Понятие и сфера правовой жизни. Правовая жизнь: понятие, признаки, виды. Правовые качества личности

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шиянов Владимир Александрович. Правовая система и правовая жизнь общества: теоретический аспект взаимодействия: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Шиянов Владимир Александрович; [Место защиты: Моск. новый юрид. ин-т].- Москва, 2008.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/319

Введение

ГЛАВА I. Общая характеристика правовой системы 14

1. Понятие и признаки правовой системы общества 14

2. Структура правовой системы общества "46

3. Эволюция правовой системы в России 58

ГЛАВА II. Общая характеристика правовой жизни 73

1. Понятие и признаки правовой жизни 73

2. Структура правовой жизни общества 87

3. Правовые акты как основные формы проявления правовой жизни 104

ГЛАВА III. Оптимизация взаимодействия правовой системы и правовой жизни в современных условиях 122,

1. Соотношение понятий «правовая система» и «правовая жизнь» 122

2. Правовая жизнь как основа для развития и функционирования правовой системы общества 131

3. Правовая система как организующее начало правовой жизни общества " 145

Библиография 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. За последние два десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения, затронувшие политическую, социально-экономическую, духовную и правовую сферы. Последняя находится на «особом счету», так как, с одной стороны, является во многом производной от всех остальных, с другой - в некотором роде предопределяет их развитие. В любом случае, правовые процессы, бурно протекающие в России, требуют глубокого теоретического осмысления.

За время реформирования многих сфер общественной жизни активизировалось значительное число сопутствующих этому процессу социальных патологий (кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, тіадение ценности человеческой жизни и т.д.), имеющих различные причины. Одной из таких причин является разрушение прежней ценностной основы и отсутствие новой стройной системы социальных ценностей, которые играют для любого общества роль- объединяющей платформы. Поэтому неслучайно в различных отраслях научного знания возрастает интерес к исследованию наиболее общих категорий, охватывающих большое количество разнородных элементов.

Не является исключением и юридическая наука, которая в свете активнрго реформирования отечественного права, усложнения правовых отношений, появления новых отраслей и институтов обращается к исследованию таких конструкций, как право, правовая система, правовая жизнь. Подтверждением этому служит проведение в последнее время научных конференций, семинаров, круглых столов, тематика которых тем или иным образом связана с названными понятиями.

На сегодняшний день необходимо не только доказывать обоснованность внедрения в научно-правовой лексикон понятия «правовая

4 жизнь», развивать и конкретизировать знания о правовой системе (хотя,

безусловно, эти Л направления научного исследования имеют большое

значение для теоретического осмысления обозначенных конструкций).

Намного важнее вносить конкретные, четко сформулированные и

осмысленные предложения по поводу совершенствования правовой системы,

исключения из нее нецелесообразных и рудиментарных элементов,

повышения качества правовой жизни.

Актуальность исследования вышеописанных проблем находит свое подтверждение как в практических примерах, связанных со слабостью научно-исследовательской базы при формировании российского права, имеющей местр политической тенденциозностью законодательства, некритическим восприятием западных правовых институтов без должного учета собственного исторического опыта, так и в появлении публикаций, отрицающих саму необходимость исследования проблем соотношения понятий правовой жизни и правовой системы.

Современное государство остро нуждается в научно-обоснованной концепции установления оптимального взаимодействия исследуемых категорий. Следовательно, в первую очередь необходимо выяснить, что - представляют собой правовая система и правовая жизнь, каково их значение, пределы существования, объем и т.д. Из этого вытекает потребность в их своевременном научно-теоретическом анализе и, в частности, исследовании в качестве категорий общей теории права.

Сегодня происходят фундаментальные изменения в политической системе общества, которые требуют учета и отражения в правовом блоке; идет развитие федеративных отношений и, вместе с ним, возникает вопрос о новом соотношении права Российской Федерации и республик, краев, областей и иных субъектов в ее составе. В связи с изменением социальной роли государства и функций права, со всей актуальностью обозначился вопрос о возможности обеспечить права человека в рамках прежней правовой системы, о способности правоохранительных структур

5 противостоять современному уровню преступности. Все это диктует

необходимость переосмысления основ нашей правовой системы и качества

Правовой жизни общества.

Научная и практическая значимость работы. Научное значение

исследования состоит в том, что:

Поставлена проблема взаимодействия правовой системы и правовой
жизни общества и предложены пути ее решения, направленные на
повышение качества жизни граждан;

Обобщены сущность, качественные характеристики и видовая
градация правовой жизни, которые могут найти отображение в исследовании
проблемы механизма правового регулирования, инструментальной

концепции права, а также системе взглядов на положение личности в современном обществе;

Систематизированы закономерности развития правовой системы и
правовой жизни, проведен анализ положительных и отрицательных
тенденций, порожденных практикой последних лет, что поможет выработать
соответствующие рекомендации по совершенствованию правовой системы
общества и упорядочению социально-правовой жизни;

Выявлены негативные элементы, присущие правовой жизни общества
и способы сведения их числа к минимуму.

Обобщения и выводы, сформулированные в исследовании, уточняют и расширяют объем научной информации по теории государства и права.

В совершенствовании правотворческой, правоприменительной,
правоинтерпретационной и других форм реализации правовой политики
государства;

В использовании результатов диссертационного исследования в
учебном процессе при преподавании курса теории государства и права, а

также специально-отраслевых и других юридических дисциплин, при написании курсовых и дипломных работ по данной тематике, при составлении учебных пособий.

Степень разработанности проблемы. В современной юридической науке различные аспекты становления и построения правовой системы исследовались в трудах С.С. Алексеева, М.И. Байтина, С.Н. Братуся, A.M. Васильева, И.В. Гойман-Калинского, Г.И Иванца, М.В. Карасёвой, В.Н Карташова, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.Ю. Саломатина, В.В. Сорокина, Ю.Н. Старилова,. Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, В.И Червонюка, О.И. Чердакова, А.К. Черненко и др.

Проблема разработки и внедрения в юридическую терминологию понятия «правовая жизнь», несмотря на относительно небольшой период исследования, также нашла свое отражение в научных статьях и комплексных исследованиях ряда авторов, а именно: В.К. Бабаева, А.Ю. Барсукова, В.П. Беляева, Ю.Ю. Ветютнева, Н.Н. Вопленко П.А. Гука, А.И. Демидова, А.В. Дунаева В.А. Затонского, К.Е. Игнатенковой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, И.С. Морозовой, А.Е. Михайлова, И.Д. Невважая, В.В. Ныр"кова, М.П. Петрова, Р.В. Пузикова, В.Н. Синюкова, В.В. Субочева, СЮ. Суменкова, О.И. Цыбулевской, К.В. Шундикова и других.

Объект и^ предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является правовая жизнь современного российского общества, а также условия, оказывающие гетерогенное воздействие на динамику ее качественных показателей. Предметом исследования выступают понятия «правовая система» и «правовая жизнь», закономерности их функционирования и развития, взаимодействие их элементов, как между собой, так и с другими политическими, экономическими и социальными конструкциями. Предметом данного исследования также являются факторы, способствующие повышению уровня эффективности правовой системы и качества правовой жизни современного российского общества.

7 Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является

системный общетеоретический анализ содержания, сущности и

специфических качеств категорий «правовая жизнь» и «правовая система»,

научного и практического значения каждого из этих понятий, определение их

места в системе правовых явлений, а также взаимодействие данных

конструкций между собой.

Цель и предмет диссертационного исследования предопределили

необходимость постановки и решения следующих задач:

Уточнить понятия «правовая система» и «правовая жизнь», выделить
их наиболее существенные признаки;

Установить соотношение приведенных понятий между собой и с
иными категориями, претендующими на статус правовых абстракций;

Выявить компонентный состав названных конструкций;

Определить место, как правовой системы, так и правовой жизни в
предмете юридической науки; -

Выделить и проанализировать отличительные черты каждой из исследуемых категорий;

Исследовать функциональную нагрузку правовой системы и правовой,
жизни и определить их роль в современном обществе;

Изучить возможности практического применения разработанных
положений;

Определить характер взаимодействия правовой системы и правовой
жизни общества, а также выработать предложения и рекомендации по
оптимизации такого взаимодействия.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Методологической базой работы выступила материалистическая диалектика, поддерживаемая использованием общенаучных приемов познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.), а также частнонаучных методов исследования (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, синергетический метод

8 и др.). Особое место занимает формально-догматический метод, благодаря

которому была выведена дефиниция предмета исследования в контексте

общеродовых понятий и видовых различий, а также определено место

правовой системы и правовой жизни среди прочих юридических

конструкций.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теории государства и права, правовой системе и правовой жизни общества: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, Н.В. Витрука, A.M. Витченко, В.М. Горшенева, Р. Давида, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.Ю. Саломатина, В.В. Субочева, Л. Фридмэна, P.O. Халфиной и др. Также в диссертации использовались труды по политологии, экономической теории, социологии и психологии, имеющие непосредственное отношение к различным аспектам функционирования правовой системы и правовой жизни.

