Нормы оплаты электроэнергии мест общего пользования. Освещение помещений общего пользования

В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
В данной статье рассмотрена такая услуга, как электроснабжение мест общего пользования, появление которой в «жировках» вызвало бурю негодований у жильцов.

Что такое «освещение мест общего пользования»?

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах, сами того не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга). Однако с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из и подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 . Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением ВС РФ от 17.07.2008 № ГКПИ08-665 . Заявитель оспаривал положения Правил установления нормативов , согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению заявителя, стоимость таких коммунальных услуг должна определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ . Однако Верховный суд не согласился с данным подходом, поскольку плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества .

Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. По справедливости расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Чем же вызвано их нежелание оплачивать новую строку расходов? Попробуем разобраться в причинах.

В чем проблема?

Только на первый взгляд сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение). Ранее данные расходы оплачивались по тарифу на содержание и ремонт, утвержденному общим собранием собственников помещений (членов ТСЖ) или органом местного самоуправления. Немаловажный момент - утвержденный тариф не всегда соответствует фактически понесенным расходам. Но даже при оплате снабжения электроэнергией мест общего пользования в составе коммунальных услуг эта проблема не решается.

Действительный размер платы за коммунальные услуги становится очевидным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Важно отметить, что показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками. Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников (для обладателей индивидуальных счетчиков - по их показаниям, для жильцов, не имеющих их, - по нормативам потребления). Желая избежать убытков, управляющие компании и товарищества «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

С одной стороны, собственников можно понять: суммы, подлежащие оплате за электроэнергию, для них действительно оказываются сюрпризом. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, кто, кроме собственников, должен оплачивать электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, принадлежащих этим собственникам на праве общей долевой собственности? Управление многоквартирным домом полностью передано в руки собственников, чем обусловлена их полная ответственность (в том числе и материальная) за все, что происходит в доме. Понятно, что ресурсоснабжающие и сетевые организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли, не желают нести убытки из-за того, что поставляемый ими ресурс никем не оплачивается.

ТСЖ и управляющие организации
в ответе за недобросовестных собственников

Зачастую «крайними» в рассматриваемой ситуации становятся ТСЖ и управляющие организации. Нежелание собственников платить за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования, вынуждает ТСЖ и управляющие организации уклоняться от заключения договоров на электроснабжение мест общего пользования. Энергоснабжающая организация, в свою очередь, обращается в суд с требованием о взыскании задолженности за фактически поставленное в дом количество электроэнергии. Как правило, суды признают требования энергоснабжающих организаций обоснованными и удовлетворяют их в полном объеме на следующих основаниях.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Они обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 названных правил).

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 , исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:

Оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

Использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

Компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК ). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007 , ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5 ).

Вместе с тем ресурсоснабжающая организация не вправе принудить управляющую организацию или ТСЖ к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды (Постановление ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-1663/08-С5 ). Однако оплатить весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, им придется (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 17АП-4487/2008-ГК ). При этом даже отсутствие договора между ТСЖ (управляющей организацией) и энергоснабжающим предприятием не является препятствием для взыскания задолженности по оплате всего объема электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом (постановления ФАС ЗСО от 26.08.2008 № Ф04-5159/2008(10329-А70-28) , ФАС СЗО от 23.06.2008 № А05-10604/2007 ).

Обязательное условие для взыскания задолженности с управляющей организации и ТСЖ - наличие у них статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, отказывая в передаче дела в Президиум, ВАС РФ в Определении от 14.07.2008 № 7416/08 указал: ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем (покупателем) поставляемой истцом электроэнергии, ни организацией, управляющей многоквартирными домами, а взимаемая ответчиком плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования для освещения мест общего пользования, не является платой за собственно освещение помещений общего пользования. В рассматриваемом деле иск был предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что и явилось причиной для отказа в удовлетворении требований энергоснабжающего предприятия о взыскании задолженности за потребленную в местах общего пользования электроэнергию. Аналогичные выводы прозвучали также в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.2008 № А26-3192/2007 .

