Правила и техника общения с гибдд или что делать, если вас остановил инспектор гибдд. Правила общения с инспектором гибдд Что должен делать сотрудник дпс при остановке

    Как себя вести, если Вы столкнулись с противоправными действиями сотрудника полиции? Рекомендация:1.Попросить инспектора ГИБДД показать служебное удостоверение(СУ), пункт 2.4 ПДД

    2.Если инспектор ГИБДД изъявил желание, предложив Вам открыть багажник, двери либо капот автомобиля, осмотреть Ваше транспортное средство, то без лишних эмоций попросите его официально составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП) и пригласить 2-х понятых. Нет никакой разницы в каком месте происходит данная ситуация - то ли на стационарном посту ДПС или просто на проезжей части. В главе №2 ПДД «Обязанности водителя» это не указанно как обязательное к исполнению, лишь просто по устному требованию инспектора. - Ели сотрудник полиции подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» - он врет. сообщите ему, что осмотр существует в 2-х вариациях - технический или визуальный. Если у него есть желание, то пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла. - При все при этом, если инспектор ДПС требует от Вас показать ему содержимое Ваших карманов или сумок, то он не имеет на это права - данный вид проверки относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. А именно - личный досмотр может производится только лицом того же пола, что и досматриваемый и при этом в присутствии 2-х понятых. Так же в процессе досмотра необходим протокол личного досмотра.

Досмотр транспортного средства без понятых и составления протокола квалифицируются статьей

19.1 КоАП - «Самоуправство». В случае, если инспектор ДПС самовольно пытается или открывает двери салона, багажник или капот, а так же перебирает Ваши личные вещи в бардачке, то необходимо звонить в «02» и сообщить о незаконном обыске в вашем автомобиле.

Поиском понятых обязан заниматься только сотрудник ГИБДД. Вы в этом процессе участвовать не обязаны.

В том случае, если процесс бездействия сотрудника правоохранительных органов затянулся на более чем 5 минут, то необходимо ему сообщить, что если он будет продолжать и дальше Вас задерживать, то Вы осуществите звонок в службу "02" и сообщите ей, что Вас незаконно ограничивают прав на управление ТС по статье 12.35 КоАП.

Не в коем случае не нужно открывать багажник своего автомобиля по простой устной просьбе сотрудника ГИБДД - это весьма опасно,т.к. всем известны случае, когда в проверяемом месте "вдруг" оказываются запрещенные законом вещи - патроны, белый парашок и т.д.. План по "раскрытию" никто не отменял.- Инспектор может пойти на хитрость: Если Вам, после Вашего отказа открыть багажник без протокола досмотра и понятых, предложат показать аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, надеясь, что Вы откроете доступ к багажнику - не делайте этого. Статьи ПДД, по которой Вы обязаны выполнить эту просьбу не существует. Просто необходимо сообщить инспектору в устной форме, что когда Вы выезжали в дорогу, все эти предметы были в автомобиле. Если у инспектора есть желание убедиться в этом самостоятельно, то пусть составляет протокол досмотра и только после этого Вы откроете доступ к этим предметам. Далее ведем себя согласно Главе №16 "Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля".Необходимо точно знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля только в Вашем присутствии. Сотрудник полиции может лишь устно попросить, чтобы Вы своими руками отодвинули пакет в багажом отделе либо подняли накидку на заднем сидении. Сотрудник полиции не имеет права делать это своими руками!!! В противном случае закон трактует данные действия как как обыск. А право на обыск может дать только постановление суда, либо санкция прокуратуры. Если все-таки протокол досмотра сотрудник полиции оформил, то Вам не стоит забывать, что понятыми могут быть лишь люди независимые - пешеходы, водители либо пассажиры, проезжающих автомашин. Будьте спокойны, безэмоциональны. Чем больше уверенности у Вас в себе, тем меньше этой уверенности в действиях сотрудника полиции. Сотрудник полиции в протоколе обязан указать вескую причину процедуры досмотра. А это сделать при отсутствии с Вашей стороны нарушения законов РФ, сделать очень сложно. Если дело дошло до сверки номеров двигателя или кузова, то помните, что искать их местоположение, а уж тем более протирать их от грязи в Ваши обязанности не входит. Вы не обязаны этого делать. Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех транспортных средств подряд даже во время проведения так называемого плана "Перехват" или антитеррористической операции по закону не допустим. Это возможно только в случае введения военного или чрезвычайного положений >Но, если все же так случилось, что сотрудник ГИБДД проигнорировал Ваши законные требования и начал процедуру досмотра, без составления протокола и понятых, то целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и, ни в коем случае, не препятствовать его противозаконным действиям. По возможности начните вести видео-съемку. Будет не лишним привлечь свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов) это, если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, то свидетельские показания людей, которых Вы попросили быть свидетелями, могут стать основными объективными доказательствами. И не забудьте, что по любым нарушениям сотрудников полиции, Вы имеете полное право звонить в службу «02»("112") или по телефону доверия, который написан на всех бортах полицейских автомобилей и передать сигнал о противозаконных действиях сотрудника полиции.

