План урока международная защита прав человека. Урок по обществознанию на тему: Международная защита прав человека. В РФ выделяется четыре судебной инстанции

(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 50-52

Международная защита прав человека

jus gentium “= право народов ( с латинского, римское право )

Д.З.: § 24, ?? (с.229), задания (с.229-230)

/задание №3 обязательно/

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • показать особенности регулирования международного гуманитарного права;
  • закрепить умения применять знания международного гуманитарного права при анализе конкретных ситуаций;
  • развивать умения аргументировать свой выбор ответа.
  • воспитывать грамотное осознание ответственности физических и юридических лиц за нарушения международного гуманитарного права.

Универсальные учебные действия

  • знать/понимать:
  • общие правила применения права;
  • органы и способы международно-правовой защиты прав человека.

Понятия, идеи

  • принципы МГП (международного гуманитарного права);
  • Гаагское право;
  • нарушение норм МГП;
  • права человека;
  • право войны;
  • комбатанты и некомбатанты;
  • декларация, конвенция, пакт, соглашение, договор

Изучение нового материала

  • Права человека как отрасль современного международного права.
  • Международные документы о правах человека.
  • Защита прав человека в условиях мирного времени.

Права человека как отрасль современного

международного права

(право войны, право вооружённых

конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное гуманитарное право

является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


Статус физических лиц воюющих сторон

Комбатанты:

Некомбатанты:

  • интендантский персонал;
  • медицинский персонал;
  • военное и гражданское
  • личный состав

духовенство;

вооружённых сил;

  • разведчики;
  • военные инструкторы
  • силы гражданской обороны;
  • военные и аккредитованные

и советники;

журналисты;

  • партизаны;
  • ополченцы и отряды
  • военные юристы;
  • Персонал, охраняющий

самообороны;

культурные ценности

  • экипажи судов гражданского

флота и авиации

К основным субъектам относятся законные участники военного конфликта: государства, «комбатант» (воюющий), «некомбатант» («лицо, находящееся под защитой»), статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.

Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта


источники Международного гуманитарного права (МГП).

Основными источниками международного гуманитарного права , которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются: - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; - Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.; - Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; - Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; - Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; - Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; - Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней .


Отличие норм НГП лот норм Всеобщей декларации прав человека

Нормы международного гуманитарного права (НГП)

Нормы Всеобщей декларации прав человека

в военное время ;

- регулируют отношения с противником;

- применяются в периоды вооружённых конфликтов;

- не допускают отступлений от положений НГП ни при каких обстоятельствах;

- направлены на защиту прав человека в мирное время ;

- могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения;

-

- стоят на защите прав человека;


Из истории возникновения

международного гуманитарного права

  • Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться. Гаагские конференции 1899, 1907 гг.

Гюго Гроций


Из истории возникновения

международного гуманитарного права

Последователь теории Гуго Гроция, разработал и обосновал правовые нормы ведения военных действий.

В труде «Об общественном договоре» выразил мысль о том, что солдаты, сложившие оружие, перестают быть врагами и становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать.

Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

французский писатель,

мыслитель, композитор


МГП не рассматривает законность вооружённых конфликтов, не занимается контролем над вооружёнными силами. Задача МГП – ограничение и запрет определённых типов вооружений и боеприпасов.


Что такое права человека?

Понятия права человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке.

Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

1) Согласно естественно-правовой теории права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать. Права человека принадлежат ему от рождения, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам.


Классификация прав человека

  • по форме закрепления : основные и иные права. Основные – это такие права, которые гарантированы конституциями государств и международно-правовыми документами.
  • по содержанию : 1) личные (гражданские) : право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства. 2) политические : право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

Классификация прав человека

  • 3) социальные : на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание). 4) экономические : на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации. 5) культурные : на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям

Классификация прав человека

по времени возникновения

  • Первое поколение - гражданские и политические права.
  • Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).
  • Третье поколение называют правами народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа). Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во 2-й половине XX века.



Классификация прав человека

4) по способу существования и отражения : естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

5) по кругу субъектов :

а ) индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам);

б ) коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).


Права человека в Конституции РФ

  • личные (гражданские) права (статьи 19-29, 45-54);
  • политические (статьи 30-33);
  • экономические (статьи 34-37, ч.1,2,4);
  • социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);
  • культурные (статьи 43, 44).

