Проверяют ли паспорта на границе с белоруссией. Пограничное состояние: что означает введение погранзоны между РФ и Белоруссией

Отчет о поездке на машине в Беларусь на майские праздники в 2017 году. Несвижский замок, Минск, "Линия Сталина", Курган Славы, Хатынь.

Предисловие

Беларусь — страна, в которой мы с мужем любим бывать вне зависимости от времени года, места и цели путешествия. Манит она, во-первых, потому что пропитана "советскостью", дружелюбием и в целом позитивом, во-вторых, напоминает о юных годах жизни, проведенных здесь, а в-третьих, гладкими дорогами, ухоженными, уютными улочками, приветливыми местными жителями, относительной дешевизной цен.

Объехать всю страну, если задаться целью, можно буквально за 10-15 дней. Мы пока такого марш-броска не совершили, но во многих городах уже побывали (Витебск, Гродно, Гомель, Борисов, Могилев, Дзержинск, Брест, Минск, Кобрин).

По славной семейной традиции, незадолго до ухода на длительные, связанные с праздниками, "каникулы" мы начинаем планировать отдых. В мае большое количество праздников, сам Бог велел отправиться в поездку. Давно хотелось побывать в белорусских замках, одним из наиболее привлекательных для меня оказался Несвижский, судя по отзывам и описанию в интернете (находится в городе Несвиж, неподалеку от Минска по направлению на юго-запад), а заодно муж предложил посетить достопримечательности, связанные с Великой Отечественной войной — площадь победы в центре белорусской столицы, Курган Славы, Хатынь и музей под открытым небом, историко-культурный комплекс, под названием "Линия Сталина".

Подготовка

Готовиться к поездке мы начали еще в конце апреля, поскольку планировали отправиться в дорогу на первые майские праздники. Муж купил зеленую карту, рассчитанную на 15-дневное пребывание на территории Беларуси, и тщательно исследовал машинк на предмет его технического состояния. Благо, супруг — механик, поэтому обошлись своими силами, каких-то особенных затрат касательно ремонта не понесли. К слову, машина не новая — Volkswagen Passat 1993 года выпуска, зато надежная.

Дату поездки пришлось отложить по причине неблагоприятных погодных условий: аккурат 29, 30 апреля и 1 мая намечались дожди в Минске. Провести все эти дни в машине или каких-либо забегаловках не очень хотелось, поэтому пришлось подождать наступления следующих праздников (6, 7, 8, 9 мая).

Зато оставалось время собраться с мыслями, определиться с маршрутом, временем выезда, изучить праздничную программу в музеях и т.д. Планировали в субботу 6 мая выехать из Москвы поздно вечером, пересечь границу Беларуси через 5-6 часов, остановиться на ночлег на любом из попавшихся по пути кемпингов, пожарить шашлыки, а наутро 7 мая быть в Несвиже как раз к открытию музея, а оставшийся день погулять по городу и замку.

Затем планировали переночевать в гостинице в Минске, 8 мая посмотреть достопримечательности, посетить Национальную библиотеку, Курган Славы, "Линию Сталина" и Хатынь. 9 мая нужно было с утра отправиться домой. Для того, чтобы не пользоваться лишний раз интернетом на территории Республики Беларусь, мы скачали на телефон Maps.Me, загрузили карту страны и вполне успешно ею пользовались всю дорогу.

Накануне отъезда, в пятницу 5 мая, начались сборы. Набор необходимых вещей у нас для поездок всегда стандартный — документы, зарядные устройства, инструменты, постельные принадлежности, навигатор, теплая одежда и обувь, мангал с решеткой для барбекю, термос, еда, посуда.

Дорога и граница с Беларусью

От Москвы до Минска есть прямая дорога — . Именно на нее мы и выехали, направляясь в столицу Беларуси. Как и планировали, около 19 часов вечера мы отъехали от дома. Путь пролегал через Одинцово, Можайск, Вязьму, Сафоново, Смоленск.

Как таковой границы между нашими странами нет. Единственное, зачем могут остановить российские пограничники - показать документы (паспорт), после просмотра с миром отпускают. На белорусской же границе останавливают крайне редко. Забегу вперед и скажу, что зеленую карту мы ни разу никому не показали.

На границе с Беларусью

Около часу ночи мы оказались неподалеку от Орши. На одной из заправок, совмещенных с кемпингом, решили заночевать. Белорусские кемпинги заслуживают отдельного разговора — обычно это просторные, всегда чистые площадки, оборудованные скамьями, столиками и бесплатными туалетами, напоминающими душевые кабинки. Иногда на территории есть кафе, иногда кемпинги объединены с заправками.

