Порядок перевода осужденных в другое исправительное учреждение. Порядок и основания перевода осужденных к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое. Из нашей практики

Дело 2-4167/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего Милошенко Н.В.,

при секретаре Кошелевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Копаревой О.Н. об оспаривании решения начальника управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний С.А. Есипова,

УСТАНОВИЛ:

Копарева О.Н. обратилась в суд с заявлением о признании решения начальника управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) С.А. Есипова нарушением ее гражданского права, просила вынести частное определение на имя директора УФСИН об устранении допущенного нарушения и удовлетворении ходатайства. В обоснование требований указала, что она обратилась с ходатайством о переводе для дальнейшего отбытия наказания по месту жительства сына Копарева Д.Б., который в связи с реорганизацией ФКУ ИК-... Алтайского края по распоряжению ФСИН России был этапирован в ФКУ ИК-... г. Абакана Республики Хакасия, тогда как ее сын - осужденный Копарев Д.Б. должен отбывать наказание в пределах своего региона. Отбытие наказания в отдаленном регионе противоречит принципу института уголовно-исполнительной системы. Кроме того, ходатайство о переводе сына по месту жительства она аргументировала невозможностью поддерживать связь с сыном путем краткосрочных и длительных свиданий, поскольку ввиду возраста и состояния здоровья (наличия хронических заболеваний) поездки на столь длительные расстояние невозможны. Данные аргументы были подтверждены надлежащими документами. Однако на ходатайство и просьбы о переводе начальник управления Есипов С.А. не дал аргументированного ответа по существу и отказывает в удовлетворении прошения. Единоличное решение должностного лица ограничивает осуществление гражданских прав в части поддерживания связи со своим сыном путем краткосрочных и длительных свиданий ввиду отдаленности места отбытия наказания и налагает на нее обязанности материальных издержек на оплату посылок и проезда для осуществления свидания с сыном.

В судебном заседании заявитель Копарева О.Н., действующая в своих интересах и в интересах Копарева Д.Б. в соответствии с заявленным им ходатайством о ее участии, требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Копаревой О.Н. - Мальцева Т.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Указав, что Копарев Д.Б. осужденный приговором Рубцовского городского суда от *** отбывал наказание в ИК - ... г. Рубцовска строгого режима. В связи с изменением режима данной исправительной колонии, осужденные были переведены в другие колонии. Копарев Д.Б. был переведен в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в ИК - ... республики Хакасия, г. Абакан. В соответствии со статьей 81 УИК РФ, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Родственники Копарева Д.Б. обратились в ФСИН о переводе сына Копарева Д.Б., для дальнейшего отбывания наказания в ИК расположенную в другом регионе, а именно в Алтайском крае. Письмом ФСИН России от *** за № в данном обращении было отказано, что и послужило поводом к обращению в суд. Полный перечень иных исключительных обстоятельствах, предусмотренных ст. 81 УИК РФ в законе отсутствует, поскольку практически невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, при которых может появиться необходимость перевода осужденного, однако такими основаниями могут быть - невозможность со стороны осужденного использовать право на свидание в силу удаленности исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, тяжелое материальное положение родственников - отсутствие денежных средств на проезд, утрата ими возможности прибытия на свидания, проживание нетрудоспособной супруги с малолетними детьми по месту отбывания наказания, состояние здоровья осужденного, иные обстоятельства препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Более детально основания и порядок перевода осужденных из одних исправительных учреждений в другие регламентированы Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое; а также направление осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.1 2.2005 № 235. В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции Минюста России от 1 декабря 2005 года № 235 установлено, что вопрос о переводе осужденных при наличии оснований, указанных в статье 81 УИК РФ, рассматривается по обращениям заинтересованных лиц. В качестве заинтересованных лиц выступают граждане (сам осужденный, его родственники, законные представители), наличие письменного согласия осужденного на перевод является обязательным. Несмотря на то, что установленный законодательством Российской Федерации перечень оснований перевода осужденных носит открытый характер, следует иметь в виду, что данная мера является исключительной. Часть 1 статьи 73 УИК РФ закрепляет положение о том, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 данной статьи, отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. От реализации этого положения во многом зависят возможности привлечения общественности к исправлению осужденных, поддержания их социально полезных связей. Территориальный принцип отбывания наказания создает предпосылки для ориентирования на более гуманное отношение к осужденным, обеспечение их прав на свидания с родственниками, успешную адаптацию в обществе после освобождения от наказания. Его осуществление позволяет повысить ответственность органов представительной власти субъектов РФ за организацию исполнения наказания на их территории.Реализация данных положений на практике подтвердила правильность территориального принципа отбывания наказания в виде лишения свободы, что привело к повышению статуса территориальных систем исполнения наказания и позволило организовать исправительное воздействие на осужденных с учетом региональных особенностей, а также облегчить их адаптацию после освобождения от наказания.Закон, определяя общее правило относительно места отбывания наказания в виде лишения свободы, вместе с тем делает из него исключения. Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденные могут быть направлены в соответствующие ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ: 1) по состоянию здоровья осужденных; 2) для обеспечения их личной безопасности. С учетом вышеизложенного считала требования Копаревой О.Н. подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Копарев Д.Б. в судебном заседании отсутствовал, находится в местах лишения свободы, ходатайствовал о рассмотрении дела с участием его представителя Копаревой О.Н.

