Первичная постановка на учет иностранного гражданина. Как изменился миграционный учет иностранных граждан. Какие документы нужны для постановки на учет

Миграционной учет иностранных граждан - официальная процедура, которая преследует сразу несколько целей: контроль постоянных миграционных потоков, сбор налогов и обязательных государственных пошлин и другие. Каждый иностранный гражданин или апатрид, пересекая границу Российской Федерации, должен пройти таможенную и паспортную процедуру контроля, что является первым этапом контроля потока иностранцев.

После этого, существует несколько путей оформления легального передвижения по территории РФ, которые разнятся от сроков пребывания и целей нахождения. Наши специалисты подготовили на сайте развернутый материал, дающий ответы на самые распространённые вопросы, связанные с МУ: где встать на миграционный учет, каков предельный срок постановки иностранных граждан на миграционный учет и другие.

Что такое миграционный учет апатридов и иностранных граждан, и какие основные функции он выполняет?

Миграционный учет иностранных граждан пришел на смену устаревшей процедуре прописки (доставшийся в наследство от Советского союза), что закреплено в ФЗ №109. Форматом такого учета предусмотрена уведомительная процедура. Регистрация мигрантов заключается в подаче данных в тер. отделение МВД, а в случае наличия принимающей стороны, собственного или арендного жилья - по месту расположения объектов.

Порядок и предельные сроки прохождения такой процедуры, включая минимальное количество документов.

Цели и задачи миграционного учета

Регистрация и учёт преследует сразу несколько целей:
  • помогает в полной мере реализовать задекларированные права иностранцев и выполнять обязанности;
  • прогноза миграционных процессов УФМС и своевременного внесения изменений в законодательные акты (так, в 2018, во время матчей футбольного ЧМ, в городах, участвующих в мероприятии, приезжие граждане иностранцы, обязаны задекларировать свой приезд МВД в 24-часовой срок);
  • для сбора и обработки данных касательно передвижения таких лиц между регионами страны (при заключении трудового соглашения, нерезидент получает разрешение на работу только в определённом регионе);
  • для планирования развития инфраструктуры для приёма туристов в Москве и регионах;
  • для оперативного реагирования на кризисные и критичные ситуации (как вариант, при развитии военного конфликта в одной из соседних стран);
  • для выявления правонарушителей, действующих с целью нарушения правовых основ, защиты национальных интересов, общества и государственных границ;
  • для выявления и устранения нелегально передвижения иностранных лиц;
  • регулирует, систематизирует полученные данные приезжих и способствует контролю социальных, культурных, политических процессов;
  • помогает контролировать и регулировать лиц, которые работают в РФ.

Пребывание в Москве и регионах иностранных граждан, резидентов некоторых стран гражданина без постановки на временный учёт

Некоторые иностранные граждане приезжая в РФ избавлены от прохождения процедуры регистрации в МУ на весь разрешенный период пребывания. В список таких международных субъектов, для граждан которых действует льготная процедура регистрации на российской территории входят Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Украина. Однако они должны сразу после прибытия отправить уведомление в компетентные органы, сообщив про адрес своего нахождения или проживания, которое заполняется принимающей стороной.

Сроки постановки

Общие правила, регламентирующие действия временных и постоянных мигрантов, предписывают им встать на учёт в территориальном отделении в течение 7 дней, а предельный срок нахождения ограничен коридором, указанным в выданной визе или сроком действия миграционной карты, но не более 90 календарных дней. Для владельцев паспортов некоторых стран законодатель продлил сроки постановки на учёт:

  • резидентам Украины - до 90 дней с даты, согласно штампу миграционной карты;
  • подданным стран, подписавших договор о вступлении в ЕАЭС - до 1 месяца;
  • гражданам Таджикистана - максимум через 15 дней после пересечения границы.
Перед наступлением граничного срока, владелец паспорта другой страны обязан вовремя покинуть пределы России или обратится в компетентные структуры для его продления.

Кто может выступать как принимающая сторона согласно Федеральному закону?

Довольно часто легальные мигранты пребывают в пределах РФ по приглашению принимающей особы (стороны). Таким субъектом могут быть заявлены:

  • россияне, имеющие постоянное место проживания;
  • иностранцы на ПМЖ, РВП, вид на жительство;
  • компании - юр. лица, официально зарегистрированные в РФ, имеющие право заключать с иностранными гражданами трудовой договор;
  • государственные органы разных уровней;
  • международные организации, пригласившие данное лицо.

Приглашающему субъекту отводится 3 рабочих дня для уведомления миграционной службы о приезде иностранца и сроках его пребывания.

