Процедура постановки на миграционный учет. III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета. Документы для постановки на миграционный учёт

Неотъемлемым правилом пребывания в России является обязательная регистрация иностранных граждан, независимо от цели их визита в страну. Исключение составляют:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей;
  • Члены экипажей военных судов, посетивших РФ с государственным визитом, и гражданских судов при сходе на берег и проживании в стране меньше 24 часов;
  • Иностранцы, путешествующие через Россию транзитом;
  • Члены экипажей самолетов, бригад поездов и автобусов, если они не покидают зону аэропорта, вокзала, автостанции;
  • Путешественники, пробывшие в РФ меньше 7 дней.

Следует уточнить, что с 2007 года понятие «регистрационный учет иностранцев» заменено на «миграционный учет по месту пребывания».

Срок временной регистрации соответствует времени действия визы (это касается мигрантов, прибывших из визовых стран). При этом цель визита в РФ, будь то туристическая, частная либо деловая поездка, не имеет значения. Если мигрант становится обладателем разрешения на работу, то он вправе получить регистрацию на 12 месяцев. ВКС могут зарегистрироваться на 3 года, если в данной конкретной организации, где они собираются трудоустраиваться, есть необходимость в таких сотрудниках.

Миграционный учет иностранных граждан, постановка на учет

Спустя 7 суток после пересечения границы, о чем свидетельствует соответствующая отметка в , путешественник должен проинформировать о своем приезде ГУВМ МВД (бывшая ФМС – ред.). Для некоторых стран устанавливаются другие временные рамки. Так, для Белоруссии, Армении и Казахстана этот период составляет 30 суток, Таджикистана - 15 суток, Украины - 90 суток.

Если иностранец останавливается в частном жилом помещении, где проживает меньше 7 суток, то он вправе не подавать данные в ГУВМ МВД. Стоит подчеркнуть, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения мигранта в РФ, начиная с момента пересечения границы (такая информация отражается в МК).

Путешественник обязан зарегистрироваться на следующий день после своего приезда, если он:

  1. Не имеет конкретного места проживания.
  2. Трудится вахтовым методом.
  3. Проходит реабилитацию или лечение в медучреждениях.
  4. Заселился в отель, санаторно-профилактическое заведение, пансионат, туристическую базу, дом отдыха и прочие организации соцобслуживания.
  5. Содержится в исправительном учреждении.

В последних 3 вариантах регистрация иностранцев входит в обязанности администрации учреждений, где останавливается путешественник, то есть принимающей стороны (ПС).

Самостоятельно направить в ГУВМ МВД мигрант вправе, если:

  • ПС по уважительным причинам не может проинформировать ГУВМ МВД;
  • Иностранец имеет собственное жилье в РФ.

В последнем случае возможно оформление не временной, а постоянной прописки. Для этого иностранец должен лично обратиться в ГУВМ МВД с заявлением о регистрации по месту проживания. С собой нужно иметь:

  1. Паспорт;
  2. Копию МК;
  3. Свидетельство о праве собственности на жилое недвижимое имущество.

Но это касается именно жилплощади, находящейся собственности. Если иностранец снимает жилье, то постановкой на учет занимается арендодатель, в данном случае выступающий в качестве ПС.

Видео: самостоятельное заполнение уведомления о прибытии иностранца в РФ

Принимающая сторона

Часто понятия принимающей и приглашающей стороны путают, что является причинами возникновения разного рода сложностей, особенно у иностранцев, посещающих РФ с частной или туристической визой. И той, и другой стороной могут являться как российские граждане (иностранцы с ВНЖ), так и организации.

В качестве приглашающей стороны выступает лицо, которое ходатайствует о выдаче , а также гарантирует, что имеет все необходимые средства для приема иностранца. С точки зрения российского законодательства, принимающей стороной является тот, у кого останавливается гость-иностранец, фактически проживает или работает. Приглашающей стороной становятся еще до приезда иностранца, тогда как принимающей - только при фактическом заселении мигранта.

