9. Умму Хабиба Рамла бинт Абу Суфйан (вдова)

7 год хиджры

10. Сафийа бинт Хувей (взята в плен, вдова)

7 год хиджры

примерно 45 мес.

11. Меймуна бинт Харис (вдова)

7 год хиджры

80, 51 год хиджры

примерно 39 мес.

12. Мария

Коптская (девица)

7 год хиджры

30, 16 год хиджры

*То, что Аиша (радыйаллаху анха) на момент замужества была уже зрелой девушкой, подтверждается биографией ее старшей сестры Асмы (радыйаллаху анха). Асма умерла в 73 году хиджры, в возрасте ста лет. На момент начала хиджры (переселения) ей было двадцать семь лет. Аиша (радыйаллаху анха) была на десять лет младше своей сестры, то есть в момент начала переселения ей было семнадцать лет. Кроме того, до замужества с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) Аиша была обручена с Джубайром. То есть на тот момент она была уже в возрасте, позволявшем выходить замуж.

В 6 аяте суры «аль-Ахзаб» Священного Корана Всевышний Аллах объявляет жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) «Уммахатуль-му’минун» – «матерями всех правоверных».

В другом аяте Он говорит, что они отличаются от обычных женщин, обладая рядом особенностей:

«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас – обратившимися в ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами» (ат-Тахрим, 66/5).

В этом священном аяте говорится о нравственных качествах жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и о том, что он не мог разводиться ни с одной из тех женщин, на которых был женат.

Эти благочестивые жены Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), матери всех правоверных, как об этом говорится в аяте, были верующими мусульманками, которые посвятили себя служению Аллаху. Вся их жизнь была борьбой за веру. Они даже в самые тяжелые моменты жизни ни на шаг не отступали от веры, а трудности и невзгоды на этом пути только укрепляли их верность.

Повинуясь Аллаху и Его Посланнику, они вверили себя Господу. Они постоянно совершали тауба (покаяние) перед Аллахом, просили прощения за все свои ошибки, о которых они знали, и те, которые могли совершить по неведению. Жизнь каждой из них была наполнена покаянием, покорностью Аллаху, отстраненностью от мирских благ, ночными намазами и дневными постами. Все они были искренни и благодетельны.

Поэтому их жизнь отличалась от жизни других женщин. В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает: «О жены пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (аль-Ахзаб, 33/32). Тем самым Он превозносит их над остальными и объявляет об этом всей умме. И то, что должно отличать их от других, объяснялось так:

1. Они не могли больше выходить замуж после смерти Посланника Аллаха.

Любая мусульманка после смерти мужа, по истечении необходимого срока, может опять выйти замуж. Это общий закон для всех женщин в Исламе. Однако этот закон не распространялся на жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Ибо им было запрещено выходить замуж за другого мужчину. Так как Аллах, возвысив их степень тем, что сделал женами Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и матерями всех правоверных, желал, чтобы это сохранилось за ними вплоть до Конца Света… Об этом говорится в священных аятах:

«Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти, ибо это – великий грех пред Аллахом. Делаете ли вы что-либо явно или тайно [ – все равно], ибо Аллаху ведомо все сущее» (аль-Ахзаб, 33/ 53-54).

2. Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) должны были скрывать свои лица и кисти рук под покровом и одеждой.

По мазхабам имама Абу Ханифы и имама Малика женщинам не обязательно скрывать лицо и кисти рук под одеждой. Но каждая достигшая совершеннолетия женщина должна скрывать под одеждой все тело, кроме лица и кистей рук. Жены пророка должны были скрывать под покровом все тело, включая лицо и кисти рук.

3. С ними можно было общаться только через занавес.

Любой посторонний мужчина, находясь в доме Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), если хотел попросить о чем-нибудь жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), то мог сделать это только через занавес. Об этом говорится в священном аяте:

«Если вы просите у жен Пророка что-либо, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец» (аль-Ахзаб, 33/53).

4. Двукратное воздаяние за каждое содеянное ими добро и зло.

Жены Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) за каждое совершенное ими благодеяние получали вознаграждение от Аллаха в двойном размере. Если они совершала нечто греховное, то им записывался грех вдвое больший. Такова была воля Аллаха. Об этом говорится в Священном Коране:

«О жены Пророка! Если кто-либо из вас совершит явное прелюбодеяние, то наказание ей будет удвоено. И это для Аллаха совсем не трудно»

«А той из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет вершить добро, Мы воздадим двойной наградой, и Мы уготовили для нее прекрасный удел»

«О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, – а говорите обычные слова»

«Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело»

«Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ» (аль-Ахзаб, 33/30-34).