Пока что все шло по намеченному плану, разве что кроме шашлыков — ночью было совершенно не до них. Наутро мы отправились дальше — в Несвиж. Дорога пролегала через Борисов, Жодино, Минск и Дзержинск. Замок, в который нам не терпелось попасть, — главная достопримечательность маленького городка. Дорога к самому Несвижу после поворота с основной трассы мне показалась похожей на американскую, а-ля местная Флорида. Только вместо пальм по обочинам возвышались тополя, создавая совершенно уютную, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Панорама Несвижского замка

Как только попадаешь в город, сразу видишь направление. Несвижский замок находится в центре и возвышается на небольшом рве так, что его видно, наверное, из любого конца и с любой улицы. Проехав по мощеной дороге пару километров, мы оказались возле ворот, за которыми скрывалась главная достопримечательность. Справа возвышался храм, который находился на реставрации.

Удачно припарковавшись, мы направились к замку. Сначала во дворике прошли мимо всевозможных завлекаловок — лавок со всякой всячиной типа магнитиков и брелоков, зазывал, приглашающих выковать именные монетки, и прочих предпринимателей. Затем оказались у здания с надписью "касса", купили билеты (на наши деньги: по 500 рублей на человека). К слову, при оплате мы воспользовались обычной российской картой, обмен валют нас даже не интересовал, поскольку в Беларуси можно рассчитываться безналом даже в непримечательных деревенских магазинчиках.

Туристов, покупающих вместе с нами билеты, было не очень много, однако у самого входа в музей мы обнаружили достаточно большое скопление людей. Мало кто добирался сюда своим ходом. В основном, были организованные группы с гидом, приехавшие на автобусах из России. К одной из таких мы незаметно и присоединились — изучили весь замок, тайком подслушивая рассказы экскурсовода.

Время, проведенное в музее, пролетело незаметно, но оно был очень насыщенным. Замок в пору существования Литовского княжества (в состав которого входила Беларусь) принадлежал роду князей Радзивиллов вплоть до середины 20 века. Каждая комната в нем — это целый мирок, целая эпоха.

Бильярд и чучела животных

Еще охотничьи трофеи

Здесь князья Радзивиллы обедали

Богатый интерьер впечатляет

Музей не похож ни на какой другой, все здесь дышит каким-то европейским духом, чем-то манящим. 7 мая (день, когда мы как раз посетили Несвижсий комплекс) — день его возведения. По такому событию актеры даже разыграли сценку из жизни князя Радзивилла, повествующую о рождении семьи и рода в целом.

Сказать, что мы были в восторге, когда вышли из замка — не сказать ничего. Продлить его помогли прогулки по территории близлежащего парка, увитого изумрудной зеленью, обрамленного прудиком, по которому летом совершают лодочные прогулки.

Прогулки по Минску

Было уже около 17 часов вечера, когда мы нагулялись по замку и парку и решили двигаться дальше, в Минск. На подъезде к городу зашли в местный супермаркет Евроопт — сеть очень распространена во всех городах страны. Мы купили продукты, чтобы самостоятельно приготовить в гостинице и перекусить.

Гостиниц в Минске не так уж и много, при этом многие из них весьма бюджетные. На одну из таких прямо неподалеку от Большого театра оперы и балета, напротив Острова Слез, мы случайно набрели. Называется гостиница "Апартаменты на Богдановича", находится по адресу ул. Богдановича, 23, вот ссылка на Booking . Номер на двоих в ней стоил 1500 рублей. Комната совершенно обычная, с двумя кроватями, не очень просторная и напоминает советский санаторий. Но комната эта чистая, со свежим постельным бельем и даже телевизором.

Утром 8 мая мы отправились гулять по городу. В Минске за последние 3 года мы были раз 5, и каждый раз столица Беларуси раскрывается для нас с новой стороны. От многих знакомых, побывавших здесь, мы слышали эпитет "домашний". Поспорить сложно — здесь настолько уютно, настолько свободно, спокойно и непринужденно, что действительно ощущаешь, будто находишься дома в безопасности.

В этот раз нашей целью была Национальная библиотека, в которой можно "прокатиться" на стеклянном лифте до смотровой площадки и полюбоваться городом с высоты птичьего полета.

Одна из центральных улиц Минска

Ничего сверхъестественного, вид совершенно обычный. Но тут можно еще раз убедиться, что Минск — чистый, зеленый и не по-столичному уютный город.