Стоит добавить, что данные о приглашающей стороне, а именно наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, указываются в МК при пересечении границы. Информация о принимающей стороны в этот документ не заносятся. Она указываются только в уведомлении, которое подается в ГУВМ МВД, то есть после фактического заселения иностранца на определенную жилплощадь. (Пример на рисунке справа. Бланк и образец заполнения – далее по тексту).

Приглашающая сторона всегда только одна, а вот принимающих за весь визит иностранца в РФ может быть много. Ведь за время посещения России иностранный гость может сменить несколько мест проживания, и в каждом он обязан встать на учет.

Принимающей стороной являются:

  • Физическое лицо - гражданин РФ или иностранец с ВНЖ (в том числе и индивидуальный предприниматель);
  • Юридическое лицо - организация, зарегистрированная в РФ;
  • ВКС, владеющий собственной жилплощадью в РФ, по отношению к своим близким родственникам.

Действия принимающей стороны

Прибывший в место проживания иностранец обязан предъявить ПС только свой паспорт и МК. Причем забирать эти документы нельзя, с них следует снять ксерокопии. Если это место не первое, где останавливается иностранный гость, то предъявляется и отрывная часть уведомления, которую ему выдали на предыдущем месте проживания. Если турист отказывается предъявлять документы, то ПС обязана отказать в заселении. В противном случае возможны штрафные санкции в отношении именно ПС, а не иностранного гостя.

Внесение данных в уведомление и его передача в ГУВМ МВД

Порядок действий ПС заключается в следующем. В течение 7 дней с момента въезда туриста в Россию ПС обязана заполнить и передать в ГУВМ МВД уведомление о прибытии.

Если в качестве ПС выступает гостиница или аналогичная организация, предоставляющая гостиничные услуги, то сделать это нужно в более сжатые сроки - на следующий день. Вся информация вносится печатными буквами, без сокращений и ошибок.

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов информирования ГУВМ МВД о прибытии мигранта:

Передача уведомления при личном визите в ГУВМ МВД

Уведомление заполняется в одном экземпляре, к нему прикладываются копии паспорта и МК иностранца. Причем этот перечень документов является исчерпывающим, какие-либо подтверждения о владением собственностью, аренде жилплощади, билеты, договора и справки запрашивать у иностранца не имеют права. ПС лично передает уведомление в ГУВМ МВД, при этом принимающий должен предоставить свой паспорт. Плата за постановку на миграционный учет не взимается.

Передача уведомления по почте

Если уведомление отсылается по почте, то его заполняют в двух экземплярах. При этом письмо принимается от отправителя только при наличии у него паспорта, данные которого должны совпадать с информацией, указанной в уведомлении (в графе, касающейся сведений о ПС). Также прикладываются копии паспорта мигранта, его миграционной карты или визы. За услугу необходимо заплатить 118 рублей (стоимость пересылки ценным письмом с описью вложений оплачивается отдельно). После отправки письма ПС получает отрывной лист (в дальнейшем он передается мигранту) со штампом почтового отделения. Способ информирования ГУВМ МВД через почту возможен только при первичной постановке на учет. Прием документации на продление срока пребывания в РФ осуществляется при личном визите в ГУВМ МВД.

Гостиницы, пансионаты и другие учреждения соцобслуживания

После того, как путешественник заселится в гостиницу, ПС обязана поставить его на учет уже на следующий день. При наличии специального компьютерных программ и оборудования учреждения подобного типа вправе направить уведомление через интернет. Мигранту при этом также возвращают отрывной талон уведомления.

Важный момент: после прохождения процедуры регистрации иностранец обязан ежегодно подтверждать свое проживание в РФ путем подачи соответствующего заявления в ГУВМ МВД (по почте или при личном визите). Его форму можно .

Регистрация украинцев

Временная регистрация для граждан Украины не обязательна, если они приехали в РФ меньше чем на 90 суток. При более длительном проживании необходима постановка на учет, так как официальная прописка потребуется для дальнейшей легализации пребывания в РФ. Например, для участия в госпрограмме переселения, получения патента, РВП и ВНЖ.