Денис Фролов

Многие начинающие автолюбители обычно опасаются остановки работником ГИБДД. Но рано или поздно с это произойдет с каждым водителем.

Особенно странной и непонятной оказывается ситуация, когда «инспектор остановил без причины и ищет до чего докопаться». Но, как показывает практика, на самом деле это не всегда бывает именно так. Конечно, встречаются и откровенные вымогатели среди сотрудников ГИБДД, но все же большинство из них предпочитают действовать согласно должностной инструкции.

Нормативные ситуации

Существуют нормативные акты, строго регламентирующие ситуации, при которых инспектор ДПС может остановить автотранспортное средство. К таковым относятся:

  • наличие сведений о нарушении ПДД водителем автотранспортного средства. Причем в данный момент вы можете ничего и не нарушать, информация может поступить по радиосвязи от другого сотрудника ГИБДД либо факт нарушения может быть зафиксирован камерой видеорегистратора;
  • наличие информации о причастности водителя, пассажиров транспортного средства, перевозимого груза, самого автомобиля к уголовному, административному правонарушению, дорожно-транспортному происшествию либо о вероятном использовании транспорта в противоправных целях;
  • явные признаки, сигнализирующие о неисправности автомобиля;
  • случаи, когда автомобиль похож на ТС, находящееся в розыске;
  • инспектор может остановить без причины, касающейся остановленного участника дорожного движения, при необходимости опроса лиц, находящихся в салоне автомобиля, об обстоятельствах произошедшего правонарушения, ДТП, вероятными свидетелями которого они могут быть;
  • при необходимости привлечения к сотрудничеству с представителями полиции, в качестве свидетелей, понятых для составления протоколов либо при совершении ДТП ;
  • в случае проведения массовых спецопераций, отработок и других оперативных мероприятий для проверки документов, дающих право управлять транспортом этой категории. В любых других ситуациях проверка документов не является основанием для остановки автомобильного транспортного средства;
  • при выполнении решений, принятых государственными органами, об ограничении/запрете движения, временном либо постоянном;
  • в случае выявления признаков ненадежного закрепления транспортируемого автомобилем груза, что может повлечь за собой помехи другим участникам дорожного движения;
  • при нарушении регламента установки/использования специальных звукосветовых приборов.

Права и обязанности водителей при остановке транспортного средства работником ГИБДД

Что делать если вас остановил инспектор ДПС? Для начала не следует волноваться, думать, что же вы могли нарушить. Сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно подойти к вам, покидать автомобиль не требуется, если, конечно, не будут выявлены некоторые серьезные правонарушения, например, состояние алкогольного/наркотического опьянения.

Он обязан представиться, сообщив при этом собственное имя, фамилию, звание, а по первому вашему требованию предъявить должностное удостоверение для подтверждения правомочности своих действий. Если у вас вдруг возникнут малейшие подозрения относительно личности сотрудника ГИБДД, сразу же смело звоните в службу доверия инспекции.

Что делать, если навигатор не видит спутники, читайте .

Затем инспектор должен самостоятельно сообщить причину вашей остановки. Пока он не предъявит оснований, вы имеете право не предъявлять свои документы – автомобильный технический паспорт и водительские права.

Внимание! Если сотрудник ДПС говорит, что вы нарушили вами ПДД, обязательно попросите его детально объяснить, какие именно статьи это были и запишите их номера и названия. На протяжении десятидневного периода после составления протокола имеется возможность обжаловать его.

И, самое главное, несмотря на зачастую провоцирующие действия сотрудника ГИБДД, общение на повышенных тонах, некорректные замечания в ваш адрес, в полемику вступать не стоит – это совершенно бессмысленно. Даже если вы согласны с фактом нарушения ПДД, оставайтесь уверенными в себе и спокойно разговаривайте с инспектором.

Что делать, если вас останавливает на дороге инспектор ДПС, а вы не согласны с его требованием? Где инспектор ДПС может остановить ваш автомобиль, и на каких основаниях? Безосновательная остановка вашего транспортного средства — это нарушение ваших водительских прав. Поэтому инструкторы по вождению расскажут вам, как нужно вести себя в такой ситуации, чтобы отстаивать свои права и самим не нарушать закон.