Ради интереса мы заехали на площадь Победы, посмотреть, идет ли подготовка к 9 мая. Несмотря на дождь, она шла полным ходом — ребята репетировали танец под очень проникновенную песню и под бдительным присмотром руководителей, стоящих под зонтиками.

День второй. "Линия Сталина" и Курган Славы

В этот день (8 мая) наша программа была еще более насыщенной. Мы посетили сразу три знаковых места — "Линию Сталина", Курган Славы и Хатынь.

Чтобы добраться до "Линии Сталина", нужно было выехать на трассу Р28 и двигаться по направлению к селу Лошаны. Мы ориентировались по указателям. Входной билет на территорию комплекса стоил 500 рублей на человека. По программе намечалось представление — реконструкция боя за Берлин.

Реконструкция боя за Берлин

Сама территория представляет собой большую площадку с небольшим уклоном, сверху расположена боевая техника, снизу — ложбина для демонстрации реконструкций. На представление собралось большое количество зрителей, в их числе были даже иностранные делегаты.

После просмотра реконструкции организаторы приглашали всех желающих пострелять из пулеметов, пистолетов и другого оружия военного времени. Была даже возможность проехаться на танке и отведать полевой кухни. Вся эта атмосфера не может не вызвать скорбные чувства. Задача актеров и организаторов — приобщить общественность к изучению истории — выполнена на отлично.

Как от Кургана Славы, так и от Хатыни направляться в Москву одинаково удобно. Добраться до Кургана Славы из Минска можно за 30-40 минут по трассе М2. Сам комплекс представляет собой возвышенность, на которой расположены ступеньки и стела.

Близлежащая территория засажена деревьями, рядом есть кафе. На парковке мы встретили иностранцев — французов, совершающих на нескольких автомобилях вояж из Франции через Беларусь по всей России. Это счастливые и обеспеченные европейские пенсионеры, решившие устроить себе такое захватывающее путешествие, при этом не зная ни слова по-русски.

"Мы не хотели умирать...". Хатынь

Что касается Хатыни — ее мы уже посещали в 2013 году, но почему-то снова захотели приехать на это место. Добраться до нее можно по дороге на Логойск, трасса Минск-Витебск, 54 километр (М3). В этот раз мы поехали по дороге от Кургана (Р80) до МКАД-2 (Минская кольцевая) и повернули на М3 (там еще был указатель на Силичи — горнолыжный спорткомплекс). Дорога заняла около часа. На подъезде к мемориалу установлен указатель — большие бетонные буквы "Хатынь". После поворота остается проехать несколько километров.

Комплекс представляет собой две части. Первая — парковка, кассы для оплаты услуг экскурсовода (сам вход бесплатный), вторая — мемориалы в виде печных труб на местах сгоревших домов.

На них расположены небольшие колокола, звонящие через небольшой промежуток времени. По центру установлен памятник кузнецу, держащему на руках своего погибшего сына.

Памятник кузнецу

Без слез там находиться невозможно. Кажется, здесь каждый клочок земли пропитан кровью и слезами людей, погибших от рук фашистов. Здесь о войне помнят каждый день.

Именно эта территория приняла на себя первый удар в далеком 1941 году.

Мемориальные послания в Хатыни

Хатынь стала завершающей точкой нашего белорусского путешествия. Отсюда по трассе М3, а потом Р63 (М1) мы вернулись назад в Москву утром следующего дня, 9 мая.

Оба дня, проведенные нами в Беларуси, ознаменовались дружелюбной и солнечной погодой. Столица России же встретила неожиданно выпавшим снегом. Каникулы закончились, а воспоминания остались.

Итоги и финансы

В целом, мы проехали около 1500 километров. Бензин выгоднее покупать в России, он здесь заметно дешевле. Однако перевозить его в канистрах через границу нежелательно. Если вас остановят белорусские пограничники, можно нарваться на неприятности.

Следует быть внимательным на трассе от Смоленска — камер очень много, одна из них нас сфотографировала. В самой Беларуси также следует соблюдать скоростной режим, особенно в населенных пунктах — штрафы существенные, при этом в качестве залога могут забрать права.

  • бензин: около 5000 рублей (туда и обратно);
  • зеленая карта: 800 рублей;
  • билеты: 2000 рублей (в Несвижский замок и на территорию "Линия Сталина");
  • продукты: около 3000 рублей;
  • проживание в гостинице: 1500 рублей;
  • мелкие траты (магнитики, кофе в кафе): около 500 рублей.

