Понятие доказывания по делам об административных правонарушениях. Доказательства по делу об административном правонарушении. Какие сведения не могут быть доказательствами

Дело об административном правонарушении, находящееся в административном производстве, должно быть правильно разрешено.

Правильно разрешить дело об административном правонарушении - значит установить истину по делу и принять решение по существу дела.

Установить истину по делу об административном правонарушении - значит установить соответствие выводов органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, фактическим обстоятельствам административного правонарушения.

Принять решение по существу дела об административном правонарушении - значит решить вопрос о виновности лица, совершившего административное правонарушение, и назначении ему административного наказания.

Правильное разрешение дела об административном правонарушении включает в себя выяснение обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются:

  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
  • 8) причины и условия совершения административного правонарушения.

Признавая связь перечисленных обстоятельств с событием административного правонарушения, законодатель не дает определения события административного правонарушения. Вместе с тем административно-правовой наукой выработаны признаки административного правонарушения, совокупность которых позволяет административно-публичному органу сделать вывод о наличии или отсутствии события административного правонарушения.

Такими признаками административного правонарушения являются:

  • 1) общественная опасность;
  • 2) административная противоправность;
  • 3) виновность;
  • 4) административная наказуемость.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства.

Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, имущественный, моральный вред. Например, реальный имущественный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и имущественный вред - нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ.

Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности.

Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием.

Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало их наступлению.

Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание.

Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения, как отмечалось ранее, в совокупности позволяют административнопубличным органам (должностным лицам) обнаружить и отграничить административное правонарушение от иных вариантов антисоциального поведения физических и юридических лиц, сделать вывод о наличии события административного правонарушения, но не позволяют привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность наиболее общих, типовых признаков отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Состав административного правонарушения образуется из следующих элементов:

  • 1) субъект административного правонарушения;
  • 2) объект административного правонарушения;
  • 3) объективная сторона административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также социальные организации, имеющие статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.

Среди физических лиц - субъектов административных правонарушений имеется группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений. Специальными субъектами, например, являются должностные лица, водители, работники торговых предприятий, индивидуальные предприниматели, военнослужащие и др.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности. Каждое деяние, образующее административное правонарушение, посягает на конкретные общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и обеспеченные санкциями в виде конкретных административных наказаний. Например, объектами административного правонарушения могут выступать общественные отношения, возникающие в сферах функционирования институтов государственной власти, охраны окружающей среды, дорожного движения и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих его внешнее проявление. Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя правовой нормы, охраняемой мерами административной ответственности, а именно его противоправное действие (бездействие). Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения. Признаки объективной стороны указываются в статьях КоАП РФ и статьях законов субъектов РФ об административных правонарушениях, иногда в некоторых подзаконных НПА (например, в Правилах дорожного движения, Правилах торговли и т.п.).

Субъективная сторона административного правонарушения для физического лица - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Вина физического лица выражается в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Административное правонарушение признается совершенным физическим лицом умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало (косвенный умысел) (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Например, с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения, как мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство, самоуправство, заведомо ложный вызов специализированных служб, обман потребителей и г.п.

Административное правонарушение признается совершенным физическим лицом по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ). Примерами административных правонарушений, которые могут быть совершены по неосторожности, являются нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повреждение электрических сетей, нарушение правил дорожного движения, нарушение сроков уплаты налогов, сроков регистрации (перерегистрации) оружия и т.п.

Для юридического лица субъективную сторону административного правонарушения, по сути, составляет ряд формально определенных условий виновности. К ним относятся:

  • 1) наличие обстоятельств, подтверждающих непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
  • 2) наличие у юридического лица возможности принятия таких мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Перечисленные и раскрытые элементы состава административного правонарушения, а также обстоятельства, составляющие предмет доказывания по делу об административном правонарушении, устанавливаются компетентным административно-публичным органом (уполномоченным должностным лицом) на основании собранных по делу доказательств.

Доказательствами но делу об административном правонарушении считаются любые фактические данные, на основании которых административно-публичный орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактическими данными по делу об административном правонарушении являются сведения о фактах, собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении.

При этом фактические данные, собранные по делу об административном правонарушении, признаются доказательствами, если они:

  • - собраны уполномоченным КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях органом (должностным лицом);
  • - получены способом, установленным КоАП РФ;
  • - получены в порядке, установленном КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются:

  • - протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
  • - объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • - показания потерпевшего, свидетелей;
  • - заключения эксперта;
  • - документы, содержащие сведения, имеющие значение по делу;
  • - показания специальных технических средств;
  • - вещественные доказательства.