Законные причины для остановки вашего автомобиля

  1. Документом, которым руководствуется сотрудник ГИБДД при работе, является «наставление». В этом документе конкретно прописаны причины, по которым водитель транспортного средства может быть остановлен инспектором.
  2. Нарушение водителем или пассажирами дорожных правил.
  3. Наличие информации о причастности водителя или пассажиров к какому-либо преступлению, нарушению или совершению ДТП. Это могут быть ориентировки, информация дежурного, визуальные признаки и другие. В данном случае вы можете позвонить дежурному для уточнения информации о вашей причастности к тому или иному происшествию.
  4. Наличие сведений о том, что данный автомобиль находится в розыске, а также использование автомобиля в противоправных целях. В целях безопасности вы также можете уточнить предъявляемые вам обвинения, позвонив по телефону дежурному.
  5. Необходимость провести опрос пассажиров или водителя о совершенном ДТП , если есть информация, что они являются свидетелями данного происшествия. При этом инспектор ДПС должен рассказать вам о том, что существует ответственность при даче ложных показаний, а также о наличии права не свидетельствовать против себя и против своих близких.
  6. Исполнение решений государственных органов об ограничении или запрете движения.
  7. Привлечение водителя автомобиля или его автомобиля для оказания помощи других участников движения или сотрудникам ДПС. Как пояснили автоинструкторы , данный случай подразумевает изъятие транспортного средства для проведения оперативной работы. Вы имеете право отказаться от предоставления своего транспортного средства, тогда на вас будет наложен штраф.
  8. Осмотр документов на право управления автомобилем или на сам автомобиль, а также на груз, перевозимый данным средством. Данную проверку инспектор может производить только на постах ДПС, на КПП или контрольных постах милиции. Также проверка водительских и регистрационных документов допускается во время проведения специальных мероприятий.

Итак, вас остановили

При остановке, инспектор должен представиться с указанием своей должности, звания и фамилии, а также сообщить причину остановки. Остановка транспортного средства должна проводиться в минимально короткие сроки, поэтому, если инспектор ГИБДД будет необоснованно затягивать время составления протокола, то можно обратиться к нему с просьбой составления протокола о задержании. А оснований на задержание у инспектора нет, поэтому этот протокол будет легко обжалован.

Вы имеете право не покидать автомобиль, ведь в «наставлениях» сказано, что сотрудник может предложить вам выйти из автомобиля всего по нескольким причинам.

Это может быть наличие признаков опьянения у водителя, проведение осмотра автомобиля или груза, необходимость устранения технических неисправностей ТС и других. Обратите внимание на то, что сотрудник не может потребовать того, чтобы вы вышли из автомобиля, а только может предложить вам это сделать. Поэтому только вам решать, покидать салон автомобиля , или воспользоваться своим правом и остаться в салоне. Документы передавайте в руки инспектору только при свидетелях, во избежание недоразумений.

Как вести себя, если остановка не законна?

Если вы видите, что вас остановили незаконно, то вы все равно должны остановиться и предъявить документы.

Если вас остановили вне зоны поста и потребовали документы, то напомните инспектору об ответственности за самоуправство, которое приводит к предупреждению или наложению штрафа .

Если это напоминание не подействовало на инспектора, то предупредите, что дальнейшим вашим действием будет звонок по «02» или по телефону доверия. Конечно, инспектор может попытаться «вывернуться» и обвинить вас в совершении административного нарушения. Это может быть не пристегнутый ремень безопасности, разговор за рулем по телефону и другие обвинения. В любом случае, эти нарушения доказаны не будут, так как они были получены незаконно.

Подводим итоги

При остановке вашего автомобиля лучше не покидать салон, приоткрыв боковое стекло. Для собственной безопасности , вы имеете право использовать видео- и аудио-съемку , и сотрудник ГИБДД не должен вам в этом препятствовать. Запись начните со слов о дате и времени остановки, затем попросите продемонстрировать его документы и громко прочитайте данные сотрудника. Затем, если сотрудник не назвал основание для остановки, попросить его огласить ее. Если требование остановки законно, то вы обязаны подчиниться. А если же требование не законно, то напомните ему об ответственности, о том, что вы можете позвонить в соответствующие органы. После этого сотрудник поймет, что вы юридически грамотный водитель и, скорее всего, пожелает вам счастливого пути.

Служебные обязанности на дороге выполняют инспекторы ДПС.

Также вас могут становить сотрудники других структур полиции. Например, ваш автомобиль может быть остановлен сотрудником ППС в случае ограничения доступа в зону оцепления для проверки документов и даже для осмотра транспортного средства.

Посмотрите видеоматериал об обязанностях инспектора ГИБДД на дороге:

Честных и вежливых вам инспекторов на дороге!

В статье использовано изображение с сайта bestyurist-a177.ru

Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.