В связи с событиями на Украине беженцам из этого государства срок временного пребывания продлевается еще на 180 суток. Для этого ПС должна обратиться в ГУВМ МВД с соответствующим заявлением, копиями паспорта украинца и МК, также следует предоставить ранее выданную отрывную часть уведомления.

Место пребывания путешественника

Местом пребывания иностранца считаются:

  1. Жилплощадь, пригодная для проживания;
  2. Гостиницы либо другие организации, предоставляющие гостиничные услуги;
  3. Пансионаты, дома отдыха, турбазы, кемпинги;
  4. Больницы и другие учреждения здравоохранения и реабилитации;
  5. Детские оздоровительные лагери;
  6. Исправительные учреждения.

Место пребывания гостя-мигранта и место жительства ПС могут не совпадать. К примеру, у принимающего имеется в собственности несколько жилых помещений, сам он проживает и зарегистрирован в одном из них, а гостя поселил в другом. Часто такой факт становится камнем преткновения при отправке уведомления по почте. Сотрудники почтового отделения могут отказать в приеме документов, ссылаясь на обязательное совпадения адресов регистрации ПС и места пребывания иностранца. Но стоит иметь в виду, что такой отказ неправомерен и нужно настоять на приеме документов, объяснив ситуацию сотрудникам почты.

Стоит отметить, что местом пребывания не являются палатки, автомобили, поезда или любой другой транспорт. Это в первую очередь касается тех иностранцев, которые путешествуют по России и живут в палатках (но вне кемпингов).

Продление регистрации

Иностранцу разрешено проживать в России только на протяжении срока действия визы. Затем он должен покинуть страну. Если мигрант прибыл из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, срок его пребывания не может превышать 90 суток в каждом полугодии. К безвизовым относится ряд стран Ближнего зарубежья: Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Сроки въезда в страну отражаются в МК, которую заполняет каждый иностранец при пересечении границы. Исключение составляют граждане Белоруссии - они такой документ не заполняют.

В некоторых ситуациях возможно продление регистрации иностранного гражданина. Поводом для этого считаются:

  • Продление визы;
  • Выдача РВП либо ВНЖ;
  • Принятие ходатайства на оформление РВП, ВНЖ или получение гражданства;
  • Продление трудового договора с ВКС;
  • Выдача или продление разрешения на работу либо патента;
  • Присвоение статуса беженца.

Также поводом для продления являются ситуации, которые делают невозможным своевременный отъезд из страны. Например, срочное лечение иностранца или тяжелая болезнь, смерть его близкого родственника.

Для продления регистрации мигрант либо ПС подают написанное в свободной форме ходатайство, к которому прикладываются:

  1. Копия загранпаспорта мигранта и МК;
  2. Документальное подтверждение оснований для продления.

Снятие с учета

Факт выезда иностранца из РФ становится поводом для автоматического снятия с учета, то есть временная регистрация иностранца становится недействительной. При повторном визите в Россию все действия по постановке на учет повторяются сначала.

Если путешественник меняет место проживания, он отдает новой ПС отрывную часть уведомления вместе с ксерокопиями загранпаспорта и МК. При окончательном выезде из страны отрывной талон вместе с миграционной картой сдается пограничникам. Смерть мигранта и фиктивная регистрация также станут причинами для снятия с учета.

Штрафные санкции

Нарушение миграционных законов влечет за собой ряд штрафных санкций. Причем накладываются они не только на мигранта, но и на ПС. Путешественник, нарушивший миграционные правила, может быть оштрафован на сумму до 5000 рублей с последующим депортацией. Если ПС заселила мигранта и не уведомила об этом ГУВМ МВД в отведенный законом срок, то на нее также накладываются штрафные санкции:

  • На физлиц - до 4000 рублей;
  • На юрлиц - до 500000 рублей;
  • На должностных лиц - до 50000 рублей.

Видео: адвокат о регистрации иностранцев в РФ

Любой иностранный гражданин, пересекший территории РФ, то есть осуществивший въезд на российскую территорию обязан оповестить об этом компетентные органы РФ. Основным государственным органом, осуществляющим помимо прочего функции по оказанию государственных услуг в миграционной области, а также контролю и надзору за оказанием этих услуг, является Федеральная миграционная служба. К числу задач ФМС отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере.