КоАП РФ предусмотрены следующие виды протоколов, составляемых по делу об административном правонарушении, находящемуся в административном производстве:

  • 1) об административном правонарушении (ст. 28.2);
  • 2) о доставлении (ст. 27.2);
  • 3) об административном задержании (ст. 27.4);
  • 4) о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7);
  • 5) об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8);
  • 6) о досмотре транспортного средства (ст. 27.9);
  • 7) об изъятии вещей и документов (ст. 27.10);
  • 8) об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12);
  • 9) о направлении на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.12);
  • 10) о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации (ст. 27.13);
  • 11) об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);
  • 12) рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 26.3);
  • 13) о временном запрете деятельности (ст. 27.16);
  • 14) протокол (постановление) прокурора об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4);
  • 15) осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1).

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, и показания потерпевшего, свидетелей как разновидность доказательств по делу об административном правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения и показания лиц по делу об административном правонарушении отражаются в протоколах, составляемых по делу.

Заключение эксперта как разновидность доказательств но делу об административном правонарушении представляет собой обоснованные ответы и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Оно не является обязательным для органа (должностного лица), рассматривающего дело, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивированным (ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ).

Документы признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7 КоАП РФ). Документы могут содержать сведения, зафиксированные в письменной или иной форме. Например, документами-доказательствами признаются материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, иные носители информации.

Показания специальных технических средств признаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если данные технические средства утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, имеют соответствующие сертификаты и прошли метрологическую поверку (ст. 26.8 КоАП РФ). Показания специальных технических средств, являющиеся доказательствами, отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.

Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении признаются предметы, которые служили орудием совершения или предметом административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы (ст. 26.6 КоАП РФ). О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

Получение и оценка перечисленных видов доказательств в административном производстве проводятся должностными лицами административно-публичных органов, наделяемыми государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении.

Для получения доказательств лицо, осуществляющее административное производство по делу об административном правонарушении, вправе совершать собственные процессуальные действия по сбору доказательств, вынести определение об истребовании сведений, направить запрос или поручить совершение отдельных процессуальных действий должностному лицу соответствующего территориального административно-публичного органа (ст. 26.9 КоАП РФ).

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оцениваются лицом, осуществляющим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Административная ответственность»

на тему: «Доказательства по делам об административных правонарушений»

Москва 2006 г.

План
Введение
1. Понятие и сущность доказательств
2. Виды доказательств
3. Предмет и пределы доказывания
3.1 Предмет доказывания
3.2 Пределы доказывания
4. Судебная практика
Заключение
Список используемой литературы
Введение

В нашей правовой литературе доказательствам посвящено немало работ, но в них речь идет в основном о доказательствах в уголовном и гражданском процессах. Однако не менее важное значение имеет и проблема исследования доказательств в административном процессе, поскольку акты органов управления должны выноситься на основе установления объективной истины по делу, а это возможно лишь при изучении необходимых доказательств.

Цель работы разобраться, что же из себя представляют доказательства по административным правонарушениям, их понятие, сущность и виды. А также определить предмет доказывания и его пределы. Примеры судебной практики покажут, как это используется в процессуальной работе.
В данной работе, наряду с источниками административного права - Конституцией РФ, КоАП РФ и Федеральным законодательством, использовались труды Додина Е.В., и Козлова Ю.М.
Работа Е.В Додина, посвященная теме доказательства в административном процессе, хорошее структурированное изложение которой, наряду с научными изысканиями и разъяснениями Ю.М. Козлова, помогли лучше разобраться и понять суть источников административного права при рассмотрении вопроса о доказательствах.
1. Понятие и сущность доказательств

Одним из важнейших условий достижения право применяющих актов необходимой социальной эффективности является издание его на основе глубокого, всестороннего и объективного изучения всех обстоятельств дела.

Изучение обстоятельств административного дела осуществляется путем извлечения, накопления, хранения, переработки и соответствующей оценки информации. Можно поэтому сказать, что по своему содержанию административный процесс представляет собой в какой-то степени процесс сбора и переработки компетентными управленческими органами необходимой для правильного разрешения конкретного административного дела информации. По своей сущности административный процесс представляет собой процесс познания.

Специальное познание, направленное на установление фактических обстоятельств дела получило название юридического доказывания (С.С. Алексеев, цит. раб. стр. 28.).

Однако в нашей правовой литературе юридическое доказывание полностью отождествляется с судебным доказыванием, с доказыванием по уголовным и гражданским. Доказывание для органов управления является так же необходимым условием в деле установления истины, как и для судебно-следственных органов. Это органически связано с глубоким и всесторонним изучением конкретной ситуации. При анализе обстоятельств дела должностные лица управленческих органов используют весь арсенал приемов и методов доказывания.