Итого: 13 000 рублей. Очень бюджетно и насыщенно.

Лето, как известно, пора отпусков, то самое время, когда многие определяются, где стоит провести свое время отдыха. При этом среди множества «летних» направлений все большую популярность обретает Республика Беларусь, где имеется большое число достопримечательностей, санаториев и мест отдыха в районе Браславских озер.

В связи с этим очень многим автолюбителям интересно, с какими особенностями и трудностями могут столкнуться те водители, которые собираются поехать в Беларусь на машине.

Пересечение государственной границы

Пограничный контроль между Беларусью и Российской Федерацией, по сути, является фикцией. Проверке подвергаются исключительно большегрузные автомобили (фуры).

Для физических же лиц на собственном автомобиле даже не требуется останавливаться на пропускном пункте. Впрочем, по возвращению обратно в Россию вас все же могут остановить для проверки паспортов, что, впрочем, не занимает много времени.

Единственным существенным нюансом при подготовке к поездке является приобретение международной страховки типа «зеленая карта». Этот страховой полис представляет собой аналог , но в международном формате и купить его можно на срок от 15 дней до одного года.

При этом покупка полиса на длительные сроки обходится существенно дешевле «кратковременного». После кризиса цены на «зеленые карты» несколько возросли, однако их стоимость остается весьма доступной – от семисот рублей до без малого пяти тысяч рублей за полис, действующий на протяжении года.

Актуальную информацию о ценах на страховку типа «зеленая карта» можно узнать на специализированных сайтах — информация, предложенная там, позволяет довольно точно рассчитать стоимость страхования при различных сроках поездки.

При этом купить сам полис можно как в страховой компании по месту жительства (к слову, далеко не все страховщики продают страховки этого типа), так и непосредственно у границы – перед каждым крупным контрольно-пропускным пунктом имеется огромное число небольших «представительств» страховщиков типа «будка», где можно стать обладателем вожделенного полиса. Для его оформления потребуется только паспорт транспортного средства (ПТС), а сама процедура занимает порядка десяти минут времени.

В остальном, для поездки потребуется стандартный и общегражданский паспорт (как уже мы писали, его могут потребовать пограничники).

Движение по дорогам, правила дорожного движения и общение с представителями правопорядка

Езда по белорусским дорогам оставляет, в большинстве случаев, очень приятные впечатления у россиян. Высокое качество покрытия, четкая дорожная разметка, своевременный ремонт неровностей являются первыми преимуществами, которые бросаются в глаза. Даже в сельской местности (в стороне от основных магистралей) радует качество дорог.

Не напрягает и проведение самих дорожных работ – все сужения полотна имеют полный спектр обозначений, а на наиболее сложных участках объездные пути с временной разметкой, которые также отличаются высоким качеством покрытия.

С точки зрения езда по Беларуси, на первый взгляд, ничем не отличается от России. Однако тут имеются некоторые нюансы.

В частности, действие дорожного знака распространяется не до первого перекрестка, а до первого обозначенного перекрестка, то есть того, на котором установлен соответствующий знак. Об этом следует также помнить.

В республике Беларусь очень и следует помнить, что приоритет у тех водителей, которые уже движутся по кругу, если иное не установлено дорожными знаками.

Контроль скоростного режима в Республике Беларусь весьма жесткий и может обернуться рядом проблем для россиянина, рассчитывающего на безнаказанность. Так, штраф за превышение скорости, исчисляемый в так называемых «базовых величинах», может оказаться весьма впечатляющим.

Кроме того, нарушивший ПДД гражданин, без разницы какой страны, вносится в единую базу данных, и последующее превышение скорости более чем на 25 километров в час может обернуться не только штрафом, но и лишением «прав».

Отдельно стоит сказать и о системах автоматической видеофиксации нарушений. «Камер» на дорогах Беларуси довольно много, они установлены практически в каждом населенном пункте, возле которого имеется соответствующее обозначение.

Госавтоинспекция Республики Беларусь использует весьма современные системы, осуществляющие съемку с кормы автомобиля. Подобные комплексы практически не фиксируются (последние «засекают» их срабатывание лишь в момент непосредственного проезда и, как результат, не позволяют своевременно затормозить автомобиль).

Ранее россияне могли не опасаться «писем счастья», однако за последний год ситуация коренным образом изменилась. В частности, на основных пунктах пропуска между Россией и Беларусью осуществляется установка камер, которые заранее фиксируют номера проезжающих автомобилей.

