Первый кто кричал азан. Смотреть что такое "Азан" в других словарях. Основы чтения азана

Для каждого мусульманина следующие нравственные обязанности являются основными:

1. Обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком ﷺ и Священным Кораном.

2. Обязанности перед самим собой (собственной личностью).

3. Обязанности перед своей семьей.

4. Обязанности перед всеми людьми.

Рассмотрим их подробнее.

1. Обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком ﷺ и Кораном

Наши обязанности перед Всевышним Аллахом:

Все, что мы имеем: наши органы, природные богатства, а также сам факт нашего создания из небытия – все это благодаря Аллаху ﷻ . Право пользования безмерными благами Аллаха ﷻ предусматривает и ответственность за исполнение нами своих обязанностей перед нашим Создателем.

Мы обязаны:

– Верить в существование и Единственность Аллаха ﷻ .

– Исполнять все предписанные поклонения.

– Избегать всего недозволенного.

– Ценить свою любовь ко Всевышнему Аллаху превыше всего.

– Поминать Его имя с глубоким почтением.

– Довольствоваться всем, что Он дает.

Обязанности перед Пророком ﷺ :

Всевышний Аллах поручил пророку Мухаммаду ﷺ передать людям религию Ислам. Любимый наш Пророк ﷺ приложил все усилия для нашего спасения. При исполнении своей пророческой миссии Мухаммаду ﷺ пришлось испытать много трудностей. Невзирая на все лишения, он распространил свет Ислама и помог людям обрести Путь Счастья и в этом мире, и в загробном.

Исходя из этого, мы обязаны:

а) Верить в то, что он самый главный и последний Пророк ﷺ .

б) Выражать свою любовь к нему и при упоминании его имени произносить салават (славословие – «Мир ему и благословение Аллаха» ).

в) Неуклонно следовать по указанному им Пути.

г) Его нравственный образ жизни должен служить для нас постоянным ориентиром.

Обязанности по отношению к Священному Корану:

а) Верить в то, что Благородный Коран был ниспослан Всевышним Аллахом для передачи людям всего мира через Посланника Мухаммада ﷺ .

в) Стремиться к знаниям, раскрывающим значения аятов (толкования) Корана.

г) Выказывать предельное уважение к Корану при чтении и прослушивании его текстов.

д) Выполнять все предписания и избегать всего запрещенного в Священном Коране.

2. Обязанности мусульманина перед самим собой

Ввиду того, что человек состоит из тела и души, наши обязанности перед самим собой делятся на:

1) Обязанности перед собственным телом.

2) Обязанности перед своей душой.

1. Обязанности перед собственным телом

Для того чтобы иметь здоровье и силы для исполнения предписанных поклонений, мы:

а) Обязаны следить за своим питанием. Питание наше должно быть по возможности сбалансированным и состоять из дозволенных продуктов.

Сказано в Коране (смысл): «O люди! Ешьте тo, чтo нa зeмлe, дозволенным, благим, и не следуйте пo стопам сатаны, вeдь oн для вac вpaг явный!» (сура «Аль-Бакара», аят 68).

И Пророк ﷺ желал, чтобы мусульмане были сильными, говоря: «Сильный верующий лучше слабого и более любим Всевышним Аллахом» .

б) Обязаны охранять свое здоровье.

Для того чтобы предохранить свое тело от различных болезней, нами должны быть предприняты соответствующие меры. А в случае болезни обязаны лечиться. Сказано Пророком ﷺ : «О рабы Аллаха ﷻ ! Пользуйтесь лечением. Так как против всех ниспосылаемых болезней Всевышний Аллах создал и лекарства» .

Всевышний Аллах предписал нам остерегаться алкогольных напитков и различных наркотических веществ, разрушающих здоровье и способствующих падению нравов.

в) Обязаны соблюдать чистоту. Чистота – одна из основных наших обязанностей по отношению к своему телу. У мусульманина все должно быть чисто: и тело, и одежда, и помещение, где он живет или работает. Чистота является залогом нашего здоровья и основой профилактики болезней. Сказано Пророком ﷺ : «Чистота – половина веры» . Этими словами Пророк ﷺ указал на огромное значение чистоты в жизни мусульманина.

Большое значение придавал Пророк ﷺ чистоте зубов, и его следующее высказывание является для всех нас хорошим наставлением: «Не могу понять, что с вами происходит. Почему вы приходите ко мне с пожелтевшими зубами? Пользуйтесь мисваком» . (Мисвак – палочка с расщепленным концом. Для изготовления мисвака используют дерево арак, растущее в Саудовской Аравии).