Деятельность по сбору и исследованию доказательств по административным делам осуществляется в рамках и по правилам, установленным законодателем.

В этой связи в целях обеспечения задач производства по делу в Кодекс об административных правонарушениях РФ включена Глава за номером 26, в которой подробно урегулированы как общие вопросы доказательственной базы, так и конкретные виды доказательств.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании определения, данного в ч.1,ст. 26.2 являются:

Любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают:

Наличие или отсутствие события административного правонарушения;

Виновность лица, привлекаемого к ответственности;

Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства в административном процессе представляют собой фактические данные, т.е. сведения о каких-то фактах (обстоятельствах дела), а не оценочное суждение или мнение о действиях людей, о событиях и т.д.

Отсюда вытекает и их назначение -- быть средством установления сущности административного дела. Поэтому доказательства, используемые в административном процессе, имеют правовой характер, что в свою очередь означает:

а) Только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств в административном процессе, которые получены в установленном законом порядке и предусмотренными способами. (законность).

Данное положение соответствует ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, а также отражено в ч.3 ст.26.2, где говорится, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Способ получения доказательства должен быть законным. Это означает, что доказательства могут быть получены лишь предусмотренным законом способом, чаще всего путем контрольно-надзорной проверки (например, осмотр помещения, изъятие вещей). При этом должны быть соблюдены все процессуальные требования; полученное доказательство должно быть правильно оформлено, а именно, в установленном законом порядке.

Так, изъятие вещей, являвшихся орудием совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и др., осуществляется должностными лицами в присутствии двух понятых на основании ст.27.10 КоАП РФ.

Или, например, должностное лицо, подлежащее отводу не вправе проводить никаких процессуальных действий по делу (ст.29.3 КоАП). Получение доказательства должно осуществляться только правомочным должностным лицом.

Соблюдение процессуальной формы гарантирует как достоверность, полученных данных, так и защиту прав и интересов граждан.

б) Только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств в административном процессе, если законодатель допускает их использование в качестве таковых. (допустимость).

Допустимость доказательства - это пригодность для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, в соответствие требованиям закона относительно источников, порядка обнаружения, закрепления и исследования доказательств.

Основополагающим элементом допустимости выступает законность источника (перечень источников фактических данных сформулирован в ст.28.1 КоАП). Не могут служить доказательствами фактические данные, полученные из анонимных источников, либо данные, полученные с нарушением прав и интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе права на неприкосновенность личной жизни, жилища и т.п.

Анализ разнообразных административно-процессуальных и административно-правовых актов позволяет определить круг доказательств, разрешенных законодателем для установления истины в административном процессе. Ориентиром в этом отношении является ч. 2 ст. 26.2 КоАП. К их числу относятся: свидетельские показания; показания лиц, обязанных сообщать право применяющим органам о фактах, подлежащих установлению и оценке в административном процессе; документы; вещественные доказательства; показания лиц, которым причинен вред административным проступком; показания лиц, привлекаемых к административной ответственности.

в) Только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств по конкретному административному делу, которые имеют значение для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения этого дела. (относимость)

Понятием относимости доказательств означает, что вывод по делу может быть сделан на основании тех доказательств, которые относятся к делу.

Данные должны относиться к данному конкретному делу, т.е. подтверждать или опровергать определенное обстоятельство, подлежащего доказыванию.

Доказательство будет относимым, если в нем содержатся сведения о любых фактах, имеющих какое-либо значение для дела. Определение относимости доказательств происходит в процессе доказывания. Оно начинается с собирания доказательств, когда решается вопрос о том, какие процессуальные действия необходимо провести и каких результатов можно от них ожидать с точки зрения выяснения обстоятельств дела.

Достоверность может быть восполнена в процессе дополнительного административного расследования.

Каждое доказательство должно обладать свойствами законности, допустимости и относимости, потому как эти тесно взаимосвязанные понятия является их сущностью.

Цитировать В. И. Ленина сейчас выглядит, по меньшей мере, странным, но пример показался мне достойным внимания. Ленин предостерегал против принятия решений, основанных на отдельных фактах. Он указывал, что факты, если взять их в целом, в их связи, не только упрямая, но и, безусловно, доказательственная вещь. «Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже». Поэтому окончательное мнение о сути административного дела должно выводиться не из одного факта (доказательства), а из их совокупности, из их системы.