В случае, если за авто числится штраф, выписанный автоматической системой, сотрудники ГАИ останавливают автомобиль и могут потребовать оплаты штрафа до выезда из страны.

Еще одним важным моментом можно назвать очень суровые санкции в отношении водителей, злоупотребивших спиртным. Первоначально у автомобилиста, севшего за руль , отбирают водительское удостоверение и накладывают крупный штраф.

Повторное нарушение приводит к тому, что ГАИ изымает автомобиль нарушителя, который обращается в доход государства и уходит «с молотка». При этом данный закон распространяется и на граждан других государств – между Беларусью и Россией имеются соответствующие договоренности.

Общение с сотрудниками Госавтоинспекции в Беларуси тоже отличается некоторыми нюансами. Основной из них кроется в том, что вручить взятку работнику ГАИ в большинстве случаев не удастся.

Добиться этого в республике удалось тем, что «гаишники» имеют весьма неплохие зарплаты и могут легко получить реальный срок без права последующей работы в государственных органах в случае, если попытаются увеличить доход за счет автолюбителя.

Тем не менее, на наиболее «популярных» у россиян направлениях бывают редкие случаи (за три года частых поездок автору этих строк с этим довелось столкнуться лишь раз) злоупотреблений со стороны инспекторов ГАИ.

Злоупотребления эти заключаются в использовании законов Беларуси по отношению к россиянам, с ними не знакомыми. Это касается тонировки на задних стеклах, которая, в соответствии с местным законодательством, полностью запрещена.

Этот аспект касается только транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, и если инспектор пытается наложить на вас соответствующий штраф, можете смело предложить ему проехаться к начальнику ГАИ соответствующего района или пригрозить обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Этого будет достаточно для того, чтобы ретивый служитель порядка пересмотрел свое решение. По сути, эти сложности единственные, с которыми можно столкнуться в путешествии.

Основные направления для отдыха в Беларуси

В большинстве случаев Россияне предпочитают для отдыха центральную часть Беларуси, где располагается большинство достопримечательностей и пансионатов для отдыха.


Минимальный срок страхования составляет две недели. Продажа полиса производится на границе. Ежедневно из Москвы в Беларусь отправляется до 15 поездов. Время в пути между двумя столицами 10 часов. Засыпая в России, утром вы проснетесь уже в другой стране. Россияне, прибывающие поездом, не проходят пограничный контроль. Таможенные правила Без уплаты пошлины один человек может взять с собой: — продукты питания - до 5 кг; — алкоголь - не более 1 литра крепких напитков и до 2 литров пива; — сигареты - 200 штук; — ювелирные изделия - не более 5 штук (без ограничения по размеру и весу); — одежду из кожи и меха - до 3 предметов: — наручные часы - 1 штука; — видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру, стоимость 1 единицы не больше 1000 евро. Общий вес личных вещей не должен превышать 50 кг, а их стоимость должна быть не выше 1000 евро (для неделимых товаров - 80 кг, 1200 евро).

Пересечение границы Беларуси

Для того, чтобы уменьшить длительность прохождения пограничных формальностей лучше заранее подготовить документы для проверки. Для пересечения государственной Республики Беларусь на автомобиле гражданам России требуются следующие документы: Общегражданский заграничный паспорт (загранпаспорт) Свидетельство о регистрации ТС Договор страхования гражданской ответственности владельцев ТС «Зеленая карта» Правила пересечения границы Беларуси с другими странами примерно одинаковы, за исключением пересечения границы с Россией.

Фактическая приостановка действия соглашения о Таможенном союзе связана с поставками продуктов питания. Напомним, таможенные посты на границе РФ и Белоруссии были сняты с сентября-октября 2010 года (с Казахстаном — в июле 2011 года). Белорусские таможенники проверяют весь транспорт на границе, следующий в обеих направлениях. «ФТС подтверждает, что белорусские таможенники возобновили свою работу на с РФ.

Как происходит пересечение границы Россия-Беларусь

Так, например, пересечение границы России и Беларуси при предъявлении паспорта одной из этих держав проходит совершенно свободно, без соблюдения бюрократических формальностей. Соглашение о добрососедстве свободно пересекать государственные границы; без ограничений передвигаться по территории соседней страны; трудоустраиваться на предприятия по той же схеме, что и жители данного государства; не предъявлять каких-либо специальных разрешительных документов при въезде в страну. Таким образом, правила пересечения Россия-Беларусь говорят, что, хоть пограничные пункты на рубеже территорий и установлены, их существование является всего лишь самой обыкновенной формальностью.