Мустафа Эриш

Она была одной из жён Пророка Мухаммада (с.г.в.). С её слов было передано множество достоверных хадисов, которыми мусульмане пользуются и по сей день.

За свой нрав, ум и благородные качества она была удостоена звания «уммуль-му`минин» («матери правоверных») и входила в семёрку самых великих мусульманских учёных той эпохи. Её имя - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.).

Детство Аиши

Девочка появилась на свет в 612 году (по другой версии в 614 или 615 году) по Милади в семье ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) - (р.а.) и Умм Руман. Аиша получила хорошее воспитание и религиозное образование. С детства она интересовалась исламом и постоянно задавала отцу множество вопросов.

В возрасте шести лет (по другой версии - восьми лет) она была сосватана Посланнику Аллаха (с.г.в.), а Его супругой стала в 9 лет. После чего её воспитанием занялся Милость миров Мухаммад (с.г.в.), что и объясняет достижения Аиши в образовании и в вопросах поклонения.

Этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены - (р.а.) и никаха с Саудой (р.а.) Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Он увидел лик Аиши. Пробудившись, Пророк (с.г.в.) осознал, что этот сон - знак от Создателя. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.

Об этом сновидении Мухаммад (с.г.в.) рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она - твоя жена». Я открыл твой лик, а там - ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его» (хадис приводит Муслим).

Мать правоверных

После смерти Хадиджы Посланник Аллаха (с.г.в.) очень долго оплакивал свою первую жену. Она была поддержкой и его опорой в начальные годы пророческой миссии, которые были самыми тяжёлыми. Хадиджа ни разу не усомнилась в истинности слов своего супруга и всегда оставалась верна ему. Пророк (с.г.в.) очень любил свою жену и ценил её преданность. Именно поэтому кончина Хадиджы стала для Посланника Аллаха (с.г.в.) настоящим ударом, от которого он не мог оправиться долгое время.

После женитьбы на Аише Мухаммад (с.г.в.) вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой. Но при этом он никогда не забывал свою первую супругу и до самой смерти помнил о ней. Аиша об этом прекрасно знала. В одном из хадисов передаются её слова: «Я ни к кому так не ревновала Посланника Аллаха, как к Хадидже, которую я не застала» (Бухари, Муслим).

Зная о том, какая крепкая любовь между главой семьи и Аишей, другие жёны отдавали свои дни любимой супруге Мухаммада (с.г.в.).

Достоинства Аиши бинт Абу Бакр (р.а.)

Будучи одной из ближайших сподвижниц Милости миров (с.г.в.), она обладала множеством достоинств. О её значимости в истории ислама говорит хотя бы тот факт, что Аллах в Своей Книге оправдал Аишу после того, как на неё возвели клевету.

В шестом году после совершения хиджры Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одну из поездок взял свою молодую супругу. Когда караван остановился на отдых, она удалилась на некоторое время. Вернувшись, Аиша поняла, что потеряла своё украшение и решила отыскать его. После чего, придя обратно, она никого не обнаружила. Аиша решила ждать в надежде на то, что за ней вернутся. Так и произошло.

Но в стане окружения нашлись люди, которые решили воспользоваться моментом и оклеветать её. По всей Медине начали ходить сплетни о том, что Аиша якобы уединялась от каравана не одна и совершила грех . Эти слухи негативно сказались на её отношениях с отцом - Абу Бакром ас-Сиддыком (р.а.) и даже с мужем.

Посланник Аллаха (с.г.в.) в такой непростой ситуации сказал жене, что если она совершила грех, то ей стоит покаяться, а если же её оклеветали, то непременно Всевышний ниспошлёт оправдание. Аиша искренне верила и просила у Господа миров, чтобы Он оправдал её перед Пророком (с.г.в.), но она и подумать не могла, что Всевышний ниспошлёт целый аят:

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих...» (24:11)

Она была оправдана, и, тем самым, лишний раз была доказана её воспитанность и благой нрав.