Информация о событии распределена по всем доказательствам. Но синтезу необходимо предшествует анализ каждого из доказательств. Каждое доказательство, как бы «слабо» оно ни было, имеет некоторую ценность, что-то и как-то обосновывает само по себе, независимо от других.

Каждое из доказательств играет свою особую роль в процессе установления истины по делу и занимает определенное место в системе доказывания. В связи с этим в правовой литературе для определения места того или иного доказательства в процессе доказывания производится их классификация.

2. Виды доказательств

Данная тема слишком объемна для ее детального разбора, поэтому она будет рассмотрена здесь схематично, не вдаваясь в детали.

На основании определений, данных в статьях КоАП РФ, источники получения данных (перечисленные в ч. 2 ст. 26.2), используемых в качестве доказательств по делу можно отобразить таким образом:

Протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 - 28.5); иные протоколы (ст. 27.2 - 27.14). Хороший анализ этой темы представлен в "эж-ЮРИСТ", N 28, июль 2004 г. - статья «Протокол как источник доказательств».

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3) - отражаются в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, рассмотрения дела, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Экспертиза (ст. 26.4 и 25.9). Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Вещественные доказательства (ст. 26.6) - орудия совершения или предметы административного правонарушения. Вещественные доказательства при необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу, о чем делается запись в протоколе.

Документы (ст. 26.7) признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, эвуко- и видеозаписи и иные носители информации.

Показания специальных технических средств (ст. 26.7) измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку

Пояснения специалиста (ст. 25.8) могут быть использованы для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств.

Эти доказательства можно сгруппировать по конкретным юридическим основаниям.

1.) По источнику доказательства:

а) личные (объяснения правонарушителя, показания свидетеля и др.);

б) предметные (вещественные доказательства, письменные документы).

Между этими доказательствами имеется весьма существенное различие.

Информация, содержащаяся в личных доказательствах (носитель физическое лицо) предварительно воспринята сознанием человека и переработана им. Поэтому личные доказательства всегда имеют субъективный характер. Предметные доказательства (носитель материальные объекты) объективны и не зависят от индивидуальных особенностей.

2.) В зависимости от способа формирования доказательства:

а) первоначальные доказательства, полученные из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем дорожно-транспортного нарушения);

б) производные доказательства, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья ("из вторых рук"), а также, например, копии документов.

3.) По характеру связи между доказательствами и фактом, подлежащим установлению:

а) прямые - те, которые однозначно подтверждают или опровергают существование любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию (зафиксированное надлежащим техническим средством грубое превышение скорости водителем). Прямое доказательство никаких альтернатив не допускает, его значение однозначно в толковании и все вопросы сводятся только к оценке его достоверности. Достоверным является доказательство, истинность которого не вызывает сомнений;

б) косвенные - устанавливающие промежуточные факты. С помощью этих фактов может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Наиболее значимыми являются доказательства, которые устанавливают факт возможности какого-либо события, явления или какой-то особенности конкретного лица (нарушенная координация движения при употреблении алкогольных напитков).

Такая классификация сложилась исходя из практики ее применения во всех видах судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях.

3. Предмет и пределы доказывания

Для каждого дела существенными обстоятельствами будут только ему присущие обстоятельства. В то же время все административные правонарушения как противоправные деяния и каждое отдельное правонарушение содержат те же основные юридические элементы, что и иные правонарушения. Общие, наиболее типичные проявления для каждого административного правонарушения определяются через предмет доказывания. Правильное определение доказывания гарантирует от неполного, поверхностного проведения административного расследования, препятствует загромождению дела излишними доказательствами.

доказательство дело административный правонарушение

3.1 Предмет доказывания

Понятие предмета доказывания содержится в ст. 26.1, КоАП РФ.

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

1. По каждому делу путем доказывания необходимо установить наличие события административного правонарушения. Что означает выяснение, какие конкретно действия (или бездействие), носящие противоправный характер были совершены (ст. 2.1). Кроме факта события административного правонарушения необходимо установить время, способ, место, имеющие значение для дела. Так, установление времени совершения административного правонарушения имеет значение для характеристики возраста правонарушителя, для определения действия закона во времени и пространстве, а места - для определения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении.

Способ совершения административного правонарушения, т.е. содержание и последовательность действий для достижения противоправного результата, также является обязательным признаком для многих составов. Если способ не влияет на квалификацию административного правонарушения, он может иметь ориентирующее значение при выборе административного наказания.

2.При производстве по делу об административном правонарушении подлежит

установить какое лицо (физическое или юридическое) совершило противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействия) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане, начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории ст. 2.3-2.6, 2.8 КоАП РФ (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.