Управляющие организации и ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, обязанные оплачивать весь объем поставленных в дом коммунальных ресурсов, находятся в прямой зависимости от платежеспособности и «платежеактивности» собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь по сути посредниками между собственниками и энергоснабжающими компаниями, ТСЖ и управляющие организации не должны нести убытки из-за нежелания собственников оплачивать электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования. Однако на практике все происходит иначе. Как поступать ТСЖ и управляющим организациям, если собственники отказываются платить? Напрашивается один ответ: так же, как поступает энергоснабжающая организация, если перед ней у ТСЖ или управляющей организации существует задолженность, - отстаивать свои интересы в суде, предъявляя иски к собственникам помещений в регрессном порядке.

Учитывая, что проблема оплаты собственниками коммунальной услуги «энергоснабжение мест общего пользования» появилась совсем недавно (в настоящее время далеко не все управляющие компании ввели новую статью в квитанции, опасаясь социальной напряженности), судьи на местах еще не сталкивались с делами по взысканию соответствующей задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме. Однако подобные дела немногим будут отличаться, например, от взыскания в судебном порядке с собственников задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сколько платить?

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета. Наиболее интересен случай, когда на вводе в дом установлен коллективный счетчик.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2 ). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25 , 26 Правил установления нормативов ). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Как видим, согласно законодательству стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования (а также работу внутридомового оборудования), а также потери включаются в плату за коммунальную услугу электроснабжения. Однако это, естественно, не по душе собственникам помещений. Ведь традиционно население платило либо по показаниям индивидуального счетчика, либо по нормативам потребления. Такой порядок и сейчас предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг по отношению к ситуации, когда дом не оборудован коллективным прибором учета (см. п. 16 указанных правил, а также пп. 3 п. 1 приложения 2 к ним). Но даже при установке общедомового счетчика граждане не готовы видеть в своих квитанциях суммы платы за электроэнергию в размере, превышающем фактическое потребление ими электроэнергии внутри квартиры.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за «общедомовую» электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 № КАС07-128 ).

Опасаясь негативной реакции собственников помещений на увеличение сумм платы за электроснабжение, управляющие организации и ТСЖ идут на разнообразные ухищрения. Кто-то вводит отдельную строку - «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии. Кто-то «прячет» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества». Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны. Второй вариант возможен лишь с согласия собственников помещений, ведь размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается их общим собранием. Очевидно, что собственники до последнего будут против включения такого расхода в смету на управление домом.

Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.

Резюмируем вышесказанное.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В конце года 2010 г. Минрегионом был опубликован финальный проект нового документа «Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения предоставления коммунальных услуг».
Это основной документ, согласно которому нам предоставляются коммунальные услуги и рассчитываются коммунальные платежи.
Сам по себе документ я бы назвал несколько революционным. В прямом и переносном смысле.
В первом смысле революционность данного документа заключается в том, что в нем учтены все недочеты прошлого документа – Постановления Правительства РФ №307. На этих изменениях (точнее некоторых основных моментов) я остановлюсь более подробно.
Во втором смысле, революционность проекта заключается в том, что принятие этого документа, а точнее работа коммунальных и ресурсоснабжающих служб в соответствии с ним, могут подтолкнуть к социальному взрыву практически всех слоев населения. Ну, из-за инертности нашего общества, которое привыкло стойко переносить тяготы и лишения всех аспектов свой жизни, социальный взрыв может и не возникнуть. Возмущенные люди ограничатся разговорами на кухне, да придворовых скамейках.
Ну, не будем заостряться на политико-социальных аспектах новых правил, а приступим к особо интересным моментам, на мой взгляд, их экономической составляющей. И так, в чем изменения? Во-первых, изменены формулы расчета платежей. Во-вторых, в новые правила введен термин «Общедомовые нужды» В-третьих, изменен подход к начислению платежа «Общедомовых нужд» собственникам помещений.
Давайте рассмотрим эти изменения на примере электроэнергии.
Ранее в своих статьях опубликованных на своем сайте и Живом Журнале (http://nightberserker.livejournal.com/ и http://razborki.ucoz.ru/publ/kak_nado_nachisljat_o..._nam_ego_nachisljajut/1-1-0-10) я подробно расписал, как должны были начисляться платежи за электроэнергию согласно Постановлению № 307, и как они начислялись (с нарушениями) на самом деле.

