Осознание собственной вины раскольниковым. Осознание собственной вины Раскольниковым

Осознание собственной вины Раскольниковым

Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством...

В.Ключевский

Мысль могут освещать самые разные чувства. Я считаю, что самым ярким светочем и самым добрым чувством может быть только совесть.

Мы произносим это слово очень часто. Что оно значит для человека? Почему именно оно является важнейшим качеством человеческой души? Издавна эти вопросы волновали людей. Что такое совесть? Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Совесть - это внутренний стержень, который не позволяет личности отклоняться в темную сторону и гнуться под воздействием обстоятельств, так я полагаю. Понятие совести не может быть применимо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через людей, не считая себя подобным им. Недаром герой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников, решивший убить человека, пусть гадкого и ничтожного, но человека, не смог "выдержать своей подлой роли", был раздавлен своим преступлением.

Родион Раскольников - бывший студент. "Давным-давно как зародилась в нём вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения " - во что бы то ни стало, любой ценой. "Ужасный, дикий и фантастический вопрос" гонит и ведёт героя Достоевского по жизни.

Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи - "процентщицы" колечко-подарок сестры. Огромную ненависть почувствовал он к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке. И вдруг Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером о ней же " глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Старуха живет "сама не знает для чего", а молодые силы пропадают рядом без всякой поддержки - "и это тысячами и это всюду!". Убей старуху, возьми деньги, "обречённые в монастырь", - возьми не себе - для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль зарождалась в сознании Раскольникова. Но, "благими пожеланиями вымощена дорога в ад". Заблуждение его катастрофично. Родион полагает, что девиз Ордена Иезуитов - "Цель оправдывает средства" - универсален и претендует на право быть истиной. Ошибка в логике рассуждений приведет Раскольникова к страшному греху - убийству человека. Совесть его с того момента взбунтуется и огненным железом потечет по жилам, отравляя существование, делая его невозможным.

А ещё раньше он пишет статью, в которой говорится, что все люди делятся на два разряда: на "материал" и на "необыкновенных" людей. Последних очень мало, но они имеют власть над всеми, могут переступить закон. Они не перед чем не остановятся, чтобы совершить задуманное. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Л. Н. Толстой называл Наполеона "человеком с помрачённой совестью". Мне кажется, что, возомнив, будто во имя великой идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь по совести может быть оправдана, даже необходима, Раскольников не думал о том, что "человек с помрачённой совестью" не сможет посвятить свою жизнь хорошим делам. Я думаю, что добро и справедливость - высшие ценности. Путь к ним не может идти по крови и слезам. В другом своем произведении, "Братья Карамазовы", Достоевский писал, что даже "слеза ребенка" перевешивает добро, такой ценой достижимое. Борьба в душе Раскольникова начинается даже ещё до его преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет осуществить её. И от этого он глубоко несчастен. Уже в это время начинаются его лихорадочные метания, муки совести. Конечно, ему стыдно, что он ни чем не может помочь матери, зарабатывающей гроши, сестре, подвергающейся унижению, зарабатывающей копейки. Естественно, он хочет помочь нищим и падшим людям. Но я думаю, что главная причина убийства всё-таки не в этом.

Убийство старухи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент сразу всё разъясняющий: "Той же дорогою идя, я уже никогда более не повторил убийства". Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности не на преступление, а на поступок, и вовсе не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима.

Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову удаётся техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем ярче проступает сторона нравственная, тем сильнее муки совести. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность преступить мораль, законы Божьи и человеческие. Со всем ужасом открывает он страшную для себя истину - преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: "Не переступил, на этой стороне остался", оказался человеком обыкновенным, "тварью дрожащею".

Целая жизнь прожита за эти дни; и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живет им, проходит тот же крестный путь - Соня Мармеладова. Именно Сонечка находит выход и спасает себя и Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан и спасён своей собственной совестью, непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью. Именно совесть заставляет его пойти и признаться в преступлении.

Признание Раскольникова, так он думает, отправляясь донести на себя, - есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества-"тварью дрожащею" оказался. Но идея, верит Раскольников, стоит нерушимо и незыблемо.