Закон подразумевает выяснение таких вопросов, как фамилия, имя, отчество, место рождения, принадлежность к гражданству; социальное положение в обществе (образование, род занятий, отношение к воинской службе, и др.); состояние здоровья, образ жизни. В этот же элемент включается доказывание возраста и вменяемости.

Понятие и признаки юридического лица подробно определяются в Гражданском Кодексе РФ ст. 48, 49, 50.

3. Далее необходимо установить виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие (ст. 2.2).

Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2, ст. 2.1).

4. Согласно ч. 2,3 ст. 4.1 по каждому делу должны быть установлены и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Все они должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении. Доказывание обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должно быть осуществлено еще на стадии административного расследования, в противном случае они не могут учитываться при назначении наказания.

Ст. 4.2 признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств: 1. - раскаяние (подразумевает также объяснение причин и мотивов); 2. - добровольное сообщение о совершенном правонарушении (до начала производства по делу и не под давлением улик); 3. - предотвращение вредных последствий (добровольное возмещение ущерба, как правило, сразу же после правонарушения); 4. - если правонарушение совершено в состоянии аффекта либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5. - несовершеннолетие обвиняемого; 6. - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной имеющей малолетнего ребенка до 14 лет.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающие обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике к таким обстоятельствам относят возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

5. Доказывание характера и размера вреда, причиненного административным правонарушением, подлежит выяснению для правильной квалификации деяния, обеспечения интересов потерпевших, принятия мер к устранению, в пределах возможного, причиненного административным правонарушением ущерба. Характер ущерба может быть различным (имущественный, моральный, физический). Кроме того, следует иметь ввиду, что в ст. 4.7 КоАП РФ регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного адм. правонарушением.

6. Перечень обстоятельств, исключающие производство по делу об административном правонарушении содержится в ст.24.5 КоАП. Например, смерть, несовершеннолетие или невменяемость обвиняемого лица и др. Так, если во время разбирательства не будет установлено событие административного правонарушения, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению (ст.28.9 КоАП).

7. Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для правильного разрешения дела, не является исчерпывающим. Так, при назначении наказания может учитываться имущественное положение лица. Подлежат доказыванию причины и условия совершения административного правонарушения в целях предупреждения правонарушений. Этот элемент не является обязательным, поскольку не влияет на судьбу лица, привлекаемого к ответственности.

3.2 Пределы доказывания

Во-первых, посредством определения круга информационных сигналов, имеющих доказательственное значение, законодатель препятствует поступлению избыточной информации. Несомненно, что правоприменительный акт достигает наибольшего положительного социального эффекта, когда он издан на основе глубокого и всестороннего изучения всех обстоятельств дела. Вместе с тем изучение также имеет свои пределы, в противном случае административный процесс потеряет одно из своих качеств -- оперативность. Недопустимо бесконечно долгое изучение дела.

Избыточная информация также опасна, как и ее недостаток. Исследование избыточной информации задерживает принятие решения, что порой может повлечь негативные последствия.

Во-вторых, посредством определения круга информационных сигналов (предмета), имеющих доказательственное значение, законодатель ориентирует правоприменяющее лицо на наиболее целесообразные и рациональные действия по установлению объективной истины по делу.

Законодательно ограниченные пределы предмета доказывания, помогают правоприменительной деятельность быть наиболее рациональной и оперативной.

4. Судебная практика
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.10.2003 N 23-302 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в статье 14.5 КоАП РФ.

Решением суда от 24.12.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2004 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление арбитражного суда.

Заявитель кассационной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих осуществление Обществом торговли в проверяемом мини-магазине, а также неприменение контрольно-кассовой машины и принадлежность реализованного товара ООО. Общество также указывает на нарушение Инспекцией статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя ООО и не были приняты меры для своевременного извещения Общества о составлении протокола.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразила, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность принятых арбитражным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.09.2003 Инспекция в ходе проверки соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в мини-магазине "Сотовые телефоны", принадлежащем ООО, установила, что при продаже товара (футляра и шнурка для телефона на сумму 400 рублей) не применена контрольно-кассовая машина.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2003, рассмотрев который, руководитель Инспекции вынес постановление от 28.10.2003 N 23-302 о привлечении ООО за совершенное правонарушение к административной ответственности, предусмотренной в статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.