Сейчас предлагается размер платы за приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы (электроснабжения и пр.), рассчитывать по тарифам (ценам) ресурсоснабжающих организаций, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Для расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.) в квартире будет использоваться простая формула №5 (ранее использовалась формула №9, которая включала в себя плату за пресловутое ОДН):

Где:
Vi - количество электрической энергии, определенный по показаниям квартирного прибора учета в квартире (кВт∙час);
Т - тариф на электроснабжение - руб./кВт∙час, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть у нас есть расход электроэнергии по показаниям нашего счетчика, к примеру, 150 киловатт. Есть установленный тариф, допустим 1,53 рубля. Перемножив эти две цифры, получаем платеж за использование электроэнергии в размере 229,5 рублей.
Вроде бы все просто, сколько потратили, столько и заплатили, нет в расчете лишних составляющих. Но это только на первый взгляд.

Измененные Правила гласят, что: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме при любом способе управления таким многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, и плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям на общие домовые нужды».

Я специально подчеркнул в данном положении любой способ управления. Ранее за ОДН расплачивались жильцы только тех домов, которые находились в непосредственном управлении (см. ЖК РФ).

Жильцы домов, находящихся в прямом управлении не платили за ОДН. Управляющие компании сами оплачивали все расходы, связанные с ОДН, за счет перераспределения средств поступающих от жильцов. То есть просто предоставляли услуг меньше, ровно на сумму уплаченного ОДН. Меньше подметали, меньше мыли подъезды и пр.

Теперь за ОДН будут платить все. И жильцы, чьи дома находятся в непосредственном управлении, и в прямом управлении и пр.

Новые Правила уравняли в этом вопросе всех.

Следующее кардинальное изменение в Правилах это подход к начислению ОДН. Если ранее, завуалированное ОДН, было привязано к потреблению энергоресурса. То есть, чем больше ты потребил электричества, тем больше у тебя ОДН. Не пользовался электроэнергией – ОДН равен нулю. Теперь все иначе. Размер платежа за ОДН привязан к размеру жилплощади. И не важно, сколько вы потребили электроэнергии, платить за ОДН придется всегда, даже если вы отсутствовали пару месяцев дома (п.47).

Давайте рассмотрим формулу расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения (руб.), предоставляемые потребителям в многоквартирном доме на общие домовые нужды, для квартиры, по которой будет начисляться платеж за ОДН (п.6 Приложения, ф.№10).

Родн = (VD – VНП – Vквнорм – Vквсчет) х (Sкв / S д) х Т

Где:
VD - количество электрической энергии, потребленный за расчетный период и определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (кВт час);

VНП - количество электрической энергии, потребленный в нежилых помещениях (кВт час);

Vквнорм - количество электрической энергии, потребленной в жилых помещении (квартирах) по нормативу (кВт час), определяемый по формуле:

Vквнорм = Н х n,

Где:
Н - норматив потребления для электроснабжения - кВт час в месяц на 1 чел.; n- количество граждан, фактически постоянно проживающих и временно проживающих в жилых помещениях (квартираx), не оснащенных индивидуальными приборами учета (чел.);

Vквсчет - количество электрической энергии потребленной в квартирах, оснащенных приборами учета, определенной по показаниям индивидуальных приборов учета, кВт час;

Sкв - общая площадь квартиры или нежилого помещения (кв. м);