Если иностранец приехал самостоятельно и поселился в гостиницу или общежитие, обязанность об оповещении миграционных органов ложится на персонал объекта размещения. Ответственное лицо из числа администрации отеля, гостиницы (рецепционист, администратор, хостес) в течение 1 рабочего дня со дня прибытия отправляет официальное уведомление, а также проводит комплекс предписанных мер, сопряженных с постановкой прибывшего иностранного гражданина на учёт. За срыв граничных сроков и игнорирование норм размещения предполагается административная ответственность.

Действия, возложенные на принимающую сторону. Где и как правильно встать на миграционный учет?

Миграционный учет иностранных граждан не предполагает особых трудностей и траты свободного времени. Это элементарная процедура, не требующая посещения миграционных органов - достаточно просто взять копию паспорта приезжего, сходить на почту и заполнить бланк. Для отправки бланка необходимо оплатить услуги почты (180 рублей).

Взамен оператор почтовой связи проставит штампы на отрывном талоне, который необходимо будет показать при прохождении пограничного контроля при выезде с любого пункта, расположенного на границе. Отсутствие такого корешка потребует уплаты штрафа до 5 тыс. рублей. При необходимости пролонгации границ сроков пребывания, необходимо будет повторно отправить уведомление с указанными изменениями.

Как быстро встать на учёт?

Оформить МУ можно тремя способами:
  • лично принеся документы в тер. отделение по месту прописки принимающей стороны;
  • отправить уведомление почтой;
  • обратившись в МФЦ.

Пошаговая инструкция прохождения процедуры регистрации МУ:

  1. Принимающий субъект (при болезни и в других некоторых случаях, уведомление может отправить и лично нерезидент) заполняет и отправляет в УМФС РФ уведомление установленного образца.
  2. Полученные данные проверяются ответственным работником, принимающим бумаги, и заносятся в общую базу данных, о чём ставится соответствующая отметка в отрывном купоне.
  3. Купон возвращается заявителю, а тот, в свою очередь, передает его иностранцу.
  4. Данная отрывная часть позволяет законно пребывать лицу до 90 суток.
  5. Отправлять данные об убытии постояльца не нужно - такая информация попадёт в общую систему автоматически при пересечении лицом государственной границы.

Бланк уведомления о прибытии в местопребывания иностранного гражданина 2018

Уведомляющий бланк - законодательно утверждённая форма, которую следует заполнить, лицу отвечающему за приём иностранного гражданина, и передать в территориальный орган. В передаваемом в компетентные органы заполненном уведомлении должны отсутствовать какие-либо помарки, неточности, ошибки и описки, а бланк должен быть заполнен шариковой или перьевой рукой синего фиолетового или черного цвета.

Критически важно внимательно заполнять все требуемые графы, так как любая неточность может привести к отказу в регистрации заявленного уведомления и возникновению проблем, по причине нарушения миграционного и другого законодательства Российской Федерации.

Бланк уведомления - базовый документ постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. Для нерезидента главная часть - отрывной корешок без которого, лицо признается, нарушающим правила нахождения в стране.


Для взятия иностранного гражданина на официальный учет следует позаботиться о сборе необходимых документов как иностранцу, так и принимающей его российской стороне.

Документы, требуемые от принимающей стороны

Пакет документов, необходимый для предоставления контролирующим структурам, отличается исходя из субъектности принимающей стороны. Физ. лицу необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • копию паспорта;
  • документы, свидетельствующие о законном пребывании в пределах России;
  • свидетельство на право собственности квартиры, дома или договор найма, в котором планируется временное проживание прибывшего мигранта.

Если принимающей стороной выступает юр. лицо любой формы собственности, то пакет требуемых документов выглядит так:

  • копия справок и свидетельств о прохождении гос. регистрации и ИНН;
  • уведомление о регистрации в органах статистики и ЕГРЮЛ (копия и оригинал, действующий до 60 дней);
  • копия внутреннего паспорта директора и приказа о его назначении на руководящую должность;
  • контактные данные, включая фактический и юридический адрес;
  • копия документов, свидетельствующих о праве пользования занимаемым для коммерческих нужд помещением.
Регистрацию иностранцев могут проводить только компании, вставшие на учёт и получившие аккредитацию на проведение подобных действий.

Документы и справки для регистрационных действий, предъявляемые иностранцем

Кроме правильно заполненного уведомления о прибытии на место проживания, приезжему необходимо с момента въезда подать следующий пакет справок документов и их копий:
  • паспорт, по которому совершался переход через границу РФ;
  • миграционная карта (не требуется для паспортов республики Беларусь);
  • данные визовой наклейки (для субъектов, въехавших на основании визы).
Данные документы требуются, для заполнения сведений в уведомительный бланк.

Как поставить ребенка или несовершеннолетнего на миграционный учет?

