Правила описания объекта закупки по 223 фз. Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки. Как использовать товарные знаки при описании продукции

«живется легче», нежели тем кто закупает по . В этой статье мы приведем основные преимущества 223 Федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

7 преимуществ 223-ФЗ

Закупка у ЕП

Заказчик самостоятельно, на свое усмотрение, формирует перечень товаров и услуг, закупаемых у Единственного поставщика.

Отсутствует обязательство применять правило одноименности при закупке.

Таким образом также можно закупать непредвиденные закупки.

(В рамках 44-ФЗ, закупки до 100 т.р. не могут превышать 5% от всего объема закупок за год).

Закупка лекарств

Лекарственные препараты разрешено закупать по их наименованию, а не только по Международным Непатентованным Наименованиям (МНН).

Эта возможность позволяет минимизировать риски поставок лекарственных препаратов низкого качества, и закупать только нужный заказчику товар.

Эквивалент товара

Заказчик не обязан устанавливать возможность поставки эквивалента нужного товара.

В рамках 223-ФЗ заказчики имеют право указывать в закупочной документации конкретный товарный знак и правомерно отклонять предложения с эквивалентами (учитывая требования антимонопольного законодательства).

Закупочные процедуры

Заказчики могут самостоятельно разрабатывать способы закупочных процедур и порядок их проведения.

К примеру, можно провести Запрос предложений с маленьким сроком приема заявок, вместо Конкурса с большим сроком. Закупки можно проводить и в письменной и в электронной формах. Самостоятельно устанавливать критерии оценки участников и выбора победителя, например значимость ценового предложения можно установить в 15%, а опыт поставщика в 85%.

Планирование

Более простое планирование по сравнению с 44-ФЗ. Хотя план закупок и формируется на весь год, но в него могут вноситься изменения в любой момент по той, или иной причине. Также заказчики не обязаны делать обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Условия договора

Разрешается изменять условия договора на всех стадиях его заключения и исполнения.

Можно изменять порядок оплаты, продлевать сроки поставки, увеличивать объемы и т.д., по согласованию с поставщиком.

Несостоявшиеся закупки

Если закупка не состоялась, заказчики вправе не проводить повторную процедуру, а просто провести закупку у Единственного поставщика. Согласование с контролирующим органом и привлечение экспертов, также не требуется.

Здравствуйте, Андрей.

Не совсем ясен Ваш вопрос, Вы указываете на то, что Заказчик установил требования к стране происхождения товара, но в тоже время указывает на преференции в отношении Российского товара.

Как верно указал коллега, Заказчик вправе не указывать слова «или эквивалент» в отличие от закупок по 44-ФЗ и указать страну происхождения товара.

Нужно изучать Извещение и Положение о закупках Заказчика.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример разъяснений с примерами судебной практики

Закупки по 223-ФЗ и эквивалентность

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.

Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:

п.1 ч.10 ст.4 («В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: <…>
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика <…> »).

Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.

Заказчику следует помнить об ограничениях этого права

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».


Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований Закона 223-ФЗ суд учитывает следующее:

Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
https://otc.ru/academy/article...

С уважением! Г.А. Кураев

В статье расскажем, какие требования Закон № 223-ФЗ устанавливает к описанию объекта закупки, какие правила должны соблюдать заказчики и что изменится в 2020 году.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

При подготовке документации о закупке в конкурентных процедурах заказчик по закону № 223-ФЗ должен описать объект закупки. Правила начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). В описании заказчик указывает функциональные характеристики, потребительские свойства, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемого товара, работы либо услуги.

Ранее заказчика не контролировали в данном вопросе. Он сам устанавливал правила в своем положении о закупках. Теперь заказчику необходимо описывать объект закупки по нормам 223-ФЗ.

При описании заказчик указывает следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам, ГОСТам, ТУ);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4). Наряду с вышеперечисленным, Заказчик может указывать товарный знак закупаемого товара, но по определенным правилам.

Виталий Байрашев , эксперт в сфере закупок

Смотрите, как с учетом последних изменений описать предмет закупки по Закону № 223-ФЗ. Виталий Байрашев разъясняет, какие требования необходимо соблюдать и как применять технические регламенты и национальные стандарты. Из вебинара узнаете о типичных ошибках, которые допускают заказчики в техническом задании.

Когда нужно включать товарный знак в описание объекта закупки по 223-ФЗ

По общему правилу в описании объекта закупки заказчик не может указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и наименование страны происхождения товаров. Такое указание может необоснованно ограничить количество участников закупки. Заказчик обязан соблюдать эту норму, кроме случаев, когда не может дать более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Если все-таки заказчик в документации о закупке использует указание на товарный знак, то обязан написать слова «или эквивалент».

Но бывают и такие закупки, когда он вынужден не использовать слова «или эквивалент». Например, при несовместимости товаров. Когда у заказчика уже приобретен товар и к нему закупаются комплектующие товары. Самая распространенная закупка в данном случае – это картриджи к уже купленным принтерам . Еще заказчик не прописывает слова «или эквивалент» в документации о закупке, если закупает запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые он использует. Примером закупки могут быть автозапчасти для автомобильного парка заказчика.

Если заказчик по закону 233-ФЗ одновременно является участником закупок по 44-ФЗ, то также может не использовать слова «эквивалент» при закупке необходимых товаров, работ, услуг. Еще одним исключением являются закупки с указанием конкретных товарных знаков, если это предусмотрено условиями международных договоров (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик в большинстве своем не указывает товарные знаки и должен постараться дать характеристики товара в описании объекта закупки. Если же контролеры найдут в положениях документации о закупке ограничения конкуренции, то отменят закупку и накажут заказчика.

