Преступления и правонарушения на финансовых рынках. Преступления в финансово-кредитной сфере. Незаконные валютные операции

О российской мафии без сенсаций Аслаханов Асламбек Ахмедович

Преступность в финансовой сфере

Денежная эмиссия . В первой половине 90-х гг. ХХ в. произошел качественный рост незаконного финансового оборота. Фальшивомонетничество в значительной мере поразило кредитно-финансовую систему России. В 2001 г. было выявлено 15 755 фактов подделки и сбыта фальшивых денежных знаков или на 10,3 % больше чем в 2000 г.

В 2001 г. к уголовной ответственности было привлечено 1286 изготовителей фальшивых денег. В криминальный бизнес, связанный с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, включились транснациональные организованные преступные группы, объединенные жесткой дисциплиной на этнической основе.

Недавно сотрудники МВД Грузии арестовали в Тбилиси Мухамеда Махаури, который является лидером международной группировки фальшивомонетчиков. На допросах он дал сенсационные показания о том, что его сообщники в России напечатали более 10 млрд долл., которые небольшими партиями предполагается реализовать в странах СНГ.

Прежде в России в основном имели хождение так называемые «арабские» доллары, изготовленные в Азербайджане и Дагестане. В последнем подделка валюты была поставлена на «широкую ногу»: в частных домах стояли типографские машины, способные за одну ночь напечатать до миллиона долларов (!).

В сентябре 1999 г. сотрудники МВД и УФСБ в Омске задержали несколько выходцев из Кавказа, которые пытались продать местным преступным сообществам 350 тыс. поддельных долларов из расчета 20 центов за 1 фальшивый доллар. Как показал один из покупателей поддельных купюр, «крышу» ему предоставили полевые командиры транснациональных преступных формирований в Чечне. Станки работают круглосуточно. Напечатано уже около 10 млрд долл. (!) Но в оборот их сразу не запустят.

По-видимому, часть террористических акций, осуществленных на территории России в 1996–2003 гг., была оплачена фальшивками. Например, информация о том, что Усама бен Ладен выделил на дагестанский рейд Хаттаба и Ш. Басаева наличными именно 25 млн долл., до сих пор не нашла подтверждения.

Кредитование. Криминальные процессы в кредитно-финансовой системе России почти непрерывно трансформируются: хищения денежных средств, использование подложных платежных документов, незаконное получение и нецелевое использование кредитов сменились массовым «бегством» капитала в теневую экономику и зарубежные банки с последующим их «отмыванием». В 2001 г. 63 978 преступлений в кредитно-финансовой сфере нанесли ущерб более чем на 10 млрд руб. В последнее время значительное распространение получили факты мошеннического завладения средствами вкладчиков по поддельным пластиковым карточкам. По данным ГУБЭП МВД РФ, в подмосковном Красногорске группе мошенников удалось изготовить смарт-карту, не уступающую по качеству современным электронным картам «VISA» и «Master Card».

Налогообложение. Критически высокий уровень характерен для преступности в сфере налогообложения, где сформировалось устойчивое влияние на процессы сокрытия доходов со стороны организованных криминальных группировок. Уклонение от налогообложения приобрело системный характер и превратилось в одно из направлений деятельности преступных сообществ. По оптимистическим экспертным оценкам государство ежегодно недополучает около 30 % причитающихся платежей, т. е. около 15 млрд долл.

В Оренбургской области завершено расследование уголовного дела о злоупотреблениях, совершенных сотрудниками ряда территориальных органов налоговой полиции при реализации имущества, арестованного ими по делам налоговых проверок. В ходе расследования установлено, что Управлением ФСНП по Оренбургской области с Умновского спиртоводочного завода в счет погашения задолженности по налоговым платежам было вывезено 917,4 т спирта на сумму 21,9 млн руб. Реализация изъятого спирта в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1995 г. «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» осуществлялась через Фонд содействия органам налоговой полиции г. Оренбурга, не имевшего квот и лицензий на этот вид деятельности.

Распространение коррупции в рядах ФСНП стало одной из причин ликвидации в 2003 г. данной службы как самостоятельной с передачей ее функций ГУБЭП МВД России.

Влияние криминальных структур распространяется не только на сферу малого бизнеса, но и на стратегически важные отрасли, определяющие экономическую жизнь регионов. Так, в Красноярском крае выявлено 67 зарегистрированных предприятий, в которых в качестве учредителей выступают преступные «авторитеты». Эти фирмы располагают большими финансовыми возможностями, специализируются на внешнеэкономической деятельности, коммерческих операциях со стратегическими материалами, и в том числе с сырьевыми ресурсами, вывозимыми из региона.

В Татарстане контроль со стороны преступных группировок распространился на деятельность предприятий, составляющих существенную долю в экономике Республики, в частности, занимающихся внешнеэкономической деятельностью по реализации нефти, нефтепродуктов и иных стратегических для экономики Республики ресурсов.

В Липецкой области некоторые криминальные группировки уже выработали тактические приемы по координации деятельности коммерческих структур, позволяющие управлять процессом уклонения от налогообложения. Будучи связаны с учредителями и сотрудниками правоохранительных органов, такие группировки имеют реальную возможность заблаговременно получать информацию о предстоящих налоговых проверках и расшифровывать возможные пути документирования и доказательства нарушений налогового законодательства путем скоординированных действий.

Одна из наиболее острых проблем - массовая неуплата таможенных пошлин, что наносит государству значительный ущерб. Наиболее широко используются такие злоупотребления как: изменение кода досматриваемого товара; мнимый возврат товара за границу; мнимый реэкспорт товара; занижение таможенной стоимости товара; таможенное оформление без предъявления груза; уход от таможенного налогообложения за счет изменения данных о стране-изготовителе; обслуживание контрактов-«двойников», когда таможней оформляются грузы по контрактам фирм, пользующихся льготами таможенного налогообложения, а впоследствии грузы переправляются в адреса фирм, не имеющих указанных льгот.

Так, 1998 г. Московским городским судом осуждены по ст. 210, ч. 2, 188, ч. 4, 174, ч. 3, 199, ч. 2 и ч. 2 ст. 327 УК РФ к длительным срокам лишения свободы с конфискацией имущества члены преступного сообщества Генеральный директор ООО «Квадрум» и менеджер ООО «Квадрум», которые организовали контрабанду в Россию аккумуляторных батарей из Америки для последующей реализации и отправки из России в Латвию денежных средств. В процессе преступной деятельности использовались поддельные инвойсы (счета-спецификации), соответствующие по номерам настоящим, в которых были занижены количество и стоимость товара. Всего совместно с другими соучастниками они переместили в Россию минуя таможенный контроль товара на 3 млн долл. США, а из России в Литву свыше 12 млн долл. США. Кроме того, в государственный бюджет не поступили налоги на сумму около 5 млн долл. США.

В октябре 1999 г. Региональным управлением по борьбе с организованной преступностью г. Москвы в Юго-Восточном округе столицы была выявлена созданная преступным сообществом подпольная таможня, через которую, по предварительным данным, без уплаты таможенных платежей на территорию РФ мог быть ввезен товар на сумму, превышающую 220 млн долл. США.

Сравнительно недавно по инициативе Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ была создана совместная следственно-оперативная бригада, расследующая уголовное дело в отношении организованной преступной группы, которая в течение трех месяцев без уплаты таможенных пошлин незаконно ввезла на территорию России 2,5 тыс. (!) контейнеров и более 1 тыс. железнодорожных вагонов с товарами на сумму свыше 150 млн долл. США. В отношении работников таможенных Управлений г. Санкт-Петербурга и г. Москвы было возбуждено 5 уголовных дел.

Стоимостное выражение теневой части внешнеэкономической деятельности в России оценивается сегодня в 16 млрд долл.