Российско-белорусская граница это

когда РСФСР и Белоруссия стали отдельными государствами. До 1991 года была границей между РСФСР и Белорусской ССР. В настоящее время пограничных пунктов и контроля на границе практически нет. Граница существует формально, но на практике её можно легко пересечь без таможенных проверок. Длина границы составляет 959 километров. Через эту осуществляется внешняя торговля России и Белоруссии.

С 1 апреля 2011 года был отменён транспортный контроль на границе. Медвежье-Саньково России принадлежит не связанный с основной территорией страны анклав Медвежье-Саньково.

Российско белорусская граница

Для взрослого это внутренний или заграничный российский паспорт, для ребенка — свидетельство о рождении с отметкой о гражданстве РФ или соответствующим вкладышем. Владельцу транспортного средства необходимы все документы на автомобиль, требуемые на территории России. Кроме того, при пересечении российско-белорусской границы прямо на пропускном пункте надо оформить страховой полис гражданской ответственности и так называемый «въездной листок», который возвращается россиянином при выезде из республики.

Как проехать на автомобиле из Москвы в Минск

Другой вариант – поездом. Ежедневно до Минска из Москвы следуют более 11 поездов. Третий вариант – самый практичный и увлекательный для тех, кто планирует побывать не только в Минске, – это отправиться в путь на автомобиле. Этому варианту и посвящена наша статья, в который даются важные рекомендации и советы тем, кто делает это впервые и не знает, как проехать на автомобиле из Москвы до Минска. Документы, которые нужно взять, отправляясь из Москвы в Минск Жителям России для пересечения границы достаточно обычного российского паспорта, также можно ехать и по заграничному.

Для чистоты эксперимента едем на обычном рейсовом автобусе «Гомель - Новозыбков » и пересекаем границу по трассе М-10 на Брянск . Со стороны Беларуси на дороге нет никаких постов, подъезжаем к пункту транспортного контроля на российской территории - сооружение наподобие пограничного пункта пропуска стояло здесь и раньше.

Автобус останавливает сотрудник пограничной службы, заходит в салон и просит достать паспорта. При этом пассажиры просто держат документы в руках, не отдают человеку в форме, а тот лишь смотрит на гражданство. В автобусе ехали только белорусы и россияне, поэтому никого не высаживали и по базе не проверяли, через пару минут автобус отправился дальше. Вещи тоже никто не смотрел. То есть, пока, как и обещали российские власти, полноценного паспортного контроля на границе с Беларусью не ввели.

На трассе движения почти нет, у обочины стоят российские и белорусские фуры. Водитель автопоезда из Беларуси говорит, что никаких изменений на границе не заметил, порядки прежние. А дальнобойщик из Венгрии даже не знал, что отныне здесь действует режим погранзоны:

Ничего не изменилось, проблем при пересечении границы никаких. Трудности были только в Беларуси - три раза меня возвращала назад ветеринарная служба, ничего толком не объясняя. Я везу комбикорм, документы в порядке.

Идем на пункт транспорта контроля и уже показываем удостоверение. Сотрудник погранслужбы звонит начальнику и после короткого разговора бесцеремонно выпроваживает:

Это режимный объект, находиться здесь запрещено, покиньте территорию.

Не то что сделать фото, а даже пять минут понаблюдать за работой погранслужбы нам категорически не разрешают, на вопросы не отвечают.

С границы добирается попутками, останавливается легковушка с российскими номерами, за рулем - кавказец:

Они проверяют только таких людей как я, из Дагестана , Чечни . Каждый раз, когда въезжаю, смотрят на мое лицо и проводят в кабинет, чтобы пробить паспорт по базе, хотя он российский. А в прошлый раз со мной ехал белорус, на его паспорт даже не посмотрели.

Продолжаем путь уже с белорусским водителем, который возвращается в райцентр:

Раньше на нашей территории стоял пост ГАИ, а сейчас убрали. А паспорта россияне проверять начали уже несколько месяцев назад. Просто смотрят на гражданство: если украинец или молдаванин, то отправляют на международный пункт пропуска. То есть, здесь пускают только белорусов и россиян. Хотя дальнобойщиков пропускают, и видел, как украинские гастарбайтеры проезжали - наверное, у них были специальные отметки.

Пограничных столбов у трассы мы нигде не заметили. Не видели их, а также пограничных патрулей, и жители белорусских деревень, которые находятся у самой границы.