Международные документы

  • Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = 1) Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + 3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + 4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + 5) второй дополнительный Протокол , направленный на отмену смертной казни (1989).

Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств; " width="640"

1) положения Всеобщей декларации человека давно уст арели, превратились в собрание банальных мёртвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение как телевидение, право на пресную воду – Боливия); 2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни; 3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств;


Критика Всеобщей декларации прав человека

  • 4) институт прав человека призван увековечить существующую политическую и экономическую систему современного капиталистического общества; 5) идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; 6) идеология прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит пониманию свободы как ответственности перед Богом. 7) в период кризисов государственные интересы власти и общества стоят выше непосредственных прав отдельной личности.

Международные преступления и

правонарушения.

Виды международных преступлений.

  • действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
  • военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
  • преступления против человечности.

Международный уголовный трибунал (Гаага) был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

Суд над Милошевичем. Югославский вопрос. Кто виновен?


Контрольные вопросы

  • Что понимается под международным гуманитарным правом?
  • Какие нормы ведения военных действий и отношения к противнику нашли отражение ещё в древности? Как вы считаете, данные нормы были нормами морали или нормами права?
  • Чьи труды заложили основу гуманитарного права и в чьих трудах оно нашло дальнейшее теоретическое развитие?
  • Какие события явились толчком становления международного гуманитарного права и кто стоял у истоков его становления?
  • Какие документы и решения были приняты на Женевской конференции 1864 г.?
  • Как отразились события Первой и Второй мировых войн на развитии норм международного гуманитарного права?
  • Какие документы являются источниками современного международного гуманитарного права?
  • Как международное гуманитарное право защищает права человека?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • http://cxemo. рф
  • Павлова А.В., учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл., http :// infourok.ru /

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Слайд 2

Что такое права человека?

1) Согласно естественно-правовой теории – это права, присущие самой природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам. Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Слайд 3

Международные документы

Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

Слайд 4

Защита прав человека

Сегодня на территории Европы действуют три системы защиты прав человека: Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Система Совета Европы (СЕ).

Слайд 5

Система ООН

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который работает под руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа Комиссию ООН по правам человека. Каждый год на сессии Комиссии собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.

Слайд 6

Система СБСЕ

Заключительный акт СБСЕ, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.

Слайд 7

Его ведущим документом стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением созданы специальные механизмы – Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Слайд 8

Международные преступления и правонарушения

Виды международных преступлений: действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); преступления против человечности.

Слайд 9

Международный уголовный трибунал (Гаага)

Был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

Слайд 10

Международное гуманитарное право

Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться.

Слайд 11

– свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

Слайд 12

Субъекты международного гуманитарного права

государства; комбатанты; лица, находящиеся под защитой.

Слайд 13

Комбатанты

– все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными.

Слайд 14

К комбатантам относятся

личный состав регулярных вооруженных сил; иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов; экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные; бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства; население неоккуппированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

Слайд 15

Наемники

Лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление.

Слайд 16

Лица, находящиеся под защитой

– раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.

Слайд 17

Источники международного гуманитарного права

Женевские конвенции 1949 г.: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I); «Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II); «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III); «О защите гражданского населения» (Конвенция IV). Женевские конвенции 1948 г.: против преступлений геноцида; Конвенция о беженцах. Дополнительные протоколы 1977 г.: Дополнительный протокол I (новые нормы, регулирующие международные вооружённые конфликты); Дополнительный протокол II (нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера).

Слайд 18

Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей. Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия. Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие. Всеобщая декларация прав человека (1948), важнейшие положения которой получили развитие применительно к военному времени.

Слайд 19

Основные нормы международного гуманитарного права

Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

Слайд 20

Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению. Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Слайд 21

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

Слайд 22

Блaгодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Разделы: История и обществознание

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1 ) мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2 , документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3 , выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4 ).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран,фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест Приложение 5 ).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I . Организационный момент (1 мин.)

  • подготовка аудитории к занятию;
  • проверка списочного состава;
  • организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина,содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III . Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».
  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека.
  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре)9-10 мин.

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека .

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
  2. Международные документы по правам человека.
  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу . Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6 ) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

  • основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
  • права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
  • перед законом все равны;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
  • коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
  • права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом , действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» . Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948) 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомысли е (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы.Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание:

  1. Приведите конкретные примеры международных преступлений;
  2. Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Учебно-методическая литература :

Основная:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
  4. Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

  1. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

Тема: « Международная защита прав человека».

Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).

Учебник. Право 10-11 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2013.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение

Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.

Задачи урока:

    Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека

    Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

    Эпиграфы к уроку :

    Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.

    Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.

    Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека .

    Право - это все то, что истинно и справедливо. Гюго.

    Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Технология: критического мышления.

Форма урока: урок- практикум.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Приемы: индивидуальные, групповые
Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.

Этапы урока:

    Организационный.

Определение целей и задач урока,

Определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

    Изучение нового материала.

    Закрепление нового материала.

    Домашнее задание.

Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.

Обучающиеся.

Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.

Какие задачи мы должны решить?

Обучающиеся.

Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.

Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.

Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.

Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?

Обучающиеся.

Текст Всеобщей декларации прав человека,

Наши знания о правовых документах в нашей стране,

Интернет – ресурсы,

Знание понятийного аппарата по теме.

Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.

1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Обязанность

а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность

2) Свобода человека

б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения

3) Право человека

в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

2. Соотнесите даты и события.

а) Всеобщая декларация прав человека

б) Конституция России

в) Декларация прав ребенка.

(ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)

Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.

Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.

Обучающийся (заранее получил опережающее задание).

По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.

Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.

Информация о группах и заданиях.

№ группы

Количество учащихся

примечание

Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока».

Понятия:декларация, хартия, пакт, конвенция, презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.

Используйте печатные источники и интернет-ресурсы.

От группы с презентацией выступает один человек.

Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России»

Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой.

От группы с анализом опроса выступает один человек.

Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ.

От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Написать 2 синквейна на тему «Права человека».

Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.

Знакомимся с результатами работы по группам.

Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.

Вводное слово учителя по новой теме:

Кто и как гарантирует права человека?

Основные права и свободы человека

и гражданина закреплены в Конституции РФ
(Слайд 2).

Для того чтобы они реализовывались

в жизни, необходимы гарантии со стороны государства к ним мы отнесем:
политические, материальные, организационные и юридические гарантии
(слайд 3).
Найдите в учебнике определения политических, материальных, организационных, юридических гарантий и карандашиком пометите их
2 минуты на эту работу

Способы защиты прав человека внутри страны — это национальный уровень.
Более высокий уровень — региональный- механизмы защиты прав человека дли

определённой группы стран, для региона мира.
Самый высокий уровень -

общемировые механизмы защиты прав и свобод человека. Этот уровень называется международным.

Национальный уровень гарантий. К нему относятся все существующие

внутригосударственные юридические гарантии обеспечения прав и свобод

граждан.

Внутригосударственные юридические гарантии можно подразделить

на две большие группы: гарантии реализации прав и гарантии защиты прав

(см. таблицу).
В чём вы видите разницу между гарантией реализации прав и гарантиями

их защиты?

Целый ряд конституционных гарантий касается защиты человека от

правонарушений, а также от необоснованных обвинений в совершении проступков

и преступлений.
Основным принципом защиты человека от незаконного

обвинения и наказания является принцип презумпции невиновности,

закреплённый в ст. 49 Конституции РФ.(слайд 4)
Гарантиями прав лица, обвинённого

в совершении преступления, являются право на рассмотрение его

дела судом присяжных (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ)(слайд 5)
запрещение суду использовать

доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 2 ст. 50

Конституции РФ).(слайд 6)
В демократическом государстве права и свободы одного человека ограничиваются

прежде всего правами и свободами других людей.

Какие именно конституционные права граждан нарушили молодые люди?

Какой вид юридических гарантий прав человека реализовался в этой

ситуации?

Дополнительные средства зашиты прав человека
Вспомните, чем занимается Уполномоченный по правам человека.

Согласно закону деятельность Уполномоченного дополняет существующие

средства защиты прав и свобод граждан. Обращаться к нему с жало

бой можно, если перед этим вы уже обращались по вашему делу к вышестоящему

начальнику или в суд. Уполномоченный по правам человека

принимает жалобы на деятельность органов власти, за исключением законодательных.
Однако и Уполномоченный по правам человека не последняя инстанция,

куда можно обратиться для защиты своих прав. Статья 46 Конституции

России гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами

Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы

по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты». О международной защите

прав человека вы прочтёте в следующем параграфе.




Top