Sд - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв. м);

Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс (для электроснабжения - руб./кВт час) установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Давайте произведем примерный расчет платежа за ОДН электроэнергии среднестатистической квартиры, используя примерные.
И так, объем электрической энергии в расчетном периоде, определенный по показаниям общедомового прибора учета (VD) составил 12000 кВт час; Количество электрической энергии, потребленной в нежилых помещениях (офисы, магазины), подключенных через общедомовой счетчик (VНП) составило 1000 кВт час Количество электрической энергии, потребленной в квартирах, в которых нет электросчетчика, и оплачивающих электричество по нормативам (Vквнорм) составило к примеру. 4000 кВт час Количество электрической энергии потребленный в квартирах, оснащенных прибором учета (электросчетчиком) (Vквсчет) составило 5000 кВт час; Общая площадь квартиры или нежилого помещения, допустим вашей, (Sкв) – 60 кв. м; Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sд) - 2400 кв. м; Тариф на электроснабжения (Т) 1,53 руб./кВт час (Для Кемеровской области).

Теперь подставим наши данные в формулу:

Родн = (12000 – 1000 – 4000 – 5000) х (60 / 2400) х 1,53=76,50 руб.

То есть платеж за «Электроэнергию ОДН» по вашей квартире составит 76,50 руб. В независимости от того, сколько вы электроэнергии потратили. Потратили 100 кВт, то ваши совокупные платежи по электроэнергии составят:

150*1,53 +76,50 = 306, 00 руб.

Если вы отсутствовали в расчетном периоде, то ваши совокупные платежи за электроэнергию составят:

0*1,53 +76,50 = 76,50руб.

То есть платить придется все равно. Конечно же, полученная сумма (76,50 руб.) условна, она может быть и меньше, а может, будет достигать и 150-200 руб. Все будет зависеть от добросовестности самих собственников жилья.

Хотелось бы заметить, что Правилами предусмотрено взимание платежей за ОбщеДомовые Нужды (ОДН) всех энергоресурсов, конечно же при наличии общедомового счетчика этого ресурса.

Таковы новые правила, по которым нам возможно придется жить. Плохие они или хорошие сложно сказать. У новых правил будет много противников, много сторонников. В любом случае довольными будут только собственники ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Первые потому что они получат деньги с жильцов, которые полностью и с лихвой покроют их затраты, а вторые, потому что им не надо будет теперь урегулировать процесс платежей ОДН с ресурсоснабжающими организациями, потому что все бремя платежей ляжет на собственников жилья.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 "Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги" // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ: _http://www.minregion.ru (www.minregion.ru).

Понятие "освещение помещений общего пользования" трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг (обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).
Проще говоря, "освещение мест общего пользования многоквартирного дома" включает в себя освещение лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и другого имущества в многоквартирном доме.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета.
Рассмотрим случай, когда на входе в дом установлен коллективный счетчик. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно пункту 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Следует обратить внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.
Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (подпункт 1 пункта 3 приложения 2). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так: объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика / (суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета + суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления).
Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (пункты 25, 26 Правил установления нормативов). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку "освещение мест общего пользования" незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.
Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель "Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления" будет равен нулю. Другими словами, расходы на общедомовую электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Хотелось бы отметить, что тарифы по оплате варьируются в зависимости от формы управления, избранной жильцами: ТСЖ, жилищные кооперативы и управляющие компании (при условии заключения договоров электроснабжения и купли-продажи энергии тариф значительно выше) либо непосредственная форма управления многоквартирным домом <1>. При этом льготы, установленные по коммунальным платежам, распространяются и на оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования.