Постановка временно на учет иностранного ребенка в российской федерации, идентична процедуре, касающейся взрослого, за исключением необходимости предоставить некоторые дополнительные документы постоянно иностранным проживающим по месту регистрации. Свидетельством успешного прохождения процедуры МУ является наличие отрывного талона, проштампованного контролирующими органами.

Документы для постановки несовершеннолетних, детей иностранных граждан на временный миграционный учет

Легализация временного нахождения несовершеннолетнего (возрастом до 18 лет) иностранного гражданина требует предоставления следующего пакета документов:

  • уведомление о месте проживания, с данными приехавшего ребёнка;
  • полученную на границе миграционную карту, заполненную и проштампованную в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • свидетельство о рождении для несовершеннолетних, возрастом до 14 лет и загран/внутренний паспорт или «айди карта» при возрасте 14-18 лет;
  • может потребоваться предоставление полиса о добровольном мед. страховании, выписанном на имя ребёнка;
  • документы на жилое помещение или действительный договор найма, в котором планируется временное пребывание мигранта и членов своей семьи;
  • свидетельства, удостоверяющие персону и законность пребывания на территории России принимающих лиц.

Как проверить наличие временной регистрации у мигрантов, находящихся в РФ?

Проверка миграционного учета пребывающих иностранных граждан - действенный способ исключить себя от проблем, связанных с перемещением нелегальных мигрантов на территории РФ. Приём такого человека на работу или предоставление ему в найм жилого помещения без проверки законности пребывания может привести к административной ответственности, а иногда и к уголовной (в случае совершения мигрантом уголовно наказуемых деяний).

Выполнить проверку соблюдения миграционного учета иностранных граждан не так и просто. Самый действенный способ - это сопоставление данных отрывной части уведомления о прибытии лиц без гражданства или обладающих таковым, с информацией, которой обладают органы ФМС. Для этого следует составить официальный запрос в контролирующие органы в письменном виде и ждать ответа.

Иностранец, который сомневается в добросовестности принимающей стороны, иногда игнорирующей правила необходимой регистрации приезжих, может лично проверить факт осуществления процедуры по постановке на миграционный обязательный учет иностранных граждан.

Для этого ему следует явиться в контролирующие органы, предъявив документ удостоверяющий личность, либо отправить письменный запрос. Миграционные службы Федерации, проверят иностранного гражданина и выдадут ответ в письменной форме.

Что делать при утере отрывной части бланка уведомления миграционного учета иностранных граждан

Если владелец иностранного паспорта или апатрид, пребывая в Российской Федерации, потерял либо уничтожил корешок уведомления, полученный в отделении почтовой связи, ему следует явиться в ближайшее по месту жительства представительство ФМС РФ и написать там заявление,указав место, где иностранец встал на миграционный учет. При наличии подтверждающих документов, к заявлению можно приложить ксерокопии карты миграции, своего паспорта и утерянного бланка. Последний значительно ускорит рассмотрение проблемы иностранных граждан в Российской Федерации, и упростит получение утраченной справки.

Постановка на миграционный учет представляет из себя подачу в Управление по вопросам миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В статье приведен график приема граждан, а также представителей юридических лиц, Управлением по вопросам миграции, порядок и основания постановки на миграционный учет, срок постановки на миграционный учет, перечень необходимых документов.

Новые правила миграционного учета 2018

С 8 июля 2018 года изменились правила постановки на миграционный учет. Согласно закону, иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту фактического проживания.

Жители ДНР и ЛНР с 1 января 2019 года могут продлить сроки пребывания и миграционный учет без выезда за пределы РФ. По данному вопросу необходимо обращаться в районный отдел по вопросам миграции по месту регистрации.

Читайте также:

График приема сотрудников Управления по вопросу постановки на миграционный учет

Прием представителей гостиниц, образовательных и лечебных учреждений

Представители больниц, гостиниц, образовательных учреждений по вопросу постановки на миграционный учет могут обратиться в районный отдел Управления по вопросам миграции (по месту нахождения учреждения) в приемные часы.

Постановка на миграционный учет (график приема физических лиц)

Уведомление о постановке на учет может быть подано принимающей стороной-физическим лицом лично в районных отделах Управления по вопросам миграции по месту регистрации принимающей стороны- физического лица. Часы приема граждан по вопросу на миграционный учет необходимо уточнять непосредственно в районных отделах Управления, так как они могут изменяться.

