Органы выявление расследование преступлений и правонарушений. Вопрос1: Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений. Назначение и производство экономических экспертиз

Данное направление (функция) правоохранительной деятельности является одним из тех, которые требуют значительного внимания широкого круга государственных органов и негосударственных организаций, больших затрат различного рода средств, сил и энергии. Преступность как неизменный и крайне нежелательный спутник современного общества не перестает быть одним из социальных явлений, чувствительно дестабилизирующих правопорядок, мешающих нормальному развитию общества и государства, ограничивающих условия для полной реализации прав и свобод человека и гражданина.

0 его масштабах можно судить хотя бы по тому, что в последнее время ежегодно официально регистрируется соответствующими государственными органами примерно 3-4 млн поступающих от граждан и из многих других источников сообщений о готовящихся, совершенных или совершаемых преступлениях. Но эти сведения не отражают полностью реальное положение дел в данной области, ибо установлено, что значительная часть уголовно наказуемых деяний в силу многих причин не регистрируется и остается вне поля зрения компетентных государственных органов, а поэтому не получает соответствующего реагирования .

Непрекращающиеся усилия по выявлению и должному - приемлемому в условиях современного цивилизованного государства - воздействию на такое социальное явление, как известно, проявляются в осуществлении широкого и многопланового спектра мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического и организационного характера, и связанные с применением мер воспитания и убеждения профилактические усилия, в том числе поощрение деятельности соответствующих общественных и религиозных объединений, и многое из того, что предпринимается для повышения уровня образования граждан и в целом культурного образа жизни.

Существенную роль в мероприятиях подобного рода призваны играть, разумеется, также применение государственного принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями законов, а равно их наказание с целью перевоспитания и возвращения к законопослушному образу жизни, короче говоря, такой комплекс мер, который обычно называют дея и? ел ъностью по борьбе с преступностью.

Эту деятельность принято подразделять на несколько взаимосвязанных основных видов (направлений). Достойное место среди них - наряду с упоминавшимися выше правосудием по уголовным делам и исполнением его актов (обвинительных приговоров) - занимают оперативно-розыскная деятельность 1 и предварительное расследование,!.ело, что должно делаться в связи с обнаружившимся преступлением до того, как скажет свое решающее слово правосудие.

Первый из этих видов деятельности - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - осуществляется по правилам, установленным Законом об ОРД и рядом других правовых актов. Как сказано в ст. 1 названного Закона, это «...вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов... в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (курсив мой. - К.Г.)».

Названные цели должны достигаться, как сказано в этом Законе, путем решения задач, требующих, в частности, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а равно путем розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

По общему правилу результаты (данные), выявляемые и фиксируемые в ходе ОРД, могут служить поводом для возбуждения уголовных дел, могут быть при соблюдении порядка, установленного законом, использованы для подготовки следственных и судебных действий, а также для формирования органами, уполномоченными осуществлять предварительное расследование, тех доказательств, которыми закон разрешает подтверждать вину конкретных лиц в совершении преступных деяний. Но сами по себе такого рода результаты (данные) не

могут служить основанием для принятия официального итогового решения о признании кого бы то ни было виновным в совершении преступления.

Другой из названных видов деятельности в сфере борьбы с преступностью - предварительное расследование - предназначен во многом для выполнения тех же задач, но с соблюдением существенно иных правил - правил, предусмотренных в основном неоднократно упоминавшимся выше УПК, а также рядом других правовых актов.

Соблюдение этих правил обеспечивает законное и обоснованное выполнение следственных действий по собиранию, проверке и оценке таких сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств, подтверждающих достоверно факт совершения преступления конкретным лицом. На их основании допускается принятие решения о направлении уголовного дела в суд, где они вновь подвергаются проверке и оценке. И по результатам такой проверки и оценки суд принимает итоговое решение о признании или непризнании привлекаемого к уголовной ответственности лица преступником, а в случае признания его таковым - о мере наказания или иного предусмотренного законом воздействия.

Расследование уголовных дел как вид деятельности называется предварительным постольку, поскольку вывод о виновности конкретного лица в совершении преступления, который может быть сделан следователем или иным должностным лицом, участвующим в расследовании, не является о кон чат ел ъным. Итоговый вывод о совершении конкретным лицом преступления, как отмечено выше , вправе сделать только суд.