Миграционный учет выражается в комплексе мер, направленных на регистрацию, обобщение сведений об иностранных гражданах, пересекающих российскую территорию и имеющих своей целью проживание, пребывание в России, ведение трудовой или другого вида деятельности.

Законодательное закрепление

Все положения, касающиеся понятий, правил и особенностей миграционного учета иностранных граждан в РФ, определены законодательством России. К ним относятся: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Миграционный учет был введен 15 января 2007 года. До этого существовавшая регистрация иностранных граждан, отменена.

Миграционный учет, согласно части 4 статьи 4 ФЗ №109-ФЗ, состоит из учета по месту пребывания и регистрации по месту жительства. К миграционному учету также относятся регистрации других сведений, обозначенных в вышеназванном законе.

Постановка на миграционный учет

В течение 7 дней после пересечения территории России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны подать заявление в орган ФМС с целью регистрации в качестве временно проживающего или временно пребывающего гражданина.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под временно пребывающим понимается лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Также временно пребывающим считается лицо, если оно прибыло на территорию по миграционной карте, но при этом не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство (ч.1 ст. 2 ФЗ №115-ФЗ).

Временно проживающим называется лицо, получившее разрешение на временное проживание на территории России.

Заявление о регистрации подается в орган ФМС. Гражданину, подавшему заявление выдается миграционная карта – документ, подтверждающий, что гражданин, прибывший в Россию официально зарегистрирован и поставлен на учет. Другими словами, миграционная карта дает право иностранному гражданину беспрепятственно и законно находится на территории иностранного государства. Кроме того, миграционная карта выступает в роли контролирующего документа иностранца. В ней содержатся все сведения о всех пересечениях территории России (въезде и выезде), сроке временного пребывания.

Основания для постановки на учет:

  1. въезд на территорию России;
  2. рождение иностранного гражданина в России, если в данный момент не приобретается гражданство РФ;
  3. утрата гражданства РФ в период нахождения лица на территории России.

Основания снятия с учета:

  1. выезд с территории России;
  2. смерть иностранного гражданина;
  3. приобретение гражданства РФ;
  4. по решению суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Целью миграционного учета является сбор, хранение, обобщение и систематизация данных об иностранных гражданах, посещающих РФ.

Первоначально миграционный учет оформляется на срок не более 90 дней с момента въезда. В дальнейшем миграционный учет может быть продлен при наличии определенных условий: трудовая деятельность, учеба, невозможность выехать по некоторым причинам (болезнь). Первичный миграционный учет оформляется путем отправки почтового уведомления или при личном посещении Миграционной службы. Продление осуществляется только через непосредственную сдачу документов в УФМС.

В случае, если в течение 30 дней иностранный гражданин не встал на миграционный учет – данному иностранному гражданину автоматически закрывается въезд в Россию сроком на 3 года.

Прочитайте дополнительные материалы на тему миграционного учета

  • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.
  • Миграционный учет — форма реализации миграционной политики.

У вас возникли вопросы?

Свяжитесь с нами и наши специалисты свяжутся с вами в
ближайшее время.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить все граждане. Особенно данный вопрос касается иностранцев. Дело все в том, что именно они чаще всего являются теми, кому необходимо вставать на миграционный учет в особом порядке. Так к чему готовиться? Всегда ли требуется постановка на миграционный учет? Или можно обойтись без данной особенности? На что должен обратить внимание каждый гражданин, который находится на территории РФ? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Достаточно знать несколько правил. И, конечно же, заранее побеспокоиться о сборе пакета документов для учета гражданина в качестве пребывающего на территории страны.

Обязательно ли

Первым делом предлагается изучить, насколько регистрация человека в России важна. Можно ли обойтись без нее? И при этом на законных основаниях находиться на территории страны?

Да, такое возможно. Дело все в том, что миграционный учет - обязательная процедура, которую проходят все иностранцы. Но при этом в некоторых случаях можно обойтись без данной особенности. Когда именно?