График приема юридических лиц

Юридические лица и ИП за постановкой на миграционный учет могут обращаться в отдел Управления по вопросам миграции по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, дом 15/17, 4-й этаж, в приемные часы:

  • Понедельник: 9.00 — 13.00 и 13.45 -17.00
  • Вторник: 10.00 — 13.00 и 13.45- 18.00
  • Среда: 9.00-14.00
  • Четверг: 11.00-13.00 и 13.45-20.00
  • Пятница: 09.00 — 13.00 и 13.45-16.00
  • Суббота: 9.00 — 13.00 и 13.45-16.00

Порядок постановки на миграционный учет

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О миграционном учете» мигрант, прибывший на территорию РФ обязан встать на учет в органах ФМС РФ, путем подачи уведомления о прибытии в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и порядок его подачи установлены Приказом МВД от 23.11.2017 N 881 (Приказ ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364 утратил силу).

Встать на миграционный учет самостоятельно иностранный гражданин может лишь в случаях, предусмотренных законом, а именно:

  • если имеет в собственности жилое помещение и желает заявить его в качестве места пребывания
  • если принимающая сторона не может подать уведомление вследствие болезни или иных заслуживающих внимания обстоятельств

В остальных случаях именно принимающая сторона, а не иностранный гражданин, обязана уведомить миграционные органы о месте пребывания мигранта.

Принимающей стороной является гражданин, предприниматель или организация, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает. В качестве принимающей стороны может выступить иностранец, постоянно проживающий в России, то есть имеющий вид на жительство.

Неисполнение обязанности по подаче уведомления влечет административную ответственность. На практике за отсутствие регистрации к ответственности может быть привлечен как сам мигрант, так и его принимающая сторона. Поэтому во избежание проблем необходимо соблюдать требования миграционного законодательства и своевременно вставать на учет.

Срок постановки на миграционный учет

Как правило, общий срок постановки на миграционный учет составляет 7 рабочих дней. На практике, отчет ведется с момента въезда в РФ. Если срок постановки на учет превышен, то мигрант привлекается к административной ответственности.

За отсутствие у мигранта миграционного учета в Санкт-Петербурге и Москве может быть назначено административное выдворение (ст.18.8 КоАП РФ).

На срок постановки на учет влияние оказывают различные международные договоры. Например, со странами Украиной, Белоруссией, Таджикистаном. Поэтому согласно закону граждане, которые пребывают из этих стран имеют статус специальных субъектов и для каждого из них устанавливаются различные сроки постановки на учет. Для граждан Украины такой срок установлен в 90 дней, для граждан стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) он равен 30 дням, для граждан Таджикистана срок постановки на миграционный учет составляет 15 дней.

Читайте также:

Перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы постановки иностранных граждан на миграционный учет:

  1. Международные акты
  2. ФЗ № 42 от 20.03.2011 г. «О миграционном учете»
  3. Приказ МВД от 23.11.2017 N 881

Определение термина «миграционный учет» приведено в ст.1 Федерального закона «О миграционном учете». В соответствии с ним, миграционный учет» имеет более широкий смысл и определен как комплекс действий государственных органов по сбору и обобщению информации о въезжающих и находящихся в РФ иностранных гражданах. Также под «миграционным учетом» принято понимать регистрацию иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания. Именно в этом смысле мы и рассмотрим миграционный учет в настоящей статье и расскажем Вам о порядке постановки и продления, сроках постановки на учет, перечне документов, а также об обязанности продлевать миграционный учет гражданам, имеющим трудовой патент. Итак, миграционный учет иностранных граждан включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания.

Учет по месту пребывания иностранных граждан

О прибытии в место пребывания, не являющимся местом жительства, иностранные граждане обязаны уведомить миграционный орган. Данное требование касается всех иностранных граждан без исключения — и временно пребывающих иностранных граждан, а также постоянно проживающих в РФ на основании РВП или вида на жительство (в том случае, если они пребывают в помещении по иному адресу, нежели тот, по которому они зарегистрированы по месту жительства).

Что является местом пребывания иностранного гражданина

У каждого находящегося в РФ иностранного гражданина должно быть место пребывания. Закон о миграционном учете иностранных граждан определят место пребывания иностранного гражданина, как помещение, в котором гражданин работает или находится.

Кто может ставить на миграционный учет

В соответствии с законом именно принимающая сторона иностранного гражданина обязана уведомлять УФМС о месте пребывания иностранца в РФ. Подать уведомление самостоятельно мигрант может лишь в двух случаях: если принимающая сторона не может сделать это в силу отъезда, занятости, болезни и прочих причин, а также в том случае, если мигрант оформляет себе регистрацию в своем собственном жилом помещении. Постановка на миграционный учет проводится уполномоченными органами, в частности, УФМС (с 2016 года вопросами постановки иностранных граждан на миграционный учет ведает Управлением по вопросам миграции) на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В какой срок нужно встать на миграционный учет

Общий срок подачи уведомления составляет 7 дней с даты прибытия гражданина в место пребывания, на практике он исчисляется со дня въезда в РФ. Для граждан некоторых государств установлены более длительные

Миграционный учет граждан Украины и Таджикистана

Для граждан Украины и Таджикистана срок подачи уведомления продлен на основании международных соглашений. На основании международных соглашений граждане Украины освобождены от обязанности оформлять миграционный учет в течение 90 дней с даты въезда, а граждане Таджикистана – в течение 15.

