Политическая элита. Понятие, характеристики. Понятие и особенности политической элиты

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита - это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

Психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

Высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:

- стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

- организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

- интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью),оппозиционную (т.е. контрэлиту),высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

16. Типология и структура элит.

Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:

1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:

- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;

- средняя элита (примерно 3-5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);

- местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Нижний структурный уровень элиты часто обозначается термином "субэлита";

- административная элита - высший слой государственных служащих - чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Это элита менее зависима от результатов выборов, а поэтому менее проницаема для общественного давления и контроля.

2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:

- правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;

- оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;

- контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.

3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:

- наследственная элита , имеющая влияние в силу фактора "крови";

- ценностная элита - базирует свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;

- функциональная элита : в качестве источника влияния выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций.

4. Группы, различающиеся по способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения:

- открытая элита . Этот тип элиты формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита стремится убрать из своей среды нерезультативные или скомпрометировавшие себя в глазах общественного мнения элементы;

- закрытая элита . Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных". Главным достоинством кандидата выступает исполнительность и готовность следовать установленному кодексу поведения. Эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.

Признаки политической элиты

Линии сравнения Недемократическое общество Демократическое общество
Кто входит в состав политической элиты. Закрытая система отбора на основе родства, знакомства, личной преданности, обладания богатством, военной силой, связями в политической сфере. Открытая система отбора на основе выборности и четко прописанных правовых регламентов. Позволяет отобрать людей, обладающих важными для уп­равления обществом качествами.
Степень сплоченности Элита является сплоченной, т.к. преследует свои эгоистические интересы. Степень сплоченности элиты невысока. Существуют несколько политических элит, которые кон­курируют друг с другом за право принимать управленческие решения. Они идут на компромиссы, борются за голоса избирателей.
Отношение между элитой и массами Поли­тическая элита замкнута, преслед ует свои интересы и мало заботится об общественном благе. Методы воздействия часто основаны на силе. Отношения между политической элитой и бесправными массами могут быть охарактеризованы как господство и подчинение. Граница между элитой и массой размыта. Конку­ренция элит, механизм выборов не позволяют отрываться от избира­телей. Отношения между политической элитой и масса­ми - это отношения представительства, в ряде сфер - непосредственное руководство, основанное на согласии управляемых.
Система формирования (рекрутирования) элиты Важные политические посты занимаются по принципу назначе­ния «сверху» (система гильдий). Основа формирования элиты - постепенное движение наверх по чиновничьей лестнице. Решение о повышении принимается узким кругом руководителей, а процесс принятия реше­ния закрыт для общества. Элита комплектуется из представителей господст­вующих социальных слоев общества. Основным механизмом, который по­зволяет элите стать правящей, являются выборы . Доступ к власти получают люди, которые обладают особыми личными качествами и активностью, могут увлечь избирателя, профессионально грамотны, имеют выдающиеся способности. Такая система позволяет войти в политику молодым и способным лидерам.
Задачи политической элиты Обеспечение и сохранени­е своего собственного господства, доступа к экономиче­ским богатствам, поэтому остальные задачи решаются постольку, поскольку это необходимо для удержания власти. Элита руко­водствуется прежде всего общественными интересами. Даже непопулярные меры направлены на благо общества.

Полезная обществу политическая элита должна формироваться при помощи демократических процедур, быть подконтрольной обществу и эффективно вы­полнять возложенные на нее задачи.

4. В политологии выделяются факторы, определяющие сте­пень подконтрольности элиты обществу:

а) режим гласности и информационной открытости власти;

б) развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти;

в) организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп давления и т. п.), борющихся за власть;

г) профессионализация управления, когда консервативный чиновничий аппарат ограничивает произвол политического де­ятеля;

д) такая организация власти, которая заставляет различные сегменты элиты конкурировать между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).

Политическая элита, отвечающая указанным требованиям, представляется полезной для общества.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;



Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Функциональные роли политической элиты.

Функции политической элиты определяются ее ролью и местом в социально-политической жизни общества. Сформулируем некоторые из них.

1. Принятие и контроль за реализацией политических решений. Выработка и принятие стратегических и тактических решений по ключевым проблемам жизни общества и разработка механизмов их осуществления – первейшая задача правящего класса.

2. Формирование, формулирование и презентация групповых интересов различных социальных слоев, т. е. представительство потребностей и интересов общества.

3. Обеспечение социальных коммуникаций предусматривает эффективное налаживание и поддержание каналов связи и взаимодействий между социальными группами и властью, опосредованное политическими интересами.

