Пожарный проезд: нормы и требования. Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники Для чего необходима разворотная площадка

Определение Пензенского областного суда от 15.04.2008 по делу n 33-660 В результате предоставления земельного участка свободных земель населенных пунктов произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 г. делу N 33-660
Судья: Смирнова О.В.
15 апреля 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Зыковой Л.Н., Кузнецовой Т.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Прошиной Л.П. дело по кассационным жалобам С.А., С.Т. на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 г., которым постановлено:
Исковые требования Е.А. удовлетворить.
Признать пункт 3 Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4 "О предоставлении гражданам С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов земельного участка при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в собственность" недействительным.
Признать договор N 3875 купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и С.А., С.Т., недействительным.
Признать действия Управления Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению материалов землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, незаконными.
Обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить границы и площадь разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку по ул. Мереняшева в г. Пензе, смежную с земельным участком по ул. Мереняшева в г. Пензе юго-восточную границу земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе до положения существовавшего до принятия постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения С.А., его представителя К.М. (доверенность от 02.02.08 г.), представителя С.Т. С.В. (доверенность от 18.01.08 г.), поддержавших доводы жалоб, возражения на жалобы представителя Е.А. М.В. (доверенность от 16.11.07 г.), судебная коллегия
установила:
Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Пензы, С.А., С.Т. о признании частично недействительным Постановления Главы муниципального образования, в обоснование иска указал, что ему на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 предоставлен на праве аренды земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 743 кв. м. В связи с истечением срока аренды, согласно Постановлению Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 данный земельный участок был предоставлен ему на праве бессрочного (постоянного) пользования для завершения строительства индивидуального жилого дома. В настоящее время истец завершает строительство жилого дома. Сопредельный земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730 кв. м принадлежал на праве аренды Г.Е. на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 25.09.2001 г. N 1950/1. В соответствии с прилагаемым паспортом N 6323, кадастровым планом N 62/07-04402, Постановлением от 29.09.1999 г. N 1754, к указанным земельным участкам предусматривался проезд от ул. Мереняшева, заканчивающийся поворотной площадкой с размерами 11,73 х 12,0 м площадью 140,6 кв. м. На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730,0 кв. м, ранее принадлежавший на праве аренды Г.Е., предоставлен С.А. и С.Т. в собственность за плату в равных долях - по 1/2 доле каждому, при этом площадь указанного земельного участка увеличена за счет свободных земель населенных пунктов на 198,0 кв. м и составляет 928,0 кв. м.
Считает указанное решение вынесенным с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку увеличение площади земельного участка С.А. и С.Т. произошло за счет уменьшения границ и площади поворотной площадки проезда от ул. Мереняшева к земельному участку жилого дома. Кроме того, при межевании допущено наложение юго-восточной границы земельного участка по ул. Мереняшева, на смежную границу земельного участка по ул. Мереняшева, что привело к уменьшению его площади.
Просил признать Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 о предоставлении гражданам С.А. и С.Т. земельного участка в собственность недействительным в части увеличения площади земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе за счет уменьшения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе; устранить нарушение строительных норм и правил - СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", прав и охраняемых законом интересов владельца земельного участка и жилого дома по ул. Мереняшева путем увеличения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе до 201,0 кв. м.
В последующем представитель истца М.В. уточнил исковые требования, просил признать действия должностных лиц Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению межевания незаконными; обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить разворотную площадку между земельными участками по ул. Мереняшева в г. Пензе до размеров, существовавших до вынесения Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г.; и признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, заключенный между КУМИ г. Пензы и С.Т., С.А.
Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах С.А. и С.Т. просят отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что в судебном заседании не были установлены и доказаны обстоятельства, что оспариваемое Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и интересы Е.А. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что к земельным участкам по ул. Мереняшева предусматривался проезд, заканчивающийся поворотной площадкой размером 12 х 12 м, устройство которой имеет целевое назначение. При проведении землеустроительных работ права Е.А. не были нарушены, границы земельного участка были им согласованы. Судом необоснованно не применены к требованиям Е.А. сокращенные сроки исковой давности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Е.А. на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 был предоставлен в аренду сроком на 2 года земельный участок площадью 743 кв. м для строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе. Участок предоставляется за счет свободных от застройки земель города. В соответствии с п. 2.6 Постановления истец обязан благоустроить и озеленить отведенный участок, построить благоустроенный подъезд и инженерные сети к жилому дому.
Постановлением Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 указанный земельный участок был предоставлен истцу в бессрочное (постоянное) пользование для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Право собственности Е.А. на земельный участок площадью 743 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.02.2008 г. (т. 2 л.д. 12).
В качестве документа, содержащего описание земельного участка, истец предоставил кадастровый план (выписку из государственного земельного кадастра) по состоянию на 24.01.2008 г. (т. 2 л.д. 20 - 23).