Миграционный учет трудовых мигрантов из ЕАЭС

Мигранты, въезжающие из стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза) в целях трудоустройства, могут также не оформлять себе миграционный учет в течение 30 дней с даты въезда в РФ. В настоящее время в состав Союза входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Где можно встать на миграционный учет

Встать на миграционный учет можно в МФЦ (многофункциональном центре), отделении почтовой связи, а также в районном отделе УФМС (Управление по вопросам миграции) лишь в том случае, если уведомление о прибытии подаёт принимающая сторона. Подача уведомления иностранным гражданином лично в отсутствие принимающей стороны возможна только в районном отделе УФМС (УВМ) по месту пребывания.

Какие документы нужны для постановки на учет

Для постановки на миграционный учет принимающая сторона иностранного гражданина, либо иностранный гражданин лично предоставляют в УФМС (ГУВ) установленный законом комплект документов.

Документы для миграционного учета

  1. копия перевода паспорта и миграционной карты иностранного гражданина
  2. копия паспорта принимающей стороны
  3. уведомление о прибытии в место пребывания, если ранее уже подавалось
  4. документы на помещение по адресу которого регистрируется иностранный гражданина (договор аренды, найма, свидетельство о праве собственности и пр.)
  5. если уведомление подает организация-работодатель, дополнительно предоставляются: ИНН и ОГРН организации, трудовой договор с работником, копия паспорта директора

Постановка на миграционный учет производится органами по вопросам миграции БЕСПЛАТНО. Государственная пошлина не взимается.

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Форма (бланк) уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС от 29 августа 2013 г. № 364. Этим же приказом утвержден административный регламент миграционной службы, регулирующий порядок предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета.

В том случае, если в силу документально подтвержденных причин принимающая сторона не может самостоятельно подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, мигрант обязан сделать это самостоятельно.

Могут ли отказать в постановке на миграционный учет

В случае непредоставления указанных выше документов, УФМС (ГУВМ) вправе отказать в приеме уведомления. Однако обратите внимание, что требование сотрудников ФМС (ГУВМ) предоставить любые иные документы, не указанные в регламенте, в том числе документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, а также обеспечить явку собственника квартиры или иностранного гражданина, не соответствуют закону и их можно обжаловать в установленном порядке.

Продление миграционного учета

Что делать, если срок регистрации истек

Как правило, миграционный учет делается сроком на 90 дней с даты въезда в РФ, однако может быть продлен в последующем. Каждый иностранный гражданин, находящийся на территории РФ должен иметь действующий миграционный учет, следовательно, в случае истечения сроков постановки на учет должен обратиться в УФМС с новым уведомлением. За отсутствие миграционного учета предусмотрена административная ответственности в виде штрафа и выдворения за пределы РФ. Для продления учета, помимо указанных выше документов, необходимо также предоставить действующую регистрацию.

Продление миграционного учета при получении патента

Нужно ли продлевать регистрацию при оплате патента

Вопреки распространенному заблуждению оплата патента не продлевает миграционный учет, согласно нормам Закона о правовом положении иностранных граждан оплата патента лишь продлевает срок законного пребывания в России, при этом обязанность иметь действующий учет с обладателя патента не снята. Если у мигранта, работающего в РФ по патенту, закончился срок постановки на учет по месту пребывания он обязан его продлить в установленном законом порядке.

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Постановка на миграционный учёт - процедура, после прохождения которой иностранец может находиться в нашей стране на совершенно законных основаниях. Если вы приехали на работу, учёбу, в гости или с иной целью, то Вам стоит заняться регистрацией с первых дней своего пребывания в России.

Впрочем, у некоторых категорий иностранных граждан есть больше месяца на «легализацию». Так, если вы являетесь обладателем белорусского, казахского, армянского или киргизского паспорта, то государство предоставляет Вам 30 рабочих дней для постановки на миграционный учет (другими словами, для регистрации). Граждане Таджикистана располагают 15 днями. А если у Вас молдавское, узбекское, украинское, азербайджанское, абхазское или южноосетинское гражданство - поспешите, у Вас в запасе есть всего 7 рабочих дней.

«Мигрант-Гарант» уже несколько лет предоставляет квалифицированную помощь в получении регистрации для иностранных граждан. Даже если до истечения срока осталось совсем мало времени - обращайтесь, мы постараемся Вам помочь. Закажите бесплатную консультацию у наших специалистов по телефону или приезжайте лично в наш офис.