2. Обязанности мусульманина перед своей душой:

а) Очищать душу от ложных верований.

б) Закрепить в душе верования, имеющие прочные основы, предписанные Аллахом ﷻ .

в) Наполнять её верными и полезными знаниями.

г) Очищать душу от дурных мыслей и вредных черт характера, таких как враждебность, гнев, зависть, ложь, двуличие, наглость, невоспитанность, безжалостность, трусость, леность, гордыня, несправедливость, нетерпимость, жадность…

д) Украсить её хорошими мыслями и прекрасными свойствами характера, такими как дружелюбие, милосердие, правдивость, искренность, скромность, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, умение стоять на данном слове, умение прощать людей, подавлять гнев, проявлять жалость ко всем живым существам…

Продолжение следует…

Арабо-мусульманская цивилизация.

Иран, Средняя Азия, Северная Африка, Малая Азия исповедовали новую религию – ислам. ВVII веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма и христианства мировая религия. Её название «ислам» значит «покорность Богу». Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - «покорность Богу». До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба – храм в городе Мекка. Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570-630 гг.). Он впервые обобщил традиционные верования и создал монотеистическую религию под названием ислам. Ему приписывают создание книги Коран , в которой изложены основы исламского вероучения. Новая религия объединила между собой разрозненные арабские племена, и в 632г. было создано государство Арабский халифат.

1. Вера в единого Бога Аллаха и Пророка его Мухаммеда.

2. Молиться 5 раз в день (намаз).

3. Соблюдать главный пост в течение месяца (рамазан).

4. Тратить пятую часть доходов на милостыню бедным.

5. Совершить хотя бы один хадж (паломничество) в святые места – Мекку и Медину.

6. Коран запрещает ростовщичество и воровство, но поощряет торговлю и ремесло.

К VIII в. после смерти Мухаммеда правили арабские халифы (по-арабски - «заместитель, преемник») - религиозно-политические вожди, сосредоточившие в своих руках светскую и духовную власть, завоевали всю Аравию, Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ливию, Северную Африку, Армению, часть Грузии, Испанию. Цивилизационная модель Арабского халифата во многом напоминала восточную деспотию, но основывалась на этнических нормах ислама и обладала значительной устойчивостью. Сформировалась внутренняя структура халифата, в которой духовная власть (имамат) полностью сливалась со светской властью (эмират). Государство обладало правом верховной собственности на землю и стремилось ограничить частную собственность. Города тоже находились под контролем государственной власти. В городах сооружали мечети . Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

К IX в. халифат стал распадаться на независимые государства (эмираты и султанаты), а единство исламского мира было достигнуто в XV в. лишь в рамках Османской империи.

Вследствие арабских завоеваний возникла цивилизация, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций.

Задания для самостоятельного выполнения



1. Оформить контурные карты «Страны Средневекового Востока», «Арабские завоевания».

2. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему: «Китай в эпоху средневековья», «Японская цивилизация», «Индия в средние века», «Арабский халифат», по выбору, используя различные источники информации. В работе рассказать об особенностях, национальных религиях стран средневековья, раскрыть их особенности.

Формы контроля самостоятельной работы:

Устный опрос;

Проверка рабочей тетради;

Проверка контурных карт;

Защита презентации и сообщения.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Назовите особенности цивилизаций Востока в средние века. Что было заимствовано из Древнего мира и что внесло Средневековье?

2. Ответьте на вопросы теста.

1. Первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма, в Японии принял:

Б) Сётоку-тайси;

В) Мухаммед;

Г) Конфуций.

2. Виды деятельности, с которыми связано развитие в Арабском халифате географии, астрономии, математики:

А) торговля и ремесло;

Б) охота и бортничество;

В) завоевательные походы;

Г) разведение домашнего скота.

3. Место проживания арабов:

А) Балканский полуостров;

Б) Аравийский полуостров;

В) Аппенинский полуостров;

Г) полуостров Индостан.

4. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства:

А) язычество;

Б) христианство;

Г) буддизм.

5. В 8 веке у арабов образовалось государство, которое называлось:

А) каганат;

Б) халифат;

В) королевство;

Г) империя.

6. Главный религиозный центр арабов –

А) медресе;

Б) мечеть;

7. Впервые порох стали применять в:

А) Арабском халифате;

Б) Японии;

8. В государствах средневекового Востока:

А) коллективизм уступил место индивидуализму;

Б) сохранились черты традиционного общества;

В) власть стала более демократической;

Г) религия стала играть решающую роль.