4. Продуцирование политических ценностей, способных активизировать членов общества, придавая им гражданские качества. Формирование на базе этих ценностей идеологических установок, социальных мифов и проектов способствуют мобилизации и консолидации общества.

5. Социальная интеграция заключается в укреплении стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

6. Манипулирование общественным мнением выражается в использовании элитой различных способов формирования и управления общественным сознанием.

Теории среды

Основное положение теорий среды гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Эта теория полностью игнорировала индивидуальные различия людей, приписывая их требованиям среды. Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерства в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. Х.С. Персон выдвинул две теории:

1. каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера;

2. качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество военных лидеров в Англии было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки ее сути воспользуемся высказыванием А.Дж. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы.

1. 35. Массовое поведение (англ. – collective behavior ) – несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления». Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность , т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения. Оригинальные исследования массовидных явлений проводил В. М. Бехтерев (коллективная рефлексология )

Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной

социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив

рассматривается им как нечто целое, как <собирательная личность>, имеющая

свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц.
Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе дея-

тельности коллектива. Проявления собирательной личности... подчиняются

такой же закономерности, какая открывается при строго объективном реф-

лексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые

формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной

личности, так и для собирательной личности... Указанная исходная ме-

тодологическая посылка приводит Бехтерева к выводу о необходимости,

исследуя общественную жизнь, прослеживать те же рефлексы <в форме

общественных движений и то же их развитие, которое имеет место в

деятельности отдельной личности.

36 .
Михайловский-критик всегда дополнялся Михайловским-творцом в области социологии и психологии. Теория Михайловского, "Героев и толпы", прекрасно начатый, но, жаль, оставшийся недописанным трактат. Герои и толпа вообще один из первых по времени и очень важных до сих пор по значению трактатов в области коллективной психологии, к которой, как и к психологии индивидуальной, влекли его одинаково, кроме того, и жизненные, и литературные интересы, а не одна отвлеченная социологическая теория.
Интерес Михайловского к психологии был связан с разработкой взглядов народничества и поэтому в центре его внимания - проблемы массовой психологии. "Он обосновывает необходимость выделения этой области в специальную ветвь науки, поскольку ни одна из существующих социальных наук не занимается изучением массовых движений как таковых. "Коллективная, массовая психология еще только начинает разрабатываться, - писал Михайловский, - и сама история может ждать от нее огромных услуг".
Задача этой работы Михайловского состоит в изучении механики отношений между толпой и тем человеком, которого она признает великим, а не в изыскании мерила величия. Поэтому заведомый злодей, глупец, ничтожество, полоумный - для этой работы так же важны в пределах поставленной задачи, как и всемирный гений или ангел во плоти, если за ними шла толпа, если она им искренне, а не по внешним побуждениям, повиновалась, если она им подражала и молилась, еще раз повторю, что это не зависит от цели и соображений героев, как бы эти цели ни были сами по себе ценны и полезны.

37. Политика – область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.

Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее – прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.

Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.

38.Политическая элита - совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе.

В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники).

Признаки и характеристики политической элиты

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличаетсяструктурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

39.
О власти как психологическом феномене можно говорить в том смысле, что и осуществляющий, и подчиняющийся власти имеют определенные, общественно сформированные предпочтения. Это приводит к тому, что:

а) эти лица в большей или меньшей степени хотят занять положение в обществе, которое обеспечит им власть или позволит сохранить максимально возможную автономию по отношению к власти, или, наконец, подчинит их чьей-либо власти;

б) они в большей или меньшей степени приспособлены к тому месту в иерархии власти, которое они занимают, и вследствие этого лучше или хуже выполняют функции, вытекающие из политической роли, предписанной им (с их участием или без него) обществом.

При изучении психологического аспекта власти неизбежно возникает целый ряд вопросов.
Во-первых, какие психические предрасположения приводят к тому, что одни люди стремятся к власти, в то время как другие избегают ее? Какие общественные и личностные условия формируют эти предрасположения?
Согласно некоторым теоретическим концепциям принято считать, что всем людям свойственно стремление к власти, материальным благам, престижу и образованию. Неравный доступ к ним принимается за основу различий, исходя из того, что каждая из ценностей служит объектом практически всеобщих стремлений. Власть, в отличие от других ценностей, возбуждает как положительные сильнейшие ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к ней, так и не менее сильное отвращение, выражающееся в отрицании и уклонение от любых функций ее осуществления.
Психологической характеристикой власти является классификация психотипов в зависимости от отношения к власти необходимо производить по двум основаниям:

1) по позиции: либо ищут, либо избегают власти:

2) по участию в осуществлении власти.
Психологические интерпритации власти пытаются раскрыть субъективную

мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей.

Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные

психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения.

Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом

внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же

(Ж.Лакан)- в особой восприимчивости подсознания человека к символам,

выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить

механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.

К современной украинской элите можно отнести высшие и средние эшелоны административной власти, законотворческий корпус, лидеров политических партий и организаций, виднейших представителей бизнеса, культуры и церкви. Изначальная противоречивость условий формирования и развития украинской элиты породили противоречивые мнения о ее происхождении и направлениях трансформации. Наиболее распространенными из них являются следующие мнения. Во-первых, украинское государство, несмотря на приобретенную независимость, совсем не имело политической элиты Во-вторых, Украине досталась в наследство от СССР мощнейшая партийно-хозяйственная номенклатура, которая благодаря смене лозунгов рекрутировала в свои ряды бывших политических диссидентов, приняла их национальную идеологию и сумела в августе 1991 г. сохранить свои чины и должности и, как следствие, власть и собственность.

Собственно говоря, формирование элиты в современной Украине происходит путем проникновения новой национально-демократической. Низкий интеллектуальный и культурный уровень украинской номенклатуры (Федоров, 20), недостаток необходимого профессионализма и компетентности управления государством быстро свел на нет потенциал социального и политического маневрирования и одновременно усилил отчуждение политической власти от большинства населения.


Похожая информация.


Политическая элита (от фр. elite — избранное) — это относительно небольшая, внутренне сплоченная социальная группа, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших для общества политических решений и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.

Любые политические системы элитарны. Элита существует как социальная группа, объединенная вокруг власти, и контролирующая процесс государственного управления. Элита обладает высокой сплоченностью и внутригрупповой совместимостью. Отношения элиты с массами строятся на принципах лидерства и авторитетного руководства. Легитимность власти элиты отличает ее от олигархии.

Элита неоднородна. На основании специализации в ней можно выделить ряд подгрупп (субэлит).

Элементы правящей элиты .

1. Политическая элита — представители господствующего класса, руководители государства, правящих политических партий, парламентские деятели.

2. Экономическая элита — крупные собственники, руководители государственных предприятий, менеджеры высшего звена.

3. Бюрократическая элита — часть правящей группы: высокопоставленные чиновники.
4. Военная элита — высшие чины силовых ведомств.

5. Идеологическая элита — лидеры идейных течений, деятели науки, культуры.

6. Политические лидеры - носители определенных социально-психологических качеств, позволяющих оказать личностное влияние на людей и в силу этого действовать в политике относительно самостоятельно.

Признаками политической элиты являются:

Высокий социальный и профессиональный статус.
- Высокий уровень доходов.
- Организаторские способности (опыт управления, компетентность).
- Автономия (относительная самостоятельность).
- Особое самосознание (сплоченность и наличие общей воли, осознание преимуществ своего положения, ответственности и т.п.).

Основные функции элиты :

А) выявление и представительство групповых интересов;
б) выработка и реализация государственной политики;
в) обеспечение общественного согласия на основе ценностей политической культуры общества.

Виды элит

В зависимости от источников власти элит их можно разделить на:

— наследственные, имеющие право на какие-либо сословные привилегии (дворянство, представители царских династий);

— ценностные, представленные лицами, занимающими престижные и влиятельные общественные и государственные позиции, а также обладающие известностью и авторитетом в обществе (писатели, журналисты, звезды шоу-бизнеса, известные деятели науки);

— властные, образуемые лицами, обладающими властными полномочиями;

—функциональные, состоящие из квалифицированных профессиональных управленцев и чиновников.

По месту в системе власти элита может быть правящей и оппозиционной.

По преобладающим принципам обновления и пополнения элиты делятся на открытые, которые рекрутируются из различных слоев общества, и закрытые, пополняемые из собственной среды.

Элиты могут различаться по степени социальной представительности (вертикальные связи) и внутригрупповой сплоченности (горизонтальные связи). По этим двум критериям можно выделить четыре вида элит:

1. Стабильная демократическая (высокая представительность и групповая интеграция).

2. Плюралистическая (высокая представительность и низкая групповая интеграция).

3. Властная (низкая представительность и высокая групповая интеграция).

4. Дезинтегрированния (низки оба показателя).

Существует две основные системы рекрутирования (пополнения) элит:

— система гильдий (характеризуется закрытостью, пополнением из нижестоящих слоев самой элиты, наличием большого числа формальных требований к претендентам);

— антрепренерская система (отличается высокой конкуренцией за посты и первостепенной значимостью личностных качеств и компетентности претендентов).




Top