Мне кажется, что не так думает Достоевский. Терпит крах бесчеловечная теория, в которой мы легко угадываем предвестье фашисткой убежденности в том, что мир создан из рабов и господ. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями людскими, понимающий, что невозможно жить и радоваться жизни не имея чистой совести, глубоко сострадающий и в глубине своей души уверенный, что не вошь человек, с самого начала "предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь". Терпит крах бесчеловечная теория. Побеждает совесть и душа. Не случайно ведь можно представить композицию произведения "Преступление и наказание" в виде схемы: 10 процентов повествования занимает само совершение преступления, а львиные девяносто - муки совестные, мытарства и метания души.

Но человек восторжествовал, стержень души Родиона - доброта - выдержал давление и удержал душу от падения в пропасть, имя которой - грех и проклятье.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

улика Раскольникова

Альтернативные описания

В лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит (загадка)

Говорят, что его можно повесить в курилке

Какой инструмент стал символом «Земли и воли»

Насаженное на рукоятку металлическое орудие труда

Несостоявшийся купальщик

О чем идет речь в поговорке: «Востер..., да и сук зубаст»

Образцовый пловец ко дну

Отгадка русской загадки: «В лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит»

Плотницкий инструмент

Рубящий инструмент

Самый популярный инструмент для обработки древесины, а также широко распространенное в средневековой Руси боевое оружие, применявшееся крестьянами и в XVIII-XIX вв.

Секира с короткой ручкой

То, что можно повесить в пркуренном помещении

Только находчивый солдат сварит из него щи и кашу (сказочное)

Холодное, рубящее оружие

Рубящее оружие

Висит в накуренном помещении

Зарытое орудие войны

. «мосол» для хитрой солдатской сказки

Инструмент, который врубается

Что плывет по реке из села Кукуево?

. «на крепкий сук - острый...» (пословица)

. «не бравшись за... - избы не срубить» (пословица)

. «словно...: не обрежет, так зашибет» (пословица)

Инструмент для записи в «календаре» Робинзона Крузо

. «с медведем дружись, а за... держись» (пословица)

Раскольник бревен

. «кочет голенаст, кланяться горазд» (загадка)

. «в лес идет, домой глядит, домой идет, в лес глядит» (загадка)

. «кланяется, кланяется, придет домой - растянется» (загадка)

Ручная гильотина

Инструмент, из которого солдат умудрился сварить кашу

Им не вырубишь написанное пером

. «в лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит»

Орудие палача

Оружие Раскольникова

Сырье для солдатской каши

Орудие труда, не умеющее плавать

Инструмент дровосека

Суповая основа по-солдатски

. «эталон» плавучести

Плотницкий инструмент, который легче табачного дыма

Плавает как...

Орудие дровосека

Орудие для рубки

Столярный инструмент

Колун по сути

Им не вырубить написанное пером

Орудие для колки дров

Основной инструмент лесоруба

Инструмент для изготовления лодки-долбленки

. «в лесу раздавался... дровосека» (лит.)

У кузнеца молот, а что у лесоруба?

. «детородное» орудие папы Карло

Ручной аналог гильотины

Орудие лесоруба

Орудие заготовщика дров

У кузнеца молот, а что у мясника?

Инструмент рубящих с плеча

Орудие кольщика дров

Прототип гильотины в руках палача

Рубящее орудие

Инструмент сучкоруба

Оружие Конана-варвара

Сказочный солдатский «бульонный кубик»

Орудие рубщика

Колун как орудие

Плохой пловец

Что написано пером, то им не вырубишь

. «табачный висельник»

. «в лесу раздавался... дровосека»

Орудие дровосека

На дворе кланяется, а домой придёт растянется

Без него избы не построишь

Рубящий инструмент

Инструмент, насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом

Мне предстояло ответить на ряд следующих вопросов:
1. Что является мотивами совершения преступления Раскольниковым?
2. Как планировалось совершение преступления? Каков был план?
3. Кто является потерпевшими?
4. Каков ход совершения преступления?
5. Каковы временные промежутки совершения преступления?
6. Имеются ли свидетели совершения преступления? Если да, то кто они? Если нет, то как удалось их избежать?
7. Удалось ли Раскольникову воспользоваться украденным? Как? Почему?
8. Были ли улики совершения преступления?
9. Что позволяло следователям заподозрить Раскольникова?
10. Кто уговорил Раскольникова явиться с повинной?
11. Какое наказание понёс герой за совершение преступления?
12. Является ли теория Родиона Раскольникова основанием для совершения убийства?
13. Какой наказание понёс бы Раскольников в соответствии с современным УК РФ?