Для начала соберите всю необходимую информацию о закупаемом товаре. Например, если вы закупаете бумагу для печати, сформулируйте все необходимые вам технические и качественные характеристики.

Формируйте описание так, чтоб в закупке могли участвовать не менее трех производителей закупаемого товара. Для описания объекта закупки не обязательно использовать все технические параметры товара. Достаточно 4-5 показателей, но действительно характеризующих ваш товар. При закупке бумаги для печати берем следующие параметры:

  • Бумага для офисной техники формата А4,
  • Размеры, мм не менее 210 х 297 мм,
  • Плотность – 80гр/м2 ,
  • Количество листов в пачке – не менее 500,
  • Белизна – не менее 146 CIE,
  • Непрозрачность – не менее 91%.

Этих характеристик достаточно для того, чтоб в данной закупке участвовало несколько участников, при этом не было ограничения конкуренции. Под данные характеристики подходит несколько производителей, например, SvetoCopy, IQ и Data Copy.

Обязательно пропишите следующие требования к товару:

  • Товар не должен находиться в залоге, под арестом или под иным обременением.
  • Товар является новым, не использованным и не имеющим дефектов.
  • При наличии предоставить Сертификаты качества и комплектности Товара.
  • Товар не должен представлять опасности для окружающих.
  • Товар поставляется в упаковке без нарушения целостности транспортной и фабричной упаковки. Упаковка товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке, а также при погрузочно-разгрузочных работах. Каждая упаковка должна иметь маркировку.
  • Товар соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9706-2000.

В описании объекта закупки установите гарантии качества. Срок предоставления гарантии качества должен быть не менее срока годности, установленного производителем данного товара.

В случае обнаружения Покупателем дефектов в течение гарантийного срока завода изготовителя товара такие дефекты должны быть устранены Поставщиком в течение 10 дней со дня получения извещения о выявлении дефектов. Так вы обезопасите себя и не получите некачественный товар, а также не ограничите конкуренцию.

Вопрос

Вправе ли Заказчик при осуществлении закупок по 223-ФЗ, указать в документации о закупке торговое, фирменное наименование, производителя, марку закупаемого товара? В Положении о закупке данных ограничений не установлено.

Ответ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют положения, аналогичные изложенным в п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе нормам о запрете включать в описание объекта закупки указания на товарные знаки, марки закупаемого товара и т.п. Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре, в том числе в товаре конкретного производителя. Суды, как правило, считают, что указание наименования производителя товара, марки товара и т.п. не нарушают норм Федерального закона № 223-ФЗ.

При этом необходимо учитывать, что при осуществлении закупок товара конкурентными способами должны соблюдаться требования Федерального закона № 135-ФЗ о защите конкуренции.

Обоснование

Позиция судов 1. правомерно .

Госорганы: три позиции (первая - совпадает с позицией судов 1, вторая и третья - отличаются от позиций судов).

Позиция госорганов 1. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно .

Решение ФАС России от 06.04.2016 N 223ФЗ-138/16

«В... Документации Заказчиком установлены требования о поставке товара производства ЗАО...

Выбор оборудования конкретного производителя обусловлен необходимостью его совместимости с ранее установленным оборудованием.

У Заказчика имеются договорные обязательства на поставку оборудования данных производителей, что не позволяет поставку эквивалентного оборудования.

Заявителем... не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что иное оборудование совместимо с ранее установленным у Заказчика».

Решение ФАС России от 17.09.2015 N 223ФЗ-257/15

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.04.2016 по жалобе N Т02-214/16

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.03.2016 по жалобе N Т02-138/16

Санкт-Петербургского УФАС России от 07.08.2015 по жалобе N Т02-392/15

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.08.2015 по жалобе N Т02-384/15

Позиция госорганов 2. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно, если это предусмотрено положением о закупке.

Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2017 N Д28и-1243

«Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования... которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке. <...>

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчик вправе самостоятельно определять, какие сведения о закупаемом товаре (в том числе исключение возможности поставки товара-эквивалента) в зависимости от видов осуществляемой деятельности должны быть указаны в положении о закупке с учетом положений части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ».

Управления ФАС России

Решение Татарстанского УФАС России от 14.04.2016 по жалобе N Т04-122/2016

«...Положением о закупках заказчика не установлен запрет на закупку конкретного оборудования и не установлен запрет на невозможность поставки эквивалентного оборудования. ...Закон о закупках [Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ] не содержит каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и его изготовителя.

Следовательно, указание в документации... конкретных технических требований без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников запроса предложений...

Согласно пояснениям... заказчика... ПАО... объявило закупку без предложения аналогов исходя из... критериев... совместимости с ранее закупленной... продукцией... <...> ...Имеется... положительный опыт использования оборудования [требуемого производителя]...»

Решение Московского УФАС России от 07.10.2015 по делу N 1-00-1651/77-15

Позиция госорганов 3. Указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент правомерно, если это не приводит к ограничению конкуренции.

ФАС России, управления ФАС России

Письмо ФАС России от 31.03.2014 N АЦ/11870/14

«...При проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Установление... требований в том числе конкретной торговой марки закупаемых товаров без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов является правом заказчика при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства».




Top