9. В Средние века для обществ Востока было характерно:

А) сохранение отношений, свойственных древности, параллельно с развитием феодальных отношений;

Б) отсутствие феодальных отношений при нарастании темпов общественного развития;

В) отсутствие национальной специфики в развитии, следование единой модели;

Г) развитие индивидуализма.

10. На протяжении VII –XII вв. в Индии:

А) сохранялась политическая раздробленность;

Б) сложилось централизованное государство;

В) образовалась империя Великих Моголов;

Г) господствовали кочевники.

Тема 3.2 «Западноевропейская цивилизация в средние века»

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания- центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но став им он должен соблюдать

обязанности правоверного.

Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те кто не молится пять раз в день - не верные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, сопровождая все это невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют своего рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три, четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершать омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише - михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе - рамазан.

Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну.

Шариат описывает правила поста до мельчайших подробностей. Нарушением воздержания считается не только намеренное введение или случайное попадание в рот, глотку, тем более в желудок малейшего количества пищи, воды или другой жидкости, а в горло - даже пыли, дыма или пара, но и принятие лекарств. Запрещены и медицинские процедуры, связанные с введением внутрь лечебных препаратов - уколы, клизмы и т.п.

Однако все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. Коран так определяет суточное время поста: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи».

В шариате перечислены уважительные причины, по которым можно отступить от соблюдения поста. Так, рамадан не обязателен для больных, престарелых и несовершеннолетних. От поста свободны беременные и кормящие грудью женщины. Однако все, кто пропустил пост, за исключением детей и неизлечимо больных, обязаны возместить его, когда отпадут эти уважительные причины: либо заплатить искупление путем раздачи милостыни беднякам, либо «отпоститься» в любой другой месяц, кроме рамадана.

Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению. Иногда по старой традиции в провинциальных городках об этом возвещает выстрел из пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Летом это около восьми, зимой - около пяти вечера. Все, кто поститься заняты в этот час едой. Улицы пустеют.

В современной жизни соблюдать пост особенно тяжело тем, кто работает на заводах, фабриках, строительстве, транспорте: трудиться натощак целый день в полную силу вряд ли кто сможет. Поэтому в крупных городах пост держат не все. Тем не менее период рамадана отрицательно сказывается на многих сферах жизни мусульманских стран: в это время падает деловая активность, снижается производительность труда, сводятся к минимуму все общественные и культурные мероприятия.

Милостыня.Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.

Хадж– пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.

Территория Мекки считается священной. Прежде чем вступить на нее, паломник должен привести себя в состояние «освещения» (ихрам). Он совершает омовение всего тела - облачается в особую одежду. Она состоит из двух кусков ткани; один служит поясной одеждой и оборачивается вокруг бедер - получается нечто вроде юбки до колен или чуть ниже. Другой кусок закрывает грудь и левое плечо, концы завязываются под мышкой на правом боку - это нечто вроде шали. Оба куска не должны иметь швов - «не знать, что такое игла». Такая одежда существовала у арабов до ислама, она похожа также на одеяния древних евреев. Голова остается непокрытой. Обувью могут быть только сандалии.

Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Родство должно быть удостоверено документами. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, покрывает голову, чтобы не было видно волос. Открытыми остаются только кисти рук и лицо.

Самый большой мусульманский праздник - праздник жертвоприношения. Он отмечается в последний день хаджа. Основное содержание этого праздника – жертвенное закалывание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу или быка и раздает мясо беднякам. Праздник длиться четыре дня; эти дни во всех мусульманских странах нерабочие. Всюду готовят мясные блюда, устраивают многолюдные и обильные трапезы. Бедные люди едят досыта, а богатеи раздачей дарового мяса искупают свои грехи и успокаивают совесть.

Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого «столпа» религии войну против «неверных» - джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама. Однако начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение - «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха. Впрочем, о расширительном толковании этого понятия свидетельствует и раннеисламская поэзия. Так, поэт Джамиль в своих стихах заявляет, что его любовь к воспеваемой им Бусайне- не что иное, как джихад. Ныне во многих мусульманских странах джихадом называют борьбу за преодоление экономической и культурной отсталости, за прогресс в общественных отношениях.

    Исповедание веры, то есть произнесение шахады вслух («Нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха»), искреннее убеждение в ее истинности.

    Ежедневная пятикратная молитва – намаз (перс.) или салят (ар.). Намаз бывает утренний, полуденный, послеполуденный, вечерний и ночной. Во время молитвы верующие, где бы они не находились, всегда обращают свое лицо в сторону Каабы. Пятница является днем коллективной всеобщей молитвы в главных мечетях.