Кто примет и поручится

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания не зависит от его статуса - наличия у него визы и пр. Это нечто вроде прописки: вы должны доказать, что у Вас есть, где (и у кого) остановиться. В роли гаранта - так называемой принимающей стороны - могут выступить, например, ваши родные, друзья, гостиница, владелец съёмного жилья, организация, в которой вы собираетесь работать или учиться.

Таким образом, у принимающей стороны (далее - ПС) нужно либо проживать, либо работать. Согласно положениям российского законодательства, стать ПС может как гражданин РФ, так и иностранец, постоянно проживающий здесь с легальным статусом. Что касается юридических лиц и организаций - это могут быть как российские компании и государственные службы, так и представительства иностранных государств/компаний в России. Если у Вас возникли какие-либо сомнения по поводу статуса ПС - не рискуйте, проконсультируйтесь у квалифицированного миграционного юриста.

Внимание! Зачастую некоторые сомнительные организации или нечистые на руку частные лица в погоне за «лёгкими деньгами» обещают помощь в получении регистрации в Москве и других городах, предлагая зарегистрироваться на «левый» адрес или фирму. Нужно понимать, что такие «услуги» квалифицируются законом как мошенничество, последствия подобной «регистрации» могут стать для иностранца весьма плачевными.

Где и как происходит постановка на миграционный учёт

Определились с принимающей стороной? Отлично, теперь нужно, чтобы ваш «российский поручитель» заполнил уведомление о прибытии иностранного гражданина (его можно скачать, перейдя по этой ссылке). В заполнении нет ничего сложного, для этого Вам не потребуется специалист по миграционному учёту: необходимо будет всего лишь вписать свои паспортные данные и данные из миграционной карты. Главное - чтобы всё было оформлено аккуратно, разборчиво и точно, без ошибок, исправлений и опечаток.

После заполнения отправляйтесь в территориальный отдел по вопросам миграции, в МФЦ или на почту. Если вы регистрируетесь у физического лица - например, у своей родни или на съёмной квартире, - этот человек должен подавать заполненный бланк вместе с вами. Имейте в виду, что принимающая сторона должна будет предъявить своё удостоверение личности лицу, ответственному за приём документов. Из этого правила имеются исключения: документы можно подать самостоятельно, если вместе с ними вы предъявите документально подтверждённые уважительные причины отсутствия лица, выступающего в качестве принимающей стороны.

С юридическими лицами ситуация меняется. Первое, что должна сделать принимающая организация - обратиться в соответствующие инстанции для подтверждения адреса своего местонахождения. Проводится проверка, компания ставится на учёт - и только после этого получает право стать принимающей стороной для иностранца. Описание процедуры может показаться сложным, однако при наличии квалифицированного юриста всё делается легко и без лишних проволочек.

Дальнейшая регистрация иностранного гражданина по месту пребывания происходит так же, как и в случае с физическим лицом. Вместе с иностранцем документы подаёт представитель организации, который должен иметь при себе удостоверение личности и доверенность от своей компании.

Документы для постановки на миграционный учёт

Список необходимых документов для иностранца, временно находящегося в стране, начинается с полученной им на границе миграционной карты. К заполненному бланку уведомления о прибытии прилагается копия миграционной карты, а также копии удостоверений личности как иностранного гражданина, так и ПС.

Образец документа



Скрыть

Если вы проживаете в России постоянно

Выше мы описали процедуру для иностранцев, которые находятся в стране временно. А как быть тем, кто проживает в России постоянно (лица, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство)? Во-первых, очевидно, что этим людям не требуется миграционная карта. Во-вторых, такой статус позволяет обратиться в местные органы самостоятельно: не обязательно приводить с собой в территориальный орган по вопросам миграции, в МФЦ или на почту принимающую сторону - достаточно её письменно подтверждённого согласия. Кроме этого потребуются лишь копии документов, которые удостоверяют личности иностранца и человека (либо представителя организации), выступающего в качестве ПС.

Если у Вас есть своё жильё в России

Если Вам принадлежит дом, квартира или иная жилплощадь, находящаяся на территории нашей страны - закон вполне логично позволяет обойтись без участия какой-бы то ни было принимающей стороны. Разумеется, в таком случае ваше жильё должно быть местом вашего пребывания: собственная квартира в Воронеже или дача на Камчатке не поможет в получении регистрации в Москве.

Чтобы встать на учёт, вы лично подаёте заполненное уведомление, приложив к нему копию документа, который подтверждает факт наличия у Вас собственного жилья. Это может быть свидетельство о праве на квартиру и т.д. Кроме того, вы должны предоставить копию вашего паспорта или иного удостоверения личности, а также миграционную карту - если ваше пребывание в России квалифицируется как временное.