На её достоинство указывает ещё и то обстоятельство, что она была самой любимой женщиной для Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однажды его спросили, кого Он любит больше всех. На что последовал ответ: «Из женщин я больше всех люблю Аишу, а из мужчин - её отца» (хадис приводит Бухари).

Кроме того, многие откровения, которые ниспосылались Мухаммаду (с.г.в.) и днём и ночью, доходили до него в доме Аиши. Есть его высказывание на этот счёт: «Воистину, никогда не посылались мне откровения, когда я бывал дома у какой-либо из жён, за исключением Аиши» (Бухари, Муслим).

О превосходстве Аиши над соплеменницами говорит также следующее изречение Пророка ислама (с.г.в.): «Аиша имеет превосходство над другими женщинами, как сарид превосходит другие блюда» (Бухари, Муслим).

П рим ечание Islam . Global : Сарид - блюдо, основными ингредиентами которого выступают мясо и хлеб. Любимое кушанье Посланника Аллаха (с.г.в.). Считается, что автором этого кулинарного изыска был Хашим - прадед Мухаммада (с.г.в.) и основатель рода хашимитов .

О достоинстве героини этой статьи говорит и то, что Пророк в последние дни своей жизни находился именно у неё. Мать правоверных, вспоминая день кончины своего супруга, рассказывала: «В мой день Всевышний забрал его к Себе, когда голова Пророка лежала у меня на груди» (Бухари). Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) похоронили на том месте, где Он перешёл в мир иной, а именно в доме у Аиши.

Вклад матери правоверных в развитие ислама

Аиша бинт Абу Бакр сыграла неоценимую роль в становлении и укреплении мусульманской уммы. Во-первых, она входит в число сподвижников, передавших наибольшее число хадисов. Это объясняется тем, что Пророк (с.г.в.) проводил много времени с ней, и поэтому она была свидетелем многих его изречений и жизненных ситуаций. Также она была , т.е. знала его текст наизусть.

Кроме того, в ситуациях, когда некоторым сподвижникам были непонятны отдельные хадисы, они обращались за их разъяснением к Аише. Она вносила правки в толкование таких риваятов, если замечала какие-либо неточности.

В эпоху праведного халифата она оказывала помощь правителям молодого мусульманского государства и принимала участие в принятии важных решений.

Наконец, Аиша стала ярчайшим примером искренне любящей и поддерживающей своего супруга жены. Многие мусульманки сегодня хотят быть похожими на неё, никогда не расстававшуюся с мужем и всячески старавшуюся ему угодить.

Смерть Аиши

Своего супруга Пророка Мухаммада (с.г.в.) она пережила на 46 лет. Аиша участвовала во внутренних делах уммы и оказывала поддержку праведным халифам и другим сахабам, давая наставления всем, кто в них нуждался. В возрасте 66 лет Аиша перешла в мир иной. После себя она оставила огромное духовное наследие, которым мусульмане пользуются и по сей день.

Пророк ближе к верующим, чем они сами [друг к другу], а его жены — их матери. Сура Аль-Ахзаб

У пророка Мухаммада было — по разным источникам — от девяти до пятнадцати жен, в то время как ислам позволяет иметь лишь четырех законных жен. Этот факт до сих пор является причиной для богословских споров и нападок со стороны тех, кто хочет представить Мухаммада как любвеобильного и похотливого человека. Однако именно в случае с пророком все было не так просто: во-первых, он вступал в свои многочисленные браки еще до вступления в силу так называемого Коранического запрета. Во-вторых, есть много доказательств того, что его женами были вдовы умерших сподвижников — следовательно, эти браки были скорее с целью обеспечить женщинам социальную защиту. Так или иначе, некоторые из жен пророка Мухаммада заслуживают отдельного рассказа.

Самой первой, любимой и самой главной как для самого пророка, так и для всего ислама была женщина по имени Хадиджа. Мухаммад женился на ней в 25-летнем возрасте — в то время как самой Хадидже было на момент их брака уже сорок лет. Ко времени встречи с пророком женщина была дважды вдовой, у нее было четверо детей: два мальчика и две девочки. Хадиджа бинт Хувайлид была одной из самых знатных и богатых женщин племени Курайш. Она занималась торговлей — точнее, предоставляла свои деньги купцам, которые вели на них торговлю.