Представитель заинтересованного лица Копарева Д.Б. - Копарев Б.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования Копаревой О.Н. считал обоснованными.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказания в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил письменный отзыв по заявленным требованиям, в котором указал, что с доводами, изложенными в заявлении Копаревой О.Н. не согласны в полном объеме, указав, что Приказом Минюста России от 17.04.2012 № 162 «Об изменении вида режима и лимита наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений изолированных участков с различными видами режима» в ИК-9 изменен вид режима со строгого на особый. Согласно п. 10 приказа Минюста России от 1 декабря 2005 года N 235 «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» в соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Таким образом перечень оснований для перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида не является исчерпывающим. В пункте 6 вышеуказанного приказа Минюста России от 01.12.2005 № 235 определено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Таким образом, для перевода осужденного из одного субъекта РФ в другой требуется согласование с ФСИН России. В рассматриваемой ситуации перевод осужденных обусловлен принятием приказа Минюста России от 17.04.2012 №162 «Об изменении вида режима и лимита наполнения исправительных учреждений...», после которого в УФСИН России по Алтайскому краю из ФСИН России поступила телеграмма № от *** о том, что в связи с изменением вида режима в ИК-... разрешено перевести из указанного учреждения осужденных строгого режима, к которым относится Копарев Д.Б. Меры по переводу осужденных необходимо было завершить до ***, перевести осужденных в различные субъекты РФ, в том числе и 2 жителя республики Хакасия и 200 жителей Алтайского края в распоряжение УФСИН России по Республике Хакасия. Кроме того, в соответствии с ч 2. ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Полагает, что перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания именно в ближайший регион не является обязанностью УФСИН.

Представитель заинтересованного лица ФСИН России, ФКУ ИК... УФСИН России по Алтайскому краю Вигель Е.А. в судебном заседании указала, что с заявленными требованиями Копаревой О.Н. не согласны, поскольку в соответствии с приказом Минюста России № 235 от 01.12.2005 направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющихся их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены. Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных, в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службойисполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. В соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России; в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения. В соответствии со ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Поэтому заявление Копаревой О.Н., что уголовно-исправительное законодательство устанавливает обязанностью УФСИН при переводе осужденных, направлять их для дальнейшего отбытия наказания в ближайший регион от его места жительства, основано только на ее желании и домыслах. Согласно справке и.о. начальника отдела специального учета УФСИН России по Алтайскому краю подполковника внутренней службы Т.А.Титовой во исполнение указания ФСИН России от *** № , около 500 осужденных, в том числе и Копарев Д.Б., были этапированы в распоряжение УФСИН других субъектов Российской Федерации для дальнейшего отбывания наказания, так как в Алтайском крае не имелось возможности размещения осужденных данной категории.

Суд, выслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Также на основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы, и вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности органу или должностному лицу. В соответствии с ч. 2 данной же статьи, заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Согласно абз. 7 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам лиц, осужденных к лишению свободы на действия и решения должностных лиц и администрации исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания рассматриваются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно приговору Рубцовского городского суда Алтайского края от *** Копарев Д.Б. осужден по УК РФ к... годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии режима. Содержался в ПФРСИ при ФКУ ИК-... УФСИН России по Алтайскому краю, после вступления в законную силу приговора *** был переведен в исправительную колонию строгого режима ФКУ ИК-..., предназначенную для отбывания наказания мужчинам ранее, отбывающими наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и приказом Минюста России от 17.08.2012 № 162 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, создании и ликвидации в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений изолированных участков с различными видами режима», в связи с изменением вида режима ФКУ ИК-... УФСИН России по Алтайскому краю со строгого на особый, все осужденные строгого режима были этапированы в другие исправительные колонии строгого режима, в том числе и других субъектов РФ, предназначенные для отбывания наказания мужчинам, ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы. Во исполнение указания ФСИН России от *** № , около 500 осужденных, в том числе и Копарев Д.Б. (***), были этапированы в распоряжение УФСИН России по Республике Хакасия для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, так как в Алтайском крае не имелось возможности размещения осужденных указанной категории.

Согласно письму № от ***, начальник управления исполнения приговоров и специального учета указывает, что заявление Копаревой О.Н. о переводе из исправительного учреждения УФСИН России по Республике Хакасия для дальнейшего отбывания наказания рассмотрено. По информации УФСИН России по Республики Хакасии оснований, указанных в ч. 2 ст. 81 УИК РФ, таких, как болезнь осужденного либо обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению Копарева Д.Б. в исправительном учреждении Республики Хакасия не имеется.