Прочие ситуации и особые случаи

Особенности регистрации зависят от конкретной ситуации. Например, если вы останавливаетесь в отеле, гостинице или другом подобном месте, то уведомление о вашем прибытии должна подавать администрация учреждения. По сути, в этом случае не о чем беспокоиться - в идеале, Вас зарегистрируют «автоматически». Причём, в течение не более, чем суток с момента вашего прибытия.

Когда вы приезжаете к своему родственнику, который не является россиянином, но находится в стране в качестве высококвалифицированного специалиста, то к упомянутому комплекту бумаг Вам нужно приложить копию документа, который подтверждает наличие родственных связей с данным специалистом.

А если вы меняете место своего пребывания в России, то в дополнение ко всему необходимо предъявить отрывную часть предыдущего бланка уведомления - того, который вы оформляли на прежнем месте своего пребывания.

Как показывает практика специалистов по миграционному учёту из нашей юридической компании, каждый случай может преподнести «сюрпризы», кроющиеся в мелочах. Процедура регистрации проста, однако ошибок она не терпит. Избежать недоразумений, проволочек и дополнительных издержек поможет своевременное обращение в «Мигрант-Гарант».

Сроки и продление миграционного учёта иностранных граждан

Период действия регистрации также зависит от множества обстоятельств. Например, если вы прибыли из страны, имеющей безвизовый режим с Россией, то по действующим нормативам можете находиться здесь временно не больше 90 дней в течение 180-дневного периода. За это время вы не смогли найти работу, не появилось оснований для продления трёхмесячного срока? Тогда по истечении 90 дней Вам необходимо будет покинуть РФ и въехать обратно не ранее, чем через 90 дней.

Официальным основанием для продления пребывания - и, соответственно, регистрации, - может послужить, к примеру, патент на работу. За какой период вы оплатили налог - на столько и продлевается ваш миграционный учёт. Стоит, однако, понимать, что оплата патента, скажем, на год - не влечёт автоматическое продление регистрации на тот же период. Для того, чтобы продлить период миграционного учёта, иностранный гражданин должен обратиться в соответствующие инстанции в течение трёх дней после продления (оплаты) патента. А если вы хотя бы на несколько дней покидали страну, то по возвращению Вам снова придётся пройти процедуру регистрации.

Чем чреваты нарушения

Как видим, порой в законодательстве разобраться непросто. Это, однако, не является поводом для легкомысленного отношения к регистрации. Нарушите сроки временного пребывания или другие правила - и вас не только оштрафуют на 5-7 тысяч рублей, но и выдворят за пределы страны. После чего в течение ближайших пяти, а то и десяти лет Вам будет запрещён въезд в Россию.

Не менее плачевно заканчиваются шутки с законом для принимающей стороны. За предоставление фиктивного адреса для регистрации или иные нарушения физические лица могут быть оштрафованы на 2-4 тысячи, должностные лица - на 40-50 тысяч, юридические - на 400-500 тысяч.

Хотите избежать лишних проблем, быстро подготовить и подать нужные документы, соблюдая все положенные сроки? Помощь в получении регистрации для иностранных граждан - одно из основных направлений деятельности компании «Мигрант-Гарант». Обращайтесь к нам, мы тщательно разберём вашу ситуацию, ответим на все вопросы, поможем с оформлением и подачей документов.

Правила миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации в 2018 году не будет отличаться от 2017 года. Последние изменения в ФЗ №109 «О миграционном учете иностранных граждан» были внесены Конституционным судом в июле 2017: другие дополнения пока не планируются.

Возможно вам будет интересно:

Основные документы, регулирующие данную процедуру:

  • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ «О государственной информационной системе миграционного учета» от 14.02.2007 № 94,
  • Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9;
  • Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» от 29.08.2013 № 364.

Какая организация ставит на учет

Ранее миграционным учетом занималась Федеральная миграционная служба (ФМС). Однако Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 она была упразднена. А ее функции передали Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). Теперь все вопросы по постановке на учет решаются через него .


Обязательно ли вставать на учет? Да. Обязательность регистрации по месту жительства оговорена ст. 14 №109-ФЗ. Причем, в соответствии с законом, это обязаны сделать как постоянно, так и временно проживающие в стране иностранцы. Однако, в соответствии с другими пунктами того же закона, иногда это обязана делать принимающая сторона (работодатель, администрация санатория и так далее).

Онлайн-запись на миграционный учет доступна на сайте «Госуслуги» по ссылке https://www.gosuslugi.ru/10050 . Нужно выбрать свой случай учета: по месту жительства или по месту пребывания. Затем заполнить заявление, принести в назначенное время оригиналы документов (какие - указано на сайте), и прийти второй раз за регистрацией (отметка в паспорте или свидетельство о регистрации по месту пребывания).