В кадастровом плане земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе указано - площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.
На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов был предоставлен в собственность за плату в равных долях каждому земельный участок площадью 928 кв. м при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в г. Пензе (т. 1 л.д. 8 - 9).
Участок образуется за счет земельного участка площадью 730 кв. м, на который прекращено право аренды предыдущего собственника строения Г.Е., и земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов.
Во исполнение указанного Постановления Главы администрации г. Пензы С.А. и С.Т. оформили землеустроительное дело на земельный участок, произвели постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, заключили договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., произвели оплату в соответствии с условиями договора (т. 2 л.д. 95).
В судебном заседании установлено, что при проведении землеустроительных работ земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе размеры разворотной площадки тупикового проезда уменьшены и составляют 6 х 9,73. Часть территории разворотной площадки, ранее имевшей размеры 12 х 11,73, включена в границы земельного участка площадью 928 кв. м, (кадастровый номер 58:29:03012011:0004), что подтверждается сообщением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области от 08.02.2008 г. (т. 2 л.д. 112).
Удовлетворяя исковые требования Е.А. и признавая недействительными указанные выше постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г., договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., суд, руководствуясь ст. 85 Земельного кодекса РФ, правильно указал, что в результате предоставления С.А. и С.Т. земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов, произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому по ул. Мереняшева г. Пензы, что повлекло нарушение охраняемые законом интересы истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.
В подтверждение данного вывода суд обоснованно сослался на положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин; Строительные Правила 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", Инструкцию о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства, утвержденную Постановлением Государственного Комитета РСФСР по делам строительства 23.12.1982 г. N 148, предусматривающими, что тупиковые проезды для группы земельных участков, расположенных в глубине квартала, обеспечиваются разворотной площадкой размером не менее 12 х 12 кв. м.
Ссылка в жалобах на то, что на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 49 Е.А. был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома и предложено построить лишь благоустроенный подъезд к дому, является несостоятельной, поскольку данный проезд к дому по ул. Мереняшева является единственным и тупиковым, вследствие чего должен соответствовать вышеуказанным строительным нормам и правилам.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - главного инженера Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы М.В., главного специалиста отдела муниципального контроля ГУГиА г. Пензы С.А., К.С., обладающего специальными познаниями в области государственного пожарного надзора, пояснивших, что в результате уменьшения площади разворотной площадки, которой должен заканчиваться тупиковый проезд, Е.А. будет затруднено строительство жилого дома и его обслуживание. Дорога от ул. Мереняшева к спорным участкам является единственной. Это тупиковый проезд, который должен заканчиваться разворотной площадкой, необходимой для подъезда к жилому дому техники для тушения пожара. Пожарная безопасность строений нарушена.
По этим основаниям является несостоятельной и ссылка в жалобах на отсутствие необходимости устройства данной поворотной площадки, имеющей определенное целевое назначение (для разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин).
Судом обоснованно признано, что работы по межеванию земельного участка С.А., С.Т. были выполнены с нарушением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003 г., а именно: акт согласования границ земельного участка был подписан Е.А. до утверждения проекта границ земельного участка, без предварительно обозначенных границ земельного участка на местности.
В связи с этим не может служить основанием для отмены решения суда и ссылка в жалобах на то, что при проведении землеустроительных работ по определению границ и площади земельного участка ответчиков права землепользователя Е.А. не были нарушены.
Доводы жалобы С.А. о применении к возникшим правоотношениям сокращенного срока исковой давности являются ошибочными, поскольку данный спор рассмотрен судом по правилам искового производства, как спор о защите субъективного права, в связи с чем ст. 254 ГПК РФ к возникшим правоотношениям не применима.
Изучение материалов дела указывает на то, что все приведенные сторонами доводы являлись предметом исследования суда и им дана оценка, которую судебная коллегия находит правильной, так как она сделана в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда, так как приведенные в них обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех обстоятельств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы С.А., С.Т. - без удовлетворения.

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м .

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м .

5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц -не ме нее 7,0 м , для проездов - не менее 3,5 м . Минимальный радиус поворота- 6 ,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части - 6,0 м .

6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м . Расстояние между разъездными площадками должно быть не более 200 м . Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м . Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12x12 м .

7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда сво-бодными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном со-стоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 - не менее 25 м 2 , более 300 -не менее 60 м 2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл.1.

11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Расстояние от дороги


Что такое красная линия?

Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов - не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

Минимальное расстояние от границ соседнего участка

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали , оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это , в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.




Top