Эмпирическую основу исследования составил обширный нормативно-правовой материал, охватывающий Конституцию Российской "Федерации, текущие законы и подзаконные акты различной уровневой и отраслевой принадлежности с учетом последних изменений и дополнений, нормативно-правовые акты СССР, РСФСР, международно-правовые акты, а также относящийся к теме исследования социологический материал.

Научная "новизна исследования обусловлена непосредственно постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что в диссертации впервые комплексно рассмотрена проблема соотношения правовой системы и правовой жизни общества. В работе упорядочиваются разноплановые теоретические разработки в данной сфере и находят свое * дальнейшее развитие теории правовой системы и правовой жизни общества.

Специфика исследования заключается в детальном рассмотрении функциональных особенностей приведенных категорий с позиций как общей

теории права, так и данных других гуманитарных наук (логики, психологии,

социологии, экономической теории).

Диссертант самостоятельно осмысливает происходящие в стране в последние десятилетия модернизационные процессы, отмечает достигнутые " положительные результаты, критически подходит к недостаткам и ошибкам реформ. На основе общетеоретических обобщений и анализа современной правовой ситуации, автором формулируются собственные предложения и рекомендации по оптимизации политики Российского государства в сфере правотворчества и. правоприменения.

Научная новизна работы находит свое непосредственное выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Под правовой системой следует понимать совокупность внутренне
согласованных и взаимосвязанных юридических элементов (право,

"правосознание, юридическая практика и т.п.), осуществляющих правовое воздействие на общественные отношения, как со стороны публичной власти, так и со стороны -самого общества, а также организующих правовую жизнь общества. К признакам правовой системы можно отнести: гетерогенность, -единство, автономность, зависимость от субъектов правоотношений, адаптивность (эластичность) и др.

2. Структуру правовой системы общества составляют три базовых
звена: право, правовая идеология и юридическая практика. Отмеченные
компоненты отличаются друг от друга юридической природой, удельным
весом, характером влияния на социальные отношения и прочими
показателями. Право является важнейшим компонентом правовой системы,
но, наряду с ним, немаловажное значение имеет и юридическая практика,
которая связывает в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-
конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности,
правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т.п., является
выражением непосредственного действия права (динамическая
составляющая), т.е. формой его жизни. В юридической практике наиболее

10 "значителен удельный вес судебной практики, которая, в свою очередь,

является одной из основных составляющих судебно-правовой системы как

подвида правовой системы в целом. Наряду с судебно-правовой, можно

выделить такие виды правовой системы как поощрительно-правовая,

правоохранительная и др. Подход, при котором правовая система общества

структурируется, исходя из большего количества классификационных

оснований, чем это имеет место в настоящее время, на наш взгляд, более

перспективен для развития юридической доктрины государства. Выделение в

структуре правовой системы не только элементов, но и таких подсистем, как

судебно-правовая, правоохранительная, поощрительно-правовая и др., в

наибольшей степени соответствует современному уровню развития правовой

системы общества.

3. Правовая жизнь - это метасистема (единый комплекс правовых
явлений: статических и динамических, организованных и неорганизованных,
позитивных и негативных), представляющая собой специфическую
абстракцию социальных отношений, которая позволяет объединить
формальную и содержательную стороны права, охарактеризовать специфику
и уровень правового развития общества. К признакам правовой жизни

"общества следует отнести то, что она является одной из разновидностей общественной жизни; характеризует специфику и уровень правового развития той или иной страны; отражает отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов; неотделима от юридических правил поведения и, следовательно, от соответствующих последствий такого поведения; значительно «оперативнее» формально-юридических инструментов; сочетает в себе официальный, нормативно-организованный, властно-императивный характер, социально-правовой опыт и др.

4. Правовая жизнь состоит из набора элементов как позитивной, так и
"негативной направленности. К первым можно отнести право, механизм

правового регулирования, правовые режимы, правоотношения, правовую идеологию, юридические. средства, правопорядок, юридическую

ответственность,"^правовую культуру, правовую политику, юридическую науку и образование и т.д. Ко вторым - правонарушения, ошибки в праве, деформацию правосознания и др.

    Основной формой выражения правовой жизни выступают правовые акты. От степени развитости, разумности, справедливости правовых актов (прежде всего законов как актов высшей юридической силы) и норм, в них отраженных, зависит уровень правовой жизни общества в целом. Одним из важнейших путей нормализации правовой жизни выступает упорядочение правовых актов-документов, приведение их в системное целое, где части не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Лишь комплексный подход к организации единой системы актов-документов (нормативных, правоприменительных, правоинтерпретационных и др.) позволит создать единое правовое поле в рамках всего государства. В этой связи, для России представляется необходимым принятие Федерального закона «О правовых актах в Российской Федерации», который бы определил систему нормативно-правовой базы государства, регламентировал процедуру принятия и введения в жизнь законов, устранил юридические коллизии, нередко возникающие при соотношении тех или иных нормативных и индивидуальных правовых актов между собой, четйо определив их иерархию.

    Правовая система определяет стабильное протекание правовой жизни, нейтрализует и вытесняет из нее негативные юридические явления, играя по отношению к правовой жизни роль организующего фактора. Правовая жизнь отражает уровень функциональной целесообразности и работоспособности правовой системы.

7. Динамика правоотношений оказывает прямое воздействие на
правовую жизнь, в то время как правовая система общества отражает новые
веяния в правовой сфере лишь после надлежащего их закрепления в нормах
права. Негатив, который включает в себя правовая жизнь, зачастую является
побуждающим фактором для изменения правовой системы и
совершенствования законодательства, что приближает ее (правовую систему)

12 к современным реалиям. Именно негативные элементы правовой жизни

оттачивают механизм правового регулирования, служат стимулом для

повышения эффективности необходимых правовых средств и модернизации

правовых инструментов. Однако это не означает, что чем больше

отрицательных явлений будет присутствовать в правовой жизни, тем она

будет совершеннее. Правовая жизнь тем сбалансированнее, чем больше

правомерных компонентов составляет ее основу.

    Правовая жизнь продуцирует возникновение новых правовых, социальных и политических институтов (Общественной палаты, Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ и др.), а также позитивно влияет на выработку новых принципов, которыми следует руководствоваться при осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства. Цели, принципы и функций правовой системы общества во многом обусловлены и определены правовой жизнью, которая адаптирует правовую систему к условиям современной действительности. В научный оборот подобно «национальной правовой системе», следует ввести понятие «национальная правовая-жизнь».

    Правовая система обеспечивает условия для упорядочивания правовой жизни, обусловливает ее стабильность (настолько, насколько это возможно применительно к такому неоднородному понятию как правовая жизнь) и способствует ее развитию в рамках правового поля. Иными словами, правовая система" придает правовой жизни определенную структурную целостность. Течение и характер правовой жизни напрямую зависят от типа правовой системы, а также от ее национальных особенностей.

Правовая система наиболее полно отражает правовую жизнь общества, ее качество, уровень и интенсивность, выступает базисной категорией при рассмотрении последней. Вместе с тем, правовая система выступает составной нормативно-упорядочивающей частью правовой жизни, т.к. последнее явление шире первого.

исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры

государственно-правовых дисциплин Пятигорского государственного

технологического университета. Основные положения и выводы диссертации

выступал на международной конференции в г. Ереване по теме: «Правовая

политика. Современные тенденции развития» (Российско-Армянский

2007 года), на научно-практической конференции «Выборы Президента -

2008»,. проводившейся на базе Пятигорского государственного

научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы современной

российской правовой системы» (Саратовский государственный университет,

рабочей группы Саратовского филиала Института государства и права РАН в

разработке проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в

Российской Федерации».