Одним из таких "торговых представителей" женщины и стал Мухаммад: прослышав про его честность и надежность, она отправила молодого человека в Сирию, доверив весьма внушительную сумму денег. Поездка оказалась удачной, а сопровождавший Мухаммада слуга Хадиджы Майсара поведал хозяйке о достоинствах и высоких качествах нового торговца, чья личность настолько впечатлила Хадиджу, что она решила выйти за своего нового подчиненного замуж. Свадьбу сыграли через два месяца после судьбоносной поездки в Сирию — и началась долгая, по-настоящему счастливая супружеская жизнь.

Мухаммад любил свою жену не только как женщину, он высоко оценивал ее роль в своей пророческой миссии. Известно его высказывание, в котором говорится: "Наилучшей женщиной [времени миссии Христа] была Мария [то есть, Богородица]. А наилучшей женщиной времени моей миссии является Хадиджа". Известно также, что еще при жизни супруге Мухаммада было обещано вечное блаженство: "Однажды Джабраил явился к пророку и сказал: о, посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу. Когда она подойдет к тебе, приветствуй ее от имени Аллаха и от меня и порадуй ее благой вестью о том, что в раю ее ждет дом из полой жемчужины, где не будет шума, и где не будет она знать усталости".

Если заняться тщательным психоанализом, то можно предположить, что больше всего донимало Хадиджу при жизни: шум и усталость, что неудивительно. Огромное состояние женщины все ушло на проповедь ислама, а сама она была первой, кто принял новое учение — и, соответственно, первые гонения тоже пришлись на ее долю.

У супругов было шестеро детей, но все мальчики умерли в младенчестве, лишь девочки дожили до зрелых лет. (Стоит отметить, что все дети пророка, кроме Ибрахима, были рождены именно в браке с Хадиджей.) Обещанный рай Хадиджа получила в возрасте 64 лет — именно поэтому 619 год назван пророком "годом скорби", ведь он потерял не только любимую жену, но верную подругу и сподвижницу. Лишь после смерти первой супруги Мухаммад позволил себе брать новых жен — но хранил память о Хадидже всю жизнь.

Вторая любимая жена пророка Аиша говорила: "Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: "Отправьте это друзьям Хадиджи!" Однажды я не выдержала и воскликнула: "Опять Хадиджа?!" Пророку это очень не понравилось, и он сказал: "Всевышний наделил меня сильной любовью к ней". Ни одна из новых жен Мухаммада не смогла занять в его сердце место Хадиджи — умной, сильной и преданной женщины.

Второй женой пророка Мухаммада стала Сауда бинт Зама, вдова его сподвижника, одного из первых мусульман. Саида была старше пророка, не обладала ни красотой, ни состоянием. Она стала хранительницей домашнего очага, и именно с ней Мухаммад совершил Хиджру — переселился из Мекки в Медину.

Следующей по счету женой после Сауды стала Аиша бант Абу Бакр. Мухаммад посватался к девочке, когда ей было всего семь лет, а по достижению ею девятилетнего возраста заключил брак. Надо понимать, что это не было супружество в физиологическом смысле с первых же лет — Мухаммаду было политически важно совершить эту женитьбу, чтобы укрепить связь с двумя своими ближайшими сподвижниками. С детства находясь на попечении пророка, Аиша была самой преданной мусульманкой и самой осведомленной о жизни Мухаммада женщиной, именно она передала потомкамсамое большое количество хадисов (изречений, описаний или действий) о пророке. Как-то Аишу несправедливо обвинили — но сам Аллах ниспослал аяты, говорящие о невиновности женщины. Более того, считается, что свидетельством ее благочестия является тот факт, что Аллах посылал Мухаммаду откровения, когда тот находился с Аишей наедине — но этого никогда не происходило с другими женами. Именно на ее руках Мухаммад и умер.

Четвертой женой пророка стала Хафса бин Умар, вдова его сподвижника, погибшего в битве при Бадре. Девушке в этот момент было 18 лет, она не обладала ни красотой, ни положительным характером, часто доводила Мухаммада своими скандалами. В силу возраста, Хафса сдружилась с Аишей, но и та не смогла оказать влияния на поведение и характер подруги.

Зайнаб бинт Хумайза умерла всего через несколько месяцев после своего замужества, поэтому о ее жизни известно очень мало — лишь то, что за доброе сердце и заботу о несчастных она получила в народе имя "Уммуль-масакин" — мать бедных.