В условиях рынка сохраняются и развиваются теневые формы криминальной экономики. По данным Главного управления МВД РФ по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП МВД РФ), организованными преступными формированиями контролируется более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. С целью «отмывания» этих денег криминальными структурами создано более 2 тыс. предприятий. В 2001 г. по ст. 174 УК РФ было зарегистрировано 1439 фактов легализации «грязных» денег, Полученных незаконным путем (ст. 174 Уголовного кодекса). В 2002 и 2003 гг. число выявленных фактов отмывания «грязных» денег в России резко сократилось, поскольку по ст. 174 и 174(1) УК России стало преследоваться лишь отмывание имущества, полученных лишь преступным путем и лишь на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (около 3000 долл. США на 1 июня 2003 г.).

Расходование бюджетных средств. Повсеместное распространение получили факты противоправного использования бюджетных средств, выделенных на социальные программы. Объединенной следственно-оперативной группой ГУБЭП МВД РФ в настоящее время проводится расследование по уголовным делам, связанным с хищениями средств Пенсионного фонда в Республике Дагестан. Выявлена преступная деятельность руководителей Пенсионного фонда РФ в Республике Дагестан во главе с управляющим, который по поддельным договорам похитил 43 млн руб. За хищение бюджетных средств в крупных и особо крупных размерах арестованы и привлекаются к уголовной ответственности 11 должностных лиц органов власти Республики. Заместитель главы администрации г. Махачкалы объявлен в розыск за хищение 35 млн руб.

Хищения совершались путем неоприходования товарно-материальных ценностей, отпущенных с завода «Дагдизель» в счет расчетов по налогам с местным бюджетом и Пенсионным фондом по указаниям главы администрации г. Каспийска и управляющего Пенсионным фондом Республики.

Завершено расследование по факту хищения министром юстиции Республики Дагестан 50 млн руб., выделенных из бюджета на покупку здания Хасавюртовского нарсуда.

Из-за отсутствия механизма контроля за выделением и использованием льготных государственных кредитов и ответственности за их нецелевое использование огромные кредитные средства «осели» в коммерческих банках, а затем были конвертированы и переведены за рубеж.

Проверка Счетной палатой России Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) показала, что лишь за 1998 г. Фонд собрал 4 млрд долл. На содержание администрации Фонда было истрачено 4 млн долл., что соответствует среднегодовой стоимости лечения 36 тыс. россиян. Только за бензин, водителей и техническое обслуживание автомобилей руководителей Фонда было уплачено 100 тыс. долл. 14 руководителей Фонда наговорили по сотовым телефонам на 400 тыс. руб., что соответствует стоимости медицинской помощи 600 российским гражданам. В региональных ФОМС выявлено нецелевое и нерациональное расходование средств на 474,2 млн руб., что соответствует гарантированной государством бесплатной медпомощи почти 700 тыс. человек. В Эвенкийском автономном округе руководство истратило на себя в 5 раз больше положенного. В Республике Тыва - в 3,4 раза. В Калмыкии, Адыгее, Костромской области и Краснодарском крае - более чем в 2 раза.

В незаконных финансовых операциях предпочтения отдаются так называемому «черному налу». В лексиконе российского бизнеса этот новый термин трактуется как не облагаемые налогами наличные деньги. Форм и методов получения «черного нала» предостаточно, особенно в игорном и лотерейном бизнесе. В России насчитывается 149 видов лотерей. Только на «ниве» этих видов коммерческой деятельности трудится около 400 тыс. человек. По оценкам специалистов, на долю этого бизнеса приходится почти 40 % «черного нала», который, в свою очередь, составляет ныне до 42 % всей наличной денежной массы России.

Одним из наиболее эффективных механизмов оборота наличных денег считаются ночные клубы, которых в России ни много, ни мало, а 5300. Здесь транжирятся огромные суммы денег российских нуворишей и формируется «нал» отечественных мафиозных структур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Глава 4. Собственность и преступность Мы можем определить любого, кто совершает агрессию против личности или собственности, произведенной другим человеком, как преступника. Преступником является любой, кто пускает в ход насилие против другого человека или его

автора

1.4. Защита прав потребителей в финансовой сфере и финансовое образование Основная цель защиты потребителей – выправить асимметрию в доступе к информации и ресурсам между потребителями и финансовыми организациями. Финансовые организации хорошо ориентируются в

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере Финансовое образование и защита прав потребителей – взаимодополняющие элементы, необходимые для нормального функционирования финансовых рынков, особенно в условиях низкого доверия населения к финансовым

Из книги Диктатура банкократии. Оргпреступность финансово-банковского мира. Как противостоять финансовой кабале автора Катасонов Валентин Юрьевич

3.2. Мировая организованная преступность как бизнес «Серая» и «черная» экономикаНаркобизнес относится к тому сектору экономики, который принято называть «черным» сектором экономики. Это та часть всей экономики страны, в которой деятельность бизнеса сопряжена с

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере Для проведения НЭПа были необходимы устойчивая денежная система и стабилизация рубля. Нарком финансов Г. Сокольников бьш против денежной эмиссии, но не был понят. Эмиссия продолжалась и только чудом не осуществился план

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений состоит из множества международных организаций. Некоторые из них располагают достаточно большими полномочиями, а также

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

2.10 Преступность и коррупция Последние скандалы вокруг Bank of New York и компании Mabetex поставили проблемы преступности, коррупции, отмывания «грязных» денег в России в центр мировой политики. На наш взгляд и по мнению иностранных компаний, работающих в России, масштаб этих

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Как мы остановим преступность Чистку государственного аппарата мы проведем в первую очередь и предполагаем ее вести так. Мы примем закон о тайных судах для государственных служащих. Явка на эти суды будет исключительно добровольной, и те служащие, которые будут иметь,

автора

Мафия, или организованная преступность? Обобщая опыт осмысления столь сложного и многогранного явления, как организованная преступность и ее составной части - мафии, отметим ряд ее характерных черт.1. Прежде всего, это деятельность объединений преступных лиц или

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Экономическая преступность и социальная напряженность Нарушение прав человека в сфере экономики, усиление экономической мотивации преступлений против личности, заказные убийства политических деятелей, бизнесменов, журналистов, а также членов их семей - все это

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Треугольник «вечных» противоречий и экономическая преступность Вряд ли может вызвать принципиальное возражение утверждение, что главной причиной экономических преступлений является треугольник противоречий интересов производителя товаров и услуг, государства и

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Политика и экономическая преступность К числу основных политических факторов экономической преступности в современной России следует отнести: системную коррупцию в сферах государственного управления финансами, лицензированием и квотированием, таможенным делом,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

61. ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕНЕЖНОЙ И КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ Немаловажное значение для проведения НЭПа имели создание устойчивой денежной системы и стабилизация рубля. В новых хозяйственных условиях для оздоровления финансовой системы следовало, с одной стороны, снять запреты

Из книги Лужков. Итоги-2 автора Немцов Борис

Из книги Лужков. Итоги автора Немцов Борис

Преступность В конце 2008 года журнал Foreign Policy опубликовал рейтинг самых опасных городов мира с рекордно высоким числом убийств на душу населения. В пятерке, наряду с Каракасом, Кейптауном, Новым Орлеаном и Порт-Морсби (Папуа Новая Гвинея), числится и столица России Москва.

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Как уже отмечалось выше, финансовые преступления можно определить как предусмотренные уголовным законом общественно опасные, корыстные деяния, которые угрожают национальной безопасности государства и посягают на экономическую систему страны, а также права, свободы и законные интересы участников финансовых отношений, и причиняют тем самым материальный и моральный ущерб. Опираясь на данное определение, учитывая многочисленность и разнообразие финансовых преступлений, для проведения их всестороннего анализа, необходимо классифицировать их по следующим основаниям:

1. В зависимости от объекта посягательств можно выделить две группы финансовых преступлений:

· преступления, посягающие на государственную и муниципальную финансовые системы;

· преступления, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

2. По материальному содержанию финансовые преступления бывают:

· бюджетные;

· налоговые;

· в области страхования;

· в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;

· связанные с валютными отношениями.