Постановка на миграционный учет граждан не обязательна, если:

  • человек путешествует и находится в стране транзитом;
  • гражданин временно приехал в Россию (на малое время, меньше 3 месяцев).

Во всех остальных ситуациях требуется обратиться с соответствующими документами в тот или иной орган для учета. Причем даже граждане РФ должны быть учтены. Их никто от этой процедуры не освобождает. Просто в отношении "коренных жителей" действуют несколько иные правила, они считаются не такими жесткими.

Внимание: иногда миграционный учет считается процессом получения прописки или временной регистрации. Поэтому о данных процедурах тоже будет сказано. Ведь нахождение иностранца на территории страны без регистрации - это серьезное нарушение.

Без учета

Итак, постановка на миграционный учет, как уже было сказано, не всегда имеет место. Поэтому можно обойтись без нее. Но сколько в России разрешено находиться на территории страны без так называемой регистрации?

На данный момент самым распространенным вариантом является 90 дней. Для большинства иностранных граждан действует именно такое ограничение. Что это значит?

Если гражданин не планирует непрерывно находиться в России больше 3-х месяцев, то постановка на учет ему не нужна. Исключение - трудоустройство. Тогда в течение 7 дней придется оформляться. А вот пребывание в стране свыше указанного срока без регистрации является прямым нарушением закона. Поэтому стоит поторопиться с оформлением документов. Это не так трудно, как кажется.

Граждане РФ

Постановка на миграционный учет в России - процедура крайне важная. Уже было сказано, что граждане РФ тоже должны иметь регистрацию. Только в отношении них действуют правила, которые отличаются от тех, что предлагаются иностранцам.

Дело все в том, что первичная регистрация оформляется в свободном порядке. Речь идет о новорожденных. Их можно зарегистрировать в любой момент жизни. Но при этом придется помнить, что человек не может воспользоваться без постановки на учет социальной поддержкой. Поэтому стоит поторопиться. Обычно в течение месяца оформляется Желательно не затягивать с данным процессом.

Миграционный (а в отношении граждан РФ - регистрационный) учет взрослых при выписке с одного места жительства должен быть произведен не позднее, чем через неделю. То есть всего 7 дней дается гражданину, чтобы снова прописаться в том или ином жилище. Именно такие правила действуют на данный момент в России.

Куда обращаться

Где происходит постановка на миграционный учет? Иностранные граждане не всегда знают, куда именно им приходить для осуществления поставленной задачи с соответствующим пакетом документов.

На данный момент в России разрешается обратиться в несколько органов. Куда именно нанести визит? Это должен каждый гражданин решить для себя. Обычно идут туда, куда ближе всего обращаться.

Среди органов, предлагающих постановку на миграционный учет, можно выделить:

  • многофункциональные центры (не во всех городах, информацию в каждом регионе придется уточнять);
  • миграционные отделы МВД.

Как правило, именно второй вариант развития событий имеет место. Раньше можно было сходить в УФМС, но с недавних пор данные службы в России упразднены. И их полномочия передали МВД.

Принимающая сторона

Довольно часто при миграции имеет место так называемая принимающая сторона. То есть гражданин не самостоятельно пребывает в РФ, а по приглашению. В данном случае заявить о своем прибытии, как уже было сказано, нужно в течение недели.

Кто имеет право выступать в качестве приглашающего? Это:

  • граждане РФ, которые постоянно живут в стране;
  • иностранец, который остался в России на ПМЖ;
  • юридические лица, работающие и оформленные в стране;
  • международные организации, в которых будет жить или работать приглашенный.

Теперь понятен срок постановки на миграционный учет, а также стало известно, кто имеет право на приглашение человека. Отмечается, что сообщать о прибытии иностранца должен именно тот, кто его пригласил. И на это отводится 3 рабочих дня. А вот при самостоятельном заявлении путешественника данный период удлиняется. Об этом должен помнить каждый.

Миграционная карта

А теперь немного о документах, которые должен предоставить гражданин принимающей стороне. На данный момент серьезной бумажной волокиты не требует постановка на миграционный учет иностранных граждан. Документы, которые для этого необходимы, добыть не так трудно. Но только если речь идет об уведомлении о прибытии человека на территорию страны.