Инспектор, остановив любое транспортное средство, обязан действовать согласно основным процессуальным правилам, внутреннему распорядку действий сотрудника ДПС, а также административному регламенту.

Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль

Во-первых , нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.

Во-вторых , и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.

Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.

В ситуации, когда инспектор ГИБДД, остановив машину, не начал двигаться в ее сторону, водитель имеет право уехать. То, что сотрудник ДПС проигнорировал остановку и не подошел – зафиксировать на видео и дать голосовые комментарии.

Как разговаривать с инспектором ДПС

Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.

  • Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
  • Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.

Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС

При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.

На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.

При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.

Неадекватные и незаконные действиях ДПС

Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.

В ситуации, когда инспектор ДПС взял документ и ушел – звонят по телефону доверия. Весь разговор также должен фиксироваться на камеру. Далее следует рассказать о своем случае, указав ФИО инспектора, госномер патрульного авто. Рассказывать по следующей схеме: какие обвинения предъявлены в устной форме, о том, что инспектор ушел с документами и намекает на дачу взятки, не составляя протокол. Попросить о том, чтобы с инспектором связались с целью возврата документов.

Водитель обязательно должен упомянуть в разговоре, что салон он не покинет, поскольку опасается противоправных действий со стороны экипажа ГИБДД. Если прошло время, протокол не составлен, а документы так и не вернули – звонить еще раз.

Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.

Если инспектор ДПС пытается уклониться от своих обязанностей, и при этом уже намерен останавливать другие машины – то он не имеет на это права, пока не будет решен предыдущий вопрос. Нужно все фиксировать на камеру, а потом писать жалобу.

Когда ДПС утверждает, что должен проверить что то по базе – звонят в 102, переключаются на дежурного по ГИБДД и требуют, чтобы дежурный обязал инспектора вернуть документы, после чего тот может проверять по своим базам все, что угодно.

После таких действий документ должны вернуть достаточно быстро. При желании, водитель может обратиться в Прокуратуру и написать заявление о превышении инспектором своих служебных полномочий.

Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе

Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:

  • Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
  • Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
  • Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
  • Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
  • В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
  • Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».

Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.

Видео: Советы и правила общения с сотрудниками ГИБДД.

В данной статье речь пойдёт о правах водителя. Как вести себя, чтобы не допускать произвола со стороны сотрудников ГИБДД и уметь отстаивать свои права. Материал к этой статье я готовил почти два месяца. Информацию о том, что водитель должен не нарушать и как он будет наказан, если нарушит – найти не трудно. Свод правил дорожного движения и перечень штрафных санкций есть везде. И в то же время очень трудно найти информацию о правах водителя.

Увы, нет такого отдельного документа – информацию пришлось собирать по крупицам. В ходе подготовки статьи были использованы следующие материалы: Кодекс об административных правонарушениях, Административный регламент МВД №185, Федеральный закон «О полиции», Уголовный кодекс РФ, ГОСТы на установку дорожных знаков, технические паспорта на измерительные приборы, которые используют в своей работе ГИБДД, и даже Конституция РФ». В конце статьи будут даны выдержки из Административного регламента с ссылками на конкретные пункты, как должен вести себя сотрудник ГИБДД в той или иной ситуации по отношению к водителю. По сути дела знание обязанностей сотрудника ГИБДД – это знание своих прав в том числе. Выдержку эту я даю для того, чтобы все желающие могли её распечатать и держать в машине, как шпаргалку.

Желание написать подобную статью и разобраться самому у меня возникло после очередного общения с инспектором ГИБДД. Злостным нарушителем правил дорожного движения я никогда не был, но за последние три месяца меня остановили дважды. Мой опыт подсказывает, что уповать на профессионализм сотрудника и его честность не стоит - примерно 50% всех остановок автомобиля инспектором так или иначе связаны с желанием заработать на водителе деньги. Приведу пару простых примеров из своей практики. Оба случая весьма показательны и произошли со мной в первый год после получения водительских прав. В первом случае я заехал за «кирпич», так как не заметил этого знака из-за дерева. Инспектор составил протокол и изъял у меня водительские права. Статья, которую мне вменили, звучала достаточно сурово: «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением». Хотя на деле это была абсолютно пустая дорога, которая шла вокруг технического университета. В ходе судебных разбирательств судьей был сделан запрос в управление ГИБДД. Оказалось, что в их реестре этот дорожный знак не значится. Права были мне возвращены, дело закрыто с мотивировкой «За отсутствием события административного правонарушения». Помимо этого знак не соответствовал одному из требований ГОСТа, в котором прописано, что обзорность знака должна быть не менее 100 метров. В моём же случае, «кирпич» был закрыт деревом. Но так получилось, что до ГОСТА дело даже не дошло. Второй случай произошел примерно через четыре месяца после первого. Патрульная машина догнала мой автомобиль и прижала к обочине. В ходе разговора оказалось, что инспектор якобы жезлом приказывал мне остановиться, но я не подчинился законному требованию инспектора. Также сотрудник ГИБДД мне сообщил, что это грубейшее нарушение ПДД влечет за собой наказание в виде лишения прав. Потом, приехав домой и открыв справочник «Правила дорожного движения и штрафы» прочитал, что за такой вид нарушения положен только штраф в 500 рублей. Сейчас мне об этом смешно даже писать, но тогда я был начинающим водителем и инспектор ГИБДД был в моём представлении образцом законопослушности и честности. За первые 6 месяцев своего водительского стажа я убедился в обратном. Думаю, отметка о дате выдачи водительских прав сыграла тогда не последнюю роль. Поэтому начинающим водителям я бы советовал быть особенно внимательными. Наверное, не стоит даже говорить о том, что после того случая кодекс об административных правонарушениях навсегда перекочевал ко мне в машину и занял своё место в бардачке.