3. В зависимости от сферы посягательств различают преступления в следующих сферах:

· кредитно-денежные отношения (денежно-кредитная и валютная системы), влияющие на развитие экономики, - денежные отношения, валютные отношения;

· кредитно-банковская система – кредитные отношения, банковская система в ее влиянии на финансово-денежную систему;

· государственные финансы – бюджетно-налоговая система страны (управление доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансовый контроль);

· рынок ценных бумаг – отношения по поводу организации и функционирования фондового рынка;

· страхование и оценочная деятельность – система социального страхования и рынка страховых услуг, в частности обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, оценочная деятельность.

4. В зависимости от вида финансовых (расчетных) операций, используемых при совершении преступления, различают:



· преступления в сфере кредитных операций;

· преступления в сфере расчетных операций;

· преступления в сфере валютных операций;

· преступления в сфере фондовых операций;

· преступления в сфере учетных операций;

5. В зависимости от нарушенных субъектных прав участников финансовых отношений различают:

· преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

· преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

· преступления, посягающие на интересы государства (бюджетные, налоговые и таможенные преступления).

6. В зависимости от субъекта различают:

· преступления плательщиков обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, взносов);

· преступления менеджеров предприятий, учреждений;

· преступления наемных работников коммерческих и некоммерческих предприятий;

· преступления государственных служащих;

· преступления лиц, являющихся сторонами в обязательственных отношениях (должников, страхователей, страховщиков, эмитентов, клиентов и др.)

· преступления иных лиц под прикрытием финансовых отношений или профессиональной деятельности.

7. С учетом использованиями субъектами экономических отношений при совершении преступлений финансовых механизмов и в соответствии со статьями Уголовного Кодекса РФ выделяют:

7.1 Преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль:

· налоговая система (198-199 2);

· таможенные платежи – уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194);

· бюджетная система – нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нецелевое расходование государственного целевого кредита (ст.285 1 , 285 2 , ч.2 ст. 176)

· расходование бюджетных средств (ст. 159, 160)

· финансовый (налоговый) контроль (ст. 171 1 , 287, ч.3 ст. 325, 327 1)

7.2 Преступления, посягающие на банковскую систему (172, 174, 174 1 , 191).

7.3 Преступления, посягающие на безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст.183).

7.4 Преступления, посягающие на денежное обращение:

· безналичные расчеты (ст.187);

· денежное обращение и рынок ценных бумаг (ст. 186);

· таможенно-валютный контроль (ст. 181, 188, 191, 192, 193);

· порядок государственного регулирования фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг (ст. 185, 185 1);

7.5 Преступления, посягающие на кредитную систему (ст. 176, 177).

7.6 Преступления, посягающие на налоговую и кредитную системы (ст. 195).

7.7 Финансовое мошенничество в сфере:

· страхования;

· рынка ценных бумаг, фондового рынка;

· денежного обращения;

· банков;

· кредита, в т.ч. государственного кредитования (субсидии);

· налогообложения.

Следует отметить еще одну классификацию финансовых преступлений, которую выделяет Волженкин Б.В.:

1. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности:

· незаконная банковская деятельность (ст.172);

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174 1).

2. Преступления против интересов кредиторов:

· незаконное получение кредита (ст. 176);

· злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

· неправомерные действия при банкротстве (ст. 195).

3. Преступления, связаннее с проявлением монополизма и недобросовествной конкуренции:

· незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).

4. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг:

· злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);

· злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185 1);

· нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185 2);

· манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 185 3);

· воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 185 4);

· изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

· изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187).

5. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления):

· контрабанда (ст. 188);

· уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).

6. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления):

· незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

· нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

· невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

7. Преступления против установленного порядка уплаты налоговых и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления):

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);

· неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199 1);

· сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199 2).

Финансовые преступления крайне многообразны и сложны. В зависимости от обстоятельств, криминалистическое значение могут иметь различные факторы и целесообразны различные варианты классификации.

Значительное влияние на экономическую безопасность страны и высокий уровень общественной опасности финансовых преступлений подтверждают статистические данные правоохранительных органов. Так, по данным Министерства внутренних дел РФ, только в кредитно-финансовой сфере за 9 месяцев 2009 года было выявлено 90144 преступления, в 2008 году – 98943 преступления, в 2007 году – 101577 преступлений.

В настоящее время особую угрозу для экономической безопасности страны приобрели такие виды финансовых преступлений как налоговые, таможенные преступления, а также легализация преступных доходов. Для оценки причин негативных тенденций, которые влекут за собой данные деяния, опасности данных противоправных явлений необходимо в полной мере рассмотреть и раскрыть их сущность, способы и основные схемы их совершения и те последствия, которые они несут.

Финансовые преступления

1. Общая характеристика финансовых преступлений.

2. Основные положения методики расследования финансовых преступлений.

Литература:

  • Волженкин Б. В. Экономические преступления./ Волженкин Б. В. -М.:Юридический центр пресс: СПб., 1999.-312с.
  • Трунцевский Ю. В. Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие/ Ю. В. Трунцевский, О. Ш. Петросян.-М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 288 с.
  • В.М.ЮРИН РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая характеристика финансовых преступлений

Финансовые преступления – общественно – опасное деяние, посягающее на финансово – экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в т.ч. налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых) ресурсов государства, ОМС, иных хозяйствующих субъектов.

Финансы: 1) денежные средства, 2) финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, 3) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хоз. субъектами, движением ден. средств, ден. обращением, использованием денег.

Объект преступления в сфере финансов – правопорядок как определенная система общ. отношений, введенных в рамки порядка, предусмотренного нормами регулятивного (финансового) права.

2 группы фин. преступлений: 1) преступления, посягающие на гос. и мун. фин. системы (финансы – воспроизводство, обращение и перемещение (вывоз) капитала);

2) преступления, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).

По материальному содержанию ФП: - бюджетные,

Налоговые,

В сфере страхования;

В сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов; - связанные с валютными отношениями.

От сферы посягательств:

Кредитно – денежные отношения (денежно – кредитная и валютная системы), влияющие на развитие экономики, - денежные отношения (эмиссионная политика ЦБ РФ), валютные отношения;

Кредитно – банковская система – кредитные отношения (в том числе по поводу обеспечения эффективности гос. кредитования), банковская система в ее влиянии на финансово – денежную систему;

Гос. финансы – бюджетно – налоговая система (управление доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов; фин. контроль);

Рынок ценных бумаг – отношения по поводу организации и функционирования фондового рынка (гос. регулирование фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг),

Страхование и оценочная деятельность – система соц. страхования и рынка страховых услуг, в частности обеспечение фин. устойчивости страховых организаций; оценочная деятельность (в т.ч. регламентация, стандартизация и контроль оценочной деятельности в РФ).

В фин. правоотношениях субъекты – государство, хоз.субъекты и граждане.

В зависимости от нарушенных субъектных прав участников фин. отношений:

Преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;

Преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);

Преступления, посягающие на интересы государства (бюджетные, налоговые и таможенные преступления).

Виды ФП: 1) преступления, посягающие на гос. финансы и фин. контроль:

Налоговые преступления (ст. 198 – 199.2),

Таможенные платежи – уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194);

Бюджетная система – нецелевое расходование бюджетных средств и средств гос. внебюджетных фондов, нецелевое расходование гос. Целевого кредита (ст. 285-1, 285-2, ч.2 ст.176);

Расходование бюджетных средств (ст. 159 и 160),

Финансовый (налоговый) контроль (ст. 171-1, 287, ч.3 ст.325, 327-1).

2) преступления, посягающие на банковскую систему (172, 174, 174-1, 191).

3) преступления, посягающие на безопасность финансовой (банковской, налоговой) системы, добросовестную конкуренцию в данной сфере (ст.183).