Следующей женой стала Умм Салама бинт Абу Умая, очередная вдова, заботу о которой Мухаммад взял на себя. Умм Салама пережила своего мужа на долгих пятьдесят лет.

Особых слов заслуживает Зейнаб бинт Джахш. Во-первых, изначально она была женой приемного сына Мухаммада Зайда. Во-вторых, Зайд развелся с ней, а пророк взял ее в жены, вызвав бурю негодований — и за развод, и за "инцест". Впрочем, Аллах тут же сообщил Мухаммаду новое откровение, оправдавшее эти действия. Недовольны были не только мужчины — новый брак доставил неприятные минуты и женщинам — женам Мухаммеда Аише и Хафсе.

Девушки решили действовать сообща — вот что говорит об этом Аиша: "Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: "Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром". Мы так и сделали, и он ответил: "Нет, но я пил мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом".

Джувайрия бинт аль-Харис была дочерью вождя Бану Мусталак, которую захватили в плен. Брак с девушкой был для Мухаммада очередным политическим приемом: после свадьбы остальные мусульмане освободили всех пленниц и пленников этого племени, ведь теперь они стали родственниками супруги пророка.

Для женщины по имени Райхана бинт Зейд пророк Мухаммад тоже не был первым мужем — но, в отличие от остальных, Райхана сначала была лишь наложницей. Ей был предложен статус законной жены в том случае, если она примет ислам, но женщина отказалась. Несмотря на то, что позже Райхана все же стала мусульманкой, умерла она фактически в статусе невольницы.

Сафия бинт Хуяй была дочерью иудейского вождя. В молодости она жила в Медине и своей поразительной красотой привлекала множество поклонников. Ее первым мужем был известный поэт, вторым — высокопоставленный "чиновник" одного из племен. В ходе очередной из битв муж и отец Сафии были убиты, а сама она взята в плен. Увидев женщину, Мухаммад пленился ею и сделал сначала своей наложницей, а потом и вовсе освободил из рабства. Как и Райхана бинт Зейд, Сафия получила предложение принять ислам и стать законной женой пророка — или же она могла сохранить свою религию и, став свободной, покинуть Мухаммада. Сафия осталась с Мухаммадом, став его законной супругой.

Ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Жёны пророка Мухаммеда или матери правоверных (араб. أمهات المؤمنين ‎) - женщины, вышедшие замуж за пророка Мухаммеда . Известный историк Аль-Масуди , в своей книге «Муруджуз-захаб» отмечает, что Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк, Йакуби, пишет, что Мухаммед имел 21 или 23 жены. Йакуби отмечает, что Мухаммед вступил в физические отношения только с 13 жёнами, а остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо он развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших Мухаммеда (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аиши, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны Мухаммеда [ | ]

Хадиджа бинт Хувайлид [ | ]

Хадиджа была добропорядочной и добродетельной женщиной. Она занималась торговлей, и для этого она нанимала людей, которые от её имени вели торговые операции в Сирии. Одним из её торговых представителей стал Мухаммад, который однажды выехал со слугой Хадиджи Майсарой и принёс ей большую прибыль. Майсара сообщил ей о честности, здравомыслии и прочих достоинствах Мухаммада, после чего Хадиджа, через свою представительницу, предложила Мухаммаду жениться на ней. Предложение было им принято и дядя Мухаммада Абу Талиб посватал Хадиджу для него. В то время Хадидже было 40, а Мухаммаду - 25 лет. От этого брака родились их дочери Фатима, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййа и два сына Касим и Абдуллах .

Согласно преданию, Хадиджа стала первым человеком, уверовавшим в пророческую миссию Мухаммада. Она всегда и во всем поддерживала своего мужа и Мухаммад любил её, называя наилучшей женщиной. Он до конца своей жизни хранил добрую память о Хадидже и до самой её смерти она оставалась его единственной женой .

Сауда бинт Зама [ | ]

Также имеются данные некоторых исторических хроник, согласно которым ей было пятнадцать или даже семнадцать лет. В мусульманских источниках и исследованиях фигурирует различный возраст Аиши. В то же время, у Ибн Хишама и некоторых других историков имеется информация о том, что Аиша была в числе первых принявших ислам людей, а это означает, что в момент брака ей было 15 лет . Кроме того, некоторые историки и исследователи приводят данные о том, что до Мухаммеда к ней посватался Джубейр ибн Мутим, и она была старше 17 лет. Также, многие исторические хроники дают информацию о сестре Аиши Асме, которая умерла в возрасте 100 лет в 73 году хиджры. Это означает, что во время хиджры (переселения Мухаммада из Мекки в Медину) ей было 27 лет. В то же время известно, что Аиша была младше её на 10 лет. А это, в свою очередь, означает, что к моменту её брака с Мухаммадом ей было 17 лет.