Так как же вести себя, если вас остановил инспектор ГИБДД? Во-первых, не спешим покидать салон автомобиля и радостно встречать инспектора на ходу доставая свои документы. Забегая вперёд, скажу, что у инспектора ГИБДД есть всего 7 законных причин попросить вас выйти из автомобиля, причем если вы не пьяны и не собираетесь размахивать перед его носом пистолетом, то вместо 7 у инспектора остается уже только 5 причин вытащить вас из салона. Поэтому просто опускаем боковое стекло и ждем инспектора. Ждать водитель должен недолго, так как п. 67 Административного регламента говорит нам о том, что сотрудник, остановив машину, обязан без промедления подойти к водителю. Вы не должны стоять и ждать, пока инспектор занимается другими водителями или чем-то ещё. Согласно п. 20 Административного регламента инспектор без напоминания, хочется подчеркнуть это слово, без напоминания со стороны водителя, обязан представиться, назвав своё звание, фамилию и причину остановки. На моей практике сотрудники ГИБДД почему-то этого не делают. Уж не знаю, с чем это связано. То ли не любят они отчитываться перед каждым встречным водителем, то ли просто не считают нужным… трудно сказать. Слышал версию, что они этот момент игнорируют специально, чтобы по реакции водителя определить, кто перед ними: чайник, которого можно развести или же подкованный с юридической точки зрения человек. Как бы то ни было, если инспектор не представился, то сами просим его представиться и назвать причину остановки. Это законное право водителя. При необходимости ссылаемся на п. 20 Административного регламента №185. Очень важно, какую именно причину остановки назовёт инспектор. Вне стационарного поста есть только 5 законных причин для вашей остановки (п.63 Административного регламента МВД № 185): нарушение правил дорожного движения или иное правонарушение, опрос водителя в качестве свидетеля, привлечение водителя в качестве понятого (кстати, вы имеете право отказаться), привлечение водителя к оказанию помощи, спецмероприятия (например «Перехват», «Вулкан» и т.д.). Как видите, все причины кроме первой и последней вполне безобидны. Последняя, кстати встречается очень редко. Если инспектор ГИБДД в качестве причины остановки называет проверку документов, можете ему сообщить, что эта причина незаконна, так как документы инспектор имеет право проверять только на стационарном посту (об этом написано всё в том же п. 63). Если же причиной остановки инспектор называет нарушение ПДД или иное правонарушение, то вы вправе согласиться или не согласиться с ним. Но, даже если вы нарушили, инспектор обязан доказать сам факт нарушения. Часто бывает так, что инспектор не может доказать факт нарушения даже если оно было, но машину останавливает. Зачем? Ответ очевиден – попытка развести водителя на деньги, припугнув его составлением протокола. Поэтому, чтобы оградить себя от произвола сотрудников ГИБДД – настаивайте на составлении протокола в любом случае, даже если вы действительно что-то нарушили. Если не нарушили – тем более! Знайте, что по закону (п. 95 и п.101 Административного регламента МВД № 185) инспектор обязан выписать протокол, если вы не согласны с вмененным вам нарушением и собираетесь его оспаривать. Если же водитель согласился с нарушением, ему просто выписывают постановление-квитанцию на оплату штрафа. Поэтому сообщаете инспектору, что вы не согласны, решение будете обжаловать, после чего просите инспектора составить протокол, копию протокола принести вам для ознакомления. Помните, что обжалование протокола – это автоматическая проверка законности действий инспектора судьёй, который будет рассматривать ваше дело. Инспектор ГИБДД (если он не дурак) никогда не будет составлять протокол, если не в состоянии доказать нарушение. Потому что если протокол будет составлен, а доказательств вины водителя будет недостаточно, то инспектор как должностное лицо несёт за свои действия ответственность вплоть до уголовной. Например ст. 292 Уголовного кодекса «Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности». Поэтому сотрудник ГИБДД ещё 10 раз подумает, прежде чем будет составлять протокол. Помимо ст.292 можно привести и несколько других статей УК РФ. Например ст. 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей», ст. 330 « Самоуправство», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации». Даже если вам показали видеозапись нарушения – это не всегда будет доказательством вашей вины в суде. Например, в интернете есть видеоролик, где инспектор показывает водителю, которого обвинили в превышении скорости в зоне действия знака, ограничивающего скорость, видеозапись нарушения скоростного режима. Водитель спрашивает: «Где видно на записи, что я еду именно в зоне действия этого знака? Может быть, это было снято вообще в другом месте?» Стоит ли говорить, что водителя отпустили с миром. Помните: чтобы привлечь водителя к административному наказанию, его вину нужно доказать.