4) преступления, посягающие на денежное обращение:

Безналичные расчеты (ст. 187),

Денежное обращение и рынок ценных бумаг (ст.186),

Таможенно – валютный контроль (ст. 181, 188, 191, 192, 193),

Порядок государственного регулирования фондового рынка, управление эмиссией и перераспределением ценных бумаг (ст. 185, 185-1).

5) преступления, посягающие на кредитную систему (ст. 176 и 177).

6) преступления, посягающие на банковскую, налоговую и кредитную системы (ст.173).

7) преступления, посягающие на налоговую и кредитную системы (ст.195).

8) фин. мошенничество в сфере: - страхования, - рынка ценных бумаг, фондового рынка; - денежного обращения; - банков; - кредита, в т.ч. гос. кредита (субсидии); - налогообложения.

Финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла:

Выявление пробелов в действующем нормативном регулировании и механизме реализации конкретной финансовой операции, позволяющих, легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности;

Сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции;

Определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота;

Подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов;

Изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию;

Подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных средств и др.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки, организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренном банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Обстановка , складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений, прежде всего, формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием разных финансовых информационных систем, чаще всего способствует обстановка слабого контроля за порядком работы в той или иной информационной системе, недостаточная защищенность таких информационных систем от неправомерного доступа. Например, недостаточная защита от мошеннических действий банковских платежных документов, недостаточно высокое качество их изготовления и порядка сохранности и др.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа», при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная ее защищенность от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля над деятельностью заемщика после получения кредита.

Близка к вышеизложенному и ситуация осуществления незаконного предпринимательства и банковской деятельности.

Если такого рода преступления совершаются ОПГ, то к числу элементов обстановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, в котором действует ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т. е. наиболее притягательными для ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна:

Небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек),

Сравнительно простая организационная структура с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным уровнем членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Указанные группы обычно создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья - лица, осуществляющие технические функции.

В целом жетипологические черты всех субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У организаторов таких преступлений и лиц их совершающих сравнительно высокий уровень образования. Каждые двое из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно- финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По половому составу преобладают мужчины, хотя число женщин - правонарушителей по этим делам - значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.

  • Глава 4. Криминалистическая идентификация (теоретические основы) § 1. Значение и понятийный аппарат теории криминалистической идентификации
  • § 2. Структура поисково-идентификационной деятельности
  • § 3. Научные основы и структура криминалистической идентификации
  • § 4. Процессуальные формы и структура взаимодействия субъектов, осуществляющих доказывание тождества
  • Глава 5. Криминалистические версии и основы планово-организационного обеспечения криминалистической деятельности § 1. Криминалистические версии
  • § 2. Планово-организационное обеспечение криминалистической деятельности
  • 1. Принципу строгого увязывания организационных действий одного уровня с действиями других уровней системы расследования.
  • 2. Принципу соответствия организующей (управляющей) системы объекту организации расследования.
  • 3. Принципу органичного сочетания организационных, следственных, управленческих и иных действий.
  • Глава 6. Криминалистические профилактика, прогнозирование и диагностика § 1. Основы криминалистической профилактики
  • § 2. Основы криминалистического прогнозирования
  • § 3. Основы криминалистической диагностики
  • Глава 7. Информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности §1. Понятие и значение информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности
  • § 2. Информационно-аналитическая работа следователя по принятию криминалистических решений
  • § 3. Формы и методы использования средств вычислительной техники в криминалистической деятельности
  • Глава 8. Криминалистическое изучение личности § 1. Понятие и задачи криминалистического изучения личности
  • § 2. Объем и методы криминалистического изучения личности
  • § 3. Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования
  • Глава 9. История криминалистики § 1. Возникновение криминалистики и основные направления ее развития в начальный период
  • § 2. Отечественная криминалистика. Ее возникновение, развитие и современное состояние
  • §3. Криминалистические экспертные и научные учреждения
  • Частьii. КриминалистическаЯтехника Глава 10. Общие положения криминалистической техники § 1. Понятие и предмет криминалистической техники
  • § 2. Роль криминалистической техники в разработке мер предупреждения преступлений
  • § 3. Важнейшие методы технико-криминалистического исследования
  • Глава 11. Криминалистическая фотография, видео- и звукозапись § 1. Понятие, значение и система криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи
  • § 2. Следственная фотография
  • § 3. Экспертная (исследовательская) фотография
  • § 4. Применение видео- и звукозаписи при криминалистической деятельности
  • § 5. Процессуально-криминалистическое оформление применения криминалистической фотосъемки, видео- и звукозаписи
  • Глава 12. Криминалистическое исследование следов § 1. Понятие и виды следов в криминалистике. Система криминалистического следоведения
  • § 2. Криминалистическая трасология
  • § 3. Криминалистическое исследование материалов, веществ, изделий из них и следов их применения
  • § 4. Криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая одорология)*
  • § 5. Криминалистическое исследование видео-и фонограмм, средств видео- и звукозаписи и информации, зафиксированной с их помощью
  • Глава 13. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения § 1. Понятие и система данной отрасли криминалистических исследований
  • § 2. Криминалистическая баллистика
  • § 3. Криминалистическое исследование холодного оружия
  • § 4. Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ
  • Глава 14. Криминалистическое исследование документов § 1. Документ – вещественное доказательство как объект криминалистического исследования
  • § 2. Почерковедческое исследование документов
  • § 3. Автороведческое исследование документов
  • § 4. Технико-криминалистическое исследование документов
  • Глава 15. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности § 1. Научные основы идентификации человека по признакам внешности
  • § 2. Признаки внешности человека
  • § 4. Фотопортретная экспертиза
  • § 2. Оперативно-справочные учеты
  • § 3. Розыскные учеты
  • § 4. Криминалистические учеты
  • § 5. Эспертно-криминалистические справочно-вспомогательные коллекции и картотеки
  • § 6. Тенденции развития криминалистической регистрации
  • Частьiiiкриминалистическая тактика Глава 17. Общие положения криминалистической тактики § 1. Понятие криминалистической тактики
  • § 2. Тактический прием в системе криминалистической деятельности
  • § 3. Использование достижений гуманитарных, естественных и технических наук в криминалистической тактике
  • § 4. Логико-информационная структура следственного действия и тактической комбинации
  • Глава 18. Основы взаимодействия следователей и оперативно-розыскных органов при расследовании § 1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами
  • § 2. Основные тактико-методические положения взаимодействия
  • § 3. Виды взаимодействия
  • Глава 19. Формы и тактика использования специальных познаний при расследовании преступлений § 1. Формы применения специальных познаний при расследовании
  • § 2. Применение специальных познаний следователем, с участием специалиста и посредством экспертизы
  • § 3. Подготовка и назначение экспертизы
  • § 4. Получение образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проведение экспертизы
  • § 6. Оценка и использование заключения эксперта
  • Глава 20. Тактика осмотра места происшествия § 1. Основные понятия, задачи и принципы следственного осмотра
  • § 2. Тактические приемы осмотра места происшествия
  • § 3. Заключительная стадия осмотра
  • Глава 21. Тактика следственного эксперимента § 1. Понятие следственного эксперимента, его виды и значение
  • § 2. Планирование и организация следственного эксперимента
  • § 3. Условия и приемы проведения опытов
  • § 4. Фиксация результатов следственного эксперимента
  • § 5. Оценка достоверности и доказательственного значения результатов следственного эксперимента
  • Глава 22. Тактика проверки показаний на месте § 1. Понятие и процессуально-криминалистическое значение проверки показаний на месте
  • § 2. Тактические приемы проверки показаний на месте
  • § 3. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте
  • Глава 23. Тактика обыска и выемки § 1. Понятие, задачи и виды обыска
  • § 2. Основные тактические приемы обыска. Особенности проведения отдельных видов обыска
  • § 3. Производство выемки
  • § 4. Фиксация результатов обыска и выемки
  • Глава 24. Тактика допроса и очной ставки1 § 1. Понятие, задачи и значение допроса
  • § 2. Общие тактические положения допроса
  • § 3. Психологические основы допроса
  • § 4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших
  • § 5. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого
  • § 6. Особенности тактики допроса несовершеннолетних
  • § 7. Тактика допроса на очной ставке
  • § 8. Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки
  • Глава 25. Тактика предъявления для опознания § 1. Понятие предъявления для опознания, его объекты и виды
  • § 2. Тактические приемы подготовки к предъявлению для опознания
  • § 3. Тактические приемы проведения предъявления для опознания
  • Часть IV. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений*
  • Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений § 1. Понятие, задачи, предмет и структура методики расследования
  • § 2. Научные основы методики расследования
  • § 3. Ситуационные особенности этапов расследования
  • Глава 27. Основы методики расследования преступлений по горячим следам § 1. Понятие и задачи методики расследования преступлений по горячим следам
  • § 2. Основные положения методики расследования по горячим следам
  • Глава 28. Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами § 1. Особенности, понятие и структура современной организованной преступности
  • § 2. Общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых опг
  • § 3. Основные положения методики раскрытия и расследования преступлений, совершаемых опг
  • Глава 29. Расследование убийств § 1. Общие замечания и криминалистическая характеристика убийств
  • § 2. Типовые следственные ситуации и версии
  • § 3. Начальный этап расследования
  • § 4. Последующие этапы расследования
  • Глава 30. Расследование половых преступлений § 1. Криминалистическая характеристика половых преступлений
  • § 2. Типовые следственные ситуации и особенности планирования расследования
  • § 3. Начальный этап расследования
  • § 4. Последующий этап расследования
  • Глава 31. Расследование преступлений против собственности, совершенных путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства § 1. Криминалистическая характеристика хищений
  • § 2. Расследование хищений, совершенных путем присвоения и растраты
  • § 3. Расследование хищений, совершенных путем мошенничества
  • § 4. Расследование хищений, совершенных путем вымогательства
  • Глава 32. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений § 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев. Обстоятельства, подлежащие установлению
  • § 2. Расследование краж
  • § 3. Расследование грабежей и разбоев
  • Глава 33. Расследование финансовых преступлений § 1. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений
  • § 2. Основные положения методики расследования финансовых преступлений
  • Глава 34. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
  • § 2. Типовые следственные ситуации и общие направления и методы расследования
  • § 3. Особенности расследования на начальном и последующих этапах
  • Глава 35. Расследование налоговых преступлений § 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений
  • § 2. Типовые следственные ситуации и версии
  • § 3. Первоначальные и последующие следственные действия
  • Глава 36. Расследование взяточничества и коррупции § 1. Криминалистическая характеристика взяточничества и коррупции
  • § 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
  • § 3. Первоначальные и последующие следственные действия
  • § 2. Особенности расследования нарушений требований промышленной безопасности и правил техники безопасности
  • § 3. Особенности расследования преступных нарушений правил пожарной безопасности
  • Глава 38. Расследование преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств § 1. Криминалистическая характеристика данных преступлений
  • § 2. Типовые следственные ситуации и планирование расследования
  • § 3. Начальный этап расследования
  • § 4. Последующий этап
  • Глава 39. Расследование экологических преступлений § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
  • § 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
  • § 3. Первоначальные и последующие следственные "и иные действия
  • Алфавитно-предметный указатель
  • Оглавление
  • Глава 33. Расследование финансовых преступлений § 1. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений

    Сфера финансов – область обращения денежных и валютных ценностей, а также ценных бумаг – активно развивающийся элемент отечественной экономики. В процессе изменения на рубеже 90-х годов текущего столетия форм собственности и превращения финансовых организаций, существовавших раньше в виде исполнительных органов государственного аппарата, в коммерческие организации возникли новая ситуация. Правоотношения, определявшиеся ранее главным образом строго иерархическим административно-командным методами, строившиеся на основе централизованного планового хозяйствования, превратились в относительно свободную от регулирования область. В условиях объявленной свободы экономических отношений и несовершенства их правового регулирования финансовая сфера стала одной из наиболее притягательных для совершения криминальных действий, как отдельными преступниками, так и организованными преступными группами. Здесь продолжает совершаться значительное число различных криминальных финансовых операций. Для криминальной деятельности в финансовой сфере характерны совершения комплекса действий, направленных на движение главным образом денежных средств или их заменителей, не связанное или оторванное от движения иных товарных ценностей.

    Понятие «финансовые преступления», являясь криминалистическим, включает весьма обширную группу преступлений, имеющих сходство в их криминалистической характеристике. Это понятие в основном связывается с криминальными действиями в виде мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ)*, легализации (отмывания) денежных средств (ст. 174 УК РФ), незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ), злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 186,187 УК РФ), невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и др. Во многих случаях такая преступная деятельность сосуществует с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ), незаконной банковской деятельностью (ст. 172 УК РФ), лжепредпринимательством (ст. 173 УК РФ), преднамеренным или фиктивным банкротством (ст. 196, 197 УК РФ) и т.п. Как правило, финансовые преступления тесно связаны с налоговыми преступлениями (ст. 198, 199 УК РФ).

    *Методика расследования указанных видов преступлений против собственности (главным образом применительно к материальным ценностям) рассмотрена в гл. 31.

    Предметом преступной деятельности рассматриваемого вида являются прежде всего денежные ресурсы в рублях или иностранной валюте, ценные бумаги* и их суррогаты (например, пластиковые карты), обеспечивающие расчетные операции между субъектами хозяйственной деятельности и физическими лицами. Существенным является широкое внедрение в финансовую сферу методов осуществления расчетных операций с помощью новейших информационных технологий, основанных на использовании электронно-вычислительной и коммуникационной техники. Значительные объемы финансовой информации, отражающей права собственности субъектов, хранятся на машинных носителях компьютерной информации в форме «электронных» документов. Преступные действия с такими документами нередко связаны с неправомерным доступом к компьютерной информации. Важно учитывать, что современные компьютерные технологии оказали революционное воздействие и на преступную технику изготовления традиционных документов на бумажных носителях, отличить которые от подлинных возможно лишь при использовании специальных познаний и техники.

    *В соответствии с Гражданским кодексом РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сбергательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).

    Способы совершения финансовых преступлений весьма многообразны. Преступные финансовые операции можно условно сгруппировать следующим образом:

    а) операции в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении, использующие несовершенство правового регулирования механизма расчетов между контрагентами или контроля за его функционированием;

    б) операции в области обращения платежных документов или ценных бумаг, основанные на несовершенстве организационных,. правовых и технических методов защиты этих финансовых инструментов;

    в) операции в области заемных ресурсов, основанные на неправомерном получении денежных средств под видом заемных ресурсов, нецелевом их использовании или присвоении;

    г) операции в области информационных финансовых технологий, основанные на несовершенстве механизмов защиты информационных систем финансовых учреждений от неправомерного доступа к информации и управления его извне.

    Для всех преступлений данной разновидности характерна серьезная и нередко достаточно длительная подготовка к их совершению. На этой стадии избирается финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла и соответствующий заданным параметрам. В понятие такого механизма включаются: выявление пробелов в действующем нормативном регулировании конкретной финансовой операции, позволяющих легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности; сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции; определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота; подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов; изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию; подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных, средств и др.

    Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки. Организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.