Структура диссертации - обусловлена целью, задачами и логикой

исследования и включает в себя введение, три главы, девять параграфов и

библиографию. V

Понятие и признаки правовой системы общества

Преобразования, происходящие в различных сферах жизни современного российского общества, обусловили необходимость разработки новых подходов к государственному строительству, формированию правового государства и его институтов, функционированию всех ветвей государственной власти, праву, правовой системе, законодательству, правовому поведению граждан, обеспечению их прав и свобод. Сущность одного из таких подходов заключается во всестороннем развитии теории отечественной правовой системы и российского правового государства.

В теории государства и права, несмотря на относительно небольшой период исследования, весьма подробно и обстоятельно изучены разнообразные точки зрения, касающиеся правовой системы общества. И, тем не менее, остается масса не в полной мере исследованных аспектов относительно объема данного понятия, сущности, а также необходимости дальнейшего более обстоятельного его изучения. Исходя из этого, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть наиболее распространенные - в юриспруденции дефиниции, анализ которых позволит более четко выделить основные признаки правовой системы общества, а также прийти к наиболее точному понятию, в полной мере раскрывающему сущность данного явления.

Н.И. Матузов определяет правовую систему как «совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на

общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкция, ответственность и т.д.)»1. Как считает В.Н. Карташов, данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, любая система, пишет ученый, - это не «совокупность», а «комплекс взаимодействующих элементов»2. Позволим себе не согласиться с таким утверждением по причине того, что комплекс взаимодействующих элементов - это всегда совокупность по своей природе. Автор полагает, что далеко не любая совокупность может быть системой и с данным утверждением трудно не согласиться. Однако, любая система - есть совокупность. Если уточнить определение Н.Ц. Матузова в соответствии с замечаниями В.Н Карташова, это приведет лишь к необоснованному усложнению определения, ненужными формулировками которые никак не повлияют на смысл понятия. Вместе с тем, В.Н. Карташов считает, что на общественные отношения воздействует не только публичная власть (государство и т.д.), но и отдельные граждане, их коллективы и организации, в том числе и негосударственные. Нередко граждане, объединяясь, существенно влияют на, положение вещей в стране (требуют отставки правительства, снижения тарифов на те или иные виды товаров и услуг, выступают против агрессивной военной политики государства). В данном случае речь идет, скорее, не о России, а о странах так называемого развитого правопорядка, где институты демократии эффективно функционируют, а не являются рудиментарными.

По мнению В.К. Бабаева, правовая система - это «совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»3. Правовые средства призваны устранять препятствия, стоящие на пути развития как права, так и общественных отношений посредством "выполнения различных (охранительных, воспитательных, информационных, прогностических, идеологических и др.) функций. Иными словами, правовые средства призваны не только регулировать общественные отношения, но и охранять их как от внешнего воздействия неблагоприятных, факторов, так и от внутреннего антагонизма, не способствующего поступательному развитию таких отношений.

Унификация и единообразие элементов правовой системы различных стран в рамках набирающего обороты процесса глобализации становится нормой. Существенные изменения происходят в классификации основных правовых семей современности. Прочно устоявшееся их деление на англосаксонскую, континентальную, мусульманскую, индусскую и систему обычного права стран Африки и Азии претерпевает существенные изменения, причем тенденция такого изменения сводится к их взаимной интеграции и, как отмечает А.С. Пиголкин, процессу такой гармонизации и унификации права отдельных государств способствует, прежде всего, «значительное увеличение значения и числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства»4

Структура правовой системы общества

Правовая система - это полиструктурное образование и, как следствие, в ее состав входит большое количество элементов. Но что же следует подразумевать под понятием «структура»? Попытаемся разобраться в этом вопросе, не проецируя данное определение на то или иное конкретное явление. Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включаются общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. По своей значимости для системы, связи элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни - малосущественны, другие - более значимы, закономерны. Структура, прежде всего, - это закономерные связи элементов. Среди закономерных, интегрирующие связи (или интегрирующие структуры) имеют наибольший удельный вес. Они обусловливают интегрированность сторон объекта. Именно интегрирующая структура является ведущей основой системы.

А.Г. Спиркин определяет структуру как «не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она - есть единство содержания и формы» . Соотнося данное определение с понятием «правовая система», В.Н. Карташев дает следующую трактовку структуры правовой системы общества: это такое ее строение, расположение элементов и связей, которое обеспечивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов реальной действительности (экономических и политических, национальных и религиозных, внутренних и внешних, объективных и субъективных и т.п.) . Безусловно, основу структуры составляют элементы конкретного явления, т.е. образующие его части. В теории права существует немало точек зрения по поводу элементного состава правовой системы. Так, в коллективной монографии, специально посвященной правовой системе общества, выделяются следующие элементы: - в статике она выступает как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), правовых учреждений (организационный элемент) и правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент); - в динамике правовая система общества состоит из правотворчества, реализации права правового мышления31. В.Н. Карташов, анализируя данную позицию, отмечает, что в статике, а именно: в «нормативной стороне» правовой системы общества, явно прослеживается недооценка форм права, отраслей права и некоторых иных нормативно-правовых общностей, а в динамике - юридического толкования и правосистематизирующей практики32, с чем трудно не согласиться.

Большинство авторов сходятся во мнении, что «частями» (элементами) правовой системы общества являются: «собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; и юридическая практика». Каждый из отмеченных компонентов являет собой относительно самостоятельную подсистему.

Содержание объективного права составляют объединенные в отрасли, подотрасли, институты и т.п. отдельные юридические нормы и иные нормативно-правовые предписания, которые, в свою очередь, имеют внутреннюю структуру (так, большинство правовых норм включают в себя гипотезу, диспозицию и санкцию). К формам выражения права можно отнести правовые обычаи и юридические прецеденты, нормативно-правовые акты и нормативные договоры, правовые доктрины и др. Юридическая практика включает в себя юридическую деятельность и социально-правовой опыт. Содержание же юридической деятельности составляют субъекты юридических действий и операций, тактика и стратегия, результаты и т.д.

Основными компонентами правосознания являются правовая психология и идеология, которые образуются из правовых чувств, эмоций, представлений (психологический компонент); юридических понятий, идей, теорий (идеологическая часть).

Итак, хотелось бы подробнее остановиться на конкретных элементах структуры правовой системы общества.

Право. Оно выступает в качестве нормативного фундамента правовой системы и представляет собой упорядоченную совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), санкционируемых государством, обеспечиваемых силой его принуждения и направленных на урегулирование общественных отношений. На первый взгляд, право и правовую систему можно рассматривать как часть и целое. Если же оценивать связи между данными феноменами более обстоятельно и конкретно, мы придем к выводу, что они сложны, разнообразны, и, нередко, противоречивы, ибо сами понятия «право» и «правовая система» являются многоструктурными и неоднозначными.

Понятие и признаки правовой жизни

В начале третьего тысячелетия человечество находится в кардинально новой ситуации по сравнению с положением, существовавшим на протяжении достаточно продолжительного советского периода. В результате последних демократических преобразований в правовом пространстве России произошли радикальные изменения: началось построение правового государства, государственно-правовая политика ориентируется на уважение и защиту прав человека, провозглашены и внедряются в жизнь принципы законности, разделения властей, презумпции невиновности и др. Принятая в результате всенародного голосования Конституция РФ закрепила, помимо вышеназванных положений, политический плюрализм, альтернативность выборов, равное признание и- защиту всевозможных форм собственности. Кроме того, происходят процессы, способные в корне изменить и. непосредственно меняющие картину мира, место и роль в нем человека. Речь идет о фундаментальных изменениях в технической, информационной, экономической, правовой сферах, которые ломают политико-правовые устои, стирают государственные границы в пользу глобальных структур.

Если обобщить все эти процессы в некое единое целое, подвести их под общий знаменатель, то можно усмотреть тенденцию к интеграции, унификации, изживанию суверенитетов, преодолению особенного и самобытного в той или иной сфере общественного бытия. На первый взгляд, все это укладывается в рамки общепринятой классической трактовки права как меры, обеспечивающей общие интересы всего общества. Налицо совпадение социального прогресса с природой права, дающее невиданные ранее перспективы тому образу права, который был сформирован в большинстве развитых стран к концу XX века. Мы становимся свидетелями создания сложных и высокотехничных правовых структур. Высокими темпами совершенствуется и увеличивается в объемах законодательный массив, повышается социальная престижность юридического корпуса, прогрессирует международное право. Но, несмотря на подобную впечатляющую тенденциозность государственного курса, сохраняются и даже множатся, отнюдь не вписывающиеся в юридический прогресс явления, а именно: беспрецедентный рост преступности, массовые нарушения прав человека, глубочайшее отчуждение личности от власти и государства (характерно в большой степени для России). Разрастание этих явлений имеет "место наряду с колоссальным увеличением бюрократического аппарата, числа правоохранительных и надзорных органов, затратности «государственной машины». .