Если вас инспектор просит предъявить ему документы для составления протокола – выполните это требование. У вас тоже есть право попросить инспектора предъявить служебное удостоверение. Согласно п. 20 Административного регламента инспектор обязан предъявить служебное удостоверение по первому требованию в раскрытом виде не выпуская его из рук. Иными словами водитель имеет право перед передачей своих документов убедиться, что перед ним действительно сотрудник ГИБДД. К тому же это ещё одна возможность защитить себя от произвола: вас мог остановить инспектор, у которого нет с собой удостоверения (например, он только устроился на работу и не успел ещё его получить), перед вами стажёр и т.д. Наличие служебного удостоверения и нагрудного знака обязательны. К тому же, если дальнейшие действия инспектора будут на ваш взгляд незаконны – вы сможете написать жалобу в прокуратуру на имя этого инспектора. Для этого и необходимо ознакомиться со служебным удостоверением – убедиться, что перед вами действительно тот человек, за которого он себя выдает. Кстати, если инспектор попадется хамоватый, можете даже предупредить его о своём праве написать на него жалобу в прокуратуру. И это не будет считаться угрозой – вы имеете на это право и действуете в рамках закона. Данные служебного удостоверения лучше всего переписать либо произнести вслух, если ваше общение с сотрудником ГИБДД записывается на камеру. Запись на камеру – это, пожалуй, лучший вариант диалога с инспектором. Это ваше неопровержимое доказательство законности действий инспектора. Ещё и поэтому лучше вести диалог не выходя из машины – игра идёт на вашем поле и по вашим правилам.

Один из вопросов, который мне хотелось прояснить: обязан ли водитель передать документы инспектору или же имеет право просто предъявить, не передавая их в руки инспектора. В ходе изучения документов я пришёл все-таки к выводу, что водитель обязан именно передать документы для составления протокола. Это прописано в п. 26 Административного регламента №185. Просто в интернете есть достаточно много видео, где водители отказываются передавать свои документы, ссылаясь на то, что они их обязаны предъявить, а не передавать. Они не правы.

Практически всегда сотрудники ГИБДД просят водителя пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Водитель имеет право отказаться и остаться в машине. У инспектора, согласно п.70 Административного регламента МВД № 185 есть только 7 законных причин попросить вас выйти из автомобиля: необходимость устранения технической неисправности, наличия у водителя признаков опьянения, сверка номеров и агрегатов автомобиля, проведение личного досмотра, осмотра и досмотра машины, участие водителя в процессуальных действиях, помощь другим участникам дорожного движения, поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД.

Вообще на любое предложение инспектора необходимо требовать озвучить основание для того или иного действия. Потому что все они регламентируются нормативными документами. Инспектор обязан разъяснять вам ваши права и обязанности.

Бывает так, что когда водитель просит предъявить служебное удостоверение, настаивает на составлении протокола и собирается его обжаловать, инспектор, понимая, что составить протокол не может, потому как не в состоянии доказать правонарушение, пытается придраться к водителю, выдумывая на ходу повод. Например, они могут попросить открыть багажник. Фактически это ни что иное, как попытка осуществить досмотр транспортного средства. Согласно п.155 Административного регламента МВД № 185, есть только 3 законных причины выполнить досмотр автомобиля: ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д., отказ водителя от проведения осмотра автомобиля, проверка обоснованного предположения о наличии в машине оружия, боеприпасов, наркотиков, предметов или орудий административного правонарушения. Помните, что процедура досмотра возможна только при наличии двух понятых (п.156 Административного регламента МВД № 185). Поэтому смело требуйте оформления протокола на досмотр автомобиля и двух понятых.