    После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренным банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

    Обстановка, складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений прежде всего формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

    Например, для ускорения и упрощения расчетов за товары и услуги между юридическими лицами разных регионов России были в начале 90-х годов введены чеки с грифом «Россия». Владелец такого чека должен был открыть счет в соответствующем банке и депонировать на него определенную сумму с целью обеспечения платежа по чекам. При обращении в банк с чековой карточкой последний должен был выплатить владельцу чека причитающуюся ему сумму. Эти чеки, как ценные бумаги, должны были бы быть хорошо защищены от подделок и соответственно строго учитываться. Однако качество их изготовления и порядок сохранности оставляли желать лучшего. Более того, первые партии таких чеков, по недомыслию и безалаберности, а возможно, с определенным расчетом отдельных должностных лиц, выдавались пачками, чуть ли ни на вес и без учета регистрации номеров. Похитить в таких условиях бланки чеков и подделать на них печати и подписи от имени различных банков и организаций труда не составляло. В результате имел место всплеск преступных махинаций с указанными чеками.

    Преступным акциям с кредитовыми авизо способствовала непродуманная и поспешная реорганизация порядка совершения межбанковских расчетных операций. Эта ситуация дополнялась возможностью совершения различного рода ошибок банковскими работниками в связи с большим объемом рутинных ручных операций; слабым контролем за хранением банковских документов, печатей и штампов; их недостаточной защищенностью от подделки. Подобная атмосфера способствовала внедрению в отдельные моменты расчетного процесса фиктивных документов, которые впоследствии обеспечивали незаконное получение денежных средств преступниками.

    Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа»*, при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

    *Организации, принимающие к оплате пластиковые карточки, периодически информируются эмитентами карточек о номерах и иных реквизитах карточек, являющихся недействительными, похищенными, утерянными и т.п. Список номеров таких карточек называется «стоп-лист».

    Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная защищенность информационных систем от неправомерного доступа.

    Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля за деятельностью заемщика после получения кредита. Подготовка к таким действиям нередко сводится к фальсификации документов, предоставляемых в финансовое учреждение. В частности, фальсифицируются анкетные данные клиента, учредительные и регистрационные документы, бухгалтерская отчетность (годовая, квартальная и месячная), справки о выданных поручительствах, план-прогноз поступления денежных средств на счета заемщика и технико-экономическое обоснование использования кредита и т.д.

    Близка к вышеизложенному и обстановка, в которой осуществляются незаконное предпринимательство и банковская деятельность.

    Если такого рода преступления совершаются организованной преступной группой, то к числу элементов остановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, и котором действует данная ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается данная ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т.е. наиболее притягательными для; ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах чаще финансовые преступления связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

    Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек), сравнительно простая организационная структура построения с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным профессионализмом членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Лица же, осуществляющие техническую работу в группе, далеко не всегда бывают осведомлены о ее преступном характере. Указанные группы чаще всего создаются ситуативно-договорным способом* и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья – лица, осуществляющие технические функции.

    *На основе оперативной, но вполне профессиональной оценки сложившейся ситуации с продуманным отбором в группу лиц с соответствующей общепрофессиональной подготовкой и договоренностью о совместной преступной деятельности.

    Типологические черты субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У лиц, совершающих такие преступления, сравнительно высокий уровень образования. Каждые два из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По полу преобладают мужчины, хотя число женщин правонарушителей по этим делам значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

    Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.

    "