Помимо этого, на рубеже веков остро ощущается дефицит новых юридических идей и, особенно, веры в действующее право. Самые популярные призывы и высказывания сводятся к тезису «хорошие законы -основа благополучия и процветания государства»; звучат требования о введении «диктатуры закона». Бывший президент России В.В. Путин, неоднократно в своих обращениях к государственным органам или в процессе диалога с гражданами акцентировал внимание на положительном характере влияния диктатуры закона на социальную жизнь. Однако, как показывает практика, никакой, диктатурой, даже с самыми благими целями нельзя создать стабильный и устойчивый правопорядок.

В свете сказанного, справедливой представляется позиция В.Н. Синюкова, который считает, что сама идея принудительного навязывания действующего законодательства свидетельствует о кризисе господствующей правовой идеологии, неспособности современного права обходиться без механизмов продавливания законов в жизнь57. Существующие идеологические установки в правовой сфере показывают недопонимание политической элитой действительной ситуации в правовом строе России. Тем не менее, роль права в жизни современного российского общества резко возросла. Увеличились потоки правовой информации, значительно больше стало приниматься разного рода правовых предписаний, повысился статус ряда нормативных актов. Это связано с тем, что наше общество, -физические и юридические лица активнее стали использовать право для решения повседневных задач, устранения разного рода разногласий, больше стали ценить юридические средства и правовые методы. Все это, в конечном итоге, приводит к повышению уровня социальной значимости и приспособленности юридических институтов к реалиям современной жизни, спаду недоверия по отношению к праву в целом.

Сегодня, в рамках набирающего темп процесса глобализации, затрагивающего практически все сферы общественной жизни, актуальным становится вопрос о выработке наиболее общих понятий и широких обобщений.

Соотношение понятий «правовая система» и «правовая жизнь»

Рассмотрение проблем, связанных с созданием и функционированием современной правовой системы Российской Федерации является одной из наиболее важных задач теории государства и права, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данном этапе развития общества социально-политические, общественно-экономические и политико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательные основные государственные направления в развитии правовой системы в соответствии с доктриной федеративного демократического правового государства. Правовая система указывает пути воплощения в реальную.жизнь ключевых принципов такого государства и обусловливает возможности по оптимизации деятельности государственно-политических институтов власти.

Как пишет В.К. Бабаев в рецензии на коллективную монографию «Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько, «наибольший интерес и сложность вызывает, пожалуй, проблема разграничения категорий «правовая система» и «правовая жизнь».

Вообще же, поступательное движение науки заключается не в.доказательстве отсутствия различий между явлениями. В таком случае будет происходить лишь отграничение тех или иных понятий, конструкций и категорий от понятийного аппарата отдельно взятой области научных знаний. В результате такого «отметания» не будет развития. Положительная же тенденция научного прогресса будет иметь место вследствие поиска отличительных черт, благодаря которым одни явления можно отграничить от других - схожих и даже однопорядковых.

С этим связан и интерес к более обстоятельной разработке правовой жизни, смысл изучения которой состоит в том, чтобы в правовой сфере выделить и раскрыть грани, которые не отражаются другими понятиями и находятся вне рамок привычных представлений. Категория «правовая система», как мы уже отмечали ранее, весьма основательно исследована в правоведении. В современной науке под ней понимается ряд важнейших правовых явлений (правовые нормы, правовые отношения, правосознание, юридические учреждения и др.), которые находятся между собой в сложных связях и отношениях, образуя определенную правовую целостность. Однако данное понятие не охватывает все правовые явления. Так, например, нельзя отнести к правовой системе общества правовое воспитание, правонарушения и некоторые другие явления. В связи с этим вызывает неподдельный интерес такой аспект, как соотношение правовой жизни и правовой системы. «Не подлежит сомнению, - по мнению Н.И. Матузова, - что правовая система отражает не что иное, как правовую жизнь общества, ее качество, многообразие, алгоритм, интенсивность и т.д. Ясно, что это не однопорядковые, а тем более не тождественные понятия. Правовая жизнь - предмет отражения юридической системы. Здесь соотношение отражаемого и отражателя. Поэтому вопрос о том, что тут шире, а что уже, некорректен (о справедливости этого утверждения мы поговорим ниже). Речь может идти лишь об адекватности или неадекватности отражения» . Неоспорим тот факт, что правовая система создает условия для рационального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и пр.). Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала, ибо правовые явления в их системной организации свидетельствуют об уровне правовой жизни общества.

Будучи стороной правовой жизни, правовая система предстает как внутренне организованная, динамичная целостность, состоящая из процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию правовых явлений и взаимосвязей между ними.

В этой связи понятие «правовая жизнь» позволяет гораздо объемнее взглянуть на правовую действительность как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо он придает правовым реалиям определенную целостность. В правовой жизни важно видеть не только плюсы, но и минусы. Именно с негативными элементами право и вся правовая система призваны бороться. Данная категория дает возможность смотреть на существующий юридический быт не через призму лишь идеалов, а через достижения и недостатки, успехи и неудачи, свершения и ошибки, сильные и слабые стороны.

В.В. Трофимов также считает, что особого внимания заслуживает проблема определения соотношения понятий «правовая жизнь» и «правовая система». Автор объясняет это следующим. Во-первых, категория «правовая система» получила в науке оправданное признание как особая конструкция, позволяющая «анализировать и оценивать всю правовую реальность в ее целостном виде, а не отдельные компоненты этого сложнейшего образования».

  • Билет 17. Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.
  • Билет № 1. Роль науки в различные периоды развития общества. Смена парадигм
  • ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ - совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных (предусмотренных) нормами права реалий (действий, поступков, отношений).

    Правовую жизнь можно рассматривать как сферу осуществления права, его потенциала, творческой роли или, образно говоря, жизнь права, его бытия. Это одновременно и совокупность многообразных форм правовой активности участников регулируемых правом отношений. В правовой сфере субъекты представлены в различном качестве: истцов и ответчиков, наследодателей и наследников, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, свидетелей и обвиняемых, избирателей и депутатов, законопослушных граждан и правонарушителей, кредиторов и должников и т.д. Одновременно правовая жизнь включает своим содержанием область действия т.н. «теневого права» и различного рода правовые аномалии. Правовая патология в этом смысле также часть правовой жизни, ее ингредиент. Как составная часть общественной жизни, правовая жизнь непосредственно вовлечена в решение общественных задач и ее организация подчинена их реализации. Правовая жизнь может рассматриваться как на уровне общества, так и отдельных его общностей и даже отдельной личности; она дифференцируется по пространственному принципу (правовая жизнь государства, отдельных его территорий), временному (правовая жизнь современного общества и прошедших правовых эпох); по уровню правового развития общества (правовая жизнь правового общества и неправового, с тоталитарным наследием) и др.

    ПРАВОВАЯ СРЕДА - взятая в единстве система юридических связей и отношений, правовых учреждений, иных правовых реалий, обусловленных действием права и определяющих в конечном счете характер, направленность, интенсивность реализуемой социальными субъектами - гражданами, их объединениями, должностными лицами государственного и общественного аппарата - правовой активности. Правовая среда это социальная среда, которая оказывает позитивно-стимулирующее воздействие на выбор участниками регулируемых отношений правомерных способов деятельности (правовая среда предполагает: совершенное законодательство, эффективную юстицию, правовую развитую культуру и правовой менталитет населения и государственных структур, предрасполагающих их действовать в согласии с правом и др.). Правовая среда представляет собой системное образование, центральным элементом которого выступает человек его социально-правовая активность, направленная на восприятие, осуществление и воспроизводство правовых установлений. Система общественных связей и отношений, отражающая взаимодействие людей в сфере общественной жизни, очерченной правом, есть главное, необходимое и существенное в понимании правовой среды. Правовая среда в этом смысле есть развертывающийся в пространстве и во времени процесс движения правовых связей и отношений характеризующий в своем единстве правовую жизнь общества.



    Правовая активность личности и ее содержание.



    Правовая активность - обусловленное социально-правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующееся реальным осуществлением ими правовых требований, принципов и установлений.

    Правовая активность есть составляющая часть социальной активности (активности социального субъекта), сущность которой раскрывается во взаимосвязи категорий «субъект» и «объект».Взаимодействие, процессы субъективации (переход и закрепление в организации и структуре субъекта свойств объекта) и объективации (реализации субъективных свойств вовне, опредмечивание объекта) и составляют суть категории «активность».