№ 1. Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство воровство. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступление он совершает не только и не столько из- за чувств несправедливости. Раскольников хочет проверить , способен ли он быть сильной личностью.
№ 2. Раскольников размышлял о том, в какое время старуха будет дома одна; о том, чем он будет убивать и где возьмёт орудие убийства; о том, как обойтись без свидетелей.
№ 3. Потерпевшей является Алена Ивановна- старуха- процентщица и её сестра – Лизавета, ставшая случайной свидетельницей преступления.
№ 4. Раскольников прошел мимо дворников возле дома Алены Ивановны с топором в пиджаке, поднялся по лестнице, позвонил в колокольчик, после чего Алена Ивановна открыла дверь. Раскольников зашел и дал ей в руки нечто завёрнутое в лист газетной бумаги (по его словам, это была папиросница). Дождавшись момента, когда старуха повернётся к нему спиной, разворачивая заклад, Раскольников несколько раз бьёт её топором по голове. После этого он грабит старуху и слышит шаг
и , он замечает Лизавету и, понимая, что она стала свидетелем преступления, убивает и её. Далее Раскольников идёт мыть топор в доме у старухи и затем, не без труда, уходит из её квартиры.


№ 5. Раскольников потратил на совершение преступления несколько часов
№ 6. Раскольникова никто не видел, кроме сестры процентщицы, которую он убил. Раскольников хорошо продумал план совершения преступления, следил, чтобы оно было незаметным и никто его не видел возле дома старухи. Была ситуация, когда во время нахождения Раскольникова в квартире старухи к ней пришли 2 закладчика, но и здесь Раскольникову удалось ускользнуть незамеченным.
№ 7. Раскольников не смог воспользоваться украденными средствами из- за того, что он не сможет жить спокойно после совершения преступления. Его стали мучать различные мысли, в результате чего он стал убеждаться всё больше и больше в том, что его теория неверна. Он спрятал украденное в переулке под камнями
, после чего ушел домой.
№ 8. Прямых улик против Раскольникова не было
. Правосудие могло рассчитывать лишь на чистосердечное признание. Следователь Порфирий Петрович был хорошим психологом, и он считал, что убийство Алены Ивановны лежит на Раскольникове. Порфирий Петрович часто навещал его, что давало Раскольникову право думать, что следователю всё известно, и в итоге герой не выдержал этого.
№ 9. Следователи могли заподозрить Раскольникова в связи с его беспричинным болезненным состоянием, с отсутствием должного алиби, с имеющимися мотивами преступления, с его поведением.
№ 10. Раскольников не выдержал мучительного ощущения разъединенности с людьми. Душевная пустота и замкнутость с людьми была невыносимой. Раскольников грустил по человеку и желал найти утраченный контакт с людьми. Его уговорила
пойти на признание Софья Мармеладова, которой Раскольников рассказал и намекнул, что это он убил Алену Ивановну и её сестру.
№ 11. Нарушив законы моральной закон совести, Раскольников получил уроки вечной муки, угрызения совести, отчуждение близких людей, одиночество, каторгу.
№ 12. По теории Раскольникова, люди делятся на полезных и бесполезных. Если убить вредного человека то, согласно его теории, хорошие люди должны стать лучше. Эта теория и подтолкнула Раскольникова на преступление. Но, однозначно, она не может являться основанием для совершения преступления.
№ 13. В наше время Раскольников понес бы наказание по ч. 2 ст. 105 УК РФ виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное заключение).