Посчитав названное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Отказав в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что факт неприменения ООО контрольно-кассовой машины подтвержден материалами дела.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ответственность за неприменение контрольно-кассовой машины установлена в статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО для осуществления торговли заключило с ООО-2 договор субаренды от 01.11.2002 N 34 и соглашение о его пролонгации от 02.01.2003 о владении и пользовании мини-магазином; приобрело контрольно-кассовую машину ЭКР 2102ф (заводской номер 1074831) и заключило договор на техническое обслуживание и ремонт с ЗАО от 15.11.2000 N 3999; приобрело сотовые телефоны у ООО-3 по накладной от 23.09.2003. Факт неприменения ООО контрольно-кассовой машины в мини-магазине "Сотовые телефоны" установлен судом и подтвержден материалами дела, а именно: актом проверочной закупки от 30.09.2003, актом проверки от 30.09.2003 N 45035845, протоколом об административном правонарушении от 02.10.2003, а также показаниями инспектора и приемщика от 30.09.2003.

Арбитражный суд правомерно не принял во внимание возражения ООО относительно того, что оно не осуществляло реализацию товаров в мини-магазине "Сотовые телефоны" и проданный товар ему не принадлежал, поскольку в соответствии с частью 1 стать 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Общество не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих его заявление и опровергающих вывод суда.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ООО совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Инспекции о привлечении его к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.

Доводы заявителя жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя ООО и налоговый орган не принял меры для своевременного извещения Общества о составлении протокола, суд кассационной инстанции во внимание не принял, поскольку в материалах дела имеется протокол от 02.10.2003, где указано, что при его составлении от имени юридического лица по доверенности присутствовал Гусев Ф.Н. Кроме того, данные доводы не заявлялись и не были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций.

Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы отклоняются.

Арбитражный суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятых судебных актов, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 24.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2004 арбитражного суда по делу N А28-11603/2003-353/13 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

13 января 2005 г. в мировом суде рассматривалось дело, где Истец, Степанычев Лев Александрович, подаёт иск на ГИБДД, работники которой, по его мнению, чинят препятствия в сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения. Истец утверждает, что работники ГИБДД не допускают его до сдачи экзаменов, требует, чтобы суд повлиял на сотрудника ГИБДД. А также, просит в качестве возмещения морального вреда 1000 рублей.

Ответчик, Февральский Андрей Денисович, инспектор ГИБДД, иска не признаёт. Он говорит, что истец рискует не сдать на водительские права, т.к. по сведениям, полученным из МРЭО (Межрайонный Регистрационно-Экзаменационный Отдел) УГИБДД, истец не оплатил наложенный на него штраф в размере 2 МРОТ "за пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений".

Истец говорит, что даже не помнит об этом штрафе, наложенном два года назад. Говорит, что всегда всё оплачивал, но всё имеет срок давности. Так что, если и был что-то должен, то теперь платить отказывается.

В ходе дела выясняется, что истец и свидетель ответчика уже некоторое время знакомы поневоле, так как между ними уже успел развиться некоторый конфликт. Дело в том, что истец, постоянно ездил мимо одного и того же поста, а инспектор (ответчик) регулярно накладывал на него штрафы (то скорость превысил, то ремень не пристегнул, то машина грязная и т.д.). Чаще всего просто заставлял дышать в трубку. Дело приобрело принципиальный характер: водитель уже крыл во всю ГИБДД, а инспектор клялся, что обязательно поймает водителя и лишит его водительских прав. И это случилось. Истец возвращался с работы, трубка показала, что он находится в состоянии алкогольного опьянения. Выпил в обед за День рождения коллеги. На основании подготовленных Ответчиком мате-риалов, суд лишил истца прав на два года (ст. 12.8. КоАП управление транспорт-ным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.).

И, по иронии судьбы, именно тот инспектор (ответчик) теперь курирует вопросы получения прав. Они друг друга узнали. Истец должен пересдавать экзамены на права. Так ему сказал ответчик. Но истец утверждает, что по новым правилам пересдавать на права не нужно, достаточно просто прийти, чтобы получить их обратно. Ответчик признаёт это, но всё равно не желает отдавать права их владельцу, так как тот не погасил долги по штрафам, хотя должен был сделать это.

Истец утверждает, в Правилах сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утверждённых постановлением № 1396 российского правительства, ни слова не сказано о том, что условием допуска к сдаче экзамена является оплата всех ранее наложенных штрафов.

Решение судьи: По истечение срока, на который водитель был лишен права управления транспортным средством по ст. 12.8. КоАП, ГИБДД возвращает водительское удостоверение после представления водителем медицинской справки, при этом органы ГИБДД не вправе требовать от водителя повторной сдачи экзаменов на право на право управления автомобилем (п. 43 ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ). Таким образом, требования Ответчика о пересдаче экзамена Истцом неправомерно.