    Как вид социальной активности правовая активность представляет собой единство внутреннего (совокупность приобретенных личностью в процессе ее правовой социализации свойств) и внешнего (действий, деятельности личности как следствия проявления вовне внутренних характеристик (свойств) ее носителя) аспектов.

    Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность человеческих индивидов правовому воздействию, восприятие ими права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие ее носителей сообразно их потребностям и интересам на социально-правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. носители правовой активности имеют реальную возможность не только адаптироваться к окружающей действительности, но и известным образом приспособить ее к себе. В этом процессе происходит взаимное обогащение субъекта и той социально-правовой среды, в которой он находится. Взаимодействие субъекта с правовой средой является одновременно и фактором самореализации творческих потенций индивидов, и источником развития их правовой культуры, обогащения всего духовного облика. Реализуя правовую активность, социальный субъект одновременно преобразует социально-правовую среду и в то же время реализует собственные творческие возможности, удовлетворяет многообразные личные потребности и интересы.

    Социально-правовая активность выражается в понимании человеком его личной ответственности за состояние законности и правопорядка в стране. Она состоит в том, что человек постоянно осознаёт себя гражданином Республики. Ему чужд индивидуалистический принцип "меня это не касается".

    Воспитать человека с социально-активным поведением - значит подготовить активного проводника в жизнь правовой политики, организатора и участника решения, текущих и перспективных задач укрепления правовой основы государства, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества.

    Формирование социально-активного правого поведения должно начинаться с формированием гражданственности, ибо правовая активность человека тесно связана с высокой идейной убежденностью, систематическим участием в решении общественных дел, преданностью нравственным идеалам и принципам гуманизма, стремлением им следовать, их отстаивать, проявление активной позиции, душевным и внимательным отношением к людям.

    Понимание необходимости личного вклада в правоприменительную деятельность, в совершенствование правовой системы, в предупреждение нарушений законности и правопорядка приходит к молодому человеку вместе с чувством любви к Родине, сознанием ответственности вместе с чувством любви к Родине, сознанием ответственности за ее процветание, продвижение по пути прогресса. Шаг за шагом развивается у него чувство долга, приобретая полноту и многогранность по мере формирования мировоззрения. Молодой человек начинает осознавать свой долг как систему конкретных обязанностей перед обществом, перед государством.

    Стержнем формирования социальной активности молодого гражданина является идейность. Многие к идейному воспитанию относятся с ‑­

    настороженностью, критически, как к продукту тоталитарной системы. Между тем, идейное воспитание подрастающего поколения и сегодня остаётся одной из важнейших задач. Правда, содержание его теперь несколько изменилось. Оно должно основываться на идеологии национальной независимости и направляться на воспитание у молодых граждан чувства постоянной озабоченности судьбой Родины, народа, стремления к укреплению её политической, экономической и правовой основ. Молодёжь должна понять процессы, происходящие в обществе, захотеть бороться с явлениями, тормозящими происходящие в Республике преобразования, выработать активную жизненную позицию и сознательно добиваться торжества законности и правопорядка. А для этого необходимо вызвать у молодёжи интерес к государственно-правовой сфере жизни общества, понимания ценности права не только для общества, но и лично для каждого его члена. Заинтересованность, увлечение - это один из важнейших факторов развития социальной активности молодёжи.

    Важное условие формирования социально-правовой активности молодого человека - уважение его достоинства, отказ от командных форм общения с ним. Надо не декларировать правовые нормы. А убеждать молодых людей в их правильности, увлекать молодёжь полезными делами, побуждать к ответственному поведению. Если добиваться от молодёжи лишь слепой исполнительности, беспрекословного следования приказам, она никогда не избавится от инфантильности, социальной незрелости.

    Поток формирующегося сознания подрастающего поколения должен направляться на то, чтобы все приобретенные знания, все жизненные впечатления побуждали его к серьёзной внутренней перестройке, обогащались собственной мыслью и становились состоянием личности. Только человек с напряженной внутренней жизнью способен самостоятельно действовать в интересах общества, не дожидаясь специальных поручений и заданий.

    Правовой прогресс и его содержание.

    ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС - объективный, закономерный, характеризующийся восходящей направленностью процесс правового развития общества, его социальных групп и личности. Категория правового прогресса отражает направленность и качественно возросший уровень протекающих в политико-правовой сфере общества процессов; повышающуюся роль права в решении общесоциальных задач и в правовой жизни каждого человека, его (права) возросшую ценность и авторитет; тенденции дальнейшего укрепления правовой государственности; распространение удельного веса правовой активности граждан и представителей властных структур в общем массиве юридически значимого поведения и деятельности; реальную обеспеченность прав и свобод граждан.

    Правовой прогресс отображает характер и уровень правового развития общества, его поступательно-стадиальное движение от менее совершенных к более совершенным формам правовой жизнедеятельности, от менее развитой к более развитой правовой культуре и правовой системе. Это прогресс права (наличие развитого современного законодательства, отвечающего принципам демократического устройства общества), культура правового общения населения и власти, межличностных и групповых взаимоотношений, господство закона над случаем и усмотрением, правовая ментальность, правовое сознание в целом, предрасполагающее к цивилизованным формам достижения фактических целей, правомерному образу организации поведения и деятельности, толерантные позиции и действия в отношении власти и в отношении к другим индивидам, относящимся к иным идентификационным социальным группам. Правовой прогресс отображает доступ новых социальных групп населения к правам и свободам, усиление гарантий прав и свобод, их реализуемости и т.д.

    Правовой прогресс, несомненно, связан с качеством правового инструментария, его доступностью для всех без исключения использовать правовые средства для решения личных, корпоративных и публичных интересов.

    Правовой прогресс характеризует высокую правовую информированность населения, профессионально-юридическую компетентность должностных лиц государства, высокий престиж юридических учреждений, их социальную востребованность и социальную пользу. Прогрессивное развитие общества предполагает наличие развитой системы профессионально-юридического образования и юридического всеобуча населения, реально существующую возможность приобретения юридических знаний и беспрепятственного получения нужной правовой информации. С прогрессивным правовым развитием общества, следовательно, связаны его демократизм, открытость, развитость институтов и систем гражданского общества.

    Для правового прогресса характерно явление правовой гармонизации:

    между правами личности и ее обязанностями; между провозглашенными (декларированными) правами и правами, реально осуществимыми, гарантированными законом и всей социально-политической системой общества и государства; между отношением массового правосознания к ожидаемым законодательным новациям и реально складывающейся законодательной практикой; между декларируемой законом презумпцией знания закона и реально фиксируемым социальными «замерами» уровнем правовой информированности; между правовой политикой государства и эффективностью действия права, юридических учреждений государства прежде всего; между увеличивающимся количеством профессиональных юристов в обществе и общим ростом правосознания и правовой культуры общества и отдельных его групп; возрастанием числа и «стоимости» правоохранительных структур и уровнем общественной безопасности, состоянием борьбы с преступностью и правопорядка; между декларируемым и реальным, фактическим правопорядком.

    Прогресс общества и правовой прогресс - явления взаимосвязанные и взаимообусловленные. Как бы некоторые теоретики не отдаляли государство от права, а право от государства, очевидно, что развитие каждого из них невозможно без взаимовлияния. Право и правовые конструкции в лучшем случаи могут остаться достоянием истории (памятниками права), если они не приобретут жизненную силу, не станут действующими, не будут служить инструментами для обеспечения социального комфорта как отдельного индивида, так и общностей людей. Реально действующий характер праву в значительной степени придает государство, институты государственной власти. Вопрос о том, каким должно стать право, о его прогрессе - это одновременно и вопрос о том, что собой должно представлять государство, в конечном счете это и вопрос о прогрессе государства. Государственный нигилизм так же не приемлем, как и правовой нигилизм.

    авовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

    Правовая жизнь - совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей. Правовая жизнь характеризует рассматриваемые в единстве предметные формы бытия человека и общества, их отношение к праву, использованию правовых средств для осуществления индивидами и их объединениями своих интересов и потребностей. Правовая жизнь обусловлена феноменом действующего права и в этом смысле представляет собой мир упорядоченных (предусмотренных) нормами права реалий (действий, поступков, отношений). Правовая жизнь как явление «богаче», насыщеннее права.

    Можно выделить следующие признаки правовой жизни.