В чем же причина необоснованно завышенных счетов за освещение мест общего пользования? Сотрудники комитетов административно-технического контроля выделяют четыре фактора, влияющих на выставленные счета: незаконные подключения, потери в сетях, нечистоплотность некоторых жильцов и отсутствие в домах современных счетчиков
С незаконными подключениями ситуация относительно ясна: здесь виноваты владельцы магазинов или офисов, буквально ворующие свет из общей проводки дома. Их можно наказать, хотя это и сложная процедура: о выявленном должен быть составлен акт, передан в милицию, где оформят протокол об административном правонарушении. Затем оба документа передаются в энергонадзор, где решается, штрафовать нарушителя или нет

Еще года два назад мы критиковали Санкт-Петербург за то, что решением городских властей жителям в платежки внесли отдельную строку за освещение мест общего пользования. И часто начисления по этой статье превышали суммы за потребление электричества в квартирах. Теперь, поди ж ты, платить отдельно за свет в подъездах придется всем россиянам на вполне законном основании.

Ведь через несколько месяцев будут введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, утвержденные постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Вопросов по их применению у жителей возникает много. На некоторые из них, касающиеся оплаты электроснабжения мест общего пользования, ответил руководитель Общероссийской общественной организации «Российская Жилищная Федерация» Герман Ломтев.

Освещение мест общего пользования (МОП) – услуга жилищная или коммунальная?
Ирина К.

– В сложившейся практике услуги, которыми пользуются собственники помещений, разделяются на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии). Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по категории жилищной услуги в составе «содержания и ремонта жилого помещения».

Минрегион России письмом от 18 июня 2007 г. № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением Верховного суда Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № ГКПИ08-665. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс – электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Выходит, услуга это коммунальная.

Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?
Валентин Сергеевич.

– Их два. Это пока действующие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530. Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в МКД, должна быть оплачена в полном объеме жителями дома.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?
Петровы

– Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, дворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам дома, и присоединенные к внутридомовой электрической сети детские или хоккейные площадки и т. п.

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жителей многоквартирных домов?
С. Дмитриев

– Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия. При отсутствии общедомового счетчика электрической энергии мест общего пользования оплата производится по нормативам, которые должны утвердить субъекты РФ. К примеру, в Калужской области с 2008 г. действует норматив: на освещение МОП – 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования – 7 кВтч в месяц на 1 человека. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то применяются нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жителями пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

В доме установлен общедомовой прибор учета. Объем электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разный и зависит от факта потребления. Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери, и кто их должен оплачивать?
Николай Романчук

– Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету. Величина потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) должен потребитель.

В расчет за освещение мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами энергия. Значит, за них будут платить другие жители?
Семен Николаевич Трубач

– В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке. Добивайтесь от нее более качественного обслуживания и организации эффективного контроля над потреблением, своевременного предъявления претензий неплательщикам. Если УК бездействует или ее работа вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или создания ТСЖ. К сожалению, новые Правила предоставления коммунальных услуг № 354 не только не улучшили ситуацию, но еще и усугубили сложности, которые неизбежно будут возникать при начислении платежей собственникам помещений за потребленную электроэнергию.

В домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?
Дмитрий К.

– В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться. Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль над потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.

Хотим установить счетчик в подъезде, чтобы не платить за весь дом. Как быть?
Ирина и Виктор Митрохины

– Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, жители могут для того, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде. Но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 она продает электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета. В Жилищном кодексе нет понятия «подъезд», а есть понятие «многоквартирный дом», поэтому, несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой. Однако отмечу, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии.

Мои соседи намерены вычеркивать из своих квитанций новую строку с тем, чтобы как и раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Чем это им грозит?
Марина К.

Электроэнергия мест общего пользования – неотъемлемая часть платежа за электроэнергию. Исключая из платежа сумму оплаты электроэнергии мест общего пользования, жители будут накапливать долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение подачи электроэнергии.

Если некоторые откажутся платить за расход электроэнергии в МОП, то их долги будут разбиваться на других жителей дома?
Наталья Петровна.

– Ни в коем случае. Каждый отвечает только за свои долги, так как учет задолженностей ведется на лицевом счете каждого собственника помещения.

Лилия Позднякова




Top