Преподобная александра дивеевская. Преподобная Александра Дивеевская: Житие

), схимонахиня , первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря , преподобная

В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев , где приняла тайный иноческий постриг .

Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре . Сподобилась явления Богородицы , повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле . По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с. Дивееве , где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Агафия Семёновна поселилась в дер. Осиновке . Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева , и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в ). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань , за частицами мощей - в Киев , за колоколом - в Москву . После освящения всех трех приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) м. Агафия решила устроить общину. В г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками м. Агафии были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия.

Незадолго до кончины матушку посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский , в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.

Скончалась 13 июня года. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители .

Почитатели м. Александры свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы.

27 сентября года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены , в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии . 6 октября года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ - слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак, глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Литература

  • ЖПодв. Июнь. С. 126-136;
  • Серафим (Чичагов) , архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1;
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905;
  • Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 1985. Серг. П., 1992р;
  • Четвертый удел Богородицы / Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995;
  • Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители / Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997;
  • Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001.

Использованные материалы

  • Н. Н. Крашенинникова. Александра Дивеевская. Православная энциклопедия, т. 1, с. 545-546
  • Статья сайта Седмица.Ru :
    • http://www.sedmitza.ru/text/1268485.html - тропарь

Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семёновна; † 13.06.1789), прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), схим., первоначальница Дивеевского Серафимова монастыря. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском у. Сохранилось описание внешности святой Александры: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами.

Рано овдовев, Агафия с 3-летней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре, где сподобилась явления Божией Матери, которая повелела ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев Александра скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России.

Около 1760 г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с. Дивеево, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Агафия обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Поселилась святая со своей дочерью в соседней деревне Осиновке.

Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, тогда Агафия отпустила на волю своих крестьян, продала имения, а вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей), а также раздавала бедным.

Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В 1767 г. заботами святой было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей — в Киев, за колоколом — в Москву. После освящения всех 3 приделов храма (правый — в честь свт. Николая, левый — в честь явившегося ей во сне святого равноапостольного архидиакона Стефана) Агафия Семёновна решила устроить общину.

Прп.Александра Дивеевская

В 1788 г. Агафия получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями.

Вместе с ней жили ещё 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками Агафии были — строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия.

Незадолго до кончины святую посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, в то время ещё молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине.

Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра . Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели преподобной Александры Диввеевской свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от её могилы.

27 сент. 2000 г. были обретены мощи схимонахини Александры Дивеевской, схим. Марфы и мон. Елены, а в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии.

К лику общецерковных святых преподобная Александра Дивеевская причислена определением Архиерейского Собора 2004 г.

ТРОПАРЬ И КОНДАК ПРЕПОДОБНОЙ
схимонахине Александре

Тропарь, гл. 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/
преподобная мати наша Александро/
слез источник непрестанный соделалася еси,/
молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/
и изобилие благодати Божия стяжала еси/
благословение Царицы Небесныя/
об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/
восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/
емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/
и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя://
помяни нас у Престола Божия.

Кондак, гл. 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/
явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/
преподобную мати нашу Александру,/
да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

В старину на могилке матушки Александры сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы.

А иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Он оказался затопленным водой реки Вичкинза, когда ее запрудили и устроили водохранилище (пруд).

Современный источник возник под горою за аптекой сам, впоследствии был расчищен. И поскольку источник матушки Александры не сохранился, он считается ее источником. Рядом с источником была устроена часовня, освященная в честь преподобной Александры Дивеевской.

На Крещение, на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», на Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. В 2003 году (попечением коллектива Волгодонской АЭС) была благоустроена территория источника, построены новые часовня и купальня.

Сегодня день воскресный, Неделя 1-я по Пятидесятнице, Неделя Всех святых.

И сегодня мы можем поздравить абсолютно всех с Днем ангела, ведь в этот день мы мысленно обращаемся к бесчисленному сонму святых, прославленных у Господа за все время от сотворения мира.

Также, согласно календарю, Святая Церковь сегодня особо выделяет память: мцц. Акилины Старшей и Антонины Никейской (конец III - начало IV в.). Свт. Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской (IV). Прпп. Анны и сына ее, Иоанна Вифинского (IX). Прпп. Андроника, игумена, и Саввы, Московских подвижников (XIV-XV). Прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой) (XVIII).

Сщмч. Алексия Архангельского, пресвитера убиенного в 1918 году и мц. Пелагии Жидко, почившей в 1944 году.

Прославляются иконы Божией Матери: «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»), «Нерушимая Стена», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Мати Дево», Дектоурская, «Благодатное Небо», «Блаженное Чрево», «Животодательница», Ясноборская, «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение».

Всех-всех именинников мы еще раз поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о первоначальнице Дивеевской обители - преподобной Александре Мельгуновой. Будущая святая Александра в миру звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы на рубеже 20-х-30-х годов XVIII столетия. Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку, и Агафия Семеновна недолго была замужем. Ее супруг рано скончался, около 1755 года оставив ее с маленькой дочерью на руках.

Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу. Она со своей дочерью отправилась в Киев и поступила в Киево-Флоровский монастырь, где постриглась с именем Александра. Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и получить от Нее прямое указание идти на север России, и основать новую обитель там, где укажет Пресвятая Дева. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью.

В 1760 году шла она из Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя двенадцати верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь, и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих...» Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла в Саровскую пустынь с великой радостью.

Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгая обстановка монастыря покорила ее душу. Познакомившись с насельниками, Агафия Семеновна открыла им свою душу и попросила от них совета и вразумления. Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все, указанное Царицей Небесной, а также поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.

В деревне Осиновка вскоре заболела и скончалась десятилетняя дочь Агафьи Семеновны - порвалось последнее звено, связывающее ее с миром. Это произошло около 1764 года. Тогда она решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями, для чего отправилась в свои поместья. Немало времени потребовалось ей для устройства дел: около 3 лет. Она продала все свои имения, чем значительно увеличила свой и без того большой капитал. Затем часть капитала положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить храмы Божии.

Агафия Семеновна вернулась в Дивеево в конце 1767 года. Саровские старцы благословили ей поселиться у приходского дивеевского священника Василия Дертева, жившего вдвоем с женой. На его дворе Агафия Семеновна выстроила себе келлию и прожила в ней в скромности 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. Святая Александра на свои средства занялась строительством и благоукрашением храмов. Сперва отремонтировала деревянную Стефановскую церковь, а затем пристроила к ней придел во имя святителя и чудотворца Николая и придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Построила целую каменную церковь в честь Казанской иконы Богородицы, получила для нового храма список Казанской иконы из самой Казани. Большую часть своего капитала матушка Александра пожертвовала в Саровскую пустынь. Она помогала многим девицам-сиротам в миру: чтобы соблюсти их чистыми от греха, наделяла их приданым, и они могли выйти замуж.

За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить монашескую общину, чтобы исполнить все приказанное Божией Матерью. В 1788 году одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, пожертвовала матушке Александре 1300 квадратных сажен своей земли рядом с церковью. Взяв благословение, мать Александра построила на этой земле три келлии и оградила пространство деревянной оградой; одну келлию заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, а третью предназначила для приглашенных жить трех послушниц.

Нужно отметить, что великая старица, мать Александра с особенным уважением обращалась к еще юному в то время послушнику, монаху и затем иеродиакону Серафиму, будущему чудотворцу.

В июне 1789 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала восприять на себя великий ангельский образ. Дивная старица, схимонахиня Александра, скончалась 13 июня в возрасте не более 60 лет.

Честные мощи первоначальницы матушки Александры были обретены лишь в сентябре 2000 года и перенесены в церковь Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря, где и почивают ныне.

Преподобная мати Александро, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Приблизительно около 1760 года прибыла в Киев со своей трехлетней дочерью вдова Агафия Семеновна Мельгунова, богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний. Она владела семьюстами душ крестьян, имела капитал и громадные поместья. Известны имена ее благочестивых родителей - Симеон и Параскева. Сведения о ее жизни были переданы дивеевским священником Василием Дертевым, у которого Мельгунова жила, а также сестрами ее общины и протоиереем Василием Садовским. Но и эти свидетельства весьма отрывочны, так как матушка Александра по смирению своему очень мало о себе рассказывала.

Монашество она приняла во Флоровском монастыре под именем Александры. Подвижническая жизнь ее во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно, - свидетельствуют священники Дертев и Садовский, а также Н. А. Мотовилов, - что мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: „Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой - Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусския места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!“ И преста видение».

Мать Александра хотя и восхитилась духом, но не сразу решилась предаться вере во все слышанное и виденною ею. Слагая все в своем сердце, она сперва сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим великим и богодуховенным отцам Киево-Печерской Лавры и старицам, одновременно подвизавшимся с нею в Киеве. Мать Александра просила их разобрать, рассудить и решить, что за видения удостоилась она, и не есть ли это мечта, игра воображения и прелесть. Но святые старцы и старицы после молитв и долгих размышления единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра - ввиду того, что удостоилась быть избранницею, первоначальницею и первоосновательницею Четвертого жребия Божией Матери во вселенной, - блаженна и преблаженна.

Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. По показаниям старожилов, она в 1760 году шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя двенадцать верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе для отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви, где и уселась на стопе лежавших бревен. Усталая, уснула сидя, и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, Которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесныя, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленнаго!»

Мать Александра дошла до Саровской пустыни в великой радости. И так как этот монастырь процветал тогда святостью жизни многих великих и дивных подвижников, то они могли ей помочь советами и наставлениями. Познакомившись с ними, Агафия Семеновна открыла им душу и попросила от них совета и вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы подтвердили ей слова и пояснения киево-печерских иноков и также посоветовали всецело предаться воле Божией и исполнять все ей указанное Царицей Небесной. Вскоре заболела и скончалась ее девяти- или десятилетняя дочь. Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще указание Божие и подтверждение всего возвещенного ей Царицей Небесной.