Одной из причин досмотра автомобиля является отказ водителя от осмотра машины сотрудником ГИБДД. Для проведения осмотра в свою очередь согласно п.149 Административного регламента МВД № 185 есть также только 3 законных основания: ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д., необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (см. ниже «Основание для сверки номеров и агрегатов автомобиля»), наличие оснований полагать, что машина эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых её эксплуатация запрещена.

Если основанием для составления протокола послужил технический прибор измерения, то водитель вправе попросить предоставить ему следующие документы: свидетельство о поверке или запись о поверке в техническом паспорте прибора. Этот документ подтверждает правильность измерений, которые он осуществляет. Обратите внимание на серийный номер прибора, который указан в документе – он должен совпадать с номером прибора, показания с которого послужили причиной считать вас виновным в совершении административного правонарушения.

Часто, в случае конфликтных ситуаций, водителя начинают пугать доставлением в участок. Согласно п. 187 Административного регламента №185 у сотрудников ГИБДД есть 3 законных причины для задержания: невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, принятие решения о задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее административный арест, выявление признаков совершения лицом преступления. Иными словами инспектор ГИБДД ничего не может с вами сделать, если вы действуете чётко в рамках закона.

В процессе написания этой статьи меня заинтересовал ещё один момент. Сейчас достаточно широко сотрудники ГИБДД стали использовать в своей работе фоторадары «КРИС». Многие считают, что обжаловать протокол, основанный на показаниях данного прибора или письмо счастья, присланное по почте, бессмысленно. Я внимательно изучил руководство по эксплуатации данного прибора на предмет слабых мест. Что можно сказать – прибор надежный во всех смыслах. И работает он стабильно хорошо как в изнуряющую жару, так и в сильный мороз, при любой влажности и в любое время суток. И всё же есть в инструкции к прибору несколько зацепок, которые водитель мог бы попробовать использовать в качестве основания для обжалования. Например, я, как и большинство наверное, считали, что фоторадар одновременно фотографирует автомобиль и замеряет в момент фотографирования скорость. А вот и нет. В технических характеристиках указано следующее: максимальная дальность распознавания скорости – до 150 метров, максимальная дальность распознавания госномера – 50 метров. Иными словами, прибор сначала замеряет скорость, а затем, когда автомобиль подъезжает на расстояние 50 метров до прибора – делает фотоснимок. Мне, как рядовому водителю, не понятно – где гарантия, что фото машины и замер скорости принадлежат одной и той же машине, если два этих действия прибор выполнил с разницей во времени? Ладно, если дорога пуста, а если плотный поток? Ведь между 150 метрами (замер скорости) и 50 метрами (фото) целых 100 метров дороги. Помимо этого есть ещё и другие нюансы. Прибор должен быть установлен правильно. Фоторадар должен стоять под углом к дороге в 25 градусов на прямолинейном участке не менее 50-60 метров. Сотрудники ГИБДД, работающие с прибором, должны проходить инструктаж. Это своего рода учебный курс, так как прибор считается сложным и потому требующим определенной квалификации. На фото, которое сделал фоторадар, должна присутствовать только одна машина. А если, автомобиль ехал по полосе, предназначенной для общественного транспорта, то на фотоснимке должен быть виден ещё и край бордюра. Думаю, что шансы обжаловать показания прибора есть. Ведь судья, в случае если водитель оспаривает правонарушение, обязан проверить все детали дела, потому что доказательства, полученные с нарушением закона доказательствами не являются (ст.26.2 ч.3 Административного кодекса). Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший правонарушение, обязан будет предоставить суду доказательства правильности установки прибора, доказать, что он прошёл инструктаж и изучил руководство по эксплуатации, предоставить сведения о времени последней его поверки и так далее. Иными словами есть вероятность, что что-то всплывёт в процессе рассмотрения дела.

Вообще всегда, если вы сомневаетесь в действиях инспектора, звоните на телефон дежурного. По вашему запросу сотрудник ГИБДД обязан дать вам его номер телефона (п. 23 Административного регламента №185). Если не даёт, можно позвонить на телефон доверия. Поверьте мне, инспекторы этого очень не любят. Телефон доверия обычно всегда указан на двери патрульной машины. Лучше подготовиться заранее и держать этот номер всегда в автомобиле. На худой конец можно звонить 112.

Кстати, если даже вы действительно нарушили и ваше нарушение зафиксировал ваш видеорегистратор, то его запись вы не обязаны демонстрировать сотруднику ГИБДД. Сослаться при этом вы можете на ст.51 Конституции РФ, в которой говорится о том, что гражданин имеет право не свидетельствовать против себя или своих близких.