    Соблюдение поста в месяц рамазан. Пост – «ураза» (перс.) или «саум» (ар.). С рассвета до темноты ни пить, ни есть, ни курить. От поста освобождаются больные, глубокие старики и др. В эти дни запрещены развлечения; нельзя вести военные действия. Мусульманский пост имеет общие корни с древними языческими обрядами. У древних людей воздержание в питании было вынужденным и рациональным, оно диктовалось необходимостью сохранения приплода и семян для будущего урожая. Со временем эта рациональная причина поста была забыта, он превратился в обязанность верующего. Слово «рамазан» происходит от арабского «рамад» – «знойное время», тяжелое в Аравии время года, когда запасы продовольствия кончились, нещадно палящее солнце выжигает подножный корм для скота. В этот период древние арабы были вынуждены воздерживаться в пище и переносить часть хозяйственных дел на вечер или ночь. В этот период не велись войны между арабскими племенами, запрещалось убивать человека. У мусульман рамазан считается священным месяцем, потому что в течение этого месяца Аллах «ниспослал» Коран.

    Хадж (паломничество) в Мекку, которое совершается в 12-й месяц мусульманского календаря. Посещается Мекка, Кааба, гробница Мухаммеда в Медине, другие священные места. Выполняются различные обряды: целование «черного камня», семикратный обход Каабы, пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д.

    Закят – обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Размеры закята: 1/40 часть или, по-другому, 2,5 % годового дохода. Закят выплачивается в том случае, если мусульманин имеет 85 гр. золота или соответствующую этому количеству сумму денег. Закят выплачивается по истечении календарного года и идет на нужды общины, больным и малоимущим. Кроме этого мусульманин должен вносить добровольные пожертвования (садака) – милостыню.

На основе Корана мусульманские богословы разработали шариат (с ар. – правильный путь) – единую систему законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульман. Сформировался шариат в течение VII-VIIIвв. КIXв. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

    Обязательные поступки:

    Чтение молитв

    Соблюдение поста

    Соблюдение ритуалов ислама

Их невыполнение наказывалось при жизни и после смерти.

    Желательные поступки:

    Дополнительные молитвы и посты

    Благотворительность

Они поощрялись при жизни и вознаграждались после смерти.

    Безразличные поступки:

    Вступление в брак

Они не поощрялись и не запрещались.

1. Исповедывание веры в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его») и подчинение общине – умме.

2. Пятикратное совершение в течение дня молитвы с соблюдением всех ритуалов и строгой регламентацией.

3. Каждый мусульманин один раз в жизни должен совершить Хадж – паломничество в Мекку и семикратный обход Кааба – Чёрного Камня.

4. Каждый мусульманин обязан платить налог в пользу бедных, который составляет 1/40 часть его доходов.

ИСЛАМ никогда не был религией угнетённых, это религия победителей. Мусульманин чувствовал себя уверенно, защищённый общиной и шариатским судом. Но и сам он всегда готов был постоять за интересы веры. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для ведения военных действий и создания на своей и завоёванной территории централизованного государства. В силу своей специфика ислам с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия. До сих пор в силу внутренней сплочённости мусульманской общины, её устойчивости к внешним переменам, преданности её членов исламским ценностям, мусульманская община твёрдо противостоит европеизации и американизации. До сих пор огромный авторитет Корана и политических лидеров исламских государств имеют огромное влияние на умы и сердца верующих.

Историческое значение ислама.

1. Способствовал укреплению светской власти и созданию централизованного арабского государства.

2. Способствовал быстрой арабизации покорённых народов, распространению и укоренению арабского языка.

3. Создал прочную вероисповедальную связь людей.

КУЛЬТУРА

1. Ибн-Сина (Авиценна) 11 век.

Энциклопедист, автор фундаментальных трудов, в которых систематизировал все современные ему научные знания. Его философское и медицинское наследие оказало огромное влияние на развитие науки в 11 веке. Много изучал античных авторов и их пропагандировал.

2. Омар Хаям 1040-1123 .

Философ, поэт, создавший бессмертные четверостишья – рубаи. Каждое его четверостишье – маленькая поэма с философским подтекстом:

ü Много лет размышлял я над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно –

Вот последняя правда открытая мной.

ü Я познание сделал своим ремеслом,

Я знаком с высшей правдой и низменным злом.

Все тугие узлы я распутал на свете,

Кроме смерти, завязанной мёртвым узлом.

ü Не оплакивай смертный вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой, ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

Но эта поэзия была поэзией узкого круга эстетствующих интеллектуалов мусульманского общества. В жизни было совершенно иное мироощущение.




Top