В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

На основании ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с п. 10 Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной приказом Министра юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 235, в соответствии со ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

В п. 11 и 12 Инструкции указано, что вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников, либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

На основании п. п. 13, 14 Инструкции, перевод осужденных в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе.

Согласно п. 6 указанной Инструкции при отсутствии в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и к какой мере наказания осужден, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), мотив и основание перевода, на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял.

К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, письменное согласие осужденного на перевод в установленных законом случаях, справка начальника оперативного управления (отдела) о целесообразности перевода осужденного. Один экземпляр заключения вкладывается в личное дело.

В соответствии со ст. 258 ч. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд полагает, что доводы заявителя о нарушении ее конституционного права на общение с сыном, а именно удаленность исправительного учреждения от места проживания заявителя, состояние здоровья заявителя, заинтересованного лица Копарева Д.Б., его близких родственников, не влияет на законность рассмотрения ее обращения должностным лицом ФСИН России, поскольку обстоятельств, предусмотренных ст. 81 УИК РФ, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания осужденного Копарева Д.Б. в исправительном учреждении Республики Хакасия, не имеется, заявителем суду не представлено.

Право лиц, отбывающих наказание, иметь свидания с родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры, регламентировано нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и не зависит от места нахождения исправительного учреждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответ начальника управления исполнения приговоров и специального учета об отказе в удовлетворении заявления Копаревой О.Н. не нарушает ее права и законные интересы и в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Копаревой О.Н. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Ольга!
Согласно ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Конституционный суд РФ рассматривал схожую с вашей ситуацию. По мнению подателя жалобы в КС РФ, нормы закона допускают этапирование осужденных по приговору суда в исправительные колонии, находящиеся на расстоянии более тысячи километров от места проживания этих осужденных, их семей и родственников, и позволяют не принимать решения о переводе таких осужденных в исправительные учреждения, находящиеся на расстоянии менее одной тысячи километров от их места проживания. Суд жалобой не согласился, нарушений конституционных норм не установил (Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 757-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саидова Руслана Саидовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 и частями первой и второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации").
Порядок перевода осужденных определяется Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от 01.12.2005 N 235 (далее - Инструкция).
Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 81 УИК РФ, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции перевод осуществляется:
в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;
в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

Светлана,вопрос перевода решается Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) на федеральном уровне.

Решается трудно, т.к. по закону положено отбывать в одной колонии, кроме исключительных обстоятельств. Нужны веские причины для перевода.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ

СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, ИХ ПЕРЕВОДА ИЗ ОДНОГО

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДРУГОЕ, А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ НА ЛЕЧЕНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

10. В соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

11. Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

(п. 11 в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

12. Исключен. - Приказ Минюста РФ от 03.02.2011 N 33.

13. Перевод осуществляется:

в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

14. В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким и к какой мере наказания осужден, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял, основание (мотив) перевода с указанием мер, принятых территориальным органом ФСИН России для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, рапорт начальника исправительного учреждения при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, письменное заявление осужденного на перевод в установленных уголовно-исполнительным законодательством случаях, кроме случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, справка начальника оперативного управления (отдела) территориального органа ФСИН России о целесообразности перевода осужденного. Для рассмотрения вопроса о переводе осужденного в другое исправительное учреждение с целью обеспечения его личной безопасности к заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки (в случае отказа от дачи объяснений - акты), другие материалы, послужившие основанием для перевода осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки.

В соответствии с ч.2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, перевод осужденного, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, допускается: - в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности; - при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; - при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой ст.73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Так, осужденные, являющиеся лидерами преступной среды, лица, состоящие на оперативном учете в оперативных управлениях, отделах территориальных органов ФСИН России, а также лица, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. В целях отличия вышеуказанных лиц от других категорий спецконтингента, на справке по личному делу по диагонали наносится полоса зеленого цвета. Более детально основания и порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое регламентированы «Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 г. №235 (с изменениями и дополнениями). Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения. Перевод осуществляется: - в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России; - в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного. * По основаниям, предусмотренным Приказом Минздрава России и Минюста России от 28 августа 2001 г. № 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы». В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: - полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство; - когда, каким судом, по каким статьям УК РФ и к какой мере наказания осужден; - начало и окончание срока наказания; - конец срока тюремного заключения; - номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный - на основании какого наряда, с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России; - места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу); - на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял; - основание (мотив) перевода с указанием мер, принятых территориальным органом ФСИН России для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. К заключению прилагаются: - характеристика; - справка о поощрениях и взысканиях; - рапорт начальника исправительного учреждения при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; - письменное заявление осужденного на перевод в установленных уголовно-исполнительным законодательством случаях, кроме случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; - справка начальника оперативного управления (отдела) территориального органа ФСИН России о целесообразности перевода осужденного. Для рассмотрения вопроса о переводе осужденного в другое исправительное учреждение с целью обеспечения его личной безопасности к заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки (в случае отказа от дачи объяснений - акты), другие материалы, послужившие основанием для перевода осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки. Один экземпляр заключения вкладывается в личное дело. Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения. «




Top