    1. Она выступает составной частью и особой разновидностью общественной жизни, ибо право - социальный институт, адаптированный к особенностям жизни конкретного народа. Если общественная жизнь представляет собой постоянный процесс производства и воспроизводства социальных отношений между людьми, который включает в себя все их многообразие, то правовая жизнь включает в себя совокупность юридических факторов, ведущих к юридическим последствиям. Правовые акты и правоотношения образуют специфическую ткань юридической стороны жизни общества, являются одной из важнейших разновидностей социальных актов и связей.

    2. Правовая жизнь связана с юридическими правилами поведения (предписаниями) и с соответствующими юридическими последствиями.

    3. Правовая жизнь в своей основе имеет объективно выраженное право по отношению к обществу, базируется на «объективном значении права» (И.А. Ильин) для социальной жизнедеятельности.

    4. Она есть одно из условий существования государственно–организованного общества, так как призвана определенным образом оформлять личную, государственную и общественную жизнь.

    5. Правовая жизнь - часть духовной практики народа, наиболее ярко показывающая особенности той или иной нации, ее специфику, менталитет.

    6. Правовая жизнь тесно взаимосвязана с экономической и политической жизнью. Первая в большей мере выступает по отношению к последним в виде своеобразной формы. Вместе с тем она может, как известно, оказывать на экономику и политику и обратное воздействие стимулирующего либо сдерживающего плана. Учитывая, что экономические и политические факторы в этом смысле соотносятся с юридическими соответственно как содержание и форма, изучать правовую жизнь в чистом виде, как это предлагал в свое время Г. Кельзен, было бы недостаточно.

    7. Правовая жизнь характеризует специфику и уровень правового развития данной страны, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. «Подобно тому, как говорят о политической и культурной жизни общества, можно и нужно говорить о правовой жизни, которая не менее интенсивна и богата, а в определенном смысле даже более разнообразна и насыщена, чем в указанных выше областях, поскольку именно в данной сфере постоянно возникают и разрешаются всевозможные социальные коллизии, происходят острые столкновения добра со злом, человеческих судеб с законом» (Н.И. Матузов).

    8. Правовая жизнь именно совокупность всех форм юридического бытия общества, а не система, ибо она включает в себя и неупорядоченные процессы, (не господствующую правовую идеологию, правонарушения и т.д.), и определенные случайные факторы и т.п. Данное понятие позволяет охватить все нюансы и проявления права, его структуру и динамику, ставшее и становящееся. Исследуя природу правовой жизни общества, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципом «философии жизни», который позволяет понять повседневную жизнь как органическую, динамическую систему, способную к самоорганизации, продуцированию норм рационального поведения, социальной деятельности.

    9. Правовая жизнь есть как сфера осуществления энергии права, его потенциала, творческой роли, так и совокупность многообразных форм правовой и противоправной активности участников правоотношений. В праве ведь субъекты живут в различном качестве: истцов и ответчиков, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, наследодателей и наследников, потерпевших и подсудимых, следователей и подозреваемых, свидетелей и обвиняемых, депутатов и избирателей, законопослушных граждан и рецидивистов.

    10. Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие. Если к первым следует отнести само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовую систему в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия–юридического факта) и события как юридический факт; правовые режимы и составляющие их первичные юридические средства (льготы, поощрения, дозволения, запреты, наказания, обязанности и т.п.); правоотношения и юридическая практика; правосознание и правовая культура; законность и правопорядок; юридическая наука и образование (и их структуры) и т.д.; то ко вторым -в основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция, злоупотребления, деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные, препятствующие положительной юридической деятельности, факторы).

    Под юридической жизнью общества мы понимаем качество и степень использования гражданами и их объединениями законов и других нормативных правовых актов в их личной и межличностной практической деятельности.
    В случае если в государствоорганизованном обществе люди благополучно живут и осознанно совершают действия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами и ясно понимают место, значение и необходимость юридических требований, то мы перед собой имеем вполне зрелое, цивилизованное общество. Ведь современное общество, в отличие от племени, общины - ϶ᴛᴏ сообщество незнакомых людей, и очень важно, ɥᴛᴏбы отношения между ними опосредовались объективно необходимыми юридическими установлениями, а сами данные правовые требования были гарантированы в исполнении. Причем по мере развития общества по восходящей линии люди все больше предъявляют требования как к демократической сути устанавливаемых государством юридических правил поведения, так и к качеству гарантии соблюдения их всеми.

    При этом в огромной нашей России право и законы по-настоящему еще никогда не уважали и не возлагали на данные институты цивилизованного общества каких-либо серьезных надежд. Да и сегодня, когда Россия поставила ϲʙᴏей целью построить правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), объявила общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью ϲʙᴏей правовой системы (ст. 15 Конституции РФ), когда она стала членом Совета Европы вряд ли значительная часть ее населения ясно представляет то, что все ϶ᴛᴏ означает. Россиянам значительно легче объяснить и потребовать участия в исполнении таких глобальных программ, как оϲʙᴏение гигантских целинных и залежных земель, поворот северных рек в противоположную сторону, нежели «зарядить» их на строительство правового государства. На пути к оϲʙᴏению основ правового

    государства у нас в России пророс такой «бурьян», что порою просто берет сомнение относительно наших сил и возможностей осилить прорастание здесь «правового государства».

    В России исторически сложилось так, что здесь менее, чем в странах запада сформировалось правовое чувство, то есть осмысление окружающего человеческого мира, саму общественную жизнь через призму юридического права. Традиционной основой такого положения здесь будет большее сохранение общинных, коллективистских чувств и меньшая юридизация общественной жизни.

    При всем этом сегодня становится очевидным, что если кто-то хочет сохранить в России данные традиции, то, по нашему мнению, ϶ᴛᴏ бесперспективная затея. Юридизация общественной жизни и в России - объективная потребность. Стоит заметить, что она наступает как фактор современной цивилизации, когда неминуемо разрушаются необоснованные общинные, коллективистские связи, люди сами выбирают более ϲʙᴏбодную, самостоятельную форму организации ϲʙᴏей жизни. То, что человечество развивается от общинной формы организации ϲʙᴏей жизни к современной более индивидуализированной заметно невооруженным глазом. Человеческое общество все в большей мере превращается из общинного в общество незнакомых людей, где кругом (в яслях, детских садах, в школах наших детей воспитывают другие люди, зачастую нам даже незнакомые; медицинское, социально-коммунальное обслуживание осуществляется опять же незнакомыми людьми и т.д.) межличностные отношения официализируются, переводятся на правовые основы. Именно такая потребность особенно необходима на случаи возникновения различных конфликтных ситуаций, кᴏᴛᴏᴩые оказывается возможным разрешить только на справедливой правовой основе.

    В случае если Россия сегодня где-то и пытается сопротивляться такой юридизации, то ϶ᴛᴏ исключительно означает, что она еще отстает от цивилизованных способов регулирования межличностных отношений и что такое ее положение не"сохранится вечно.

    В случае если подходить с такими представлениями к характеристике юридической жизни общества, то только в современной России проблемы юридизации общественной жизни становятся предметом общего любопытства и деятельного изучения. Причины ϶ᴛᴏго, видимо, следует, объяснить тем, что россияне, так же, как и другие народы

    цивилизованного мира, начали думать и дошли до понимания естественного вопроса: почему в такой богатой стране, как Россия, до сих пор не организована нормальная жизнь?

    Всесторонне осмыслив ϶ᴛᴏт вопрос, мы пришли к выводу о том, что для успешной организации общественной жизни в России нам всегда не хватало понимания не только исключительной важности, но и первоочередной необходимости проведения государственно-правовых реформ. Именно государственно-правовые реформы в России всегда запаздывали или вовсе не проводились. Даже в годы самых активных общественных преобразований на совершенствование государственно-правовых институтов не обращали внимания. В России государственная власть всегда была сама по себе. Развитого гражданского общества здесь еще никогда не было.

    В результате Россия всегда имела ϲʙᴏеобразную, отличную от передовых зарубежных стран, государственно-правовую надстройку, по существу, далекую как от интересов народа, так и беспомощную в оптимальном разрешении задач, стоящих перед обществом.

    Успешное разрешение всех задач, стоящих и сегодня перед Россией, по нашему мнению, как раз и упирается в проблему правильной расстановки акцентов в государственном устройстве. Лишь оптимальное государство со ϲʙᴏей совершенной системой может успешно вести экономическую политику, а вслед за данным и за счет ϶ᴛᴏго решать социальные проблемы, а также вопросы развития науки, культуры и искусства.