Первая бумага - это Она оформляется при прибытии в Россию иностранным гражданином. Должна быть у всех, кто законно приехал в страну. Изымается принимающей стороной на некоторое время. После обращения с соответствующим заявлением о прибытии отдается владельцу. Полное изъятие невозможно.

Удостоверение личности

Также в обязательном порядке человек должен предоставить свое Под данным документом, как правило, подразумевается гражданский паспорт. Принимающей стороне запрещено даже на время изымать данную бумагу.

Как тогда быть? Необходимо предоставить копию паспорта иностранца. Желательно заверенную. На практике чаще всего уведомлять о прибытии миграционные службы приходят вместе с путешественником.

Больше никаких существенных бумаг не нужно. Таким образом происходит постановка на миграционный учет иностранных граждан. Только это еще не все. Теперь нужно побеспокоиться о такой составляющей, как регистрация. О ней уже было сказано. Именно ее довольно часто рассматривают как постановку на миграционный учет. Что же должен знать об этом процессе иностранец?

Прописка

Например то, что без прописки, как уже было сказано, нельзя находиться на территории РФ. Только в исключительных случаях такое возможно. Если планируется работать, то прописка или временная регистрация - неотъемлемая часть трудоустройства.

Оформить ее можно временно (по месту пребывания) и на постоянную основу (по месту жительства). Для мигрантов чаще всего используется первый вариант развития событий. Чтобы оформить временную прописку, необходимо обратиться в один из ранее указанных органов. Лучше всего делать это параллельно с сообщением о прибытии в страну. От гражданина потребуют для прописки следующие документы:

  • разрешение собственника жилья на регистрацию;
  • заявление установленного образца;
  • паспорт заявителя;
  • удостоверение личности хозяина квартиры (копия);
  • документы о правах собственности на жилье;
  • миграционная карта;
  • виза (если есть).

Заявителем обычно является сам иностранец. Наличие регистрации (даже временной) на территории РФ - это залог законного нахождения в стране. Довольно часто параллельно с пропиской иностранцев принимающие стороны направляют уведомление о постановке на миграционный учет в соответствующие органы.

Особенности процесса

Но это еще не все! Дело все в том, что постановка на миграционный учет (а точнее, сообщение в миграционные службы о прибытии гражданина) - это ответственный процесс. И он имеет, как уже было сказано, свои особенности.

Стоит отметить, что бланк постановки на миграционный учет заполняется приглашающей стороной. Он не должен иметь сокращений или аббревиатур. Составляется в 2 экземплярах. Срок хранения подобного уведомления - 12 месяцев.

У уведомления есть отрывная часть. Что с ней делать? Приглашающая сторона должна отдать данную составляющую иностранному гражданину. Это своеобразное подтверждение того, что в миграционной службе знают о прибытии. При прописке человека могут запросить эту составляющую. Оригинал в таком случае отдавать не нужно, достаточно копии.

Дополнительные бумаги

В некоторых случаях при уведомлении миграционных служб РФ о прибытии того или иного гражданина иностранного государства могут запросить дополнительные документы. Такая практика в стране распространена. Поэтому и иностранец, и приглашающая сторона должны знать, какие справки требуют на законных основаниях.

К ним относят:

  • трудовой договор (копия);
  • разрешение на осуществление трудовой деятельности (патент);
  • одобрение на временную регистрацию в гостинице (при прописке);
  • согласие всех прописанных на территории жилья на регистрацию иностранца (если речь идет о прописке).

Больше никаких бумаг требовать не могут. Стороны имеют право отказать в предоставлении документов, которые не имеют отношения ни к постановке на миграционный учет, ни к прописке или временной регистрации.

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ , удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

Б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

А) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.

5. Изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 2 настоящей статьи, не допускается.

6. Прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется только при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа , удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Размер платы за указанные услуги почтовой связи устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Порядок подтверждения выполнения действий, указанных в части 7 настоящей статьи, в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на пребывание (нахождение, проживание) у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)




Top