Агафия Семеновна по благословению саровских старцев решила отрешиться от всего своего имущества. Немало времени потребовалось ей для устройства дел: отпустив своих крестьян на волю за небольшую плату, а тех, которые не желали воли, распродав за сходную и недорогую цену тем добрым помещикам, которых они сами себе выбрали, она совершенно освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Часть капитала она положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а, главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить или возобновить храмы Божии. Современники указывают двенадцать церквей, построенных и возобновленных Агафией Семеновной. Среди них Успенский собор Саровской пустыни, достроить который матушка помогла значительным капиталом.

По возвращении в Дивеево Агафия Семеновна выстроила себе келию на дворе священника отца Василия Дертева и прожила в ней двадцать лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. По своему смирению, она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев отца Василия, ходя за его скотиной, стирая белье. Кроме этого мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Все это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видал. Однако, несмотря на все старания и укрывательства, крестьяне стали мало-помалу признавать благодетельницу. Дети указывали на мать Александру, а она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков и действий. Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы - сороки и красивые полотенца.

Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы, Евдокии Мартыновны: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и при том зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную, кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки полные».

В начале 70-х годов XVIII века мать Александра приступила к постройке каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери взамен старого деревянного на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Когда была освящена Казанская церковь, помещица Жданова пожертвовала небольшой клочок земли с северной стороны храма. И здесь матушка первоначальница построила первые три келии - для себя, четырех послушниц и странников, которые направлялись на богомолье в Саровскую пустынь. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей, около лежанки оставалось место только для того, чтобы в свое время там, у умиравшей матушки, мог встать настоятель Пахомий, и на коленях перед матушкой иеродиакон Серафим, получивший от нее благословение заботиться о дивеевских сестрах. Тут же была дверь в темную каморку - молельню матушкину, где уже могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было. Это молитвенное созерцание матушкино перед Распятием положило отпечаток на весь дух жизни дивеевских сестер. Молитва на мысленной Голгофе, сострадание Распятому Христу - самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев.

В течение двенадцати лет в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней. Эти духовные беседы Агафии Семеновны вспоминались с благодарностью прихожанами села Дивеева даже много лет спустя после ее смерти. К ней стекались со всех сторон не только одни простые люди, но и высокопоставленные лица, купечество и даже духовенство, чтобы послушать ее наставления: получить благословение, совет и удостоиться ее привета. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судии и, конечно, беспрекословно подчинялись ее решениям. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез, об этом часто вспоминал отец Серафим.

Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия. Она и сестры, кроме того, шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования, даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы. Общинка матери Александры была плоть от плоти Саровской пустыни. Жизнь матери Александры и ее сестер вполне соответствовала идее нищенства, работы на насущное пропитание.

В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра восприяла на себя великий ангельский образ. Она просила отцов-подвижников, ради любви Христовой, не оставлять и не покидать неопытных ее послушниц, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицею Небесною. На это старец отец Пахомий ответил: «Матушка! Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной попечением о твоих послушницах не отрекаюсь, также и молиться за тебя не только я до смерти моей буду, но и обитель вся наша никогда благодеяний твоих не забудет. Впрочем, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, - духовность его тебе известна, и он молод, - доживет до этого; ему и поручи это великое дело». Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит.

Дивная старица Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушка говорила своей келейнице: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли»

Тропарь, глас 4

Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак, глас 8

Дивеевския светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освещаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущим святую память вашу.

Величание

Ублажаем вас, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

, преподобная

В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев , где приняла тайный иноческий постриг .

Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре . Сподобилась явления Богородицы , повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле . По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с. Дивееве , где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Агафия Семёновна поселилась в дер. Осиновке . Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева , и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

В г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в ). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань , за частицами мощей - в Киев , за колоколом - в Москву . После освящения всех трех приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) м. Агафия решила устроить общину. В г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками м. Агафии были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия.

Незадолго до кончины матушку посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский , в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.

Скончалась 13 июня года. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители .

Почитатели м. Александры свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы.

27 сентября года были обретены мощи схим. Александры, схим. Марфы и мон. Елены , в декабре того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии . 6 октября года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ - слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак, глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Литература

  • ЖПодв. Июнь. С. 126-136;
  • Серафим (Чичагов) , архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1;
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905;
  • Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 1985. Серг. П., 1992р;
  • Четвертый удел Богородицы / Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995;
  • Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители / Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997;
  • Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001.

Использованные материалы

  • Н. Н. Крашенинникова. Александра Дивеевская. Православная энциклопедия, т. 1, с. 545-546
  • Статья сайта Седмица.Ru :
    • http://www.sedmitza.ru/text/1268485.html - тропарь



Top