После того, как Хафса стала вдовой, её отец Умар пытался выдать её замуж за Усмана ибн Аффана, а затем Абу Бакра ас-Сиддика. Не получив ни от одного из них согласия, Умар обратился к Мухаммаду, на что тот ответил, что он сам женится на Хафсе, а свою дочь Умм Кульсум выдаст замуж за Усмана. Брак между Мухаммадом и Хафсой был заключен 3 году хиджры. В это время Мухаммад уже был женат на Аише бинт Абу Бакр и Сауде бинт Зама. Хафса отличалась своей набожностью, много времени проводила в поклонении Аллаху и в то же время отличалась волевым характером. Известно около 60 хадисов, переданных Хафсой. Она также хранила первый экземпляр Корана , который был собран при халифе Абу Бакре, а затем, по просьбе халифа Усмана, был передан ему и размножен. Хафса умерла в возрасте 60 лет в Медине .

Зейнаб бинт Хузайма [ | ]

В 3 году хиджры племя Амир ибн Саса перебило представителей Мухаммада, из-за чего отношения этого племени с мусульманами резко ухудшились. Для недопущения кровопролития, Мухаммад решил жениться на Зайнаб бинт Хузайма, которая также была представительницей этого племени. Их брак состоялся в 4 году хиджры. Спустя несколько месяцев после свадьбы Зайнаб умерла. Она была добродетельной и набожной женщиной, проводила много времени в молитвах и обильно раздавала милостыню .

Зейнаб бинт Джахш [ | ]

Мухаммад был очень опечален разрывом этого брачного союза. Он пытался поправить положение, женившись на Зайнаб, но обычаи периода невежества, запрещавшие жениться на бывшей жене своего приемного сына, не давали ему сделать этого. Однако, в это время были ниспосланы аяты, упраздняющие этот обычай , а вместе с тем и запрещающий называть приемных детей по имени своих опекунов . После этого, в 5 году хиджры, Мухаммад женился на Зайнаб бинт Джахш. Зайнаб была трудолюбивой, добродетельной и набожной женщиной. Она много времени проводила в молитвах и постах. Зайнаб бинт Джахш умерла в возрасте 53 лет, в Медине. Она была первой женой Мухаммада, умершей после его смерти .

Джувайрия бинт аль-Харис [ | ]

Сафия бинт Хуяй [ | ]

После того иудейские племена Медины (, Бану Надир и Бану Курайза) нарушили договоры с мусульманами они были изгнаны и Бану Надир обосновались в Хайбаре . После изгнания из Медины отец Сафии не переставал враждовать с Мухаммедом и однажды договорился с арабскими племенами о нападении на Медину, но мусульмане узнали о заговоре и решили опередить их двинувшись на Хайбар . В ходе битвы при Хайбаре были убиты отец и муж Сафии, а сама Сафия в числе других представителей своего племени была взята в плен. Увидев пленённую Сафию, Мухаммед взял её себе в наложницы, а затем освободил её из рабства. После освобождения ей был предоставлен выбор сохранить свою религию и уйти куда пожелает, либо остаться с Мухаммедом и Сафия решила остаться и жить с Мухаммедом. По случаю женитьбы Мухаммеда на Сафии к ним приходили гости и приносили еду с собой . Возраст Сафии на момент брака с Мухаммедом составлял 17 лет. Во время смуты, начавшейся в конце правления Усмана ибн Аффана, Сафия встала на сторону халифа и пыталась защитить его. Сафия бинт Хуяй умерла в 50 году хиджры и похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине.

Рамля бинт Абу Суфьян [ | ]

Умм Салама бинт Абу Умая [ | ]

После смерти Абдуллы ибн Абдуласада в битве при Ухуде она стала известна как Аййин аль-Араб (Вдова арабов) . Она осталась одна с маленькими детьми, но получила поддержку со стороны мухаджиров и ансаров . После окончания срока идда (четыре месяца и десять дней) к ней приходили свататься




Top