Согласно статье 31.9. КоАП РФ постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению в течение года со дня его вступления в законную силу. В том случае, если правонарушитель скрывается либо скрывает имущество, на которое может быть обращено административное взыскание, течение срока давности начинается с момента обнаружения правонарушителя либо скрываемых им вещей. В данном случае срок исполнения административного наказания о взыскании с Истца штрафа истек, поскольку Истец не скрывался. Наказание не подлежит исполнению.

Таким образом, суд признает неправомерными бездействия Ответчика, отказавшего Истцу в выдаче водительского удостоверения.

Что касается возмещения морального вреда. Моральный вред взыскивается в случае нарушение нематериальных благ (жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.). Ответчик перечисленных благ Истца не нарушал. В этой части в иске отказать.

В судебной практике нормы доказательств КоАП чаще всего применяются относительно правонарушений правил дорожного движения. А также в совокупности с другими … при рассмотрении дел в судах.

Заключение

Несомненно, несмотря на всю специфику доказательств, имеющих место при доказывании в административном процессе, они представляют собой разновидность юридических доказательств, ибо их обнаружение, использование и оценка регламентируются законодателем на основании единых общих принципов доказательственного права.

Знание закона -- обязанность всех лиц, участвующих в право применении. Чем шире и глубже правовые знания, тем более правильной и объективной будет оценка доказательств.
Для более глубокого изучения вопроса о доказательствах, не ограничиваясь спецификой административного процесса, необходимо изучать литературу, посвященную вопросам доказательств в уголовных и гражданских процессах.
Список используемой литературы

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г (в ред. от 16.03.2006 г.) № 41-ФЗ. М.: «Ось-89», 2006 г. - 304 с.

3. АПК РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02.11.2004).

4. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

5. Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. - М., «Юрид. лит.», 1973. 192 с.

6. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник - М.: Юристъ, 2005 - 554с.

7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016 с.

9. Справочно-правовая система «Гарант».

11. http://www.chassuda.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Международное правовое сотрудничество государственных служб.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2011

    Понятие, признаки, задачи и общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в РФ. Особенности стадий производства по исследуемым делам: сущность, принципы выделения основных этапов, их отличия и законодательная база.

    реферат , добавлен 11.07.2012

    Участники и этапы производства по делам об административных правонарушениях. Особенности рассмотрения дел и сущность стадий производства в этой сфере. Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство, средства установления доказательств.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права. Техника и методика возбуждения дела об административном правонарушении, порядок обжалования и рассмотрения жалоб и претензий.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2009

    Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-управленческого права. Порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; процедуры вынесения и пересмотра постановлений.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2011

    Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях как одного из видов юрисдикционного производства. Условия возбуждения и рассмотрения дел по административным правонарушениям; пересмотр постановлений и исполнение решений.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Особенности и стадии производства дел. Группировка участников производства по делам об административных правонарушениях: перечень данных лиц, их права и обязанности.

    реферат , добавлен 07.07.2016

    Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2008

    Понятие, система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы и функции административного судопроизводства. Задачи и особенности производства по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ, Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

КоАП РФ, Статья 26.2. Доказательства

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

КоАП РФ, Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

КоАП РФ, Статья 26.4. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

КоАП РФ, Статья 26.5. Взятие проб и образцов

1. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

2. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

3. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

КоАП РФ, Статья 26.6. Вещественные доказательства

1. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

2. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

КоАП РФ, Статья 26.7. Документы

1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

КоАП РФ, Статья 26.8. Показания специальных технических средств

1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

КоАП РФ, Статья 26.10. Истребование сведений

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

КоАП РФ, Статья 26.11. Оценка доказательств

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).

Особое значение при этом имеет выяснение обстоятельств, связанных с установлением виновности лица в совершении административного правонарушения.

Доказывание - это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой - фиксации в определенных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах.

Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

Относимостъ доказательств - это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания.

Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и они могут быть проверены, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т.д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу.

Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй - обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации - физическое лицо.

Вещественные доказательства - это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения

правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения. Фотоснимки также относятся к вещественным

доказательствам, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Документы - это материалы, которые содержат сведения,

зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино- и видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дисках, магнитной ленте и других носителях.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

В зависимости от способа формирования доказательства может быть первоначальными и производными.