Порфирий Петрович – один из центральных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и Наказание”. Он – пристав следственных дел, расследующий убийство Алены Ивановны. На протяжении всей книги мы наблюдаем, как Порфирий, не имея ни одной реальной улики против убийцы Раскольникова все-таки выводит последнего на чистую воду и уговаривает сознаться в содеянном.

Что же убедило Порфирия в том, что именно Раскольников является убийцей?

В романе происходит всего три встречи Раскольникова с Порфирием. Для Порфирия, однако, этих встреч вполне достаточно, чтобы установить цели и мотивы преступления. Раскольников и Порфирий знакомятся в квартире у следователя, там же происходит разговор о статье, которую Родион Романович написал за два месяца до всех событий. Уже тогда Раскольников начал осознавать, что находится под подозрением; еще больше усиливается его волнение после того, как подосланный Порфирием мещанин называет Раскольникова убийцей. В следующий раз встреча убийцы и следователя происходит в полицейском участке по инициативе самого Раскольникова, хотя, «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя.» Раскольников с Порфирием беседуют в течение некоторого времени, после чего их разговор прерывает Николай, который, ворвавшись в кабинет следователя, громко объявляет, что именно он убил процентщицу: «Виноват! Мой грех! Я убивец! - вдруг произнес Николай, как будто несколько задыхаясь, но довольно громким голосом.» Такого исхода не ожидал ни следователь, ни, тем более, Раскольников. Воодушевленный этим происшествием, Раскольников еще более обрадовался, когда человек, назвавший его “убийцей” пришел и извинился перед ним, выложив весь план Порфирия. ««Теперь мы еще поборемся», - с злобною усмешкой проговорил он, сходя с лестницы.» В третий раз Родион Романович и Порфирий встречаются на квартире у Раскольникова, и для последнего эта встреча становится роковой: следователь раскрывает перед Раскольниковым все карты, рассказывает в деталях, каким образом ему удалось выйти на Раскольникова и, в конце концов, открыто обвиняет студента в убийстве. «…да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Попробуем теперь разобраться, каким образом следователь, даже несмотря на признание Николая все-таки смог найти настоящего убийцу. Осмотрев квартиру покойной, Порфирий понял, что ограбление не было мотивом преступления, так как большая часть денег и ценные вещи остались нетронутыми. Значит, преступление было совершено из каких-то идейных принципов. Далее следователь, вероятнее всего, вспомнил, статью, прочитанную им два месяца назад, автор которой, в частности, допускал совершение убийства в отдельных специфических случаях. Сопоставив эти два факта, следователь не поленился через знакомого редактора узнать фамилию автора статьи. «- А вы почему узнали, что статья моя? Она буквой подписана. - А случайно, и то на днях. Через редактора; я знаком... Весьма заинтересовался.» Автором статьи оказался некий Раскольников, которого Порфирий нашел в списке недавних должников Алены Ивановны. «Ваши обе вещи, кольцо и часы, были у ней под одну бумажку завернуты, и на бумажке ваше имя карандашом четко обозначено, равно как и число месяца, когда она их от вас получила...». Итак, круг замкнулся, пришло время действовать. Порфирий, договорившись с Разумихиным, приглашает Родиона Романовича к себе на квартиру и заводит с ним разговор о статье. Увидев, с какой решительностью и фанатизмом Раскольников обсуждает возможность убийства из идейных принципов, следователь окончательно убеждается в том, что студент, как минимум, замешан в преступлении. Далее Порфирий устраивает слежку за Раскольниковым. Он привлекает информатора Заметова, не упускает ни единой возможности общения с Разумихиным. Для следователя теперь вина Раскольникова не вызывает сомнений. Косвенных доказательств, “черточек”, как их называет Порфирий, было много: во-первых, крайне смелый