Конечно, лесные дороги на Россию есть, но сейчас они все заметены снегом, поэтому по ним никто не ездит. Осенью еще ездили, и россияне к нам ездили, никто не останавливал, а как весной будет, посмотрим, - говорят в деревне Хорошевка .

Напомним, накануне введения погранзоны в ФСБ России пояснили, что она «не предусматривает осуществления пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, открытия и функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ ». Однако погранзона, в которую вошли приграничные российские деревни, предполагает пропуск для въезда. То есть, тот кто не живет в приграничной деревне и не имеет там близких родственников, не может находиться в таком населенном пункте без специального пропуска. Проехать его на автобусе или машине можно, а останавливаться - нет, иначе могут оштрафовать. Но пока белорусов пускают в приграничную зону без пропусков, говорят местные жители.

На этой неделе госпогранкомитет и государственный таможенный комитет Республики Беларусь (РБ) приняли к рассмотрению петицию граждан, требующих полностью перекрыть белорусско-российскую границу и вернуть таможенный и пограничный контроль.

«Отсутствие таможенного и пограничного контроля на границе нашего государства с Российской Федерацией угрожает экономической и общественной безопасности нашей страны. Согласно данным МВД РБ, более 60% контрабандного товара экспортируется именно из Российской Федерации», — говорится в петиции, поданной жителем Могилева Антоном Косцовым. В документе речь идет о «паленой» водке, наркотиках и даже сутенерах, которые свободно пересекают границу двух союзных государств и угрожают жизни и здоровью белорусских граждан.

Это далеко не первая петиция такого рода. Неожиданностью стало то, что белорусские власти впервые отнеслись к инициативе всерьез. Под петицией о пограничной российской угрозе стоит подпись 551 человека.

Реакция белорусских ведомств отражает обострившийся диалог между Минском и Москвой относительно пограничного вопроса. Проблема стала неожиданно актуальной с осени. Тогда выяснилось, что жителям Литвы стало намного сложнее въехать в «континентальную» Россию (то есть не в Калининградскую область). Большинство литовцев попадали в РФ через Белоруссию, однако российские пограничные органы запретили пропускать граждан ЕС на свою территорию через Республику Беларусь. По новым требованиям, если они хотят попасть в РФ, то должны пересекать границу с территории Литвы, Латвии или Эстонии.

Впрочем, подобные меры распространились и на граждан других стран, в том числе тех, кто считается однозначно дружественными к Москве. Например, гражданин Казахстана, живущий в Витебской области, не мог въехать в Россию через КПП «Красная Горка» под Смоленском. Он должен ехать за 350 км в международный пункт пропуска в Брянской области.

Все три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан — входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который позиционирует себя как открытое и свободное пространство для стремительного и современного развития экономик всех стран-участниц. Но ЕАЭС сам по себе, а пограничные правила, получается, тоже сами по себе.

Исключений не предусмотрено и для дипломатов. Это на собственном опыте узнал посол ЕС в России литовский дипломат Вигаудас Ушацкас.

В сентябре он на автомобиле отправился в Россию по хорошо знакомому маршруту — через Белоруссию, однако на границе его развернули и сказали ехать через Латвию, то есть сделать крюк в 500 км.

«Дальнобойщики буянить умеют»

«Проблема появилась неожиданно, на ровном месте. Никто никого не предупреждал. Просто россияне вдруг начали следовать пограничным правилам, о которых сами же не вспоминали два десятка лет, — рассказал «Газете.Ru» Владислав Замировский, менеджер одной из белорусских транспортных компаний. — И поверьте, все пока обходится без громких скандалов только потому, что сделано исключение для дальнобойщиков и пассажиров международных рейсов. Иначе были бы и массовые протесты, и блокада автотрасс грузовыми фурами. Дальнобойщики буянить умеют. А вы представляете, что означает перекрыть трассу М1 (Москва — Минск — Брест. — «Газета.Ru»)?»

Новые правила не касаются большегрузных автомобилей, поскольку их транзит регулируется специальными квотами на перевозки. Тем не менее РФ сократила количество пунктов пропуска, через которые грузоперевозчики из третьих стран могут пересекать белорусско-российскую границу.

Теперь это только те трассы, на которых есть стационарные российские пограничные посты. Пересечение грузовыми фурами границы в других местах карается штрафом 2 тысячи российских рублей.

Пограничный контроль на границе между Белоруссией и Россией был ликвидирован в 1995 году, когда вступил в силу Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами. Однако с тех пор пограничные ведомства и МИДы двух стран так и не согласовали правила въезда для граждан третьих стран. На протяжении 20 лет никто не видел в этом проблемы, и иностранцы свободно ездили по своим делам в Россию через Белоруссию.