Первоначальными доказательствами являются те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства - это и копии документов, слепки следов.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Для каждого вида доказательств закон определяет соответствующие правила собирания и закрепления, учитывающие их особенности. Нарушение этих правил делает невозможным использование полученных фактических данных в качестве доказательств. Положение ст. 50 Конституции РФ о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, относится не только к уголовному судопроизводству, но также и к производству по делам об административных правонарушениях. В этой связи особое значение имеет норма, закрепленная в ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Нельзя, в частности, использовать в качестве доказательства информацию, полученную ни с нарушением соответствующих процессуальных положений КоАП РФ, ни с помощью насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Кроме того, федеральным законом от 18 июля 2011 года №242 часть 3 ст.26.2 КоАП дополнена нормой о том, что не допускаются в качестве доказательств материалы, полученные при проведении проверок в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

Протоколом об административном правонарушении;

Иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

Объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Показаниями потерпевшего, свидетелей;

Заключениями эксперта;

Иными документами;

Показаниями специальных технических средств;

Вещественными доказательствами.

Заключение

Основными целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

а) пресечение административного правонарушения;

б) установление личности правонарушителя;

в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения применяются только в связи с административным правонарушением, только по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, реализуются в строгих процессуальных формах и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению вынесенного постановления.

По содержанию принудительного воздействия среди мер административно-процессуального обеспечения можно выделить меры ограничения личных неимущественных прав (это доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование и личный досмотр), а также меры ограничения имущественного характера (это досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства и др.). Кроме того, эти меры можно классифицировать также и в зависимости от субъекта, в отношении которого они применяются. По этому критерию выделяют меры, применяемые в отношении физических лиц (таковых большинство, например, доставление, административное задержание и др.), и меры, применяемые в отношении юридических лиц (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов).

Как уже выше было отмечено, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должно реализоваться в строгих процессуальных формах с обязательным составлением соответствующего протокола и только специально уполномоченными на это КоАП РФ должностными лицами в пределах их компетенции. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (в частности, ст. 1069 ГК

РФ) за счет, соответственно, федеральной казны, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Литература:

Основная:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (гл. 26, 27): [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 694: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5. Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. Анненков, А.Ю. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Анненков // Административное право и процесс. – 2011. – № 12.

7. Горяинов, А. И. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, применяемые в отношении транспортного средства / А. И. Гаряинов, В. В. Кузин, А. Ю. Якимов // Административное право и процесс. – 2009. – № 5.

8. Кизилов, В. В. Предмет доказывания, доказательства и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 8.

9. Кизилов, В. В. Доказательства по делам об административных правонарушениях гражданских служащих / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. – 2011. – № 9.

10. Куратов, А.А. Организация меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде принудительного привода / А.А. Куратов // Административное право и процесс. – 2011. – № 6.

11. Самбор, Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека / Н.А. Самбор // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

12. Соколов, А.Ю. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 10.

13. Соколов, А.Ю. Отстранение от управления транспортным средством как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 11.

14. Соколов, А.Ю. Проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере охраны правил рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды обитания / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. – 2012. – № 12.

15. Суворова, Ю.В. К вопросу о временном запрете деятельности как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении / Ю.В. Суворова // Российская юстиция. – 2013. – № 6.

Дополнительная:

1. Знаменщикова, Н. Н. Порядок и особенности прав и свобод и законных интересов граждан в процессе осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Казина, Т. В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

3. Марфицин, П.Г. Доказательство и доказывание в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях: сравнительно-правовой анализ / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2012. – № 5.

4. Марфицин, П.Г. Показания и объяснения в административно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве: вопросы и терминологии / П.Г. Марфицин, А.В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2013. – № 5.

5. Нобель, А.Р. Вопросы использования в доказывания по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, и документов, полученных в результате осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Р. Нобель // Административное и муниципальное право. – 2013, № 7.

6. Ребец, К. В. Документы как источник доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях / К. В. Ребец // Административное и муниципальное право. – 2009. – № 4.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: 1) раскрыть понятие мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставления, административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, отстранения от управления транспортным средством соответствующего вида, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, привода, временного запрета деятельности и т.д.); 2) обозначить правовую основу применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 3) назвать цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 4) назвать основания, порядок и пределы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 5) перечислить субъекты применения, порядок и сроки оформления применения мер; 6) обозначить процессуальное оформление применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении вопросов темы обучаемому необходимо: во-первых, раскрыть содержание и особенности обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; во-вторых, назвать источники доказательств, как объективные, так и субъективные в виде: объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей, заключение эксперта, специалиста, протоколы, предусмотренные КоАП РФ, показания специальных технических средств и иные вещественные доказательства; в третьих, более детально рассмотреть необходимость проведения экспертизы, взятия проб и образцов, выполнение поручений и запросов по делу об административном правонарушении, истребовании сведений, оценку доказательств.




Top