разговор с Заметовым в трактире. «Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: «Я убил!» Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!». Порфирий говорит именно “брякнуть”, подчеркивая, что слова были сказаны случайно, необдуманно. Далее следователь указывает на тот факт, что Раскольников дважды упомянул про камень, под которым, якобы, закопаны деньги. «…камень-то, камень-то, помните, камень-то, вот еще под которым вещи-то спрятаны? Ну вот точно вижу его где-нибудь там, в огороде, - в огороде ведь говорили вы, Заметову-то, а потом у меня-то, во второй раз?». Примечательным для Порфирия оказался и тот факт, что Раскольников никак не отреагировал на высказывание мещанина, обвинившего его в убийстве. «Как вы тогда сто шагов с мещанинишкой рядом шли, после того как он вам «убийцу» в глаза сказал, и ничего у него, целых сто шагов, спросить не посмели!..» Однако последней, решающей “черточкой” стало то, что Раскольников, как это часто делают убийцы, вернулся на место преступления и, что особенно привлекло внимание следователя, стал в точности повторять действия, которые совершал в прошлый раз. «Ведь я знаю, как вы квартиру-то нанимать ходили, под самую ночь, когда смерклось, да в колокольчик стали звонить, да про кровь спрашивали…». «Да как услышал тогда про эти колокольчики, так весь даже так и замер, даже дрожь прохватила. «Ну, думаю, вот она черточка и есть! Оно!»». Против такого замечания Раскольникову нечего было возразить. Следователю практически без труда удалось убедить студента явится с повинной в участок.

улика Раскольникова

Альтернативные описания

В лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит (загадка)

Говорят, что его можно повесить в курилке

Какой инструмент стал символом «Земли и воли»

Насаженное на рукоятку металлическое орудие труда

Несостоявшийся купальщик

О чем идет речь в поговорке: «Востер..., да и сук зубаст»

Образцовый пловец ко дну

Отгадка русской загадки: «В лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит»

Плотницкий инструмент

Рубящий инструмент

Самый популярный инструмент для обработки древесины, а также широко распространенное в средневековой Руси боевое оружие, применявшееся крестьянами и в XVIII-XIX вв.

Секира с короткой ручкой

То, что можно повесить в пркуренном помещении

Только находчивый солдат сварит из него щи и кашу (сказочное)

Холодное, рубящее оружие

Рубящее оружие

Висит в накуренном помещении

Зарытое орудие войны

. «мосол» для хитрой солдатской сказки

Инструмент, который врубается

Что плывет по реке из села Кукуево?

. «на крепкий сук - острый...» (пословица)

. «не бравшись за... - избы не срубить» (пословица)

. «словно...: не обрежет, так зашибет» (пословица)

Инструмент для записи в «календаре» Робинзона Крузо

. «с медведем дружись, а за... держись» (пословица)

Раскольник бревен

. «кочет голенаст, кланяться горазд» (загадка)

. «в лес идет, домой глядит, домой идет, в лес глядит» (загадка)

. «кланяется, кланяется, придет домой - растянется» (загадка)

Ручная гильотина

Инструмент, из которого солдат умудрился сварить кашу

Им не вырубишь написанное пером

. «в лес идет - домой глядит, из леса идет - в лес глядит»

Орудие палача

Оружие Раскольникова

Сырье для солдатской каши

Орудие труда, не умеющее плавать

Инструмент дровосека

Суповая основа по-солдатски

. «эталон» плавучести

Плотницкий инструмент, который легче табачного дыма

Плавает как...

Орудие дровосека

Орудие для рубки

Столярный инструмент

Колун по сути

Им не вырубить написанное пером

Орудие для колки дров

Основной инструмент лесоруба

Инструмент для изготовления лодки-долбленки

. «в лесу раздавался... дровосека» (лит.)

У кузнеца молот, а что у лесоруба?

. «детородное» орудие папы Карло

Ручной аналог гильотины

Орудие лесоруба

Орудие заготовщика дров

У кузнеца молот, а что у мясника?

Инструмент рубящих с плеча

Орудие кольщика дров

Прототип гильотины в руках палача

Рубящее орудие

Инструмент сучкоруба

Оружие Конана-варвара

Сказочный солдатский «бульонный кубик»

Орудие рубщика

Колун как орудие

Плохой пловец

Что написано пером, то им не вырубишь

. «табачный висельник»

. «в лесу раздавался... дровосека»

Орудие дровосека

На дворе кланяется, а домой придёт растянется

Без него избы не построишь

Рубящий инструмент

Инструмент, насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом




Top