С известной долей условности и упрощения в значительной мере схематично соотношение оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования можно представить так: в ходе первого из этих видов деятельности готовится такой предварительный материал, который должен подвергаться проверке и восполнению способами, доступными второму. Другими словами, доказательства, которыми может воспользоваться суд при принятии итогового решения по уголовному делу, в значительной мере проверяются и оформляются в ходе предварительного расследования.

При усвоении основ организации выявления и расследования преступлений, их содержания и структуры важно иметь в виду, что предварительное расследование - деятельность неоднородная. Она по закону может осуществляться в двух формах, одна из которых названа дознанием, а другая - предварительным следствием.

С учетом этого принято различать среди правоохранительных органов, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, три

группы государственных органов: соответственно - органы ОРД, органы дознания и органы следствия", о которых и пойдет речь в последующих параграфах данной главы учебника.

  • Такого рода не выявленную и официально не зарегистрированную преступностьпринято называть латентной преступностью. По различным подсчетам, она превышаетзарегистрированную официально преступность в два-три раза.
  • В определенной законом мере к этому виду деятельности примыкают контрразведка и антитеррористические мероприятия, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях (см.ст. 9 и 9.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О Федеральнойслужбе безопасности» (СЗ РФ, 2011, № 15, ст. 1269).
  • 2 См. § 5 и 12 гл. 4 учебника.
Оглавление

Вопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений

1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)

1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятий

1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативно розыскных действий

1.4 Использование результатов оперативно розыскной деятельности

1.5 Органы дознания, их задачи и полномочия, субъекты дознания

1.6 Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция

Вопрос 2. Органы юстиции. Служба судебных приставов

2.1 Правовые основы деятельности органов юстиции

2.2 Органы юстиции

2.3 Структура и полномочия органов юстиции

2.4 Федеральная служба судебных приставов

2.5 Правовой статус судебных приставов

Список литературы


Вопрос 1. Организация выявления и расследования преступлений

1.1 Оперативно-розыскная деятельность (понятие, субъекты)

Правовой основой оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации являются УПК РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Статья 1 указанного Закона определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом.

Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют подразделения:

Уголовного розыска;

По борьбе с экономическими преступлениями;

По борьбе с организованной преступностью;

По борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

По борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте;

Обеспечения собственной безопасности;

Оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

Оперативного поиска;

Оперативно-технические;

По борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

Оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

Субъектом выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев

1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:

1) непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1ст.13 Федерального Закона об ОРД);

2) изучаемые лица (гл. 9);

3) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);

4) лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).

2. По отношению к государству различают две основных группы:

1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);

2) не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)

3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:

1) на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);

2) юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).

1.2 Основания проведения оперативно розыскных мероприятий

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным.

Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД обстоятельства:

· наличие возбужденного уголовного дела;

· сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

· данные о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

· информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

· данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий - наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело - оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится.

Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с п. З ст.7 Федерального Закона об ОРД являются указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве.

По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

Помимо этого, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия некоторых решений, в частности о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, о выдаче разрешений, а частную детективную и охранную деятельность и др.

1.3 Виды оперативно розыскных мероприятий, использование результатов оперативно розыскных действий

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и тактики его проведения.

Оперативно-розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Опрос граждан - беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

Изъятие образцов для сравнительного исследования – мероприятие предусмотренное ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации. Строго регламентировано и нередко применяется в следственной практике.

Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Исследование предметов и документов - это исследование объектов имеющих отношение к интересующему оперативного работника событию, является логическим продолжением сбора образцов для сравнения.

Наблюдение (слежка) и Контрнаблюдение - это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и т.п.). Наблюдение можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время используется три вида наблюдения:

1) физическое; 2) электронное; 3) комплексное.

Жестикуляция, мимика, взгляд. Существует, как считают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений … Элементарные познания в таком языке могут помочь не только в оперативно-розыскной работе, а даже в обычном общении.

Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).

Источники

2. ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ, в ред. от 02.12.2005г. //Российская газета, №160, 1999.