    Т. КРИВЕНКО, Э. КУРАНОВА
    Т. Кривенко, Э. Куранова, научные сотрудники НИИ Генеральной прокуратуры РФ, кандидаты юридических наук.
    Правонарушения в сфере финансовой и банковской деятельности представляют серьезную угрозу экономическим интересам всего общества. Они причиняют ущерб гражданам, коммерческим структурам, государству, разрушают финансовую систему, способствуют расслоению общества.
    Эти преступления совершают предприниматели, а также разного рода аферисты, действующие под видом предпринимателей. В незаконных финансовых операциях нередко участвуют работники банков, которые либо выдают за взятки крупные кредиты, обналичивают безналичные денежные средства, либо соучаствуют в незаконных финансовых операциях, направленных на хищения.
    Значительный ущерб наносится неправомерными действиями должностных лиц органов управления, разбазаривающих бюджетные средства, выделенные регионам в виде целевых кредитов.
    Преступные махинации сегодняшних предпринимателей связаны прежде всего с незаконным получением, в том числе и на льготных условиях, кредитов и их невозвращением.
    Незаконное получение кредитов осуществляется путем совершения таких противоправных действий:
    - создаются лжефирмы, чаще всего на подставных лиц, исключительно с целью получить кредит и присвоить его;
    - при заключении кредитных договоров изготавливаются подложные документы, создающие видимость финансовой состоятельности (в частности, представляются ложные балансы), недостоверные бизнес - планы и технико - экономические обоснования предстоящих инвестиций за счет кредитных средств;
    - фабрикуются подложные документы в обоснование кредитного запроса, договоры о якобы заключенных сделках;
    - представляются подложные документы на право получения кредита на льготных условиях, по заниженной процентной ставке;
    - представляются в обеспечение возвратности кредита подложные или полученные неправомерным путем гарантийные письма от имени солидных государственных или коммерческих структур;
    - представляется в качестве залога неполноценное либо уже заложенное, а иногда и не принадлежащее получателю кредита имущество;
    - подкупаются банковские работники, чтобы склонить их к выдаче кредитов с нарушением экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита и т.д.
    Использование подобных противоправных приемов позволяет преступникам не возвращать в установленный срок полученные кредиты, присваивать их либо, необоснованно пользуясь льготами, получать незаконный доход.
    В одних случаях умысел преступников изначально направлен на присвоение кредитных средств, в других - действия по незаконному получению кредита первоначально могут быть направлены не на хищение, а на изыскание средств для погашения долгов. Когда с помощью полученного незаконным путем кредита не удается выпутаться из долгов, предприниматель скрывается с остатками кредитных сумм, не расплатившись с банком - кредитором.
    В первом случае квалификация содеянного по ст. 147 и ст. 196 (либо ст. 175 УК) не вызывает сомнений.
    Во второй ситуации, в зависимости от конкретных обстоятельств и направленности умысла, может идти речь о квалификации либо по ст. 147, либо по ст. 148(3) (и, естественно, по статьям о подлогах).
    Статья 148(3) должна применяться тогда, когда незаконным получением и невозвращением кредита причиняется имущественный ущерб собственнику (в данном случае - банку) путем обмана или злоупотребления доверием, но при отсутствии умысла на хищение кредитных средств.
    Растранжиривание кредитных средств порой происходит в результате злоупотреблений или прямой корыстной заинтересованности должностных лиц (чаще всего - региональных органов управления), которые, распределяя централизованные льготные кредиты, раздают их не тем, кому они адресованы, а за взятки нужным людям, иногда - своим замаскированным коммерческим структурам.
    Такая порочная практика имеет место, в частности, при распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку фермерства, других приоритетных социально - экономических программ, развитие конкретных регионов, свободных экономических зон и т.п.
    Незаконному получению кредитов и их хищению нередко способствуют неправомерные действия работников банков. Порой они даже бывают инициаторами незаконного получения и присвоения кредита, получая из похищенных средств свою долю.
    В других случаях работники банков обеспечивают изъятие полученных кредитных средств: за взятки не направляют кредитные средства по назначению в соответствии с кредитным договором, а зачисляют на расчетные счета хозяйствующих структур и даже на личные счета участников преступления. В результате снимаются предпринимателями - мошенниками или перечисляются другим предпринимательским структурам.
    Квалификация действий работника органа управления, банка (по ст. 147, 147(1), 148(3), либо ст. ст. 17 и 147, 147(1) и 148(3) УК РФ, или по статьям об ответственности за должностные преступления) зависит от конкретных обстоятельств дела, правового статуса работника банка или органа управления и его конкретной роли в махинациях по незаконной выдаче кредита, формы собственности учреждения банка.
    Примером типичных действий преступников по присвоению незаконно полученного банковского кредита с помощью специально созданных лжефирм может служить такое уголовное дело.
    Л. и К. по инициативе М. по поддельным паспортам (на чужие паспорта были наклеены их фотографии) учредили в 1992 г. две коммерческие лжефирмы (ТОО "Боллар" и ТОО "Кокат"). Фирмы были зарегистрированы регистрационной палатой, банк открыл расчетные счета, подписал договоры о кассовом обслуживании. Имея намерение получить в коммерческом банке "Аист" кредит и похитить его, они заключили между собой подложный договор, согласно которому ТОО "Боллар" якобы покупает, а ТОО "Кокат" продает электротехническую аппаратуру. На основании этого договора ТОО "Боллар" заключил с комбанком "Аист" кредитный договор на сумму более 25 млн. руб. Деньги были перечислены сначала на расчетный счет ТОО "Кокат" якобы в оплату закупаемой аппаратуры, а оттуда по распоряжению его главы К. - на лицевой счет частного лица Т. в "Тверьуниверсалбанке". Основанием для такого перечисления денег послужил еще один подложный договор о продаже товаров народного потребления. В конце концов Т. обналичил деньги и передал их Л., К. и организатору всей преступной акции М., которые, получив деньги, скрылись.
    В других случаях присвоение кредитных средств происходит по следующей схеме: деньги тратятся не на цели, обозначенные в кредитном договоре (например, на развитие производства), а на приобретение различных ценностей для фирмы - получателя кредита (машин, дорогой оргтехники и т.п.). В дальнейшем руководитель фирмы, имея намерение присвоить полученные средства, учреждает ряд новых коммерческих структур на свое имя или на имя своих соучастников и передает эти ценности с баланса структуры - получателя кредита на балансы новых структур. Тем самым затрудняется установление принадлежности ценностей и их изъятие в целях возмещения ущерба.
    Бюджетные средства, выделяемые в виде льготных целевых кредитов, растранжириваются чаще всего по такой схеме.
    С ведома, а иногда и с явной корыстной заинтересованностью должностных лиц, уполномоченных распределять эти средства, они раздаются не по назначению, не на цели, на которые были выделены, по произвольной процентной ставке, без предварительного просчета экономического состояния коммерческой структуры - получателя кредита, без контроля за целевым расходованием и своевременным погашением кредита. В итоге бюджетные средства тратятся не на развитие региона, выполнение конкретных экономических программ, а используются для обогащения коммерческих структур и покровительствующих им должностных лиц.
    При расследовании преступных действий по получению и присвоению кредитных средств важно проследить все этапы преступной деятельности, чтобы сделать правильный вывод об участниках преступной акции, обстоятельствах выделения льготного кредита, моменте возникновения умысла на хищение кредитных средств, обстоятельствах непогашения кредита, способах изъятия (незаконных перечислениях, обналичиваний) похищаемых средств.
    Исходя из этой задачи, следствию надлежит подробно исследовать:
    - обстоятельства создания фирмы (фирм), получившей кредит; законность ее учреждения, подлинность предъявленных при регистрации фирмы документов и т. д.;
    - договор (его подлинность) о той или иной хозяйственной сделке, предъявленный в качестве обоснования кредитной заявки;
    - представленные гарантии финансовой благонадежности и обеспечения возвратности кредита (баланс, гарантийные письма, залог, страховые полисы и др.);
    - подлинность документов о праве на льготное получение кредита;
    - обоснованность получения льготного кредита; правильность применения льготной процентной ставки; контроль за целевым использованием кредита; фактическое расходование полученного кредита;
    - подписание кредитного договора, движение полученных кредитных средств, его соответствие договору, представленному в качестве обоснования кредитного запроса;
    - изъятие кредитных средств, обстоятельства их обналичивания и фактическое расходование; судьба приобретенных на кредитные средства материальных ценностей;
    - участники незаконного получения кредита: наличие подставных лиц, на которых зарегистрирована лжефирма, организатора всей преступной акции; роль работников банка как при заключении кредитных договоров, так и при перечислении кредитных средств; роль должностных лиц органа управления, предоставивших льготный кредит.
    При расследовании преступления этой категории нередко значительные усилия следствия тратятся на проверку показаний получателей кредита о якобы возникших непредвиденных трудностях, помешавших своевременному возврату кредита.
    Прослеживание фактической траты кредитных средств, ревизионное (экспертное) исследование реальной деятельности коммерческой структуры могут подтвердить либо опровергнуть, что взятые в кредит средства и не направлялись на цели, указанные в кредитном договоре.
    Частое использование подложных гарантийных писем при получении банковских кредитов требует особого внимания к проверке в ходе следствия их подлинности и правомочности выдачи той или иной организацией. Так, филиалы банков не правомочны выдавать гарантийные письма, обеспечивающие возвратность кредитов. Поэтому уже наличие такого гарантийного письма в исследуемой ситуации должно насторожить следователя и потребовать тщательной проверки его подлинности и обстоятельств получения.
    Известны случаи, когда фальсификация гарантийных писем касается не всего документа, в отдельных его пунктов, относящихся к условиям наступления ответственности для гаранта. В экземпляре, хранящемся в банке, эти условия формулируются конкретно и четко, что и определяло принятие банком этого письма и выдачу кредита. В экземпляре же, оставшемся у фирмы - гаранта, соответствующая конкретизация отсутствует, и, когда наступает страховой случай, это обстоятельство освобождает фирму - гаранта от возмещения кредита.
    Столь же тщательно должны проверяться документы, касающиеся залогового имущества: принадлежит ли оно заемщику, соответствует ли его стоимость размеру полученного кредита, не было ли оно заложено ранее, не предъявлено ли в качестве залогового имущества, еще не принадлежащее заемщику ("товары в пути", товары, по поводу которых имеются сомнительные соглашения об их предстоящей купле-продаже или сведения лишь о намерениях их заключения). Известны факты, когда в качестве залогового имущества принимались денежные суммы на расчетном счете заемщика, что неправомерно, поскольку средства на расчетном счете - величина непостоянная, они находятся в движении и в нужный момент их может просто не оказаться.