Помимо номера телефона доверия в вашем автомобиле всегда должны быть следующие документы: Правила дорожного движения со штрафами в последней редакции, а также Административный регламент №185 или краткая шпаргалка, собранная из выдержек Административного регламента, которую я дам ниже. Советую её распечатать и держать в автомобиле:

1) Законные причины остановки автомашины инспектором ГИБДД

(п.63 Административного регламента МВД № 185):

Нарушение ПДД или иное правонарушение;

Наличие данных о правонарушении (ориентировки, информация дежурного и др.);

Опрос как свидетеля ДТП;

Привлечение в качестве понятого;

Привлечение водителя к оказанию помощи;

Спецмероприятия;

Проверка документов (только на стационарных постах);

2) Сотрудник вправе предложить водителю выйти из машины только в следующих случаях (п.70 Административного регламента МВД № 185):

Необходимость устранения технической неисправности или нарушений правил перевозки грузов;

Наличия у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;

Сверка номеров и агрегатов автомобиля в присутствии водителя;

Проведение личного досмотра или осмотра и досмотра автомобиля;

Участие водителя в процессуальных действиях;

Помощь другим участникам дорожного движения или сотрудникам ГИБДД;

Поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД;

3) Основанием для сверки номеров и агрегатов автомобиля являются (п.82 Административного регламента МВД № 185):

Ориентировка дежурного или другого экипажа ГИБДД;

Спецмероприятия типа «Перехват», «Вулкан» и т.д.;

Выявление признаков подделки документов или госномеров;

4) Основанием для проверки техсостояния автомобиля являются (п.82 Административного регламента МВД № 185):

Визуальные признаки правонарушения, установленные статьями 8.23 и 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (Статья 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума», статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»).

5) Основаниями для задержания транспортного средства являются следующие причины (п.146 Административного регламента МВД № 185):

Отсутствие документов у водителя (водительские права, свидетельство о регистрации, страховка и т.д.) ст.12.3 ч.1;

Управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда) ст.12.5, ч.2;

Управление автомобиля водителем, не имеющим права управления данным транспортным средством (за исключением учебной езды) ст.12.7 ч.1;

Управление автомобиля водителем, уже лишенным права управления (ст.12.7 ч.2);

Управление автомобиля водителем, находящемся в состоянии опьянения (ст.12.8 ч.1);

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ч.4 ст. 12.19);

Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

Выявления автомобиля, находящегося в розыске;

Внимание! В случае устранения причины задержания на месте, перемещение транспортного средства сотрудником ГИБДД не производится!

6) Основаниями для осмотра автомобиля являются следующие причины (п.149 Административного регламента МВД № 185):

Необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (см. выше «Основание для сверки номеров и агрегатов автомобиля»);

Наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена;

В случае отказа водителя от осмотра транспортного средства, инспектор ГИБДД имеет право произвести досмотр автомобиля (п.151 Административного регламента МВД № 185). Досмотр инспектор обязан произвести в присутствии двух понятых.

7) Основаниями для досмотра автомобиля являются следующие причины (п.155 Административного регламента МВД № 185):

Ориентировка или специальные мероприятия, например такие как «Перехват», «Вулкан» и т.д;

Отказ водителя от проведения осмотра автомобиля;

Проверка обоснованного предположения о наличии в машине оружия, боеприпасов, наркотиков, предметов или орудий административного правонарушения и т.д.;

8) Основаниями для личного досмотра являются следующие причины (п.165 Административного регламента МВД № 185):

Наличие достаточных оснований полагать, что у водителя или пассажиров, в их вещах находятся орудия совершения административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

Осуществление административного задержания (пункт 192 Административного регламента МВД за № 185);

9) Основаниями для доставления водителя в служебное помещение являются следующие причины (п.187 Административного регламента МВД № 185):

Невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;

Принятие решения о задержании лица, совершившего административное правонарушение, влекущее административный арест;

Выявление признаков совершения лицом преступления или причастности лица, используемого им транспортного средства к совершению преступления;

10) Основаниями для административного задержания водителя, т.е. кратковременного ограничения свободы, являются (п.192 Административного регламента МВД № 185):

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста;

Необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;

Срок административного задержания не должен превышать три часа, в некоторых исключениях, когда идет производство по делу об административном правонарушении, мера наказания за которое предполагает административный арест – максимум двое суток (п.201 Административного регламента МВД за № 185).

11) Присутствие двух понятых необходимо при выполнении следующих действий инспектора ГИБДД:

Досмотр автомобиля (п.156 Административного регламента МВД № 185);

Отстранение от управления (п.127 Административного регламента МВД № 185);

Задержание машины в отсутствие водителя (п.147.7 Административного регламента МВД № 185);

Личный досмотр (п.166 Административного регламента МВД № 185);

Изъятие (арест) вещей и документов (п.183 Административного регламента МВД № 185);




Top