Нужно ли получать разрешение, чтобы встать на учет


За исключением некоторых случаев, прописанных в №109-ФЗ, постановка на учет должна иметь уведомительный, а не разрешительный характер. Что это значит? Чтобы сделать это, не нужно разрешение МВД. Нужно лишь сообщить в местный орган о своем проживании или пребывании в определенном месте, этого достаточно. Исключением являются закрытые города, период чрезвычайных ситуаций и ряд других случаев, прописанных в законе. Для этих случаев нужно именно разрешение.

" В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;"

Полный перечень смотрите в №109-ФЗ, ст. 5.2.


Встать на учет можно двумя разными способами:

Полностью процедуру для обоих случаев описывает постановление правительства 9 о миграционном учете. В 2017 году данному постановлению исполнилось 10 лет, но оно по-прежнему является действующим. Оно описывает тонкости регистрации в каждом случае.

Постановка иностранных граждан на миграционный учет в РФ по месту пребывания

Как встать на учет по месту пребывания, подробно описывает постановление Правительства РФ №9 от 15 января 2007 года.

п. III.20 постановления №9

" Это нужно сделать «не позднее 7 рабочих дней со дня... прибытия в место пребывания " .

Рабочими считаются дни с понедельника по пятницу включительно.


Если человек прибывает в гостиницу, то сделать это должна администрация гостиницы (причем за 1 рабочий день после дня прибытия иностранного гражданина). Если это высококвалифицированный специалист, то он может не вставать на учет по месту пребывания 90 дней после пересечения границы России (III.20 (1)). Данное разрешение распространяется и на членов его семьи.

Если высококвалифицированный специалист (и его семья) уже зарегистрированы по месту жительства, и у них будет другое место пребывания меньше, чем 30 дней, то они могут также не вставать на учет.

Чтобы выполнить процедуру, нужно заполнить форму о прибытии, которая есть на сайте МВД, в подразделениях МВД, на портале Госуслуг. Заявителя ставят на учет в течение одного рабочего дня после того, как он подал форму (III.21).


Всегда есть принимающая сторона (физическое или юридическое лицо), и они должны подписать форму о прибытии. Их подпись подтверждает, что они согласны с тем, что иностранец пребывает у них (III.25). Для подачи формы обязательно нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, паспорт или иной, а также его копию (III.28).

В большинстве случаев о прибытии иностранца должна сообщить именно принимающая сторона, а не он сам. Если же принимающая сторона этого не делает, то иностранец должен также принести:

" б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
в) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны (III.28)."

Кто не должен вставать на учет по месту пребывания


Есть целый перечень случаев, в которых постановка на учет по месту пребывания не обязательна. Например, если иностранец:

" а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
..."

Полный перечень таких случаев перечислен в ст. 20 №109-ФЗ. К нему можно обратиться, если остаются сомнения.

Как встать на учет по месту жительства

Учет по месту жительства тоже нужно оформить в течение 7 дней. Но не после прибытия в страну, а

" с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения» (п. II.3 постановления №9)."

Для несовершеннолетнего (до 18 лет) такое разрешение оформляют родители или опекуны (п. II.6 постановления №9).

Документы, которые нужно предоставить:


" а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии (п. II.8)."

Важно отметить, что, если у иностранца есть несколько жилых помещений, он обязан зарегистрироваться в одном из них (ст. 14 ФЗ-109). Сколько времени займет? Сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет по закону: в течение одного рабочего дня после подачи заявления. Причем для обоих случаев: по месту жительства и пребывания (№109-ФЗ, ст. 18).

Штраф за нарушение миграционного учета


За нарушение миграционного учета КоАП РФ предусмотрены штрафы. Причем они больше для юридических лиц (которые стали приглашающей стороной) и меньше для физических. Для физического лица это 2-5 тысяч рублей, для должностного (например, администратор гостиницы) - 40-50 тысяч, для юридического (работодатель) - 400-500 тысяч (ст. 4 18.9).

Если же иностранец должен был сам встать на миграционный учет, то ему придется заплатить 2-5 тысяч, причем в дополнение к этому его могут выдворить из страны (ст. 4 18.8 КоАП).

Административный регламент по миграционному учету иностранных граждан (№364, утвержден 29 августа 2013 г.) требует от сотрудников МВД, чтобы иностранец ждал своей очереди не более 15 минут. Проще потратить эти 15 минут, чем потом платить штраф. Если же нет времени и желания заполнять документы, МВД отказывает в регистрации или возникают другие проблемы, лучше обратиться к специалисту.




Top