    Логика современного российского переходного государства, как об ϶ᴛᴏм свидетельствует и мировая практика, такова, что здесь в последовательном разрешении нуждаются одновременно три наиважнейшие проблемы:

    во-первых, крайне важно твердо идти по пути создания оптимально функционирующего государственно-правового механизма, отвечающего требованиям демократического правового государства;

    во-вторых, с помощью совершенствующегося государства здесь крайне важно завершить задуманные экономические реформы и выйти на рельсы цивилизованного рынка, способного лучше, чем раньше обеспечить спросы и потребности общества в товарах и услугах. Лишь создав такую, конкурентоспособную и эффективную экономику, мы сможем рассчитывать на полноценный бюджет и отсюда;

    в-третьих, успешно разрешить и стоящие перед нами социальные проблемы.

    Хотелось бы подчеркнуть, что проблемы, возникшие перед Россией стоят именно в такой последовательности. Материал опубликован на http://сайт
    Это, по нашему мнению, новое видение системы общественного обустройства и, пока в России эта схема не будет осмыслена на всех уровнях, вряд ли можно ожидать серьезных успехов в создании нормального общества.

    Сегодня, как никогда раньше, становится очевидным положение о том, что иной, приемлемой альтернативы правовому государству нет и для Российской Федерации. По϶ᴛᴏму мы шаг за шагом должны идти в направлении именно правового государства, постепенно осваивая и развивая его институты. Наш государственный аппарат должен оϲʙᴏить методы работы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно условиям формирования правового государства.

    Отсюда напрашивается и такой немаловажный вывод, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдится к тому, что мы должны очень серьезно переосмыслить наши приоритеты в общественном устройстве. Суть ϶ᴛᴏго переосмысления ϲʙᴏдится к тому, что если до сих пор отправным в научных осмыслениях общественного развития в России считалось удовлетворение потребностей в социально-экономических разработках, а государственно-правовые проблемы вообще не выдвигались, то сегодня следует признать, что и результатом такого мышления и поведения были провалы в реализации бесчисленных социально-экономических программ. Даже будучи, возможно, хорошими, данные многочисленные программы социально-экономического развития не реализовывались, поскольку не были состыкованы с проблемами государственно-правового реформирования российского общества, не увязаны с целями и задачами, стоящими перед политической властью.

    Иначе говоря, в России всегда пытались, в первую очередь, разрешить социальные проблемы (больше строить жилья, дорог, расширить работы по газификации, телефонизации, устранить безработицу, повысить зарплату бюджетникам и т.д.), однако разрешение данных проблем в конечном счете упиралось в экономику, а слабая эффективность последней, продолжающийся ее спад, в ϲʙᴏю очередь, диктовались неумелым государственным управлением, несовершенством законодательства, созданием ненужных запретов и препятствий на пути деятельности предпринимателей, землевладельцев и т.д.

    Сегодня все больше становится очевидным, что политике, го-сударствоведению также крайне важно учиться. Государствоведение также будет объектом науки, научных разработок, как и экономика, социология и т.д. В случае если построить дом с нарушением строительных норм и правил, то такой дом не будет устойчивым и развалится. Подобно ϶ᴛᴏму государственное строительство также должно быть основано на определенных нормах и правилах, выработанных всей мировой практикой. При этом именно в ϶ᴛᴏй области, то есть использования научно выверенных, исторически апробированных институтов государственно-правового строительства, Россия сильно отстает от передовых зарубежных стран. Да и, пожалуй, мало кто здесь задумывается над тем, что из-за игнорирования именно норм и правил государственно-правового строительства, такая богатая природными ресурсами, Россия живет в полунищите, не может нормально организовать ϲʙᴏю общественную жизнь.

    То, что мы очень сильно отстали от многих зарубежных стран в области государственно-правового строительства - ϶ᴛᴏ исторический факт. Но главная беда состоит по сути в том, что мы не хотим ϶ᴛᴏ признать и продолжаем утверждать, что у нас особый менталитет, и мы не можем так просто принять зарубежный опыт. Причем ϶ᴛᴏ относится именно к государственно-правовой сфере. Ведь когда мы собираемся купить какой-нибудь продукт промышленной отрасли (телевизор, автомобиль, обувь, стиральную машину и т.д.), то явно отдаем предпочтение импортному. Это и понятно: мы на ϲʙᴏем опыте убедились, что импортные промышленные товары лучше, качественнее и т.д. Но когда же речь идет о таких вещах, как: демократия, разделение властей, права человека, верховенство закона и т.д. мы хотим оставаться со ϲʙᴏими представлениями (не основанными на опыте из-за того, что в России данные институты государственного устройства еще никогда не функционировали) В России даже на самом высоком уровне еще не сложилось понимания того, что такие понятия как демократия, права человека, верховенство закона не могут быть российскими или американскими, они будут общечеловеческими, оценочными. По϶ᴛᴏму сколько бы мы не пытались сопротивляться позитивному восприятию данных понятий, нам и в России все равно придется вписаться в общечеловеческое содержание данных ценностей. Причем, чем скорее, тем лучше. От ϶ᴛᴏго зависит уровень и качество нашей жизни.

    Отметим, что теоретически переосмыслив наши представления о месте и роли государственно-правовых институтов в обществе, нам крайне важно перейти к их практическому реформированию.

    Прежде всего речь идет о совершенствовании всех звеньев государственного аппарата. Причем совершенствование государственного аппарата нам крайне важно не только для создания сильного государства, но и, в первую очередь, для формирования дееспособного гражданского общества, могущего оϲʙᴏить инструменты саморегулирования, обладающего собственным почином для дальнейшего развития.

    Совершенствование государственно-правового механизма, по нашему мнению, в целом охватывает четыре круга отношений:

    во-первых, ϶ᴛᴏ продолжение совершенствования системы органов государственного управления, приведение их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с новыми задачами и функциями, стоящими перед обществом в современных условиях;

    во-вторых, подготовка и переподготовка государственных служащих, работающих в органах государственного аппарата, способных реализовать новые полномочия, вытекающие из изменившихся обстоятельств нынешнего времени;

    в-третьих, совершенствование методов управленческой деятельности, используемых государственным аппаратом, должностными лицами;

    в-четвертых, совершенствование нравственной атмосферы в органах государственного аппарата.

    Эти проблемы стоят остро именно в современной Российской Федерации, когда она пытается обрести новую демократическую государственность.

    Нам крайне важно и дальше думать о структурном совершенствовании органов государственного управления. Мы еще полностью не изжили дублирования в деятельности государственного аппарата, при внимательном подходе можно обнаружить чрезмерное количество чиновников, бюрократизацию разрешения отдельных вопросов и т.д.

    Вся структура государственного аппарата, в условиях формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой, должна быть подчинена успешному разрешению

    главной задачи государства - обеспечению прав и ϲʙᴏбод ϲʙᴏих граждан. Соответственно ϶ᴛᴏму и с акцентом на выполнение ϶ᴛᴏй главной задачи государства должна быть сформирована и структура государственного аппарата. Рекорды по количеству министерств и ведомств мы уже ставили еще в советское время. При этом убедились и в том, что только количеством многие проблемы нам не разрешить. Необходимо больше ориентироваться на профессионализм в государственном аппарате, на повышение эффективности деятельности государственных служащих.

    Оптимальный государственно-правовой механизм государства мы вряд ли создадим, если не будем заботиться о подготовке и переподготовке государственных служащих. Стоит сказать - полноценный институт государственной службы у нас только складывается. Мы должны полностью держать в поле зрения дальнейшее формирование системы государственной службы, оптимализацию статуса государственного служащего, развития гарантии мх осуществления. Дальнейшее законотворчество и практическая наша работа в ϶ᴛᴏй области должны осуществляться с пониманием потребности нового государственного строительства, с опорой на достижения юридической науки и современной правовой культуры.

    Серьезной проблемой остается подготовка и отбор кадров. Мы далеко не овладели всеми высотами в подготовке и переподготовке кадров для работы в государственном аппарате. Нам крайне важно оϲʙᴏить современные формы подготовки кадров для государственного аппарата, организовать и вести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий мониторинг состояния дел в ϶ᴛᴏй области.

    В подборе кадров мы до сих пор широко не используем тесты, собеседования, конкурсы для выявления профессиональных качеств претендентов на должность государственного служащего.