3. Уголовно процессуальный кодекс РФ

3. Закон о полиции

Обязательная литература

Дополнительная литература

3. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. // Под ред. Лебедева В.М. - М.: Спарк, 2003.

4. Правоохранительные органы: Учебник для вузов // Под ред. Н.А.Петухова и Г.И. Загорского. - М: НТК «Дашков и К»,2004.

5. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. // Под ред. В.П. Божьева. - М: БЕК.1999.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов.-М.:БЕК,1998.

7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник //Под ред. К.К. Горяинова. - М.:ИНФРА - М, 2004,

Семинар 9 . Органы прокуратуры и прокурорский надзор

Вопросы:

1. Органы прокуратуры РФ: система и структура.

2. Организация и структура генеральной прокуратуры РФ

4. Средства прокурорского надзора.

Источники

2. ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. №2202-1, в ред. от 04.11.2005 г. // СЗ РФ, 1995, №47, Ст. 4472.

Обязательная литература

1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательство «Зерцало», 2014. С. 9.

2. Правоохранительные органы России //Ред. Божьев В.П. – М.: Высшее образование, 2013. – 335 с.

Дополнительная литература

3. Правоохранительные органы: Учебник для вузов //Под ред. Н.А.Петухова и Г.И. Загорского. - М.: ИТК «Дашков и К»,2004.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. // Под ред. В.П. Божьева. - М.: БЕК, 1999.

5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вучов.-М.:БЕК,1998.

6. Лукиничев Ю.А., Вахмистрова СИ. Правоохранительные органы: Курс лекций. - СПб., 1999.

7. Качалов В.И., Качалова О.В. Прокурорский надзор в РФ: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Маркетинг»,2001г.

8. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекций. -М: Омега-Л, 2005.

9. Чувилев А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник. -М.: Изд-во "Юристь", 1999.

Семинар 8: Органы выявления и расследования преступлений.

Вопрос1: Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений.

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом,выявление и расследование преступлений - два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеют определенные особенности. Суть этой деятельности сводиться к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а так же проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявления ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенных правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это - органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками . В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается - выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).

Несмотря на существование специальных законов регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность - Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц - органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

Расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Оперативно-розыскная деятельность.

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. - это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, - форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии, и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование в свою очередь подразделяется на:

Предварительное следствие;

Дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ)

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность , осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее - 21.4)

Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений. Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно- процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства. Целью проведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

Следственного комитета РФ;

Органов федеральной службы безопасности;

Органов внутренних дел РФ;

Органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступлениявправе расследовать следователи. В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем - обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность . Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

- предметный (родовой - позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления;

территориальный(местный) - разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

персональный (личный) признак -определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это - преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества. Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например, контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это - преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление. Кроме того следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно- процессуального принуждения, такие, как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательство о явке, отстранения от должности и др.

Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу. Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний об органах, осуществляющих деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;
  • – усвоение основных понятий, раскрывающих правовой статус органов по выявлению и расследованию преступлений;
  • – усвоение направлений деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны .

знать

  • – основные понятия, используемые для раскрытия правового положения и деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;
  • – теоретические основы деятельности органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений в Российской Федерации;
  • – полномочия и деятельность органов, осуществляющих предварительное следствие, а также их компетенция;
  • – полномочия и деятельность органов, осуществляющих дознание, а также их компетенция;
  • – полномочия и деятельность органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, и их компетенция;

уметь

  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих выявление преступлений в Российской Федерации;
  • – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих расследование преступлений в Российской Федерации;
  • – оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;
  • – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;
  • – принимать решения, определяющие порядок деятельности органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и деятельность органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;
  • – навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации.

Ключевые слова : выявление и расследование преступлений; органы дознания; органы предварительного расследования; органы предварительного следствия; обнаружение преступлений; оперативно-розыскная деятельность; процессуальные действия; оперативно-розыскные мероприятия; подследственность.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественных отношений от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно- розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом , выявление и расследование преступлений – два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это – органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность – Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц – органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

  • – расследование уголовных дел (предварительное расследование);
  • – оперативно-розыскная деятельность.

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, – форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

  • – предварительное следствие;
  • – дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность , осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее 21.4).




Top