«За минувшие два десятилетия получила распространение бизнес-практика, когда предприниматели из Польши и Литвы создают свои производства в Белоруссии. Например, в свободных экономических зонах. Но основной рынок сбыта для этих производств — в России, — разъясняет белорусский политолог Андрей Аксенов. — Соответственно, им приходится часто ездить между своей страной, Белоруссией и Россией».

«Раньше, насколько я знаю, многие даже российские визы не делали — хватало белорусской. Но теперь, даже имея в паспорте визу РФ, им не так просто смотаться по делам, скажем, из Гомеля в Смоленск. Между городами три сотни километров, а ехать теперь приходится более чем за тысячу — чтобы через международный пункт пропуска», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

По словам эксперта, так как больше всего от нововведения страдают граждане Литвы и Польши, именно министерства иностранных дел этих стран направили ноту России.

Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, в свою очередь, встречался с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Тот заверил, что разберется с этой проблемой.

«Если в ближайшее время все не вернется на круги своя, то Белоруссия фактически потеряет часть транзита по своей территории. А еще — свой имидж «мостика» между Россией и Евросоюзом. И это самый болезненный удар для нынешнего руководства страны», — резюмирует Андрей Аксенов.

^Взаимное непонимание

Как теперь выясняется, в Москве и Минске понятие «открытая граница» трактуют по-разному.

Власти Белоруссии исходят из того, что без уточняющих положений действует принцип, по которому белорусско-российская граница открыта для всех. В России, однако, считают, что при отсутствии международных договоренностей действуют внутренние законы. А в РФ законы предполагают, что все иностранцы должны пройти обязательный пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде. Правда, в этой ситуации не очень понятно, почему данная норма начала действовать именно сейчас.

«Граждане зарубежных стран пересекают границу Белоруссии в международных пунктах пропуска, проходят соответствующий контроль, получают при этом миграционные карты общего с Россией образца. Мы считаем эти процедуры полностью достаточными для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет, — сказал на одном из брифингов пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. — В любом случае сейчас вопрос лежит в плоскости усовершенствования договорно-правовой базы, а не введения какой-то инфраструктуры».

Вопрос транзита граждан третьих стран через Белоруссию в Россию обсуждался в конце ноября в Минске на переговорах министров иностранных дел двух стран, однако конкретных договоренностей они не достигли.

Как рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, наличие в паспорте действующей российской визы — недостаточный фактор, чтобы попасть в Россию. По закону сделать это можно только через международные пункты пропуска. «Но мы очень давно продвигаем идею единого визового пространства Союзного государства», — отметил Лавров.

Пока, по словам главы МИД РФ, обсуждается соглашение о взаимном признании виз Белоруссии и России.

«Да, террористы являются реальным фактом, есть нарастание угрозы, это нельзя отрицать. Но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику, у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать, а кому не выдавать визу, тогда эта проблема сама по себе отпадет. Пока надо вырабатывать временные, промежуточные меры», — считает Лавров.

Как пояснил далее российский министр, вероятно, вопрос будет решаться через открытие временных пунктов пропуска для иностранных граждан на белорусско-российской границе. Он отметил, что весь комплекс этих вопросов будет рассматриваться на заседании межгосударственной рабочей группы. Ее заседание было намечено на начало декабря, но пока никаких сообщений о начале работы не поступало.

В свою очередь, белорусский министр иностранных дел Владимир Макей подчеркнул, что в рамках Союзного государства открытые границы очень важны, но проблему передвижения граждан третьих стран необходимо срочно решать. «Таких проблем в наших отношениях быть не должно», — заявил он.

Лавров отшутился. Мол, «третьим странам» надо просто вступать в Союзное государство, и тогда проблема пересечения белорусско-российской границы для них снимется сама.

«Я думаю, это одно из проявлений общей напряженности в отношениях между Минском и Москвой, которую мы видели на протяжении всего 2016 года. Как только Минск начал шантажировать россиян ростом цен на транзит нефти через Белоруссию на Запад, российская сторона увидела проблему там, где не видела ее два десятка лет. То есть в отсутствии международных пунктов пропуска на границе, — считает белорусский политолог Антон Кисленок. — А ведь проблему можно было решить намного проще. Например, через взаимное признание виз для целей транзита». Этот механизм, созданный в рамках СНГ, применялся и российской, и белорусской сторонами, но в начале 2000-х именно Москва от него отказалась.




Top