    На пути совершенствования государственно-правового механизма, далее нам крайне важно до конца оϲʙᴏбодиться от стереотипов административно-командной системы управления общественными процессами. Наша сегодняшняя государственная служба должна овладеть технологией управления в демократическом обществе. Это означает, что методы управления, с помощью непосредственного подчинения всех и вся государственному аппарату сегодня заменяются подчинением всех (в т.ч. и самого государственного аппара-

    та) закону. Взаимоотношения между государственным аппаратом и населением сегодня всецело определяется законодательством. Научиться работать, соблюдая законы, уважая их - ϶ᴛᴏ еще одна необходимая высота, на вершину кᴏᴛᴏᴩой, в первую очередь, должны забраться государственные служащие, показывая при ϶ᴛᴏм пример всему населению. В случае если внутри государственной власти, в взаимоотношениях чиновников между собой еще и остаются авторитарные методы, то во взаимоотношениях государственного аппарата с населением в правовом государстве могут использоваться только демократические методы, то есть государственная деятельность на базе строгого соблюдения законов.

    Для оптимальной работы государственного аппарата, повышения авторитета государственных служащих перед населением, очень важной остается нравственная атмосфера, связанная с деятельностью должностных лиц. Здесь у нас также много нерешенных проблем.

    Среди них и не изжиты до сих пор остаточные явления непозволительного совмещения государственной службы с коммерческой деятельностью, допущенного в период первоначальной приватизации. Эти недостатки нам крайне важно ликвидировать.

    Честное служение обществу, высокий профессионализм -главное качество государственного служащего любого уровня. Необходимо также покончить со случаями семейственности, землячества и коррупции в подборе и расстановке кадров государственной службы. Повсеместно нужны эффективные меры по искоренению формального отношения к ϲʙᴏим служебным обязанностям, злоупотреблений служебными полномочиями, использования служебных связей и возможностей в корыстных целях.

    Все отмеченное относится ко всем звеньям государственно-правового механизма, к российским государственным службам всех уровней, к службам субъектов Российской Федерации, городского и районного уровня. Нам всем крайне важно самосовершенствоваться и научиться шаг за шагом овладеть цивилизованными методами государственного управления, добиться уважительного отношения граждан к деятельности государственного служащего.

    На пути к строительству правового государства нам необходимо и дальше укреплять эффективность в деятельности органов правосудия. Судебная власть с ее объективным и справедливым раз-

    решением возникающих дел - ключевой показатель зрелости государства на пути к правовому государству. Судебные работники, если можно так сказать, первыми должны дорасти для работы в условиях правового государства.

    Наши усилия по строительству правового государства будут почти бесполезны, если мы не сумеем искоренить преступность -грубейшие нарушения прав и ϲʙᴏбод человека. Как уличная преступность, так и коррупция и другие экономические преступления - все они наносят урон имиджу государства. Отсюда и задача дальнейшего усиления борьбы с преступностью, радикального совершенствования деятельности правоохранительных органов и прежде всего органов внутренних дел.

    В целом проведенные нами исследования в области государственно-правового строительства позволяют сделать вывод о том, что все проблемы в России испокон веку связаны с несовершенством политической власти. Вот и в сегодняшней России неконтролируемая обществом государственная власть явно не справляется с общественно управленческими функциями. При всем этом научные основы го-сударствоведения остаются невостребованными. Да и серьезные, фундаментальные научные исследования в области государственно-правового строительства сегодня еще в России не проводятся.
    Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ относится к уровню субъектов Российской Федерации. У нас опять же на самое главное дело не хватает средств. Между тем, только подключение большой науки к ϶ᴛᴏй проблеме, научное осознание наших промахов в ϶ᴛᴏй области позволят нам формировать оптимальные государственно-правовые институты.

    Только на научно-правовой основе можно оптимизировать взаимодействия власти с экономикой и социальной жизнью. В России же почти всегда государственная власть, сопротивляясь собственному совершенствованию, пытается разрешить то социальные, то экономические проблемы и традиционно успешно их проваливает. Самая богатая в мире страна продолжает жить в нищете только благодаря неумелой организации общественной жизни. Мы до сих пор не хотим понять, что первая проблема в государствоорганизованном обществе не экономика, а экономическая политика государства, кᴏᴛᴏᴩая полностью зависит от интеллектуального уровня представителей власти и структурной организации самой власти.

    Да и сегодня на фоне стоящих перед Российской Федерацией задач в области реформирования общественной жизни, главной проблемой остается оптимальное подключение к данным процессам институтов государства и права.
    Стоит отметить, что особое значение приобретает роль юриспруденции.

    Современная цивилизация объективно связано с юридическим мировоззрением. В истории было время, когда в обществе господствовало теологическое мировоззрение, а активные носители его образовали особое сословие. С уменьшением влияния религиозных норм упорядоченность в обществе не уменьшается: место религиозных норм все больше и больше занимают юридические нормы. С уменьшением признаков общинности, соборности, конфессиональное™ увеличивается юридизированность общественных связей и расширяется юридическое мировоззрение. Побудет юридическое сословие, кᴏᴛᴏᴩое начинает играть в обществе ведущее место (например, в США юристов во много раз больше богословов, и они играют ведущую роль в общественной жизни) Юристы становятся главной опорой создания оптимального правового порядка в обществе (вспомните опять же пример с США, где сорок третьего Президента США назвали по результатам именно многоходового юридического процесса)

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что любое нормально развивающееся общество пытается идти по пути формирования правового государства. Это объективный процесс и помешать ему нельзя.

    Ответ от Марина Рейзер [новичек]
    Обратитесь за помощью на сайт дипломшоп. рф, на нем есть все необходимое вам.


    Ответ от Натали Симагина [гуру]
    Под правовой системой следует понимать совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических элементов (право, правосознание, юридическая практика и т. п.) , осуществляющих правовое воздействие на общественные отношения, как со стороны публичной власти, так и со стороны самого общества, а также организующих правовую жизнь общества. К признакам правовой системы можно отнести: гетерогенность, единство, автономность, зависимость от субъектов правоотношений, адаптивность (эластичность) и др.
    Структуру правовой системы общества составляют три базовых звена: право, правовая идеология и юридическая практика. Отмеченные компоненты отличаются друг от друга юридической природой, удельным весом, характером влияния на социальные отношения и прочими показателями. Право является важнейшим компонентом правовой системы, но, наряду с ним, немаловажное значение имеет и юридическая практика, которая связывает в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения и т. п. , является выражением непосредственного действия права (динамическая составляющая) , т. е. формой его жизни. В юридической практике наиболее значителен удельный вес судебной практики, которая, в свою очередь, является одной из основных составляющих судебно-правовой системы как подвида правовой системы в целом. Наряду с судебно-правовой, можно выделить такие виды правовой системы как поощрительно-правовая, правоохранительная и др. Подход, при котором правовая система общества структурируется, исходя из большего количества классификационных оснований, чем это имеет место в настоящее время, на наш взгляд, более перспективен для развития юридической доктрины государства. Выделение в структуре правовой системы не только элементов, но и таких подсистем, как судебно-правовая, правоохранительная, поощрительно-правовая и др. , в наибольшей степени соответствует современному уровню развития правовой системы общества. Правовая жизнь - это метасистема (единый комплекс правовых явлений: статических и динамических, организованных и неорганизованных, позитивных и негативных) , представляющая собой специфическую абстракцию социальных отношений, которая позволяет объединить формальную и содержательную стороны права, охарактеризовать специфику и уровень правового развития общества. К признакам правовой жизни общества следует отнести то, что она является одной из разновидностей общественной жизни; характеризует специфику и уровень правового развития той или иной страны; отражает отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов; неотделима от юридических правил поведения и, следовательно, от соответствующих последствий такого поведения; значительно «оперативнее» формально-юридических инструментов; сочетает в себе официальный, нормативно-организованный, властно-императивный характер, социально-правовой опыт и др.



    Ответ от Cannabis [эксперт]
    Я часть диплома написал сам, часть заказал на студ-хелпер. ру Все вовремя сделали и недорого (что на тот момент было тоже для меня важно) . На второй вышке диплом уже полностью заказывал на студ-хелпер. ру (на то время уже работал) . Все грамотно написали. Сначала план, я его утвердил у дипломного руководителя. Потом по утвержденному плану написали диплом, препод написал несколько замечаний, мне все правки внесли бесплатно. По антиплагиату все прошло на ура. Так что рекомендую данный сайт. Курсовую точно напишут.
    студ-хелпер. ру В поисковик яндекса скопируйте и нажмите найти.



    
    Top