    Большое внимание должно уделяться ситуациям, когда в качестве залогового имущества представляются доли в уставном капитале обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, закрытых акционерных обществ, поскольку существует ряд гражданско - правовых ограничений для изъятия этого имущества в случаях несвоевременного погашения долга залогодателем.
    Еще одним средством обеспечения возвратности банковского кредита является его страхование. Установление такого порядка тотчас породило ряд преступлений.
    Прежде всего, это подделка получателями кредитов договоров страхования и предъявление их в банк в качестве документов, обеспечивающих возвратность получаемых кредитных средств.
    Во-вторых, создание лжефирм якобы для осуществления страхования сделок по кредитованию и выдача ими государственным и коммерческим предприятиям подложных страховых документов. В действительности такие фирмы страховыми не являлись, средств, обеспечивающих возвратность "страхуемых" ими кредитов, не имели, по существу занимались мошеннической деятельностью. Получаемые ими от клиентов страховые вознаграждения присваивались.
    При расследовании преступных махинаций по страхованию кредитов следует проверять и версию о соучастии банковских работников, которые либо "не замечают" подложности страховых документов, либо не проверяют надежности страховых фирм, выдавших полисы.
    Особую группу преступлений в банковской сфере составляют хищения денежных средств, совершаемые путем изготовления и ввода в финансовый оборот подложных банковских платежных документов. Например, в одних документах изменяется адрес получателя денег ("переадресовка" денежных перечислений), другие вовсе не обеспечены денежными средствами (поддельные кредитовые авизо, расчетные чеки лимитированных книжек).
    Схема преступления выглядит следующим образом: подложный документ пускается в финансовый оборот, на его основании фактически не существующие либо направляемые в другой адрес деньги зачисляются на расчетные счета фирм - соучастников. В дальнейшем возможна серия новых перечислений в фирмы следующего уровня, в итоге преступники изымают эти деньги и присваивают их.
    Как правило, используемая преступниками в качестве способа хищения переадресовка перечисляемых денежных средств осуществляется в соучастии с банковскими работниками. Именно они, внося подлоги в платежные поручения, изменяют в одном из экземпляров адрес, номер расчетного счета и другие реквизиты, в результате чего деньги зачисляются не на счет фирмы, которой они предназначались, а на счет фирмы - мошенника, личный счет преступника.
    Порой участие банковских работников пассивно. Они сознательно (или в силу загруженности, крайней неопытности) не замечают в платежных поручениях изменения адреса в одном из экземпляров, подделки подписей лиц, имеющих право подписи на такого рода документах.
    Расследование таких преступлений представляет значительную сложность. Причем, если задача установления подлинности платежных документов, не обеспеченных финансовыми средствами или адресованных другому получателю (платежное поручение, кредитовое авизо, расчетные чеки лимитированных книжек и др.), и составленных на их основе документов о дальнейшем перечислении и изъятии денег решается сравнительно легко, то установление лиц, организовавших это преступление, изготовивших, в частности, поддельное авизо и запустивших его в действие, представляет значительную сложность.
    Поскольку способ хищения с использованием поддельного платежного документа включает в себя несколько этапов, на каждом из которых действуют определенные лица, используются различные подложные документы, задача следствия состоит в детальном прослеживании всех действий преступников на каждом из этапов. Такой подход позволит выявить все факты использования подложных документов, движение похищаемых денежных средств, а также главных участников хищения.
    К основным обстоятельствам, подлежащим установлению по рассматриваемым преступлениям, могут быть отнесены:
    - подготовительный этап преступления: действия участников преступной группы по подготовке адресов, куда будут направляться похищаемые денежные средства; обстоятельства создания подставных фирм, договоренность с владельцами уже существующих фирм об использовании их расчетных счетов для зачисления на них похищаемых средств;
    - действия по составлению подложных платежных документов и их отправке, представлению в банк: откуда, с чьим участием были получены бланки платежных документов, кем конкретно они заполнены, каким способом изготовлены (на пишущей машинке, компьютере), какие печати и штампы использовались, кому они принадлежали, были подлинными или поддельными;
    - откуда, от имени какого банка и конкретного коммерческого предприятия были отправлены подложные документы;
    - через какой банк, в чей адрес, в каких суммах должны были перечисляться деньги; поступили ли они туда и в каком размере;
    - куда фактически были направлены деньги в результате подлога в платежном документе, в каком размере;
    - действия по продвижению похищаемых средств для последующего их изъятия: дальнейшая их переадресовка по подложному платежному документу ("распыление"); коммерческие фирмы, куда переадресовывались деньги, кто определял эти фирмы, какие договоры составлялись в обоснование перечисления денег; конкретные обстоятельства и участники составления договоров и платежных поручений, других документов; размер оплаты за прохождение денег через расчетный счет подставной коммерческой структуры;
    - действия по изъятию и присвоению похищаемых денежных средств: через кого конкретно, какие суммы и под прикрытием каких документов изымались деньги, как распределялось и на что, в чьих интересах расходовалось похищенное;
    - состав организованной преступной группы, наличие организатора, распределение ролей, степень участия и виновность каждого члена группы, действия участников организованной преступной группы по сокрытию следов преступления.
    По делам такой категории особое значение приобретает работа с документами, чтобы установить их подлинность или подложность, лиц, их исполнивших. Это относится как к самому платежному документу, всем его экземплярам, так и к иным документам, сопровождающим его дальнейшее продвижение и направленным на изъятие похищенных денег (платежные поручения, банковские выписки, договоры, обосновывающие перечисление денег, их изъятие в дальнейшем, и т. д.).
    Специфическим приемом проверки подлинности или подложности, например, кредитового авизо является истребование с места его отправки (из банка - отправителя, самой коммерческой структуры, указанной в качестве отправителя в авизо, и др.) информации, подтверждающей или опровергающей сам факт перечисления денег по этому платежному документу. В случае получения отрицательного ответа возникает необходимость в установлении способа получения преступниками бланка авизо, кодов и шифров, обстоятельств заполнения авизо, использования печатей и штампов, прохождения авизо через расчетно - кассовый центр Центрального Банка России, зачисления на расчетный счет конкретного предприятия. Эта работа может помочь следователю установить конкретных лиц, причастных к составлению подложного авизо, перечислению по нему денег, подготовке расчетных счетов различных структур для зачисления на них похищаемых денег.
    Важными документами, подлежащими исследованию, являются платежные поручения о перечислении поступивших по подложному авизо денег на расчетные счета фирм, задействованных в преступной операции, в другие адреса для их изъятия, а также договоры, послужившие обоснованием для этих перечислений. Исследование их позволит установить подлоги, адреса и размеры распыляемых для дальнейшего изъятия денег, лиц, участвовавших в преступлении на этом этапе.
    Кроме изучения содержания названных документов, их исследование включает и проведение различных экспертиз - почерковедческой, криминалистической и других.
    Поскольку в последнее время участились случаи изготовления подложных документов с помощью оргтехники, а также изготовления ксерокопий, отдельных записей в документах методом комбинирования с использованием компьютерных, полиграфических и копировально - множительных средств, потребовались и появились соответствующие экспертные исследования.
    По одному из уголовных дел возникли сомнения в подлинности договора, послужившего основанием для перечисления крупной суммы денег. Следователем была проведена технико - криминалистическая экспертиза, которая установила подложность этого договора: отдельные листы его оказались ксерокопиями совсем другого договора, а один из листов был выполнен при помощи монтажа с использованием нескольких документов. С помощью этих подлогов в договор были внесены заранее не обговоренные дополнительные условия в пользу преступника.
    По другому уголовному делу была проведена полиграфическая экспертиза сомнительных платежных документов. Она установила признаки, указывающие на выполнение записей и подписей в них методом комбинирования с использованием копировальных средств.
    Проведение документальной ревизии позволит проследить движение подложных документов от их отправки до зачисления "поступивших" по ним средств на счета коммерческих структур, их дальнейшее "распыление" и изъятие. Другая задача ревизионного исследования - проверка реальности договоров, обосновывающих перечисление денег из одной коммерческой структуры в другие, т. е. действительно ли выполнялись и в каком объеме работы, услуги, закупка товаров, указанные в договорах и иных документах, в оплату которых перечислялись деньги по конкретным платежным документам. Если в качестве обоснования перечисления денег назывался возврат неиспользованной части якобы ранее полученных денег, ревизия может установить, насколько обоснован их возврат.
    С помощью судебно - бухгалтерской и судебно - экономической экспертиз исследуется экономическое содержание финансовых операций, указанных в платежных документах, реальная финансовая возможность их осуществления, происхождение перечисляемых средств, фактическая цель переброски денежных средств, их расходование, адекватность отражения в бухгалтерском учете, кому и в каком размере причинен материальный ущерб.
    Поскольку выявление участников организованной преступной группы, использующих подложные платежные документы, в частности кредитовые авизо, для хищения денежных средств, представляет особую трудность, по такого рода делам важное значение имеют оперативные мероприятия по установлению связей, передвижений, телефонных переговоров между участниками хищения. В этом плане особое значение имеет прослушивание и запись телефонных разговоров причастных к преступлению лиц и последующее проведение фоноскопической экспертизы. По одному уголовному делу таким путем были зафиксированы переговоры, в ходе которых организатор преступной акции корректировал действия соучастников, вносил поправки в коды и шифры, которые использовались для отправки подложного авизо.
    Наложение ареста на счета, куда поступили деньги по подложным платежным документам, предупредит их изъятие и послужит обеспечением для возмещения ущерба. При этом следует иметь в виду, что аресту подлежат только те суммы на счетах, которые имели непосредственное отношение к подложным платежным документам.
    ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
    (утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
    Законность, N 1, 1996



    
    Top